БЕЗЭТАЖНАЯ АМЕРИКА 2019 или МАМЕНЬКИН СЫНОК НА ДИКОМ ЗАПАДЕ - пролог / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

БЕЗЭТАЖНАЯ АМЕРИКА 2019 или МАМЕНЬКИН СЫНОК НА ДИКОМ ЗАПАДЕ - пролог

Пролог => ч.1 Перелёт и первые впечатления => ч.2 Сиэтл и окрестности => ч. 3 Сиэтл-Спокан (через Каскадные горы) => ч. 4 вылазка на север Монтаны => ч.5 Спокан-Боузман (через Степто Бьютт) => ч.6 Боузман-Йеллоустон(Old Faithful) -> ч.7 Йеллоустон (Grand Prismatic — Norris) => ч.8 Йеллоустон (Norris-Grand Canyon-Gardiner)-Bozeman

ВСТУПЛЕНИЕ

Пока мы, в основном, сидим на самоизоляции и хороним планы на путешествия этого года, решил вспомнить, как меня угораздило попасть вот сюда в прошлом году?



К 2019 году я подошел с твердой уверенностью, что в этот раз никаких автомобильных путешествий мне не светит. Наши скромные приключения на Азовском и Черном море вроде бы были вполне экономными по расходам, но в нашем семейном бюджете пробили очередную дыру, которую я до сих пор залатываю. Да и младшенькая наша хоть и не устраивает уже в машине таких истерик, как раньше, но к дальним странствиям, по-прежнему, не слишком приспособлена. Так что семье было объявлено, что они могут рассчитывать максимум на вылазку в лес с палаткой. Что было воспринято в диапазоне от стоического смирения до тайной радости. Самого же себя автор постарался убедить, что без очередной дозы дорог и неизведанных мест я спокойно могу обойтись. Ну, пусть не спокойно… хоть как-нибудь… попробовать-то надо… и ломки можно перетерпеть… а в общем, куда деваться-то? =\

Но тут в ситуацию вмешалась моя мама. Неутомимый путешественник и работающий пенсионер, она каким-то образом умудряется откладывать из своих заработков за год изрядные деньги, которые потом тратит либо на образовательные проекты для своих внуков, либо на собственные приключения и поездки. Мама предложила мне организовать ей путешествие, в котором она бы взяла на себя основные расходы, а я озаботился бы всеми остальными аспектами планирования…

Так, стоп. Это уже какое-то дежавю получается! Примерно так же начинался мой рассказ о том, как мы съездили в Великобританию в 2015 году. То же безденежье и семейные обстоятельства, то же ожидание перерыва в поездках, такое же неожиданное вмешательство мамы и, в итоге, потрясающее путешествие в страну, куда я бы никогда сам не выбрался. И вот — снова та же история. Ну… "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем." — сказал премудрый царь Соломон aka Екклесиаст.

За отчёт о той поездке я на одном из сайтов автопутешественников заработал презрительное «маменькин сынок», чем, в общем-то, скорее горжусь. То есть, конечно, было бы приятнее широким жестом оплачивать своей маме туры в любую экзотическую страну, но уж чем богаты. Главное, что и она довольна, и мне хорошо.


виадук в Шотландии

И вот как-то при встрече, мама вновь завела разговор о нашей прошлой поездке по Британии. Она заявила, что это было лучшее путешествие в её жизни, и сказала, что хочет снова обратиться к проверенному турагенту в моём лице. Дело в том, что весной 2019 года маме исполнялось 75 лет, а такой юный возраст и круглая дата располагают к каким-нибудь сумасбродствам. Маме очень хотелось съездить со мной куда-нибудь ещё, где она никогда не была и вряд ли когда-нибудь просто так побывает.

Но по таким критериям половину Земного шара можно признать годной… куда же нам отправиться?

Выбор Англосаксонии в прошлый наш совместный тур был обусловлен маминой нынешней профессией. Кстати, весной всё того же 2019 года произошло знаменательное событие в маминой трудовой биографии. Уже имея 25 лет стажа преподавания в школе, моя мама отучилась на заочных курсах, сдала все положенные экзамены, тесты и рефераты и получила, наконец, официальный диплом учителя английского языка.


наконец-то дипломированный специалист!

Так что догадливый Александр Puzzle, с которым я тайком поделился потрясающей новостью о намечающемся новом путешествии неизвестно куда, прозорливо предположил, что аппетиты моей англоязычной мамы могут распространяться даже на Америку с Австралией… И ведь в яблочко. =) Австралия — мамина мечта с незапамятных времен, но на эту авантюру даже такой олигарх, как она, не готова была решиться.



А с Америкой была своя история. Когда-то в лихие девяностые эмигрировал в США сын маминой хорошей подруги. Освоился немного, чуток деньжат поднакопил. Купил старенькую машину и отправился в путь-дорогу через всю страну с востока на запад. Его рассказы и красочные фотографии произвели на ещё неизбалованную питерскую публику сильнейшее впечатление. И вот, вспомнив об этом спустя 20+ лет, предложила мне моя мама поехать кататься по США.

