Путешествие из Хабаровска в Астану
Путешествие Хабаровск – Астана – Хабаровск
Рассказ составлен не как художественное произведение, а как отчет с надеждой на то, что он поможет всем тем, кто собирается в путешествие, а так же тем, у кого есть желание поехать на автомобиле в путешествие, но боится решиться.
О том, как возникла идея поездки писать нет смысла, просто захотели новых и больших ощущений, собрались и поехали. Ведь из окна поезда столько не увидишь. Сборы тоже стандартные, такие же, как на приморский отдых, только без лодки и прицепа, а это даже проще. Очень помогли найденные в интернете материалы-отчеты и инструкции таких же путешественников. Ну, естественно, подготовили машину – замена масел, фильтров, новые колеса, провели диагностику двигателя и ходовой части.
17 августа – 13 сентября 2013 года
Выехали с центра города в 14.00 проехали 757 км, остановились на ночлег около придорожной гостиницы, не доезжая Шимановска. Время около 24 часов, поэтому мест в гостинице уже не было. Вообще, если хочешь ночевать в гостинице, нужно заранее бронировать места или пораньше останавливаться. Во многих отзывах есть информация о нормальных ночлегах, но нет телефонов, поэтому в дальнейшем постараюсь внести данные, которые удалось найти. Сначала ринулись проехать еще немного, пока есть азарт и силы ехать как можно дальше, но разум взбунтовался, сказал, что ночью надо спать и мы решили остановиться. Очень большая территория, останавливаются на ночь фуры, огромные фуры и их много, у меня по началу глаза на лоб лезли, вот ювелиры, задом паркуются и разворачиваются с одного раза. Встали в ряд, так ровненько, как легковушки на городских парковках не встают. Наш прадик рядом с ними выглядел как букашка. В кафе есть более-менее нормальный туалет, отдельно комната с мойкой (адрес: 1415 км. Федеральная трасса Амур рядом с космодромом «Восточный», тел. 8 914 574 51 72), знали бы про космодром, обязательно б поискали его.
Разместились в машине, мне это понравилось, но спать оказалось не очень удобно, получилось что мы не спали, а дремали. Проснулись в шестом часу утра от того, что начало светать и одна за одной начали разъезжаться фуры. Быстренько умылись и без завтрака поехали, хотелось быстрее ехать. Хоть и не торопились, но хотелось преодолеть как можно больше. В девятом часу утра не доезжая Тыгды, решили остановиться на завтрак в специально оборудованном месте отдыха, которых на трассе предостаточно. Беседка, столик, туалет (правда, я в такие туалеты ни разу не заходила, но думаю, там не очччччень), мусорные баки. Быстренько вскипятили воду, заварили лапшу, залили чай в термос, Сергей протер фары и стекла на авто (протирка оптики, лобового и заднего стекла, было основной целью остановок на протяжении всего путешествия, так как мухи, мошки, комары постоянно загаживали их своими телами и всем что из этих тел вылетало) и поехали дальше в 9.00.
Дорога хорошая, гладкая, очень много перегонщиков и много автопоездов.
Перегонщиков после Читы совсем не видно. Примерно со второй тысячи км и до самой Читы на асфальте волны, разные по размеру, так же и отбойник вдоль дороги полностью повторяет ямку на асфальте.
Одну проедешь незаметно, на следующей подпрыгиваешь до потолка, поэтому приходилось постоянно тормозить. Да еще и не очень удобно проведенная ночь дает о себе знать. Я засыпаю в сидячем положении, Сергей тоже держится из последних сил. Дал мне немного поспать, потом не выдержал и посадил меня за руль (в районе Сковородино). Разложил кресло, лег и пока крутился и переживал за то что я его трясу, объезжая ямки, подпрыгивая на кочках, и периодически выкрикивая: «осторожно, мужа везешь», не заметил как нажал на кнопку и открыл окно. Я подумала «какой горячий», а он проснулся злой от того что типа я открыла ему окно и плохо его везла. Я проехала около 180 км, до самой границы Амурской области и Забайкальского края. Там же стоит часовня Святителя Николая. Больше по дороге до Астаны мой муж не доверил мне руля.
Природа в Забайкалье другая, местность стала равнинная, дорогу видно на несколько километров вперед, равнины и холмы.
Много где засаженные поля, видно как по ним ездит трактор. Очень интересно ехать и наблюдать. Правда встречается мало населенных пунктов. Ближе к Чернышевску появляются деревеньки, на равнинах они выглядят издалека как на ладони, всю деревню видно от начала до конца вдоль и поперек. И Чернышевск, хоть и большой поселок, но так же весь просматривается.
