Итальянские зарисовки (Фриульские Альпы для любителей побродить. Часть 2) / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Итальянские зарисовки (Фриульские Альпы для любителей побродить. Часть 2)

Эпизод 1. Венеция и маски.

Эпизод 2. Фриульские Альпы.

Эпизод 3 (Erto E Casso)

Эпизод 4. Фриульские Альпы для любителей побродить.Часть 1

Эпизод 4. Фриульские Альпы для любителей побродить.Часть 2

День четвертый. Claut — Lesis — Casera Casavento — Следы динозавров — Casera Colcivas — Rifugio Pradut – Lesis – Claut

О том, что в этих краях отыскали следы динозавров я уже знала. Опять же в местном музее целый зал посвящен этому историческому моменту. Этот день я должна была гулять самостоятельно, поэтому Джанни меня к этим следам и отправил. Прогуляешься, говорит, прикоснешься к истории – и назад. Успеешь после обеда еще и книжку почитать у реки. Я попыталась заикнуться, что на карте в тех местах столько заманчивых маршрутов нарисовано. Но, услышав в ответ: «No, no», больше не спорила, но и не согласилась. Решила, что приму решение на месте.
От Claut до Lesis около 4 км по хорошей автомобильной дороге. В Lesis есть большая парковка, где машину можно оставить. Мне же пришлось идти пешком, управилась за 40 минут. Дорога очень симпатичная.

На въезде в Лезис проезжаете плотину, а затем пункт оплаты, так как въезд дальше и остановка платные. Сколько стоит, не знаю. Зимой мы не платили ничего.

Затем переходим или переезжаем через мост и оказываемся на большой парковке, где есть места для отдыха и информационный стенд. На этом стенде есть, кроме того, одна важная информация, на которую я не обратила внимание. А именно, места покрытия сотовой связи. На всякий случай знать надо.

Согласно указателю до казеры Casavento, а значит и до следов динозавров 5 км. Дорога хорошая, даже проезжали машины мимо иногда, но вообще-то дальше парковки ехать вроде бы нельзя, запретительный знак.

Однако перепад высоты почти 400 м, а это значит, что дорога идет вверх. Один участок – конкретный серпантин. Смотрю, на каждом изгибе есть тропа, чтобы срезать через лес. Пару раз срезала, понравилось. Но на последнем участке было очень опасно, так что не советую никому, шлепайте по дороге, как нормальные люди с головой.

Через 1,5 часа я прибыла к казере Casavento. Перед входом на территорию висело объявление, чтобы по лугу не топтались и к животным не приближались. А что к ним приближаться, если они сами довольно любопытные. И почему-то на этой казере из животных были в основном ослы.

От казеры согласно указателю 5 мин до следов динозавров.

Следы находятся на камне посреди речки. Есть стенд, по которому можно все увидеть, а к самому камню подойти не получится. Но самое интересное, как можно было понять, что это именно следы динозавров? Если честно, то больше было похоже на выдумку. Хотя нет, целая экспедиция была, ученые изучали. Так что придется поверить.

Место на самом деле и без этих следов красивое. Журчит речка, над рекой нависает черная скала. Я нашла укромное местечко, чтобы перекусить. Время было около часа дня. Возвращаться не хотелось. Решила все же пойти по одной из троп. Попыталась отправить смс, чтобы предупредить о своем решении, но связи не было. Постояла, постояла на развилке и двинулась к казере Colcivas.

Судя по карте, предстоял набор высоты почти 600 м, это уже серьезно. И это был очень крутой набор высоты, почти сразу вертикально вверх мелким резким серпантином. Тропа шла все время по лесу, поэтому, особых красивых видов никаких не было. Хотя и сам лес дает немало впечатлений.

Казера Colcivas оказалась совсем небольшой, была закрыта. К тому же начался малюсенький дождик. Стало немного неуютно на высоте более 1500 м, около маленькой казеры среди леса. Одной.

Можно было вернуться назад уже знакомой дорогой. Однако я прикинула по карте, что до рифуджио Pradut и вниз к Lesis только чуть дальше, зато увижу новые места. На том и порешила. Кстати, уже потом я узнала, что, если перед казерой Colcivas свернуть налево в сторону Forcella Clautana, то минут через 20 можно было бы сверху увидеть красивую панораму вниз на озера, о которых я рассказывала в Эпизоде 2. Но я об этом не знала.

