Израиль, осень 2010 года на арендованной Мазде 2! / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Израиль, осень 2010 года на арендованной Мазде 2!

Как известно, в СССР в ноябре гуляли алкоголики и нерадивые работники. Сейчас все поменялось! Имея возможность уехать в теплые страны время отпуска можно выбирать произвольно! Подготовка закончилась, счетчик показывает 9 часов до начала путешествия! Завтра утром самолет, 4 часа лету и аэропорт Бен-Гурион! А потом 11 дней Средиземного, Мертвого, Красного и Галилейского морей, пустыни, сады Хайфы, Массада, Тимна, Голанские высоты, Старый Яффо и конечно Иерусалим!

Наслушался много ужасов про службу безопасности израильских авиалиний, завтра проверю. Особую еду заказывать не стал, поем что дадут в самолете.
Вещи собраны, счета о плачены, деньги поменяны, батарейки фотоаппарата и ноута заряжены. Можно отправляться в путь!
Утро началось в 1-20 ночи. Мы просто встали и, выпив чая, пошли на улицу. Макаров должен был приехать в 2-00, ОПОЗДАЛ. Дорога до Москвы обычная с пробками и прочим… Короче на парковке были в 8-00! Паркинг в Авиагородке: перед постом ГАИ направо и до первого светофора. Потом переезжаешь пути и ехать примерно километр. Там упираешься в парковку института МВД и сразу направо! Это паркинг Г! Стоянка 120 рублей в сутки, такси от 150 до 300 рублей в аэропорт.
Очень многие пугали нас собеседованием. Собеседование действительно есть, но все очень спокойно и цивильно! Милая девушка спросила про цель поездки и наличие родственников и знакомых в Израиле. Не брали ли мы у кого передачек сейчас и ранее? Где будем жить… и прочее. Мы спокойно показали брони, билеты и подтверждение оплаты. Нас пропустили и пожелали приятного полета, Макаровых собеседовали отдельно.
Дальше как обычно — пограничники, таможня, Дюти-Фри! До вылета еще долго, wi-fi халявный, поэтому сел писать начало записок. Что-то буду писать прямо в интернете, что-то в оффлайне. Гиннес и колбаски помогут осуществить перелет!
В Израиле сели, прошли таможню и пограничный контроль совсем без проблем! На контроле спросили зачем еду, один или нет… И все. Причем все пограничники в свободной форме, и их по три человека в будке. Зачем, я не понял! Вышли в зал прилета — и тут начались «приключения». Контора у которой я арендовал машину сообщила, что офис компании в терминале 1. Мы героически дождались автобуса и из Терминала 3 поехали в первый. Там мы не нашли офиса компании Авис. К нам подошел еврей, который говорил по русски и за 10 евро обещал нас довезти до офиса компании Авис. Но привез снова к 3 терминалу, потом еще раз нас повез и в итоге мы попали к офису компании Авис. Машину я заказывал Хюндай Гетс, но нам дали Мазду 2 и автоматической коробкой передач. Как потом оказалось очень кстати! Резко стемнело в 17-00, Местные объясняют это тем, что «зима», машин полно, пробки, но не страшнее, чем в Москве! Дорога проехали в принципе нормально. Пару раз промахнулись мимо поворота, но в итоге созвонились с Григорием и таки попали в Михморет.

