Пролог — вступление и оглавление =>
… =>
ч.12 Capitol Reef ->
часть 13 Пейзажная дорога SR-12 =>
ч.14 Bryce Canyon и Zion =>
«Дорога — полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения.»
Так утверждает словарь русского языка. Для нас, автопутешественников, дорога — это важная часть жизни или, по крайней мере, отдыха. Конечно, порой и нам приходится выбирать кратчайший или быстрейший путь к намеченной цели. Но если есть хоть какая-то возможность не торопиться, я всегда предпочту не магистраль, а возможность полюбоваться окрестностями из окна автомобиля. Стараясь при этом не впадать в крайности, когда, по выражению известного британского писателя, «Дорога живописна, но к передвижению совершенно непригодна.»
На Западе есть категория дорог, которые удачно совмещают пригодность к передвижению по ним с великолепными пейзажами вокруг. Наши постоянные спутники в путешествии, товарищи юмористы и корреспонденты «Правды» писали об этом следующее:
Дорога падала крутыми виражами. Она принадлежала к самому замечательному виду американских автомобильных путей: «scenic road», что значит – живописная дорога. Строители сделали ее не только прочной, широкой, удобной и безопасной при дожде, но еще добились и того, чтобы каждый ее поворот заставлял путешественника любоваться все новыми и новыми видами, десятком различных ракурсов одного и того же пейзажа.
В этой части отчёта мы прокатимся по шоссе, которое часто называют одной из самых живописных дорог Северной Америки. И попробуем понять, заслуживает ли она хоть малую часть этой репутации?
ДЕНЬ 12 (Пн 22.07.2019): Eagle Mountain — Capitol Reef — UT12 scenic road — Bryce Canyon
Выехав
утром из окрестностей Солт Лейк Сити, мы стремительно пронеслись по хайвэю, а затем, уже по обычному шоссе, добрались до национального парка Capitol Reef. Полюбовавшись его красными скалами и фруктовыми садами, мы продолжили двигаться в сторону конечной цели — Брайс Каньона. Позади за этот день осталось уже 354 км.
В 15:00 мы возвращаемся в Torrey и поворачиваем на
пейзажную дорогу (scenic road) SR-12. Это двухсоткилометровое шоссе стоит особняком даже среди изрядного числа живописных маршрутов по США, упомянутых классиками. Причём не по нашему субъективному мнению (много ли мы этих дорог проехали?), а вполне официально.
В 1991 году по инициативе сената США была создана программа National Scenic Byways Program (NSBP). Специальная комиссия проанализировала существующие трассы на предмет разных археологических, культурных, исторических, природных, туристических и пейзажных характеристик. В итоге, по всей Америке выбрали 121 шоссе, отличившееся в одной из этих категорий, и включили в список
National Scenic Byways. А тем дорогам, которые победили сразу в нескольких номинациях и уникальны хотя бы в одной, присвоили высшую категорию
All-American Road (Всеамериканская Дорога). Таких трасс в США всего 31. Их считают «самодостаточной целью поездки». То есть такая дорога, предположительно, стоит того, чтобы по ней проехаться, независимо от того, куда вам собственно нужно добраться. :)
Так вот 12-е шоссе в Юте как раз входит в число Всеамериканских Дорог. Разумеется, мне было любопытно прокатиться по такой примечательной трассе. Тем более что пусть и слегка кружным путём, но она должна была привести нас к сегодняшнему месту назначения — национальному парку Брайс Каньон.
Шоссе SR-12 можно разделить на три части. Первая из них, до городка Boulder, поначалу не кажется такой уж замечательной. Хотя окрестности и здесь вполне приятны для глаз. Дорога сразу довольно резко набирает высоту, взбираясь на
Aquarius Plateau.
дорога среди сосен
Первые поселенцы не знали такого экзотичного слова, как Aquarius (Водолей), и из-за больших валунов на склонах называли местность просто Boulder Mountain (Булыжниковая гора).
Здесь куда прохладнее, чем на выжженной равнине вокруг Capitol Reef. Пейзаж тоже разительно отличается от типичных красных скал Юты. Дорога проходит через
Dixie National Forest — хвойные и осиновые леса, где растут очень странные каменные грибы.
И только оглядываясь назад, ещё можно поверить, что совсем недавно вокруг бушевал пожар охры.
взгляд назад
Расстаться с этими видами сложно. Стоит нам заметить просвет в деревьях и подходящее расширение дороги, как мы тут же бросаемся любоваться пейзажами.
Проезжаем ещё немного и снова паркуем автомобиль.
Потому что ну как не полюбоваться такими живописными полотнами?!
А под нами озеро, точнее водохранилище, приятно оживляющее марсианский пейзаж:
Lower Bown Reservoir
Даём себе обещание ускорить темп и больше не отвлекаться. И спустя короткое время забываем о любых обещаниях, потому что «смотри, чего показывают!». :)
Larb Hollow Overlook
Очередную остановку делаем не из-за пейзажей, а чтобы, наконец, запечатлеть так долго ускользавших от наших объективов чёрных коров. Здесь они пасутся на склонах среди здоровенных валунов.
