Балканы-2012 (Черногория, Босния и Герцеговина, Хорватия, Сербия (+ Косово), Македония, Албания) / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Балканы-2012 (Черногория, Босния и Герцеговина, Хорватия, Сербия (+ Косово), Македония, Албания)

Приветствую всех. Решил перенести сюда мои отчеты о путешествиях из Живого Журнала и начну с балканского автопробега, который мы устроили прошлым летом (2012 года) с моей подругой. Изначально отчет публиковался в живом журнале и состоял из 2-х частей. Первая часть — это мой отчет, который находится ниже, вторая часть — это множется постов моей спутницы в своем ЖЖ, на которые тут будут стоять ссылки (если администрация ресурса не против, хотя правила, запрещающего это — я не нашел). F


Тут я коснусь только общих впечатлений, границ и дорожной обстановки во всех странах кроме Черногории. Про Черногорию и так масса всего написано, да и у меня ни общих впечатлений, ни чего-то нового от ЧГ не появилось, ибо уже 3-й год подряд оказываюсь там.

Вводный пост у trash_area

Даты: 18.07.12 — 1.01.12

За 10 суток было пройдено 10 границ, 7 стран
Конкретнее: Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Косово, Македония, Албания, Черногория.
Долго думал, выносить ли Косово в отдельную страну, ибо моим геополитическим воззрениям это противоречит, но решил, что все-таки да. Ибо ситуация по всем критериям там разительно отличается от Сербии, а это все-таки автотуристический отчет.

Места:
Хорватия — Дубровник, Плитвицкие озера, Загреб
Босния и Герцеговина — Мостар, Сараево, Клюц, Бихач
Сербия — Нови Сад, Петровардин, Белград
Косово — Косовска Митровица, Приштина, Грачаница, Призрен
Македония — Скопье, Охрид, Охридское озеро
Албания — Тирана, Шкодер
Черногория — Скадарское озеро, Владимир, Котор, Будва, Свети Штефан.

Маршрут:







Авто
Volkswagen Polo 1.4 TDI (дизель)
Стоимость аренды 10 суток: 316 евро
Расходы на бензин: 150 евро
Проехали без поломок, ремонтов, ДТП, царапин, проколотых шин и прочих эксцессов.
Также были траты на платные дороги, сколько — не считали, но по приблизительным прикидкам где-то 50 евро.
50 евро было сэкономлено на страховке в Косово, ибо зеленая карта там не работает, косовских страховых там, где мы въезжали, нет (ибо Сербия), а после Митровицы страховку нам никто не предложил. Так и ездили по Косово без элементарной ОСАГО :)

Расстояние 2900км.
Среднее расстояние на авто в день: 290км
Пешком: 13км/день
Максимальная скорость: 165 км/ч (автобан Загреб — Белград)
Средняя: 58 км/ч
Минимальная: 0 км/ч :)
Максимальный суточный перегон: 560км (Бихач-Плитвицкие озера-Загреб-Нови Сад)
Общее время за рулем: приблизительно 50 часов
Среднее время за рулем в день: 5,5 часов
Максимальное: 10 часов (правда, по уже знакомым с прошлых лет дорогам)

Границы:
18.07.12
Черногория — Хорватия (паспортный контроль)
Хорватия — Босния и Герцеговина (условный паспортный контроль)
Босния — Хорватия (условный паспортный контроль)
Хорватия — БиГ (паспортный контроль, мог потребоваться ваучер для граждан РФ)
20.07.12
БиГ — Хорватия (паспортный контроль, попытка взятковымогательства)
21.07.12
Хорватия — Сербия (паспортный контроль)
23.07.12
Сербия — Автономный край Косово (паспортный контроль сербами и KFOR)
24.07.12
Автономный край Косово — Македония (паспортный контроль косовскими полицейскими + македонские погранцы)
25.07.12
Македония — Албания (паспортный контроль)
27.07.12
Албания — Черногория (паспортный контроль)

