В стране победившего велосипедизма – 6. Гронинген – велосипедная столица Нидерландов / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

В стране победившего велосипедизма – 6. Гронинген – велосипедная столица Нидерландов

Часть 1. Амстердам – День короля
Часть 2. Возвращение в Эдам.
Часть 3. Рейксмузеум в Амстердаме: «великие малые» и «нескучная классика».
Часть 4. По Северной Голландии в поисках селедки.
Часть 5. Фрисландия и Леэуварден: на теплом севере

Действительно, количество велосипедистов в Гронингене – столице одноименной провинции Нидерландов — не поддается учету:

Чтобы получить представление о неповторимой «физиономии» этого города – для этого надо пройтись, главное – не попасть под велосипедное колесо.
Дождь на четвертый день нашего пребывания в Нидерландах – 29 апреля — вел себя предельно корректно: ливень сопровождал нас на протяжении всего пути из Леэувардена, но как только мы въехали в Гронинген – небо прояснилось.


Про Гронинген надо было знать следующее:
— это самый велосипедный город Нидерландов – своего рода велосипедная столица самой велосипедной европейской страны;
— Горонинген – город со славным прошлым, в 1229 году вошел в состав Ганзейского союза, во время войны с испанцами доблестно бился за свою независимость;
— в 1614 году в Гронингене был основан местный университет – второй по значению в Нидерландах после Лейденского;
— во время второй мировой Гронинген сильно пострадал от немецких бомбардировок, возрождению города сильно поспособствовало открытие в 1959 году одного из крупнейших в мире месторождений природного газа.


Выйдя на поверхность с подземной парковки, мы обнаружили себя на улице Fish Market, где как раз в самом разгаре была торговля.




Здание с колоннами – это Коренберс, включенное ЮНЕСКО в список 100 лучших голландских памятников. В здании заключались сделки купли-продажи кукурузы, урожаи которой были здесь весьма хорошими. Здание, построенное в 1826 году, спроектировано таким образом, чтобы внутри было много солнечного света: тогда можно было лучше рассмотреть предлагаемое к продаже зерно. Фигура бога торговли Меркурия с жезлом-кадуцеем свидетельствует о торговом назначении здания.

К сожалению, очень сложно определить, в какой стране ты находишься, если оказаться в стандартном супермаркете. Одинаковые прилавки с овощами и мясными нарезками как будто одной рукой раскладывали – от Испании до Голландии и Польши. Но вот рынок еще сохранил часть национального своеобразия, хотя уже и здесь не встретить подлинного и неподдельного колорита, о котором очень трогательно написано в книге «Слово в пути»:
«… в целом продовольственные ряды хранят еще гордое национальное своеобразие. Поэтому рынок – первое место, куда надо идти в новом городе. Да и в знакомом тоже – обновить впечатления. Городской базар – чуткий показатель народных вкусов и предпочтений. Ты видишь не только то, что страна производит в буквальном смысле – какую продает птицу, какое мясо, рыбу, какие фрукты и овощи: главное там – люди. Кто продает и кто покупает. Человек на рынке наиболее естественен».
Торговые ряды на площади перед Коренберсом лично меня не могли оставить равнодушной. Я тут же воспользовалась случаем и слопала очередную порцию копченого угря: и вкусно, и быстро. Вот они, слева, заветные вымпелы с рыбкой.

В Гронингене обратило на себя внимание огромное количество городской скульптуры – на всякий вкус:








А вот совершенствованию художественного вкуса обывателя должен способствовать уникальный городской музей. Внутрь мы здесь не пошли, полюбовались исключительно своеобразной архитектурой снаружи:



Здание музея, построенное в 1994 году, само по себе является «музейным экспонатом эпохи постмодернизма» (оборот где-то вычитала – понравилось). Оно состоит из четырех частей и призвано выражать «многообразие и эклектичность музейной коллекции».
В развеселом путеводителе по Нидерландам Константина Генша так написано о музее: он «открылся в 1994 году, и строили его три человека: Алессандро Мендини, Филип Старк, Коп Химмелблау. На совести первого — желтая прямоугольная коробка, второй построил круглый павильон, а третий отжег по полной программе, соорудив нечто очень авангардное, — такое впечатление, что здание вот-вот рухнет от раздирающих его диспропорций и почти что отрывающихся составных частей. Такое впечатление, что здание является жертвой авиакатастрофы. И все это стоит еще и посреди канала. Такую экстравагантность захотел директор музея Франк Хакс, сумев убедить власти выделить деньги на архитектурный заказ».







Но, честно говоря, в этом архитектурном проекте мне показалось слишком много ребячества и откровенного стремления поудивлять. У испанского Калатравы в Валенсии все было намного интересней по задумке, а здесь – как на детской площадке: горки, лесенки, чуть ли не игрушечные жирафы…









И все же, совсем без музеев не обошлось и в этом городе. Получилось это случайно. Как я уже делилась соображениями, церкви в Нидерландах – не самые интересные и впечатляющие сооружения. С их колоколен открываются замечательные городские виды, но вот интерьеры — достаточно скромные. Да и очень часто на нашем пути они оказывались закрытыми. В Гронингене, обнаружив гостеприимно распахнутую дверь в церковь Дер Акерк/ Der Aa-kerk, мы зашли внутрь.


