Поездка на Северный Кавказ.Майские праздники 2015. Часть II. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Поездка на Северный Кавказ.Майские праздники 2015. Часть II.

04.05 Ессентуки.
Утро порадовало местностью и расстроило погодой. Включенный завтрак оказался весьма неплохим и располагался в изящной столовой, которая больше напоминала уютное домашнее кафе. А в окно было видно, что собирается дождь. По таким обстоятельствам лучше поехать греться в Суворовскую. Это очередные термальные ванны.
Мне там больше понравилось, чем в Аушигере. Правда, тут ощутимо дороже. И желательно приезжать как можно раньше, шкафчиков не хватает. А в остальном всё отлично. Несколько резервуаров с водой разной температуры. Самый горячий под крышей, остальные на открытом воздухе. На улице периодически начинает моросить, а мы тут такие в теплой минералке отмокаем, периодически перемещаясь из бассейна в бассейн.

Очень уютно вышло переждать этот дождик. Пока доехали обратно к гостинице как раз и капать перестало.
И как настоящие отдыхающие, мы с маленькой собачкой отправились на неспешную прогулку по лечебному парку. Парк совсем небольшой. Повсеместно павильоны и бюветы. Радует, что вода уже вкуснее, чем в Пятигорске. Всё действующее. И здание механотерапии и банное здание императора. Особенно скамья примирения. Но посещение процедур в наши планы никак не входило.

Производит впечатление грязелечебница, названная именем наркома здравоохранения Н.А.Семашко, который руководил восстановлением оной после гражданской войны. Внутри мы не были, интернет показывает очень красивые картинки, но снаружи прямо дворец какой-то. Античный портик с массивными колоннами, скульптуры Эскулапа и дочери его Гигеи, солидный по размерам подъезд к входу, львы конечно же, плюс украшение орнаментом самих стен, даже уходить не хочется. Обошли здание сбоку и попали в чудесный каменный дворик, вернее даже на внутреннюю площадь, где вообще тихо и безлюдно.

Последняя попытка прикупить какие-нибудь меховые изделия была предпринята при повторном входе в местный парк. Каким-то образом зацепились языками с дамой, у которой по этому поводу были тут какие-то завязки. Даже предварительно о чём-то договорились. Но дальше дело не пошло. А то ведь Пятигорск помимо прочего славится еще и меховым рынком, или даже рынками, посещение которых я всячески пытался избежать, а Света, напротив, осуществить. И, не говоря напрямую о своих намерениях, мы мягко и незаметно подталкивали путешествие в нужную сторону. Преуспел я. А парк между тем встретил нас тюльпанами, белками и небольшим беззлобным дождиком. Ничего нового мы уже тут не увидим, остается побаловать себя местной водой из четвертого бювета и совершенно шикарным исполнением классики рока парой музыкантов с гитарой и скрипкой.

Время послеобеденное и организм об этом недвусмысленно напоминает. Поблизости есть масса вкусных заведений, но поесть дорого и размеренно нам не удалось. Выбранный для обеда ресторанчик несказанно огорчил временем ожидания приготовления блюд, а мы уже изрядно проголодались. Пришлось оставить мысль о кулинарных изысках и добротно, к тому же весьма недорого, просто и сытно перекусить в небольшой столовой (у них это называется ресторан быстрого питания – ЕСС!). Вполне себе неплохо.
А вечером нас расстроили, если не сказать, что обманули с фонтанами. При входе в парк и на площади перед администрацией, а это прямо рядом с гостиницей, есть фонтаны. Так вот парковый на ночь взяли и отключили, невзирая на наши ожидания чего-то красивого и романтичного.

05.05 Кисловодск.
Парк.

