Сарай-Бату. По астраханским и калмыцким пустыням.
А ещё жизнь хороша тем,
что можно путешествовать.
Пржевальский.
Тем, кто любит путешествия по Европе с комфортными гостиницами, кому нравится цивилизация, шум и архитектура городов, мой отчёт лучше не читать, он может вызвать лишь раздражение и ироническую улыбку.
А те немногие, кого Бог наградил великим даром – любовью к природе, могут узнать что-нибудь интересное.
Сарай-Бату (Старый Город) – расположен в степи, в песках, примерно в 130 км севернее Астрахани, на высоком берегу реки Ахтубы в районе села Селитренное Харабалинского района Астраханской области.
Ахтубинское левобережье татаро-монгольские ханы избрали центром своего могучего и обширного государства — Золотой Орды.
Сарай-Бату построил хан Бабу в 1250-х годах. Тянется вдоль левого берега Ахтубы на 10-15км. Проживало в те времена примерно 75 000 человек. Город имел водоснабжение и канализацию. Сюда доставлялась огромная дань из покорённых русских княжеств – Волжской Булгарии, Казани, Крыма, Северного Кавказа и др, а также рабы из покорённых городов и сёл.
Из Астрахани ехать к нему 2,5 часа по асфальту и далее километров 5 по грунтовой глиняной дороге, если нет дождя. Город-призрак. Беспощадное солнце, +35*С, ветер гонит мелкий песок, вокруг полынь и верблюжьи колючки. Мало туристов. Развалины города, серые стены, гнетущая тишина. Когда бродишь в одиночестве по улицам комплекса, ощущаешь себя в 13 веке, во времена дикой жестокости и кровожадности татар и монголов. Сохранились декорации к кинофильму «Орда». Перед поездкой в это средневековье очень кстати было бы посмотреть этот фильм.
В городе-призраке сохранились ханский дворец, мечеть, рынок рабов, «камера пыток» с её атрибутами, пекарня, жилые помещения, система водоснабжения.
Порядки там существовали дикие и жестокие.
И сейчас поблизости проживают немногочисленные местные жители.
Один из них, «палач», с восторгом рассказывает, как и чем истязали людей в «камере пыток», показывает орудия издевательств и предлагает за небольшую плату всё это испытать на себе.
Обычно желающих не находится.
Предприимчивые граждане из родственников астраханских чиновников ввели плату за посещение этого древнего города, организовали катание на верблюдах, обзор развалин города с высоты птичьего полёта (15 000р за 1 час на воздушном шаре).
Во второй половине 15 века Сарай-Бату прекращает существование, столица Золотой Орды переносится выше по течению в Сарай-ал-Джедид (по другим источникам, Сарай-Берке).
В 1395г среднеазиатский повелитель Тимур со своим могучим войском разрушил и сжёг татаро-монгольские города на Ахтубе, в том числе обе столицы.
Ехать лучше на своём автомобиле, т.к. маршрутки ходят крайне скверно, нет никакого графика, высаживают в 5 км от развалин, дальше пешком по песку среди верблюжьих колючек, которые легко прокалывают джинсовые штаны. Вокруг шляются всякие змеи, жуки-пауки, и кто из них ядовит, никто не знает. В небе кружат орлы-стервятники и ждут, кто окачурится, чтобы поклевать (это я для красочности).
Можно не дождаться маршрутки и остаться ночевать в «камере пыток» или в камере рабов.
Летом жара доходит до 56*С, поэтому лучший месяц для экскурсий – сентябрь.
Иметь средства от гнуса, так как тучи этих тварей с необычайной жадностью набрасываются на всё живое, доставляя огромные муки своими укусами.
Такие сведения мы почерпнули из Интернета, захотелось посмотреть и почувствовать дух тех далёких времён.
Итак, начинается наше семейное, 29 по счёту, автопутешествие, на этот раз по пустынным степям Астраханской области и Калмыкии.
Маршрут: Воронеж – Сталинград – Харабали – Сарай-Бату – Астрахань – Элиста – Сальск – Ростов – Воронеж.
Автомобиль полноприводной кроссовер Хёндай IX-35, недавно купленный и слегка обкатанный. Экипаж – супруги, Станислав и Валентина.
Водитель один, Станислав. Путешествие, как всегда, автономное, всё необходимое с нами, в длительных путешествиях покупаем, кроме бензина, только хлеб.
12 июня 2014 года. Четверг. День первый.
Выезд в 12.00.
