ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ - ч. 6 "КРЕПОСТИ И ЗАМКИ" (ГРОДНО-МИНСК) / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ - ч. 6 "КРЕПОСТИ И ЗАМКИ" (ГРОДНО-МИНСК)

Пролог и оглавление <=… ч.5 Гродно-Брест <=== ч.6 Брест-Минск ===> ч.7 Минск

Какое порубежье без укреплений, без грозных замков и высоких стен? Вот и в нашем странствии по Беларуси наступил день, особенно обильный крепостями и прочими твердынями, стяжавшими славу в многочисленных войнах, бушевавших на этой многострадальной земле. Иные, впрочем, вовсе и не воинскими подвигами известны, а просто эффектным внешним видом, но что с того?



Однако, прежде чем начать испытывать на прочность древние и не очень бастионы белорусской земли, расскажу о доме, приютившем нас в Бресте. В конце концов, мой дом — моя крепость, и хотя разовый ночлег своим домом не назовешь, но выглядел гостевой дом Берёзовка вполне внушительно.


гостевой дом

Уютный дворик служил не только парковкой для наших двух автомобилей, но и приютом для детей, когда они хотели покачаться в гамаках или понежиться на жарком солнышке.



дворик

Обстановка внутри была не то, чтобы изысканной или роскошной, но какой-то невероятно душевной, щедро украшенной поделками, финтифлюшками и творчеством хозяйских детей.



интерьер

Хозяева, как мы быстро поняли, были горячими патриотами своего города. Они искренне удивлялись, как можно приехать в Брест всего на один день. Неудивительно, что тут и там по стенам были развешаны открытки, призванные показать гостям, каким был Брест в прошлом.



что было, что стало

Ну и, разумеется, было в доме множество комнат, что позволило бы разместить и не одну такую орду, как наша. Уютный балкон, где можно было романтично посидеть в сумерках при свечах. Хорошая кухня…

В общем, как вы, возможно, уже поняли, этот ночлег мне лично понравился больше всего за все наше путешествие.


заслуженная оценка

Единственным неудобством послужило то, что основную дорогу в этом районе частного сектора Бреста подтопило. Тут же подъехал трактор и работяги, которые принялись устранять проблемы. Но под утро машины пришлось перегнать из дворика на соседнюю улицу, чтобы нам не заблокировали выезд строительной техникой.



ДЕНЬ 6 (Чт 29.06.2017): Брест — Коссово — Несвиж — Минск

Поздно ложиться и поздно вставать — было нашим девизом в этом путешествии. В 12:15 мы, наконец, отправились из гостевого дома.

Должен отметить, что наш автомобильный «дезодорант», в виде прихваченных еще на Браславских озерах люпинов, оказался на удивление стойким:



Что было совсем не лишним, с учетом изнурительно жаркого утра.
Первым делом мы, разумеется, направились в Брестскую крепость. Она состоит из Цитадели и окружающих фортов. Форты, говорят, интереснее, но мы отказались от услуг экскурсовода и решили просто погулять по мемориалу.



крепость

Думаю, все в нашей стране примерно представляют себе, в чем состоял подвиг бойцов Брестского гарнизона. Здесь полегли почти 3.5 тысячи наших солдат, вступивших в бой с наступавшей 45-й пехотной дивизией Бундесвера уже в первый день войны. Подвиг этот был неправдоподобен по многим причинам. Прежде всего, Брестская крепость вообще не предназначалась для обороны в этой войне. Она была построена еще в XIX веке, а сто лет спустя утратила всякое оборонительное значение. Когда Советский Союз получил свою долю в Польше по пакту Молотова-Риббентропа, прежние оборонительные рубежи были оставлены, войска были перемещены на запад, к Брест-Литовску. Наше командование планировало использовать Брестскую цитадель только для размещения личного состава, а рядом отстроить новую границу. Не успели. В результате, частям Советской армии пришлось обороняться там, где их застало внезапное нападение. По сути, прямо в казармах. Причем, туда же из уже павшего Бреста сбежались и семьи военнослужащих. Почти сразу обнаружился главный недостаток этой крепости — поскольку к осаде ее не готовили, то и запасов воды или тайных выходов к берегу Буга не предусмотрели. В результате, окруженные защитники вынуждены были добывать себе воду под шквальным огнем противника. Мы попали сюда как раз в такую жару, какая стояла тогда, по воспоминаниям, здесь в Бресте. По контрасту с тихим течением реки, мемориал Жажда производит особенно сильное впечатление.




мемориал Жажда

Внешние укрепления пали почти сразу. Сейчас они, говорят, производят достаточно заброшенное впечатление. Основной же удар врага пришелся на Цитадель. За ней следят, стоит мемориальная доска, описывающая финансовый вклад разных стран СНГ. Другое дело, что тут в принципе мало что уцелело. Руины, пробирающие до дрожи памятники, израненные уцелевшие здания.


вдоль израненных зданий

Можно возмущаться бездарным руководством советских войск в первые месяцы войны. Но это лишь подчеркивает фантастическое мужество простых бойцов, которые с каждым днем всё лучше понимали, что никакого контрнаступления не предвидится, они здесь брошены… и все равно продолжали сражаться до последнего, зубами цепляясь за каждую огневую точку, которую еще могли удержать. Самый известный мемориал в Брестской крепости по заслугам назван «Мужество».