До рифуджио Pradut я дошла за 40 мин. Несмотря на то, что было много облаков, вид все равно был красивый и далеко внизу виднелся Клаут.

В рифуджио есть ресторанчик, можно покушать. Но я не захотела. Было уже почти четыре часа, в горах темнеет рано, я немного переживала. Опять не отправила смс, теперь уже по забывчивости. На самом деле связь должна была быть только у этого рифуджио.

Я себя успокаивала тем, что от рифуджио в Лезис ведет не только хорошо маркированная тропа, но и горная дорога, а значит, если что, потихоньку выберусь. Однако, когда солнце стало слегка прятаться за деревья, в буковом лесу стало совсем неуютно. Но чем дальше вниз, становилось радостнее и больше солнца. Парадокс. Я всегда думала, что все должно быть наоборот, чем выше, тем ближе к солнцу. В Лезис я спустилась через 1,5 часа.

Если честно, то устала очень сильно, а предстояло еще 4 км пилить до дома.
Вдруг стали сыпаться смс, которые где-то копились все это время: «Ты где? Почему молчишь? Что случилось?» И т.д и т.п. Ответила, что я в Лезис и рассказала, где была и что не было связи. В ответ пришло короткое: «Matta la testa…» Перевести можно по-разному, в зависимости от тяжести содеянного: «сумасшедшая», «больная на голову», «идиотка», «ненормальныя» и т.д. Кажется я уже это слышала в свой адрес от двух бадант … Немного подумав, согласилась с первым вариантом. Затем последовала просьба-приказ позвонить, когда буду дома (кстати в апартаментах замечательный wifi, поэтому можно использовать skype, viber и другие радости интернета). Не буду пересказывать все упреки, которые я услышала, тем более, что быструю речь я не очень-то и понимаю, но, как я поняла, главный мой просчет был в том, что у меня не то что ракетницы с собой не было, но даже захудалой дымовой шашки. Я подумала, ну и зачем мне эта ракетница, если я ей и пользоваться-то не умею. Но промолчала, изображая согласие в оценке происшедшего. А еще подумала, что как хорошо, что я не рассказала, что когда спускалась вниз, дважды теряла ориентацию и пыталась опять уйти в горы. Тогда бы просто «сумасшедшей» не отделалась.
Тем не менее, тем как прошел день, я осталась очень довольна.

День пятый. Озеро Barcis, Старая дорога (Vecchia Strada), долина Val Pentina

В этот день я поехала к замечательному озеру Barcis (Барчис). От Клаута до Барчис всего 17,5 км. Мне пришлось ехать на рейсовом автобусе, стоит всего 2 евро с копейками. Если кто-то пойдет по моим стопам, то смотрите внимательно расписание. Назад всего два рейса, после обеда и вечером. Ну а на автомобиле, конечно, ничем не ограничены.
На самом деле, когда я планировала эту поездку во Фриульские Альпы, то думала жить именно в Барчис. Но потом меня отговорили, сказали, что мест там для прогулок немного, разве что вокруг озера. Но на самом деле, если есть автомобиль, то вполне этот вариант можно рассмотреть. Это единственное место во всей округе действительно туристическое, со всей необходимой инфраструктурой. Назову его даже не туристическим местом, а скорее курортным. Единственно, как мне показалось, что это курорт для пенсионеров. Очень много англоязычных пенсионеров, совершающих моцион вокруг озера, они же чинно восседали в ресторанчиках.
В центре Барчис в здании муниципалитета находится туристический центр. Там можно найти всю необходимую информацию и карты.

Сначала я решила пройти по Старой дороге, которая проходит вдоль каньона, о которой я начала писать в Эпизоде 2. Теперь уже информации знаю больше. Во-первых, так как мы ставили машину под плакатом, ставить ее нельзя, есть даже запретительный знак.

Поэтому машину надо оставлять в Барчис. Вход на Старую дорогу есть как в Барчис, так и со стороны Молассы. Ее протяженность 3,5 км, стоит вход 3 евро. За эти деньги дадут план и каску. В каске надо идти всю дорогу, снимать нельзя. Возвращать ее надо там, где взял, то есть получается, что обязательно надо вернуться.

К сожалению, в этот раз было закрыто ответвление дороги, где находится грот. Но на открытом участке было на что посмотреть.