Выходной, пробки в Воронеже есть, но не многочасовые. Город, км 30, пересекли минут за 40. Средняя скорость за первый час 34 км. Отличное настроение, даже душевный подъём. Автопутешествие для нас – всегда огромная радость, новые места, щемящее чувство свободы и приключений.
Последние годы, обычно в сентябре, мы ездили по Кавказу. Теперь вот по равнине.
По саратовской двухполосной дороге шли 110 км/час, хотя многие нас обгоняли. Первое впечатление от Хёндая очень даже положительное, удобная посадка, много функций, идёт хорошо, уверенно, легко.
За 4 дня предстоит пройти примерно 2500км. Машина чисто вымыта, внутри ещё не успела запылиться, ни с чем не сравнимый запах нового автомобиля, салон очень свободный, тихий при любой скорости. День солнечный, в салоне нужная температура, двухзонный климат-контроль справляется с поставленными задачами. Мотора на холостом ходу не слышно, приходится смотреть на тахометр, работает ли? Виды из окна живописные, всё вокруг зелёное, проплывают красивые пейзажи. Душу согревает то, что ещё нет печальных признаков осени.
Быстро доехали до поворота за Грибановкой с Саратовской дороги на Сталинградскую, и по бывшей «бетонке» в сторону Сталинграда.
Последние красивые зелёные оазисы мы увидели перед поворотом в районе Грибановки, и вскоре после поворота с Саратовской автодороги в Теллермановском лесу при пересечении живописной реки Хопёр. Дальше голые поля и потом степи. Равнинная дорога, ни гор, ни холмов, много пересохших рек.
Запомнились красивые реки Савала перед Грибановкой и Бузулук в Сталинградской области.
Автодорога однополосная в каждую сторону, интенсивное движение и поток фур. Сильно не разбежишься. Обгонять трудно, мешают или встречные, или запрещающие знаки, или сплошная осевая. За каждой фурой хвост легковых, при каждой возможности начинается шевеление, каждый выжимает из-под капота вложенные туда табуны лошадей.
Впрочем, москвичи не очень придерживаются требований знаков и линий, их притормаживают только встречные.
Без восторга обнаружил, что Хёндай ix-35 на обгонах не очень резвый. 150 л.с. как-то не очень «рвут» при резком нажатии на педаль газа. Может быть 2,5 тонны веса для него многовато? Некоторые автомобили, вышедших за мной на обгон, висят на хвосте, я им мешаю идти быстрее. Вполне может быть, что не до конца обкатан, и в связи с минимальным пробегом автомобиль не показывает своих возможностей.
Наша задача в автопутешествии была не домчаться быстрее от пункта «А» до пункта «Б», а получать удовольствие от движения, не нервничать и других участников движения не раздражать, не рисковать, любоваться проплывающими пейзажами. Поэтому мы спокойно переносили пробки на бесконечных ремонтах мостов и медленное продвижение за очередной фурой.
Мы всегда стараемся ехать только в светлое время суток и маршрут планируем так, чтобы движение было по кольцу, не ехать дважды по одним и тем же дорогам. Тоска.
Последнее время на всех автотрассах появилось большое количество зерновозов – тёмно-синих раздолбанных КАМАЗов с большущими двухосными прицепами. Когда они загружены, то сильно дымят, движутся очень медленно, на подъёмах вообще ползут. Ездят они по всем дорогам, большим и малым, развелось их много, да ещё ездят по 2-4 друг за другом. Но к чести этих водителей, они при каждом удобном случае съезжают на обочину, пропуская быстроходных, и не прижимаются друг к другу, как делают иногда водители фур, поэтому между ними при обгоне можно вклиниться.
Поездили по Сталинграду, пересекли по длинному, грандиозному мосту Волгу, повернули налево, в сумерках двинули в город Волжский, ночью нашли автостоянку и устроились на ночлег в машине. Городская автостоянка чистая, ни бумажки на территории, хорошо освещена, много видеокамер по периметру. Что удивительно, сумма за сутки 50р. Мне было стыдно давать такой мизер, отдал 100. Так же было и в дальнейшем.
День прошёл хорошо, не устали, настроение спокойное.
У супруги в Сталинграде есть родственники, но не стали беспокоить.
Позвонили сыну в Москву и — спать.
Время 22.30. Пробег 621км.
13 июня 2014г. Пятница. День второй.
Автостоянка в городе Волжский Сталинградской области.
Подъём в 7.55.
Выезд в 9.00.