На этой высоте деревья, в основном, низкорослые, почти карликовые. Что, в сочетании с откормленными бурёнками, неожиданно производит эффект фотошопа или даже, пожалуй, фотообоев вместо фона.
Последнюю остановку на этом участке делаем на единственной смотровой, заранее записанной в моих заметках. Это
Homestead Overlook — самая высокая точка 12-й дороги, почти 3 км над уровнем моря.
белое и красное
На восток отсюда видны пики Henry Mountains на горизонте и лиловый гребень Waterpocket Fold внизу. На западе видны очертания Kaiparowits Plateau, которое простирается от Эскаланте до Колорадо Ривер. Мы всего этого не знаем, но панорама впечатляет.
Покорение высоты не стыдно и собственной фотографией отметить.
За 1 час 20 минут мы, со всеми этими остановками, проехали всего 60 км. И вот уже подъезжаем к городку Boulder, где заканчивается первый отрезок знаменитой дороги. На всякий случай, отмечаю, что здесь есть две «колхозные» АЗС. Ещё две, вполне приличные на вид, мы позже увидим в Escalante. Кто-то из наших предшественников писал, что на всей трассе заправиться практически негде. Видимо, ситуация изменилась. Но у нас с бензином всё хорошо. Нам виды подавай! :)
В совершенно невыразительном населенном пункте с прекрасным названием «Валун» мы на время оставляем Всеамериканскую знаменитость ради короткой вылазки на восток по
Burr Trail Road. Эта дорожка менее известна, но тоже популярна среди любителей забуриться куда-нибудь в дикие и прекрасные безлюдные места юго-запада США. Вообще, она довольно длинная. На протяжении 30 миль это асфальт, а дальше грунтовка, по которой, если время нелимитировано, можно и обратно к Capitol Reef выехать. Но нас внедорожные приключения не интересовали. Я запланировал проехать примерно 11 миль по этому шоссе до места под кодовым (неофициальным) названием Секретный Каньон.
Дорожка и сама по себе оказалась довольно живописной. Скатывается вниз, лавирует между высокими красными скалами и через некоторое время приводит к искомому месту — небольшой парковке.
дорога Burr Trail
парковка
Скалы здесь со всех сторон, чувствуешь себя крошечной букашкой среди этих гигантов.
А за невысокой рощей виднеется почти незаметная (если специально не выглядывать) щель в этой сплошной горной стене.
Через неё попадаешь в очень короткий, но великолепный
Hidden Canyon (так его туристы прозвали).
Hidden canyon
Камни вокруг щелевого каньона превращены эрозией в экспонаты удивительного музея современного искусства, а эти краски…
палитра
Едем обратно в сторону Boulder. Теперь у нас есть время полюбоваться и самой дорогой.
дорога назад
Вскарабкавшись наверх, притормаживаем, чтобы сфотографировать «дорогу для забуривания» с высоты.
Burr Trail сверху
По пути встречаем роскошную белую месу — так называют здесь подобные скалы. Их, в общем-то, было немало вокруг, но эта нас просто покорила.
белая меса
Хотя они тут одна другой краше…
дорога вдоль белого
За такими туристы едут в национальный парк Zion. Туда мы тоже завтра заглянем, но, если честно, на наш вкус, скалы вдоль Burr Trail останутся вне конкуренции.
Сделав радиалку длиной в 37 км туда-обратно и потратив на вылазку 1 час 10 минут, мы в Boulder возвращаемся на нашу пейзажную трассу. И этот новый отрезок 12-й дороги до городка Escalante, действительно, оправдывает все хвалебные эпитеты в её адрес. Особенно, участок длиной в 10 миль, который проложен по скальному гребню Haymaker Bench между Calf Creek Canyon и Dry Hollow. Этот отрезок трассы прозвали
The Hogback (хребет, гребень).
Во многих местах на этом отрезке дорога немногим шире, чем сама скала, а с обеих сторон виден обрыв глубиной в 300 метров.
крутые уклоны, резкие повороты
И, действительно…
Где дорога позволяет, на обочине оборудованы узкие площадки для машин. Разумеется, мы вынуждены останавливаться на каждой из них, чтобы попытаться зафиксировать наши восторги куцыми возможностями фототехники.
А уж получилось ли что-то из этой затеи — судить вам…
дорога SR-12, Юта
Американский спутник наших сатириков, которого они цитируют в своей книге, видел экономический смысл строительства живописных дорог в стимулировании торговли автомобилями и всем, что для них необходимо. И, скорее всего, он был прав. Но в случае с SR-12, насколько я слышал, была и другая цель. Во время Великой Депрессии государство привлекало многочисленных безработных к строительству транспортных магистралей. Именно тогда были созданы интерстэйты, до сих пор составляющие основу дорожной системы страны. Но кроме того этими же силами были проложены и некоторые туристические дороги, включая 12-ю. Диву даёшься, как они строили прямо по гребню хребта?!
