Чем первым делом занимается настоящий путешественник на следующий день по прибытии из очередной поездки? Он начинает подготовку к следующему вояжу! Ну, а куда можно планировать поездку после возвращения из «Обители зла»? Окунувшись с головой в азиатскую диковинку, остаётся только бредить новыми путешествиями на Восток. Заказав очередную партию путеводителей Lonely Planet, я стал разрабатывать маршруты настолько экзотические, что иногда даже дух захватывало лишь от одной мысли о смелости и нетривиальности собственных планов. Увы, но так называемая «арабская весна» похоронила мои далекоидущие планы, если и не навсегда, то надолго. За неимением других вариантов приходится возвращаться в Европу.
Одним из немногих «белых пятен» на карте наших путешествий оставался БеНиЛюкс. Точнее, «БеНи», поскольку в «Люксе» мы уже бывали. Но здесь присутствовала одна «историческая загвоздка». Я уже три раза планировал посетить этот достойный регион Европы, но каждый раз, по тем или иным причинам, наши планы претерпевали кардинальную ломку, в результате чего мы уезжали или в Португалию, или в Норвегию, или куда-нибудь поближе. Нужно заметить, что, как ни парадоксально, в Бельгию меня тянуло гораздо больше, чем в Голландию. И жизнь показала, что не зря.
Время бежит быстро. К июню месяцу стало понятно, что бюджет поездки вырисовывается достаточно скудный. Если же на чашах весов с одной стороны оказывается «комфорт», а с другой — «длительность поездки», я всегда и безоговорочно выбираю «длительность». Поэтому оставалось только подкорректировать предполагаемый маршрут с учётом схемы расположения кемпингов.
Но, как известно, жизнь полна сюрпризов. Вновь сработала «историческая загвоздка». Вышло так, что у дочки Тани, неизменного члена нашего сплочённого экипажа, появилась возможность отправиться на три недели в Германию с целью углубленного изучения немецкого языка по линии «Института Гёте». Завезти её в городок Михельбах (неподалёку от Швебиш-Халля) и забрать оттуда мы собирались сами, естественно, на авто. Ну, а для того, чтобы не сидеть в одном месте в ожидании окончания занятий, нужно было состряпать на скорую руку какой-нибудь кольцевой маршрутик. Что я и сделал за пару дней.
Если кратко ознакомиться с историей и географией моих автопутешествий, то можно узнать, что самой первой поездкой было посещение Швейцарии. Но знакомство с этой альпийской страной получилось практически мимолётным – за шесть дней пребывания удалось посмотреть не так и много. С тех пор минуло 13 лет, а чувство неудовлетворённости всё никак не отступало. Наконец-то пришла пора заместить это чувство каким-нибудь положительным, например, восторгом!
Маршрут нарисовался такой: в течение пары недель объехать всю Швейцарию по периметру, посещая те её уголки, в которых я ранее не бывал, при этом не забывая осматривать близлежащие достопримечательности в приграничных районах соседних стран. Далее – рывок сквозь Эльзас, Шампань и Лотарингию в БеНиЛюкс, дабы раз и навсегда избавиться от «исторической загвоздки». Вторая часть маршрута получалась очень насыщенной, и было понятно, что кое-чем наверняка придётся жертвовать, дабы не выбиться из графика. Естественно, что и процесс доставки ребёнка к месту занятий и обратно, предполагал множество познавательных остановок в различных городах и странах.
Итак, тех читателей, кому интересен активный «отдых на колёсах» с посещением большого количества маленьких и не очень городов, крепостей и замков; кто не любит автобаны и не боится заезжать в европейскую глубинку; кто любит горные перевалы и не брезгует другими видами транспорта; кто готов рано встать, чтобы вместе с первыми лучами солнца добраться до затерянных в горах водопадов; кому интересны уникальные музеи; кто не прочь выделить часть семейного бюджета на небольшой шопинг; кто, наплевав на комфорт и переменчивый климат, готов стойко переносить все тяготы и неудобства палаточной жизни; наконец, тех, кто в состоянии в течение месяца питаться только кашами и макаронами, приготовленными на газовой горелке, я приглашаю отправиться в незабываемое путешествие вместе с нами.
Подготовка.
Собственно, а что главное в процессе подготовки? Естественно, составить маршрут поездки. Если есть готовый маршрут, то можно уже на следующее утро трогаться в путь.