Хорватия

Места: Дубровник, Плитвицкие озера, Загреб (ужин + час из окна машины по центру)

Общее впечатление
Очень аккуратная и совсем уже европейская страна. По Хорватии было пройдено крайне мало и посмотрено столько же. А именно Дубровник, Плитвицкие озера, крайне бегло Загреб. Точно стоит еще вернуться и посмотреть Загреб, проехаться по побережью и вдумчиво посмотреть Истрию. Может, что еще пропустил.
Хорваты к туристам предрасположены, к русским индифферентны или доброжелательны.
Язык, при небольшом скилле общения с носителями сербо-хорватского языка, понимаем почти полностью. В случае непонимания стоит попросить говорить помедленнее.
Загреб — уютен, европизирован, и, вероятно, интересен и удобен для жизни на пару месяцев.
Бесплатный WiFi в большинстве кафе.



Дорожное движение
Стиль вождения водителей западноевропейский. Все спокойно, чинно, развито взаимоуважение водителей. Очень много иностранцев на дорогах, в основном швейцарцы, немцы, итальянцы.
Все основные направления от Загреба — платные автобаны + автобан вдоль Адриатики. В основном четырехполосная дорога (по две в каждую сторону :)), реже больше. Максимальная разрешенная скорость 130км/ч + 10% от скорости допустимое превышение.
Качество как автобанов, так и остальных дорог, западноевропейское.
По банам мы проехали по А6 от Карловаца до Загреба и по А3 от Загреба до границы с Сербией.
Остальная наша дорога лежала по обычным пригородным двухполоскам, также отличного качества.
В общем, езда по Хорватии доступна даже для водителей с крайне малым опытом вождения.


немецкие водители отдыхают на хорватской заправке

Граница
Для русских въезд безвизовый и безваучерный. В этом и предыдущем году в период летних отпусков. Но правила устанавливаются вроде как на каждое лето, поэтому при посещении стоит заранее убедиться, в тот ли период едете и узнать правила въезда.



На границах на побережье только паспортный контроль. Внутри континента почти попали на словесный таможенный контроль. Это было единственное нестандартное общение. На границе БиГ-Хорватия в районе Бихача-Плитвицких озер, где, видимо, редки передвижения туристов и часты всяческие контрабанды, пройдя паспортный контроль, подъехали к женщине-таможеннице. На предложение с моей стороны поговорить по-русски или по-английски было отвечено улыбчивым отказом, на что с моей стороны включен режим улыбчивого языкового барьера. Таможеннице, видимо, по правилам погранперехода необходимо было проверять ввоз допустимых объемов сигарет, алкоголя и т.д. У нас в рюкзаках на двоих лежало 3 блока сигарет, и вся торпеда усыпана пачками, в основном пустыми (при разрешенном ввозе — 1 блок на человека). В режиме языкового барьера услышал знакомое «сигареты, табако». После моего предложения закурить из пустой пачки, с взаимным смехом были отправлены восвояси.
Вообще-то говоря, в случае, если вы знаете законы, не нарушаете законы или нарушаете их не сильно (например, превышение объема ввозимого табака или алкоголя), включение режима «языкового барьера» помогает избежать любых проблем, таких как обысков, взятковымогательства (как, например, на этом же погранпереходе, но на боснийской стороне), задержек и т.д. Вы турист, объяснить, что вы должны дать взятку, не получается — не консула же вызывать для перевода, а легкий перевес или чуть больше сигарет — очевидно же, что вы не на продажу, поэтому чего с вами связываться. Лучше улыбнуться и пожелать доброго пути.

