За последнее время в Киргизии многое произошло, как сейчас обстоят мы дела не в курсе, но
побывать там однозначно стоит. Очень красиво, высоченные горы со снежными шапками,
горные дороги на отметках 2-3тыс, а перевал Барскон стал для нас одним из самых
потрясающих мест, там мы заехали на 3800.
Итак… собрались мы за 2 дня, мы это Дима и Лиля.
Путешествовали на автомобиле Great Wall SAFE 2005 г.в.(бывший форанер), по прозвищу «Тыгра».
Про Тыгру подробнее можно почитать тут -> chinamobil.ru/bb/viewtopic.php?t=28109
Маршрут
Почти 6 тысяч км.
22 -31 августа 2009г, выезд в Сб утром — обратно в Челябинске в Вс (точнее Пн ночью)
итого 9 дней.
Челябинск — Кустанай — Аральск — Кзыл-Орда — Чимкент — Джамбул —
Талас — Суусамыр — южная дорога вдоль Иссык-Куля — Каракол —
Кеген — Чунджа — Алматы — Астана — Кокчетау — Кустанай — Челябинск.
Границы
Путешествовать по Казахстану и Киргизии можно по российскому паспорту. Никаких виз, загранпаспорта и прочих заморочек.
в Казахстан — при переходе границы каждый гражданин России получает миграционную карту, в которой фиксируется дата заезда.
В течение 5 дней необходимо либо получить временную регистрацию, либо покинуть страну. Т.к. мы покидали пределы
Казахстана и заезжали в Киргизию, при обратном вьезде получили новую миграционную карту (снова 5 дней). В графе
«цель въезда» мы указали «туризм». Водитель заполняет таможенную декларацию. Декларировали только автомобиль, и
получили обязательство о вывозе (срок его действия был 2 месяца с момента въезда). + Нужна страховка, купили на границе,
на казахской стороне сразу за переходом за 250руб.
в Киргизию — получили только декларацию, без регистрации можно пребывать 90дней.
КПП Россия — Казахстан(Троицк) перешли за 3 часа.
КПП Казахстан — Киргизия(Тараз/Талас) пусто, могли пройти за 10 мин. если бы не любопытство окружающих.
КПП Киргизия — Казахстан(Кеген) пусто, могли пройти за 10 мин. если бы не перерыв на Казахстанской стороне.
КПП Казахстан- Россия(Троицк) 7 часов, всю ночь простояли (уроды), прогнали через ренген, типа с юга да еще из Киргизии.
В целом погранцы на Казахско-Киргизких постах (где мы проходили) очень нормальные, дружелюбные, мы легко и
непринужденно общались и шутили. Народу никого нет, такие как мы раз в пятилетку проезжают, мы, конечно, вызываем
всеобщее нескрываемое любопытство. На Кегенском переходе молодой пограничник (пока ждали окончание перерыва)
устроил показательные поисковые выступления со своей овчаркой, отводил в сторону поворачивал мордой «в поле» и
приказывал сидеть, затем прятал маленькую палочку за бампер или под коврик у нас в машине,
сабакавеч её каждый раз находил, явно был горд собой, вилял хвостом и ждал продолжения.
Граница с Россией одной фразой — «в нашем дурдоме день открытых дверей».
Деньги
Потратили 32тыс.руб. на все «от и до».
С Киргизией было просто — за 1 рубль 1.3 сома, везде где хотели поменять.
В Казахстане деньги лучше менять в крупных городах и ближе к нашей границе, курс заметно отличается
от 4 до 4.7 тенге за рубль, в мелких городах повсеместно один и тот же банк БТА, самый уродский курс — 4 тенге за рубль.
Бензин
вроде нормальный, по крайней мере разницы с нашим не заметил.
92 — есть везде, с 95 могут быть проблемы между крупными городами, один раз пришлось 20 литров из канистры заливать.
Стоимость варьируется, но не сильно, стоит примерно ± как и у нас.
Полициясы & Милиция
Пока ехали по Казахстану нас сильно пугали Киргизскими ментами, но на деле все оказалось наоборот.
