TOP топиков / Рейтинг / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

НА ЛАФЕТЕ ПО ЕВРОПЕ Часть четвертая ПИСЕМ ИЗ ЕВРОПЫ

Последние ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ маршрута ВОРОНЕЖ-ИСПАНСКАЯ КАТАЛОНИЯ-ВОРОНЕЖ

Начало здесь
Часть 2
Часть 3

Краткая предыстория. В июне-июле 2017 года наш семейный экипаж дизельной мазды МPV 2006 года рождения проехал по маршруту Воронеж-через Брянск — Беларусь, Гомель-Брест, переход Домачево — Бяла Подляска (Польша) — Легница(Польша) –Бад Киссинген(Германия), — Кольмар (Франция ), — Рокамадур(Франция ) –Каркассон(Франция )– Салоу (Испания) – Санремо (Италия)- Випитено (еще Италия)- Инсбрук (Австрия) – Бад-Райхенхалль (Германия). По ходу путешествия каждый день я отправляла объемные письма с фото и комментариями родителям, которые любят заочно путешествовать вместе с нами, и заодно близкому кругу — и теперь не вижу смысла особо переписывать те свежие впечатления. Ну разве только немного… Фото вставляю по темам… Итак, продолжаю. Остановилась я на том, что 4.07. мы выехали из немецкого курорта Бад-Райхенхалль на чешский Оломоуц – последний европейский пункт программы нашего отпуска – и далее лежал путь домой




( Читать дальше )
Комментарии 5

На Тииде из Самары в Хорватию. Часть1. Путь к мечте

Мой рассказ- восторженный отзыв человека, никогда не бывавшего на море (купание на Балтике в Травемюнде не считается).
Итак — мы снова сделали это! Каждый раз, возвращаясь из автопутешествия, не верится, что все это действительно было с нами, что мы видели всю эту красоту, и что все прошло так замечательно! Наверное, у тех, кто имеет возможность часто путешествовать, эти ощущения несколько притупились, а путешествия кажутся вполне обычным отдыхом. Но это все не про нас! Как обычно, исходные данные- 2 недели отпуска, август.

( Читать дальше )
Комментарии 23

ПИСЬМА ИЗ ЕВРОПЫ или ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ маршрута ВОРОНЕЖ-ИСПАНСКАЯ КАТАЛОНИЯ-ВОРОНЕЖ. Часть2.

Начало здесь

Краткая предыстория. В июне 2017 года наш семейный экипаж дизельной мазды МPV 1996 года рождения проехал по маршруту Воронеж-через Брянск — Беларусь, Гомель-Брест, переход Домачево — Польша, Бяла Подляска — Легница–Германия, Бад Киссинген — Франция, Кольмар — Рокамадур –Каркассон– Испания, Салоу. По ходу путешествия каждый день я отправляла объемные письма с фото и комментариями родителям, которые любят заочно путешествовать вместе с нами, и заодно близкому кругу — и теперь не вижу смысла особо переписывать те свежие впечатления. Ну разве только немного…




( Читать дальше )
Комментарии 5

Вместо самолёта. Часть вторая.

Начало
No limit. По автобанам до Мюнхена.

Утром я, как всегда проснувшись раньше всех, побежал в Жабку за продуктами в дорогу и увидел такую картину:

( Читать дальше )
Комментарии 17

Путешествия и Экспедиции, Глава вторая.

Это был конец ноября 2012 года, снег с дождем, мерзотнейшая погода, но я ехал домой, на нашем первом внедорожнике. Белоснежная, свежая, бодрая, Нива ехала из Сергиева Посада в Москву, даже не предполагая, какая судьба ждёт её в следующие 5 лет.


Это самый первый кадр Евы на телефон.



( Читать дальше )
Комментарии 9

ПИСЬМА ИЗ ЕВРОПЫ или ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ маршрута ВОРОНЕЖ-ИСПАНСКАЯ КАТАЛОНИЯ-ВОРОНЕЖ. Часть3.

Начало здесь
Часть 2 здесь

Краткая предыстория. В июне 2017 года наш семейный экипаж дизельной мазды МPV 2006 года рождения проехал по маршруту Воронеж-через Брянск — Беларусь, Гомель-Брест, переход Домачево — Бяла Подляска (Польша) — Легница(Польша) –Бад Киссинген(Германия), — Кольмар (Франция ), — Рокамадур(Франция ) – Каркассон(Франция )– Испания, Салоу. По ходу путешествия каждый день я отправляла объемные письма с фото и комментариями родителям, которые любят заочно путешествовать вместе с нами, и заодно близкому кругу — и теперь не вижу смысла особо переписывать те свежие впечатления. Ну разве только немного… Итак, продолжаю. Остановилась я на том, что ¡todo había super! на средиземноморском отдыхе в Салоу, и мы начали маршрут в 4 тыс. км от района Коста Дорадо (Испания) – Санремо(Италия)- Випитено (еще Италия)- Инсбрук (Австрия) – Бад-Райхенхалль (Германия) – Оломоуц (Чехия) – далее на Воронеж




( Читать дальше )
Комментарии 6

Музей NAVAL

Предыдущая часть.

В завершение своего повествования о нашей октябрьской поездке, охватившей часть северных земель Испании и Мадрид, хочу выложить короткий сюжет о посещении военно-морского музея, расположенного в центре испанской столицы. Можно было бы и обойти стороной это событие, мало ли музеев на Свете, что про каждый писать что ли?! Нет, не про каждый, но тематика морских баталий, в отличие от баталий наземных, воздушных и светских, несёт в себе элемент романтики, авантюризма. И если однажды ты открыл для себя ту необыкновенную увлекательную эпоху парусов, наполненных ветром, услышал скрип мачт, почувствовал запах морской волны, перемешанной с горечью порохового дыма, то этот призрачный и далёкий мир больше не отпустит тебя, то и дело возвращая к событиям давно минувших историй и правдивых, или почти правдивых, героических поступков.



Год 2017 стал юбилейным для движения неустрашимых смельчаков, которые вошли в историю под романтическим термином «Guardiamarinas» или «Гардемарины». Триста лет назад были окончательно сформированы и укомплектованы первые двенадцать батальонов этой морской гвардии королевства Испания. По своему существу являвшимися передовыми десантными отрядами, предназначенными для штурма побережья, занятого врагом. Этих отважных парней у нас в стране гордо называют Морской Пехотой. А вот и первые названия, которые закрепили за легендарными подразделениями, несущими службу в близлежащих морях во имя славы своей Родины: Armada, Bajeles, Marina, Océano, Mediterráneo, Barlovento.