мемориал Мужество

Цитадель была взята за 9 дней, но отдельные группы бойцов продолжали вести диверсионную борьбу еще почти месяц.

Теперь сюда приходят почтить память погибших. Есть всякие военно-исторические организации, почетным караулом (хотя и не слишком в ногу) проводящие марши по крепости. Мы как раз застали такой «парад».





маршировка

Приезжают в Брестскую крепость и отдельные военнослужащие. Один из них почему-то принял меня за профессионального фотографа, попросил снять его на его же камеру, а потом с удовольствием попозировал и для меня.


бравый солдат

В крепости размещена небольшая коллекция пушек разных эпох.




В общем, хотя Родина-Мать в Волгограде произвела на меня более сильное впечатление, в Бресте, безусловно, многое берет за душу.



Используя всякий тенек как укрытие от палящего солнца, мы выбрались из крепости и вернулись к машинам на парковку. Сын где-то по дороге подобрал здоровенного кузнеца, который теперь вынужден был сопровождать нашу компанию в ее экскурсиях.


кузнечик

Все вместе мы направились к железнодорожному музею, который заметили на подъездах к крепости.




Музей, в общем-то, довольно молодой, всего лишь 15 лет как открылся, но впечатление производит отличное. Множество паровозов и прочей железнодорожной техники, есть где погулять и что посмотреть.




Ж.д. музей

Среди множества паровозов, в которых мог бы разобраться только специалист, попадались и очень забавные экземпляры железнодорожной роскоши или, наоборот, локомотивы-трудяги, предназначенные для обслуживания железных дорог.


снегоочиститель

Организаторы музея оказались недостаточно предусмотрительны, чтобы повесить везде таблички, запрещающие залезать на экспонаты. Т.е. часть из них совершенно официально доступны для посетителей. Кое-где натянуты веревочки — туда мы не лезли. Но в остальных случаях решали, что раз не запрещено — значит можно. И, к ужасу смотрителей музея, когда они спохватились, лезли на каждую лесенку, веревочкой не перевязанную.







гуляем по музею

Среди немногочисленных посетителей выставки встречались и довольно колоритные.


байкеры

А работники музея тоже добавляли впечатлений какой-то вписанностью в экспозицию. Так и казалось, что лопату им в руки, и будут с какой-нибудь подходящей песней бросать уголь в топку.


чыгунка

Только около 15:00 мы расстались с паровозами. А минут через 20 выехали и за пределы Бреста.





Еще через полчаса и 50 км дороги, она превратилась в магистраль с греющим душу ограничением скорости в 120 км/ч.

Полчаса на перекус в кафешке при АЗС и в 17:15 мы поворачиваем на Коссово. К этому времени мы одолели уже 150 км от центра Бреста. За 20 минут добавляем еще 20 км к счетчику, и мы на парковке у Коссовского замка, точнее его руин.



Дворец Пусловских в Коссово был построен в XIX веке, так что это, конечно, не настоящий замок. Новые хозяева этих земель очень гордились, что их усадьба стоит рядом с родовым гнездом Тадеуша Костюшко. Может, поэтому они решили отгрохать здесь что-то уникальное, настоящий дворец, который восхищенные современники прозвали рыцарской грезой и замком в миниатюре. Тут 12 башен, по числу месяцев, а солнце, по утверждению путеводителей, заливало своим светом каждую из ста с лишним комнат ровно 2.5 дня в году. Видимо, дворец просвечивается насквозь, иначе каким образом солнечный свет мог бы попадать в северные комнаты??? По преданию, хозяева при этом торжественно объявляли день соответствующей комнаты и бросались ее убирать. Еще бы! Представляете, сколько там за год пыли скапливалось?!

Потом роскошный замок проиграли в карты, в Первую мировую он был разграблен, а в 1944 году многодневный пожар уничтожил всю уцелевшую красоту. Кто дворец поджег — немцы или партизаны, сейчас уже трудно сказать. Но когда мы припарковались возле Коссовского замка, он уже не напоминал былое пепелище или руины.



Правильнее было бы назвать его замком в процессе реставрации. Всего несколько лет назад это была аутентичная заброшка, но сейчас у властей Беларуси нашлись деньги на туристические достопримечательности, и замок стремительно возрождается из небытия. К сожалению для нас, на момент нашего путешествия это означало состояние «ни то, ни сё». Уже не руины, где хорошо погрустить о безжалостном ходе времени, но еще не музей, не реконструированная роскошь, заставляющая, подобно героям Ильфа и Петрова, завистливо вздыхать: «Вот люди жили...»



Коссовский замок — оборотная сторона

Пока мы разглядывали со всех сторон замок, налетела давно грозившая нам гроза. Да как налетела…



До машины пришлось бегом бежать, а потом молиться, чтобы ее не смыло и не снесло ветром. Редкие путешественники, оказавшиеся здесь без транспорта, прятались на крыльце усадьбы Костюшко, расположенной с другой стороны дороги. Сам музей, видим, в это время был уже закрыт.




