Мы снова в Азию. Путешествие в Узбекистан, Казахстан. Часть 7. Узбекистан. Бухара. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Мы снова в Азию. Путешествие в Узбекистан, Казахстан. Часть 7. Узбекистан. Бухара.

Часть 1 здесь.
Часть 2 здесь.
Часть 3 здесь.
Часть 4 здесь.
Часть 5 здесь.
Часть 6 здесь.

04.09.2018 г. Бухара. Мы с мужем продолжаем прогулку по городу.
Караван-сарай Нугай, 1720-1721 гг.

Караван-сарай Нугай выполнен в восточном стиле, в виде закрытого квадрата. Внутрь ведет лишь один единственный путь — через широкие ворота. Одноэтажное кирпичное здание, на первый взгляд кажущееся тесноватым, на самом деле обладает хорошей вместимостью. Оно включает в себя сорок пять худжр — помещений для отдыха гостей, а также ряд служебных помещений и комнат для прислуги. Более 40 приезжих — паломников, торговцев, караванщиков, вместе с лицами, их сопровождавшими, могли без труда разместиться под крышей караван-сарая Нугай. Нугай был не просто постоялым двором — здесь бурно кипела торговля и предпринимательская деятельность. В наше время караван-сарай Нугай остается торговым домом, где можно посетить ряд ювелирных лавок, полюбоваться на изящные работы ремесленников, купить на память сюзане ручной работы или самотканые ковры.

Начинается вечер, включается подсветка.

От площади Ляби-хауз мы ушли прогуляться в другую сторону.
Медресе Халифа Ниязкула также известное как Чор-Минор («Четыре минарета») — медресе, возведенное в Бухаре на деньги богатого туркмена Халифа Нияз-кула. Датировка строительства медресе отнесенная к 1807 году, однако, нуждается в уточнении, поскольку медресе Халифа Нияз-кула, как следует из архивных документов, существовало уже в конце XVII в.

Медресе Ибрагима Охунда.

Вход в медресе «ушло под тротуар». Здание медресе было возведено в 1884 году. В настоящее время в здании медресе находится Музей истории городища «Варахша», открытый в 1995 году. В музее собрана экспозиция, рассказывающая о Варахше – резиденции эмиров Бухары, расположенной в 40 километров на северо-запад от города.
Мы сходили к медресе Чор-Минор, вернулись обратно на площадь Ляби-хауз, а на ней шел концерт.

Немного посмотрели концерт и снова отправились гулять.
Медресе Улугбека составляет единый комплекс с медресе Абдулазис-хана. Было построено в 1417-м году, в 1585-м году при реставрации здание было облицовано майоликой. В настоящее время в медресе располагается Музей истории реставрации памятников Бухары.

Мирзо Улугбек (полное имя Мухаммед Тарагай ибн Шахрух ибн Тимур Улугбек Гураган) — среднеазиатский государственный деятель, правитель тюркской державы Тимуридов, сын Шахруха, внук Тамерлана. Известен как выдающийся математик, астроном, просветитель и поэт своего времени, также интересовался историей и поэзией. Основал одну из важнейших обсерваторий средневековья.
Медресе Абдулазиз-хана названо по имени аштарханидского правителя Абдулазизхана, построено в 1652 году.


Так-и Заргарон («Купол ювелиров») — крытый рынок, расположенный на перекрёстке некогда оживленных торговых улиц Бухары. Так-и Зарагарон был сооружен в 1586-87-х годах Абдуллаханом. Комплекс предназначался для ювелирной торговли.

Улочка вдоль рынка.

Мы пришли к архитектурному комплексу Пой калян. Пой Калян — архитектурный ансамбль, расположенный у подножия минарета Калян. Комплекс состоит из трёх сооружений, построенных в XII — XVI веках: минарет Калян, мечеть Калян и медресе Мир Араб. Пой Калян находится на парадной площади Регистан и является центральным архитектурным ансамблем Бухары.

Минарет Калян (с тадж. «Калон» — большой) или Большой бухарский минарет — самое древней здание на площади, он был построен в 1127 году Арслан ханом и за почти 900 лет ни разу не ремонтировался. Минарет — одно из самых высоких зданий Бухары, его высота 46,5 метров при нижнем диаметре 9 метров, само сооружение конической формы с фонарём наверху. Минарет богато украшен — цилиндрическое тело выложено полосами плоской и рельефной кладки, выявляя округлость сооружения при любом освещении. Купол фонаря не сохранился.

Медресе Мир Араб («Эмир Арабский») — медресе, построено Убайдулла-ханом для шейха Абдуллы Йеменского в 1530—1536 гг.


Мечеть Калян (по узбекски «Мачиди калон» — «Большая мечеть») — бухарская соборная мечеть, построена при Убайдулла-хане на месте разрушившейся караханидской мечети, строительство окончено в 1514 году.