Достойным упоминания является факт нашего языкового кретинизма. Учитывая, что 1.5 млн. евреев выходцы из СССР мы наивно полагали, что они понимают все по русски. Первая практика показала, что понимают далеко не все. Когда, получая машину, я звонил Адаму — по телефону, указанному в письме о бронировании, я на кривой смеси английского и немецкого и русского пытался объяснить, что уже прилетел и скоро приеду! Даже привлекал для объяснения парня из Ависа — чтобы он поработал толмачем! После, когда уже подъезжали к Михморету Саня звонил тому же Адаму, выглядело это так: «Ало, айм вери, вери бед спик инглишь… да, хорошо. Мы вот тут подъезжаем, уже скоро будем. Давайте я Алексею передам телефон! И отдает мне телефон Там в телефоне мужской голос на нормальном русском мне объясняет как ехать, куда повернуть и так далее. Это оказался не Адам, а Григорий. Григорий — эмигрант из Узбекистана, все нам рассказал. Мы сходили в магазин, купили вина, потом приготовили ужин и решили не ходить сегодня больше никуда! Времени было уже по местному почти 10 часов вечера. Позвонили детям по сети…
Наше жилище было не похоже на хостел — отдельный летний домик с верандой, двумя обширными спальнями, гостиная с камином, кухня, туалет с душем. На веранде стояли 4 велика, в домике wi-fi, телевизор, музыка, видик! В общем все блага цивилизации! Двор в темноте осмотреть на смогли, но судя по запахам — вокруг было много южных деревьев и кустов! На улице была теплынь и влажность.
Впечатления от первого дня — Израиль это сплав наций, народов и прочего! Русских много… и других много. В магазине поговорили с Григорием, он забыл нас зарегистрировать, он нам кое что порассказал, и предложил помощь. Итак первый день закончился, мы на месте, пьяные и уставшие. Завтра пойдем на пляж. Светает тут в 6-30!

Утро было очень долгим. Все спали, я успел написать заметку про вчера, поправить записи, списаться с коллегами… А все остальные спали и спали. В итоге сел на велосипед и поехал на море. Море действительно было близко- минуты три пешком. Пока ехал осмотрелся вокруг: жили мы в „деревне“ по еврейски! Дома небольшие, участки песчаные — трава только на поливаемых участках. Но берег был просто фантастичен — белый мелкий, как мука песок, местами скалы, небольшой прибой и тепло. Хотя скалами это назвать сложно — песчаник прессованный, а под ним глина!

Вернулся за коллегами по отдыху и, разбудив их, повел на море. В итоге на море проторчали почти полдня — ходили по берегу, купались, лазали по скалам.Познакомились с местной флорой и фауной — вокруг был песок и море, вдалеке городок с высотками. Традиционно девчонки набрали ракушек и камней, камни были необычные… Мы с Саней пытались поймать краба. По всему побережью вырыты небольшие норки, в которых они живут! Но поймать сложно — прячутся быстро. Правда одного почти застали врасплох. Он растопорщился, и кинулся на Саню, а поскольку представлял зрелище ужасное — представьте пятирублевая монета с клешнями и на длинных ногах бежит за вами… То Саня отскочил и краб нырнул в свою норку! Солнце взошло высоко, начинало припекать! Море теплое, чистейшее, правда на берегу кое-где валяется мусор, но — »зима"! Ходить по пляжу было уже не интересно и мы решили сгонять в Тель-Авив. Собрались, перекусили и рванули. Вот тут при свете дня и посмотрели дорогу! Вдоль нее сажают цветы, дорога чистая, машины чистые и в основном светлые, чтобы не нагреваться!

Весь Тель-Авив проскочили по прямой и, найдя паркинг в Яффо, пошли бродить по старому городу. Старый город прикольный, как все старые города — маленькие, кривые улицы, туннели, мостик над дорогой и небольшой порт. Потом пошли в торговые кварталы — чего там только нет! Единственная проблема — нет обменников, а мы до сих пор не поменяли евро и не имели местных шекелей! В процессе шатания по городу нашли мужика, который говорил по русски и он нам показал путь к банку. Перед этим мы пытались обменять в обменнике, но там был настолько низкий курс, что нас задавила жаба! Еврей в первом обменнике готов был и рубли поменять на шекели, но по еще более грабительскому курсу! Правда в итоге поменяли по 4,91, но только от безысходности. Потом сразу же купили за 90 шекелей симку с местным номером.