Прошедшая ночь была испытательной в смысле ночлега в этой машине. Понравилось, просторно, широко, как на двуспальной кровати. Друг другу не мешали. По длине я помещаюсь навытяжку, рост 174см, правда, переднее сидение сдвинуто вперёд и спинка почти вертикально. Так привык ездить.
За годы путешествий мы научились готовить удобные постели в машинах для ночлега. Это у нас девятая машина, ездим мы много, до 50000км в год.
Постель я приготовил дома: 2 новых пушистых ватных матраца, 2 подушки, общая большая простыня серого цвета, 2 шерстяных одеяла, 2 покрывала, 2 простыни. То есть укрываться тепло и удобно при любой температуре, а ночевать нам приходится и в горах, и в лесах, и в аулах, где застала ночь, и можем утром увидеть в окно выпавший снег. На Урале в декабре 2012г. проснулись часов в 7 утра, посмотрели на термометр -10*С.
Спим в путешествиях нормально, отдыхаем полноценно и на следующий день чувствуем себя бодрыми, можем ехать по 10-12 часов.
В автопутешествиях всё светлое время суток мы в движении, переезжаем от одной достопримечательности к другой. Длительные остановки делаем на черноморском побережье, и то не более 2-3-х дней, становится скучно и не выдерживаем однообразия. Пляжи выбираем удалённые и дикие, мы брезгливые.
Вещи, непортящиеся продукты и оборудование мы укладываем в 3 картонных коробки, плюс автохолодильник, работающий от электросети машины.
На ночь легко переставляем 4 коробки на передние сидения, снимаем брезентовое покрывало, и постель готова. Утром минутный обратный процесс.
В непогоду можем перебраться назад, не выходя из машины, и приготовить постель.
Утром обнаружили, что отключился автохолодильник, как оказалось, в штекере перегорел предохранитель, пришлось в походных условиях ремонтировать с помощью ножниц и ножа, т.к. автомобильная отвёртка была слишком большой для миниатюрных винтиков. То, что дома можно было бы сделать за 15 минут, пришлось делать почти час.
Холодильник заработал, умылись и вперёд, на Сарай-Бату.
Пересекли реку Ахтубу и по левому берегу поехали в сторону Астрахани. Здесь сложность в том, что на всём четырехсоткилометровом расстоянии от Сталинграда до Астрахани нет ни одного капитального моста через Волгу, где-то паром, где-то понтон, нужно искать.
Есть две параллельных дороги – одна по правому берегу Волги, вторая по левому берегу Ахтубы до самой Астрахани.
Как вчера, так и сегодня периодически идёт дождь. Пейзажи за окнами стали меняться, вместо ласкающих глаз зелёных растений стали преобладать бурые, светло-коричневые. Поверхность выровнялась, как стол, до горизонта, ни холмов, ни оврагов. Редкие чахлые корявые деревца, ободранные кустики, буро-коричневая земля. Выгоревшая от палящего солнца грубая трава. На многие километры по сторонам голые просторы. Удивительная равнина до горизонта. Кажется, можно положить руки на руль и спать, а перед Астраханью гаишники разбудят. Но многочисленные памятники на обочинах расслабляться не дают.
Машин мало, асфальт приличный, ровное спокойное движение со скоростью 110 км/час. Как и в наших краях, обгоняют. Завтракаем на асфальтированной площадке, вокруг раскисшая глина.
Что поражает, даже облака в этой пустыне не белые, а коричневатые.
Своеобразный край, всё здесь по-иному. И бесконечная равнина, и коричневый цвет всего окружающего, и отсутствие лесов, рек, рощ, садов, обработанных полей, больших мощных деревьев – всего того, что привычно окружает нас. Только бесконечная пустынная степь до горизонта.
Самодельный указатель «Сарай-Бату»
на обочине не заметили и приехали в Селитренное, спросили, вернулись и свернули на грунтовую дорогу. Так как глиняная дорога была сухой, она была доступна любому автомобилю, даже иномаркам. Кто-то её периодически гладит грейдером или бульдозером.
До этого Хёндая мы ездили на седанах, и обнаружили, что кроссовер идёт жёстче, раскачивается больше в связи с бОльшей жёсткостью и высотой. Но не настолько, чтобы было не комфортно.