Важно: на автомобиле, передвигающемся по Казахстану, должен присутствовать задний бампер!!! ))
Его отсутствие, по мнению гАИшников, является свидетельством полнейшей технической неисправности транспортного средства,
чем вызывает острый приступ алчности. Наш «Тыгра» находился в первых стадиях переделок и бампер был снят,
но придуманное на ходу объяснение «дык такая конструкция у автомобиля, только вот тут был чуток пластика,
а так бампера не было» всегда прокатывало и ни разу нас не подводило )))
Казахи… местами нормальные, местами ну просто сволочи, особенно на юге.
Останавливали несколько раз и всегда звучал один и тот же вопрос — где бампер?
Вытащили денег из нас дважды, один раз ночью в Туркестане за то, что якобы остановился на полметра дальше знака стоп.
Второй раз за… да ни за что… это был «пост рубеж» между Чимкентом и Джамбулом, даже документы не спрашивали, сразу с ходу:
— у нас тут 5 служб, давай делай хорошо и езжай
— и что эти 5 служб делают?
— например наркотики ищут
— у нас нет наркотиков, мы туристы
— шепотом: мы хорошо ищем, найдем, делай хорошо и езжай
— сую ему 500 тенге
— нее… давай делай хорошо
— сую еще 500
— давай 4 тыс.руб.
— не нормативная лексика…
но 2 штуки нашими все-таки вытянул, подонок, на документы даже не взглянул… еще «пост рубеж» называется.
в Киргизии остановили дважды, один раз записали данные,
второй раз попросили подвезли двух детишек через перевал (километров 30). И всё…
Ограничение скорости: Казахстан — трасса 110, нас.пункт 60км/ч
Киргизия — осталось тайной, на границе погранцы напрягли умы иии… изрекли — дык знаки же везде висят!
а как из города выйдешь — ТОПИ!!! и показали прямолинейный жест рукой в неизвестность.
Такой ответ, конечно, нас не удовлетворил…
Останавливают на посту, проверяют документы записывают данные, спрашиваю у них:
— какая разрешенная максимальная скорость в Киргизии?
— дык знаки же висят!
— дык они же не везде висят!?
гаишник явно напрягся, задумался, и после раздумий изрек:
— трасса 100, город 40, деревня 60, и добавил — дык знаки висят!
— спасибо
Мы до сих пор не уверены, какие там ограничения, может просто не замеряют и не заморачиваются,
может радаров нет… мы радаров не встречали на нашем маршруте.
Гостиницы/ночевки
Изначально планировалось ночевать все дни в машине, и это было возможно, автомобиль прекрасно для этого подготовлен
и место найти не проблема, но т.к. дело обстояло в конце августа и темнеть начинало уже где то в 8 вечера,
а в темноте искать ночлег… да еще так рано… предпочитали проехать по темноте 2-3 часа до нас.пункта, спрашивали у людей,
где гостиница, находили минут за 20-40 и селились, проблем с этим ни каких небыло. Заранее дома гостиницы не искали.
Порядок цен примерно такой:
Аральск — 1500 руб гостиница Арал, полусовок, скорее всего зарядили ценник т.к. уже был глубокий вечер…
Чимкент — 130 руб маленькая частная, в составе комплекса саун, очень даже ничего
Талас — 420 руб нормальная гостиница
Чунжа — 550 руб квартира на первом этаже 3х эт. старого дома, помойка
Астана — 1300 руб Алас, хорошая гостиница
все гостиницы с туалетом и душем разного уровня чистоты и комфорта
день 1
Ничего примечательного, до границы 140км, относительно быстро перешли, сразу поменяли деньги,
купили страховку, заночевали на р.Тобол, прямо так «в поле» на берегу.
день 2
Степь во все стороны. Но ехать интересно.
Повстречали TLC 100 с детворой на борту, они ехали тем же маршрутом, но в обратном направлении и уже возвращались,
все довольны, мы воодушевились. Еще встретили немцев на Audi, они двигались к Киргизию, были явно в шоке от
такой дороги и с завистью посмотрели на Тыгру ))
Птиц очень много.
