Вена. С грустью и благодарностью. Хофбург / Дружеский гид / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Вена. С грустью и благодарностью. Хофбург

Начало.

В своей заключительной части, которая никак не поддавалась написанию, но всё-таки наконец-то состоялась, я приложил все свои усилия, чтобы как можно полнее раскрыть читателю некоторые фрагменты из жизни императрицы Елизаветы, подслушанные и записанные мною в залах двух венских императорских дворцов.
Дело это, увы, совсем непростое, очень ответственное и деликатное. Почему? Думаю, Вы поймёте сами, конечно же, если хватит терпения дочитать и досмотреть мою писанину вперемешку с фотографиями. Кстати, задача усложнялась ещё и тем, что фотографировать в императорских покоях, кабинетах и прочих помещения категорически запрещено. Я привык сопровождать свои тексты изображениями, а вот тут немного растерялся. Обычный формат отчёта явно не клеился и я не уверен до сих пор, что у меня получилось хоть как-то сложить эту словесно-фотографическую мозаику.
Итак. Хочу перейти от Вены весёлой, праздничной, бесшабашной к Вене трагичной, Вене державной, Вене зависимой.

Хофбург.











Средневековая крепость, которая с течением времени превратилась в роскошную зимнюю резиденцию династии Габсбургов, представлявшую собой многокорпусный дворец. Он же выполнял функции правительственно-административного комплекса. Сегодня здесь располагаются резиденция президента республики, зал конгрессов, конюшни Испанской школы верховой езды. Открыты для посещения две экспозиции: Серебряная палата и императорские апартаменты. На лето императорский двор (по сложившейся с начала 18 века традиции) перемещался во дворец Шёрбрунн.
Так он выглядит сейчас.







Кайзера в честь столетия со дня смерти раскрасили весьма весёленько.





Огромная ухоженная территория. Гулять и гулять! Взгляд упирается в горизонт! Можете себе представить, что весь обслуживающий персонал насчитывал более 5000 человек.



















И, чтобы не затягивать вступление, предлагаю оставить верхнюю одежду и фототехнику в гардеробе, но припрятать телефон. Так, на всякий случай, вдруг пригодится. -)

«Вот и случилось неотвратимое, со страхом ожидаемое» — гласило объявление о смерти великого императора Франца Иосифа, скончавшегося 21 ноября 1916 года в возрасте 86 лет. Почти 7 десятилетий он находился у власти. В период его правления началась первая мировая война, приведшая к распаду австро-венгерской монархии.
Осмотр экспозиций, широко представленных к 100-летию со дня смерти императора, мы начинаем с посещения комнат, хранящих семейные драгоценности, одежды, предметы интерьера, картины. Каким-то образом туда попала и люлька Наполеона.





Корона, скипетр и держава, т.е. императорские регалии.









— Это ручная работа. — Заверила меня супруга.



Глядя на этот предмет, я вспомнил о bulava61 — большого любителя загадок. Уважаемый Алексей, скажи нам, пожалуйста, поверхность этого изделия выпуклая или вогнутая?



Ещё немного побродив между экспонатов, решили что пора уже перемещаться в основные залы дворца, посещение которых начинаем с Серебряной кладовой (Зильберкаммер — Silberkammer) и ознакомления с коллекцией императорской кухонной утвари, а посмотреть там есть на что!

Новофранцузский пладеменаж. Изготовлен из позолоченной бронзы и серебра в Париже, отсюда и название. Длина пладеменажа составляет 30 метров.





Помимо самых разнообразных медных кастрюль, сковородок и прочих приборов (которые быстро окислялись и приносили сплошной вред организму), используемых для приготовления пищи, мы, естественно, с большим вниманием рассматриваем столовое серебро, первый комплект, которого был изготовлен в начале 19 века. Сервиз из позолоченного серебра на 40 персон, заказанный во Франции, в 1850 году был пополнен 140 кувертами (Куверт (сервировка) — термин, обозначающий полный набор столовых приборов для одного человека на накрытом столе)! Сейчас сервиз насчитывает более 4500 предметов и весит более тонны!
Сравним: серебряный сервиз «Орлов», подаренный Екатериной Второй графу Орлову, рассчитан на 60 персон.
Императорским сервизом и сегодня украшают столы во время официальных церемоний и встреч на высшем уровне.

Золотой сервиз. 12 персон. Материал — фарфор, покрытый позолотой! Имитация золота являлась острой политической необходимостью. В 1814 году в Вене проводился конгресс европейских монархов, австрийский император Франц I распорядился создать такой позолоченный сервиз. Во время войны с Наполеоном золота в империи почти не осталось — посуду переплавляли на монеты.



