В Таллинн втроем на пыже в новогодние каникулы / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

В Таллинн втроем на пыже в новогодние каникулы

Ну вот наконец я и собралась написать отчет о том, как мы съездили на своем маленьком синем пежо в Таллинн из Москвы всей своей небольшой семьей на новогодние праздники. В процессе подготовки поездки мы столкнулись с рядом сложных моментов, так что хочется передать свой опыт будущим путешественникам.

Итак.
1. Почему Таллинн.
А почему бы и нет? Дорога — около 1000 км, меньше, чем до Севастополя, а в него, пусть и без ребенка, мы на машине ездили уже трижды. Трасса, судя по описаниям, неплохая. Таможня, опять-таки по разным отчетам, тоже не страшная, особенно, если знать, где ее проходить. Ну а сам город — уже в Европе, а значит можно будет получить свою часть удовольствия от Рождественского базара и сопутствующих ему приятных вещей. Поэтому, в ноябре было решено — едем в Таллинн.
2. Кстати.
Таллинн — пишется именно так: с двумя буквами «л» и двумя «н». Вторая буква «н» пропадала из названия города в советское время, но как только Эстония обрела независимость, букву вернули. Так что хотите быть вежливыми к местному населению — пишите правильно :)
3. Подготовка.
Все по стандарту, многократно описанному в Интернете.

Сначала — отель на Букинг.Ком. Наш называлсяKreutzwald Hotel Tallinn. Однокомнатный номер с завтраками (шведский стол). За дополнительную плату нам выделяли место на стоянке и дополнительную кроватку для дочки.
Далее — связаться с отелем, чтобы они прислали подтверждение брони на электронную почту. Потому что посольство Эстонии НЕ ПРИНИМАЕТ бронь с Букинг.Ком. Только подтвержденную отелем.

Билеты нам нужны не были, а вот страховку медицинскую наддо оформить. Делали в Альфа-Страховании. Один полис на всех членов семьи, сроком на 2 недели (меньше не дают). Стоит 635 (кажется) рублей.
Фотографии на визы — для всех, включая дочку, которая вписана в мой паспорт и своего отдельного не имеет.
На сайте посольства Эстонии скачали, распечатали и заполнили анкеты. И — внимание, важный момент. На собеседование надо ЗВОНИТЬ и записываться. Это оказалось не слишком очевидно. То есть у нас сработала привычка добиваться личных контактов, так что мы позвонили и записались. При чем запись была следующего вида: «Приходите 6 декабря с 9 до 11 часов». Мы и пришли. К 10.30. И тут поняли свою правоту и неправоту одновременно.

Правота состояла в той самой записи по телефону — если вы звонили, то ваша фамилия оказывалась в списке у охранника посольства, который по этому списку пропускал внутрь по 10 человек за раз (у которых, кстати, тот же самый охранник первично проверял документы). Тех, кто не звонил — были и такие — отправляли ждать до 11 часов, когда в посольство начинали пускать просто в порядке живой очереди, но строго до 14 часов. В 14 начинается прием турагенств и частных лиц больше не пускают.

Неправота наша состояла во времени: в 10.30 у дверей посольства стояла толпа человек из 50 (меньше, чем на картинке, но все равно — внушительная). И попасть внутрь не успев замерзнуть до 11 оказалось не самой простой задачей. Мы, в итоге, прошли уже ближе к 11, но все-таки, повторюсь, прошли.

Внутри выяснился наш второй прокол. Так как мы едем на машине — НУЖНЫ документы на машину и водительские права водителя. Точнее нужны КОПИИ документов. У нас с собой их не было. Спасибо охраннику, который насладившись моментом, все-таки рассказал, где за углом сделать копии, пропустил таки меня внутрь, а мужа отправил за копиями.

И еще. Не забудьте вклеить фотографии в анкеты и расписаться в них ЗАРАНЕЕ. Не сделав этого, вы дарите еще несколько приятных мгновений охраннику и несколько неприятных себе.
Отдельно напишу еще и то, что в посольство можно и нужно приезжать без ребенка. Верхнюю границу возраста не вспомню, но нашу трехлетку мы с собой не брали, а вот в очереди увидели семью с дочкой — ровесницей нашей. Ну, только, если вам не с кем ребенка оставить, а так… У нас не Европа и наличие ребенка в плотной очереди скорее вызовет агрессию у наших соотечественников, но никак не понимание.

