ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ - ч. 7 "СТОЛИЧНЫЙ ЛОСК В СТИЛЕ ТЕХНО" (МИНСК и около) / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ - ч. 7 "СТОЛИЧНЫЙ ЛОСК В СТИЛЕ ТЕХНО" (МИНСК и около)

Пролог и оглавление <=… ч.6 Брест-Минск <=== ч.7 Минск ===> ч.8 Бобруйск-Смоленск

О катке войны, утрамбовавшем большую часть европейского и местечкового колорита Беларуси, во время нашего путешествия приходилось вспоминать не раз и не два. Минск же отступающими и наступающими армиями был превращен просто в труху. Причем, в истории города это происходило с незавидной регулярностью. И Владимир Мономах город сжигал в отместку за разорение Смоленска, не оставив тут, словами летописи, «ни челядина, ни скотины». И французы тут порезвились под руководством Наполеона, так что город вновь пришлось возрождать из руин. И ведь возрождали, отстраивали, обживали заново снова и снова… доказывая еще раз трудолюбие и упорство «тутошних». Просто от старого Менеска или Менска не осталось, в результате, почти ничего. Что осталось — мы, конечно, постарались посмотреть. Но, в целом, наши впечатления от столицы были связаны больше с техническими достижениями и военными шрамами Беларуси, чем с седой стариной.



ДЕНЬ 7 (Пт 30.06.2017):

Утром после приезда в Минск, нашей первой задачей было воссоединение с родственниками. Сами мы ночевали на квартире, любезно предоставленной в наше распоряжение минскими друзьями. А для остальных сняли трехкомнатную квартиру в центре Минска. Квартира оказалась роскошная, просторная, много полезной и (что приятно) работающей бытовой техники. Даже для сушки одежды было специальное техническое приспособление, что оказалось очень кстати в этот дождливый день. Хозяйка Наталья, как я уже упоминал, для позднего заселения примчалась по звонку (ей полчаса было ехать), чтобы нам открыть. Все рассказала, показала, принесла, дала рекомендации по достопримечательностям и кафе. В общем, остались довольны, рекомендуем. Заплатили 115$ за две ночи.



квартира

Здание стояло на относительно тихой улочке Толбухина, но недалеко от метро и в двух шагах от центральной улицы Минска.



Раз уж зашла речь об этом проспекте…

Проспект Независимости, одна из самых длинных улиц Европы, 10 (десять!) раз менял название. По его топонимике можно, наверное, всю историю города и страны изучать. Успел он побывать и Гитлер-штрассе, и проспектом Сталина. Взят под охрану как архитектурно-культурный ансамбль середины XX века. Сталинский ампир, в общем.


проспект Независимости

Кстати, о переименованиях. Ближе к месту нашего ночлега лет 10 назад построили большой православный храм Всех Святых и безвинно убиенных. Находится он на улице Всехсвятской, что, в общем, даже уместно. Забавно другое: эта улица — просто отрезок другой улицы, Калиновского. Но Калиновский был революционером и нигилистом, и храму, похоже, было неуютно числиться по такому адресу. А может московским спонсорам не понравился воинствующий антироссийский национализм этого повстанца. Вот и выделили храму кусочек улицы под собственным названием.

Ну всё, на местности мы освоились, орду нашу собрали воедино, можно выбирать первую мишень для осмотра.



Вообще, изначально в качестве таковой был намечен Красный костел в центре Минска, где, по утверждению прочитанных мной отчетов, каждую пятницу в 10:30 игрались органные мессы, причем, совершенно бесплатные. Однако созвон с местными католиками информацию не подтвердил. Концерты бывают, но довольно редко, а в этот день никаких служб в костеле запланировано не было. Пришлось быстро менять планы. Отправляться гулять по историческому центру города пока смысла не было. У нас уже были планы днем, о которых чуть дальше, а гулять, постоянно поглядывая на часы — удовольствие сомнительное. Наши минские хозяева предложили несколько вариантов, как можно скоротать время, в т.ч. довольно экзотичные. Неподалеку от места нашего ночлега есть очень своеобразный «автосалон». Там можно встретить роскошнейшие машины, посидеть в каком-нибудь Бентли или Lamborgini. Но изюминка этой площадки в другом. Дело в том, что в Беларуси действует прогрессивная шкала наказаний за повторные нарушения ПДД. За второй подряд за год случай вождения в пьяном виде, здесь не просто права забирают или штраф налагают, а изымают автомобиль в доход государства. Пока Сочи не стал превращаться в игорную столицу России, на роль нашего Лас-Вегаса претендовал как раз Минск. Подвыпившие россияне, нарвавшись на обратном пути из казино на местных гаишников и оплатив штраф, тут же снова садились за руль, уверенные, что два раза снаряд в одну воронку не падает. А поднаторевшие в этом деле белорусы уже дежурили за углом. В итоге, крутые машины наших соотечественников теперь украшают собой штрафную площадку, в ожидании, пока их кто-нибудь выкупит.