Ожидая возражений и упреков в безрассудстве, она бросилась меня убеждать, просить не отказываться сразу… а я уже и не слышал ничего. Отправиться на другой континент! В страну, словно специально созданную именно для автопутешествий! Где у меня уйма дорогих сердцу людей! Которые, конечно, всегда звали в гости, но не выкидывать же такие деньжищи на простой визит вежливости… а тут, вроде бы, и повод благородный. Не корысти собственных развлечений ради, а токмо волею пославшей мя супруги матушки-юбилярши! =)

Конечно, в такую авантюру из моей семьи можно было ввязаться только мне одному. Денег бы не хватило взять кого-то ещё, а Зойка не выдержала бы такого перелёта в любом случае. Но любимая жена безропотно согласилась отпустить меня в путешествие мечты. А дети, у которых никто согласия не спрашивал, слегка повздыхали и поворчали, но смирились.

Бюджет был обозначен, работа закипела. Экспедиция потребовала серьезнейшей подготовки сразу по нескольким направлениям. Конечно, занимался я ими параллельно, но здесь, для ясности, распишу каждое отдельно.



ВИЗА

Питерские жители — в целом, обычные люди. Визовый вопрос только испортил их. Точнее, избаловал. К хорошему легко привыкаешь, и от любого посольства с консульством ждешь такой же легкости в получении визы, как от наших финских соседей.

Британские строгости, с их многостраничной дотошной анкетой и отправкой моего паспорта прямо в Foreign Office в Лондоне, в свое время просто перевернули мою картину мира. Но зато, пройдя через них, я превратился в сурового и закаленного бойца визового фронта, которому любые преграды по плечу. Так мне казалось. И лишь теперь, когда перед нами встала первейшая в загранпутешествии задача — получение заветной вклейки в паспорт — я понял, что приключения у нас начнутся задолго до вылета.

Получение визы в США и в былые-то времена являлось не самой простой задачей. А в последние годы ещё и правительства наши поссорились в очередной раз. Россия и США принялись высылать дипломатов, а затем и закрывать дипломатические представительства. Весной 2018 года было закрыто консульство США в Санкт-Петербурге, а их посольство в Москве лишилось существенной части персонала. Обработка визовых заявлений затормозилась настолько, что записываться на собеседование в посольство предлагалось за 300 дней. Не до вылета, до собеседования! И то без гарантий, что примут.



В такой ситуации, у путешественника, который ещё не отказался от мысли поехать за океан, остаётся три основных выхода.
— Можно заплатить кучу денег агентствам, которые с помощью специальных программ-ботов обещают втиснуть тебя в московскую очередь, как только там появится свободное окошко.
— Можно отслеживать свободные места в ещё незакрытых консульствах в России: в Екатеринбурге или Владивостоке.
— Наконец, можно подавать на визу в посольстве США в любой другой стране. Особой популярностью пользуются, конечно, безвизовые государства. Есть даже специальные туры в Грузию, где ожидание визы можно скрасить посещением виноделен.

У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Я не был готов платить посредникам. Екатеринбург от Питера дальше, чем целый ряд соседних стран. Так что мы нацелились на ближайшую Европу. Тем более, что финский шенген давал нам возможность выбирать практически любой вариант.

В интернете есть специальные форумы, где расписываются все особенности подачи на визу для русских в разных странах. Там же сообщают о наличии свободных мест на ближайшие месяцы. Стоит узнать это заранее. Дело в том, что сами вы увидите доступные для собеседования даты только после уплаты взноса в 160$ с носа (даже немного больше из-за дурацкого внутреннего курса обмена). А эти визовые взносы можно использовать только в конкретной стране подачи. Если окажется, что там очередь занята на долгие месяцы, подавать на визу вы сможете и в другом посольстве. Но уже уплаченные деньги просто пропадут.



В общем, оценив ситуацию в нескольких странах, мы остановились на ближайшей к нам — Эстонии. В начале декабря там обнаружилась возможность записаться на около-новогодние дни. Но мы, в итоге, забили самый конец января. Так у нас наметился бонус к путешествию: короткая поездка в Таллинн, благо от Питера это один день в дороге.


по пути в Эстонию

Долго мы корпели над анкетами, осваивались с непривычным для нас подходом американских дипломатов к гостям их страны. В США любого приезжего подозревают в том, что он планирует остаться там на заработки. Поэтому, с точки зрения посольства, свободное владение английским — минус: тебе будет легче устроиться на работу. В Англии личное приглашение от друга сразу решило для нас кучу проблем. А в США такое приглашение не просто не требуется — оно является огромным минусом при получении туристической визы! Ведь тебе там будет кому помочь устроиться на работу и найти жильё. Никакие документы о том, что у тебя в России личный дворец, огромные доходы и десять детей, без которых ты жить не можешь, работников Госдепа не интересуют и ни в чем не убеждают. Единственное, на что они смотрят: правдоподобность истории, которую ты им рассказываешь. Ловят на противоречиях, на неточностях, оценивают свои личные впечатления.