Не смотря на неровности дороги и многочисленные остановки, пофотаться, посмотреть достопримечательности вдоль дороги и пообедать, мы проехали в этот день 1373 км (сами удивились). Остановились в гостиничном комплексе «Вдали от жен» 50 км за Читой, пос. Новая Кука (тел. 8 914 351 52 78). Нам достался последний 4-х местный номер, койко-место стоит 350 р., с возможностью подселения. Мы заплатили 1400 за весь номер, тем более, что двухместный по прейскуранту стоит 1300. Душ, туалет в коридоре, есть даже стиральная машинка, в общем нормально. Выспались. Проснулись опять рано, заварили чай в термос и поехали дальше в 7.40 утра. Завтракали на ходу бутербродами и чаем. Начались туманы, тоже очень интересное зрелище, едешь, виден только капот своего авто, что там впереди не видно, только достанешь фотоаппарат, уже выехали из тумана. Прямо на дороге сидят вороны, о чем-то болтают, увидят машину, разлетаются. Одна заболталась и вспорхнула уже поздно, на взлете мы ее и задели. Правда не поняли, выжила она или нет, но стук об машину был такой, что мне ее стало жаль.
Где-то между Тангой и Хилогосоном (2350 км) не очень хороший участок дороги, как в этом году в Приморье, это, по-моему, единственный плохой участок, за исключением нескольких ремонтируемых мест с гравийкой в районе Архары и в начале Красноярского края (Нижняя пойма). Так плавно мы доехали до Бурятии. Начали встречаться интересные бурятские кадры на микроавтобусах. На крыше к багажнику привязан полосатый китайский баул, почти такого же размера в длину-ширину-высоту, как и сам автомобиль.
Везут что-то, видимо из Читы, ну или, во всяком случае с той стороны…, интересно что? Я-то думала, буряты ездят в Монголию втариваться, ан нет, где-то есть дешевле…, интересно где?
В Бурятии природа тоже немного отличается от предыдущей. Такие же равнины, поля, вдоль дороги, но прямая на несколько километров, дорога, иногда появляются хвойные лесочки, чистенько там внутри так, как в парке, далеко все видно. Поля огорожены заборами, как будто загоны огромных размеров для животных.
Есть из досок, а есть и из бревен, видно, что очень давно построены, бревна друг на друге лежат без единого гвоздя.
Много животных – кони, коровы, овцы…
Проезжаем село Мухоршибирь, где-то здесь есть приличная позная, желудки уже готовы, той самой о которой читали в отзывах не нашли, заехали уже на выезде, поели позы, лагман, кафешка выглядит так себе, но еда была вкусная.
Перед Улан-удэ проезжаем вдоль небольшой аккуратненькой деревушки Десятниково, по обеим сторонам дороги такие симпатичные бревенчатые домики, и вот один из них с большой современной вывеской «Сбербанк» и покрашен в зеленый цвет вместе с забором. Очень в стиле сбербанка.
В этот день мы доехали до Байкальска, за день проехали 906 км. Сняли приличный ночлег. Зона отдыха для горнолыжников, у горы «Соболиная». Несколько бревенчатых домиков со всеми удобствами в хвойном лесу, домик на семью из 4 человек.
По территории гуляют кони, гуси, овцы.
Называется «Вепское поместье» (8 950 076 79 55).Перед этим купили черники, омуля горячего и холодного копчения, съездили на берег Байкала, правда уже было прохладно, но Сергей решил, что не уснет, если не намочит в нем ноги. Вода чистая и ледяная.
Выспались шикарно.
Утром не хотелось уезжать, но нужно дальше исследовать просторы Байкала. Заехали на горнолыжку, поднялись на гору на кресельных подъемниках, высота 900 метров, виды красивые, на верху построили кафешку и смотровую площадку. Правда очень свежо, а некоторые отдыхающие, в шортах, видимо так же проездом, как и мы, но у нас-то целая сумка теплых вещей, мы предусмотрительно надели куртки перед подъемом. Владимир – хозяин вепского поместья рассказал, что сезон в Байкальске – зима, всё работает на горнолыжную базу. Народ едет с Читинской области, с Улан-Удэ. База развивается, трасс много.
В 10.25 поехали потихоньку в сторону Слюдянки (35 км). По дороге Сергей не смог не остановиться, что б не зайти в лес посмотреть грибы. Нашел бруснику и чернику.
На выезде из Слюдянки, перед поворотом на Аршан, заехали покушать позы, очень приличная, стилизованная кафешка. Нам приготовили свежие позы, и бухлеор. Кафе названия не помню, находится прямо рядом с заправкой и постом ГИБДД.