Визовая подготовка у нас в этот раз осуществлялась параллельно и вне зависимости от предполагаемого маршрута. Ещё в декабре наши польские друзья, к которым мы заезжали по ходу «Осеннего марафона», предложили сделать для нас приглашения на годовую шенгенскую мультивизу. Но поскольку кое-кто не сразу обратил внимание на тот факт, что два из трёх наших паспортов нуждались в срочной замене, приглашения оказались у нас на руках только в начале июня. Всё бы ничего, но польское консульство ввело электронную запись на подачу документов. А в связи с тем, что визовый ажиотаж в Беларуси наблюдается нешуточный, «поймать» эту очередь на сайте сродни лотерее. Но всё хорошо, что хорошо кончается. Как обычно, мы всё-таки успели заскочить в последний вагон.
Все остальные вопросы подготовки – это скучная рутина. Система уже выработана годами, и сбои здесь в принципе невозможны.
Машина (Chrysler Pacifica) «потребовала» лишь замены рулевых тяг и масла.
В навигатор Garmin с торрентов были закачаны новейшие карты. Также, с данного сайта была закачана, пожалуй, самая полная база кемпингов Европы. Пригодилась. В этот раз навигатор не вызвал никаких нареканий. Скажу больше. Иногда, при прокладывании им того или иного маршрута, у меня появлялось стойкое убеждение, что он знает и учитывает все мои интересы и пристрастия: совершенно неожиданно для себя мы оказывались в таких живописных местах, о существовании которых даже и не подозревали.
Предполагая, что подавляющее большинство европейских кемпингов охвачено сетями бесплатного Wi-Fi (это оказалось глубоким глубочайшим заблуждением), для сёрфинга в интернете был взят ноутбук. Впрочем, он же являлся хранилищем навигационных карт, отснятого фотоматериала и разнообразной дополнительной туристической информации. Наличных денег брали немного. Основная масса финансов размещалась на трёх банковских дебетовых картах системы Visa.
Неизменный спутник в таких поездках – это весьма объёмная многокилограммовая сумка с атласами, картами и путеводителями. Что касается последних, то взял я с собой далеко не все из того многотомного разнообразия, которое имеется у меня дома. Упор сделал на Lonely Planet и Dorling Kindersley, которые были разбавлены The National Geographic Traveller и Rough Guides. Это оказалось не совсем разумно. Жизнь в небольшой палатке не даёт возможности тщательно готовить программу каждого следующего дня. А постоянно таскать по 2-3 книжки на себе и заглядывать на ходу в каждую из них ну очень неудобно и даже глупо. Что касается Швейцарии, то, к сожалению, я не взял с собой путеводитель по этой стране из серии «Вокруг света». Увы, но только по приезду я понял, что ошибался. Эта книжка является приятным исключением из в целом невыразительной серии.
Ночёвки в кемпингах предполагают наличие палатки, надувного матраса, спальных мешков, насоса, подушек, раскладного столика-чемодана с табуретками, миниатюрной газовой плитки с баллонами, соответствующей посуды, ну и, пожалуй, фонарика. Всё это «хозяйство» у нас было в наличии с незапамятных времён, неоднократно опробовано как в условиях норвежского севера, так и в условиях иранского зноя. Настораживало лишь малое количество газа в баллончике. Но эту проблему предполагалось устранить где-нибудь в Европе. В дополнение ко всему вышеперечисленному для создания романтической обстановки мы взяли с собой «аналоговый» фонарь и комплект свечей для него. Электричеством пользоваться не планировали, поскольку вся наша «техника» имеет автомобильные зарядные устройства.
С учётом «аццких» цен на продукты питания в родном отечестве и их весьма посредственного качества, грандиозных закупок мы не совершали. Ограничились лишь фруктами, овощами, бутербродами и копчёной курицей, которая протухла как раз к обеду первого дня поездки.
Помимо ночёвок в кемпингах, предполагалось и несколько «цивилизованных» остановок. Две из них – у наших польских друзей в Жешуве – по дороге туда и обратно. Ещё одна – в Мюнхене, у нашего бывшего соседа. Ну и, дабы минимизировать количество ночёвок в не самых обустроенных кемпингах Восточной Европы, вторую остановку по дороге туда я планировал сделать где-нибудь в юго-западной Польше. Для этого пришлось обратиться к классикамbooking.com. Совершенно неожиданно поиск самого бюджетного ночлега на уважаемом сайте привёл меня в чешский городок Есеник. Трёхместный номер в одном из частных пансионов за 30Евро – очень хороший вариант. После того, как этот номер был забронирован, и была проведена соответствующая корректировка маршрута, подготовительный этап успешно завершился.
Паспорта с визами мы получили на руки 25 июля, а выезд был назначен на среду 27-го. В Михельбахе нам нужно было быть в воскресенье к обеду.
