На сайте Кузьмичи.ру нашёл такое определение: Кузьмич — обыкновенный болельщик неопределенного возраста, любящий свой клуб, футбол, любящий его обсуждать за кружечкой пива или без нее, хвалить или ругать, ходить на матчи, иногда выезжать за своей командой в другие города. При этом Кузьмич может не посещать все матчи любимой команды, однако, постоянно в курсе всего с ней происходящего. Не агрессивный, но могущий постоять за себя, в случае необходимости, персонаж. Почитав форумы болельщиков на различных спортивных сайтах, где обсуждалось проведение финального матча кубка России по футболу в городе Грозном, сделал для себя вывод — надо ехать при любых обстоятельствах. Потому что оставлять свою команду, без поддержки было бы подло. И никакие «весомые» аргументы фанатов о бойкоте матче не имеют под собой никакой почвы кроме одной — это страх ехать в Чечню, потому что там не дадут вести себя как обезьянам в зоопарке и выглядеть как свиньи в свинарнике, оскорбляя всех вокруг и опуская в глазах людей самих себя.
В четверг вечером мы, двое старых товарищей, которые когда-то вместе работали, и даже ездили на футбольные матчи «дикарями» в другие города, на своей машинёшке Рено-Логан решили съездить на финал Кубка России по футболу.
Итак, в 19.30 час 30 мая выезжаем из Москвы. На редкость мало машин, хотя вроде «час пик». Едем через Волгоград. Потому что если ехать через Ростов, то как раз в светлое время суток попадём на дороги Северного Кавказа. А это чревато лишними расходами, ведь местные «соловьи разбойники» (особенно на территории Кабарды) днём любят пообирать путников из дальних стран. Да и обилие торговых центров в районе Минеральных вод не обещают лёгкого путешествия. А пробираться в жару через бесконечные стоянки и парковки гипер-, супер-, и просто маркетов, а также точек и пятен общепита, не было никакого желания. Поэтому около 08 утра 31 мая мы уже в Волгограде. Дороги оставляют желать лучшего. Попетляв по улицам, выезжаем в сторону Элисты.
Дорога по цветущей степи не напрягает, вокруг всё цветёт, яркие краски поднимают настроение после бессонной ночи.
Но не даёт расслабиться мысль, которая скребёт где-то в глубине души. Ну, когда же нас остановят местные охотники. Ведь количество машин и качество дорог в Калмыкии само собой вызывают желание поддать газку. Но расслабляться нельзя, как показывает практика прошлых лет, калмыки одни из самых изобретательных охотников на покорителей скорости. Вот и в этот раз — разглядывая в четыре глаза обочины в поисках кучек колючек, под которыми обычно спрятан радар, мы проморгали его. И вот уже с понурой головой иду в машину к гаишнику, чтобы ознакомиться, где и на сколько я нарушил. На вопрос: «Где же вы его спрятали?» Получаю лаконичный ответ: «Мы его не прятали, он стоит, как положено, на треноге». Видео на мониторе компьютера показало «это не прятали». Машина на фотографии снята сзади, и снизу. Превышение оказалось на целых 70 километров. Вместо 40, целых 110 километров в час. Прощайте права. Но надо отдать должное калмыцким сотрудникам, уже какой раз попадаюсь им за превышение и всегда можно по-человечески договориться. Повторяю, именно по-человечески. Потому что за всё многолетнее общение с калмыцкими гаишниками ни разу не заплатил им штраф. Вот и в этот раз, сделав жалостливое лицо и рассказав о цели своей поездки, я был отпущен. Мне даже пожелали удачной дороги и победы команды.
Теперь мы опытные антирадарные охотники. В результате до границы с Дагестаном нами были выявлены ещё семь треног, замаскированные за стоящими на земле знаками в местах ремонта дорог, замотанные камуфляжной сетью на обочинах, похожие на памятники погибшим водителям (их вдоль дорог Калмыкии огромное количество) или просто в высокой траве, метрах в пяти от обочины.
Вот и Дагестан. Встречает он нас небольшим дождём, а затем дикой духотой, которая началась, когда вся эта влага начала испаряться. Слева появились две радуги: одна большая, другая маленькая. Через несколько минут радуги сместились так, что большая, прямо лежала на маленькой. Это было знамение сверху – я уже был уверен, что ЦСКА победит. На дагестанских постах не остановили ни разу.
Кизляр, граница. Весь проезд в Чечню заключается в том, что в окошко КПП я отдал свои права и техпаспорт. Через минуту мне их вернули, заглянули в пустой багажник и всё – можно ехать. Документами пассажира даже никто не поинтересовался. Дорога по населённым пунктам Надтеречного района Чечни проходит по населённым пунктам с русскими названиями. Ни полиции, никого. Ехать можно с какой угодно скоростью. Единственная проблема – это коровы. В Дагестане и Калмыкии они, по-моему, перед тем как выйти из двора дома изучают правила дорожного движения, поэтому и ходят только по обочинам, иногда выбегая на дорогу. В Чечне они считают себя полноправными участниками дорожного движения и поэтому, лежат, сидят, стоят и ходят где угодно и как угодно. Поэтому увидев стадо, надо сбрасывать скорость.