Я всё же запасся приглашением от своего близкого друга Джоела, в прошлом миссионера в Питере, а теперь пастора в Сиэтле. Его и моя мама хорошо знала, так что мы оба, действительно, хотели его обязательно навестить. В письме Джоел расписал историю нашего знакомства, выразил желание нас повидать и пообещал помочь в организации автопробега. Впрочем, приглашение мне даже показать не дали. Спросили цель визита. Посмотрели на нас с мамой. И одобрили визы. Маме и вовсе рот открыть не дали. Она слегка обиделась на такое пренебрежительное отношение, но радость от успеха операции всё же победила. :)


Ура!

Правда, нас угораздило подать на визу в очень неудачный период. Госдепартамент тогда сильно разозлился, что стоимость российских виз для американцев стала совсем запредельной. Особенно, многократных виз. А визы в США последние годы обычно всем дают многократные, на три года. И власти США в ответ объявили, что визы россиянам будут давать однократные, а за многократные — доплачивать надо будет ещё по 143$. Планов снова ехать в Америку у нас не было, поэтому мы доплачивать отказались. Хотя приятно иметь в паспорте открытую визу в США, просто на всякий случай. Всего через пару месяцев американцы махнули рукой на взаимность и снова стали давать всем многократные визы. Ну и ладно.

Но на этом наши визовые приключения не закончились. Приехать в Эстонию нам было несложно, у нас конкретное время было назначено. Если бы нам отказали в визе, то всё было бы тоже просто: штамп в паспорт и дуй домой зализывать раны. Альтернативные планы путешествий на случай такого исхода мама строить отказалась. Решила, что на сэкономленные деньги займётся обновлением автопарка и дачными делами. Но вот не вышло у неё избавиться от уже заслуженного Шевроле Спарка. И ситуация сразу осложнилась. Дело в том, что при одобрении визы, наши паспорта остаются в посольстве для вклейки желанных бумажек. И забрать их оттуда самим — нельзя. Можно только получить по почте. Причем, поскольку мы нерезиденты в Эстонии, отправить их могли только на Главпочтамт Таллинна. Туда неспешные эстонские парни-почтальоны довезли их только на шестой день к вечеру после собеседования.



Хорошо, что в Таллинне у мамы друзья, бесплатно приютившие нас на это время. А то перед новым годом эстонская почта проходила реорганизацию, захлебнулась в рождественско-новогодних поздравлениях и доставляла паспорта больше двух недель. Так у людей и билеты пропадали, и из гостиниц их выселяли… у многих случались настоящие истерики, как нам сочувственно поведали работницы Главпочтамта. Но для нас всё сложилось неплохо. Погода была противная, но мы всё же немного погуляли по Таллинну.






А всё остальное время можно было уделить уже и планированию самой поездки.



У НАС ЕСТЬ ПЛАН...

Идея пересечь Америку с востока на запад была, безусловно, заманчивой. Я её даже вполне серьезно рассматривал. И в варианте большого кольца, и в менее затратном по времени варианте прилета на одно побережье, а вылета с другого. Но сдать прокатную машину так далеко от исходного пункта возможно только с уплатой очень существенного Return fee, примерно, 500$. Это лишь немногим меньше стоимости самой аренды. А на кольцевой маршрут мне бы никакого отпуска не хватило бы. Его можно совершить, если гнать по хайвэям, не оглядываясь по сторонам. Но тогда какой смысл ехать? Если же кататься в моем темпе, неизбежно обнаружишь, что США — очень большая страна. В два раза меньше, чем Россия, не спорю. Ну так я и свою мечту о поездке во Владивосток, похоже, до пенсии не смогу реализовать. Слишком много дней потребовалось бы. И опыт тех, кто США от океана до океана пересекал, лишь добавлял мне опасений.

«Одноэтажная Америка» Ильфа и Петрова

Позволю себе маленькое отступление про эту книгу. Уж не знаю, как так получилось, но данный шедевр наших знаменитых сатириков я до недавнего времени ни разу не читал. Заглянул как-то в середину книги, чему-то посмеялся, но это было в гостях, и полностью я её прочесть так и не собрался. Да и что хорошего могут написать советские писатели про вражескую Америку?! ;)

К поездке я всё же устыдился своего невежества и скачал произведение Ильфа и Петрова в виде аудиокниги и в электронные книги… но путешествие вышло таким насыщенным, что времени на чтение не было совсем, а в машине мы с мамой оба любим тишину. Поэтому впервые я прочитал «Одноэтажную Америку» уже дома, после возвращения. И очень этому рад. Книга эта — обязательное чтение для путешественников по США, на мой взгляд. Конечно, авторы старались блюсти линию партии, ругать эксплуататоров и искать признаки надвигающейся мировой революции в оплоте капитализма. Но при этом они умудрились написать очень доброжелательную и честную книгу, которую я буду не раз цитировать по ходу своих рассказов. Но если бы я её проштудировал заранее, то свои впечатления от путешествия неизбежно считал бы вторичными. Мол, просто под готовый стереотип подгоняю увиденное. А так при чтении было чувство узнавания: да, мне тоже так показалось!