День первый. 27.07.2011. Среда.
Первый день поездки всегда получается унылым, однообразным и нервным. Виной тому – граница как предчувствие.
Сон традиционно был некрепким и коротким. Но благодаря этому удалось выехать рекордно рано – в 7 часов. Дорога от Минска до пункта пропуска в Домачево скроена по стандартному лекалу: через 100 километров – остановка для окончательной утрамбовки багажа, а перед Брестом – заправка на «Лукойле».
Ровно в полдень прибыли на границу. Очередь небольшая – перед нами около десятка машин, но из-за вялости таможенников в Польше мы оказались лишь спустя полтора часа.
Дальнейший маршрут, дабы избежать напряжённого трафика и возможных ремонтов дорог, пролегал через глубинку – Влодава, Хельм, Замосьць, Билгорай, Лежайск и Ланьцут. В каждом из этих городов есть интересные объекты, заслуживающие пристального внимания. К сожалению, граница всегда настолько выхолащивает душу, что эмоции погружаются в спячку до конца дня. Остановились мы лишь однажды – на стоянке у магазина «Lidl» во Влодаве – на короткий перекус. Но копчёная кура, по-видимому, тоже перенервничала, поэтому и сдохла во второй раз за свою недолгую жизнь. Ограничились бутербродами. Поглазели на приходской костёл Святейшего Сердца Иисуса, который, в силу своего юного возраста (освящён в 2006 году), пока ещё не заслужил права на включение в список местных достопримечательностей.
После чего продолжили уже безостановочный переезд до Жешува (Rzeszów).
Трафик практически нигде не напрягал, даже в городах никаких серьёзных заторов не было. Стационарных радаров в польских городах и деревнях установлено немало, но «Гармин» о них всё знает, да и, судя по поведению местных водителей, процентов восемьдесят из них – «пустышки». Так что в первый день движение по проклинаемой многими стране никакого дискомфорта у нас не вызывало. Скорее даже пробуждало, задремавшие было после границы, положительные эмоции – уж очень симпатична мне Польша.
В 19 часов были на месте. Далее последовали небольшое застолье, задушевные беседы и крепкий сон. Итог дня: 674 км за 9 часов без учёта остановок.
День второй. 28.07.2011. Четверг.
Этот день обещал стать очень насыщенным. Напряжённость вчерашнего дня растаяла как утренний туман – с сегодняшнего дня начинается наша обширная культурно-познавательная программа.
Будучи в гостях, уехать слишком рано вряд ли возможно, но в 10.40 нам удалось-таки покинуть уютный Жешув. Вливаемся в плотный поток машин, идущих нескончаемой вереницей в сторону Кракова.
Пополнив запас кур продовольствия в магазине дисконтной продуктовой сети «Biedronka»( «Божья коровка»), гостеприимно распахнувшем свои двери на одной из придорожных АЗС, в полпервого добрались до города Тарнув (Tarnów), который, между прочим, в силу специфического микроклимата, является польским полюсом тепла. Приткнули машину на одной из улиц старого города по соседству с монастырём бернардинцев –
и бегом по лестнице на Рыночную площадь.
В центре площади доминирует необычная ратуша. Она притягивает взор смешением архитектурных стилей – готическим низом и ренессансным верхом. Перестраивал ратушу выдающийся средневековый архитектор Джованни Мария Падовано, который приложил руку и к знаменитым Суконным рядам в Кракове.
Но уникален Тарнув тем, что здесь полностью сохранился средневековый план застройки города. Соответственно, сохранились и многие старинные мещанские дома. Наиболее интересные из них находятся на Рыночной площади.
На расположенной по соседству Кафедральной площади воздвигнут позднеготический собор Рождества Богородицы.
Внутрь мы не пошли, но на весьма необычные бронзовые двери с фигурами апостолов внимание обратили.
Здесь же находится и памятник величайшему из Пап – Иоанну Павлу II.
Обойдя собор, по витиеватому средневековому лабиринту доходим до улицы Жидовской.
Здесь находится бима – всё, что осталось от старой городской синагоги, разрушенной в 1940 году.
Как и во многих других польских городах, до войны в Тарнуве проживала внушительная еврейская община – почти половина населения. Из 25000 человек мало кому удалось выжить. В память об этих страшных событиях в городе частенько можно заметить стилизованные жёлтые звёзды Давида.
На этом наше беглое знакомство с очень уютным и тихим Тарнувом закончилось, градус поездки задан, и мы устремляемся к новой точке.