Заманчиво (в смысле, бесплатно посетить самопальную выставку автороскоши), но мы все же выбрали другую мишень, тоже недалеко от места нашего ночлега. Это авиамузей при Минском аэроклубе. Клуб действующий, при нас там отмечали выпускной какие-то курсанты, кто-то договаривался о полетах или прыжках с парашютом. За оградой музея — как действующие, так и полуразобранные самолеты и вертолеты.





А с 2009 года здесь стали собирать и коллекцию авиатехники, открытую для посещения туристов. И результаты, должен признать, уже впечатляют.






экспонаты музея авиатехники

Вместе с минскими друзьями мы погуляли по большому полю, удивляясь причудливым летательным аппаратам, вчитываясь в пояснения, залезая на доступные к осмотру самолеты.






Лия даже умудрилась разжиться автотранспортом, для более спорого исследования взлетного поля.





Тем не менее, всю коллекцию мы осмотреть не успели. Надо было спешить к нашему следующему пункту. На него меня навел отчет некоей девушки о поездке с молодым человеком по Беларуси, опубликованный на этом сайте (почему-то не могу его найти сейчас). Отчет был пустенький, подвергся суровой критике завсегдатаев сайта, но вот ведь — навел меня на мысль посетить с экскурсией завод, где производят огромные БЕЛАЗы. Написал email, получил ответ, забронировал время. И мы помчались из аэроклуба в Жодино, где раскинулись цеха этого промышленного гиганта.

Навигаторы повели наши две машины двумя разными дорогами. То ли наша оказалась чуть быстрее, то ли мы просто более наглые в обгонах, но примчались на место мы первыми. Экскурсионная группа уже ушла, но нам сказали, что если отставшие подойдут скоро, то за нами выйдут и позволят присоединиться к экскурсии. Вскоре примчались взмыленные родственники, и уже все вместе мы зашли в помещение, где как раз на большом экране шли заключительные титры фильма о БЕЛАЗах и их использовании по всему миру.



— Ну что, понравился вам фильм?! — жизнерадостно спросила девушка-экскурсовод.
— Очень! — хором воскликнули наши дети и захихикали.

Впрочем, думаю, что мы не очень много потеряли. Нас всех быстро обрядили в обязательные на производстве жилеты и повели, для начала, по музею.



Казалось бы, на что там смотреть? Основная экспозиция музея состоит из моделей выпускавшихся на заводе транспортных средств. Ладно детям, но нам-то модельками любоваться?! Однако, с хорошей экскурсией, и такие экспонаты оказались очень даже интересными и познавательными. Нам рассказали, как менялся модельный ряд завода, похвастались успехами и честно рассказали о провалившихся идеях.




модели в музее БЕЛАЗ

Кроме того, в музее выставлены награды и подарки, полученные из тех стран, куда поставляются эти могучие машины.




Но, конечно, не ради этого приезжают сюда туристы и выкладывают за экскурсию по 300 руб. с взрослого и 150 с ребенка. Самое интересное началось, когда нас посадили в автобус и повезли по территории завода (рабочие тут, в основном, перемещаются на казенных велосипедах, но рейсовые автобусы между цехами тоже ходят). По дороге нам рассказывали и показывали, где огромные грузовики собирают, где испытывают в деле…


полигон

Объяснили и для чего прямо на территорию завода заходит собственная железнодорожная ветка. Перегнать БЕЛАЗ к месту эксплуатации своим ходом невозможно: ни одно шоссейное покрытие не выдержит эту махину. После испытаний его разбирают обратно на запчасти и отправляют отдельным составом. На один такой грузовик требуется 27 железнодорожных платформ! Впрочем, даже если бы и придумали асфальт, в котором БЕЛАЗ не утонул бы, не думаю, что ездить на существенные расстояния было бы для него рентабельно. Знаете, сколько его движки кушают на 100 км? 1800 л. Нет, пожалуй, лучше прописью: одну тысячу восемьсот литров бензина на 100 км!!! Вы еще считаете свой автомобиль недостаточно экономным?! ;)

Впрочем, хватит цифр — мы приехали.

Цех, где собирают супер-гиганты нам показали, но там внутри фотографировать запрещено.




Зато про готовые машины, терпеливо ждущие покупателей на улице, рассказали много, а главное — позволили по ним полазать, осмотреть и сверху, и снизу — отовсюду. Что тут комментировать — смотрите.