Поразительно, но за 80 лет, прошедшие с командировки двух корреспондентов газеты «Правда», мало что изменилось. И это касается не только природы (понятно, что Гранд-Каньону столетие-другое нипочём), но и культуры. Меня впечатлило, что в 1935 году гостям Америки демонстрировали систему домашнего климат-контроля, электрическую посудомоечную машину, а также холодильник, который «не только не требует загрузки в него льда, но наоборот его производит»! =) Но самое интересное — это весьма остроумные наблюдения авторов по поводу встреченных ими простых американцев. Не случайно уже в наши дни Познер решил снять серию фильмов о США, двигаясь по стопам двух наших авторов.

Так вот «акулы пера» из главной советской газеты как раз проехали по кольцу длиной 16,000 км от Атлантического океана до Тихого и обратно. Но у них на это почти три месяца было! И в конце книги очень чувствуется то, чего я всегда боюсь в длинных путешествиях: пресыщение, неспособность воспринимать новые впечатления.

чувство равнодушия и скуки… и не думало проходить. Мы сняли пенки с путешествия. Человек не приспособлен к тому, чтобы наслаждаться вечно. Поэтому всю красоту Нью-Орлеана мы воспринимали умом. Душа безмолвствовала… это очень короткий срок для такой большой, интересной страны. Но мы были переполнены Америкой до краев.




Так что, прикинув все за и против, мы поняли, что придется выбрать что-то одно. Либо Запад США, либо Восток. И, как можно понять даже из названия моего отчета, остановились на Диком Западе. Восток более цивилизованный, там города, музеи, культурная жизнь. Этого нам и в России хватает, а красивую архитектуру мы всё же в Старом Свете искать будем, а не в Новом.

Всё в той же «Одноэтажной Америке» я прочитал:
Какому путешественнику не известно первое, неповторимое чувство взволнованного ожидания, которое охватывает душу при въезде в город, где он еще никогда не был!… Он может прожить в городе год, изучить все его углы, завести друзей, потом… позабыть все изученное так добросовестно, но первых впечатлений он не забудет никогда.

Ничего этого нельзя сказать об американских городах. Есть, конечно, и в Америке несколько городов, имеющих свое неповторимое лицо – Сан-Франциско, Нью-Йорк, Нью-Орлеан или Санта-Фе. Ими можно восхищаться, их можно полюбить или возненавидеть. Во всяком случае, они вызывают какое-то чувство. Но почти все остальные американские города похожи друг на друга, как пять канадских близнецов, которых путает даже их нежная мама. Это обесцвеченное и обезличенное скопление кирпича, асфальта, автомобилей и рекламных плакатов вызывает в путешественнике лишь ощущение досады и разочарования.


Я бы, пожалуй, не был так категоричен. Но в американском путешествии нам больше хотелось увидеть природу. И в итоге мы её так посмотрели, что знакомая, раз -дцать ездившая в Нью-Йорк и другие штаты на Атлантическом побережье, разглядывая наши фотографии, снова и снова изумлённо восклицала: «Это точно США? Такую Америку я ещё не видела!». Ильфа и Петрова потрясло, что Америка, оказывается, вовсе не из небоскребов состоит, она, в основном, одноэтажная. А мы с восторгом открывали для себя и вовсе безэтажную Америку — страну каньонов, гейзеров и всяческой живности.




Штудируя отчеты и сайты других путешественников, я ставил на карту метку за меткой, пока из вот такой:



… она не стала выглядеть примерно так:



Конечно, я с самого начала понимал, что из намеченного мы увидим лишь малую толику. Идея была в том, чтобы заранее знать об интересных для нас местах, а посещать что успеем и на что хватит сил. В итоге, не так уж мало посмотрели, с учетом маминых возрастных ограничений. И к концу поездки было приятное ощущение насыщения, но не пресыщенности.

При этом нельзя было забывать и о другой цели путешествия — навестить знакомых и познакомиться с новыми интересными людьми. И на церковную жизнь хотелось посмотреть, а значит, воскресенья, в основном, из нашей насыщенной туристической программы выпадали. Впрочем, я в любом случае собирался делать разгрузочные дни в уикенд. Дело в том, что в Америке очень развит внутренний туризм. Национальные парки по выходным и праздникам просто задыхаются от толп посетителей. Так что в субботу мы ещё могли куда-нибудь ехать, чтобы не терять драгоценные дни. А в воскресенье посещали очередную церковь, общались, гуляли или бездельничали. Это здорово помогало переварить впечатления и приготовиться к очередному марш-броску.