Но не тут-то было. Дорога быстра и свободна только на тех участках, где есть две полосы для движения.
Как только появляются населённые пункты со светофорами, движение превращается в муку.
Иногда «пробки» уходят за линию горизонта.
Стоит же свернуть на малоприметную второстепенную дорогу, и ритм движения резко возрастает.
Ближе к трём часам мы добрались до городка Неполомице (Niepołomice).
Здесь, прежде всего, интересен королевский замок XIV века, который был охотничьей базой Казимира Великого. Позднее его превратили в ренессансный дворец.
Замок, вероятно, совсем недавно полностью отреставрирован. В части его помещений находится престижный отель.
Внутренний двор впечатляет своими размерами и изящностью двухуровневых аркад.
Территория вокруг замка стилизована и обустроена.
Разбиты шикарный газон и регулярные сады. Проложены пешеходные дорожки.
В знак благодарности за строительство замка и костёла местные жители возвели памятник королю Казимиру.
Интересно, а наступит ли такой момент, когда наши жители воздвигнут памятник теперешнему «президенту» за постройку многочисленных ледовых арен и гигантской библиотеки?
Непосредственно сам городок Неполомице тоже оставил о себе очень хорошее впечатление своей ухоженностью, чистотой и какой-то «непольскостью».
Едем дальше. Спустя час попадаем на территорию Ойцовского национального парка – живописной долины реки Прандник с фантастическими рельефами известняковых скал.
Здесь находится бесчисленное количество пещер, в которых гнездятся летучие мыши. Известна долина и своими фотогеничными руинами нескольких замков. В целости сохранился лишь один – стоящий на неприступной скале замок Пескова Скала (Pieskowa Skała).
Все стоянки в окрестностях Песковой Скалы оказались платными, поэтому мы, проехав с полкилометра, примостили машину в каком-то лесном тупичке. После чего с удовольствием прогулялись к подножию замка. Живописная лесная тропинка, круто поднимаясь вверх, привела нас к въездным воротам.
За ними расположился обширный внутренний двор.
Считается, что замок Пескова Скала в своё время был перестроен в подражание королевской резиденции в Вавеле. Убедиться в этом нам не удалось, поскольку вход в аркадный двор был закрыт. Но вид часовой башни и элегантной лоджии подчёркивают отличный вкус архитектора.
Со стен бастиона открываются великолепные виды на разбитый на нижнем уровне итальянский сад и простирающуюся между скал долину Прандника.
От стен замка широкая тропинка ведёт к самой знаменитой скале – каменному столбу «Палица Геракла». Впрочем, у кого-то вид этой скалы может вызвать и другие ассоциации.
Возвращались мы нижней тропой, проложенной у подножия замка. Здесь можно увидеть то, что осталось от когда-то великолепных прудов. На сегодняшний день они больше похожи на болото – царство многочисленных земноводных.
Вовремя свернув с краковского направления, мы «убили» сразу нескольких зайцев. Во-первых, посетили очень интересные достопримечательности. Во-вторых, избежали «пробок» и толкотни в окрестностях Кракова. И, в-третьих, объехали платный участок автострады Краков – Катовице. В этом промышленном районе Польши сеть дорог развита очень хорошо, поэтому многочисленные параллельные трассы широки и умеренно загружены, что позволяет ехать с высокой скоростью.
А после Катовиц, когда мы въехали на шестиполосную магистраль А4, трафик вообще стал минимальным.
Индустриальные пейзажи «радовали» нас недолго.
Преодолев полосу мощного ливня и свернув с автострады, в полседьмого мы оказались в селении Мошна (Moszna). Здесь находится малоизвестный «сказочный» дворцово-парковый комплекс — бывшая резиденция немецкой семьи Теле-Винклеров.
Размеры сооружения поражают воображение. Во дворце 365 помещений, 99 башен, площадь – 7 тыс. кв. м., а объём – 65 тыс. куб. м.! Издалека он напоминает английские замки, но при приближении всё становится не так мрачно.
Иностранцев здесь встретишь крайне редко, чего не скажешь о поляках. Они приезжают сюда на вечерний променад.
Популярно это место и у свадебных парочек, которые предпочитают позировать фотографу, находясь в бассейне по пояс в воде.
Впрочем, присутствие такого количества народа, возможно, связано с тем, что в замке, а это в Польше весьма распространено, находится отель. Хотя, пройдя через холл, мы сделали вывод, что это больше напоминает санаторий.
Последним объектом на территории Польши, который бы мог вызвать наш интерес, являлся город Прудник. Но солнце уже клонилось к закату, поэтому там мы только заправились.