( Читать дальше )
Комментарии 6

Путешествие на Валдай

Недавно, готовясь к очередному автопутешествию, мы с Булочкой поинтересовались, что можно посмотреть на Валдае? «Музей колоколов и Иверский монастырь», — написало нам большинство людей, и они отчасти правы. Но мы поняли, что туда стоит ехать немного за другим… О чём мы и хотели бы поделиться с вами в этом отчёте.





( Читать дальше )
Комментарии 14

"Нет, не забыть тебя, Мадрид, Твоей крови, твоих обид. Холодный ветер кружит пыль. Зачем у девочки костыль?"



В этом году попрошаек изрядно прибавилось Пожилые и малолетние, грязные, дурнопахнущие, косящие под калек и калеки. Они сидят, закутанные в свои лохмотья со стаканчиками в руках и бормочут, призывая прохожих к милосердию. Долговязые чернокожие африканцы раскладывают простыни с товаром (в основном футболки, очки, часы) прямо на тротуарах. Простыни по углам прошиты длинными верёвками. В случае появления стража порядка, один рывак складывает товар вовнутрь, а мобильный бизнесмен пускается наутёк.
Не смотря на эти небольшие изменения не в лучшую сторону, Madrid остаётся моим любимым городом — городом моих надежд, городом моих умозаключений, городом, где так приятно проводить время, исследуя старинные узенькие улочки, бродить по музейным залам или аллеям городских парков.
12 октября 2017 мы с супругой и дочкой завершили свой вояж по Кантабрии. И у нас оставалось ещё 4 дня каникул, которые было решено провести в столице.

( Читать дальше )
Комментарии 2

За Альпы и обратно. Часть 2-я, белорусско-польская

Предыдущая часть

Минск – Волковыск – белорусско-польская граница — Белосток

Перегон сегодня короче, чем обычно. Граница с Евросоюзом – это всегда лотерея. Наши собственные «рекорды» — от 40 минут (на все) до 8 часов.

Едем по минскому шоссе, любуемся природой. Солнечно, тепло, вокруг леса и поля. Поля, кстати, все распаханные и засаженные, смотреть приятно. В основном что-то зерновое (издали не понять, да и вблизи мы в этих злаках особо не разбираемся) и кукуруза. Кое-где ползают комбайны – уже ведь последний день июля.





( Читать дальше )
Комментарии 15

За Альпы и обратно. Часть 1-я, российско-белорусская

Предыдущая часть

Можайск – Смоленск — Минск

Когда в семье есть маленький ребенок, выехать очень рано можно и не мечтать. Да мы и не стремились. Весь маршрут изначально разбит на отрезки примерно по 500 км, а на такое расстояние Масик уже неоднократно ездил.





( Читать дальше )
Комментарии 4

С Васильевского острова Санкт-Петербурга на остров Крит Греция на машине.

22 мая — 14 июня 2017 года
Идея поехать на автомобиле в Грецию зародилась в новогодние каникулы. Захотелось летом съездить в Европу на машине, но обязательно с пляжным отдыхом. Поэтому выбрали Грецию, тем более, младший как-раз по истории изучал Древнюю Грецию с ее мифами, храмами, обычаями. Увидеть Пещеру Зевса, Кносский Дворец, где обитал минотавр, было интересно всем. В общем решили, гулять так гулять, едем на машине в Грецию на Крит!
Я перечитала кучу отзывов и информации про авто путешествия в Грецию на машине, спасибо всем, кто пишет отзывы. Благодаря им нам удалось легко подготовиться к такому дальнему для нас самостоятельному путешествию на остров Крит по Европе. Раньше дальше Финляндии мы не выезжали. Отдых на Крите в Греции получился незабываемым.
Маршрут составили так: Санкт-Петербург — Брест — Польша — Словакия — Венгрия — Сербия — Македония — Греция, Метеоры — Афины — Крит, Ретимно.

( Читать дальше )
Комментарии 19

За Альпы и обратно. Часть предначальная, подмосковная

Россия – Белоруссия – Польша – Германия – Австрия – Италия – Сан-Марино – снова Италия – Швейцария – Германия — Франция – Польша – Белоруссия — Россия

Холодное подмосковное лето. В очередной раз начался дождь. А мы заканчиваем распихивать сумки по багажнику. Впереди почти месяц странствий по Европе. Первая цель – Италия. А пока на улице дохлые +15 и уже темнеет…





( Читать дальше )
комментировать

Путешествие в Крым

Приветствую всех. Давненько я не писал о своих путешествиях и впечатлениях об этих поездках.
Кто то, возможно читал мои заметки о самостоятельном путешествии по Египту, авто путешествии по Северным регионам России, по югу России, Абхазии, Грузии, Армении. Напоминаю, меня зовут Александр, я из Рязани. 42 года.

( Читать дальше )
Комментарии 17

За Альпы и обратно. Часть 3-я, беспросветно польская

Предыдущая часть

Белосток – много-много Польши — Легница


Выезд из Белостока в сторону Варшавы





( Читать дальше )
Комментарии 1

Турция на авто или с Урала в Анталью

Середина лета 2016 года. Отпуск неумолимо приближался и было принято решение махнуть за бугор в отпуск на машине. Поскольку бюджет поездки не позволял оформить евро визы на четверых человек, а так же оплачивать платные дороги и дорогущее евро жилье было принято решение поехать в Турецкую Анталию через Грузию.
И так, автомобиль Лада ларгус 2015 года.

Экипаж четыре человека я, супруга и двое детей 8 и 12 лет.
Маршрут: Уфа-Волгоград-Владикавказ-Батуми-Анталия. В одну сторону получается порядка 3800 км.
Перед поездкой был обслужен и подготовлен автомобиль. Была приобретена на крышная палатка еще советского производства


а так же придуман, изготовлен и интегрирован спально-кухонный бокс в багажник автомобиля.


12 июля 8 утра по Уфе мы выдвинулись из родного города и уже к обеду были в районе Самары, но далее начались бесконечные ремонты дорог и мостов и запланированная ночевка в районе Камышина не получилась, было принято решение свернуть с трассы к ближайшему водоему и заночевать.

Далее был долгий и довольно изнурительный перегон до ставропольского края, через жаркую Калмыкию до охраняемой стоянки дальнобойщиков, где была вторая ночевка в пути. Утром подкрепившись Ставропольскими хинкали мы двинули в сторону Владикавказа и в районе 15.00 по Москве были на пограничном пункте Верхний Ларс. Поскольку был сезон отпусков очередь была просто космическая,

к тому же погран переход работал до 18.00.Простояв до закрытия границы в очереди, мы благополучно остались ночевать в оной в 150 метрах от границы.Но нас это расстроило менее всего, так как у нас было все с собой спальня, кухня и вода.Утром граница начинала свою работу в 6.00 и буквально за пару часов после открытия границы мы ее благополучно прошли.
Далее военно грузинская дорога.