Ночлег

Как уже знают мои читатели, в путешествиях мне свойственно напрашиваться на ночлег к кому-нибудь. И если в России — это хорошая возможность провести время с друзьями, то в США причина и в этом, и в элементарной экономии. Америка оказалась неожиданно дорогой страной. Мне почему-то казалось, что в отличие от Англии, здесь всё будет дешево. Не как в России, конечно, но как (опять же по моим представлениям) где-нибудь в Германии, например. Я был совершенно не готов к тому, что средняя стоимость ночлега на двоих в обычном придорожном мотеле здесь превышает 100$. Конечно, этот обычный мотель может оказаться необычно комфортным для русских путешественников. Там запросто можно обнаружить бассейн, две роскошные двуспальные кровати в самом дешевом двухместном номере и т.д. Но нам-то всё это не нужно. А дешевые варианты мне как-то не попадались.

Я принялся опрашивать всех, кого знал по маршруту, на предмет возможности нас где-нибудь недорого разместить. Там, где никого не знал, лез на сайты, находил церкви и писал совершенно незнакомым пасторам с тем же вопросом. Кто-то отмалчивался, а кто-то сразу же предлагал варианты в своем доме или у кого-нибудь из гостеприимных прихожан. В США, в принципе, культура к этом располагает. Наши уважаемые корреспонденты заметили это ещё в 1935 году:

Когда мы ехали в Америку, мы не учли одной вещи – «госпиталити», американского гостеприимства. Оно беспредельно и далеко оставляет позади все возможное в этом роде, включая гостеприимство русское, сибирское или грузинское.


Ну, оставим это утверждение на совести товарищей Ильфа и Петрова. Но встреченные нами американские евангельские христиане, действительно, были очень дружелюбными.

Договоренности о встречах с людьми и посещениях церквей тоже влияли на маршрут, делая его иногда не совсем логичным, но зато добавляя местного колорита и взгляда изнутри. По ходу повествования попробую познакомить вас с некоторыми интересными людьми и рассказать об их житье-бытье. Но без обобщений. В какой-то момент нашего путешествия мама мне заявила: «Вот спросят нас дома, какие они, типичные американцы? А мы и рассказать-то ничего объективного не сможем. Мы же только с твоими верующими друзьями общаемся, они-то понятно все очень хорошие люди». Не скрою, мне было приятно. :)

Лишь там, где никого не удавалось найти (в основном, в национальных парках, где люди, обычно, не живут), я бронировал платные варианты ночлега. Мы взяли с собой палатку и заказали под неё кемпинговые места в двух национальных парках. Получилось… ну, скажем, с приключениями. Потом расскажу. На подъезде к ещё одному национальному парку через airbnb забронировал комнату в частном доме — вышел самый худший ночлег за всю поездку. И ближе к концу маршрута через booking заказали номер в мотеле — нормально, пожаловаться не на что.



Итоговый маршрут у нас получился следующий:


СПб => Seattle/Kirkland (WA) — Spokane (WA) — Bozeman (MT) — Yellowstone NP — Bozeman (Mt) — Pocatello (ID) — Logan (UT) — Salt Lake City (UT) — Bryce Canyon NP — Grand Canyon NP — Las Vegas (NV) — Mammoth Lakes (CA) — Sonora (CA) — Fortuna (CA) — Grants Pass (OR) — Salem (OR) — Hood River (OR) — Montesano (WA) — Seattle/Poulsbo => СПб

Пробег: 5600 миль / ~9000 км

Таким образом, это второе по дальности автопутешествие в нашей семейной истории. Пальма первенства пока что принадлежит поездке по Закавказью, которое лишь немного не дотянуло до 10,000 км. Но там был примерно тысячекилометровый крюк в объезд смытой селем Военно-Грузинской дороги. А так американский трип стал бы рекордным. Впрочем, дороги в США были ожидаемо отличными, что по ним-то не колесить?

Иностранец, даже не владеющий английским языком, может с легкой душой выехать на американскую дорогу. Он не заблудится здесь, в чужой стране.

На дорогах есть множество различных знаков. Но – замечательная особенность! – среди них нет ни одного лишнего, который отвлекал бы внимание водителя.… Они никогда не бывают условны и не требуют никакой расшифровки. В Америке никогда не встретишь какого-нибудь таинственного синего треугольника в красном квадрате – знака, над смыслом которого можно ломать голову часами.


Условные знаки в США, конечно, встречаются. Но я тоже обратил внимание, что американцы больше полагаются на текст, чем на картинки. В Англии на знаках чего только не было, вплоть до вертолетов. А тут именно надписи. Причем, как-то они их так делают, что спокойно успеваешь прочесть и воспринять информацию. Хотя без знания английского — беда будет.


соблюдайте дистанцию! мы не платим за разбитые стекла. =)



Даты: 11.07-06.08.2019

Понятно, что тратить уйму денег на билеты, чтобы пробыть в США недельку не было смысла. Так что мой отпуск мы выбрали подчистую. Машину я забронировал на три недели, пару дней добавил до (на преодоление jet-lag) и пару после, чтобы спокойно пообщаться с пастором и другом, который нам приглашение выписывал.