БЕЛАЗы

Фотографии, конечно, не передают и доли наших впечатлений. Поверьте на слово — это круто! Рекомендую безоговорочно. Как там, у Стругацких:
"Если бы я не был программистом, я бы обязательно стал шофером и уж работал бы не на плюгавенькой легковушке, и не на автобусе даже, а на каком-нибудь грузовом чудовище, чтобы в кабину надо было забираться по лестнице, а колесо чтобы менять с помощью небольшого подъемного крана."
Не знаю, насчет водителя, а Артёмка мой с тех пор мечтает после школы пойти работать на завод БЕЛАЗ. =)



С подаренными напоследок маленькими игрушечными самосвалами в руках едем обратно в сторону Минска. Курган Славы, с его четырьмя штыками по количеству фронтов, отвоевывавших Минск у фашистов, проскакиваем мимо.



Но поскольку обратно мы едем тем же путем, то невольно задумываемся о том, что в авиамузее мы посмотрели хорошо, если половину. Ладно, я лукавлю, задумались мы об этом еще до посещения завода и даже заранее попросились у билетерши, чтобы нас пустили в авиамузей еще раз по утренним билетам. Тетенька не подвела, и вскоре мы уже снова разглядываем большие и малые летательные аппараты.



Снова авиамузей

Мне на этот раз свезло пристроиться к экскурсии, которую проводил молодцеватый паренек в форме.


экскурсовод

О каждом из экспонатов он рассказывал так, будто лично не только пилотировал, но и проектировал эти чудеса техники. А особым удовольствием стало для нас залезть в огромный по размеру десантный вертолет (что-то нас сегодня на гигантоманию пробило).





супер-вертолет

Некоторые его даже попилотировали в удовольствие:





На этом основная программа была завершена. Вернувшись, мы озаботились ужином, и всей большой компанией собрались в находящееся неподалеку кафе Васильки. Там оказалось вполне комфортно, вкусно, еще и скидку мне дали как «имениннику в ближайшую неделю». Поели, в итоге, на 109 бырчиков (порядка 3100 руб.) на 10 человек.



ужин в кафе Васильки



Дети, кроме моей старшенькой, заявили, что для них на сегодня впечатлений более чем достаточно, и уселись за мультик. А мы, т.е. трое взрослых плюс Лия плюс наши минские друзья Зьмитер и Лена, отправились гулять по вечернему Минску.


веселая компания

Проехав чуть-чуть на метро, мы (переждав ливень) вышли уже совсем в центре города, у Красного костела.



Красный костел

Костел св. Симеона и Елены был построен в 1910 году, чтобы увековечить память умерших детей минского аристократа Войниловича. Местные легенды уверяют, что сначала он был из белого кирпича, но покраснел от стыда, когда закончились деньги на его постройку. Ну… нам он показался вполне достроенным и довольным собой. ;)

Идем дальше, разглядывая вывески.


рай для Семёна

Зьмитер, который и сам мог бы послужить местной достопримечательностью, охотно дает пояснения, рассказывая, что где раньше было. Например, это вот сейчас Русский государственный драматический театр:



Но до убийства Михоэлса в Минске и решения партии, что национальные театры нам не нужны (особенно, некоторых наций) здесь размещался Белорусский государственный еврейский театр!

Вообще, тут очень много памятников, связанных с искусством. Где-то здесь есть скамейка, которая начинает играть музыкальные произведения Шостаковича, когда на нее садишься. А это памятник создателям белорусской оперы:



Мы тем временем, уже вовсю гуляем по Вышгороду — относительно уцелевшей или хорошо восстановленной части старого Минска.




Тут на каждом шагу сувенирные лавки, уличные исполнители, художественные промыслы и забавный креатив:



Совсем уж безудержный креатив мы обнаружили чуть дальше, ближе к набережной. Вот там почти никто из нашей компании не удержался от того, чтобы засунуть голову в непонятную ловушку для туристов:




нечто

Однако уловить нас надолго сложно. Вырвавшись из паутины безудержной фантазии местных творческих людей, наша компания выгуляла на площадь Свободы — что, конечно, символично.


площадь Свободы

Там нас уже поджидал свободный экипаж (вообще-то, он принадлежит губернатору, но пока тот занят важными государственными делами в ратуше, можно покататься).



Экипаж губернатора Захария Корнеева

Тут же на площади установлен памятник Магдебургскому праву, полученному Минском в 1499 году. Тоже свобода, своего рода: право иметь, среди прочего, собственные городские весы.



А мы продолжаем прогулку по Верхнему городу.




вышеградские улочки

Попадаются тут забавные переплетения старого и нового: реставрированный дом с забранными в ажурную решетку трансформаторными агрегатами, например:


древняя трансформаторная

Мимо причудливых памятников непонятно чему движемся к набережной реки Свислочь.