Она подымала нас 2300 над уровнем моря, проходила вдоль головокружительных обрывистых обочин вдоль дороги, живописного озера и около сотки небольших деревень, поселков и вывела на прекрасную трассу Тбилиси-Батуми.Расстояние в 530 км до Батуми мы прошли за 7 часов с одной остановкой на обед.Батуми встретил нас пробками и очень странной архитектурой.




Странной потому что современные здания из стекла и бетона соседствовали с советскими пятиэтажками и откровенно полуразрушенными бараками.Граница с Турцией в 20 км от Батуми.На границе мы провели буквально 20 минут, приобрели Осаго для пребывание на авто в Турции, которая продается прямо на границе в ларьке. Пройдя границу, мы проехали вдоль черного моря еще около 100 км и встали на ночевку неподалеку от лукойловской заправки прямо площадке у моря на обочине.

Далее был перегон в 1100 км по великолепной трассе до места нашего проживания г.Алании. Отличный асфальт и отсутствие полиции и вообще каких либо ограничений способствовало хорошему ходу в 130-140 км/в час.Прибыли мы уже около часу ночи,

по фотографии нашли нужный нам дом, так как с адресами все сложно у них, благо мы были в этом районе уже пару раз и неплохо ориентировались.

Забрали ключи от квартиры у риэлтора,





поужинали и завалились спать. Далее было две недели беззаботного лежания на пляже
вечерние прогулки и поездки в башню Алании, поездки в порт и просто тюлений отдых у бассейна.






После двухнедельного лежание на пляже было принято решение прокатиться до знаменитого Памукалле.Расстояние составляло около 380 км в одну сторону.Выдвинулись в 8.00 в сторону Анталии и затем на Памукалле.


Дорога ничем не примечательна пару больших городов, десяток колхозов и в обед мы на месте.


Само это место представляет собой спадающие с горы белую субстанцию напоминающие застывшую шпаклевку.

Конечно все облагорожено есть отели у подножья и кафе на вершине, а так же некие древности на самом плато, с изюминкой в виде Колизея.

Поднявшись по дикой жаре и погуляв по этой местности пару часов, спустились мы уже около пяти часов вечера сели в машину и одним махом по спадающей жаре и отличному асфальту вернулись в нашу квартиру в Алании. Затем была еще одна неделя валяния и гуляния по просторам Алании






По истечении недели отпуск подошел к концу и пора была держать путь домой.С утра пришел человек подсчитал коммуналку, пожелал нам хорошей дороги и растворился.Мы же позавтракав, заехали сняли немного налички, двинулись в сторону границы, но не через Анкару как ехали сюда а через городок Гереме или знаменитую Каппадокию.Путь наш лежал опять через пару тройку городов и с десяток колхозов и к 8 вечера были в Гереме.


Немного поплутав по городу стали искать заранее запланированный кемпинг.Цена его нас абсолютно не устроила и мы объехав этот самый кемпинг встали в поле посреди огородов с дынями и виноградом.Огороды эти были как раз напротив того места где с утра взлетали полусотня воздушных шаров с туристами.


Утром около 6 часов по Москве нас разбудил шум горелки воздушного шара.Вот оно волшебство! действо конечно завораживающее, один за одним откуда то из за горизонта появлялись шары разных цветов и размеров.


Все это длиться около часа.Затем был краткий экскурс по самому городу, музею под открытым небом с выдолбленными гротами и квартирами а так же отелями в скалах



небольшой шопинг по местному рынку и далее предстояла дорога домой.До дома шли почти без остановок, только на перекус и туалет.Ночевали первый раз в гостинице за всю дорогу на границе с Грузией на берегу черного моря

Вторая ночевка была по пути домой на границе с Россией в горах.Ну и третья ночевка в Волгограде.В общей сложности мы потратили около 100 тысяч рублей на все от топлива и проживания до сувениров и питания в отпуске. Общий пробег составил около 10000 км. Поедем ли мы еще раз? о да обязательно…
Комментарии 21

Авто путешествие по Белоруссии.

Здравствуйте уважаемые читатели. Возможно, Вы прочли мои недавние очерки по путешествие по Крыму и Турции. Теперь спешу поделиться моим авто путешествием по Белоруссии, которое я совершил с 27.08.17 по 07.09.17. Путешествовал я вместе с женой. Напоминаю, меня зовут Александр, я из Рязани. Мне 42 года.
Начали мы с Российского города Вязьма Смоленской области. Город был образован примерно в 13 веке. Городок не велик, но прошел и первую и вторую отечественные войны. Интерес представляет центр города, а именно Советская площадь, где расположены Богородичная церковь 18 века, в ней же краеведческий музей и два памятника: Перовскому полку и Доблестным предкам. Эти два памятника в память о войне 1812 года. Далее на этой площади расположен современный памятник «Вязьма-город воинской славы». И расположена Спасская башня 17 века, единственная оставшаяся от крепостной стены.
Недалеко от площади расположен Свято-Троицкий кафедральный собор 17 века, и, еще чуть дальше Иоанно-Предтеченский женский монастырь 17 века. Монастырь действующий. В общем-то, и все, что из исторического можно посмотреть в Вязьме. И мы со спокойной душой поехали в Смоленск.
Смоленск город древнейший. В летописи упоминается с 9 века. В городе множество церквей и соборов, но очень древних не много. Что мы посмотрели. Спасо-Вознесенский женский монастырь 17 века, Троицкий монастырь 17 века, Спасо-Преображенский Авраамиев монастырь 13 века, но был разорен поляками и восстанавливался в 17 веке.
Посетили не древние церкви Покровскую и Смоленскую 18 века, и три древних церкви Петра и Павла, Иоанна Богослова и Михаила Архангела. Все 12 века. Но больше всего поразила меня в Смоленске большая крепостная стена 17 века. Она тянется долго и окружала древний Смоленск. С точки зрения культуры древней Руси, три последние церкви и крепостная стена стоит самого пристального внимания туриста.

Крепостная стена Смоленска.


( Читать дальше )
Комментарии 2

Посоветуйте, куда поехать на море (Греция, Черногория, Хорватия, Италия)

Всем привет!

Летом 2018 огромное желание махнуть далеко на море с детьми из Москвы. Итак, состав: двое взрослых, и двое детей (5,5 лет и 2,3 лет на момент планируемой поездки). Ориентировочное время отпуска — 20-23 дня. На данный момент, рекорд по самостоятельному путешествию именно с ребенком (ездили со старшим, когда ему было 2,5 года) это Москва-Вильнюс-Рига-Москва, на эти новогодние праздники сделаем пробный забег Москва-Таллин-Москва уже с двумя, чтобы понять, каково ездить с двумя, младший очень не усидчивый и не любит автомобиль, но может пока это в силу возраста(((

Чего хотим? Для себя определил несколько критериев, осталось выбрать конкретное место (или может места?). Хочется оказаться в очень красивом, но в то же время малолюдном месте. То есть мы рассматриваем не туристические места, чем меньше народу, тем лучше. Плюс, важно соотношение еда+стоимость+качество. В основном месте пребывания хотим снять апартаменты, покупать продукты и готовить будем в половине случаев самостоятельно, пляжи и прогулки — понятное дело кафе и рестораны, завтрак+ужин — дома.

