Это не первый мой отчёт, размещенный на сайте автотуристу.ру. Возможно, не всем читателям сайта понравится моя манера изложения, когда в отчёте наряду с информацией о маршруте много места уделено сопутствующим мыслям или событиям. Для меня поездка важна не дорогами, по которым движешься, а полученной в итоге информацией, событиями, переживаниями. Отчет – это возможность поделиться с родственными по духу путешественниками своими интересами.
Поездка в мою родную станицу Келермесскую была запланирована ещё весной, когда стала известна дата празднования (12 октября 2013 г.) 150-летия образования станицы. К этому юбилею мы готовились вместе с моим одноклассником Хорошковым Владимиром, который также как и я долгие годы живет в Санкт-Петербурге. В юности (а я покинул родные места в 17 лет после окончания средней школы) очень тянуло на родину, часто туда ездил, сначала один, потом с семьёй. Но постепенно влечение уменьшалось, мои посещения стали более редкими, точек соприкосновения со станичной жизнью почти не осталось.
Но около пяти лет назад возник интерес к станице на почве казачьего прошлого станицы. Атаман местного казачьего общества, Затолокин Василий Павлович, своим неподдельным стремлением к выявлению и сохранению полузабытой казацкой самобытности пробудил и во мне интерес к прошлому и настоящему моей станицы. Его стараниями и нашей с Хорошковым финансовой и моральной поддержкой, а также помощью немногих одностаничников в станице появились зримые свидетельства прошлого казачьей станицы. Создан музей, установлена часовенка на месте расстрела без суда и следствия в 1920 году более сотни станичников, установлена мемориальная доска в память Ткачева Вячеслава Матвеевича – уроженца станицы, генерала авиации, первого Командующего авиацией России, издана в 2009 году книга о станице.
150-летний юбилей станицы стал поводом для проведения различных мероприятий. В частности, разработали и утвердили в Геральдической комиссии герб и флаг станицы, изготовили памятную доску с надписью об образовании станицы, изготовили памятные медали к юбилею, издали вторую книгу. Со всем этим багажом, разложенным в две машины, и началось путешествие.
04 октября, пятница.
Я и Лена выехали из Санкт-Петербурга, вернее из деревни Кобрино Гатчинского района, в пятницу 4 октября в 10 часов утра на дизельномNissan X-Trail. Это стала моя пятая автопоездка в Республику Адыгея. Станица Келермесская находится в Гиагинском районе Республики Адыгея (до 1991 года автономная область в составе Краснодарского края). Дорога знакомая, особых приготовлений не было. Накануне отогнал машину на станцию технического обслуживания на очередное ТО. Взял с собой навигатор Гармин 2050 выпуска 2010 года, карту не стал обновлять, так как заблудиться в пути невозможно. Также по давней сложившейся привычке положил в машину атлас.
Выехали в теплый солнечный день. Сначала по окружной дороге Большая Ижора – Кировск, далее по автодороге М10 (Е115) до Москвы. Особо рассказывать не о чем. Дорога на всем промежутке очень неплохая. Машин сравнительно немного. Ехали не спеша, наслаждаясь движением. Даже Вышний Волочек, в котором всегда очень медленное движение и постоянные заторы, проскочили без малейшей задержки. Около 40-50 минут потеряли в пробке в г. Солнечногорск на подъезде к Москве. В 20 часов прибыли в Химки, где заночевали у своих друзей.
05 октября, суббота.
Выехали из Химок в 9-10. Заметно похолодало, термометр показывает 4 градуса, пасмурно. Выехали на восточную сторону МКАД. Машин много, но особых засад не было. 60 километров до съезда с МКАД проехали за час. В Липецкой и Воронежской областях дорога отличная. Через каждые 10-15 км WC типа «сортир» из кирпича, хорошее дело. В Липецкой области хотел воспользоваться заведением по назначению, но не смог из-за его чрезвычайной загаженности. Больше попыток не делали, обходились бензозаправками. Кстати, дизельное топливо здесь на 2-3 рубля дешевле, чем в Ленобласти. Практически на всех мостах идут ремонтные работы, но на скорости движения это не отражается.Три платных участка: 30, 60 и 60 рублей. На объездной дороге вокруг Воронежа какое-то грандиозное строительство. В Ростовской области, начиная недалеко от пос. Лосево, километров на сто вначале однополосная дорога, затем сплошной ремонт, грязища, пробки. Хорошо, что едем в прохладную погоду и не в сезон. Температура снизилась до +2 градусов, по обочинам в траве лежит снег. Вот так юг!
