"Нужен нам берег турецкий!" / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

"Нужен нам берег турецкий!"

«Ваша идея, конечно, безумна. Весь вопрос в том, достаточно ли она
безумна, чтобы казаться верной.» Нильс Бор
Идея.
Идея поехать в Турцию на машине родилась не из-за любви к автопутешествиям, а по необходимости… Просто за полгода до этого мы купили в Турции квартиру…
Фото. Наша турецкая квартира. Вид из окна гостиной.

Предисловие.
В 2010 году мы впервые повезли нашего 2,5 летнего ребенка в Турцию. Отель был хороший, с качественной едой, но ребенок категорически ничего ни ел, кроме хлеба, арбузов и бананов. Мы с мужем были в шоке, учитывая, что у нашего ребенка прекрасный аппетит. Дня через четыре после приезда мы решили съездить в Аланию (20 км.), ребенка сильно укачало и мы были вынуждены сразу вернуться в отель. И последней каплей было повышение у ребенка температуры. Отдых был испорчен. По возвращению домой ребенок не мог наесться несколько дней. Успокоившись после «отдыха», я поняла, что отдыхать таким образом я больше не хочу. Возникла идея на следующее лето вместо отеля поехать в съемную квартиру. В ноябре я начала изучать этот вопрос. Требования к квартире были определены следующие: не менее 70 м2 ( что –б было где ребенку развернуться), первая береговая линия, наличие поблизости детских площадок и парков. В итоге мы выбрали квартиру в комплексе вилл Султанели, городок Авсаллар, 20 км. до Алании. Площадь – 70 м2, терраса, вид на море, частный пляж, огромный бассейн, зеленая, ухоженная территория, охрана и пр. Я нашла два предложения: одна квартира сдавалась русскими, другая немцами. Мы выбрали немецкий вариант, т.к. было значительно дешевле. Через родственников, живущих в Германии, все вопросы были решены… В итоге, проведя в этой квартире три недели ( мы арендовали ее на месяц) мы так влюбились в это место, что купили квартиру в соседней вилле…https://www.airbnb.ru/rooms/1342987
Идея. (Продолжение).

… и захотели отвезти туда огромное количество личных вещей, предметов интерьера и всего «лишнего», что образуется в наших жилищах и захламляет их, но было бы весьма кстати на средиземноморской даче. Кроме того, хотелось немного сэкономить на дороге, т.к. денег на турецкую фазенду уже было потрачено не мало ( при покупке пришлось два раза слетать в Турцию: на задаток и на сделку – около 50 тыс. рублей), а еще предстоял небольшой ремонт, покупка необходимой мебели и техники…Поехать решили в конце апреля, что- бы подготовить квартиру к заезду квартирантов в июне ( в целях компенсации расходов по содержанию жилья будем сдавать квартиру в свободное от нас время).
Поехать в Турцию мы собрались втроем (мама, папа и ребенок 4,5 лет) с конца апреля с захватом майских праздников. Готовиться к поездке начали с января: я собирала вещи, муж изучал опыт автопоездок в Турцию в Интернете и разрабатывал маршрут. Не буду описывать предполагаемые маршруты движения… В итоге решили ехать через Грузию. Муж предложил мне с ребенком полететь на самолете, а на машине поехать только ему т.к. дорога очень тяжелая ( 2600 км., границы, горные дороги и пр. неизвестность) Но я решила, что если есть возможность посмотреть Грузию и половину Турции с великолепными горными пейзажами, то отказываться от этого нельзя.
Итак! Собрав вещи в 2 большие коробки, мешок и чемодан и, выслушав от знакомых про нашу ненормальность, 26 апреля мы выехали из Ростова-на-Дону на автомобиле Рено Гранд Сценик, года выпуска 2008, пробег – 126 тыс.км. (коробка – механика, дизель). Автомобиль был выбран с учетом турецких цен на топливо. Конечный пункт маршрута – город Авсаллар в 20 километрах от Алании.
Не могу не «пропеть оду» нашему чудо-автомобилю… У нас никогда не было Рено, муж специально купил эту машину во Франции для поездки. Автомобиль приятно удивил не только расходом ( 5,5 литров на 100 км.) но и вместительностью и комфортом. Багажник Сценика с легкостью «поглотил» наши вещи, салон полон всяких потайных ящичков и «карманов» куда можно разместить целую кучу всякой всячины. Но самым удивительным было его поведение на дороге: устойчивость, управляемость, высокая проходимость.
Фото. Наш верный Сценик.