Сегодня день рождения моих двух знакомых евреев — Васи Сторожева, он же Лиор Швайцер, и Матвеевой. Матвееву поздравил утром, а Васю — когда купил местную СИМ-карту. Сразу ему позвонил и поздравил. Правда забыл подарок ему передать, но думаю в этот день мы бы с ним все равно не встретились — переезд у него и праздник, но договорились повидаться и передать фото и подарок.

Нагулявшись вдоволь по старому Яффо, поехали дальше в город. Остановились около лавки фруктов и овощей. Начиналась она на улице, потом входишь в здание и потом на кассу. Все самообслуживание. Накупили всяких фруктов, а я пока нашел лавку с шавермой и мы там наелись до отвала, продавец немного понимал по русски, и приготовил шаверму в лепешке с хомусом, соусом и салатом. Местная шаверма не идет ни в какое сравнение с нашей российской шаурмой — очень вкусная и много мяса, а не булки! Получился ужин, сытный ужин. Начало быстро темнеть и мы решили выбираться из города. Правда по традиции проскочили поворот, Юля говорила поворачивать, а я не послушался, но разворот сделал свое дело. В 6 были в супермаркете недалеко от нашего дома. Накупили питья, т.к. после соуса горело все. Продавцы все говорят по русски, пораспросили их про местную жизнь и про товары и домой. Завтра по плану Хайфа, посмотрим.

В Хайфу поехали с утра, до нее ехать 62 км. Дорога просто отличная, впрочем как все, которые мы видели. По пути города все небольшие и в стороне. Въехали в Хайфу и начали плутатиь! Надеюсь это было самое страшное плутание! Сначала свернули не туда — штурман велел! Въехали в какую-то деревню и рванули в глубь станы, развернулись и еще раз свернули не туда. И главное был указатель на старый город, но поехали в Акко, снова развернулись… В итоге приехали в город и начали плутать там! Дороги с односторонним движением, названия только на иврите, проехать невозможно! В итоге, с грехом пополам мы выехали к нижнему входу в сады Бахаи! В итоге мы плутали по городу и пригородам почти 2 часа!

Сады и храм — основной центр Бахаизма — самой молодой религии мира.
Купол был на реставрации, а афроеврей на входе пустил нас только в самое начало. Так было не интересно, мы быстренько сфотографировали и пошли походить по городу. Зашли в туристический центр, посмотрели карту, нам объяснили, что в верхний сад есть вход и можно посмотреть… Мы решили погулять таки по городу. Прошли до Турецкого рынка, потом походили по арабским кварталам, купили фруктов и вернулись к нижнему входу. Сели на машину и поехали к верхнему входу. Опять свернули не туда, крутанулись и со второго раза выехали к верхнему входу.

Но там нас снова ждал облом! Опять нам прочитали лекцию про то что нельзя есть, жевать жвачку и прочее, и не пустили в глубь садов… Мы расстроились и решили ехать назад. Прикинули дорогу, и просто поехали! Хайфа нам не понравилась! Трудная, запутанная, непонятная. Решили, что смотреть лучше природные достопримечательности, чем городские.

Приехали к нам в Михморет, я искупался на пляже Янай, там стали собираться кайтеры. Потом накупили в супермаркете мяса, вина, сыра и овощей и пошли домой есть и пить! Завтра поедем далеко, думаю народ не будет нудить. Едем смотреть Кинерет и Голаны!

Немного про машинку Мазда 2 — маленькая, автомат в горах подтупливает, бензина для своего размера кушает много! За два дня примерно 400 км искатали и бак кончили! Правда в инструкции не нашли пока объем бака, но думаю литров тридцать! А бензин тут дорогой — около 50-54 рублей!