В Страстной Четверг соблюдалась традиция омовения ног. Ко двору приглашались неимущие старики. 12 кандидатов тщательно отбирали, непременно проводили медицинский осмотр и мыли в бане. После чего проводился обряд омовения ног в купеле. После всех необходимых процедур их кормили и угощали вином. В подарок они получали кружку и кошелек с 30 серебряными монетами.



Салфетка — неотъемлемая часть сервировки. Сначала льняные, потом хлопчатобумажные, из так называемой ткани «Пике». Секрет складывания передаётся из поколения в поколение. Он хранится по сей день и владеют этим искусством всего два человека. Как уже было сказано, серебро и золото потихоньку вытеснял фарфор.















Итог:
1.Вышедшая из моды посуда переплавлялась и отливалась новая.
2.Финансовые затруднения решались путём принесения в жертву очередного сервиза.

Пришло время перенестись в императорские апартаменты. Напомню, что фотографировать там запрещено. Все посетители придерживаются этого правила. А смотреть и слушать гида только приветствуется. Позвольте мне попробовать передать Вам ту атмосферу, которая царит в залах дворца путём рассказа о жизни и ежедневных занятиях императора Франца Иосифа и его верной спутницы Елизаветы. Повествование о жизни кайзера не показался мне столь завораживающим, в отличие от жизни его супруги. Он начинал свой рабочий день в 5 утра. Работал почти без выходных. К 11 часам успевал принять до сотни разнообразных просителей чего-либо. На его столе постоянно находилась груда государственных бумаг, которые он лично просматривал и визировал. Его верная супруга Елизавета, напротив, вела размеренный, спокойный образ жизни. В одних источниках её называют Сиси, в других — Сисси.
10 сентября 1898 года по Европе пронеслась ужасная новость: «Убита Елизавета Австрийская». Кем она была в действительности и какую роль играла в дворцовых передрягах и жизни кайзера?
Мы входим в первый из многочисленных залов резиденции августейшей четы и погружаемся в события столь же далёкие, насколько и близкие. Итак, Франц Иосиф и Елизавета Баварская.
К выбору невесты молодой Франц Иосиф подошёл со всей присущей ему ответственностью. Были отвергнуты варианты, навязываемые матерью — эрцгерцогиней Софи. И Анна Прусская и Сидония Саксонская были вычеркнуты из списка невест после первой же беседы. А вот молоденькая пятнадцатилетняя девочка, случайно забежавшая на званый обед, сначала приглянулась императору, а потом полностью завладела его сердцем. Елизавета Баварская из рода Виттельсбахов или просто Сиси, коей она была для своей семьи.
Детство Сиси проходило в Мюнхене, вдали от придворного этикета. И лишь это беспокоило Софи. Ранний брак наложил на девушку негативный отпечаток. И в дальнейшей своей жизни эти воспоминания не отпускали её, не смотря на то, что брак был всё-таки успешным, состоялся по взаимной любви и разлучила супругов лишь смерть.
Елизавета практически не принимала участия в глобальной политической жизни Австрии, но испытывала сильную симпатию к мадьярам. Вот строки из её стихов:
«О Венгрия, семья мадьяров!
Как тяжелы твои страданья!
Я руку протяну тебе,
Чтоб сбросить эти цепи рабства…»
Последующая политика кайзера в отношении Венгрии привела к тому, что в 1867 году император с супругой были провозглашены королём и королевой Венгрии.
Сиси много времени посвящала занятию спортом. Обожала лошадей и имела славу бесстрашной наездницы. В её покоях была установлена гимнастическая лестница и другие снаряды для занятия физической культурой. Все её дневные часы были расписаны по минутам. Один только уход за волосами, которые свисали почти до пят, составлял 2-3 часа ежедневно. Она постоянно ищет рецепты красоты. Верит в чудодейственную силу сырой телятины и почти не использует яркий макияж и сильнопахнущие ароматические средства. Женская красота для императрицы — это ещё и здоровые, красивые зубы. Посещение придворного медика для неё было обычным делом. Постоянные занятия гимнастикой позволяют ей на долгие годы сохранить прекрасные параметры тела. При росте 172 см она весила 45 кг, обхват талии составлял 51 см.
И всё продолжалось бы, наверное, именно так. Дни бы сменяли друг друга в дворцовой суете, но произошло событие, в которое она отказывалась верить долгое время. Трагический надлом в её жизни принесло известие о кончине единственного сына Рудольфа, покончившего жизнь самоубийством. Он застрелился предположительно из-за несчастной любви.