Босния и Герцеговина

Места: Мостар, Сараево, Клюц, Бихач



Общее впечатление
Уровень жизни намного ниже, чем в соседней Хорватии. Не осмотрена Республика Сербская.
Очень красивая страна, особенно поразила дорога от Мостара до Сараево. Ехать обязательно днем. Думаю, что симпатична дорога от Дубровника до Мостара, но ехали ночью.
Валюта евро и конвертируемые марки. Евро берут везде. Цены на все неслыханно низкие.
Жесточайший разрыв стереотипов. Исходя из книг, новостей и историй, Босния и Герцеговина казалась мрачной, полуразрушенной страной. В итоге после посещения стало понятно, что если хочешь произвести романтический удар по девушке — вези ее в Боснию. Конечно, как один из вариантов, но далеко не самый последний. Дикая, нетронутая природа, правда, не везде еще разминирована полностью, но на мины наткнуться нереально, где они есть — стоят предупреждения. Большое количество туристов-европейцев (русских замечено не было, ни номеров, ни речи. Видимо, играют роль
сложившиеся в России стереотипы).





Люди отличные, язык сербо-хорватский. Религии 3: ислам, православие, католицизм, но по большому счету на нее всем пофиг. Толпы девушек в ночных старых городах в миниюбках и на каблуках (вот тебе и ислам).
А также множество мечетей с зелеными флагами, судя по всему, Саудовская Аравия успешно проталкивает на Балканах (да и не только) политическую идеологию под названием «радикальный ислам».
В общем, страна обязательна для посещения на Балканах. Также полезен терапевтический эффект для выпрямления отношения к политике — «Люди везде хорошие, а политики везде мудаки». С подобным устойчивым мнением мы ехали по Боснии, это устойчивое мнение подтвердили нам и сами местные жители, когда зашел вопрос о резне и геноциде 90-х.





Дорожное движение
Размеренное. Огромное количество старых машин. Заправки с маркетами.
Автобан вроде как один, платный — Сараево — Зеница. Максимум скорости 130км/ч.
Везде между городами двухполоски. Качество хорошее. Хамства на дорогах нет. В общем, ничего особенного, просто все спокойно.





Граница
Граница с Боснией — единственная граница для русских туристов, где бывает недостаточно одного паспорта.
Вообще на лето 2012 года ситуация следующая: до 3-х суток возможен безвизовый безваучерный транзит, от 3-х суток до 30 дней — нужен ваучер, до 90 дней приглашение, более — виза.
Т.е. въехав в Боснию транзитом, вы должны доказать, что уедете из нее в течение 72-х часов. Как это сделать на машине — непонятно.
Мы же въехали достаточно просто. Въезжали ночью с юга. На вопрос погранца: «виза, ваучер?» ответили «транзит» и сходу въехали после поверхностного осмотра паспортов.
На выезде же из Боснии в районе Бихача — боснийский пограничник долго пытался доказать, что нам был необходим ваучер. На что мантрой несколько раз получал: «до 3-х суток возможен безвизовый безваучерный транзит, от 3-х суток до 30 дней — нужен ваучер, до 90 дней приглашение, более виза. читайте законы, мы их читали.». Когда же он начал рассказывать про «казну», у меня появился языковой барьер. На вопросы «Разумешь?» с круглыми глазами отвечал «Нет!». Погранец расстроился и попросил открыть багажник. После этого мы отправились к хорватскому КПП, естественно без штрафов в «казну» и с паспортами.



Сербия

Места: Нови Сад, Петровардин, Белград

Общие впечатления
Сербия оказалась именно той, которой я ее представлял после общения с сербами, книг, фильмов и пр. Малоулыбчивые вспыльчивые, но дружелюбные ребята. Язык, как обычно, понятен, если это не молодежный сленг.
Удивительно, что некоторые сербы не понимают нас, хотя говорим по сути те же слова.
Уровень жизни, как и в России, абсолютно разный в Белграде, крупных городах, деревнях. Сербия, как и Россия, до сих пор не может выйти из кланового общества. О недавней войне здесь уже мало что напоминает, кроме специально оставленного разрушенного завода в самом центре Белграда.
Валюта — сербский динар, евро нигде не берут, карточки в ларьках не берут, в кафе на трассах когда берут, когда нет.
Жаль, что не получилось доехать до Мокра Горы, там должно быть достаточно интересно. Да и в Белграде хотелось бы остаться больше чем на 2-е суток.
На заправке на подъезде к Косово купили диски: Riblja Corba, Sasha Ilic и Balkanika, Ex-You Rock'n'Roll. И не пожалели. Диски оказались отличные.
В общем, Сербия требует более углубленного изучения.