Вот тут как-то не сложилось. Перед поездкой из всех источников информации стало понятно, что именно Кисловодск требует наибольшего времени для осмотра по сравнению с остальными городами КавМинВод. Когда бронировали гостиницы, то уж так вышло, что тут только одна ночь. Так зато тут всё рядом, можно вообще жить в одном городе и кататься по округе.
Максимально ранний завтрак в ессентуковской гостинице и быстрый переезд к кисловодскому ночлегу. На фотографиях выглядит хоть и не респектабельно, но приемлемо, даже интригующе, небольшое двухэтажное здание под старину с претензией на вычурность. При первом взгляде впечатление еще остается, ну если не обращать внимание на общую обветшалость. Но вот проживать там больше не хочется. Из всех эпитетов остается только слово старый. Старый обшарпанный коридор, старые двери в старые номера, старые горбатые кровати среди крайне старой мебели, из старых стен торчат, вываливаясь, старые электрические розетки (наверно проведение электричества в здании – самые последние проводимые тут работы). Взгрустнулось. Особенно после предыдущих ночей. Но нам тут не жить, всего лишь переночевать, да и то лишь единожды. Ноги в руки и бегом в Парк.
А кисловодский парк это отдельная большая песня с множеством куплетов. Широко раскинулся во всех измерениях. Мысленно мы его уже исходили вдоль, поперек и снизу вверх, пока изучали местные тропы по описаниям. Единственным плюсом гостиницы оказалось близкое расположение к нему. Причем примерно посередине, а точнее недалеко от нижней станции канатной дороги. Пройдя вдоль нескольких гостиниц и оставив сбоку махину санатория им. Орджоникидзе мы очень быстро поднялись небольшой дорожкой в сам парк. И чтоб уж не тянуть, отправились на канатку.

Никаких очередей, все желающие легко уместились в кабинке, и мы поехали к вершине. Прилипли к стеклам для обзора, а обозревать оказалось нечего. Долина роз пуста и без(с)цветна, оказалось рано еще для красоты. А верхняя станция встретила нас дождем и ветром. Зонтик я предусмотрительно захватил, но рассчитывал этим ловким маневром просто смутить местные тучки и обеспечить ясность. Не прокатило. И как-то сразу потянуло согреться в местной закусочной. Если бы Свете в этот момент предложили уютное теплое местечко с камином и вкусностями взамен прогулки по этому парку, то выбор был бы сделан мгновенно. Однако предложения не последовало, и мы всё же двинулись вперед, вернее вниз по тропе. Теоретически можно было бы рвануть на исследование этой горки и даже увидеть вдали Эльбрус, но погода не располагала. Беседка Семи Ветров, откуда хотелось увидеть весь парк, в данный момент оказалась скорее укрытием, нежели смотровой площадкой. Ника, пытаясь залезть под все слои одежды на хозяйке, откровенно недоумевала крохотным собачьим мозгом, какая нужда нас заставила тащить её на улицу в непогоду. От неё, а особенно от самой хозяйки, окутанной дождевыми каплями, я старался держаться подальше под предлогом поиска удачного ракурса для фотосъемки. Выручала заветная фляжка, слегка смягчая ситуацию. Всякий раз, едва дождь немного затихал, наступало ожидание его полного прекращения, и в какой-то момент это произошло. Причем достаточно быстро. Сперва стало меньше капать, потом вдруг немного блеснуло солнышком и показались синие пятна неба между тучами. И как-то незаметно всё вообще рассеялось и стало даже жарко.
До этого мы успели немного спуститься вниз, однако пейзажи особо привлекательными из-за непогоды не казались. Только порадовали синие камни, сильно смахивающие на грибы. На краю обрыва их там целая поляна образовалась, приятно развлекая путешественников.

А окончательно распогодилось, когда мы пришли к развилке разных маршрутов. Всё тот же интернет предостерегал нас от трудностей и опасностей терренкура 2б, что проходит под скалами в сторону верхней станции, но ниже её и уводит куда-то к дальним границам парка, и он же нас уговаривал наслаждаться открывающимися с него видами. Погода сделала выбор за нас, по ясному солнышку мы отправились кружным путем.

Народу на тропке совсем немного. Иногда ныряем в лес, пару раз углублялись в гроты, проходя под небольшими водопадиками. Маршрут ровно такой, чтоб было приятно по нему пройти и не начать утомляться. Ну, это если нигде не сбиться с пути. По дороге нам встретилась тётушка, объяснившая, что дальше будет развилка. Можно пойти коротким путем, а можно чуть длиннее, но есть риск слегка плутануть. Раз подобная вероятность существует, то это сразу к нам. Дорожка лихо вывела нас на склон горы и внезапно рассыпалась на множество мелких исчезающих в траве тропок. Было видно, что внизу она опять являет собой вполне торный путь, но спуск совершенно невнятен. Был бы дождь, однозначно был бы фристайл на мокрой траве и грязюке, а тут умудрились аккуратненько спуститься на своих двоих. На этом путешествие по верхнему парку закончилось.