Авиабилеты:

Вот здесь можно было бы здорово сэкономить, если бы визы у нас были заранее. В октябре знакомые покупали билеты на лето из Питера куда-то в Техас за $600 с человека. Но, увы. Тогда у нас ещё не было никакой уверенности, что мы сможем поехать. А когда мы получили заветные разрешения в феврале, цены были уже совсем другие. Причем, расценки в агрегаторах сильно отличались от реальных, при переходе к заказу. Пришлось впервые в жизни воспользоваться VPN, чтобы особенно не переплачивать. Если бы я летел один, то нашел бы рейс подешевле, с бОльшим количеством пересадок. Но предлагать маме ночевать где-нибудь в перевалочном аэропорту — мне показалось плохой идеей. В итоге, мы взяли билеты из СПб в Сиэтл с одной короткой пересадкой (туда — в Копенгагене, обратно в Париже) за 955$ (65000 руб) с человека.



Зато KLM (под вывеской Дельты), всё комфортно и приятно. Хотя платный выбор мест несколько огорчил. Туда мы обошлись, сидели посередине большого салона. А обратно я расщедрился, доплатил $100 на двоих за места у окна.



Средство передвижения:

Вообще, мне казалось, что на двоих надо брать какой-нибудь пылесосик на колёсах. Ну, может не самый маленький из имеющихся, всё же чемоданы надо куда-то девать, но малолитражку, однозначно. В Англии мы так и поступили. Однако тут друзья подняли меня на смех. Пообещали, что я со своей машинкой застряну у кого-нибудь между колесами, а они и не заметят. Это правда, в Америке, действительно, любят большие автомобили. Не дорогие и престижные, а именно здоровенные. Пикапы, внедорожники, минивэны… при чтении отчёта Ильфа и Петрова меня впечатлило, что уже в 1935 году в США активно продавались прицепы — «дома на колесах»:

Здесь демонстрировали (и продавали, конечно) прицепные вагончики для автомобилей. Американцы… забирались внутрь и подолгу ахали, восхищаясь вагончиками. Они озирали соблазнительную внутренность вагончика – удобные кровати, кружевные занавески на окнах, диван, удобную и простую металлическую печку. Что может быть лучше – прицепить такой вагончик к автомобилю, выехать из гремучего города и помчаться, помчаться куда глаза глядят! То есть известно, куда помчаться. Глаза глядят в лес, они видят Великие озера, тихоокеанские пляжи, кэньоны и широкие реки.
Кряхтя, муж с женой вылезают из вагончика. Он довольно дорог.… по триста пятьдесят долларов, были и по семьсот.… Где взять время для большой поездки?


Одна из самых распространенных автотранспортных комбинаций, которые мы видели в нашем путешествии, была такая:



Приехал, поставил дом в кемпинге. На внедорожнике делаешь вылазки в окрестные горы и пустоши. А там — на велосипеды и вперед… Мечта!

Это, понятно, был вообще не наш вариант. И от советов взять за бешеные деньги какую-нибудь легенду, типа Мустанга, я тоже благополучно отбился. Но на стандартную машину вместо микроба дал себя уговорить. Пошерстил предложения (через европейские сайты — так дешевле получается). И к собственному удивлению выбрал Hertz, а на их сайте Mazda 3 или аналогичный автомобиль. На месте получил простой и удобный Nissan Sentra, довольно популярный здесь прокатный автомобиль.



При бронировании волновался, что в комплектации не указан круиз-контроль. Я уже безнадежно избалован этой штукой и дальнюю дорогу без неё плохо представляю. Однако знающие люди меня заверили, что автомобиль в США может выглядеть непритязательно, но внутри будет «полный фарш». И правда, всё нужное там было. Машина верно возила нас по всем магистральным и проселочным дорогам дикого запада. Слегка шумела на холостом ходу, иногда зажигала странный индикатор, который вроде должен предупреждать о столкновении… мне потом сказали, что у Sentra это частая болезнь, ждут, когда производитель обратит на дефект внимание. А больше пожаловаться не на что.

Вместе с всякими страховками стоимость аренды составила примерно 750$ за 21 день. Это по недельному тарифу, любой дополнительный день обошелся бы нам долларов в 70. Возвращать машину я решил с другой стороны от Сиэтла, поближе к нашей последней ночевке. За это пришлось доплатить ещё 50$. Впрочем, вряд ли бы я много сэкономил, пытаясь вернуть Ниссан на исходное место. Ведь для этого пришлось бы переправляться через залив на пароме, а потом ещё как-то обратно добираться.



Итоговый расход топлива получился у нас 6.8 литра бензина на 100 км. В Америке не только приходится переводить привычные меры в фунты, дюймы и галлоны. Но ещё и считать в обратном порядке: здесь оценивают расход по милям на галлон. Суть та же, только чем больше — тем лучше. Может, конечно, и в этом проявляется американский характер: стремление оценивать чего можно добиться, а не сколько потратить, и любовь к большим цифрам. :) Наша лошадка на каждом проглоченном галлоне проскакала 34.4 мили. На сайте было обещано примерно 33, так что наша Сентра оказалась молодцом. :)

Как приятно быть деловитым, когда нет никаких дел. Наш благородный мышиный «форд» показал, что расходует на каждые шестнадцать миль один галлон бензина. В штате Нью-Йорк бензин стоит шестнадцать центов за галлон.… Мили мы переводили на километры, и выходило, что стоимость автомобильного путешествия в Штатах гораздо ниже, чем в Европе.