Заплатили за входной билет несколько евро и – обнаружили себя внутри довольно «разношерстного» музея:









Причем часть экспонатов была не слишком «аппетитной»: это было что-то вроде скандально известных скульптур из останков человеческого тела. Так что фотографировать и щекотать себе нервы этим малопривлекательным зрелищем мы не стали.
Обратил на себя внимание следующий экспонат, который должен поведать о различиях между мужчиной и женщиной:





У этой церкви была не очень счастливая судьба, в 1710 году рухнула церковная башня, придавив двоих человек. После второй мировой войны количество верующих в городе уменьшилось, церковь, лишившись прихожан, закрылась и постепенно пришла в упадок (или наоборот: пришла в упадок и закрылась). В 1982 году после ее передачи в собственность государства была проведена реставрация, после которой церковь стала использоваться для выставочных и просветительских целей.

В Гронингене очень сильное впечатление произвел железнодорожный вокзал. Снаружи – скромнее своего знаменитого амстердамского собрата…



… внутри – с грандиозными мозаичными панно, витражами и прочими атрибутами искусства начала XX века. Здание было построено в 1896 году, а в 2001 году претерпело масштабную реконструкцию:







А вот и еще одна лошадка – перед зданием вокзала стоит весьма странная скульптура. В памяти возникает крепкий оборот – типа «крутить хвосты»:



На самом деле, эта скульптура называется «Лошадь дяди Лукса». Лукс — любимый персонаж Гронингена – местный жокей, родившийся в таверне и сочинивший песню о своей любимой лошади, безвременно скончавшейся.

От вокзала направляемся снова в центр города, по дороге успеваем полюбоваться зданием синагоги:



Витрины местных магазинчиков также не дают забыть, что находишься в Нидерландах:



Жаль, что был закрыт магазин, в витрине которого красовались необычные предметы быта:



Так незаметно мы подобрались к одной из самых значимых достопримечательностей Гронингена – местному университету:





Его история начинается в 1614 году, когда обучение велось на четырех факультетах: протестантской теологии, философии, юриспруденции и медицины. Сегодня количество студентов Гронингенского университета превышает 25 тысяч, среди которых множество иностранцев, обучение ведется на 9 факультетах.
Перед зданием университета – самая обширная велосипедная парковка в городе.
Велосипеды здесь в чести не только у студентов. Очень понравилось, как из дверей вуза вышел мужчина лет пятидесяти с лишним, в костюме, с портфелем – вылитый профессор, ну, минимум доцент местный – ловко отвязал своего железного друга, запрыгнул на велик и погнал по своим делам.



Рядом с университетом на улице Waagstraat находится примечательное здание – Хаудкантур/Goudkantoor. Первоначально с 1635 года в этом «офисном здании» располагалась налоговая служба провинции Гронинген. С 1814 по 1887 здесь размещалась пробирная палата: ставились пробы и подтверждалась подлинность золота и серебра. Также здание успело побывать морским музеем, а сейчас здесь – просто ресторан:



Традиции здесь перекликаются с новым словом городского дизайна:



А вот центральная площадь – естественно, Гроте-Маркт – с готической церковью Святого Мартина ну никак не гармонирует с ярким параллелепипедом информационного туристического центра, который выглядит как киоск-переросток:



Но вот все вокруг площади выглядит очень уютно и как-то по-особенному располагающе:









Пожалуй, за исключением вот этой скульптуры за церковью Святого Мартина:
«Я тебя слепила из того, что было…»



Башня Святого Мартина, которую, кстати, называют «Седой старик», в высоту имеет 96 метров.
На момент постройки башня была самой высокой в Европе! Сейчас же Святой Мартин – всего лишь четвертый по высоте в Нидерландах.
Сразу за церковью Святого Мартина мы натолкнулись на уголок тишины и покоя – маленький скверик Принсенхоф. Шумные велосипедисты из числа студентов и их преподавателей все куда-то разом подевались, и мы оказались на территории внутреннего двора церкви.



Даже те, кто сюда все-таки добрался, вели себя чинно и спокойно:



Здание с башней – резиденция губернатора. Наверху – фигура с мечом: источники теряются в догадках, то ли это Александр Македонский, то ли царь Давид.





Наверно, здесь можно было бы остаться на целый час, бесцельно болтая ногами на скамейке. Но этому мешали два обстоятельства. Во-первых, конечно, беспощадное отсутствие времени. Во-вторых, накрапывающий дождик, грозящий перерасти в нечто гораздо более серьезное. Так что пришлось возвращаться.
К тому времени площадь практически освободилась от рыночных фургонов:






Убирать замусоренную территорию помогали чайки:



Как только мы выехали с парковки – пошел дождь.
Он сопровождал нас до последней на этот день остановки в городе Кампене, где мы забронировали номер в самом необычном за эту поездку отеле.

В следующей части: ищем самую длинную сигару в мире, пробуем хлеб из свежесмолотой муки и составляем классификацию голландских мельниц.

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

Tat-77s

  • 1 июля 2014, 23:06
Обилие двухколёсного транспорта на отдельно взятой территории поражает, и страшно завидую такому состоянию дел :)
Здание музея, построенное в 1994 году, само по себе является «музейным экспонатом эпохи постмодернизма»

Все-таки современная архитектура, да и скульптура тоже часто заводит меня в тупик. Что это, желание выпендриться или от нефига делать?
Как-то традиционные здания, милее и душевнее, теплоты больше что ли.
+
0
+ -
avatar

begun12

  • 1 июля 2014, 23:12
Среди очень и очень традиционной архитектуры голландских городов, которые — чего греха таить- друг на друга похожи, как близнецы, такие здания действуют очень возбуждающе: они могут не нравиться, но проигнорировать их невозможно. Это как добрая порция перца в блюде!
Спасибо за Ваш отзыв! Он явно не лишний!-)))

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.