Дорожное движение
Спокойное, размеренное, уважительное. За исключением Белграда. Движение в Белграде очень похоже на Москву. Только в отличие от Москвы, водители редко превышают больше, чем на 20км/ч.
В Белграде платные парковки. Не платили, ибо паркомата не было, а смски за платную парковку с российских телефонов отправлять не хотелось.
Постояли где-то полчаса, будем надеяться, ничего не придет.
Платный автобан от границы до Белграда, если ехать от Загреба. Платный автобан от Нови Сада до Белграда (мы поехали по бесплатному дублеру дабы посмотреть на деревни и пригороды Белграда и Нови Сада).
Около Нови Сада потаскали Заставу на тросе


Застава на тросе





Граница
Ничего особенного, паспортный контроль, штампы и в путь. При въезде в Космет паспортный контроль сербских полицаев (штамп не ставят), дальше сидит КФОРовец и штамп тоже не ставит На въезде колючая проволока и стоял турецкий БТР.









Автономный край Косово

Места: Косовска Митровица (сербская и албанская части), Приштина, Призрен

Общие впечатления
Грустная страна. Разительно отличается сербская часть от албанской. В зависимости от того, на чьей территории (преимущественного проживания) мы находимся, висят флаги либо сербские, либо албанские. На севере, где преимущественно проживают сербы, а большинство албанцев вырезано или изгнано, все написано на сербском, принимают как динары, так и евро.
Русских любят и благодарны за непризнание, а также за помощь добровольцев. Туристам удивляются и поглядывают вслед недобро, но проблем не было. Да и не могло быть для русских, мне кажется. Например, в Косовской Митровице на мосту, где постоянно происходили столкновения с албанской частью города, сейчас баррикады, милиция и палатки миротворцев, висит большой сербский флаг и маленький российский с медведем и надписью «Русские, вперед!». В общем, русским комфортно в сербской части Косово.





На албанской территории все на албанском и сербском (в непризнанном Россией Косово 2 государственных языка — албанский и сербский). На знаках обычно сербские названия замазаны из баллончиков с краской (это вообще традиция — что в Боснии, что в Сербии, что в Косово, что в Македонии — везде эта война с языками на дорожных знаках). Албанский, кстати, вообще непонятен. Но косовары стараются учить английский. Поэтому общение не затруднительно. Принимаются евро и иногда карты.
К туристам относятся уважительно, но с удивлением. К русским нормально или доброжелательно. Даже стараются в гостиницах и ресторанах что-нибудь по-русски сказать на прощание (в школе же многие учили :)). В целом рядовые граждане нормальные, впрочем как и везде.









В общем, не особо опасно, но ночью в темном районе гордо кричать по-русски я бы все-таки не советовал. Во всяком случае, когда мы заблудились в Призрене и заехали в какие-то трущобы ночью, игравшая громко у нас Рыбля Чорба (на сербском языке) вызывала явно недовольное удивление у аборигенов. Но люди культурные, помидорами кидаться не стали, злобно провожали взглядом мчащийся по узким кривым улочкам гордый Polo с номерами «MNE»
Что на сербской, что на албанской стороне все кладбища за колючей проволокой, и на них гордо установлены либо сербские, либо албанские флаги.
В общем, страну новую создали, а проблемы старые не решили. Да и понятно, что Косово (целиком) при нашей жизни уже не будет Сербией. И понятно, что сербы в северной части страны вряд ли смирятся с жизнью в другом государстве. А главным козлом оказался Тито с его желанием присоединить Албанию к Югославии. Не знал старик, что как только ты
пускаешь к себе албанцев, они сначала беженцы, а уже через 3-5 лет начинают требовать независимость. Также случилось и в Македонии, только независимости пока не добились.
В общем, грустная страна: мусор, бронетехника, памятники боевикам/террористам, разрушенные дома/храмы/мечети, колючая проволока, «объект охраняется полицией и силами КФОР, вандализм наказуем криминальным кодексом Косово». Хоть передвижение полностью безопасно, но вернуться хочется только на сербскую территорию, в сербскую часть
Митровицы. Там и разрушений поменьше, и мусора. И люди по приятней.







