Путешествие по Памиру и Тянь-Шаню 2009 г, часть 7, заключительная / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Путешествие по Памиру и Тянь-Шаню 2009 г, часть 7, заключительная

Шестая часть.

часть 7

Фото 129. Тянь-Шаньская открытка
08.08.09. По уши влюблённые в Тянь-Шань, едем по древней, заболоченной долине реки Нарын, мимо редких кишлаков, мимо монотонно жующих траву ишаков, мимо скорбных изысков мусульманских кладбищ.

Фото 130. Почему заправка называется «Куртка», мы так и не выяснили.

Фото 131. Мавзолеи.
Через два часа гравийная дорога преобразовалась в асфальтированное шоссе, которое и приводит нас в городок Нарын. Опрос местных жителей внес дополнительную сумятицу в наше понимание дальнейшего пути. Кто говорит, что прямая дорога на Иссык-Куль есть, кто это утверждение категорически отрицает, кто в сердцах сплевывая, вообще скептически крутит пальцем у виска. Ладно, пока дорога угадывается — едем, а дальше будет видно. Поднимаемся вверх по реке до того места, где Большой Нарын, сливается с Малым.
Фото 132. Слияние двух Нарынов — Малого и Большого.
Теперь наш путь лежит вдоль Малого Нарына на север, к его верховьям. В кишлаке Эки-Нарын люди уже без сомнения рассказывают про короткую дорогу на Иссык-Куль, только называют два возможных места пересечения хребта Терскей -Алатау. Подъём по Малому Нарыну идет по красивейшему ущелью каньонного типа, поросшему тянь-шаньской тайгой.

Фото 133. Начало каньона.

Фото 134. Каньон Малого Нарына.
Глубоко внизу шумит река. Колея перерезает почти отвесные склоны, заставляя замирать сердце на каждом повороте. Пожалуй, это самое живописное место на нашем маршруте.

Фото 135. В каньоне.

Фото 136.

Фото 137.

Фото 138.

Фото 139.

Фото 140.

Фото 141. Тянь-Шаньский Лох-Несс или местный дух?.
Через 10-15 километров неповторимых красот выезжаем на ровное плоскогорье. На высоте 2700 м, в широком урочище Узун-Булак, несколько мелких речек, огибающих остатки скал позднего выветривания, собираются вместе, образуя Малый Нарын. По правому берегу одной из них, Кара-Сае, продолжаем двигаться вверх.

Фото 142. Скала «Палец».
За оригинальной скалой указующим перстом торчащей в небо, возле моста встречаемся с многочисленной группой испанских велотуристов. Их киргизский сопровождающий объясняет, что нам нужно уходить левее к поселку Сары-Булак, чтобы там встать на асфальт, ведущий к Бишкеку. Можно попробовать перевалить хребет через перевал Тассор, но он не рекомендует этот путь, так как этот перевал давно не посещали на автомобилях, мосты разбиты, колея размыта селями, ручьями и завалена камнями. Ну, раз туда не рекомендуют, значит, как раз туда мы и поедем! Объезжаем вершину Моло (3050 м) и по долине реки Болгарт под неожиданно заморосившим ледяным дождем и сильным ветром подъезжаем к речке Джилусу, на которой расположены горячие источники. Собственно, от них и начинается подъём на перевал Тассор. Греться в горячих ваннах при такой пакостной погоде не захотелось, да и рассудили, что, чем дольше поливает вода с небес, тем хуже будет себя вести и так уже разбитая колея. Поэтому, под почерневшим небом начинаем длинными тягунами подбираться к перевалу.

Фото 143.
Мосты, действительно снесены весенним лавинами или селями. Приходится медленно переваливаясь на обломках, объезжать, оставшиеся от мостов покореженные и раскиданные по сторонам бушевавшей здесь когда-то разгневанной стихией плиты, по засыпанным камнями руслам речек. Местами колея вполне добротная, местами подзасыпана мелкими и крупными валунами.

Фото 144. «Тянь-Шаньский кактус».
Вершины скрылись за дождевыми облаками, температура опустилась к +5ºС. По колее вниз зажурчали дождевые ручейки. Слегка чавкая на поворотах, забираемся в мрачные облака.

Фото 145. Под дождем крадемся вверх.

Фото 146.
Перевальный взлет преодолеваем на первой передаче, лавируя между камнями.

Фото 147. Последние метры подъёма.

Фото 148. На перевале.
Высота 3983 метра. С перевала любуемся снежными северными склонами. Дождь утих, небосвод посветлел, за облаками, пока ещё несмело, сверкнул первый солнечный лучик.

Фото 149. Начинаем спускаться.

Фото 150. С северной стороны колея очень каменистая.
Отсюда начинается почти беспрерывный спуск к озеру Иссык-Куль. Потеря высоты более двух километров. Сначала колея мелкими ломаными серпантинами проскальзывая между каменными глыбами и извиваясь змеёй, ведёт по моренным завалам. Затем, выбравшись на зелёнку, спускается вниз крупными пологими виражами. С середины спуска в туманной дали стало угадываться озеро.