Маршрут очень хочется проложить разными путями туда-обратно. В сторону моря есть желание проехать через Прагу, остановившись там на пару дней (любим этот город). Обратно вернуться другой дорогой.

В Италии у нас есть родственники в Болонье, которые предлагают поехать с ними на западное побережье, и отдохнуть там (какие конкретно места, не знаю, детально еще не обговаривали). Но я не могу окончательно решить.

На выбор в голове эти страны — Италия, Греция, Хорватия, Черногория. Если принять во внимание Грецию, то Чехия думаю отпадет, слишком уж большой крюк получается.

Вообщем, хотелось бы услышать советы, куда лучше податься, где красивее, чище, вкуснее и дешевле)))) как обычно, хочется все и сразу)))
Комментарии 18

Китай глазами казахстанца.



Вообще забавное ощущение: из промозглой казахстанской осени, с подмерзающими уже водоемами, облетевшими деревьями и высушенной за лето желтой пустынной степи переместиться сразу в тропики. Слово «сразу», впрочем, здесь не особенно подходит. Сначала все-таки были почти восемь часов достаточно утомительного перелета на большущем «Боинге» авиакомпании Skyline из аэропорта Астаны (в нынешнем году стал называться аэропорт Нурсултан Назарбаев) в аэропорт Феникс города Санья, который расположен на самом юге китайского острова Хайнань.
Остров этот своеобразный. Северная его часть, со столицей Хайкоу, лежит в субтропическом поясе, а южная, где находится Санья – уже тропики. Поэтому юг острова называют иногда Восточные Гавайи. На Гавайских островах я не удосужился побывать (надеюсь, это еще впереди), сравнить пока не с чем. Но Восточные Гавайи, безусловно, впечатляют. Начиная прямо с аэропорта, над зданием которого в виде весьма нестандартных декоративных элементов возвышаются два ананаса. Потом, поближе познакомившись с южным побережьем Хайнаня, понимаешь, что «воздушные ворота» сюда оформлены, что называется, со смыслом.
Разной тропической снедью, начиная от манго (родиной данного фрукта остров, говорят, и является) и кончая четырьмя сортами бананов и теми же самыми ананасами, здесь переполнены все прилавки. Названия многих местных плодов, правда, труднопроизносимы и абсолютно не поддаются запоминанию. Но более примечательным является несоответствие вкусовых ощущений с тем, что ты пробуешь. Симбиоз, допустим, клубники, груши и тыквы в одном, крепко смахивающем на большую сибирскую шишку, плоде через определенное количество времени перестает удивлять. Одно слово – тропики…


У острова интересная история. В стародавние времена был он своего рода ОМСКом. Нет-нет, без всяких параллелей с нашим северным городом-соседом, название которого некоторые злые языки так и расшифровывают: Отдаленное Место Ссылки Каторжан. Злым языкам не поверим. Омск, безусловно – супер-пупер-город, куда всегда стремились переместиться на ПМЖ многие павлодарцы. Одна там, как известно, малюсенькая проблема – «убитые» дороги, знаменитые на всю Россию…
А вот Хайнань как раз был конкретным местом ссылки провинившихся китайских граждан. В основном, высокопоставленных: чиновников то бишь. Простолюдинов наказывали в те времена внятно и доходчиво, делая им «секир-башка». На что китайцы и сейчас большие мастера. Официально – для мира, чтобы не шокировать так называемые «цивилизованные страны» – казнят они около пяти тысяч человек в год. Неофициально, по некоторым данным, более двадцати пяти тысяч. Тем самым, между прочим, решили в стране многие серьезные проблемы. Например, коррупционные. Сам я, конечно, экспериментировать не стал, но мне говорили живущие там люди, что лучше даже не пытаться давать взятку, допустим, полицейскому. Дело однозначно закончится тюрьмой. Нет, коррупция «на самом верху», естественно, не искоренена до конца. Такова уж человеческая природа — иначе кого они тогда регулярно отстреливают? Но там и ставки в игре другие. Оправдывающие, в какой-то мере, смертельный риск. Внизу же, на уровне простых граждан, коррупции как таковой практически нет. Жизнь дороже.
Так вот, на Хайнань чиновников ссылали в свое время в виде наказания. Чтобы влачили они там, на «краю мира», жалкое существование и старательно думали о своем нехорошем поведении. Однако через какое-то время стала наблюдаться весьма странная картина. Правитель, который отправлял преступника в ссылку, уже давно отправился в мир иной. А наказанный преступник не только жив и здоров, но и щечки, понимаешь, наел. И вообще отличается отменным здоровьем. Да и загар на загляденье!
В общем, пришлось переиграть. Теперь остров стал местом отдыха всех китайцев (и не только), а также весьма престижным для жизни местом. Соответственно, очень дорогим. Кое-где – например, на насыпном острове Феникс – стоимость апартаментов в новых жилых комплексах порядка 15000 долларов за квадратный метр. Строятся сейчас в Санье в массовом порядке и семизвездочные (!) отели.


Наш отель Сити Линк, впрочем, и половины этих самых «звезд» не добрал. Хотя, может, это кого-то и напрягало, но лично мне «удобств» вполне хватило. Пожалуй, за исключением одной лишь детали, совсем не лишней в тропическом климате. Холодильник имею в виду. Не было его в номере с самого начала. И не появился он (даже несмотря на многочисленные обещания нашего куратора китайца Валеры) до самого конца пребывания. Ну и ладно. Кондиционер зато работал на пять с плюсом; даже приходилось выключать время от времени – чтобы не простудиться.
Понимаю, что подобные «детальки» могут плохо повлиять на психику чрезмерно разбалованного туриста. И недовольные комментарии приходилось слышать в аэропорту на обратном пути с острова. Но не стоит забывать, что некоторым нашим гражданам не нравится слишком уж многое в этом мире. Вот не всегда прогибается он (мир) под постоянно растущие наши требования, хоть ты тресни! И сам этот факт уже повод для недовольства…
В моем случае вышло так, что ровно через три дня после возвращения с Хайнаня я отправился в другое путешествие. На «классической» грузовой тентованной Газели вдвоем с товарищем мы пересекли весь Казахстан с севера на юг и обратно, накатав в общей сложности 3700 километров. К слову, опять довелось побывать на пограничьи — теперь уже с северным Китаем, в районе Чарынского каньона, который расположен на юго-востоке Алматинской области. В этой ноябрьской поездке в полной мере удалось вкусить прелести нашего ненавязчивого придорожного мотельного сервиса (холодновато уже было ночевать в кузове, что мы обычно практикуем летом). С некоторой тоской вспоминал я тогда уютный номер в китайской гостинице, который покинул совсем недавно. Где каждый день менялось постельное белье и полотенца в душе, выставлялись бутылки с питьевой водой (бесплатно), где всегда имелись под рукой мыло и туалетная бумага…
Одну примечательную деталь в отеле Сити Линк я, наверное, вообще никогда не забуду. Это почти прозрачная стеклянная стенка между собственно номером и душевой плюс туалетной (совмещенной) комнатой. В двухместном номере. Прямо с широченной кровати, размером с добротную лужайку, можно при желании наблюдать за всем, что происходит за этой символической перегородкой. По-моему, на такое способны только китайцы…