Во время нашего путешествия нефть стоила относительно дорого, что напрямую повлияло на цены на АЗС. В разных штатах стоимость бензина могла отличаться раза в полтора, а у нас так и не дошли руки поставить специальное приложение, отслеживающее дешевые заправки. Да и время терять на их поиски было жалко. Так что галлон бензина вышел в среднем $3.2, что на наши деньги означает 55 руб. за литр. Дороже, чем в России, но намного дешевле, чем в Европе.

Кстати, маркировка бензина в США совсем другая, чем на нашем континенте. Они считают октановое число по какому-то методу AKI. Нашему 92-му соответствует 87-й Regular, а американский 89-й — это полновесный 95-й в Старом Свете. Поначалу, я несколько вздрагивал, заправляя прокатный Ниссан бензином, с таким обозначением. Потом привык.



Финансовые затраты:



Наш бюджет, как обычно, мало чем поможет другим путешественникам. Билеты можно купить куда дешевле, а еда и проживание обойдутся намного дороже тем, кого не пытаются закормить до смерти на каждом бесплатном месте ночлега. Но хоть какие-то ориентиры…

Если, как мы, путешественник планирует посещать национальные парки, то есть смысл купить универсальный пропуск на год «America the Beautiful».



Он, правда, не действует в парках штатов, только в федеральных и приравненных к ним. Но эти 80$ окупаются уже с третьего посещенного парка, а мы им воспользовались раз 8 или 9. Билет действует на весь автомобиль (независимо от количества туристов) и может быть один раз официально передан другому путешественнику. Многие этим пользуются и перепродают неиспользованный пропуск за полцены. Этим стоит воспользоваться — 40$ на дороге не валяются.

Медицинская страховка при въезде в США никем не проверяется. Но стоимость самых элементарных медицинских услуг без неё — зашкаливает. У меня была международная страховка в качестве бонуса к карте Альфа-Банка. А на маму я всё же страховой полис оформил. Но в наших страховых компаниях его стоимость была запредельной (больше 300 зеленых). Через международный агрегатор взял страховку от Choice America за $70 (4600 руб.). К счастью, ни разу не пригодилась, так что поделиться опытом не могу.

Остальные комментарии по поводу расходов будут в самом отчете.



Хотел здесь же поделиться общими впечатлениями от Америки. Но движок сайта без малейших угрызений совести выкинул в мусорную корзину несколько написанных мной на этот счёт абзацев. Тем самым он недвусмысленно намекнул мне: хорош предисловия разводить, по ходу дела всё расскажешь!

Ну, кто я такой, чтобы спорить с алгоритмами? Всё только что прочитанное вами будем считать тизером нашего сериала. А пока — берегите себя для нового сезона путешествий (когда бы он ни настал). Не пропадайте из эфира!

В следующей части мы совершим транс-атлантический перелёт, бросим первый беглый взгляд на американскую действительность и поставим эксперимент: сколько часов может продолжаться один четверг?

Комментарии (14)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

merenga25

  • 27 мая 2020, 12:13
Нет слов! Как глоток воды для жаждущего путешественника). А жажда сейчас велика!
Как всегда интересно, захватывающе и интригующе, масса важных «мелочей». Очень жду подробностей.
+
1
+ -
avatar

begun12

  • 27 мая 2020, 16:51
Не передать никакими словами и восклицательными знаками, как я рада увидеть Ваше, Борис, очередное продуманное введение к столь захватывающему путешествию!
Уж порадовали — так порадовали!
Ничего не буду говорить про всяческие перспективы и реалии сегодняшнего дня — пока даже «разноэтажная» Россия под вопросом этим летом. Да и не до путешествий совсем. Даже не хочется читать о них, поневоле начинаешь на себя примерять — и настроение портится. Но Ваша поездка — это совсем из области фантастики, так что читаешь с интересом и легким сердцем.
Особенно приятно увидеть столь полюбившуюся из прошлых отчетов Вашу матушку — остается только восхищаться человеком!
Не затягивайте, пожалуйста, с продолжением!
+
1
+ -
avatar

bulava61

  • 27 мая 2020, 20:22
После многих дней затишья интересно почитать хоть что-то, а такое послание на сайт — вообще праздник, пусть и с немного растянутым вступлением. Или мне просто хочется продолжения? Хотя и отсюда интересно было узнать,
, что у тебя в России личный дворец, огромные доходы и десять детей,
Не податься ли и мне в адвентисты седьмого дня?
Но тут в ситуацию вмешалась моя мама. Неутомимый путешественник и работающий пенсионер,
Вот и у меня примерно та же история, что иногда пугает… Буду ждать продолжения.
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 27 мая 2020, 22:36
Не податься ли и мне в адвентисты седьмого дня?