Рядом с комплексом Пой Калян находится тоже старое здание, которое когда-то было библиотекой, как подсказал нам мужчина, который когда-то служил в Архангельской области в армии. Это здание выходит круглым куполом на площадь Регистан.

А если пройти чуть дальше комплекса можно обнаружить средневековую женскую баню Кунджак хамам. Хамам Кунджак был построен в эпоху Шейбанидов (1507 – 1598 гг.) и предназначался изначально для обслуживания жен эмира и его наложниц. За пять веков существования здание сохранилось в первозданном виде. Кирпич и мрамор 16 века сохранились в отличном состоянии. Хамам до сих пор действует как женская баня.

Ханака Ходжи Зайнутдина. Здание ханаки было построено в XVI веке, в позднейшее время оно использовалось как квартальная мечеть.

В западной нише ханаки находится мазар (могила) шейха Зайн ад-Дина.

Гуляя по Бухаре, мы добрались до городской цитадели Арк.

Сейчас в крепости находится головной офис Бухарского государственного архитектурно-художественного музея заповедника, а также экспозиции областного краеведческого музея. Так как вечером крепость была уже закрыта, мы решили, что приедем сюда утром.
Напротив крепости расположена старая водонапорная башня, построенная по проекту инженера В.Г.Шухова. В 1920 г. в Бухаре было начато строительство водопровода, известного теперь как Старо-Бухарский водоканал. Частью этой системы водоснабжения и стала заложенная в 1927 г. водонапорная башня по проекту Шухова. Строительство водокачки в Бухаре было завершено в 1929 г., а уже в начале следующего года в городе начал работать первый городской водопровод. Долгие годы эта водонапорная башня верой и правдой служила водопроводу Бухары, пока в 1975 г. в результате пожара не сгорела ее деревянная обшивка, а водяной резервуар не покоробился. После этого башня перестала эксплуатироваться.

Ну и напоследок мы еще пришли к комплексу Боло-хауз.

Комплекс Боло-хауз состоит из мечети, минарета и хауза. Зимняя мечеть и хауз были сооружены в 1712 году, в 1917 году фасад зимней мечети был заслонен расписным айваном летней мечети на гипертрофированно вытянутых колоннах.

В том же 1917 году зодчим Ширимом Мурадовым был выстроен минарет.

Уже от комплекса Боло-хауз мы поймали машину и уехали обратно на площадь Ляби-хауз и вернулись в отель.
05.09.2018 г. С утра мы поехали кататься на машине. Сперва мы приехали к городской цитадели, но вначале пошли прогуляться к старой тюрьме Зиндан.

Зиндан — традиционная подземная тюрьма-темница в Средней Азии. Зиндан в Бухаре была построена в XVIII веке. Сейчас в этой тюрьме находится музей.
Вход.

«Долговая камера».

В помещении еще одной долговой камеры расположена экспозиция музея.

«Клоповня».

«Комната стража». В ней также представлены экспонаты музея.

Мы поднялись на крышу тюрьмы.

Захоронение на крыше тюрьмы.

С крыши тюрьмы я сфотографировала городскую крепостную стену.

После посещения тюрьмы мы пришли к городской крепости Арк, у которой вечером накануне гуляли.
Парадный въезд в цитадель.

Цитадель построена на остатках поселения, которые покоятся на двадцатиметровой глубине под основанием Арка, в археологических слоях начала нашей эры. Арк неоднократно разрушался, а затем отстраивался вновь. Первые сведения об Арке (Кухиндисе — как он упоминается в исторических источниках) содержатся в «Истории Бухары» Абубакра Наршахи (899—960). Наршахи, в частности писал: «Правитель Бухары Бидун Бухар Худот построил эту крепость, но она вскоре разрушилась. Сколько он строил, сколько раз разрушилась». Говорят, что когда правитель обратился за советом к мудрецам, они посоветовали ему строить крепость на семи столбах, расположенных по отношению друг ко другу, как звезды в созвездии Большой медведицы. Построенный таким образом, Арк не стал разрушаться. Возраст Арка не установлен точно, но, во всяком случае, полторы тысячи лет тому назад он уже был резиденцией местных правителей. Здесь, в мощной укреплённой цитадели, жили не только эмиры, но и их главные визири, военачальники и многочисленные слуги.
Проход внутрь крепости. Сразу же начинается экспозиция музея.

Прошли внутрь крепостных стен. Первое, что мы увидели, это соборная пятничная мечеть — Мечеть Джоме. Построена в начале XVIII века при эмире Субханкулихане (1680-1702 гг). При эмире Алимхана (1910-1920 гг) был произведен капитальный ремонт мечети.


Арки цитадели Арк.