5км глинистой дороги проехали быстро и вскоре увидели на высоком холме грандиозное сооружение в виде огромной крепости, зарешеченное по всему периметру досками, так что невозможно было понять, из какого материала эта крепость построена. Примитивная автостоянка, дальше пешком. Одна из сторон крепости выходит к берегу Ахтубы, красивой и полноводной в этих местах. Берег обрывистый и довольно высокий.
Вход 150р. На стоянке было с десяток различных автомобилей, большинство местных. Зашёл в крепость я один, все немногочисленные посетители встретились на подъёме. Повертел головой, и стало жутковато.
Какие-то мрачные стены, двери, норы, орудия пыток, непонятные сооружения, камеры рабов, что-то похожее на жилые казематы.
Несколько коротких улиц, много поворотов, за каждым из которых новые строения непонятного назначения.
Все сооружения были возведены единым комплексом, без разрывов. Есть и двухэтажные, и трёхэтажные.
Часть строений из красного кирпича необычной формы, часть из самана и камыша с глиной.
Ступени лестниц каменные, без перил.
Я понял, что без экскурсовода не разобраться.
Где же размещались 75 000 жителей, где город длиной 12км?
Спросил у служителя на входе, и он внёс полную ясность. То, что посетителям представляют как столицу Золотой Орды город Сарай-Бату, на самом деле построенная в наше время крепость для съёмок фильма «Орда». Это декорации к фильму, не имеющие никакого отношения к городу Сарай-Бату. Город находится в 12км ниже по течению реки Ахтубы. Засыпан за многие столетия песком, там копают какие-то специалисты, находят что-то, осматривают, описывают, фотографируют и снова закапывают. В песке всё сохраняется, на воздухе быстро погибает.
Так что это даже не реставрация, а совершенно новое грандиозное сооружение на новом месте, где постарались воссоздать наиболее знаковые здания и сооружения в духе татаро-монгольского быта 13 века.
Немного расстроился, хотя посмотреть есть на что и почувствовать себя в средневековье вполне реально. Особенно когда бродишь по этой дикости в одиночестве. Много фотографировал и записывал видео.
Несметное количество гнуса, даже воздух непрозрачный. Залепляют мгновенно не только открытые участки тела, но и всю одежду, смахнуть их невозможно, тащишь в машину, и они плотной массой летают, засиживают стёкла, потолок, лезут в нос, в глаза и уши.
От их укусов появляются шишки и сильный зуд.
Сарай-Бату – это одна из главных целей нашего путешествия. После посещения этого комплекса чувства остались двоякие: столицы Золотой Орды не видели, но представление теперь о том диком и страшноватом времени имеем. Не хотелось бы там и тогда жить, сейчас как-то лучше.
Поехали дальше. Та же равнина, та же светло-коричневая пустыня со всех сторон, нищие полуразрушенные стойбища, пасущиеся, вернее, как-то перетекающие по степи стада.
В каком-то месте свернули с асфальта на грунтовую глиняную колею, а потом и с неё просто в степь.
Уровень колеи был ниже уровня целины, и на какие-то секунды машина повисла на переднем левом и заднем правом колёсах, а вторая пара колёс, по диагонали, оказалась в воздухе. Так как движение по инерции продолжалось, переднее правое колесо зацепилось с пробуксовкой за грунт, потом заднее левое. Через десяток метров я остановился и вышел посмотреть на следы. Хорошо был виден след с пробуксовкой см 40 переднего колеса, но, к моему удивлению, хорошо был виден и след пробуксовки заднего колеса, по диагонали. Значит, мгновенно автоматически включился задний мост. Здорово!
Ход и передних, и задних колёс у кроссовера заметно меньше, чем у седана, и колёса по диагонали отрываются от дороги там, где седан прошёл бы на четырёх. А вот мгновенно автоматически подключаемый задний мост наверняка на плохой дороге поможет.
И для нас, страстных любителей природы и путешествий, полноприводной кроссовер – самое то. 17 дюймовые колёса, приличный клиренс, углы свеса и передний, и задний большие, переезжать ручьи и промоины будет легче, чем на «пузотёрках». У ЛАДЫ-2111 и Приоры-универсал далеко вперёд торчит нос, которым они упираются в противоположный берег узкого ручья, приходится засыпать грунтом или выстилать камнями колеи, чтобы переехать. При путешествии по кавказскому бездорожью этим приходилось заниматься часто.
Я всегда вожу с собой специально изготовленную маленькую прочную совковую лопату, которой приходится подсыпать грунт в промоину, сдалбливать твёрдый грунт и лёд, откапывать колёса и днище от снега и грязи, выгребать из-под днища снег и грунт. Большие камни, через которые переехать и объехать невозможно, откатываю с помощью той же лопаты, используя её как лом.