Сам же город Санья производит исключительно приятное впечатление своей чистотой и ухоженностью. Можно целый день бродить по улицам и, придя в отель, не принести в свою комнату дорожной грязи. Потому как ее просто негде собрать на обувь. Практически каждый квадратный сантиметр почвы спрятан под асфальтом, плиткой или деревянным настилом. В этом смысле все чрезвычайно продумано — несмотря на то, что тропическая буйная растительность окружает тебя везде и постоянно. Что называется, лезет из всех щелей. Но там, где хотя бы теоретически могут пройти люди, уже проложена соответственно оборудованная дорожка.
Идеальной организацией в этом смысле отличаются места общественные, например, парки. Расположенные, кстати, на очень пересеченной местности – на склонах и вершинах довольно высоких гор. По пешеходным дорожкам тут можно проследовать во всех направлениях, и выполнены они с удивительной старательностью из тщательно отобранной крупной плоской гальки, залитой в бетон. Весьма эстетично и функционально. Отлично оборудованные смотровые площадки притягивают не только великолепными видами на город и окрестности, но и своим «интерьером»: мимо, как говорится, не пройдешь. Везде устроены удобные скамейки и столики для отдыха, в том числе из резного камня. А урны и очень чистые бесплатные туалеты (где в обязательном порядке имеется туалетная бумага и мыло) здесь на каждом шагу, в том числе в самом городе.
Вообще, по слухам, Санью китайцы решили сделать «на зависть всем народам», что-то вроде второго Дубая. Или даже круче. И целенаправленно идут к этой цели. Насыпной элитный остров с небоскребами (Феникс, о котором я упоминал; так же называется и аэропорт в Санье) у них уже есть. Впечатляет. Но внимание привлекают методы и масштабы «перестройки». Высокими сплошными заборами обносят сразу целый городской квартал, и там происходит сначала тотальное разрушение, а потом столь же тотальная застройка новыми современными высокоэтажными зданиями. Причем все возводящиеся здания сверху донизу в обязательном порядке обтянуты специальной сеткой зеленого цвета – чтобы строительный мусор не разносился за пределы стройплощадки. Экологические штрафы здесь настолько велики, что нарываться на них крупным бизнесменам категорически не хочется.




Признаюсь, мечталось мне поездить по Хайнаню самостоятельно, скажем, на арендованной машине. Но от этой идеи пришлось отказаться. В первый же день, поглядев на дорожное движение в городе, почувствовал я легкое головокружение. Бесконечным потоком транспорта на дорогах нас, конечно же, уже не удивишь. Но невероятное количество мотоциклов и скутеров, носящихся по всем направлениям (такое впечатление, без всяких правил) просто ошеломляет. Водители, часто с детьми, а то и сразу трое взрослых на одной двухколесной машине, сбиваются на перекрестках в огромные стаи. И потом, как быстроходные железные жуки, разлетаются с жужжанием по всем направлениям. Аж в глазах рябит! Только успевай уворачиваться – потому как зарулить на тротуар для них совершенно обычное дело. Кое-где имеются специальные дорожки для двухколесного транспорта, но «потолкаться» среди пешеходов для многих водителей святое дело. Ладно еще мотоциклы, их хотя бы слышно! Но практически бесшумные скутеры с жизнерадостной командой китайцев, на приличной скорости возникающие прямо за твоей спиной, заставляют быть постоянно начеку и серьезно опасаться за свое здоровье.
Пару аварий на дорогах пришлось наблюдать, что называется, воочию. В одном случае мотоциклиста сбила машина, в другом скутер по каким-то причинам завалился набок прямо на проезжей части. При этом «наездник» имел при себе двух малолетних детей, спереди и сзади – естественно, без всяких защитных средств. Один из малышей, видно было даже на расстоянии, крепко приложился к асфальту. Я наблюдал эту сцену из окна городского автобуса, и чем там закончилось дело уже не увидел. Какой-то проходивший мимо человек стал помогать водителю поднять скутер и скрыл от меня последствия аварии…
Ярко представил сценку: не дай бог, пожалуй, в этот водительский беспредел погрузить наших бравых гаишников! Ведь умом тронутся, бедняги! Подавляющее большинство моторизованных граждан в Китае ездит вообще без всяких защитных шлемов и даже очков. На двухколесных средствах передвижения можно увидеть множество женщин в развевающихся платьях, с вцепившимися в них и спереди, и сзади детьми. Или еще так – малолетний ребенок помещается у мамочки за спиной в рюкзаке: только непокрытая голова торчит наружу. Все это пыхтящее месиво частенько сигналит, выкатывает при любом удобном случае на тротуары, и ни за что не пропустит человека, переходящего дорогу. Даже по пешеходному переходу!