А по обе стороны дороги — безбрежные пустоши (wastelands), растёкшиеся, насколько хватает глаз, мягкой белой глиной…
виды с дороги
За «гребнем» дорога ныряет в ущелья. То с какой-нибудь одной, то с обеих сторон к ней прижимаются отвесные скалы. Остановиться здесь негде, приходится фотографировать прямо из машины, благо для этого рядом сидит «второй пилот».
В 22 километрах после Boulder останавливаемся, в надежде на перекус. Здесь, на краю пропасти, построили кафе, манящее путешественников роскошными видами прямо из-за столиков. Называется это место
Kiva coffee house. Кива — это не то культовое сооружение, не то просто вынесенный в подсобку очаг при жилище у доиндейских народов (700-1500 лет назад). По виду — углубление в земле круглой или прямоугольной формы с плоской крышей.
руины доиндейской архитектуры — фото из интернета
Туристы их очень любят, но до настоящих кив мы в этом путешествии не добрались. А кафе просто построили в форме такого традиционного сооружения.
От шоссе вниз к обрыву спускаемся по лестнице.
Вон уже и плоская крыша «кивы» видна…
И облом. Закрыто кафе по вторникам. Да и вообще, часы работы у него, прямо скажем, не заставляют сотрудников перерабатывать. :(
Но видами мы можем насладиться и без столиков. Горы здесь просто великолепны.
А ещё отсюда можно проследить часть нашего маршрута.
И сразу вспоминаются наши классики:
Край, в который мы заехали, был совершенно глух и дик, но мы не чувствовали себя оторванными от мира. Дорога и автомобиль приблизили пустыню, сдернули с нее покрывало тайны, не сделав ее менее привлекательной. Напротив того – красота, созданная природой, дополнена красотой, созданной искусными руками человека. Любуясь чистыми красками пустыни, со сложной могучей архитектурой, мы никогда не переставали любоваться широким ровным шоссе, серебристыми мостиками, аккуратно уложенными водоотводными трубами, насыпями и выемками.… И автомобиль в пустыне казался вдвое красивей, чем в городе, – его обтекаемая полированная поверхность отражала солнце, а тень его, глубокая и резкая, властно лежала на девственных песках.
В отличие от многих туристов, я люблю, когда шоссе попадает в кадр. Дорога сразу придаёт фотографии перспективу и масштаб. Так что, пожалуй, соглашусь с нашими именитыми предшественниками.
Хотя картины дикой, необузданной природы, без следов и признаков человеческого присутствия, тоже завораживают.
Но хватит философствовать и щёлкать камерой. Дорога властно зовёт за собой.
За Escalante пейзажная трасса снова меняется. Это уже третий её отрезок, не похожий на предыдущие. Здесь шоссе идёт по равнине, а горы встают стенами в отдалении от неё.
Зато когда они подбираются ближе к шоссе, от этих невероятных лепных скал трудно отвести взгляд.
Постепенно, горные породы наливаются розовым и багровым, предвещая приближение очередного заповедника красных скал — Брайс Каньона.
И вот мы на финишной прямой. Подъезжаем к месту нашего ночлега — лоджу возле национального парка, который мы будем осматривать завтра. Уже можно подводить итоги дня…
Пробег за день 355 миль / 571 км, от выезда до финиша 10.5 часов, средняя скорость движения 73 км/ч
Но на этом последнем участке нашего пути, уже, казалось бы, пресыщенные живописными пейзажами, мы вдруг распахнули глаза и вынуждены были немедленно остановиться. А потом не сговариваясь выскочить, нашаривая камеры и смартфоны.
мама застыла
К Брайс-Каньону невозможно подкрасться исподтишка. Он выставил форпосты, сторожевые башни и охранные замки далеко за пределы удивительного каменного леса, который нам предстоит увидеть завтра.
общий план
В сочетании с закатным солнцем эти фантастические конструкции приковали наши взгляды надолго.
Брайс Каньон — форпосты
Уже понятно, что
завтра нам с вами будет, чем полюбоваться.
Комментарии (7)
RSS свернуть / развернутьmixey812
bkozyrev
Очень признателен за Ваш комментарий. Помогает чувствовать, что не в пустоту пишу. А то даже самый стойкий читатель — Алексей — уже притомился в одиночку вахту нести. ;)
mixey812
begun12
bkozyrev
begun12
Как говорилось в одном фильме про отсутствие возможности:
«Ты, может быть, ею и не воспользовался, но возможность же должна быть… Пример: тебе запретили есть вилкой.
— Кто?
— Не знаю. Сказали: «Никогда больше не будешь есть вилкой!» Казалось бы, и хрен бы с ним, можно ложкой, палочками, руками… Но тебе сказали — нельзя вилкой, и сразу захотелось именно вилкой.»
bkozyrev
Ну, с этим не поспоришь
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.