Дальше все просто — постояли в очереди, сдали документы (кстати, обязательно нужна справка о доходах хотя бы одного члена семьи — мы забыли, пришлось довозить ее отдельно в тот же день), оплатили взнос и получили бумажки с просьбой приехать через неделю — получить или не получить паспорта.
Через неделю приехали — получили.

4. Еще немного подготовки.
Поскольку паспорта были готовы уже 13 декабря, а ехать мы собирались 2 января в ночь, то времени на раздумья о сути самого отдыха было предостаточно. Мы еще ни разу не ездили втроем в новое место — все время в какой-нибудь компании. А тут как-то сам собой возник вопрос: а что мы там будем делать? Точнее так: что мы там будем делать с дочкой так, чтобы и мы отдохнули и она получила удовольствие?
Сначала мы понадеялись на самостоятельное изучение Интернета: мол, почитаем, а там решим. Но идея провалилась с треском: на работах за нас вдруг взялись с такой интенсивностью, что в рабочее время трудно было просто вздохнуть лишний раз, а дома, при виде компьютера хотелось лечь и умереть. Время шло. Идей не было.
И вот, 29 декабря стало ясно, что надо срочно что-то делать. Несколько минут в Интернете, оторванных от обеда, подарили идею, что надо попробовать воспользоваться услугами знающих людей. А не попробовать ли нам погулять по городу с персональным гидом, подумали мы. А давай, попробуем — был ответ.

Гида в Таллинне (по правде говоря — «в Таллине», рунет у нас не так образован, как мы, после поездки) мы нашли на ресурсе Экскурсиопедия. Даже не одного. У каждого был размещен список экскурсий и, что оказалось самым приятным, с каждым можно было связаться и уточнить все вопросы. Мы связались и в тот же день получили ответы: одна дама оказалась занята на наши даты, но зато второй гид с экскурсией «Легенды старого Таллина», которая нас и заинтересовала, оказался свободен. Цена удовольствия нас тоже устроила и мы забронировали экскурсию через сайт. Уже вечером этого дня деньги были перечислены ресурсу, а в почте был ваучер для гида, который следовало распечатать и передать при встрече. Договорились на 4 число, в расчете, что 3 днем мы приедем и не сможем внятно любоваться городом, а вот 4, с самого утра — с удовольствием сделаем это.
Надо сказать, мы тут 100% попали в точку, но об этом чуть ниже.

5. Дорога.

Дорогу мы с дочкой проспали всю. Нашу ее часть до самой таможни. Выехали из дома (с Юго-Запада) в 23.30, на таможне были в 07.00. Где-то по дороге потрясло слегка (в районе Тверской области), а так — метель, снег, но ям особых нет, дорога ровная, машин в нашу сторону — практически не встретили. ДПС тоже.

Таможню проходили в Печорах, а не в Нарве. Последние 25-30 км дороги обозначены как «платная дорога». Платишь за нее перед въездом на таможенный пункт. Рублей 150 или 200, но вариантов у тебя нет — едешь на тут сторону: плати. Утром на таможне народу практически не было. Мы оказались 3 машиной в очереди и прошли обе таможни в сумме примерно за час. Приятным бонусом оказалось то, что выходить из машины нам с дочкой не пришлось. Муж показывал все документы, а мы просто выглядывали в окно, не вылезая.
И еще. Очень важный момент, про который мы заранее узнали еще в Москве, но про него же нам напомнили на эстонской таможне. У них (на эстонской стороне) есть интересный сервис: прохождение таможни по записи. Суть в следующем:
— записываешься на сайте на определенный день и час (например, мы бронировали с 21 до 22 часов), регистрируешь машину (марка, номер)
— платишь 2-3 евро за запись
— если хочешь (мы захотели) платишь еще 1 евро за SMS-оповещения
— все.
Далее просто приезжаешь к означенному времени и проходишь таможню БЕЗ очереди. Вообще. То есть видишь свой номер на электронном табло и подъезжаешь к окошку. SMS приходят 3 раза: за 5 часов до прохождения таможни, за 3 часа и в назначенное время ( то есть нам последняя пришла как раз в 21 час).
Зачем это надо? Затем, что когда мы выезжали — 7 января вечером — среднее время ожидания в очереди на таможенном пункте Печоры составляло (вчитайтесь) — 22 часа. Двадцать два.