Север страны славен своими христианскими святынями, особенно озеро Кинерет или Галилейское море, Назарет и дом св. Петра. От нашего дома до Тиберии — самого крупного города на Кинерете примерно 100 км. Доехали просто и быстро. Был шаббат и машин утром было мало. На улице был туман, особенно в горах, с чем связано не понятно, но туман был! Когда въехали в Тиберию просто поразились аккуратности и красоте, но на берегу разочаровались — западный берег грязный и замусоренный. Подойти и искупаться негде! Решили ехать вокруг озера… Тем более, что по пути все связано с Иисусом. Именно тут он набирал апостолов среди рыбаков, тут ходил по воде, и мы так и пели эту песню про «Видишь там на горе...». Первое что мы встретили — это место где стоял дом апостола Петра. Теперь в этом месте большой комплекс, разные концессии молятся в разных уголках, поют гимны и псалмы. Остатки дома Петра стоят под молельным домом, и вокруг развалины старой рыбацкой деревни. Мы быстро пробежались и поехали дальше, останавливаться в других святых местах почти не останавливались — только у Иордана, впадающего в Кинерет. Там несколько русскоязычных евреев пили и ловили рыбу, а еще один араб пытался нам продать лепешку за 20 шекелей с сыром и хомусом, мы не повелись.

Следующую остановку сделали около сада грейпфрутов. Вообще вокруг Кинерета полно садов, от апельсинов, до бананов и олив. Остановились просто посмотреть и сфотографировать, но набрали на земле — думали плохие, а они такие вкусные. Потом сделали несколько фото с холма у озера. Поразили загородки из проволоки и надпись: «Опасно мины»! и по восточному побережью таких огороженных мест было много, особенно на высотах. Вид на озеро прикрывала дымка, она тут везде, но на море сильнее. Поехали дальше и увидели общественный пляж, ну и конечно, как не искупаться в Галилейском море?

Вода идеально прозрачная, теплая, песок мягкий, на пляже сидят израильтяне, рядом матерятся «русские» рыбаки. Девушки рванули собирать ракушки, мы поплавали, позагорали, поплавали еще раз… Время подходило к полудню и надо было ехать дальше! Почти завершив путь вокруг озера подъехали к Иордану — место где он вытекает из озера. Там христианский центр! Вход бесплатно, что странно, несколько амфитеатров со спуском к воде, в одном русские, во втором — негры… Наши молятся, негры слушают лекцию и потом «концерт» еврейского мальчика на скрипочке и девочек певиц. Потом наши начали нырять — первым нырнул священник, потом всех начал крестить и окунать в воды святой реки!

Самое интересное там было — рыбы: сазаны, сомы и еще маленькие рыбки, которые совсем не боялись людей. А потом приплыли ондатры и так смело подходили к людям, жаль, что нечем было угостить! Тут же на территории центра магазин сувениров — все в долларах и безумно дорого! Посмотрели и поехали дальше. По плану был Назарет.

Назарет встретил нас большой пробкой на въезде. Пробка правда была еще и в деревне Кфар Кане, где Иисус превращал воду в вино. Но там была авария, а в Назарете — просто пробка на въезд. На удивление по Назарету мы не плутали, а сразу приехали в центр, где быстро припарковались. Тут жизнь кипела — арабский город и шаббат нипочем. Арабским он был весь — архитектура, лавки, люди… Довольно быстро нашли «фаст-фут» — купили шаверму в пите, наелись и пошли к гроту — месту рождения Христа. Над ним возведен храм — самый большой христианский храм Азии. Меня не хотели пускать — я был в шортах, но в местном офисе дали юбку, а девушкам накидки на плечи!

Храм впечатляет! Стены раскрашены фресками и мозаиками разных народов на тему рождения Христа. Спуск к гроту или пещере, где родился Иисус… И в потолке круглая дыра — там выше настоящий храм для совершения служб. А внизу сидели насколько молящихся. Наверху большой храм с лавками, как у католиков и иконами в разных стилях на стенах. Обратил внимание на то, что не крашенные стены! Просто бетонные.Над храмом возвышается гора на которой стоят и католическая церковь и кирха и мечеть… Мы рванули вверх по узким улицам старого города.

Улицы иногда так узки, что балконы перекрывают их. По ним можно только ходить — лестницы и узкие. Но выше мы встретили машины во дворах — оказалось есть боковые улицы по которым машины поднимаются туда. Мы дошли почти до верха, так наплутались, что обратно решили идти другим путем. В итоге сделав круг попали обратно к Храму.