АНТРАКТ

Давайте возьмём паузу и перенесёмся ненадолго в здание, расположенное совсем близко, буквально через трамвайные пути. Художественно-исторический музей. Фундаментальное строение. Обычное снаружи, но потрясающее воображение своим интерьером.









В центре расположен ресторан.



Потолочные своды сами являются произведением искусства.







А вот этим шедевром я любовался очень долго, т.к. имею такое увлечение — строить корабли. Пусть не из золота, но всё же.



И ещё несколько творений.



Модель шахты.





В гулких залах, хранящих картины находим произведения мастеров, таких как:
Peter Paul Rubens, Pieter Bruegel, Giuseppe Arcimboldo, Guido Cugnacci, Paolo Verones.















Укус змеи.



Ну и небольшая коллекция голов на подносах.









На этом можно завершить нашу паузу и вернуться к незаконченной истории о жизни Сиси.

Елизавета всё больше замыкается в себе, становится нелюдимой, постоянно носит траур:
«Я странник одинокий в этом мире.
И жизнь и радость мне уж больше не милы.
Нет спутника мне в горестном унынье,
Как нет души, что скрылась от меня.»
Её пугают скопления людей. Она всё больше отдаляется от своего мужа, всё чаще проводит время за границей, предпочитая одиночество или разделяя время с горячо любимой младшей дочерью Марией Валерией.
«Если вновь душа заноет,
Если, вдруг, найдёт тоска,
Я найду туман погуще,
Чтоб укрыться навсегда.»
Сиси чередует продолжительные путешествия в поисках свободы. Чем дальше от Вены, тем вольнее она себя чувствует:
«Я чайка, у которой нет родного края».
Особенно по душе приходятся ей морские путешествия. Сила стихии успокаивает и отвлекает её. Она часами любуется морскими просторами. В сильный шторм просит привязывать себя к креслу.
«Конец пути хорош лишь тем, что снова можно отправиться в путешествие». — пишет Елизавета. Мария Валерия вносит в свой дневник: «Бедная мама одинока как никогда прежде. Она пишет только о грустном… Сегодня мама опять сказала, что часто испытывает желание умереть.» ".
И вот наступил тот самый роковой день, о котором Елизавета просила бога. Просила как маленькая Сиси потому, что не могла приказать как императрица. 10 сентября 1898 года.
Елизавета путешествует инкогнито. Приехав в Женеву, она останавливается в гостинице под чужим именем. Но это слишком яркая личность, чтобы под вуалью вездесущие журналисты не распознали императрицу Австрии. Новость мгновенно разлетелась по городу.
Итальянский анархист Луиджи Лукени был скорее психом или маньяком. Прибыв в Женеву, чтобы убить Генриха Орлеанского, он меняет планы. Ему всё-равно кого убивать! Елизавета являлась идеальной жертвой. Ходит по городу в сопровождении графини и совсем без охраны. В тот день они торопились на пристань, где их ждал пароход, чтобы доставить на другой берег Женевского озера. Планам не суждено было сбыться. Удар был молниеносным. Отточенный напильник легко пронзил хрупкое тело.



Елизавета так и не поняла, что произошло. Поднялась со спины с помощью своей спутницы и кучера, ставшими невольными свидетелями преступления, и продолжила путь на корабль. Пройдя около 120 шагов она теряет сознание прямо на трапе парохода. На чёрном платье кровь была невидна.
Всё случилось так, как она всегда хотела — быстро, без мук и врачей.

Проходим ещё несколько церемониальных залов. Здесь давали балы, а здесь накрывали столы. Экскурсии очень понравились. Оба дворца (и зимний и летний) хороши. И Вена хороша! И уезжать не хочется. Спасибо всем. До встречи.

Комментарии (17)

RSS свернуть / развернуть
+
4
+ -
avatar

bulava61

  • 5 декабря 2016, 14:08
Не знал, дружище, что Ты можешь так увлекательно рассказывать. Про Сиси зачитался. Но, как всегда, нашёл маленькую нестыковку.
Трагический надлом в её жизни принесло известие о кончине единственного сына Рудольфа, покончившего жизнь самоубийством. Он застрелился предположительно из-за несчастной любви.
А как же Франц-Фердинанд, наследник престола, шлёпнутый Николой Принципом в Сараеве в 1914-м? Или это не её сын?
я вспомнил о bulava61 — большого любителя загадок.
Рад, что меня не забыл. Хотя я не любитель храмов и соборов, судя по игре теней, это выпуклость.
+
4
+ -
avatar

puzzle

  • 5 декабря 2016, 15:17
Никола Принцип и Гаврило Тесла — два величайших сына Сербии. Не так ли, Алексей?
+
2
+ -
avatar

bulava61

  • 5 декабря 2016, 15:29
Да, Александр, я лоханулся, не стоит забрасывать меня каменьями, просто думал в это время о другом. Учитесь ехидству у меня?
+
2
+ -
avatar

Miquel

  • 5 декабря 2016, 16:05
Учитесь ехидству у меня?