дома у набережной

Здесь уже доминирует современная архитектура, но у реки она смотрится совсем неплохо.


высотки

Перешли через реку и продолжили прогулку по другому ее берегу, мимо острова Слёз.



Там мемориал, посвященный погибшим афганцам. Говорят, очень трогательный, с ангелом, оплакивающим не вернувшихся с войны. Но есть повсюду такие люди, которым обязательно всё надо потрогать, потереть на счастье и т.д. В Беларуси мы на многих памятниках видели «счастливые носы» разных исторических персонажей.


Ленин с носом в Минске

А вот на остров Слёз повадились свадебные кортежи, и натирают они ангелу не нос (что тоже было бы глупо), а совсем другое место. Что уже и вовсе противно, где озабоченные интимной жизнью парочки, а где наши павшие?! Ну их, извращенцев. Не пойдем мы на этот остров, он и с набережной красив. Лучше просто полюбуемся эффектной подсветкой современных зданий вдоль реки.



подсветка

Ну и мы были бы не мы, если бы не попытались залезть куда-нибудь повыше, чтобы посмотреть на Минск свысока. :) В столице Беларуси это обычно делают с одной из двух точек. Можно забраться на новую Библиотеку. Выглядит она очень футуристично, видно с нее далеко. Но фотографии оттуда меня совсем не впечатлили, да еще и вход платный. А тут совсем неподалеку нашлась гостиница Беларусь, у которой на крыше, на высоте 73 метров над землей, тоже смотровая. Правда, когда мы пришли, нас стали убеждать, что уже поздно, темно, подсветку сейчас выключат и т.д. Но всё равно позвали начальника охраны, и он нас поднял на лифте погулять. Вход, вроде бы, тоже должен быть платным, но хоть убей не помню, чтобы мы что-то платили. :)




виды сверху

Спускаясь, наш Зьмитер спросил охранника, правда ли в народе говорят, что под гостиницей плывун, и ее фундамент приходится постоянно замораживать, чтобы не рухнула? На что тот возмущенно ответил: «Да вы что! Это вы, наверное, с Национальной библиотекой перепутали!». =) Из чего мы поняли, что конкуренция между этими смотровыми носит весьма ожесточенный характер.


идем обратно

Напоследок, перед тем как нырнуть в метро, увидели еще памятник недавней трагедии, унесшей жизни множества людей. Тогда, в 1999 году, сильнейший ливень заставил сотни минчан искать убежища в подземном переходе, не рассчитанном на такую толпу. В сочетании с паникой это привело к гибели 53 человек, в основном, подростков. :(


место трагедии



Что же, важно помнить все странички собственной истории. Завтра мы продолжим с ней знакомиться, вспоминая войну. Попытаемся выяснить и почему все отправляют жывотное в Бабруйск. Ну и до Смоленска, одного из любимых моих российских городов, доберемся, наконец.

Комментарии (5)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

BVD64

  • 6 августа 2018, 05:17
А вот на остров Слёз повадились свадебные кортежи, и натирают они ангелу не нос (что тоже было бы глупо), а совсем другое место. Что уже и вовсе противно...


Вы очень уж, как сейчас модно выражаться, толерантны, уважаемый Борис. Это не противно, а низко и бесчеловечно. В советское время к таким мемориалам свадьбы тоже приезжали, но исключительно для возложения цветов, без различных «потираний», а сейчас… э-эх.

Фотографии, конечно, не передают и доли наших впечатлений. Поверьте на слово — это круто!


А вот тут полностью согласен: автогиганты — это круто! На наших кузбасских угольных разрезах у меня был шанс лично в этом убедиться!
Замечательная глава, спасибо!
+
2
+ -
avatar

begun12

  • 8 августа 2018, 10:29
Отличный и неожиданный рассказ о Минске! Представляю восторг детей (и взрослых тоже) от таких махин!
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 8 августа 2018, 13:41
Представляю восторг детей (и взрослых тоже)

Мне кажется, я был даже в большем восторге от БЕЛАЗов, чем дети. Наверное, в свое время не наигрался в машинки. ;)
+
2
+ -
avatar

ТаняизМинска

  • 8 августа 2018, 13:05
Молодцы, что побывали на БЕЛАЗе, мальчишкам, думаю, понравилось. Виды вечернего Минска — хороши, только сдаётся мне, что там высота не 73 этажа, а метра. Наша семья недавно вернулась из Прибалтики, так хозяйка квартиры в Калининграде, точно так же, как и ваша в Бресте, удивлялась: как это можно заехать в их город только на два дня)) Но что тут поделаешь: путешествие есть путешествие.
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 8 августа 2018, 13:42
сдаётся мне, что там высота не 73 этажа, а метра.

Да, Вы правы, конечно. Гостиница 22-этажная.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.