В Култуке купили омуля и поехали в Аршан. Это в сторону от Байкала, где-то около 50 км. Там курортная зона, водопады, много отдыхающих, в основном из Читинской области и Иркутска. Отчетливо видны Саянские горы, обалдительно красивый вид. Дорога хорошая, места красивящие. По отзывам написано, что кое-где гравийка. Нет гравийки, везде асфальт. Оставили машину в поселке и пошли через монгольский рыночек и бювет с питьевой водой разной температуры и вкусов к водопаду. Вдоль тропинки к горе, продаются орешки и всякая всячина, у торговцев хотели узнать что-нибудь про водопады, они сделали вид, что ничего не знают. Злые какие-то. При подъеме на гору начал моросить дождь, пока дошли до водопада (минут 40) были все мокрые.
Ну на водопаде, как всегда, все камни украшены надписями про Васю. Пофотались, пошли назад, дождь постепенно закончился. Случайно вышли на другую тропинку, по верху, не пожалели. Очень интересные виды, висячие над пропастью деревья с торчащими корнями. Какие-то люди ходят, ищут сопку любви, а мы даже ничего про это не знаем. Спустились вниз, вроде бы здесь больше можно не задерживаться, поехали в пос. Жемчужный. Там тоже что-то лечебное. По дороге проезжали мимо деревенек, не могли понять, как там люди живут. Огромная территория, огороженная забором, один домик небольшой, туалет, кое у кого баня и все. Где они хранят хлам, где выращивают картошку, не понятненько.
В Жемчуге совсем другая жизнь. Люди приезжают принимать целебные ванны, сдаются частные домики, дворы, палаточные городки, гостиницы, масса кафешек и магазинов по кругу, два пункта приема лечебных ванн на берегу горной речушки, вдоль которой тоже стоят палатки. Прямо с берега забрасывают спиннинги и что-то ловят. Сергей парой фраз обмолвился с отдыхающим, он сказал, что с берега поймал сегодня небольшого тайменя. Ого, у нас люди едут на больших машинах, далеко, в глубокую тайгу, что бы получить удовольствие от такой рыбалки. У Сергея глаза загорелись – вот это местаааа. Вот это отдыыыыых.
Вобщем, приняли ванну и пошли искать ночлег. Звоним по телефону на заборе, сказали, что есть места, но сколько стоят, не знаем, хозяйка ничего не сказала, но мы вас сейчас встретим. Есть кровать и все, ни душа, ни туалета. В другом дворе сказали, что душ есть, но вечером. «Берем. Давайте душ». – «Нет, душ вечером». – «Так сейчас одиннадцатый час вечера, давайте душ». – «Неееее, завтра вечером». Короче, нашли неплохой ночлег, большая комната, телевизор, хороший дворик, нормально, было бы время, можно было бы еще поискать. Поужинали, выспались, утром поехали в сторону Иркутска, надо еще с другой стороны на Байкал посмотреть, в Листвянке.
Листвянка – это ваще другая тема. Почти все строения расположены вдоль берега. Много иностранцев и всё для них. Музей, изучающий Байкал, создан на базе научного института РАН в Иркутске.
Нерпинарий, масса гостиниц, катера, катающие желающих по озеру. Нам тут понравилось. Зашли в кафе на рынке покушать настоящий плов. Вкусно. Потом постояли на набережной, попили чай. Свежо, мы в куртках и так приятно, пить чай и смотреть на море Байкал.
В нерпинарий тоже попали. Интересное предстваление. И в музей, с полным набором научных сотрудников, увлеченного персонала, экспозиций, аквариумов и даже виртуальное погружение на дно озера.
Сергей все-таки хочет искупаться. Поехали дальше вдоль берега, попали в какую-то зону отдыха, поставили машину, взяли полотенце и пошли купать Сережу в Байкале.
Он искупался, я помочила ноги, вода леденющая.
Сергей после первого захода в воду ничего не понял, решил второй раз окунуться, не завидую, но понимаю, что ему это необходимо для успокоения души.
Оделись, пофотались, поднимаемся к машине, подходит некое лицо кавказской национальности, говорит на очень ломаном русском: «заплатите 100 рублей за стоянку автомобиля», – «а мы не знали, что здесь нельзя стоять, и вы сразу не подошли, специально ждали? Все уезжаем». – «нееее, вы заплатите, и езжайте, машина же стояла». В общем, уехали мы, но товарищ нас взбесил. Конечно, платить ему мы не собирались, но какой настойчивый, а.
Дальше наш путь лежал в Иркутск через Тальцы – музей под открытым небом, подобие Пирогово под Киевом и Хохловки в Перми. Мы обязательно туда заехали, мы такое любим. Там даже бурятские юрты и те из бревен построены. А еще в одном дворике съемочная группа работала, какую-то сцену какого-то фильма снимали. Классно.