26 апреля – Краснодарский край, Ставропольский край … Едем, учим с ребенком названия краев. К концу дня он стал спрашивать, когда же будет Турецкий край. Переночевали во Владикавказе, хорошая гостиница, двухкомнатный номер 2600 рублей с завтраком. Пробег дня – 700 км. Утром увидели из окна красивые горы с белыми вершинами. До границы 30 км. К границе подъехали около 10 утра.
Фото. Дорога к границе.

Стоит очередь из 30 машин. Все лезут, никакого порядка. Мы тоже полезли и за 1,5 часа одолели российскую границу. Проверка была формальная. Счастливые, что вырвались, но волнующиеся о дальнейшем пути, устремились к грузинской границе.
Грузия
« Военно-грузинская дорога – 200 лет без ремонта!»

Подъезжаем – стройплощадка: щебень, арматура кучами лежит, указателей нет. Подъехали к одной из построек и нас там быстро сфотографировали и поставили визы в паспорта. Отъехали от границы и застыли в недоумении… Уж на что мы, россияне, дорогами не избалованы, но чтобы дороги не было вообще…Вместо дороги была каменистая местность, изъезженная машинами, указателей нет! Решили просто поехать за машиной, идущей впереди. Ехали и сомневались … Потом появились признаки асфальта и мы поняли, что едем правильно.
Фото. Грузинская красота.

Немного выдохнули. А вокруг красота! Горы, ущелья, маленькие поселки живописно раскинулись на склонах гор…

Сделав 10-ти минутную остановку едем к перевалу. К слову, в отличие от нас с мужем, ребенок не испытывал каких-либо страхов или сомнений. Ему все нравилось и он с воодушевлением комментировал увиденное не закрывая рта.
По мере продвижения к перевалу нас опять стали охватывать сомнения, туда ли мы едем, т.к. асфальт исчез и сменился сплошными ямами, окружающий пейзаж сплошь покрылся снегом и температура за бортом снизилась до 3 градусов… 27 апреля….
Фото. Апрельская дорога на перевал…

Ребенок не выдержал тряской езды и заснул. Муж выключил музыку и мы двигались в неизвестность в гробовой тишине. Но нас ожидало еще много пугающих сюрпризов. Первым таким сюрпризом был туннель. Сначала мы увидели, что дорога заходит в какую -то черную щель, засыпанную снегом и перед туннелем, как в фильме ужасов, курится туман. Мы с опаской въехали внутрь. Внутри было темно, наледи и со свода свисали сосульки. С ужасом глядя на дорогу, понимая, что назад пути нет, а впереди неизвестность, мы продвигались к перевалу.
Фото. Туннели.

Каждый туннель был по- своему ужасен! Мы молча ехали в снежном мире, снежные стены вдоль дороги местами поднимались до 1,5 метровой высоты! И это в конце апреля! Машин было очень мало. Это сбивало с толку. Слава богу, впереди ехал какой -то Фольцваген, наш ориентир! Через час такого движения мы доехали до длинной вереницы фур, запаркованных в правом ряду. Учитывая состояние дороги, было не понятно, как они туда добрались?
Фото. Скоро седловина. Очередь из грузовиков.

Мы их объехали и выехали на седловину. Сначала мы увидели экскаваторы, которые что-то копали на дороге и объезжающие их легковые машины. И тут мы увидели сплошную глиняную жижу, в которой буксовал Мерседес! Дорога напоминала реку грязи, зажатую снежными берегами! Мы въехали в эту реку! Было понятно, что если мы застрянем, выйти из машины и толкнуть будет невозможно! Но Сценик не подвел и через 5 минут мы уже ехали по сухой дороге ( точнее, направлению).
Фото. Без комментариев.

Постепенно стали появляться признаки асфальта, мы выдохнули, и довольно быстро спустились с перевала. Опять смогли увидеть, что вокруг такая красота – горы, солнце, реки! Долина за перевалом была утыкана кукольными отельчиками, вероятно, для зимней горнолыжки.
Фото. Укатали ребенка крутые горки ( в прямом смысле!).

Фото. Ура! Перевал позади.

После перевала плохонькие грузинские дороги показались нам автобаном. Но указатели так и не появились. Ребенок проснулся и мы остановились перекусить и размяться. Т.к. Сценик по самую крышу был заляпан грязью, решили его помыть. Машину нам помыли два палестинских парня за 5 долларов. Помыли плохо, но были очень старательные. Дальше мчались без остановок, т.к. грузинско-турецкий пост работал до 8 вечера. Около семи часов мы пересекли границу. И грузины и турки оказались не формалистами: 10 минут на грузинской границе и 30 минут на турецкой (с учетом оформления страховки), багажник никто не смотрел, к машине даже не подошли. Итог: 340 грузинских километров ехали целый день!