Дорожное движение
Уже экстремальней, но до Москвы и России не дотягивает. Москвичу будет нормально, водителям из городов с более спокойным движением, в косовских городах будет немного страшно и необычно. На трассах все нормально, без экстрима и криминального поведения. Периодически попадается КФОРовская техника, в т.ч. и бронетехника. На сербской части все машины с сербскими номерами Косовской Митровицы, на албанской и в сербских анклавах номера «RKS», т.е. независимого Косово. Огромное количество машин с европейскими номерами: больше всего немецких и швейцарских, но также встречаются голландские, норвежские и другие. За рулем машин с ЕСовскими номерами, как аборигены, так и лица европейских национальностей. В общем, не поймешь.
Качество дорог хорошее.
Существует один автобан. Будет, видимо, от Приштины до Тираны. Сейчас, говорят, уже построен от Призрена до Тираны. Мы по нему проехали буквально километров 20 — говорят, что строят швейцарцы. Пока бесплатный.
Заправок с маркетами почти нет.
КФОРовцы иногда перекрывают дороги, когда приезжают/прилетают важные персоны. Вспомнили Родину. В Белграде, кстати, не перекрывают.
Указателей мало. Качайте карты для навигатора. У меня карты были глючные, несколько раз выезжали из городов на ощупь. Не всегда получалось в первого раза.
Ночной серпантин был достаточно экстремален, ибо сам серпантин достаточно крутой, плюс еще ливень и туман, поэтому тем, кто не уверен в себе — лучше передвигаться в светлое время суток. Это же относится и к Албании и к Черногории. Наш же режим горных сайгаков не предполагал исключительно дневные передвижения, поэтому значительная часть косовских, албанских и черногорских маршрутов проходила ночью, благо опыт имеется.









Граница
На границе с Македонией вместо КФОРовцев сидят косовские полицаи.
Спросили, что значит «здраствуй» по-русски, попросили показать документы на машину, поставили в паспорт косовские штампы и спокойно выпустили.
Страховку не спрашивали На въезде были венгерские КФОРовцы. В общем, обычная граница. Безгеморройная.




не покупай сербское, покупай местное

Македония

Места: Скопье, Охрид, Охридское озеро

Общие впечатления
Горная страна. Скопье красив ночью и уютен днем, но не так красив как ночью. Все приветливы и радостны. Но кроме как в трущобах — там все грустны.
Туристы имеются, но мало. Отношение позитивное, уважительное. Старшее поколение еще помнит «советский язык», русских встречает радостно, молодежь индифферентна к русским.
В стране ходят македонские динары. Язык похож на болгарский. Английский более или менее все знают.





Дорожное движение
На трассе движение спокойное, в Скопье спокойней, чем в Косово и Белграде. Страна комфортного передвижения, хотя в Скопье и существуют отдельные гонщики.
Дороги хорошего качества.
Горный серпантин между Охридом и Скопье, кроме того, оказался еще и широким (двухполосный или трех с ревером), так что моя спутница trash_area впервые без инструктора попробовала водить машину именно в горах Македонии. Получилось успешно.
Опять же по дороге в Охрид из Скопье — автобан с 4-мя пунктами взимания оплаты. Заправки с маркетами есть, но пива там нет, да и не продают алкоголь после 21 часа (кстати, Скопское пиво, как и Сараевское — отличное!).