Я отвечу. У Александра это врождённое чувство! Не так ли, Caballero?
+
3
+ -
avatar

Miquel

  • 5 декабря 2016, 16:08
Отрадно уже то, что Вы просто заглянули в моё мракобесие. И что «зацепила» на этом поле Вас ошибка Алексея. Заходите ещё, Вы гость желанный.
+
2
+ -
avatar

Miquel

  • 5 декабря 2016, 16:02
Или это не её сын?


Мария Аннунциата Бурбон Сицилийская была матерью этого человека.

Хотя я не любитель храмов и соборов, судя по игре теней, это выпуклость.
.

Причём тут храмы и соборы? Это обычная перламутровая тарелка. Можно в неё суп наливать. Стоит на вертикальной поверхности. Накрыта стеклянным колпаком от пыли и вандалов, сверху фонарь её освещает. «НЕУД»! -)

+
3
+ -
avatar

bulava61

  • 5 декабря 2016, 16:15
Мария Аннунциата Бурбон Сицилийская была матерью этого человека.
А она куда подевалась?
Это обычная перламутровая тарелка.
Хороша тарелка — в кадр не поместилась! Кто ж из неё кушал? Годзилла? Кинг-Конг? Буду в Вене — загляну посмотреть, жди коварных вопросов.
+
3
+ -
avatar

Miquel

  • 5 декабря 2016, 16:26
Ну Ты велик во гневе! Даже не заметил, что я написал:
Стоит на вертикальной поверхности.

Не твой день, Алексей! А. ведь, это была уловка! -)
+
2
+ -
avatar

BVD64

  • 6 декабря 2016, 06:46
Браво, Дружище! Интересно, увлекательно и наглядно — «мозаика» сложилась!
Прекрасный рассказ, и совершенно напрасно ты пытаешься представить его «мракобесием». :)
фотографировать в императорских покоях, кабинетах и прочих помещения категорически запрещено. Я привык сопровождать свои тексты изображениями, а вот тут немного растерялся.

Хочешь уверить меня в том, что даже не пытался? :)
А за что-же они кайзера-то так безвкусно раскрасили? Не любят?
Интерьер исторического музея совершенно потрясный, а вот представленные произведения — на любителя.
В общем — всё получилось, спасибо!
+
2
+ -
avatar

Miquel

  • 6 декабря 2016, 09:24
Спасибо за позитивный отзыв, Владимир. На самом деле, писать на музейные и религиозные темы — дело совершенно неблагодарное. Многим они скучны. Но провести в Вене 10 дней и не увидеть всё это великолепие — не уважать себя. Хочется поделиться увиденной красотой. Всегда ли это получается? Вопрос другой!

Хочешь уверить меня в том, что даже не пытался? :)


Нет, не пытался. Техника находилась в ячейке. Может быть поэтому и пришла мысль сделать АНТРАКТ, развеяться. Да и головы эти не дают мне покоя. Если бы я их наблюдал в отдельно взятой стране, так и вопросов бы не было, но они на своих подносах по всей Европе катаются. И эти радостные девушки, держащие их на руках… Что их так радует?… В общем, народ ходил зачарованно слушал гида (электронного). Никто не фотографировал.

А за что-же они кайзера-то так безвкусно раскрасили? Не любят?


Мне тоже показался этот акт несколько неуважительным, но…
Спасибо, Володя, удачи! Рад был Тебя услышать.
+
3
+ -
avatar

begun12

  • 6 декабря 2016, 13:21
писать на музейные и религиозные темы — дело совершенно неблагодарное. Многим они скучны
— вот никак с этим не могу согласиться! Для меня музейная тема самая что ни на есть любимая, и, как показывает мой опыт публикования даже на этом сайте автопутешественников отчетов о музеях, — своего читателя они найдут. И надо знакомиться с чем-то, что выходит за рамки привычных автоотчетов. Так что здесь я на твоей стороне.