Заночевали в отеле «Баку» на 955 км трассы М4 Москва-Дон. Очень приличный отель с незатейливым сервисом по 1500 рублей за стандартный 2-хместный номер. Вежливый хозяин азербайджанец, хорошо говорящий и мыслящий по-русски, совмещает обязанности администратора и бармена. В отеле полный запрет на курение, что лично для меня очень положительно. Посетителей, кроме нас, не наблюдали.
06 октября, воскресенье.
Выехали из отеля в 9-20. Температура +1 градус. Перед поездкой планировали маршрут следующим образом: из Кобрино на Черное море в район Туапсе, затем в Келермесскую на празднование юбилея станицы, после этого по пути домой на пару дней на историческую родину моих родителей в станицу УспенскуюБелоглинского района Краснодарского края, откуда в Кобрино. Но погода изменила наши планы. Ехать на море и не иметь возможности понежиться на пляже, делает эту поездку бессмысленной. Поэтому решили сначала заехать в Успенскую, затем в Келермесскую, а после, если погода улучшится, на море.
С трассы М4 свернули на Кропоткин, затем на Белую Глину. Дороги очень приличные, транспорта мало. Заехали в станицу Новопокровскую, бывшую в 40-е – 60-е годы районным центром. Хотели посмотреть музей, посетить местное казачье общество. Музей и штаб казачьего общества оказались закрытыми, никаких телефонов для связи не оказалось. Походили немного по центральной улице, осмотрели монумент погибшим в гражданской и отечественной войнах. Больше ничего интересного. Поразило то, что на этой улице с десяток отделений различных банков и ни одного книжного магазина. Наверное, нет спроса на книги, поэтому и не продают.
Из Новопокровской поехали в Успенскую. От Кобрино до Успенской 2140 км. Остаток дня ушел на посещение родственников.
Фото 1. Мемориальный комплекс в ст. Новопокровской
Фото 2. Церковь в ст. Успенской
07 октября, понедельник.
Сегодня ездим по родственникам Питиновым. Знакомимся, записываем новую информацию, сканируем фотографии. Есть задумка издать небольшую книжку о фамилии Питиновы из станицы Успенской.
08 октября, вторник.
В 11 часов выехали в Келермесскую. Температура + 2 градуса, на траве иней, но ярко светит солнце, и чувствуется близкое потепление. По пути заехали в станицы Дмитриевская и Кавказская. Это казачьи станицы, основанные в начале 19-го века.
Музей в Дмитриевской закрыт. Посетили мемориал погибшим. Обнаружили на нём фамилию Ишутин – девичья фамилия моей матери. Также много фамилий Горбуновых (девичья фамилия Лены) и Бесединых (настоящая фамилия Лены). Возможно, что это дальние родственники, потому что корни Горбуновых и Бесединых из Курской области, откуда шло заселение первых кубанских станиц, в том числе и Дмитриевской.
Фото 3.Мемориальный комплекс в ст. Дмитриевской
В Кавказской музей также оказался закрытым. Зашли в местную церковь. Прошлись по центральной улице. Сфотографировались у памятника Пушкину. Как и в Новопокровской в Кавказской масса банков, различных магазинов и магазинчиков, и ни одного книжного магазина. Это уже диагноз. Увидели указатель магазина «Кавказская рыбка», поехали туда прикупить местной рыбки. Но продают там исключительно привозную рыбу такого же дерьмового качества, как и у нас в Ленобласти и Санкт-Петербурге в подавляющем большинстве магазинов. Зато в каком-то дворе купили ведро отличной айвы за 150 рублей.
После Кавказской выехали на автотрассу Ростов-Баку и поехали в сторону Армавира. В станице Новокубанской заехали на местный коньячный завод. Здесь изготавливают коньяк различных сортов от ординарных до марочных. Прикупили несколько бутылок марок КВ, КВВК. О качестве пока ничего не могу сказать, ещё не пробовали. Зато купленное здесь столовое вино Каберне (марочное вино здесь не продается) марки RN производства ОАО “ФПК «Фанагорийский» оказалось изрядной гадостью, пойлом, мало имеющем общего с вином.