Об этой услуге — записи на прохождение — говорят таможенники, написано на всех столбах таможни, и нам еще рассказал об этом наш гид. Так что сложно было пройти мимо информации. Но, судя по количеству машин на стоянке перед границей, это многим удалось.
Ну а дальше — (очень медленно) доехали до Таллинна, поскольку не хотели показаться невежливыми в гостях и предельно внимательно соблюдали местные ограничения скорости. Ну и туман был по дороге сильный.
Приехали, поели, упали спать. После сна пошли прогуляться по городу, но ничего не увидели — темно было и дождь :) Так что доползли до большого торгового центра, дали дочери выплеснуть энергию на детской площадке и пошли обратно.

6. Удачная идея.
А вот идея с персональным гидом оказалась не просто удачной, а, пожалуй, самой удачной во всем нашем путешествии. Саша — гид — пришел в отель, как и договаривались с утра. Стойко вытерпел все наши попытки усадить дочь в коляску, от которой та уже отвыкла (но гулять-то предстояло 3 часа!) и… мы пошли! Тут же выяснилось, что от нашего отеля до главного туристического центра — Старого Города — идти 15 минут пешком, а там…

3 часа экскурсии пролетели как 5 минут, буквально! Саша рассказывал сам, моментально переключался в режим ответов на наши вопросы, показывал направления, куда с дочкой было сложно зайти сразу, но обязательно надо было бы зайти потом. Мы прошли через весь старый город, услышали массу легенд и исторических фактов. Показали дочери оленей, сделали перерыв в уютном (и малолюдном!) кафе, зашли в музей марципана и практически дошли до порта. А еще выяснили места, куда можно зайти поесть, так чтобы не чувствовать себя в России (на новогодние праздники наших соотечественников в городе, конечно, было много).

И еще нам очень повезло с погодой во время экскурсии. Почти всю дорогу моросил мелкий дождь и я не шучу, говоря, что нам повезло. Потому что гулять с ребенком, гидом и фотоаппаратом — это все-таки непосильная для нас пока задача. Можно было бы, но тогда вряд ли нам удалось бы столько узнать о городе. А вот на следующий день, когда мы отправились в Старый Город самостоятельно… Выглянуло такоооое солнце, что просто ах! И тут уже никто нам не мешал останавливаться там, где хотелось остановиться вчера, и фотографировать-фотографировать.
В общем, вывод следующий: 50 евро за 3 часа прогулки наедине с персональным гидом, да еще и в один из первых дней пребывания в незнакомом месте… Это как раз то, чего нам раньше сильно не хватало. И, пожалуй, в следующую нашу поездку куда-либо, мы повторим наш опыт. Благо теперь известно, где эти гиды водятся.

7. Отдых.
Отдых удался. У меня, если честно, это был первый, за 3 года родительской жизни, отпуск, который настолько удался. Мы много гуляли, много увидели, отлично выспались (кстати, в Таллинне -2 часа разница во времени с Москвой), даже устроили себе романтический вечер в кафе, подсказанном нам гидом. Там на втором этаже помещается всего 3 столика, на столах свечи, из окна — вид на улочки Старого Города, кормят очень вкусно (и родителей и детей) и не пытаются на тебе нажиться. Мы даже вернулись туда потом с чаевыми :) Расплачивались карточкой, а потом сходили в банкомат, сняли денег и принесли чаевые отдельно. Уж очень хотелось поблагодарить.

А еще был глинтвейн на Ратушной площади, Рождественский базар там же, бельгийские вафли и свежайшие марципаны (я, кстати, до этой поездки была убеждена в том, что марципан — это что-то твердое, а оказывается — нет:))…

Вот такой отдых получился. Я описала основные моменты, которые оказались важны именно для нас в этой поездке. Если у вас появились какие-то вопросы о том куда, как, зачем и так далее — пишите, постараюсь ответить!

PS: фотографии, честно признаюсь, не наши. Наши пока дожидаются своего часа, так что я постаралась найти что-то, что наилучшим образом поддерживало бы мой текст.
PPS: всем спасибо за внимание!