Пита с острым соусом заставила искать питье. И вот араб выжимает нам сок из грейпфрута и граната. Чудесный коктейль за 10 шекелей! Он на стакан извел по 3-4 фрукта… Короче выпили по 2 стакана! А пока пили увидели магазин с восточными сладостями. Зашли и долго не могли выбрать, но местный, видимо, хозяин нас таки надоумил и мы набрали всякой всячины! Сели в машину и домой. В 17-00, когда стемнело были уже в Михморете. Очень удивила пробка, которая начиналась в сторону Тель Авива за 10 км от нашего поворота, а до столицы еще 50 км! Просто толпы машин с израильтянами повылазили после захода солнца на улицы! Этот день получился максимально туристическим на данный момент!
Сходили на море, съели дома сладости с чаем, и спать — завтра море, Тель Авив вечером и шопинг.
На пятый день собирались поехать на север и полазать за денежки по скалам и пещерам. Но лень взяла свое. Остались на берегу, купались, собирали ракушки. Я даже поймал рыбу, вернее нашел леску под водой, а на ней сидела на крючке рыба. Слепили из песка женщину, помогли иностранцу привязать стрелу к ружью, отдали ему пойманную мною рыбу. Потом в полдень стало жарко, поехали в Тель Авив. По описаниям мы не нашли висячее дерево. Вернулись в Старый Яффо. Побродили по улочкам, которые не нашли раньше, дерево висячее — апельсин кстати! Прошлись еще по торговым улицам. Поели в местном «ресторане» — суп с чечевицей и тартар из рыбы, причем почти сырой, кофе турецкий… Причем магазин полностью соответствовал кварталу старьевщиков, в котором он находился. Ни одной похожей тарелки или скатерти, все столы и стулья разные. Видимо тут же и покупают все.

Потом поехали в Азраили центр. Доехали быстро, уже привыкли к улицам и движению, начали ориентироваться. Накануне позвонили Васе, то есть Лиору. Он приехал после 19-00, передал ему подарок, поговорили, сфотографировались. В общем день был ленивый и отпускной.

На шестой день встали рано, собрали вещи и после завтрака рванули на море — прощаться, купаться и потом переезд! Традиционно купание продолжилось сбором ракушек. Сполоснувшись отправились в дальний путь- в Арад. Со 2 дороги повернули на 5, потом на 40. Проехали Кирьят Гат, где по последним данным живет Шейла Беркович, решили, что заедем в другой раз. С 40 повеорот на 31 и через 56 км — Арад. В общем навигатор в голове заработал. Прошел некий страх перед иностранной письменностью на табличках, да и разобрался в принципе движения.
Арад город, где много русских. Если в Михморете по русски говорили покупатели, в Азриэли продавцы, то тут и те и другие. Заселились в квартиру. Это оказалась приличная квартира в частном доме — три комнаты, кухня, джакузи, интернет и телик с русскими каналами. Одна комната — бывшее бомбоубежище. Потом к дому пристроили еще помещение и получилась квартира, но дверь в одну комнату осталась железная и с закрутками! Приехали мы рано и решили сгонять до Мертвого Моря, поскольку это всего 30 км. Дорога до Моря довольно кривая, то есть очень извилистая. Но прежде всего мы сгоняли на смотровую площадку и глянули на горы и пустыню. Впечатлило!