Через г. Курганинск, аул Кошехабль, станицы Дондуковская и Гиагинская в 17 часов приехали на мою малую родину в станицу Келермесская. Температура + 14 градусов. Всего проехали 2406 км.
09-13 октября, среда-воскресенье.
Все время пошло на подготовку к 150-летнему юбилею образования станицы Келермесской, проведение мероприятия, посещение друзей и знакомых, встречу с моими одноклассниками, отдых перед дальнейшей дорогой.
Пользуясь случаем, расскажу о своей станице. Келермесская была основана одновременно с 20 другими станицамив 1863 году на основании Указа императора Александра II «О заселении Северного Кавказа» от 24 июня 1861 года, в соответствии с Положением «О заселении предгорной западной части Кавказского хребта кубанскими казаками и другими переселенцами из России» от 10 мая 1862 года. Вновь «водворенная» станица Келермесская назначается в состав 25-го конного полка 8-й бригады Кубанского казачьего войска. Всего по этому Положению основано 76 станиц и 7 посёлков. Основная цель основания станиц – освоение и защита от горцев предгорных равнинных территорий Закубанья на завершающей стадии Кавказской войны. Поэтому первоначально все станицы и посёлки были сугубо военными поселениями, с крепостными укреплениями, гарнизонной службой, воинским уставом. Основную массу переселенцев составили кубанские казаки, а также казаки других войск (Донское, Терское, Оренбургское, Уральское) и отставные военнослужащие. Часть переселенцев направлялась на заселение новых станиц по приказу, другая часть переезжала добровольно. Для переселенцев были определены льготы, которые состояли: а) из выплат на строительство дома и заведение домашнего хозяйства, вооружение, обеспечение продовольствием; б) порционные, кормовые, прогонные деньги; в) льготы от службы и выполнения земских повинностей. Добровольцы-переселенцы получали в собственность землю, добровольцы неказачьего сословия по их желанию записывались в казаки.
Переселенцы приезжали вместе с семьями. В мае 1863 года для основания Келермесской прибыли 124 семьи, из которых 1 офицерская, 108 – казачьи, 15 – государственных крестьян. Первоначально все семьи жили в землянках, питались из общей кухни. Одновременно строили укрепления, несли военную службу, строили жилые и общественные дома, расчищали землю для посевов. Через два года напряженной работы в январе 1865 года все семьи переселились в свои дома. После окончания в 1864 году Кавказской войны станица развивалась, увеличивалось её население за счет естественного прироста и постоянного притока новых переселенцев. В 1915 году население станицы (без хуторов) составляло 8140 человек, из которых 5162 казаков, 2978 иногородних.
После Первой мировой и гражданской войн к 1925 году население станицы сократилось до 6455 человек. В годы коллективизации из станицы было выселено в пределах Краснодарского края и в Сибирь около 300 семей «раскулаченных». Сотни людей умерли во время голода 1932-1933 годов. В Великую отечественную войну на различных фронтах воевали почти 1500 человек, из которых около 500 погибло и пропало без вести. Такие потери никак естественным путем не восстановить. В дальнейшем много людей, в основном молодых, разъехались по городам, на различные союзные стройки, на север на заработки. В результате к 150-летнему юбилею в станице проживает чуть более 3000 человек. В общем, судьба нашей станицы ничем не отличается от других станиц, сёл и деревень. Все прошли через эти потрясения.
В станице выросло немало известных людей. Наиболее известен Ткачев Вячеслав Матвеевич ( 06.10.1885 – 25.03.1965) – генерал-лейтенант авиации, кавалер ордена Святого Георгия 4-ой степени. Начал службу в июне 1906 г. хорунжим 2-ой Кубанской казачьей артиллерийской бригады, в 1912 году окончил Севастопольскую офицерскую школу авиационного отдела Воздушного флота в чине сотника, участвует в Первой мировой войне, в 1917 году произведен в полковники и назначен начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего. В Гражданской войне воюет в Кавказской армии генерала Врангеля, в апреле 1920 г. назначен начальником авиации Вооруженных Сил Юга России. После Гражданской войны эмигрировал в Сербию, в 1944 году был арестован СМЕРШем, осужден на 10 лет. Отсидел в лагерях 10 лет, затем жил в Краснодаре, где умер. В станице ещё сохранился дом семьи Ткачёвых, установлена мемориальная доска и выпущена памятная медаль в 2010 году к 125-летию рождения Ткачева В.М.