Станица Червлённая, поворот на Толстой-юрт. Стоящие посередине проезжей части гаишники и вооружённые люди не обращают на нашу машину никакого внимания, хотя вглядываются в салоны всех проезжающих машин. Небольшой перевал через Горагорский хребет и мы уже на окраине Грозного. Очередной пост не обращает на нас никакого внимания – и мы в городе. Здесь нас встречает мой знакомый. Увидев состояние нашей машины, облепленной сбитой саранчой и другими более мелкими насекомыми, нас сначала везут на мойку, где мы оставляем машину, а сами едем домой приводить себя в порядок. На мойках Чечни работают, в основном чеченки. Увидев машину они сначала пришли в ужас, а затем собравшись вокруг долго смеялись пока мы выкидывали из ненужные вещи, которые копились там не один месяц. В результате у ворот мойки образовалась довольная приличная куча мусора из бутылок, тряпок и бумаги.
Ужин, и пешком идём в центр Грозного. Несмотря на то, что мы не спали в дороге ни одного часа, попав на проспект В.В. Путина
желания отдыхать, не было никакого. Да и во времени мы были ограничены. В понедельник уже надо было выходить на работу.
Все дома на проспекте были подсвечены, везде цветы, портреты нашего Президента и отца их Главы.
Так продвигаясь от дома к дому фотографируя всё что светиться и движется мы оказываемся на центральной площади, где расположена мечеть «Сердце Чечни».
Да, впечатляет. Пока не знаем как она выглядит днём, но ночью впечатление незабываемое. Фотосессия затягивается.
Заходим внутрь. Делаем случайный кадр в неосвещённом помещении и получаем вот такой результат.
Пора ехать домой. Надо отдохнуть перед завтрашним днём.
Проснулся утром в семь утра. Все спят. Чтобы убить время ухожу с фотоаппаратом в город. Зайдя в рядом стоящий магазинчик, покупаю воду и, побеседовав с хозяином «за жизнь», иду осваивать просторы города.
Вот и въезд в город со стороны Аргуна.
Оттуда уже начинают подтягиваться болельщики «Анжи»
Вдоль всех дорог стоят вооружённые сотрудники Чеченских батальонов, периодически отрабатывая обочины миноискателями. Погуляв ещё часок, иду домой. Садимся в машину и едем Аргун. Это город, который находится меньше чем в десяти километрах от Грозного. Раньше это был скорее посёлок городского типа, с дикими рынками вдоль дороги, а сейчас этот посёлок превращается в мини Грозный. В нём идет строительство мечети и мини небоскрёбов.
Все старые дома в городе отремонтированы. Разрушенные пятиэтажки, типа московских хрущёвок превращены в приличные здания, с застеклёнными тонированным стеклом балконами. Что в условиях такой жары и количества солнечных дней в году совершенно не лишне.
Прокатившись по Аргуну, берём курс на Грозный. Справа и слева нас обгоняют машины с дагестанскими номерами. Из них торчат руки, головы болельщиков «Анжи». Флаги, шарфы, громкие сигналы и визг колёс на светофорах создают впечатление, что толпа кочевников несётся на штурм города.
Их встречают плакаты, приглашающие на матч.
О том, что в городе будет большой футбол возвещают даже надписи на асфальте.
Чтобы там не говорили, но чувствуется симпатия руководства города к своим соседям.
А может это просто кавказское гостеприимство. Ведь по этой дороге в Грозный поедет и руководство Дагестана. Так что это жесты дружбы. Правда, нигде в других местах Грозного мы такие плакаты не видели.
Начало матча приближается. Вся эта железная лавина из дагестанских машин стремится к стадиону.
Чтобы проехать к стадиону надо преодолеть несколько кордонов.
На стоянку стадиона пропускают только машины с дагестанскими номерами. Таких как мы нет вовсе, поэтому нас тоже пропускают. Чеченские машины не пускают. Им предлагают парковаться вдали от стадиона. Оказывается было указание Рамзана о том, что гости Республики, прибывшие на матч, могут беспрепятственно передвигаться по территории Чечни. Припарковав машину, идём к стадиону. Вокруг праздничное настроение, все предвкушают победу соей любимой команды: они своей – мы своей.
Пьяных нет. Кстати, насчёт спиртного. Его в Чечне нет как класса. В магазинах легально купит водку или пиво невозможно. Его (пиво), конечно, продают из под полы, но только проверенным людям, потому что если поймают, то конец бизнесу вообще, да ещё по телевизору покажут и оштрафуют на полмиллиона. Такая же проблема и с сигаретами. Курить запрещено везде.
Вот она недоработка организаторов мероприятия. Пропускная система стадиона не рассчитана на такое количество болельщиков. Поэтому досмотр один, второй, а затем преодоление металлических турникетов при входе на стадион превращают полноводную реку болельщиков в бурный поток, уткнувшийся в запруду.