Вид с площадки открывается потрясающий — горы, море и в далеке в дымке Иордания — там горы повыше. Весь день над нами летали самолеты и громко гудели. Мы уже подумали, что над нами какая-нибудь международная трасса проходит — например в Египет. На площадка попаслись, сфотографировали, крышу просто уносит! Мертвое море, вернее та часть, которую мы посмотрели, на нас произвела еще большее впечатление! Сначала спуск до -400 метров от уровня моря. Прямо на скалах нанесены красивые зеленые надписи: "-100", "-200", "-400"! Потом дорога идет вдоль моря. Вернее она раздваивается — наюг — в Эйлат, на север в Иерусалим — через ПНА! Мы поехали на север вдоль гор, потом спустились к морю. Параллельная дорога идет вдоль моря и выходит к отелям. Просто в пустыне кучка отелей и пляж. Мы быстренько припарковались и… наконец купание — просто непередаваемое ощущение. Просто залезаешь в рассол, на дне вместо песка — соль! Утонуть невозможно, плаваешь ка какашка и не тонешь. С берега периодически кричат спасатели: «Только на спине!» После выхода из воды скользкий и липкий, надо сразу мыться. Я даже попробовал встать на ноги, но повис в воде и плечи наполовину торчали из воды. Но долго не проплаваешь. Сразу надо с себя все смывать, мне так показалось. В общем-то вот и вся забава. Народ наш российский сидит на берегу и дышит воздухом моря. В основном это лечебный курорт, а просто туристов возят сюда посмотреть на экзотику и купить косметики. На берегу полно всяких бутиков с косметикой мертвого моря, но дороже чем в Тель Авиве. Покушали в местной забегаловке шаверму и в Арад. Завтра посмотрим все более подробно!
Арад город неплохой — такой маленький и уютный. Проехались по нему немного, завтра посмотрим еще. Вечером зашли хозяева квартиры — Саши и Ира. Ира видимо Марокканка, а Саша из Черновцов. Приглашали нас на рынок, который раз в неделю, но мы уже выпили вина. Рассказали про дорогу до красного моря и радостные ушли. У них еще пес — шарпей, прикольный, как не знаю что — просто плюшевый. Вообще тут в Израиле собаки у многих, а у некоторых и по две! Вечером отмечали приезд и планы обсуждали на завтра.

Выспались, собрались и снова на Мертвое море. С утра прошел ДОЖДИК! Так покапал и прошел! Макариков разбудили местные дети — они просто орали под окнами, а нам в бомбоубежище было тихо! Погода на удивление была не солнечная, тучки и капельки! Путь лежал в Масаду. Масада — это крепость царя Ирода на высокой скале, прочитать про нее можно в интернете полно материалов. Вверх мы шли пешком — хорошо, что не было солнца, а то бы умерли! Все остальные ехали вверх на фуникулере…

Итак, Масада – зимняя столица царя Ирода великого! Наверх есть два пути – западный от Арада 20 км – простой по насыпи, сделанной римлянами, и восточный – фуникулер или «змеиная тропа». Мы выбрали тропу и 40 минут поднимались вверх, мы же не ищем легких путей! При этом заплатили по 25 шекелей – всего сто. Как мне показалось — можно было сделать все бесплатно – подняться по тропе, а потом спуститься на фуникулере. Никто так и не спросил билетов. Вверху мы погуляли и осмотрели все окрестности. Хорошо, что не было солнца. Как только оно вышло, мы уже намылились спускаться вниз.

Вверху полно школьников и туристов, но все смотрят в основном северную часть комплекса, а южную меньше. Еще видели поэтов — они сидели на нижнем уровне северного дворца и писали стихи. Мы обошли всю крепость…. Виды с нее открываются просто потрясающие — пустыня и море, пустынные горы, ущелья и соседние горы. Периодически пролетали военные самолеты, это происходило каждый день. Причем летали они низко — ниже нас на скале. Вниз мы спустились на фуникулере. Весело и тесно! Дальше наш путь лежал в оазис Эн Геди. Но по пути нам встретился кибуц Эн Геди. А в нем по описаниям был ботанический сад. Туда и свернули.
Ботанический сад оказался прямо на территории кибуца. За вход в кибуц берут 26 шекелей! Тут, рядом с Мертвым морем в пустыне, собраны растения почти со всего мира. Особенно порадовал баобаб — большой и красивый. Мы обошли весь кибуц нафотографировали вдоволь и пошли в мини зоопарк. В зоопарке самыми страшными были черепахи – они зло смотрели на нас и бегали по загону! В кибуце жизнь нам показалась тихая и безмятежная, народ кое-где прибирался, кое-где собирал апельсины, нас ими угостили. А в основном тихо в кибуце. В зоопакрке встретили паренька, который говорил по русски — он нам рассказал, что уже 6 лет тут живет и что сейчас погода спокойная, не жаркая, это в +30 то, а вот летом — просто пекло. Но больше всего в кибуце понравилась столовая. За 50 шекелей шведский стол – набрали всего и наелись до отвала. Пора было ехать в оазис Эн Геди к ручью Давида. Очень хотелось искупаться в водопаде в пустыне!