Мероприятия к 150-й годовщине основания станицы прошли 12 октября. Погода великолепная, солнце, тепло. Открыли мемориальную доску об основании станицы. Глава Администрации станицы и приглашенные официальные гости поздравили жителей станицы с юбилеем. Были вручены памятные медали от Кубанского казачьего войска, памятные медали «За вклад в развитие станицы Келермесской». Пять человек награждены дипломами «Почетный житель станицы Келермесской». Художественные коллективы Келермесского дома культуры выступили с песнями и танцами. В целом юбилей станицы отметили достойно, в чем есть заслуга и меня с Хорошковым В.
Фото 5. 12 октября 2013 г. Торжественное открытие мемориальной доски в память 150-летия основания ст. Келермесской
Фото 6. Мемориальная доска 150 лет ст. Келермесской
Фото 7. Я и Лена у мемориальной доски.
Фото 8. Торжественное шествие
Фото 9. Впереди станичный атаман Затолокин В.П. с внуком
Фото 10. Общий сбор казаков. В центре фотография казаков, сделанная в 1913 году в 50-летие образования ст. Келермесской
14 октября, понедельник.
С утра + 10 градусов, солнце, чувствуется, что погода разгуляется. В 9-45 выезжаем из станицы в сторону Туапсе по маршруту: Майкоп – Апшеронск – Хадыженск – Туапсе – Аше. Едем не спеша, любуемся попутными красотами. Осень только начинается, многие деревья ещё зелёные, однако есть и желтая, и красная листва. Горы вокруг смотрятся очень живописно.
Машин немного. Дорога хорошего качества до Апшеронска и на подъезде к Туапсе. Остальные участки от плохого качества до полного отсутствия асфальтированного полотна. Во многих местах идут ремонтные работы, в отдельных местах половина полотна отсутствует, пылища, жарища.
Фото 11. Предгорья Кавказских гор.
Тем не менее в 14 часов были в Туапсе. Неприятно поразил вид нефтеперерабатывающего завода, построенного на берегу речки Туапсинка, впадающей в море. На протяжении 2-3 км вдоль изнасилованной, абсолютно лишенной растительности каменистой речной долины возвышаются бесконечные трубопроводы, металлические ёмкости, решетчатые фермы, различные строения. Все это покрыто густой пылью, поднимаемой движущимся транспортом. Зрелище жуткое, тем более в курортном городе. Медленно движемся в потоке грузовиков и легковых машин. Движение в полторы полосы. Расстояние 35 км до поселка Аше проезжаем за час.
В 15 часов спускаемся с трассы в поселок Аше к морю, к небольшому семейному отелю, где проведем три дня. Расстояние от Келермесской до Аше 210 км. Отель называется Аннабэль. Очень красивое трехэтажное здание, выложенное по фасаду природным камнем. Хозяев зовут Александр и Валентина. Всю красоту Александр сделал своими руками, что достойно удивления и восхищения. Купальный сезон уже закончился. Мы единственные посетители. Наш номер на втором этаже. Просторный, с двумя кроватями на 3-4 человек, телевизором, холодильником, туалетом и душевой комнатой. По причине межсезонья стоимость номера 700 рублей в сутки.
Фото 12. Пейзаж в районе пос. Аше
Фото 13. Отель «Аннабэль» в пос. Аше
Фото 14. Купальный сезон окончен.
Температура +23 градуса, голубое небо, солнце. После небольшого отдыха идем к морю. Улица к морю пустынна, многочисленные кафе, киоски закрыты до следующего сезона. Работают два продовольственных магазина. Море спокойно, вода чистейшая, пляж галечный. На пляже загорают 2-3 человека. Вдоль берега на расстоянии 20-30 м от него возвышаются кучи изломанных деревьев, ветвей, корней. На прошлой неделе был сильный шторм, который и принес эту древесину. Как мы были правы, что перенесли поездку к морю на неделю!
15-16 октября, вторник-среда.