Ближе к вечеру доехали до Иркутска, оказались в час пик. Кое-как выбрались на трассу. За Иркутском остановились, заправили чай в термос и покушали омуля горячего копчения, купленного в Листвянке. Только здесь его распробовали, до этого то ли Омуль попадался не вкусный, то ли не доходил до нас его вкус. С этого момента началась по нему тоска. Успокаивало то, что на обратном пути мы тоже остановимся на Байкале на пару дней и наедимся его вдоволь.
Незадолго до ночной остановки был опасный момент. Ехали за фурой, решили ее обогнать. Обычно, когда водитель фуры видит, что за ним тянется машина, он помогает, сам подвигается правее, ближе к обочине и задними поворотниками показывает, что можно обгонять, начали перестраиваться, встречка есть, но нам времени хватает обойти фуру и встать на место, тут боковым зрением Сергей видит, что фура включила аварийку, быстро среагировав, Сергей на обгон не пошел, а вернулся назад и прижался к правой обочине, через мгновение из под фуры вылетает баллон и катится мимо нас. То есть он почувствовал, как у него взорвалось колесо, и успел предупредить. МОЛОДЦЫ, дальнобойщики. Почет им и уважение.
Доехали до станции Зима. Счетчик на одометре показал, что от дома мы проехали 3865км. Ночевать пришлось в машине на стоянке кафе, 50 руб. за машину, мест в гостинице не было. Туалет деревянный на улице, ночью одна я в него зайти побоялась, пришлось брать за шкирку «кузнеца», он упирался.
Проснулись рано, в 7.30 поехали дальше к Красноярску. Ехать около 800 км, поэтому мы рассчитали, что проедем значительно дальше за город, при таких-то дорогах. Однако…
Ехали мы, ехали, время 7 вечера, а мы только 650 км проехали, ОГО. Усталость навалилась, настроение упало. Дороги-то нормальные, просто они здесь как нигде до этого очень перегружены транспортом. Много фур, обогнать сложно, так как по встречке тоже много машин, потом, то переезд закрыт, то где-то фура перевернулась, перед Красноярском, вообще, блин, в колонне ехали. Думаем, вот это да, Новосибирск-то ого-го, какой большой город, к нему, наверное очередь от Красноярска выстроится. Правда за Красноярском, как-то движение успокоилось, скорость наладилась и к месту нашего ночлега мы уже выполнили свой ежедневный план. За день проехали 1028 км.
Ночевали в контейнере на территории кафе. Душ отдельно 100 руб. за 30 минут, туалет уличный, без удобств (нафиг-нафиг, потерпим) но в контейнере широкое ложе, плоский телек на стене, неплохо. Заплатили 1000 р за ночлег и 50 за машину. Разогрели кашу, поужинали, выспались, поехали дальше в 5.50 утра, на счетчике 4893км. До Новосибирска немного больше 500 км, но учитывая движение предыдущего дня, надеемся добраться до него хотя бы к вечеру. Нам нужно заехать в Бердск на часок и дальше. Проехали через Кемерово, и навигатор вывел нас на свободную дорогу мимо указателей на Новосибирск, прямо на Бердск через Академгородок. Нам утверждали, что в Бердск дорога только через Новосибирские пробки, оказалось, есть другая дорога, и, видимо, мало кто о ней знает. Едем, на трассе тихо, свободно, фур нет, машины встречаются редко, и тут, поднимаем глаза вверх – парашютисты. Что это? Вдоль трассы аэродром. Ну кто бы мог подумать, что нам такое встретится. Провели там часа полтора, Аэроклуб «Танай» — Кузбасский парашютный центр. На территории порядок, гостиница, кафе, гостевые дома, на поле спокойно, каждый вылет озвучивается пофамильно, громкоговоритель предупреждает о готовности к вылету.
В ангаре висит электронное табло, с нумерацией и составом вылетов. Мы не могли поверить своим глазам, привыкли к нашему беспорядку и хамству (имеется в виду Авиационно-спортивный клуб в Хабаровске). А тут…!!! Зашли в кафе, там огромный ассортимент блюд, мы пока ели (очень плотный и вкусный обед обошелся в 450 руб.), вспомнили, куда едем. Первые полчаса ехали молча, переваривали увиденное.
Так же по этой дороге встречались свадебные жигули и Бэтээры.