Обратно можно пройти просто по дороге, но лучше свернуть на тропу Dint, которая ведет через три смотровые площадки. Мне показалось, что виды с этих площадок даже круче, чем просто со Старой дороги.

Затем по совету друзей я отправилась долину Val Pentina. От входа на Старую дорогу до начала долины вдоль южного берега озера примерно 3 км.

Лучше идти по лесу по тропе вдоль озера, чем по дороге. Тропа начинается вскоре после тоннеля около плотины и заканчивается почти у западного моста через озеро, сразу после которого начинается долина. Если подъехать на автомобиле, то на въезде надо заплатить, дорога и парковки платные.

Долина с широким руслом чистейшей реки. Дорога протяженностью примерно 3 км. На берегу реки несколько оборудованных стоянок со столиками, грилем и т.п. Очень хорошие места для отдыха.

А это фото сделала из профессионального интереса. Вот даже какие объекты итальянские риэлторы продают!

Я дошла до конца дороги, поснимала фотографии немного и вернулась в Барчис. До автобуса было еще часа полтора, просидела с книжкой на берегу озера в полном релаксе, наблюдая за окружающими горами и обитателями озера.

День шестой. Прогулки вокруг Andreis.

В этот день я решила поехать в Эрто, сходить там в горы, посетить музей плотины Вайонт и, если вдруг повезет, и Мауро Корона будет в своей мастерской, получить автограф и может пообщаться, если получится. Об этом местечке я писала в Эпизоде 3. Приготовила карты, сунула в рюкзак книгу Мауро Короны и отправилась на автобус, который отправлялся в 06.55 утра. Ехать всего 15 км. Но автобус туда идет всего лишь два раза в день. Подъехал автобус, села, поехала. Сначала все было нормально, но потом вдруг поняла, что река не с той стороны, как должна была быть. О чудо, проезжаю озеро Барчис, которое находится совершенно в другой стороне. Оказывается я села на автобус в 06.50, который ехал в Порденоне. Кто ж знал, что из этой деревни автобусы отправляются каждые 5 минут. Пока соображала, Барчис уже проехали. Объяснила водителю свою проблему, а ведь из Порденоне назад автобус едет только после обеда. Ужас. Пассажиры сразу вникли в мой вопрос, сообразили, что из Маниаго мне возвратиться будет быстрее. Мне повезло, за нами как раз ехал автобус в Маниаго, водитель притормозил, и я перескочила в другой автобус. Таким образом, совершенно неожиданно я оказалась в городке Маниаго, который славится производством ножей и всяких режущих инструментов.
Автобус в сторону Клаута должен был быть через полтора часа. Я выпила кофе и написала смс, где я нахожусь. В ответ получила очередные «matta la testa». Так как в Эрто я уже не попадала, то решила ехать не в Клаут, а в Andreis, где тоже видела тропы, до которых не надо ехать. Об Андрейс я немного писала в Эпизоде 2. Правда, карты у меня с собой не было, не взяла. Думала купить на месте. Но в Андрейс туристический центр работает только в выходные, а никаких Tabacco там нет.
Поднялась к центру реабилитации птиц Centro Recupero Rapaci di Andreis, сходила туда еще раз. Птиц было гораздо меньше, чем зимой, видимо летом выздоровевших птиц летом выпускают.

Здесь же увидела указатель на маршруты под названиями «San Daniele» и «La botte». Судя по маркировке, оба протяженностью примерно по 3 км. Решила пойти по указателям.
Сначала тропа шла по лесу и вскоре привела к этой дорожке.

Дорожка привела на вершину холма с церквушкой Сан Даниеле, поэтому тропа так и называлась.

За церковью, маленькая тропка приводит на край обрыва с сумасшедшими видами. Такое ощущение, что горы просто разломались, разверзлись.

На самом деле, мое впечатление было правильным. Немного дальше уже начиналась нормальная тропа, обозначенная на карте, с которой можно наблюдать место тектанического разлома. Но к, сожалению карты у меня не было, пришлось довольствоваться наблюдением за полянами крокусов. Без карты я идти не рискнула, все же какие-то мозги еще есть.

Сделав круг по этой тропе, я вернулась к птичкам. Отдохнув, пошла по тропе «La botte», что в переводе означает «Бочка». Тропа тоже делает круг. Приятная такая, название получила, видимо, по этой бочке.