Как следствие — зверьков мало )) прячутся по норам и особо не вылазят.
Такой дороги почти 200км, немногочисленные машины движутся в различных направления по различным сторонам от дороги,
кому как больше нравится, кто по покрытию пытается, кто с левой стороны дороги в попутном направлении,
кто с правой в противоположном… дорога может на 6 дорог разойтись, потом все сходятся обратно… вобщем хаос и
большие шлейфы пыли от машин по всему горизонту, ощущение участия в ралли Париж-Дакар.
До Аральска добрались поздно, заселились в полусовковую гостиницу.
день 3
Аральск — печальный городок, раньше тут был порт, он был центром рыболовства до деградации Аральского моря,
с 1990-х входит в приаральскую зону экологического бедствия.
Из-за очень высокого уровня безработицы молодёжь покидает город.
Ищем дорогу к морю, есть ли она вообще — непонятно, выдвигаемся тупо «по направлению», по спутниковым гуглкартам,
завернув в первую подворотню и покинув город едем «по полям» в надежде увидеть корабли, долго ехать не пришлось,
верблюды, как без них, корабли пустыни ))) а ведь это было Аральским морем.
Забавно ездить по дну, все усеяно ракушками.
Вода высыхает в соль толстой коркой.
Брошенные корабли совсем рядом с Аральском, в основном распиленные на металлолом, впечатляет.
Что там впереди… вода!!?
Надо проверить.
Нет! осталась только соль.
Было очень интересно и необычно быть в таком месте, карты вообще показывали (да и сейчас показывают) воду,
но стоит переключиться на гугл спутник… и нет воды, степь, верблюды, зловещие остовы кораблей и соль.
Едем дальше, космодром Байконур.
Проезжая мимо, на обочине увидели необычную железку, Лиля ляпнула что-то про сусликов, которые курят и
мастерят ракеты из обломков, летают в гости к другим сусликам, пошутили посмеялись и пошло поехало…
все, что было необычно — это дело рук обдолбаных сусликов ))
в общем, тема мифических обдолбаных сусликов прошла лейтмотивом через все наше путешествие
(ну иногда было скучно в дороге))))
В этом месте суслики не просто покурили, а очень долго употребляли тяжелые и сильные наркотические вещества…
ЭТО ЦЕНТР ЗЕМЛИ!!! по крайне мере нам так сказал смотритель музея, хорошо что земля круглая,
можно где угодно центр сделать.
А вообще это мемориал Коркыту, легендарному поэту и композитору. Жил в IX веке тут неподалеку у реки Сыр-Дарья.
Создатель кобыза, покровитель поэтов и музыкантов. Сооружение на фото в простонародье — поющие трубы,
при дуновении ветер попадает в одно из 4х отверстий сверху и «трубы» начинают звучать,
можно отчетливо слышать мелодию ветра.
В этом месте у нас случился когнитивный диссонанс по поводу Аральского моря, с одной стороны уничтожен огромный водоем,
осталась четверть по площади и 10% обьема воды, столько нас.пунктов «умерло», мы пока ехали обсуждали все это и матерились на
советскую власть, согласно расчётам учёных, спасти Аральское море уже практически невозможно.
Даже если полностью отказаться от забора воды из Амударьи и Сырдарьи, то прежний уровень восстановится через 200 лет.
А с другой стороны… глядя на Сырдарью, каналы которые в огромном множестве расходятся в разные стороны,
а главное — на степь, которая стала зеленой, и на поля, которые можно будет засеять…
Сложно судить, может это суслики слишком перекурили в 60ых, может ЦК перекурило, а может все правильно сделали,
соленая лужа (хоть и большая) с островом по центру в качестве полигона для испытаний бактериологического оружия,
или плодородные земли. Время рассудит. Мы однозначного ответа для себя не нашли.