Поэтому пересечение проезжей части на улицах города – своего рода экстрим. Довольно опасное мероприятие, особенно в первые дни пребывания. Со временем как-то приноравливаешься выискивать окна в потоке транспорта и с упорством начинаешь ввинчиваться (иначе не скажешь) в железный поток. Потому как стоять на тротуаре, даже перед «зеброй», и ждать, что тебе уступят дорогу – абсолютно безнадежное занятие.
Справедливости ради нужно отметить, что китайские власти пытаются бороться с дорожным хаосом. Китайцы в целом ведь не так давно в массовом порядке обзавелись транспортными средствами, и пока их поведение на дорогах напоминает поведение обезьян, дорвавшихся до дорогостоящих железных игрушек. Это не мое определение, а слова одного из наших гидов, казахстанца, уже давно живущего в Китае. Он водил здесь и мотоцикл, и скутер, и полноценное авто. Сейчас предпочитает передвигаться пешком или на общественном транспорте. Невыгодное оказалось дело, на его взгляд. Скутер у него, как у иностранца, пару раз отбирала полиция – до выяснения. Процедура, скажем так, волокитная. А автомобильные штрафы кусаются. Максимальный, который ему пришлось как-то заплатить – 5000 юаней (один юань на момент моего пребывания в Китае стоил 52 тенге). Однокомнатную квартиру, для сравнения, можно снять на месяц за сумму в 2-3 тысячи юаней.
Вообще же, по его словам, в аварии здесь попадать крайне не рекомендуется, особенно иностранцам. По китайским законам, если ты (не дай бог!) сбил пешехода — будешь обязан содержать его до конца жизни. Потому и под машину лучше тоже не попадать. По тебе, верней всего, предпочтут проехать еще разок, чтобы «завершить дело». Исходя из простой логики: нет человека – нет проблемы. Так гораздо выгоднее с «экономической» точки зрения. Отсидел положенный срок и свободен. Чем, допустим, кормить тебя-инвалида до конца дней. Сразу скажу: за справедливость последнего утверждения не ручаюсь. Как говорится, за что купил, за то продаю. В Китае ведь живу не я, а наш переводчик, который озвучил данную информацию. Впрочем, он производил впечатление серьезного и знающего парня.
Взаимоотношения водителей с дорожной полицией я наблюдал, кстати говоря, собственными глазами. Нарушивший что-то водитель, когда к нему приблизился полицейский, безропотно выслушал его тираду, молча вышел из машины и пересел на заднее сиденье. На его место устроился полицейский, и они тут же уехали. Второй полицейский на мотоцикле остался дальше патрулировать перекресток. С полицией здесь, по всему видно, не шутят. Стоит еще упомянуть наличие огромного количества видеокамер на всех улицах, постоянно сверкающих фотовспышками. И стационарных постов дорожной полиции практически на каждом большом перекрестке.
Так что китайское правительство порядок на дорогах рано или поздно обязательно наведет. По всему видно. Дело времени. Но пока за руль там, право дело, как-то совсем не тянет…
Да и вообще чрезвычайно интересно потусоваться «на своих двоих» не только в центре города, где туристов европейского облика встретишь едва ли не на каждом шагу, а именно в глубине китайских кварталов. Куда на машине не особенно заедешь. Чем дальше отдаляешься от центральных улиц и углубляешься в переулки, тем они становятся все уже. Извилистость их также повышается, как и перепады высот; дорога ведет то вверх, то вниз. На мотороллере здесь кататься милое дело, и снуют они вокруг постоянно. Китайское окружение ведет себя вполне доброжелательно, чрезмерный интерес к иностранцам не проявляет. Но именно здесь начинаешь понимать, что имел в виду Задорнов, когда говорил о «немцах», то есть «немых», не говорящих. В своей массе не знают китайцы ни русского языка, ни английского. А говорят исключительно на своем. Причем, нужно отметить, совсем недавно жители южных провинций Китая почти не понимали северян: очень разные диалекты. Над этим правительство у них тоже работает, сейчас языковые отличия стараются снивелировать. Поэтому активно внедряется в обиход и в систему образования общеупотребительный мандаринский диалект, понятный для всех регионов.




Но если ты с китайским языком не дружишь, то «внутри» китайской жизни ты безнадежно нем. Объясниться можно в магазинах, в торговых центрах – там на помощь придут калькулятор и жестикуляция. Кое-кто из торгашей в районах типа Дадунхая (одна из самых популярных «туристических» бухт в городе) более-менее сносно говорит по-русски и понимает английский. Правда, приходится прикладывать определенные усилия, чтобы идентифицировать некоторые «китайские русские» слова. Акцент и произношение при этом такие, что уши вянут. Да и просто бывает смешно – вспомните, как «настоящие» китайцы разговаривают по-русски в наших фильмах. Вот-вот, эффект чрезвычайно забавный. Но так же смешно, конечно же, китайцам, когда мы произносим их имена. Я пробовал, когда мы только познакомились с нашим переводчиком Валерой. Раза с пятого у меня что-то получилось. Но иллюзий не питаю. Я видел лицо сидящего напротив меня «Валеры», китайское имя которого пытался воспроизвести. Поэтому абсолютно все китайцы, контактирующие с русскоязычными туристами, берут себе русские имена: Антон, Саша, Валера, Петя…
Однако стоит свернуть с центральной улицы и забрести в китайскую «глубинку» — и ты немедленно превращаешься в законченного «немца». Не понимают ни тебя, ни ты. Ну совсем! Выручает разве что язык пантомимы. Но сколько не махай руками и не корчи разные гримасы – что характерно для многих наших туристов — выразить более-менее сложные понятия (например, о чем-то насущном спросить) все равно не удастся. В результате ты расходишься с «собеседником» с милой улыбкой на лице, на самом деле так ни черта и не поняв. После пары-другой попыток эксперименты подобного рода пришлось прекратить.
А поинтересоваться некоторыми деталями порой не мешало бы. В первую очередь это касается пищи. То, что едят китайцы, иногда пугает. Какие-то волосатые ноги с когтями на прилавках или что-то наподобие больших жирных червяков с маленькими лапками аппетита, понятное дело, вообще не вызывают. Лично я, скажем, и не пытался «освоить новые вкусы». Может, для кого-то это интересно и познавательно, но я, знаете ли, не гурман. Первые пару дней мы еще дожевывали то, что оказалось в наших сумках и было привезено из Казахстана, но начиная с третьего дня волей-неволей пришлось переходить на местную снедь. Скажу сразу – все большей частью вполне съедобно. Но весьма необычно! Во-первых, опять же присутствует конкретный диссонанс вкуса и внешнего вида. То, что в нашем понимании должно быть холодным – салат, например – у китайцев запросто может оказаться горячим. Идентифицировать некоторые блюда, которые ты употребляешь, не представляется возможным. Вот здесь что-то похожее на мясо – а на самом деле грибы. Вот вроде рыба – а на самом деле водоросли. Здесь салат из ананаса под белым соусом, но так похожий на нашу белокочанную капусту со сметаной. А тут, оказывается, баклажаны с какой-то приправой — а я-то думал… Но «думать» в данном случае бесполезно. И спросить невозможно. Кое-что нужно брать в рот максимально осторожно еще и потому, что большинство блюд у китайцев очень острые. Я спокойно употребляю дома достаточно острую пищу, но в Китае некоторые блюда оставили после себя стойкое впечатление, что горло и желудок обработали из армейского огнемета…
Эти нюансы, связанные с питанием, в Санье, впрочем, уже учтены. В Дадунхае, в бухте Ялунвань, на центральных улицах в районе Санья бэй (то есть там, где в основном и бродят туристы) немало ресторанов с кухней, адаптированной под европейский желудок. Но если ты решил свернуть с проторенных маршрутов – будь готов к неожиданностям по части еды. И гляди в оба – то, что ты сейчас съешь, может оказаться совсем не тем, о чем ты подумал…