В Бердск попали около 15 часов. Немного пообщались с родственниками и поехали дальше вперед к Казахской границе. Переночевали у родственников в моем родном городке Камень-на-Оби, заодно получили инструктаж проезда к границе, к какому-то особому пункту, на котором нет очередей. Утром в 8.40 выехали в Павлодар. По дороге проезжали поля с подсолнухами. Я такого никогда не видела. Их так много, красота. Вообще засаженные всем чем угодно поля мы видели практически везде. Поначалу удивлялись, потому что у нас на Дальнем востоке на полях капуста и морковь. А тут я впервые в жизни в живую, а не по телевизору увидела как комбайны убирают то ли пшеницу, то ли овес, в общем, какие-то злаки. Раньше я это видела в фильмах про колхозы.
На пограничном пункте действительно пусто, проехали без задержек, немногие знают этот пукт, рекомендуем. (российская сторона Павловка – казахская Найза).
Далее Павлодар, горячая встреча с родственниками, знаменитый казахский бешбармак…
В 10 утра едем в Астану. Туда же едут на своем автомобиле наши друзья из Перми. Их не надо было уговаривать собраться в путешествие на встречу к друзьям, достаточно было намёка. Они сразу все поняли и спросили: Когда выезжаем? Ну, понятно, такие же ненормальные как и мы.
От Павлодара до Астаны – 430 км. Дорога совсем не очень. Напоминает трассу М-60 ближе к Хабаровску. Много продавленных участков и выбоин. По обочинам огромное количество памятников. Однако, это не останавливает горячих казахских парней на жигули прошлого века выпуска, в которых сидит 5 человек, нас обгонять. Скорость, не меньше 130 км/час, при этом ни габариты, ни поворотники давно уже не работают. Но такие авто мы начали встречать еще перед Бурятией. Здесь вообще отечественный автопром рулит, правда неизвестно сколько, может после того как он нас обогнал, больше и не заведется?
Вдалеке пасется стадо верблюдов.
Так же обнаружили юрты с объявлением о продаже кумыса и еще чего-то с нерусским названием. Сергей пошел узнать про кумыс. Заходит в юрту, сидят 2 женщины, лепят пельмени из баранины. Оказывается, одна из юрт задействована под кафе, вторая кухня, она же жилье. Внутри кухонные столы, диван, телевизор, шкаф для одежды. Сергей спрашивает, кумыс свежий, настоящий? – «да», — «это ж молоко коня?» — «сам ты конь, от кобылы, на попробуй. – «а че там мусор какой-то?» — «сам ты мусор, это сливки». – «да? А откуда вы знаете, что я мусор?». Насмешил женщин, купили кумыс, поехали дальше. В Астану. Там мы через инернет (еще в Хабаровске) сняли квартиру и нам уже звонят и ждут, что бы передать нам ее. Так как мы планируем приехать позже пермяков (они то по автобану едут, скорость 200 км в час), то звоню Тане, говорю, как подъедете, звоните девушке, она вас встретит и передаст квартиру. Мы въехали в город, по навигатору едем по адресу, звонит Таня и в панике кричит, что девушка отказывается их встречать на въезде в город. «Какой въезд, Таня, около дома будет встречать. Вы чё с Урала»? — «Да». – «Нет, ну вы точно с Урала». Короче приехали мы раньше, приняли квартиру и пошли встречать «Уральскую родню».
Встреча была горячей, веселой, провели мы вместе пять дней, за это время было много всяких приколов (а мы когда вместе встречаемся, всегда так, поэтому долго нельзя, а то количество мимических морщин резко увеличивается).
Астана нас поразила, долго не могли объединить кочевых казахов в юртах с этими небоскребами (жилые и офисные) по 50 этажей. Казахи современные, красивые, улицы в цветах, фонтанах, чистые, очень много развлекательных центров.
Жилые комплексы полностью упакованы – детские площадки, стоянки, магазины, кулинарии, в общем, вся инфраструктура, не выходя из двора. Квартира, которую мы сняли, 3-х комнатная, с 2-мя балконами, интернетом, телефоном и всем необходимым, на нас четверых обошлась в 2300 руб. в сутки. Гостиницы на трассе с таким сервисом стоят намного дороже.
Пришел день расставания и покидания этого прекрасного города Астаны. Пермяки к себе на Урал, мы тоже домой, но с большими остановками у всех родственников, которые живут в той стороне.
В 5 утра проснулись от какого-то шума. Сергей шепчет: Лен, Пермь там чё, мебель выносит? Пойдем, посмотрим, а то нам квартиру сдавать, а как без мебели? Пришлось встать. А они уже собрались, сумки наготове, ждут когда мы проснемся. «Вы че, мы ж решили в 10 ехать?» – «нееее, у нас дорога длинная, хотим вовремя домой вернуться». Ну ладно, попрощались, вытерли друг другу слезы, проводили и начали сами собираться.
В этот день на улице был такой ветер, что нам пришлось надеть теплые куртки, которые мы приготовили для Байкала. А позавчера в шортах гуляли. Неожиданно.