Всем этим трэшем мы наслаждались в одиночестве. Отставшие от нас родственники, тем временем, пробивались по трассе сквозь ливень. В одном месте упавшее дерево уже перегородило шоссе на их пути.




Добравшись до нас, несмотря на все препятствия, они еще разок сходили к замку. Но теперь, когда буря превратилась просто в сильный дождь, он выглядел не так эффектно. Впрочем, все равно симпатично.



Всего мы провели рядом с Коссовским замком около часа. В 18:50 возвращаемся на трассу. Продолжаем свой путь на восток. Легендарного зубра — излюбленный объект фото-сафари для проносящихся транзитом через Беларусь путешественников — видим с параллельной трассы, куда нас почему-то увел навигатор. Зато он получился какой-то более натуральный, пасущийся, так сказать, в прериях…



зубр



В 20:35, в 120 км от съезда в Коссово, мы поворачиваем к еще более знаменитому в современном туристическом бизнесе Несвижскому замку. Чуток покрутившись вокруг внушительных размеров парка, мы припарковались, чуть не доезжая платной стоянки, где остановились обогнавшие нас родственники. Они уже успели прогуляться под проливным дождем и всеми силами души стремились в комфортную сухость своей машины.



Несвижский замок, в отличие от конфетно-пряничного собрата в Коссово, — это вполне себе серьезное фортификационное сооружение. Деревянная крепость тут стояла еще в XIII веке, а в конце XVI века, когда эти земли достались богатейшей и влиятельнейшей в ВКЛ семье Радзивиллов, сюда пригласили итальянского архитектора и стали строить мощную крепость по последнему слову тогдашней европейской науки. После этого замок попеременно осаждали то русские, то шведские войска. В промежутках его перестраивали под моду очередного века, поэтому всяких архитектурных стилей здесь намешано на все вкусы.

Нам замок, несмотря на погоду, тоже пришелся по вкусу.




Несвижский замок (обратите внимание на башенку над водой)

По позднему времени всё тут было закрыто. Охранник лишь позволил нам заглянуть через ворота во внутренний двор замка.



внутренний двор

Вообще, Несвиж, на фоне других белорусских замков, особенно хорош своим парком. Тут очень приятно погулять, никуда не торопясь. Дети, правда, как-то на удивление быстро нагулялись. Погода что ли была нелетная? ;)


жизнерадостные отпрыски

Так что пришлось их отправить в караван, а краткую экскурсию по территории, вокруг крепостных укреплений, устраивать себе в одиночестве.





Прогулка получается довольно эффектная, за счет разрушений, принесенных здесь пронесшейся бурей:




На этом фоне идиллическое озеро, до которого я всё же добежал, выглядит особенно приятно для глаз:



Прогулявшись под дождем около получаса возвращаемся родной дом на колесах. В самый раскрученный замок Беларуси — Мирский — ехать нет уже совсем никакого смысла. Ничего не увидим. Зато понятно, что если когда-нибудь поедем через Беларусь транзитом, постараемся закрыть эти белые пятна. Да и внутри замков хорошо бы побывать.



В 22:40 мы въезжаем в пределы Минска. Тут как раз звонит хозяйка квартиры, где будет ночевать другой экипаж. Мягко попеняв нам, что мы не отзваниваемся, не сообщаем время прибытия, она подхватывается и мчится через весь город нас встречать. Через 20 минут мы уже на улице Толбыхина, чтобы сдать родне племянника, которые путешествует в нашем Додже. Но пока что нет ни хозяйки, ни собственно будущих постояльцев. В распечатках маршрута, которые я для нас сделал, были указаны оба адреса в Минске: съемной квартиры и наших друзей, у которых должны были мы остановиться. Причем адрес друзей был напечатан первым. Я этот момент зевнул, и родственники его в навигатор и вбили. Так что, пока мы их ждем возле их квартиры, они тем временем едут вкруг города к месту ночлега нашего экипажа. Впрочем, еще через 20 минут они нас догнали. Тут и хозяйка подъехала.

А мы, буквально за 10 минут или меньше доехали по вымершим ночным улицам города до квартиры друзей, приютивших нас в столице союзного государства.


Пробег за день 491 км, от выезда из Бреста до финиша 8.5 часов, средняя скорость движения 70 км/ч

Завтра будем исследовать этот крупнейший город страны. Экскурсионный маршрут получится у нас довольно странным. Мы всё больше будем изучать диковинные летательные аппараты, выяснять, есть ли предел расходу топлива на 100 км у некоторых транспортных средств и фундамент какого здания приходится постоянно замораживать, чтобы не рухнуло? Но и по историческому центру тоже погуляем.

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

begun12

  • 3 августа 2018, 14:44
Да уж, стихия разгулялась от всей души! Зато впечатлений масса, и замки получились атмосферные.
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 8 августа 2018, 13:40
Спасибо, Светлана, за внимание к отчету, несмотря на летне-отдыхательный сезон. Да, я, на самом деле, рад, что у нас был такой эффектный фон для замков, особенно, Коссовского.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.