Поздно вечером добрались до Чимкента, заночевали в гостинице. Лиля заснула, а я врубил телик, ёмаё… Россия как «родина слонов»
просто отдыхает, Казахстан — это цветущая европейская империя, экономика! ВВП!!! огого!!! Китай просто нервно курит в сторонке,
безработица стремиться к минус 50%. Пропаганда такая, что уши в трубочку заворачиваются, пшеницы столько собрано, что на всей
планете вместе взятой не выращивается. А я-то думал, это только у нас так «хорошо»…
день 4
Добрались до границы (Тараз/Талас), могли пройти за 10 мин. если бы не любопытство окружающих, появилось куча
советчиков куда и как ехать… потом бланки закончились… а что за машина… а где еще были… а зачем так задрали машину…
что за резина… а зачем бампер такой и почему сзади нет бампера… одно сплошное любопытство и т.д. и т.п., в общем перешли за минут 40.
Финальным аккордом в общении с киргизскими таможенниками стала сцена указания дороги по атласу. То ли по нашей просьбе, то ли по
собственной инициативе один из таможенников решил нам подсказать дорогу. Атлас держала в руках Лиля так, как обычно
держат любую книгу. Он долго врубался в то, где находимся в настоящий момент мы, то и дело тыкая пальцем в произвольные места на карте.
После первого озарения он решил показать нам, как идет дорога через перевалы и воскликнул: «ВЫ НЕПРАВИЛЬНО ДЕРЖИТЕ КАРТУ!!!
Вот так держите и езжайте вот сюда!» — с гордостью переворачивает карту вверх тормашками и вручает Лиле, держите её так и езжайте,
мы в этот момент готовы лопнуть от смеха… еле сдержались ))))
Здравствуй, Киргизия и Тянь-Шаньские хребты.
Название Тянь-Шань по-китайски означает «небесные горы». В Тянь-Шань входит более тридцати вершин высотой более 6000 метров.
Самой высокой точкой системы является пик Победы (7439 м).
Плотина Кировского водохранилища, очень красивое место.
По левую руку от водохранилища явно проживали суслики коммунисты, страдающие гигантоманией,
(обратите внимание слева сверху) гиганская голова Ленина выступает из скалы… монуметально ))
По правую руку скорее всего проживают суслики-толкинисты или просто фанаты х/ф «Властелин колец».
Покурили и отгрохали башню Изенгарда )))
Это само Кировское водохранилище.
Такие деревья везде вдоль трассы, местные суслики художники однако.
день 5
Киргизия стала для нас большим открытием, мы ожидали всего, что угодно от этой страны…
но только не этого. Одной фразой — невероятно и потрясающе красиво.
Дорога на перевал Алабель.
Почти забрались, катаемся на высоте около 3000м. У нас на Урале максимум 1600м и это еще
пешком туда забраться надо, а тут просто тупо по трассе 2-3тыс., во все стороны горы, снежные шапки, водопады…
Вот и Алабель!!! 3300м.
На дворе август, а мы просто сьехали на обочину… хоть снеговика лепи.
Бензинчику не желаете? Это нормальное явление между крупными городами,
бензин простой-фасованный в разнокалиберную тару.
Но мы не рискнули заправляться на таких «АЗС».
Множество рек и ручейков.
Горы разнообразных видов и формаций.
Водопады, только успевай приглядываться.
Вот такие бывают горы.
Кладбища как небольшие поселки.
С трудом верится что ты на 2500 м обыденно едешь по трассе.
Вечером добрались до легендарного Иссык-Куля, во что бы то ни стало мы должны были заночевать на берегу.
Движемся вдоль берега, деревни и поселки сплошным потоком, одни за другими… уже начинаются сумерки,
и вот по картам «просвет» большое расстояние между деревнями (УРА!!), заныриваем в первый попавшийся сверток…
табличка «проезд запрещен», рыб… чего-то там, в общем природоохранная зона, расстроились, но решили заехать…
крадемся по кустам, смотрим впереди идет парень в камуфляже с девушкой… подъезжаем…
— вы чего тут забыли? сюда нельзя
— мы из России, путешествуем, пустите переночевать, мы на берегу в машине, утром уедем… плииизззз
он покачал головой задумчиво, улыбнулся
— ладно блин, чего с вами делать то… давай за мной
по кустам, между деревьями, провел к полянке прямо к берегу Иссык-Куля, красотища
— вставайте тут, даже если деревенские забухают рядом, вас не заметят
уходит, минт через 10 притаскивает охапку дров…
Вместе просидели за костром и разговорами за жизнь пару часов.