По своей традиции мы проехали поворот, но это позволило нам посмотреть на живую каменную козу с двумя козлятами. Они гуляли просто по дороге, потом заскочили на скалы и быстро поднялись в скалы. Еще они кричат особенно — как чайки. Вернулись в оазис, и там нас ждало разочарование – вход был закрыт. Они ждали наводнения — от дождя и закрылись! В общем мы решили просто искупаться и поехать домой. Пляж у Эн Геди каменистый и ноги можно легко поцарапать! И еще он внизу и надо спускаться. Зато около него растет содомская яблоня — мы хотели ее увидеть — чудное дерево! Окунулись и помывшись – поехали в Арад. Нашли еще один магазин в Араде, на выезде, и, накупив еды, поехали в квартиру. Решили лечь пораньше — завтра встать рано и доехать до Красного Моря.
Ранний подъем, быстрый завтрак — ехать до Эйлата более двух часов! Это по израильским мерка долго и далеко! По пути к Эйлату лежит парк Тимна. Но сначало о дороге. От Арада идут две дороги, одна на восток, традиционная, вторая на Юг, на Димону, думали там нет серпантина. Там действительно нет серпантина, сначала, но потом то же самое и пролегает она мимо химических заводов. Потом дорога поворачивает налево на 25 и выходит на 90 – прямая до Эйлата. Серпантин на 25 дороге. 90 дорога просто прямая, с небольшими изгибами, монотонная дорога по пустыне – с двух сторон горы…. Они просто завораживают. За 35 км до Эйлата поворот на Тимну. Его не проскочить — стоят фигуры Египетских богов высотой под три метра.

Это национальный парк, еще называют его «Копи царя Соломона». Основные достопримечательности там – это различные фигуры из скал, которые образовались благодаря эрозии. По парку ездят на автомобилях и везде можно остановиться и посмотреть на природные чудеса. Билет 44 шекеля, в него включено катание на катамаранах по озеру, просмотр видеофильма и насыпание в бутылочки цветного песка. Мелочь, а приятно. Озеро в пустыне тоже прикольно. В общем, потратили на Тимну почти 4 часа — объехали все маршруты, посмотрели все, что обозначено в карте. Пару кругов по озеру прокатились на «педальных лодках» — так написано в путеводителе. Песочку тоже в бутылочки насыпали! Кино смотреть не стали, было жалко времени. Впереди нас ждал коралловый риф в Эйлате.

На въезде в Эулат проверяют машины, но только водителей с арабской внешность. В самом Эйлате, по большому счету делать нечего – две улицы и море. Риф не такой как в Шарме, подводная обсерватория – так себе. Меня не впечатлила. Да еще и за 79 шекелей. Потом был пляж с рифом за 30 шекелей. Там плохой еврейский дядька охранник отобрал у Юльки с Танькой камушки и ракушки, которые она собирала на берегу, чем очень их обидел. Мы конечно поплавали, но не очень впечатлились, а еще много маленьких невидимых медузок постоянно жалили нас. Ветер был сильный — зимний, но теплый. Каждому входящему на пляж положен стул… Мы расселись по полосе прибоя и загорали! Просидели минут 40! Больше тут делать было нечего, на пляж с дельфинами идти не хотелось совсем и мы, заехав в торговый центр, где Таня купила себе купальник и поехали обратно в Арад. По пути покушали в каком-то заведении, почти так же как в Кибуце Эн Геди. Видимо это была или сельхозферма или какой-нибудь кибуц.
Езда по ночной пустыне – впечатляет. Особенно качество световозвращающих знаков. А еще маленькие катафотики на дороге по разметке. Они так весело светятся. Обратно ехали уже мимо Мертвого моря, там тоже оказалось полно химических заводов. Они сразу напомнили наш ярославский нефтеперегонный завод. И дорога стала напоминать возвращение из Москвы в Кострому, только темно и дороги отличные.