Турция

Когда мы въехали в Турцию начало темнеть. Мы очень устали, но нужно было доехать до города Карса ( 150 км. от границы) В отличие от Грузии, в Турции отличные дороги, много указателей и предупреждающих знаков. До Карса домчались за два часа. Город бедный, грязный, без зелени.
Фото. Город Карс, 6 утра.

Гостиница оказалась форменным Домом колхозника, но искать другую сил уже не было. Мы заплатили 65 турецких лир ( 1100 руб.) и вступили во владение номером с тремя двухместными кроватями и совмещенным с/узлом.
Ребенок забрался под одеяло и затих со счастливой улыбкой на лице. Муж пошел в магазин. Успокоив нервы пивом и подкрепившись, легли спать. Проснулись рано, по местному в 6 утра. Решили доехать до города Эрзурума и поесть там в кафе. Едем, любуемся горами, реками.
Фото. Турецкая красота.

Больше смотреть не на что. Эта часть Турции очень бедная. Редко встречаются крошечные нищие поселки. В долинах пасутся многочисленные стада коров, овец, лошадей. Мы с мужем к третьему дню пути уже устали, а ребенок доволен: то в окно посмотрит, что увидел расскажет, то мультик по Айпаду посмотрит, то поспит – отдохнет, то банан пожует. К слову сказать, хоть местность по пути следования была гористая, ребенка ни разу ни укачало, ведь турецкие дороги сделаны очень грамотно, без крутых спусков и подъемов.
К 10-ти часам доехали до Эрзурума, не жарко, + 15. Нашли кафе в большом торговом центре, поели суп-пюре из чечевицы и салат ( 1000 руб.)
Фото. Город Эрзурум.

Опять к слову, в Турции как и в России, иностранными языками мало кто владеет, в особенности в провинции. Я по-турецки знаю только числительные, для заказа еды пользовались разговорником. За всю дорогу с турками в разговор вступали только два раза: в гостинице и в кафе, при оплате заправок и продуктов в магазине хватало знания числительных. Да, еще один момент, в местном банкомате с банковской карты мы сняли турецкие лиры, меню было на русском языке.
Город Сивас – кроме названия, никакой информации о нем в голове не осталось.
Следующий пункт маршрута – город Кайсери. Проезжали мы его около 5-ти часов вечера. После маленьких, провинциальных городов Кайсери поразил размерами, современной архитектурой и великолепными горными пейзажами.
Фото. Город Кайсери.

Последний большой город перед Тавровскими горами — Конья. До дома оставалось не много – перевалить перевал и 40 км. вдоль побережья! В Конью мы приехали около 10-ти вечера, к этому моменту автопробег дня составлял 900 км. Решили так: если осталось меньше 300 км. – едем, если больше – ищем ночлег в Конье. По навигатору вышло 297 км… Последние километры и так всегда самые длинные и тяжелые, а тут еще дорога через перевал оказалась такой, как туапсинский участок сочинского шоссе.
И вот, в 2 часа ночи – Хоум, свит хоум! Автопробег дня — 1300 км.!
Подведем итог:
Общий пробег – 2550 км. Расходы в целом – 10300 руб., из них на топливо – 5600 руб.
Фото. После такой дороги особенно приятно сесть в плетеное кресло и полюбоваться морем.

Фото. Вид на Аланию.

Фото. Сценик на парковке в комплексе Султанели.

Послесловие.
Изначально мы планировали вернуться в Россию т.ж. на машине, но уж очень заманчиво было оставить ее в Султанели для нашего отдыха в августе. Турецкие законы и турецкие таможенники оказались очень лояльны, муж съездил в таможенное управление г. Алании и ему дали документ (бесплатно!), в котором было сказано, где будет находиться машина в период нашего выезда из Турции. Эту бумагу нужно было предъявить на паспортном контроле в аэропорту ( в итоге, мужу поставили штамп о выезде просто так, он даже ничего не предъявлял…)

Хочу сказать, что согласно найденной информации в Интернете, иностранные граждане могут оставлять свои автомобили в Турции на время своего выезда, но только на таможенном складе (7 турецких лир в сутки) с оформлением договора (150 турецких лир единовременно). Но на практике у нас вышло бесплатно!
Сейчас мы готовимся к поездке в Турцию, на днях уезжаем. В сентябре поедем обратно на машине…