Как приятно встречать в дороге хороших людей.
день 6
Вот и сам Иссык-Куль, утро.
Лиля, конечно, как всегда заныривает в любой водоем поблизости несмотря на температуру воды.
Едем вдоль южного побережья Иссык-Куля.
Решили свернуть с трассы на юг и забраться на перевал, однозначно не пожалели.
Ну как не найти бездорожье, чуток перепутали дорогу и поехали на Барскон по тропе пастухов )))
Как только свернули на Барскон, нас остановил человек в непонятной форме на белом пикапе с необычными номерами,
предупредил, что впереди колонна везет сверхопасный груз, и если мы их встретим, просил не обгонять на серпантинах.
Начало ущелья Барскон. Чтобы оценить масштаб, обратите внимание на дома с правой стороны. В дали синеет Иссык-куль.
Шикарные виды.
Перед перевалами шлагбаум с нас взяли немного денег, может и не должны были, в любом случае мелочь (руб. 30-40).
Спрашиваю:
— что за груз опасный везут впереди?
— уран!!! и ржет как конь
— я серьезно, интересно ведь?
— ну а если серьезно, цианид они везут, уже на верху должны быть, езжайте, если все-таки догоните, не обгонять!
Фиг знает чего там на самом деле было, но мы прониклись серьезностью происходящего.
По дороге курсируют несколько машин и поливают дорогу чтобы пыли небыло, иначе ничего не видать и
можно улететь, глазом не успеешь моргнуть.
Начинаем взбираться по серпантинам… суслики притихли…
Кажется, протянешь руку и коснешься этих шапок. Несколько часов назад смотрели на эти шапки далеко с побережья озера.
На самом верху встретили эту колонну, несколько цистерн и машины сопровождения, но они сразу же уехали.
На самом верху Барскона 3819м
До шапки метров 100, я поднялся еще метров на 50, но ветер жуткий, с ног сносит,
запыхался после 10 метров подъема, голова гудит.
Посмотрел с верху на водоемы в дали и на удаляющуюся колонну с опасным грузом.
Еще на верху обнаружили метео оборудование.
Проверка стяжек и перекур.
Один из серпантинов и долина.
Рядом с водопадом бюст Гагарину, он бывал тут как и многие космонавты, отдыхавшие на Иссык-Куле.
Обязательно умыться в водопаде после такого впечатляющего подъема.
Едем на границу Киргизия — Казахстан(КПП Кеген).
На Киргизской стороне говорю погранцу:
— так и не купил у вас наклейку KGZ на машину да и флаги не нашел
— флаги иностранцам не продают… хочешь я тебе продам… (я в ауте)))))
— сколько?
— 200 баксов
— оставь себе
Второй заприметил канистру в багажнике
— что там?
— бензин
— вывозить нельзя!
— ну ты будешь мне рассказывать!
Тащит толстый талмуд, что-то типа соглашения «о… переходе границ»… или чего-то там…
тычет пальцем в пункт какой-то. там перечисляются — бензин, масла, какие то жидкости… вобщем ГСМ
— вот видишь говорит, давай сливай или заливай в бак… или… делает многозначительное лицо… с намеком…
— да что вы говорите… и тоже делаю многозначительное лицо
Перечитываю параграф этого под пункта… и начинаю читать в слух…
— не облагаются таможенными пошлинами тыры пыры… и идет перечисление… в одном из пунктов эти ГСМ ))))))))
Я в ауте ))))) он разочарованно захлопывает талмуд и отдает документы ))))))))
— проезжайте
Дальше веселее, уже стоим на на Казахской стороне, нейтральная зона метров 5, ждем какого-то мужика.
На против нас метрах в 50 прям по полю фигачит раздолбанная старая Ауди…
рядом невозмутимо стоит погранец, я взирая на это все… говорю ему
— а это нормально?