В Павлодаре, на следующий день погода начала улучшаться, а в последующие дни и вовсе стало тепло.
Упущу рассказ об остановках у родственников, посетили всех, кого задумали, походили по музеям, осмотрели достопримечательности городков и 7 сентября поехали от Бердска домой.
Выехали в 9.30, на счетчике одометра 7430 км – расстояние, которое уже проехал наш автомобиль за это время и мы вместе с ним. Многие удивляются, родственники гордятся, но нам не кажется это чем-то сверхъестественным. Автомобиль надежный, даже сомнений в нем не было, немного переживали, что устанем столько ехать, но с отдыхом и нормальными остановками на ночлег, усталости совсем не чувствовалось, наоборот, после несколько дневных остановок у родственников, организм уже требовал ехать.
Поехали по той же дороге в объезд Новосибирска через Академгородок на Кемерово. Ехали комфортно, проехав Красноярск, решили найти хорошую гостиницу, не заметили, как время пролетело, а еще часы переводятся вперед. Когда опомнились, врямя второй час ночи. Это называется, соскучились по дальней дороге. Подъезжаем к Канску. Срочно искать гостиницу. Городок деревянный, старинные постройки, навигатор вывел на гостиницу Сибирь в центре города. Разбудили администратора, посмотрели номер, душ, туалет в номере, чайник телевизор, все есть, все по совдеповски, остаемся. Сутки – 2400 руб., откуда такие цены, тут зарплата администратора 5000 руб.
Проснулись не рано, в душе закончилась холодная вода, умывались кипятком, горячая вода лилась даже из сливного бочка. Вот те и сервис. Выехали в 10.00, проехались по городку, на центральной площади старинный храм, звон колоколов впечатлил.
Опять дорога до Иркутска оказалась медленной, значит, по дороге туда мы не ошиблись. Из всей трассы – это самый затянутый путь. В Байкальск в Вепское поместье приехали только в 24 часа, с учетом перевода времени. Решили переночевать и утром исследовать Байкал дальше уже в другой стороне.
Утром собрались, заехали на рыночек, купили коробку копченого омуля домой, орешки, заехали в магазин докупить чего-нибудь в дорогу… А горы-то уже в снегу. Вот это красота.
Выехали опять на городской берег. Что-то такое в Байкале есть, взгляда оторвать невозможно. В бинокль видно в районе около Слюдянки на берегу несколько палаток. Как они там не замерзают, ведь холодно же.
Ну, все, прощай Байкальск. Нам сказали, что единственное предприятие целлюлозно-бумажный комбинат, ради которого и был создан этот город, скоро совсем закрывают, ввиду его свойств, негативно влияющих на экологию и загрязняющих Байкал. Будут строить пристань, и развивать сообщение водного транспорта.
Едем исследовать бурятскую часть Байкала. Дорога в сторону Улан-удэ. В районе Татаурово, попадаем на переправу. Сергей опять долго не верил моим направлениям, говорил, что у меня информация устаревшая, тут паромом и не пахнет. Но все-таки нашли. Но сомнения наши появление переправы не развеяло. Куда едем, судя по размерам парома, на той стороне жизни нет. Спросили у съехавшей с парома группы путешественников. Сказали езжайте, там все прекрасно, природа, грибы… Успокоились. Маленький паромчик за 74 руб. перевез нас на противоположный берег р. Селенги с мощным течением. На той стороне обычные поселки, доехали до трассы. На право Улан-Удэ, на лево то что нам надо, ближе к берегу озера. Обнаружили, что наш счетчик когда насчитал 10000 км нашего пути обнулился и стал считать сначала. Мы это увидели, когда он показывал 115 км, запаниковали, думали что сами обнулили и теперь не узнаем точно сколько проехали.
Километров через 120 от переправы, снова едем вдоль берега Байкала. Решили доехать до Максимихи. Что-то про нее мы слышали. Дальше уже Усть-Баргузин, национальный парк, но их мы решили в это путешествие не покорять.
По дороге много мест отдыха среди хвойных деревьев. Видно, что здесь летом были палаточные лагеря. Что удивительно, мусора почти нет, может раздуло, а может быть народ здесь отдыхает более культурный.
Очень красивые места. Хотелось бы здесь пожить подольше.
До Максимихи доехали когда уже начало смеркаться. Село большое, начали искать место для ночлега, читали, что это легко, однако деревня оказалась неживой. Ездили больше часа, пока с горем пополам достучались до хозяйки одного двора, вернее дозвонились.