Нам открылась чудесная солнечная полянка с навесом-грибком и столиком под ним, рядом вменяемый терренкур всё с тем же номером 2б. Впереди прогулка по среднему парку.
Появились люди. Вдоль дорожки всё засажено с каким-то смыслом, каковой нам неботаникам не понять. Я вообще с названиями деревьев дружу очень избирательно. Различаю сильно различающиеся, а похожие воспринимаю под одним, наиболее известным названием. Но очевидно, что здесь старались и располагали посадки растений так, чтобы было и живописно и познавательно. Получилось. Даже может показаться, что, прогуливаясь по парку, меняешь пейзаж, словно из комнаты в комнату переходя.

Из чащи мы выбрались к березовой рощице, а там и к долине роз. И снова расстроились. Нету там еще роз. Вообще. Просто разлинованная на квадраты поляна.

Но всё равно средний парк красив и просторен. Здесь же притаились красные скалы, край которых представляет собой громадного рыжего щенка с орлом на макушке.

Бродить тут можно еще долго, но погода опять начинает портиться, в планах попытаться увидеть нижний парк, да и проголодались мы уже.
В нижнем уже совсем многолюдно, а сам он напротив значительно меньше и уже напоминает городской сквер. Спустились мы недалеко от цветочных часов и прямо оттуда двинулись к центральному входу, где нас уже поджидали первые капли дождя. Там же сосредоточена основная масса народа, нарзанная галерея и сувенирные палатки. Минералка точно самая приятная из всех ранее опробованных. А в конце ряда палаток обнаружилась небольшая столовая. То есть по размерам как небольшое кафе или бар, но по сути, меню и качеству обслуживания именно столовая. Хотя ненавязчивость сервиса с лихвой окупилась ценокачественным критерием и невозбранностью присутствия нашей собаки, вернее её как бы не замечали.
Едва покинув один вариант общепита, мы умудрились попасть в другой. С противоположного конца палаток, в угловом доме в магазине оказался самый настоящий кафетерий с кофе в турках на песке и выпечкой. И как-то совсем уж недорого. Подозреваю, что во всем надо знать меру. Голодным бродить по парку не слишком приятно, но и чрезмерная сытость не приветствуется. По идее нам бы, не торопясь, прогуливаться к сегодняшнему обиталищу, не забывая осматривать достопримечательности. Судя по карте в моей памяти не так уж много нужно протопать, ну немного в горку, ну пасмурно, но ведь интересно. Но действительность оказалась круче, Света углядела автобус. Из всех ориентиров вокруг нашего пункта назначения отчетливо высился санаторий имени Орджоникидзе. Водитель кивнул, и мы поехали. В какой-то момент показалось, что мы миновали даже нашу улицу, будучи утром за рулем автомобиля я что-то записал в зрительную память. Но народ уверенно сидит, транспорт едет, всё вроде в порядке. А вот потом мы куда-то уехали. Сперва улицы сузились, потом пропали дома, асфальт потрескался и местами пропал среди невнятных построек. Особо нас сбивать с пути уже и не надо было, но маршрут запетлял, чтобы уж наверняка. Удивительное дело, но приехали мы именно к санаторию, вот только с противоположной стороны и значительно выше. А в данной местности это важно.
Я решил, что экскурсия продолжается, вот только мои спутницы не оценили этой возможности еще побродить по крутым лесистым горкам. Можно было пройти территорию санатория насквозь, но я отказался, дабы не искушать судьбу вариантом с глухим забором на той стороне. И отправились мы наматывать очередные круги по серпантинам. Из светкиного монолога, обращенного мне в спину, обитатели санатория и прочие гуляющие, смогли подчерпнуть много новых сведений о Кисловодске, парке, погоде, автобусе и его водителе, планировщике местных тропинок, рельефе, нашей гостинице, кафе и столовых. Так же ими получены исчерпывающие сведения обо мне, как о логисте, географе, идейном вдохновителе и просто о человеке во всём спектре этого понятия. Еще раз, но короче и выразительнее, речь прозвучала, когда мы выскочили к нижней станции канатной дороги, замкнув круг и поставив уверенную точку в сегодняшней прогулке. Окончательно поняли, что не больше плутаем и уже под горочку отправились в нашу хижину.

06.05 Кисловодск.
Окрестности. Переезд на Домбай.

Чудесное майское утро. От вчерашней хмурости не осталось и следа. Опять хочется всё успеть. Начнем с нижнего парка. Пока немного покрутились в поисках машиноместа, встретили целый велопробег с оркестром в ознаменование Победы. И это уже 6-го мая. Между прочим рабочий день. Чуть позже на Курортном бульваре напротив нарзанных ванн мимо нас лихо промаршировала группка отроковиц с задорным исполнением неизменной «Катюши». День — яснее не придумаешь. На бульваре, правда еще не везде, но цветы начинают радовать глаз. Настроение у всех праздничное. В эдаком раскладе Кисловодск выглядит не в пример дружелюбнее себя вчерашнего.