Граница
Оба раза пересекали в полночь. Граница ничем не примечательна: паспортный контроль, документы на машину. Кстати, самая долгая граница была Черногория-Хорватия. Там мы потратили минут 20-25. Остальные же границы проходились быстрее — обычно 3-5 минут.





Албания

Места: Тирана, какая-то горная деревушка рядом с Тираной, Шкодер



Общие впечатления
Опять разрушены стереотипы. Албанцы, проживающие в Албании — отличные ребята. Не требуют независимости, наплевательски относятся к религии, да и вообще очень душевны. Только поговорить с ними малореально. Они
говорят либо на албанском, либо на итальянском (ибо в основном через Италию в Европу сбываются проститутки, наркотики и органы). Даже полиция знает только итальянский.
В общем, для туристов страна безопасна, и это не шутка. Туристов любят. Туристов из России тоже. Страна интересна своей необычностью: бункеры в огородах, площади, как любят тираны, красивая смесь религиозных сооружений, бедности, природы и мерседесов, горный серпантин с бешеными водителями и толпы кошек.
В общем, всем советую посетить, да и сам надеюсь, что не в последний раз.





Дорожное движение
Отправляясь в Албанию, почитал что пишут о тамошнем дорожном движении. Писали, что албанцы водят как мудаки. Не исключаю подобный вариант, но попав в Албанию и адаптировавшись за полчаса на горном серпантине ночью, я почувствовал ностальгию по московскому дорожному движению лет эдак 6-7 назад. Все водят абсолютно также. Кеглей никто не уважает, знаки выполняют скорее ознакомительные функции, поворотники — это лишнее, кто наглее — тот и проезжает первым, можно ехать задом по средней полосе односторонней трехполосной дороги, и никто не удивится и не возмутится. В общем, кайф Ну т.е. опытные водители, особенно заставшие бешеную Москву или покатавшиеся по Краснодарскому краю, могут не волноваться, ничего страшного там нет. Новичкам же будет немного трудно.
Один автобан строится от Тираны в сторону Шкодера. И, насколько я понимаю, еще один из Косово в Тирану.


Главная нефтедобывающая компания. Исходя из названия заправляться было стремно, дотерпел до Черногории.



Граница
На границе с Албанией все спокойно. При въезде албанским пограничником нам по-русски было сказано «Удачного пути». В общем, все доброжелательно и дружелюбно.

Ну и просто фотографии Черногории

Посты у trash_area
Котор, Скадарское озеро и пр.
Свети Штефан, Будва



















А провести остатки дней в регионе мы решили тут. Не на самом острове, но рядом. Благо жилье вписалось в наши заранее установленные нормы 40евро/ночь на двоих.

Общие ошибки во время поездки
1. Не расcчитывали, что Hertz возьмет так много залога — 600 евро. В следующий раз будем умнее, хотя и в этот оказалось некритично.
2. Зря поехали в Бихач, лучше бы свернули в Баня-Луку.
3. Зря не заехали на пару дней в Загреб. Думаю, что он того стоит.
4. Вообще, стоит делать передышки в сутки-двое при такой длине и длительности маршрута. В последний и предпоследний день ежедневные 5 часов за рулем начали немного сказываться на общей усталости.

Комментарии (3)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

Ant

  • 22 октября 2013, 20:10
Неизбитый маршрут. Четко, кратко, по делу. То, что нужно для водителя. Интересный язык, созвучный с нашим. Придорожный щит: «За Рашку. Знаш зашто» — предвыборный плакат В.Костуницы в округе Сербии (Рашка) — я правильно понимаю? А то сразу как-то о старой советско-югославской дружбе народов думается…
+
0
+ -
avatar

choojoy

  • 22 октября 2013, 20:29
Да-да, Коштуницы, но о советско-югославской дружбе все помнят :)
Спасибо за отзыв!
+
0
+ -
avatar

timosh

  • 30 июня 2014, 12:43
отличный пост! спасибо)
я правильно поняла, машину вы брали в Загребе? и нигде на границах не было проблем, что машина прокатная?

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.