В 19.40, никем не замеченный, наш экипаж оказался в Чехии.
А ещё через полчаса мы въехали в город Есеник (Jeseník), в котором у нас был забронирован ночлег в пансионе «К+К». В навигатор я ввёл GPS-координаты, но не учёл, что формат ввода этих самых координат может отличаться. Пришлось сделать несколько нервных кругов по узким улицам, прежде чем мы визуально определили искомый объект. Несмотря на бронь, сложилось впечатление, что хозяин коттеджа нас не ждал. Спрос на жильё здесь высок в течение горнолыжного сезона, а летом в Есеник мало кто заглядывает. Таким образом, в нашем распоряжении оказался целый дом и двор, поскольку сами хозяева живут в соседнем «сарайчике».
Впрочем, воспользоваться сполна предоставленной свободой мы не успели, поскольку нужно было ещё где-то поужинать. Хозяин порекомендовал ресторан «Крестовая гора», который расположился в лесу на вершине одного из окрестных холмов. Объяснил на словах как туда доехать и снабдил картой. Но сначала мы «поручили» навигатору помочь разыскать банкомат, с чем он успешно справился.
Дорога к ресторану очень узкая и крутая, но асфальтированная, проложена через дремучий лес – мы в какой-то момент даже засомневались в верности выбранного пути. Сверху открываются потрясающие виды на лежащий внизу город. Сам ресторан выполнен в охотничьем стиле, а в меню присутствуют и блюда из дичи.
Вот за что я люблю чешскую кухню, так это за её дешевизну. Вкусно, сытно, много, разнообразно и недорого! Посетителей было мало, поэтому задержек с приготовлением блюд не было. Тем не менее, за время нашего пребывания в ресторане успел пройти обильный дождь.
Ближе к десяти часам мы добрались до нашего пансиона. Кто-то улёгся спать сразу, а кто-то ещё долго и бесполезно «ковырялся» в интернете. За истёкший день преодолели 446 километров, на что потратили чистого времени 7 часов 20 минут. Однако, немало. Но и увидели много интересного.
Интересно, а наступит ли такой момент, когда наши жители воздвигнут памятник теперешнему «президенту» за постройку многочисленных ледовых арен и гигантской библиотеки?
:)))
Ждем продолжения!
Давно читаю Ваши рассказы о путешествиях, а сегодня наконец-то решил зарегистрироваться.
Спасибо за море интересной информации, не думал, что в Польше так много интересных мест, а Вашим отчетом обязательно воспользуюсь как путеводителем. Ждем продолжения!
счастливые Вы все таки люди! мне до той же польши два дня унылого пути по российким бездорожьям в борьбе с тошнящими фурами и дачниками, засадами полиции и бестолковостью дорог сквозь города… Регулярно проезжаю г. Анна, и там на вершине затяжного подъема (почти всегда пробка на 30-40минут) стоит кафе с незатейливым названием «Анна» и подходящим лозунгом «Время есть»…
К сожалению, жизнь не состоит из одних только путешествий. Я думаю, что подавляющее число жителей Беларуси близости к границе вкупе с убогостью нынешнего существования предпочли бы гораздо более достойный уровень жизни как, например, в далёкой Самаре:(
Приятно читать, очень хорошо пишите… Толстой отдыхает, карта.ссылки, фотки всё очень, очень.Если поеду в Европу обязательно распечатаю, после путеводители уже не нужны… ок.
Здравствуйте, Александр! Наконец-то нашел время «посидеть» на сайте и сразу нашел новые ваши приключения!!! Давно ждал! Как всегда — очень-очень интересно! Фотографии замечательные. В Польше очень чисто и красиво. Когда у нас будет так же? Совсем нет времени на большие путешествия, а так хочется уехать куда-нибудь далеко-далеко…
Приветствую, Евгений! Я очень рад снова Вас видеть! Выполняя Ваш наказ, пишу всё подробно, а Вы куда-то пропали:) Как всегда, Ваши комментарии — отличный стимул в работе. Спасибо:)
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять
комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество
привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.
Комментарии (20)
RSS свернуть / развернутьninvol
puzzle
Робинзон
:)))
Ждем продолжения!
puzzle
minskii
Спасибо за море интересной информации, не думал, что в Польше так много интересных мест, а Вашим отчетом обязательно воспользуюсь как путеводителем. Ждем продолжения!
puzzle
vitas-2307
puzzle
LAS
puzzle
phenman
anamod55
puzzle
michel
Спасибо.
puzzle
michel
astrushkin
puzzle
SemenovEA
puzzle
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.