На улице +33. Вся эта толпа разгорячённых людей развлекает себя скандированием речёвок в поддержку «Анжи». Никаких оскорблений, ругани. У людей реально праздник. Все видят кто мы и за кого приехали болеть. Но, несмотря на это нам оказывается радушный приём. В ответ мы по своим билетам через турникеты проводим пару безбилетников. Тот кто залез в эту щель со мной, наверное, пожалел, ведь учитывая мою комплекцию мы чуть не застряли. Наш турникет крутили другие болельщики, потому что ногами шевелить мы не могли. Милиция и организаторы мероприятия пустили процесс преодоления турникетов на самотёк.
Вот мы и на стадионе. Под трибунами идёт молитва.
Стадион забит до отказа. Места есть только на секторе, где сидят армейские болельщики.
Их всего человек двести. Поэтому перекричать тридцатитысячную толпу они не могут. Армейская атрибутика у них присутствует только в виде шарфов и флага Сербии.
Мы болеем за ЦСКА на трибуне, где сидят болельщики «Анжи» и как оказалось потом «Терека». Никто за весь матч не сказал в наш адрес ни одного оскорбительного слова. Наоборот очень тепло отзывались о Мусе и Думбья. Раздражал их только Дзагоев. Вот так в тесноте и не в обиде мы и смотрели этот матч. Впечатление было только положительным. Стадион болел от всей души, чем-то напоминая стадионы 80-90-х, когда на трибунах радовались успехам своей команды и освистывали соперников. Настроение действительно было праздничным и без петард, фаеров, оскорбительных речёвок и перфомансов. Матч окончен.
Выбравшись к семи часам со стадиона. Решаем не тратить время и посвятить себя осмотру окрестностей. Раз дорога на Хасавюрт забита, то решаем вместе с нашим чеченским другом поехать в сторону Шатоя. Там находятся древние сторожевые башни, которые сейчас преподносятся как символ Чечни.
Дорога ужасная, потому что идёт ремонт, но нам не привыкать. Посмотрев издалека на башни оказываемся в небольшом селении. Свернув на какую-то улочку, паркуем машину. Здесь стоит небольшой блок-пост, который охраняет небольшой мостик через реку Аргун. Со слов сотрудников здесь иногда бывают переходы боевиков из лесных горных районов к дороге на Итум-Кале. В этом месте есть природная чудо-система водопадов. Чтобы посмотреть на них надо по руслу ручья подниматься вверх против течения, преодолевая каменные пороги. Метров через двести оказываешься перед пещерой, которая расположена на высоте нескольких метров. Из неё падает вода. Это один из водопадов. Рядом лестница. Со слов местных жителей, если подняться по ней в пещеру, то можно выйти к следующему водопаду. К сожалению, совершить это нам не удалось, потому что стемнело. Решили осмотреть эту достопримечательность в следующий раз.
Вернувшись поздно ночью домой, ложимся спать. Завтра надо уже ехать домой. Если выехать рано утром, то можно успеть на работу, но мы решаем сделать звонок шефу и — у нас впереди ещё один день.
Утром в воскресенье снова едем в сторону Шатоя, хотели заехать днём на водопады, но передумали и уехали сначала до Итум-Кале,
а потом и до Ведучи.
Там сейчас строится курорт. Красивейшие места думаю не оставят равнодушными, приехавших туристов. Правда с учётом расположения, отдых там будет не из дешёвых.
Осмотр Аргунского ущелья затягивается.
В Грозный возвращаемся только к пяти вечера. Небольшой перекус в кафе на рынке ( порция из пяти мантов – 50 рублей, огромная тарелка шурпы – 90 рублей) Все продукты натуральные. Цены приятно удивил. А с учётом того, что всё натуральное и привозится из пригородов, то соответственно и вкус тоже. Далее пешая прогулка по дневному городу
и в семь вечера стартуем в Москву.
В общем, всё хорошо. Никто нас не убил, не обидел. Появилось огромное желание вернуться туда снова уже на более продолжительное время. Единственный минус – это инфраструктура. Всем известный отель Грозный-Сити, рядом со сгоревшим небоскрёбом, стоит дороговато, а в городе кроме пары двухэтажных особняков с вывеской «Гостиница» и номером мобильного телефона, что-то ничего не попадалось. Хотя в них, я думаю, цены будут вполне приемлемы, а с учётом гостеприимства это покажется почти задаром, хотя кто знает?.. Ещё один минус – это люди в форме. Если гражданские просто источают гостеприимство, то люди в форме, это какие-то «солдаты Урфин Джюса». Мало того, что не улыбаются, так ещё и обращаются к тебе такими фразами как «Слышь! Куда идёшь? Музей уже закрыт».
За всю обратную дорогу остановили всего один раз — при въезде в Северную Осетию. Проверив на пикете документы и багажник — отпустили. Далее до Мин. Вод. Пустые перекрёстки и свободная дорога. В понедельник, в шесть вечера мы уже ехали по МКАДу.
Комментарии (6)
RSS свернуть / развернутьVlad-Kenig
Отличный рассказ, интересная поездка! Несколько рискованная, но… памятная!
gundos
Vad-36rus
Чарли
ronald
Victorya
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.