Отдыхаем, загораем на пляже, искупаться не рискнули, хотя вода не очень холодная. Температура днем 20-22 градуса. Съездили в Лазаревское. По улице в Аше ходит компания из 5-6 бездомных собак. Все очень ласковые, доверчивые к людям, но оставленные уехавшими пляжниками. С мольбой заглядывают в глаза и виляют хвостами. Мы их подкармливали все время, покупали хлеб и лепёшки, едят с удовольствием. Затем всюду нас сопровождали. Что характерно, все из этой компании суки (женская особь). А во дворах при должности охранниковисключительно кобели (мужская особь).
Фото 15. Пустынный пляж в пос. Аше
17 октября, четверг.
В 9-50 выезжаем из Аше домой в Кобрино. Температура +13 градусов, облачно. Машин немного, едется легко и приятно. Вдоль дороги продают хурму, орехи грецкие и фундук, фейхоа, яблоки, груши, мед и прочие вкусности. Прикупили хурму по 60-70 руб./кг, фейхоа по 80 руб./кг, фундук за 250 руб. маленькое ведро, мед эвкалиптовый за 500 руб. 700 гр. В целом цены такие же, как у нас, только продукт местный, что радует. Едем через Джубгу, затем на Краснодар. В Горячеключевском районе обширные яблочные сады. Здесь купили ведро вкуснейших настоящих яблок сорта Семеренко за 250 рублей. В Адыгейске купили адыгейский копченый сыр и вяленую рыбу.
Дорога от Аше до Ростова-на-Дону и далее до начала ремонтных работ высокого качества. В 21-30 в Воронежской области в дер. Батовоостановились на ночлег в мотеле «Роза ветров». Но ночевать там не стали, номер за ночь стоит 2500 рублей, даже в Европе можно переночевать дешевле. По наводке администратора остановились в частном доме рядом с мотелем. Там удобства на этаже, но ночлег стоит 1200 рублей.
18 октября, пятница.
В 7-30 выезжаем из Батово. Температура +9 градусов, пасмурно. По мере движения на север температура снижается до +6 градусов в районе Задонска. В 13 часов свернули с трассы в Задонск вРождество-Богородицкий мужской монастырь. Здесь я был последний раз в 2007 году. С тех пор монастырь отстроили, обновили, смотрится как новая игрушка. Лена попала на процедуру «елеопомазание», поэтому задержались здесь на два часа. В 20-45 приехали в г. Орехово-Зуево, где остановились у родственников.
19 октября, суббота.
В 10-00 выезжаем в Кобрино. Маршрут пройдет по 3-му кольцу вокруг Москвы через Дмитров, Клин, далее по трассе Москва-Санкт-Петербург. Температура +4 градуса. Потом снижается до +2 градусов, идет мокрый снег. В 13-00 выезжаем на трассу М10. От Орехово-Зуево до Клина около 200 км. Машин немного, дорога хорошая. В Валдайском районе (388 км автодороги Москва-Санкт-Петербург) остановились перекусить в комплексе «Подворье». Здесь есть ресторан, душ, прачечная, магазин, автостоянка. Пища в ресторане вкусная, цены невысокие. В Новгородской области начался снегопад, температура 0 градусов. На подъезде к Кобрино в Гатчинском районе началась пурга. За косо летящим снегом абсолютно ничего не видно. Двигались медленно, буквально на ощупь. Хорошо, что этот отрезок пути я знаю наизусть. Наконец, в 21-20 подъехали к родному дому.
Итоги путешествия.
1. Проехали 5200 км, израсходовали 351 л солярки. Средний расход топлива получился примерно 6,8 л на 100 км.
2. Дороги в основном хорошие, за исключением участка около 100 км от пос. Лосево Ростовской области, а также дороги из Апшеронска до Туапсе.
3. Гаишники ни разу нас не тормозили. Но по прошествии некоторого времени получил 5 постановлений об административном правонарушении за превышение скорости движения по результатам фотофиксации: М10 191 км нп. Поддубки, М10 147 км Калининский р-он Тверской обл., 144 км М10 нп. Голениха, М10 90 км г. Клин, М4 721 км Верхнемамонский р-н.
Комментарии (3)
RSS свернуть / развернутьWiniki
А ещё в станице Кавказской
AlexPitinov
Winiki
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.