Был такой старый анекдот про весы-аттракцион, выдававшие карточку с описанием характера взвесившегося человека. И вот жена читает карточку мужа: Дорогой, тут написано, что ты добрый, умный, заботливый...
Переворачивает карточку: Вес тоже переврали!
;)

Так вот, у меня не 10 детей. И всё остальное, увы… и к адвентистам я отношения не имею. Но если Вам вступление в их ряды поможет всё это обрести… пусть для визы это бесполезно, но в любом случае, лишним не будет. =)
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 28 мая 2020, 22:52
Хотя я бы, из собственного отчёта, скорее извлёк бы заманчивость учительской карьеры. Явно же можно стать олигархом! ;)
+
0
+ -
avatar

bulava61

  • 29 мая 2020, 08:03
я бы, из собственного отчёта, скорее извлёк бы заманчивость учительской карьеры. Явно же можно стать олигархом! ;)
Борис, у Вас много друзей-учителей олигархов?
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 4 июня 2020, 22:22
у Вас много друзей-учителей олигархов?

Я Вам признаюсь честно, у меня и друзей с дворцами и огромными доходами не слишком много. ;)
Но в отчёте у меня была не только фраза про бесполезность дворцов и многочисленного потомства для получения визы, за которую Вы зацепились. Там я написал, что даже такой олигарх, как моя мама-учитель, не может себе позволить путешествия в Австралию. Вот я и предлагаю, если уж искать путь к сказочным богатствам, то более доступный. =)
+
2
+ -
avatar

bulava61

  • 29 мая 2020, 11:24
Кстати, Борис, (а может некстати), если помните — Ваш вопрос про сочинскую реку Хероту. Компетентные органы решили переименовать реку в Хороту, о чём написано в сегодняшнем «Московском комсомольце». Так что Вас читают и где-то наверху…
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 4 июня 2020, 22:23
Вот же… Большой брат следит за всеми нами! 8-\
+
2
+ -
avatar

puzzle

  • 29 мая 2020, 12:20
Приятно осознавать, что хоть у кого-то в это странное время хватает терпения на то, чтобы самозабвенно писательствовать. Я вот тоже пробовал, но процесс идёт крайне тоскливо — слишком много отвлекающих факторов. Куда как проще заниматься детальным планированием будущих поездок ;)
З.Ы. Удивительно, насколько бюджетной получилась поездка, если, конечно, отбросить стоимость перелёта и виз. В Европе за такие деньги даже в палатке месяц не протянешь.
+
2
+ -
avatar

SuperMax

  • 2 июня 2020, 10:01
Вот-вот. Четвёртый месяц не могу себя заставить дописать заключительную часть прошлогоднего греческого путешествия.)))
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 4 июня 2020, 22:26
Да уж какое там «самозабвенно писательствовать». Как говорилось в одном подростковом переложении Шекспира, "Та же фигня, Ромео!". ;)
Еле-еле вступление накорябал, а ведь, казалось бы, занятость должна была сильно сократиться…
Завидую, Александр. Тебя хоть на детальное планирование новых маршрутов хватает, а я лишь тоскливо смотрю на карту и, в лучшем случае, фантазирую о возможных направлениях движения.
+
0
+ -
avatar

SuperMax

  • 4 июня 2020, 23:22
Тебя хоть на детальное планирование новых маршрутов хватает, а я лишь тоскливо смотрю на карту и, в лучшем случае, фантазирую о возможных направлениях движения.

Чьёрт побери, и здесь такая же фигня. В декабре купил билеты до Парижу, планировал в мае две недели покататься по Нормандии и Бретани. Казалось бы весна, цветы, брызги Ла Манша, атлантический прибой, живописные деревеньки и очаровательные замки, устрицы и кальвадос!!! А у меня нет энтузиазма. Обычно подготовка путешествия на таком эмоциональном подъёме проходит, а тут как-то всё криво. И даже понимание в марте, что путешествие накрывается медным тазом не вызывало какого-то сильного разочарования. Возможное направление движения на сентябрь придумал, но это и всё.
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 12 июня 2020, 18:32
Удивительно, насколько бюджетной получилась поездка, если, конечно, отбросить стоимость перелёта и виз. В Европе за такие деньги даже в палатке месяц не протянешь.

Ну да, "… а имей сто друзей в разных штатах". В Америке довольно недорогой бензин, приемлемая стоимость аренды машины. И то, и другое намного дешевле, чем в той же Англии. Еда недешевая, но мы сейчас с мамой оба мало едим. Но жильё всё-таки очень дорогое. Сумма в таблице (536$) — это всего за 6 ночей (остальное время по друзьям ночевали). На двоих! По моим меркам, в среднем 90 баксов за ночь на двоих — беспредел какой-то. Да ещё с учётом того, что одна ночь была в общежитии, вроде хостела (комфортном, но совсем недорогом).

Но в целом, я рад, конечно, что мы сумели уложиться в более-менее разумные деньги.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.