В номере нашего отеля, нужно отметить, было все необходимое, чтобы наскоро перекусить в обед или вечером: прилично оборудованный «чайный уголок» с электрочайником и необходимым набором посуды. Не хочешь питаться на улице – есть возможность, по крайней мере, почаевничать. По большому счету, столкнуться пришлось только с одной проблемой по части еды – полным отсутствием хлеба в окружающем мире. Впоследствии в китайских закоулках нам удалось-таки набрести на маленькую булочную. Где на витрине на самом видном месте красовалась белая буханка почти привычного для нас вида. Правда, в единственном экземпляре и вся какая-то «морщинистая», как лицо команданте Фиделя Кастро в последние годы жизни. Естественно, она была тут же приобретена (за 4 юаня, если не изменяет память).
Можно представить наше разочарование, когда хлеб оказался сладким! Ну примерно как булочка с повидлом из школьной столовой… Для полноты картины следует добавить, что и большенькая такая «баночка шпрот», приобретенная в тот же вечер в супермаркете для позднего перекуса в отеле (все надписи на банке, естественно, по-китайски), оказалась начиненной вовсе не шпротами. А двумя громадными кусками какой-то чрезвычайно сухой рыбы, практически без масла. Было стойкое впечатление, что жуешь вместо рыбы деревяшку…
Уже в последний вечер пребывания на Хайнане, во время прогулки, совсем недалеко от нашего отеля мы вдруг обнаружили нечто наподобие пекарни. Где ассортимент хлебобулочных изделий был довольно широк. Однако проблема, что называется, отпала уже сама собой – утром мы улетали. Поэтому о вкусе данных «хлебов» сказать ничего не могу. Мы полюбовались на них с улицы через стеклянную витрину. Среди покупателей, тем не менее, наличествовали покупатели самого что ни на есть европейского обличья. Затаривались, по-моему, не по-детски. По всему видно, соскучились по привычной пище. Вот любопытно – ждало их в результате разочарование, как нас, или нет?
С интересом смотрел я по вечерам в номере китайское телевидение. Китайцы уже подсуетились и один канал запущен у них на русском языке, передачи идут либо в синхронном переводе, либо с подстрочником. Уровень подачи материала очень высокий: и по части съемок, и что касается редакторской работы. Постоянно транслируются очень интересные познавательные фильмы про Китай: о провинциях, культуре, обычаях, животном мире, о местной пище и способах ее приготовления. Очень много сюжетов про простых людей — о «людях труда», как сказали бы в советское время. И совсем отсутствует «чернуха»: ментов, убийств, ограблений, сцен жестокости по китайскому ТВ не увидел ни разу…
Вообще стилистика китайских каналов здорово напоминает времена СССР. Мы прибыли в Китай как раз когда в Пекине проходил XIX съезд КПК. Ну прям до боли знакомые кумачовые интерьеры и пространные монологи с трибун, прерываемые «продолжительными аплодисментами»! Речи главных «партайгеноссе» транслировались в переводе по несколько часов кряду. Я тоже их послушал – понятное дело, фрагментарно. Не за этим же, в конце концов, сюда приехал.
И обратил внимание на очередной китайский диссонанс, здорово выносящий мозг: лозунги-то сплошь коммунистические, местами как будто списанные с передовиц пресловутой советской газеты «Правда». А выйдешь на улицу – да кругом в Китае процветает самый махровый капитализм, с частной торговлей и свободным предпринимательством на каждом шагу! Все то, что не так давно активно преследовалось у нас в стране (никогда не забуду, как милиция постоянно гоняла бабушек-торговок с улицы рядом с моим старым домом в Павлодаре!), является абсолютно естественным в Китае.




В самом деле, человек может быть свободен только в том случае, если он экономически независим. Но советское государство (социалистическое, как мы помним), подгребая под свой контроль все средства производства, делало своих граждан зависимыми, то есть лишало их свободы. А если у миллионов людей отнять право самим решать, что, когда и в каких количествах производить, то эти вопросы нужно будет решать на государственном уровне. В этом случае происходит чудовищная концентрация власти в руках тех, кто государством управляет.
Не знаю уж, как китайцам удалось сохранить баланс между, так сказать, теорией и практикой, но впечатляющие результаты налицо. Теоретики у них сыплют коммунистическими лозунгами с трибун. А улица, образно выражаясь, живет по своим законам. Абсолютно адекватным, но, увы, капиталистическим. И все довольны. Это типа как НЭП (Новая Экономическая Политика) в ранней, еще ленинской Стране советов. Естественно, ничего нового в НЭПе не было, а был объективный откат к капитализму – когда элементарной еды в государстве победившего пролетариата совсем не стало. Довольно быстро удалось тогда решить главный, продовольственный, вопрос. Но при этом, ясен пень, появились и очень богатые люди – предприниматели, нэпманы. Они, так или иначе, помогли большевикам перевести дух, а когда те окрепли, то к концу 20-х годов прошлого века свернули всем нэпманам шеи. В коммунизм нэпманов, как и чрезмерно трудолюбивых «кулаков», было вести решительно несподручно…
Получается, если запретить частный бизнес, то единственным работодателем становится государство. И тогда наступает чудовищный произвол представителей государства, то есть бюрократов. В итоге люди бегут из такого государства, а государство вынуждено закрывать свои границы, чтобы народишко не разбегался. Вот вам и предпосылки «железного занавеса». Весь вопрос только в том, с какой стороны его «опускают». Нам вообще-то всегда рассказывали, что делают это проклятые капиталисты. Но вот вопрос: а им, собственно, зачем?
В Китае я крепко задумался над такой параллелью. Есть, допустим, Корея северная и Корея южная. Южная Корея, как все мы знаем, делает неплохие автомобили, выпускает отличную бытовую технику и торгует со всем миром – ей есть что предложить другим странам. Северная же Корея производит ракеты и атомные бомбы, но накормить досыта свой народ так никогда и не смогла. Всю жизнь люди из Северной Кореи пытались и пытаются сбежать в Южную. Помните последний случай с северокорейским пограничником, которому выстрелили в спину? Этот сюжет показывали по нашему телевидению. А о скольких подобных мы никогда не узнаем?
Так бывает, когда догма и личные шкурные интересы вождей (которые всегда и везде УЖЕ живут при коммунизме) довлеют над элементарным здравым смыслом. Снимаю шляпу перед китайцами, которые, при соблюдении внешнего коммунистического антуража, коренным образом поменяли свою внутреннюю политику. Говоря конкретнее: взяли из своего коммунистического прошлого только лучшее и, не меняя вывеску, отправились совсем другим путем. Произойди подобные изменения вовремя в СССР, не стали бы мы свидетелями распада страны в 1991 году…
А для политика, чего уж там, главная радость и смысл жизни — почесать языки об умы своих сограждан, поделиться во всеуслышание своими завиральными (или не очень) идеями. Да пусть говорят, лишь бы жить и работать не мешали!
Положа руку на сердце – кто помнит, каков там основной принцип коммунизма? Так и быть, напомню: «От каждого по способностям, каждому – ПО ПОТРЕБНОСТЯМ». Кто-нибудь когда-нибудь верил, что этот замечательный принцип вообще осуществим в реальной жизни?!!!
Эх, никто так и не удосужился провести эксперимент. И удовлетворить для начала потребности ТОЛЬКО ОДНОГО отдельно взятого человека. Например, меня. О, мои потребности воистину безграничны! Начнем с того, что я хотел бы иметь собственную резиденцию на Хайнане, в Санье. Где-нибудь в бухте Ялунвань. Чтобы иметь возможность регулярно летать туда зимой. И аккурат на Новый год купаться в теплом и очень соленом Южно-Китайском море…