Очень много дворов, но в окнах нет света, кое-где даже закрыты ставнями, а там где есть свет, не докричаться, не достучаться невозможно. Ну прям мертвая деревня. Доехали до какой-то базы отдыха, зашли. Красивая территория, веранда, в холле видно горит свет. «Эгегеееей, людиииии». – Тишина. Ладно, поехали назад. Темнеет, на улицах тоже никого не видно. Мертвая деревня. Нашли открытый магазин, там продавщица направила нас в соседний дом. Мы под воротами нашли картонку с номером телефона. – наконец-то ответила хозяйка. Говорит «Щас вас впущу».
На территории вместо огорода стоят несколько небольших домиков, 2 юрты, которые как оказалось тоже сдаются, но сейчас в них холодно, и типа гостиница, то есть двухэтажная постройка на 4 комнаты. У каждой комнатки веранда с чайником, столиком, холодильником и табуретками. Даже электроплитка есть. В сезон здесь полно народу, все комнаты заняты, а за жильё в юртах вообще борьба. Есть кухня и баня. Наташа посоветовала нам комнату в гостинице, там теплее, хоть стоит обогреватель, но она дала еще ветерок из кухни. Сама она москвичка, любит Байкал, приезжает в отпуск, отдыхает, заодно и хозяйке помогает, следит за двором и сдает жилье отдыхающим. Заплатили по 500 руб. с человека. Довольные, легли спать.
Оказывается, вся Максимиха живет сезоном. Сдают жилье, и продают рыбу. Больше тут заработать не на чем. Туристы закончились, всё закрылось, рыбу продавать тоже некому, основная масса хозяев давно перебралась в Улан-Удэ. Поэтому и деревня выглядит как мертвая. Правда, пьяные бурятские мужики ходят. И люди тут боятся на улицу выходить. Удивительно, что продавщица в магазине ничего не боится.
Утром немного пообщались с Наташей, рассказали ей про наше путешествие, еще одного человека увлекли на авантюру, и поехали назад. Решили, что сейчас мы осмотрим все что возможно и выберем место, где можно будет остановиться на следующий год, авось наши родственники или друзья с другого конца материка захотят с нами здесь встретиться, а мы уже и знаем куда ехать.
Проехались по деревне вдоль берега, оказывается очень много баз отдыха, на любой вкус и цвет.
Выехали в 10 часов, температура воздуха +8, едем на мыс крестовый. Ветер поднялся, на озере штормит, подъехали к мысу. Ветер очень сильный, но не холодный, что интересно, с одной стороны мыса шторм, а с другой, в небольшой бухточке, тихо. Я там даже зашла в воду помочила ноги. Водичка ледяная, но потом ногам приятно, как после массажа.
Пока ехали до Горячинска, несколько раз останавливались, любовались красивыми местами, много где растет брусника. Мечтали найти грибы, но это, наверное, в лесу.
В Горячинске, зашли в гостиницу на въезде, узнали, работает или как в Максимихе? Горячинск – курорт, поэтому работает круглый год, не знаю, сдаются ли там частные домики, но гостиница работает. 800 руб. с человека за сутки, но нам сделают скидочку до 700 руб. Покушали у них в кафе борщь, манты, чай. Проехали в поселок, прошлись по санаторию. Полный Советский Союз. Отдыхающих достаточно много. На центральной площади работают магазины, рынок, экскурсионные бюро. Омуля не обнаружили. Зашли в экскурсионный вагончик, девушка нам очень интересно рассказала как она проводит экскурсии. Но сегодня шторм, по воде нельзя, поэтому мы взяли проспект и ее реквизиты, надеемся в другой раз воспользоваться её предложением. Решили еще больше не задерживаться на Байкале, так как в принципе за один день не насладишься, а в будущем обязательно сюда приедем.
Поехали дальше, заехали еще в пару населенных пунктов вдоль берега, видно, что летом тут кипит жизнь, все сдается. В Гремячинске – это крайняя деревушка на берегу Байкала, дальше дорога уходит в сторону и на Улан-Удэ – на берегу стоит памятник двум отважным воздухоплавателям, которые в 2007 году на воздушном шаре прошли над аномальной зоной Байкала. Возник вопрос, а где это – аномальная зона? Бегло полазили в инете, там нам сказали, что Байкал в принципе сам и является аномальной зоной. Понятно.
На перевале, недалеко от Улан-Удэ по обочинам лежит снег, температура воздуха плюсовая. В самом городе прохладно, но без снега. Проехали через город, решили не останавливаться на ночлег, поехали дальше, пока не застанет ночь.