Фото 151. Впереди Иссык-Куль.
После узкого скального коридора, по дну которого весело журчит речка Теш-Сор, выезжаем на берег Иссык-Куля в районе поселка Тосор. Солнце полностью вступило в свои права, холодный дождь на склонах хребта быстро забылся. Устраиваем лагерь на песчаном берегу, договорившись с хозяевами огороженной территории. Весь южный берег озера распределен между местными жителями, видимо, с целью получения ими экологических сборов и других дивидентов с проезжающих мимо туристов. Этот длинный и тяжелый трудовой день заканчивается. Последний сложный горный участок пройден. За день преодолели 307 км.
09.08.09. Чудное солнечное утро на Иссык-Куле. После бодрящего купания отправляемся в путь.
Фото 152. Лагерь на берегу Иссык-Куля.
Сегодня мы должны попасть в бывшую столицу Казахстана, город Алма-Ата. Но, для этого, нам сначала нужно поднявшись на перевал Сынтас (1995 м), преодолеть на только хребет Кунгей-Алатау, но и проходящую по этим горам границу между Киргизией и Казахстаном. На КПП Кеген, расположенном на высоте 2010 метров, добрались к 13-00. Небольшая очередь задержала нас на переходе примерно на час. Но в итоге проблем с оформлением документов и досмотром автотранспорта у нас не возникло. Мало того, по случаю воскресного дня, работников мало и нам все документы оформлял целый таможенный майор. Так что, в 14-00 продолжили свой маршрут, теперь уже по Республике Казахстан. По хорошему асфальту развили приличную скорость и, несмотря на пылевую бурю, разразившуюся в Капчагайской долине, в 18 часов заехали в Алма-Ату. Повстречались со старыми знакомыми – джиперами алма-атинского клуба “Проходимец”. Поделились впечатлениями о напряженном и красивом маршруте. Теперь уже смело можно говорить о благополучном завершении спортивной части похода. И пусть до Москвы нам предстоит катить ещё около четырех тысяч километров, а ребятам-алтайцам до Барнаула полторы, мы вправе праздновать заслуженную победу.

Фото 153. Алма-Ата. Вид из окна гостиницы.
Ночевали в гостинице “Алма -Ата”. В этот день проехали 460 км.
10.08.09. Утро началось с осмотра и косметического ремонта техники на СТО перед дальней дорогой. Попрощавшись с алма-атинцами, а затем и с барнаульцами, едем в сторону озера Балхаш. Опять степи, опять жарко.

Фото 154. Радуга над казахскими степями.
До южной оконечности озера добрались к двум часам дня, пообедали балхашским сомом и сазаном. После невзрачного дождя, любовались двойной радугой на небосводе. Заночевали в мотеле, недалеко от городка Балхаш.

Фото 155. Озеро Балхаш.
Дневной перегон составил 616 км.

Фото 156. Балхаш. Закат.
11.08.09. Повернув на запад, едем в сторону Караганды, а после этого шахтерского центра, к современной столице Казахстана – Астане, минуя металлургические заводы города Темиртау.

Фото 157. Новостройки Астаны.
В Астану прибыли в 15-00, слегка постояли в пробках, издалека посмотрели архитектурные застройки нового делового района столицы, поплутали по запутанному выезду на кустанайское направление. Преодолев чуть более тысячи верст, на ночевку встали около полуночи, возле села Октябрьское. Дороги по всему Казахстану достойного качества. За день намотали 1061 км.
12.08.09. Промелькнул за окном Кустанай, и, к обеду, мы подъехали к казахско-российскому погранпереходу Троицк.

Фото 158. Православный храм в Кустанае.
Длинная очередь слегка охладила пыл рвущихся на свою родину сынов российских. Мало того, когда, прочитав в наших бумагах, казахские таможенники узнали, что мы побывали и в Таджикистане тоже, они заставили, разгрузить автомобили полностью, до последнего самого невзрачного пакетика! И прогнали машины через рентгеновскую установку с целью обнаружения, видимо, наркотиков. Убедившись в чистоте наших помыслов и отсутствии запрещенных предметов в наших джипах, казахи выпустили нас на нейтральную полосу. Но это ещё не означало, что мы вернулись в Россию, не тут-то было. До русской земли пришлось ждать ещё четыре часа. Нейтралка запружена очередью в два ряда из грузовых фур и легковых автомобилей.