Да и головы эти не дают мне покоя. Если бы я их наблюдал в отдельно взятой стране, так и вопросов бы не было, но они на своих подносах по всей Европе катаются. И эти радостные девушки, держащие их на руках… Что их так радует?
— ребята, ну ни за что не поверю, что многоуважаемые Владимир и Михаил не узнали один из самых ярких сюжетов живописи: Юдифь с головой Олоферна. Если вдруг возникнет желание, об этом сюжете можно почитать здесь.

Колыбель Наполеона — это на самом деле колыбель его сына. Как известно, от его возлюбленной Жезефины у него детей не было, поэтому император женился на австрийской принцессе Марии-Луизе, которая в 1811 году родила ему долгожданного сына. У последнего, в свою очередь, оказалась весьма трагическая судьба. Она вдохновила Ростана на драму «Орленок» — тоже можно почитать.

В общем, попадая в Вену и будучи человеком более-менее восприимчивым, узнаешь сразу пол-европейской истории.

Мне эта часть очень понравилась, много что можно было бы еще прокомментировать — увы, времени нет. Заслужаннейший ПЛЮСИЩЕ за тему!
+
2
+ -
avatar

bkozyrev

  • 6 декабря 2016, 17:19
ни за что не поверю, что многоуважаемые Владимир и Михаил не узнали один из самых ярких сюжетов живописи: Юдифь с головой Олоферна.

Света, мне очень неловко поправлять человека, разбирающегося в литературе и искусстве куда больше, чем я. Но, на трех из приведенных Михаилом картин, изображен совсем другой сюжет. Юдифь, насколько мне известно, голову врагу, конечно, рубила, но на поднос ее не выкладывала. Она изображена только на второй картине в коллекции Михаила, со служанкой. На трех других картинах изображена Саломея, а на блюде лежит отрубленная голова Иоанна Крестителя. Картины Andrea Solario и Bernardino Luini из опознанных мной.

Не для Светланы, поясняю: царь Ирод хоть и обиделся на этого проповедника за упреки в блуде (царь взял в сожительницы жену своего брата), но все таки ценил праведного пророка и держал его в тюрьме, но живым и невредимым. А вот его сожительница не простила Иоанну Крестителю посягательство на ее отношения с правящим царем. Подучила свою дочку, успешно выступившую с танцем на царском корпоративе, попросить в награду такой вот кровавый сувенир. Ироду было грустно, но что делать — мужик сказал, мужик сделал. Голову Предтечи принесли девушке на подносе.
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 6 декабря 2016, 17:23
А вообще средневековые художники оказались халтурщиками, ничуть не лучше современных. Просто сравните две картины. Та, что с мечом, — Юдифь. Та, что без меча, но с подносом — Саломея. Можно предлагать «найди десять отличий»! =\


+
0
+ -
avatar

SuperMax

  • 12 декабря 2016, 11:07
А вообще средневековые художники оказались халтурщиками

Ещё и какие! Чего уж там, если даже Микеланджело Буонарроти создал своего Давида с необрезанной крайней плотью, чего не могло быть. АБСОЛЮТНО! Ведь сказано в Первой книге Моисеевой Господом Аврааму:"… обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами..."
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 12 декабря 2016, 12:40
Вы правы, но я немного о другом писал. Средневековые (да и современные) художники часто допускали большие вольности в изображении древности, привносили туда современные им образы и идеи. На приведенных мной картинах, скажем, персонажи одеты в европейские костюмы того времени, авторы даже не попытались придать им семитские черты. Это явление повсеместное.

А я обратил внимание на то, что эти две картины почти дублируют друг друга. Голова Иоанна Крестителя и голова сраженного Юдифь врага — просто одинаковые. Поза и одежда девиц тоже почти совпадают. Ощущение явного плагиата или работы по одному образцу.
+
2
+ -
avatar

begun12

  • 6 декабря 2016, 17:27
Борис, даже не буду пытаться оправдаться и списывать все на «впопыхах »: везде надо быть внимательнее, а уж оставляя комментарии — тем более. Небрежность абсолютно непростительна. В своё дурацкое оправдание могу сказать, что очень хотелось поддержать данный топик, по какой-то иронии судьбы пока не занявший место на первой странице. Что ж, так что дмне и надо: лучше после НГ все интересное просмотрю, не торопясь.
Вам спасибо за комментарий, я, правда, и его не успеваю до конца прочитать, но наверняка что-то интересное!
+
1
+ -
avatar

Miquel

  • 6 декабря 2016, 18:01
<blockquote>Не для Светланы, поясняю: царь Ирод хоть и обиделся на этого проповедника за упреки в блуде (царь взял в сожительницы жену своего брата), но все таки ценил праведного пророка и держал его в тюрьме, но живым и невредимым

Вся наша жизнь — ИГРА!


Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.