Сегодня годовщина нашей свадьбы — 18 лет! Утром поздравили Макаровы, а мы погнали в магазин за праздничным ужином. Проторчали там уйму времени — стояли в очередь в кассу. Кассиры в Израиле неторопливые, а еще тут перед нами тетка заказывала доставку, девочки расплачивались чеком каким-то и бабушка по купону получала скидку. В общем взбесил меня магазин. Но в целом магазины прикольные — дают пробовать весовой товар — колбасу там или сыр… Куча всяких акций — типа берешь 200 грамм, платишь за 100 грамм. Почему грамм — там все цены выставлены за 100 грамм на мясо, колбасу, сыр и прочий весовой товар. Ну вот в общем накупили всего, замочили индюшатину в соусе и в оазис Эн Геди.
Оазис состоит из двух оврагов, по которым текут ручьи или реки, не знаю. Мы подъехали к Вади Давид, посмотрели на толпу туристов, на козла, который залез на крышу такси, чтобы поесть дерево…

И решили что надо ехать в дальний Вади Аругот.

Там машин было меньше и всего один автобус. Билет стоит 25 шекелей, на него можно посетить оба оврага. Спросили у охранника есть ли вода, он подтвердил, что вверху есть, просто уходит под скалы внизу. Показал нам варианты дорога на английском объяснил что можно, что нельзя делать в парке. И мы пошли. Дорога не напряжная, пологая, на крутых подъемах есть ступеньки. По пути встретили группу еврейских пацанов с наставником и пейсами… Они купались в большой каменной ванне. Нам стало завидно. Найдя вторую такую, мы дождались, когда все пройдут и тоже полезли купаться. Вода теплая, проточная, небольшой водопад вместо джакузи — красота. Наплавались, обсохли и дальше. Шли все время по дну ручья. В итоге достигли водопада. У водопада был бедлам — толпа детей они галдели и орали и ходили в обуви по воде. Быстренько сфотографировали водопад и вниз. Встретили еще несколько человек и пору групп. Но в целом этот ручей был мало посещаем.

Внизу уже у выхода на дереве увидели какого-то зверька, как потом оказалось скальный даман. Он сидел на акации и и ел ее. Обрадовались, давай фотографировать… Если бы мы знали сколько их у Вади Давид…
Ручей Давида посещает в разы больше людей. Мы прошли по тем же билетам Погуляли недолго — дошли до самого красивого водопада и обратно. Там просто толпы этих доманов и толпы местных жителей. Времени было уже три часа, вообще Эн Геди, по моему обязателен к посещению — растительность и трава и река в пустыне — это потрясающе.

Следующий пункт — Мертвое море. Купаться и загорать. Хотелось напоследок окунуться в рассол. Но солнце ушло за горы и загорать не получилось. Просто искупались, ополоснулись и домой. К тому же был арабский день по всему пляжу сидели арабские семьи с мангалами, жарили мясо и отдыхали. А арабские женщины купались в Мертвом море прямо в одежде. Насмотревшись всего этого поехали к нам в Арад жарить мясо!

Хотели еще по пути заехать в Вади Зохар, но уже было темно. А еще набрали воды и соли Метрвого моря в бутылочки.
В квартире долго разжигали барбекю, но так и не разожгли, хотя спалили у хозяев всю разжигалку. Плюнули и пожарили мясо на сковороде. Наелись, напились, наотмечались! Завтра переезд в Иерусалим.