К слову, о море. Купаться в Санье действительно можно круглый год. Место для пляжного отдыха идеальное. Любителей подобного времяпровождения быстро отличаешь по сверхмощному загару, который достигается буквально за несколько дней. Главное тут – сразу же не сгореть. Тропическое солнце весьма коварно. Даже если оно скрыто в специфической дымке (видимо, связанной с активными испарениями из-за высокой влажности воздуха), то нужно быть начеку. Загар и в этих условиях ложится очень быстро, и важно не перележать на пляже. Забывчивые или сладко уснувшие на песочке граждане потом щеголяют в совсем несимпатичных пятнах от солнечных ожогов. Их почему-то везде непреодолимо тянет скатывать пальцами в комочки свою сгоревшую кожу. Сидит такой горемыка где-нибудь на ресепшн в ожидании, допустим, экскурсии и катает, катает. Переживает, видимо – кругом столько солнца, а ему теперь уже не «выйти из сумрака» до самого отъезда…
Хотя помимо пляжа на Хайнане столько интересного! Не буду подробно описывать поездку на Остров обезьян или на термальные источники. И то, и другое заслуживает внимания, но при желании можно найти в интернете отчеты других туристов именно об этих местах. Остановлюсь лишь вкратце, чтобы стали понятны некоторые нюансы.
Остров обезьян (на самом деле полуостров), к которому ведет канатная дорога приличной протяженности – место, бесспорно, очень фактурное. Такого количества обезьян одновременно не увидишь, пожалуй, больше нигде. Интересно там будет и взрослым, и детям. От Саньи до него нужно ехать километров 80 на восток. Но это и в самом деле одна из главных достопримечательностей Хайнаня. Природный заповедник, созданный в 1965 году, теперь является научно-исследовательским центром и крупнейшим парком в Китае, где ученые изучают жизнь и повадки обезьян, обитающих в своей естественной среде. В заповеднике сейчас проживает более двух тысяч макак. Для туристов дрессированные обезьяны показывают представления, так называемые «манки-шоу», которые включены в стоимость билетов. Есть тут бассейны для обезьян и маленькие шезлонги, в которых они играют. И есть обезьянья тюрьма, где животные оказываются за конкретные правонарушения. Тем, кто собирается сюда на экскурсию, рекомендуют снять яркие украшения, шейные платочки и вообще одеваться не слишком броско, а также крепко держать в руках телефон или фотоаппарат. Предупреждают, что брать с собой еду и воду в бутылках нежелательно, так как обезьяны все это воруют из сумок и потом, устроившись поблизости на деревьях, начинают забавно поглощать свою добычу. Хочешь перекусить, выпить воды или просто покормить обезьянок с рук – иди в клетку сам. Есть там такие специальные округлые зеленые клетки именно для людей, запирающиеся изнутри. Иначе рискуешь нарваться на откровенный грабеж или конкретную агрессию. Одна из обезьян укусила меня чуть ниже локтя за то, что я не дал ей вторую конфету (одной показалось мало). В парке есть специальный служащий, который тут же обрабатывает места подобных укусов…




Как раз для таких обезьянок, нарушающих местные законы, придумали обезьянью тюрьму. Там нарушителей кормят только рисом и водой. Впрочем, нам рассказали, что самцам еду частенько приносят их самки. А вот особям женского пола, выходит, приходится сидеть «по всей строгости закона»? Как-то забыл уточнить этот момент…
В общем, посмотреть есть на что. Вдобавок кругом великолепные ландшафты, кокосовые пальмы и песчаные пляжи. При всем при том наибольший интерес у меня вызвало путешествие на фуникулере, протяженностью более двух километров. С высоты не просто захватывающий вид на пролив, на окружающий берег, на море, на горы вдали. Впечатляет деревня рыбаков, которая располагается прямо внизу, под канатной дорогой. В сампанах, традиционных китайских лодках-домах, как и сотни лет назад, проживают потомственные рыбаки и их семьи. Рыбацкое ремесло здесь передается от отца к сыну. Деревня и сейчас сохранила характерный шарм и красоту ушедшей эпохи. Говорят, некоторые из ее жителей никогда не ступают на твердую землю, принципиально. В любом случае, практически вся жизнь этих людей проходит в плавучих домах. Здесь разводят рыбу, выращивают креветок, добывают знаменитый хайнаньский жемчуг.




На обратном пути с Острова обезьян мы проплыли через деревню рыбаков на катере. Но, честно говоря, я бы с удовольствием задержался в деревне подольше. В одном отчете российских туристов прочитал, что по воде именно здесь передвигаться они не рекомендуют. Якобы в деревне рыбаков ужасный, прямо-таки непереносимый запах. Ничего подобного, признаться, я не унюхал (вообще капризность некоторых наших туристов переходит порой всякие рамки). Но даже если бы дело обстояло так, самобытность этого места искупала, на мой взгляд, все возможные неудобства. Проблема в том, что если ты едешь на экскурсию с группой, у тебя резко сокращается свобода выбора. Хочешь или нет, а за группой приходится поспевать. Во-первых, за все уже уплачено: стоимость однодневной поездки на Остров обезьян и потом на термальные источники (вместе с обедом) – более 500 юаней с человека. Во-вторых, если задержишься в одном месте, упустишь что-то другое, ибо в целом дневная программа очень насыщенная и интересная.
Но я сторонник «вдумчивого созерцания» окружающей действительности. Бежать галопом по достопримечательностям, даже в сопровождении профессиональных ги

( Читать дальше )
комментировать