С этой тропы тоже можно было немного наблюдать красивый вид на горы, даже было ощущение маленького настоящего похода.

Вот и все, что удалось. До автобуса, я почитала книгу, сидя на солнышке и немного прошлась по деревне.

После обеда была уже дома.

День седьмой. Cimolais. Il campanile di val Montanaia.

Ну вот наступил прощальный день. Солнце сияло, горы предстали во всей красе. Жирной точкой моего недельного пребывания во Фриульских Альпах должно стать посещение главной достопримечательности этих мест — Il Сampanile di Val Montanaia, удивительной скалы по форме напоминающей колокольню.
Без автомобиля туда добраться крайне проблематично. Сначала надо приехать в Cimolais (Чимолайс). От Клаута до Чимолайс 8 км. Автобус, конечно, ходит, но потом надо въехать на территорию парка и 15 км проехать вдоль Torrente Cimoliana до стоянки у Rifudgio Pordenone.
От Чимолайс через 3,5 км будет платный въезд на территорию парка. Въезд одной легковой машины стоит всего 6 евро. Затем едешь по красивой долине, любуясь красотами.

Припарковавшись уже на знакомой парковке под рифуджио, одев горные ботинки и рюкзаки, мы отправились в путь. Без нормальной обуви идти даже не думайте. Тропа на карте обозначена по большей части точечками – это значит, что навыки иметь надо. Не скажу, что она очень сложная, но все время вверх по камням. Перепад высоты 800 м, это очень прилично. Кампанила находится на высоте 2060 м.

Красота вокруг невероятная. Кампанила появилась в поле зрения довольно быстро и, казалось, что вот она – рукой подать. Однако, это впечатление очень обманчивое. Подниматься к ней часа два.

У нас же подъем оказался под очень большим вопросом, так как у Джанни стало сводить ногу, да так сильно, что он еле мог идти. В результате мы поднимались почти 3 часа. В конце концов, когда осталось минут 20 до перевала, он отправил меня одну. Я очень не хотела его оставлять, но так как все уже было на расстоянии прямой видимости, сбегала.

Наверху все отдыхали, фотографировались. Здесь находится Bivacco Perugini. Это такой красный вагончик, внутри две двухярусные кровати. То есть при желании можно переночевать. Кое-кто ставил палатки на поляне рядом, кое-кто собирался идти дальше к forcella Cimoliana. Кстати, видела фото с перевала на Кампанилу и окрестности – круто.

Успела даже познакомиться с небольшой компанией, которые приняли меня по разговору за француженку, а узнав, что я из Питера, напросились сфотографироваться, чтобы у меня осталась память о «веро италиано».

Я пробыла наверху совсем недолго, минут 10-15. Встал вопрос, что возможно мне придется бежать вниз за помощью. Кстати, только в этом регионе спасательные операции бесплатные. Во всех других помощь спасателей вам обойдется 2000 евро, имейте ввиду.
Однако, мы рискнули потихоньку спускаться. Попыталась поменяться с Джанни рюкзаками, он у него был жутко тяжелый, но он его не отдал и нес все сам. Видимо не мог доверить «matta la testa» свою ракетницу и дымовые шашки, которые наверняка в этом рюкзаке были. А скорее всего, это не позволила сделать обычная мужская гордость. На наше счастье, понемногу, понемногу боль стала отступать и мы благополучно спустились до рифуджио.

Все, кто был наверху у Кампанилы, собрались в рифуджио, в том числе и мои новые знакомые. Мы перекусили, выпили немного пива. Обстановка была очень приятная, дружеская.

По дороге в Клаут, заехали в Parco faunistico di Pianpinedo, который находится всего в двух километрах от Чимолайс. Машину можно поставить у ресторанчика на съезде с дороги и пройти пешком примерно километр. А можно проехать до самого парка. Вход в парк платный, кажется 3 или 4 евро.

Огромная территория огорожена и в ней в естественных условиях содержатся косули, олени и прочие подобные лани. Вас запускают за изгородь, и можно ходить сколько хочешь и обязательно увидишь этих замечательных животных. Нам увидеть удалось.

Вот такие получились мои альпийские каникулы. Мне очень понравилось. Скажу больше, я влюбилась в эти места. Обязательно когда-нибудь сюда вернусь еще раз.