За городом решили, что остановимся в гостинице, которая понравится. Остановились у одной, Сергей зашел узнать ценник и посмотреть номер, как мы обычно делаем. Выходит и говорит – 400 руб. с человека, но номер покажут только тогда, когда заплатите. Пока я перевариваю, на крыльцо выходит женщина, Сергей снова спросил можно ли посмотреть номер, и тут понеслось: «Что за люди, одним номер покажи, другим еще что-то, кто хочет спать, тот ложится и спит…» Мы не дожидаясь окончания бравады, завели машину и уехали.
Нашли гостиницу в Мухоршибири. Похожа на коммуналку. В комнате было прохладно, но администратор дал ветерок. Поужинали картошку с соленым омулем. Легли спать.
Проснулись опять не очень рано. Собрались, вышли на улицу, прохладно. Термометр в машине показал +2, но вода в шлангах омывателя слегка подмерзла, полилась не сразу. В общем, здесь лето закончилось, наверное, и дома уже не погреемся. Едем, любуемся природой, поля и деревья обросли инием, очень красиво. Завтракать заехали в кафе, которое расположено уже за пределами Бурятии, в Читинской области, но вывеска на кафе гласит о бурятской кухне. Заехали, кафе новое, чистенькое, заказали манты, борщ и блинчики с чаем – 375 руб. Манты были вкусные, но борщ – ужас, какой-то суп-пюре, с кусками картошки и привкусом кукурузного бульона. Я говорю: «девушка – это не борщ, это что-то другое». – «Ой, у нас просто свеклу привезли, которая не красится».
Не повезло нам сегодня с питанием. Поехали дальше, у Сергея появилась идея фикс, привезти домой брусники. Начали останавливаться у каждой бабуси с обочины, привередливо осматривая содержимое их ведер и прицениваясь. Но всё не то. То мокрая, то дорогая, то вообще забродившая. Я уж всерьез начала задумываться, купить её дороже, но дома, на рынке. Нет, давай здесь купим.
К вечеру остановились в гостинице «Пламенный дракон», не доезжая 65 км Чернышевска (тел. администратора 8 914 367 82 31). За день проехали всего-то 780 км. На обед останавливались в комплексе «Вдали от жён», после этого решили готовить себе еду сами.
Гостиница оказалась – супер по сравнению со всеми теми, в которых мы останавливались. 600 руб. с человека, в номере две широкие кровати, телевизор, туалет. Душ на этаже. Все чистенько и уютно. Здесь мы сварили сами из пачки (брали с собой целый ассортимент супов, но до этого ни разу не воспользовались).
Выехали снова в 10 часов, температура +3. Опять едем, любуемся природой и ищем бруснику с грибами. Заходим в лес, Сергей даже порывается насобирать ягоды самому, но понимает, что это очень долго. По дороге много сборщиков, на улице становится теплее, прям таки к югу едем. В общем, поймал Сергей в лесу бабусю, собирающую бруснику. В районе Амазара. Хотел забрать то, что она собрала, но та сказала, что дома есть чистая без листьев, мы её в машину и к ней домой. Купили, душу успокоил, ягода действительно сухая, чистая, вкусная. Дома еще долго стояла сухой.
Дальше ехали без приключений, крайнюю ночь провели в машине, на той же стоянке дальнобойщиков, что и в самый первый раз.
Итого:
Были в путешествии 28 дней, проехали 13 320 км.
Обслуживание автомобиля: 2 раза меняли воздушный фильтр, на середине пути на 7430 км заменили масло и масляный фильтр. Колеса все целые, лишних с собой и не брали (зато машины из Якутии узнавали издалека по куче запасок на крыше), канистру с бензином тоже не стали брать, самый большой промежуток без заправок – в амурской области 200км. Заправки в основном цивилизованные, но бензин иногда бывает с такими странными запахами… Гаишники игнорировали. От Хабаровска до Иркутска их просто нет. Потом иногда появляются, правда, когда мы к ним приближались, они отворачивались, говорю же – игнор. А кое-где стоит фанерная машина-пугалка.
Пару раз на обратном пути были очень опасные моменты с коровами. Они, то внезапно выбегают на трассу, когда машина едет на немалой скорости, то лежат на темной дороге. Советую не забывать об этом, так как последствия могут быть плачевными.
Денег в дороге было потрачено (только в дороге) – 70 000 руб. Основная статья – это бензин – 53 000 руб., остальное – гостиницы (12 200) и кафе.
Затраты на магазины, музеи и прочие покупки, подарки, гостинцы и развлечения здесь не учтены.
Ни минуты не пожалели, что собрались в такое путешествие. Это удобнее и интереснее, чем на поезде или самолете. Надеемся, следующий наш маршрут будет более дальним.
Комментарии (11)
RSS свернуть / развернутьKurator
ЕленаКов
loren
ЕленаКов
fmorozov
rom58581288
morozova010769
ЕленаКов
morozova010769
ЕленаКов
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.