Оказалось, что и Нижний парк достоин внимания. Сам бульвар, нарзанные ванны и галерея, а дальше вдоль набережной речушки упираешься в «капризный» мостик, «стеклянную струю» и очередной памятник Лермонтову. Вообще, хоть место и культурно-курортное, но приятно поселковое. В зеркальном пруду купаются энтузиасты, у памятника на скамеечке притулился древний дед в ушанке, возможно сослуживец.

Кабы не мои метания с фотоаппаратом среди местных достопримечательностей, то с нашей мелкой собачонкой мы выглядели б чопорной публикой на водах. Ника, как всегда, объект повышенного внимания и восхищения окружающих, что даже несколько обидно. Но ничего, променад заканчивается, скоро начнутся суровые края, где её обаяние не прокатит.
По плану поездка к скале Лермонтова. И как-то город закончился очень внезапно. Выскочили на окраину, пересекли по мостику Ольховку и сразу оказались в каких-то селениях. Дорога превратилась в грунтовку, однако автобусы сюда добираются и по виду даже городские. Навигатор уверенно тащит нас дальше, мы как всегда не верим, но местные с прибором соглашаются. В итоге вылетаем на взгорок, с одной стороны лес, с другой глубокий овражище каменистый, где речка протекает и кое где торчат скалы. Предполагается, что на площадке одной из них по книге стрелялись Печорин с Грушницким. Подобраться к ней с нашей стороны нынче проблематично, подход к краю огорожен неприятным колючим забором, так что разглядывали на расстоянии.

Еще раз заехали в Кисловодск уже для окончательного с ним прощания. Прямейший проспект Победы, где наконец мы купили-таки в магазине настоящий прасковейский коньяк и выезд на трассу. Совсем рядом поворот к Горе-Кольцо. Тут, как водится, рынок, сувениры, местные изделия, даже верблюд есть, но мы наверх к этому громадному окошку. Рядом в скале есть еще несколько гротов, очень может быть, что через тысячу-другую лет рядом с одним отверстием выветрится еще парочка. Грустно и необъяснимо вся скала изуродована надписями с указанием имен и мест проживания бестолковых негодяев, что утеряли в себе чувство прекрасного. Хорошо хоть на другой стороне скалы всё еще почти нормально. Ну, правильно, чего им далеко ходить, залезли, отметились и свалили.

А нам в этот раз КавМинВоды сделали свой прощальный подарок. Распогодилось в нужное время в нужном месте, и неожиданно на горизонте показался Эльбрус. Мы уже и не рассчитывали, да и подзабыли о нём, даже не сразу обратили внимание. А тут он – такой большой весь, двуглавый.

Интернет уверял, что после постояния в этом кольце на нас обрушится удача и счастье. Ну главное, чтобы не расплющило.
Следующая остановка на медовых водопадах. Самое забавное, что вроде бы кругом горы. Их и видно везде и местность всё гористая. Но как где ни едешь, всё время кажется, будто мы в степи. И сейчас опять. Да еще вдоль дороги бродят кони, группами и поодиночке, и порой попадаются конюшни. И водопады эти тоже не в горах, а скорее в трещине. Река разрезала полотно земли и устроила в этом месте живописный уютный аквапарк.

Есть мнение, после чегемских водопадов нет смысла посещать медовые, ибо последние меркнут, бледнеют и не впечатляют при такой последовательности. Отнюдь. Они абсолютно разные. И медовые подкупают помимо внешней красоты еще укромностью места. Предполагается, что это объект обязательный к осмотру, а потому тут толпа туристов, что автоматически превращает достопримечательность в попсу и банальность. На практике оказывается, что на медовых можно спокойно побродить вдоль реки и самих водопадов практически без соприкосновения с лишними людьми. А на чегемских плотность народных масс порой превышала метрополитеновскую, хоть и была в основном местного разлива. То есть, в общем-то свой колорит. А здесь тихо и красиво.

Есть конечно же при входе и общепитовский ряд. Там в основном народ и тусуется, благо отсюда неплохой вид на водопады. Рядом микрозоопарк из домашнего скота. Ничего особенного, но среди обитателей затесалась четырехрогая коза.