он на меня посмотрел… на Ауди взгляд первел…
— нормально, сенокос ведь…
мы в ауте )))))
Уже стемнело, едем до г.Чунджа и селимся в гостиницу, конечно сложно назвать это гостиницей, старый 3х этажный дом,
а квартиры это типа номера, жуть. Утром сфоткал.
день 7
Дорога в Чарынский каньон, как не покататься по таким холмам.
Чарынский каньон — памятник природы, сложенный из осадочных пород,
возраст которых составляет около 12 миллионов лет.
ООО!!! там внизу дорога.
Не знаю как, но мы туда залезем, ща проверим дорогу.
Сложно назвать это спуском, скорее сполз юзом постоянно вывешиваясь по диагонали (обратите внимание на колеса)) страшно блин…
хорошо обратно не подниматься по этой дороге… по гуглу есть фотки, продолжаются и замыкаются
с другой стороны каньона… я надеюсь… подумалось… вроде… дорога должна быть дальше… точно должна быть… я надеюсь
иначе подняться тут нереально…
Спустились, под этой глыбой сидеть страшновато, но фото захотелось сделать.
Между скал.
И на машине тоже между скал, веселенькая дорожка.
Доехали до речки, там мужик какой-то ходит в форме…
— вы чего тут забыли на машине, мы не пускаем никого сюда, вы кирпич видели???
— а где дорога дальше? спрашиваю я…
— дальше нет дороги, все тупик…
пауза… муравьи по спине… и сердце заколотилось как отбойный молоток
— как нет дороги, а следы свежие откуда?
— это грузовик мусор вывозит
— я видел следы не только от грузовика
— такие как вы иногда сюда залазят, некоторых потом вытаскиваем тягачом, а в этом году дорога совсем разбилась да еще после последних дождей…
мы даже убрали шлагбаум, кто ж сюда полезет по такой дороге…
— мы залезли, тем временем в голове — лебедку вытаскивать… троса… нах лебедка, даже зацепиться не за что… выгрузить багажник… где искать тягач…
— ну у тебя машина вроде серьезная ))) выберешься
— угу…
сам прокручиваю варианты… подкатились к подъему, да все к чертям! дорогая выходи и сусликов забери…
хабы включены, пониженная, глубокий вдох, главное плавно пройти не останавливаясь…
мосты на раскоряк, чуть задом не цепляя дорогу… думаю ща полуось дынц
но выбрались без последствий
Компенсация нервной встряски — оз.Иссык (на высоте 1800м), тут и заночевали.
день 8
Проснулись на озере, прокатились по окрестностям.
Обнаружили водопад, правда рукотворный.
Долина.
И снова степи, на Астану, дороги уходящие в горизонт, в этой части очень хорошие.
В Астану приехали поздно, заночевали в добротной гостинице.
день 9
Астана поразила своей современностью и свежестью, везде стройка.
Остался последний марш-бросок через Кокчетау, на границе оказались в 10 вечера, до Челябинска 140км
но на границе потратили 7 часов и дома оказались под утро понедельника.
Итог — от Казахстана примерно это мы и ожидали, очень понравилось, особенно южная часть, Арал и каньон.
Конечно, картину портят менты, попросту страну позорят, но к этому можно/нужно морально подготовиться.
Киргизия для нас стала настоящим открытием, мы в этом году катались по Кавказу и надо признаться горы Киргизии
нам понравились больше. Этот маршрут особенно интересен тем, что не требует больших финансовых и временных затрат
штука баксов и 9 дней, и на легковой машине можно преодолеть, а вот впечатлений будет на миллион.
Никакой, в офлайне, под винду есть программа SASPlanet которая сохраняет такие карты, там не все просто… приходится возиться… но это возможно. Для iPada есть программа PDMaps, там тоже все не просто… но при желании и терпении обеспечить себя гуглснимками в офлайне можно.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять
комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество
привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.
Комментарии (6)
RSS свернуть / развернутьВиталийИвас
Dimit
тут Кавказ avtoturistu.ru/blog/otchety/1217.html
monteKlever
Dimit
ALMarin
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.