Зато какой испытываешь душевный подъём, когда в гордом одиночестве на «недоприводе» добираешься к затерянному в дикости изумительному по красоте горному озеру, водопаду, ущелью. Стоишь, смотришь, и сердце трепещет, дух перехватывает. Рядом кружат орлы, пронзительная тишина и хрустальный воздух.
Здоровье не позволяло мне с рюкзаком покорять горные вершины и с их высоты с замиранием сердца смотреть на окружающий мир, но машина в какой-то степени компенсирует это.
Местные на «пузотёрках» по горным дорогам не ездят, у них или Нивы, или УАЗы, и наше появление в диких горах вызывает искреннее изумление.
Супруга всю дорогу, когда пробираемся по кромке не огороженного обрыва, краю пропасти или едем с запредельным наклоном, хватается левой рукой за сердце, а правой за ручку двери, в глазах застывает ужас. Но каждый год едет со мной снова и снова.
Но это лирическое отступление.
Приехали в Астрахань. Расположена на равнине, много невзрачных частных домиков. Спросили, где можно купить рыбу. Нашли цивилизованный рынок, купили вкуснейшей вяленой воблы 50 штук по 30 рублей – себе и на подарки, и около килограмма копчёного сома — подарок соседу. Балык копчёный около 5 000р за килограмм, икра осетровая 43 000р.
Поездили по Астрахани. Кремль мы посещали ранее в 2001 году, тогда и сын был с нами, есть много фотографий.
Время терять не стали и двинули на Элисту.
Продолжение будет.
/>Часть 2 тут.
Комментарии (14)
RSS свернуть / развернутьadmin
Ваша публикация оказалась столь велика, что, к сожалению, «движок» сайта её обрезал. Есть ли у Вас, скажем, в Worde целиком текст? Предлагаю разбить повесть на две части… -)
Станислав
Станислав
Это моё первое большое повествование. Разогнался слишком широко, и меня остановили. А заключительная часть отчёта потерялась, и как её найти, я не знаю.
К сожалению, восстановить её мне трудно, черновик был написан полгода назад, по горячим следам.
Не поможете?
Смотрю, кому-то интересно, читают и критикуют.
admin
Повезло, что я регулярно делаю резервные копии Базы Данных. Хитрым путём, но удалось восстановить недостающий фрагмент. Как говорил Воланд: «Рукописи не горят!».
Только, пожалуйста, не правьте сами Ваш отчёт, а то снова отрежется. Если что — просите меня личным сообщением. Здоровья Вам и оптимизма! ;-)
Станислав
Спасибо за сохранённый текст моего отчёта. Но выпали почти все фотографии, в том числе и по Сарай-Бату, и отчёт потерял весь смысл.
Нельзя отчёт разбить на 2 части с сохранением всех фото?
Очень прошу!
Станислав с уважением.
admin
и
Станислав
Получилось отлично, мне даже самому нравится. Пусть остаётся этот вариант, который сейчас размещён.
Фотографий много и хорошего качества, сделаны Никоном D5100, хоть и пришлось уменьшить разрешение. А по тексту пусть судят читатели.
Если кому-то будет интересно, размещу сентябрьское путешествие по диким горным дорогам от перевала Гумбаши по плато Бечасын в Джилы-Су.
Станислав
А разбить на 2 части можно? «Послесловие» сделать второй частью и добавить фото? Тогда и абзацы можно будет выделить, а сейчас весь текст сплошной массой.
admin
Zebra
И это, просьба к автору — наш город называется не так. как вы пишете, я честно проверял — смотрел на карте ;) Он таки носит имя Волгоград. Не путайте людей, которые. возможно, будут строить маршрут :)
И ещё позанудствую — то, что откопали именно Сарай Бату — это только гипотеза археологов, никаких подтверждений ей нет. По принципу — «а какой ещё тут город мог быть, кроме Сарая?» Иногда кажется, что им просто надоело копать :)
Станислав
Мой отец воевал и был ранен в Сталинграде.
Это в память о нём…
Zebra
И всё же — почему такое мрачное описание декораций?
Фильм, кстати, смотрели? Нам он сильно не понравился… зато декорации великолепны. Обратили внимание, как в кадр хорошо ложатся здания целиком? В настоящем городе нипочём таких фоток с такими пропорциями не сделать!
Станислав
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.