Фото 159. Очередь в Россию.
Нет ни туалетов, ни торговых точек, ни других цивилизованных удовольствий. Равнодушие и бездействие российских служак и чиновников поражают. И только откровенная съёмка на видеокамеру творящегося безобразия заставляет подбежать к нашим экипажам прапорщика, который стал стращать нас каким-то начальством и приказал стереть изображение. Иначе, страшно вращая глазом, пугал погранец, кары будут жуткими. Какими точно мы не успели разобраться – очередь дернулась и мы плавно въехали на территорию российского КПП Бугристое. Здесь очередной офицер попробовал качать мышцами по поводу запрещённых видеосъёмок, но, когда мы не прониклись ответственностью, побежал куда-то и пропал насовсем. Остальные работники таможни, надо отдать им должное, четко и вежливо провели досмотр машин и оформление документов. Таким образом, потратив всего лишь шесть с лишним часов, мы, наконец, попали в жесткие объятия суровой Родины. Устав от пограничных беспределов, встали на ночевку в гостеприимном городишке с добродушным названием Мисяш Челябинской области. Проехали сегодня 560 км.
13.08.09. В первой половине дня пересекаем Южный Урал на максимальной высоте 820 метров. После Памира и Тянь-Шаня, конечно, не звучит, но пейзажи, тем не менее живописны.

Фото 160. Южный Урал.
Российские дороги перегружены огромным количеством большегрузных фур и мельтешащими между ними легковушками. Иногда на подъёмах образуются пробки, многие участки дороги реставрируются, изобилуя объездами. После Уфы свернули на Казанскую трассу. В Башкирии экипаж Мицубиси за обгон в запрещенном месте нарвался таки на первый и единственный гаишный штраф за все одиннадцать с лишним тысяч километров. Ну, очень уж мы домой торопимся!

Фото 161. На запад, на закат...
Проехав Татарстан, остановились на отдых в чувашском поселке Ядрин около двух часов ночи. Переезд 1064 км.
14.08.09. Чувашская республика, поворот на Нижний Новгород, Владимирская область. Это был последний день нашего длительного путешествия. После 26-ти дней отсутствия, пыльных дорог, одуряющей жары, суровых горных пейзажей Памира, ярких зеленых склонов Тянь-Шаня, больших и малых рек и озер, степей и пустынь, после 11 362 км мы приближаемся к МКАД.

… К горам Тянь-Шаня и Памира,
К «Подножьям смерти», «Крышам мира»,
К ущельям «адским», тишине,
Теперь вернемся, лишь, во сне…


Фото 162. Седой Памир. Таким он нам запомнился.

Комментарии (13)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

admin

  • 20 февраля 2011, 22:41
Сказать, что очень круто — ничего не сказать!
Великолепнейше!
+
0
+ -
avatar

Oлeg

  • 21 февраля 2011, 13:10
Admin, у огромное человеческое спасибо за создание информационного пространства, где заинтересованные люди могут обмениваться очень нужной, полезной и, зачастую, эксклюзивной и неповторимой информацией.
+
0
+ -
avatar

admin

  • 21 февраля 2011, 13:16
Как говорится, рад стараться! -)
+
0
+ -
avatar

anutik

  • 21 февраля 2011, 05:41
просто супер путешествие!!!
+
0
+ -
avatar

Columbo

  • 21 февраля 2011, 13:04
Великолепно. Столько природы и такой разной.
+
0
+ -
avatar

Oлeg

  • 21 февраля 2011, 13:14
Да, спасибо. География путешествия действительно была очень широкой и многообразной: от низовьев Волги, через пустыни до ледников и скальных вершин. Соответственно и природа была многогранной и разной.
+
0
+ -
avatar

avva-4

  • 23 февраля 2011, 10:13
просто потрясающе!!! очень интересно было и читать и смотреть! даже представить не могу как же там было интересно!!!
+
0
+ -
avatar

Tim

  • 23 февраля 2011, 23:24
Олег спасибо за отличный материал, путешествие просто мега-интересное. Очень хотелось бы также поучаствовать в таком пробеге, планируются ли еще такие путешествия у вас?
+
0
+ -
avatar

Oлeg

  • 24 февраля 2011, 11:55
Спасибо. Практически каждый год стараемся куда-нибудь путешествовать. 2006 год — в июне Монголия, затем осенью была Тува и Хакассия, 2009 — Памир, 2010 — Кольский п-ов. В текущем году есть задумки проехать по Турции и Закавказью. Основной состав постоянный, спаянный многими километрами и приключениями. Новички бывает пристраиваются, но процесс этот, честно признаюсь, как правило не простой и не всегда заканчивается положительно.
+
0
+ -
avatar

Tatiana

  • 13 апреля 2011, 12:07
Спасибо за интереснейший рассказ, с удовольствием прочитала. Удачи
+
0
+ -
avatar

AVP

  • 23 марта 2012, 08:31
Один из лучших отчетов по Памиру!
Oлeg, как с вами можно связаться для консультации по маршруту?
+
0
+ -
avatar

Oлeg

  • 27 декабря 2012, 19:26
Прошу прощения, только сейчас обнаружил Ваш вопрос. Как говорится лучше поздно, чем никогда.
моя почта yarin@list.ru Обращайтесь — чем смогу, помогу. С наступающим Новым Годом!
+
1
+ -
avatar

merenga25

  • 27 декабря 2012, 11:35
Покоренные перевалы, великолепные пейзажи, энтузиазм и упорство членов экспедиции- великолепное, удивительное путешествие! Удачи Вам!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.