Конюшенный двор, в этом дворе стояло 15-20 лошадей, постоянно сопровождавших эмира в пути, принадлежавших его рикобу. «Рикоб» — это свита, непосредственно сопровождавшая эмира во время передвижения. Во дворе располагалось здание «мирзохоны» — канцелярия, кладовая в подвале, где хранились различные ценности, ковры, дворцовая утварь, а также «нагорахона», где располагались барабанщики дворца, в нужное время собиравшие народ на главной площади города перед дворцом. Видна башня Шухова.

Тронный (коронационный) двор — был построен в XVII веке для проведения церемонии коронации бухарских правителей. В верхней части двора находится мраморный трон правителя, сооруженный в 1669 году.

«Лёвушка» в тронном зале.

В тронном дворе мастера разложили, развесили изделия народных промыслов для продажи. А один мастер рисовал миниатюры.
Арка, обрамляющая выход из тронного двора.

Во внутренних помещениях крепости располагаются залы музея с разными экспозициями.

Часть старой стены с росписью.

Двор приветствий — двор, где проходила церемония приветствия бухарских правителей. Войдя во двор, представлявшиеся эмиру, останавливались в ожидании, когда наступит прием. Ежедневно на церемонию приветствия приходили 300-400 человек.

Эти помещения музея когда-то были гостиной. «Гостиная Рахимхана. Бухара, середина XVIII века. В этом помещении на золотые и серебряные кружочки монет наносился чекан».

И еще залы и экспонаты музея.
Металлический кувшин, начало ХХ века.

Предметы одежды, быта бухарских правителей и их окружения.

Большой самовар. Подобные экспонаты мы видели в музеях Ирана. Всё — Восток.

Предметы одежды.

Трон и наряды правителей Бухары.

В Узбекистане мне нравилось, как одеваются узбекские женщины, очень часто они были такие нарядные, в национальных костюмах. Попросила разрешения сфотографировать женщину и девочку. Они мне попозировали.

В 12 километрах от Бухары расположен мемориальный комплекс святого Бахаутдина Накшбанди (XVI в.) — знаменитого философа и суфия Востока. Туда мы и поехали. Этот мемориальный комплекс — мусульманская святыня, ставшая важнейшим местом паломничества не только для жителей Бухары — сюда приезжают паломники со всего мусульманского мира. Некогда на этом месте находилось селение Касри Орифон, славившееся своими языческими праздниками и древними традициями. Бахаутдин Накшбанди (1318 — 1389) основал орден, позже названный его именем. Философия, которой придерживался Накшбанди всю свою жизнь, довольно проста и может быть выражена одной единственной фразой: “сердце с Богом, а руки в труде”. Символ ордена подобран в соответствии с этим постулатом и представляет собой сердце со словом “Аллах” внутри.После обретения независимости Узбекистана в честь 675-летия Бахауддина Накшбанда в 1993 году святыня была отреставрирована. По инициативе президента Узбекистана И. А. Каримова в 2003 году были проделаны большие работы по благоустройству комплекса. Была построена дарвазахана (входное помещение) с высоким куполом.

Внутренний двор. На переднем плане — водоем (хауз).

В 1389 году Бахаутдин Накшбанди умер, а в 1544 году Абдалазиз-хан отдал приказ построить над его могилой склеп и окружающие постройки. Мемориальный комплекс строился на протяжении почти четырех веков.
Четырёхарочный чартак, или сакохона, что переводится как «место, дающее воду». По восточной традиции, чартаком может быть ниша в стене, сооружение или выступ с краном или кувшином с водой, где каждый может утолить жажду и попросить об исполнении своих желаний, «заплатив» за исполнение своей мечты каким-нибудь даром.

Айван на деревянных колоннах, где находилась усыпальница Шейбанидов. Айваны были воссозданы в 2003 году.

Боковая галерея.

Ханака Абдулазизхана.

Комплекс зданий двора Кушбеги. Хаким Кушбеги был визирем Насрулла-хана.

Мечеть Музафар-хана, построенная Кушбеги в XIX веке.

Минарет, построен в 1720 году.

Музей Накшбанди, где можно узнать больше о суфии и суфизме, увидеть одежды и книги, котлы, в которых готовилась еда и т.д. Музей находится в здании медресе XVII века.

По центру музейного двора стоит чан, а по бокам — пронумерованные двери, за которыми, видимо, и скрыты все музейные экспонаты, двери были закрыты.

Эта дорога ведет к Дахмаи Шохон (Некрополь правителей). Некрополь был также отреставрирован в 2003 году.

Захоронения бухарских эмиров. Здесь покоятся останки некоторых правителей из династий Тимуридов, Шейбанидов, Аштарханидов и Мангытов.

Ворота к кладбищу, через них можно также войти — выйти к комплексу.

Ворота на кладбище с наружной стороны.

А эта аллея ведет ко второй части комплекса — месту захоронения матери Бахауддина Накшбанди.

Дорога к захоронению матери несколько длинновата, было жарко, и мы воспользовались услугами велорикшы.

Идем к месту захоронения матери.

Мечеть, минарет и водоем во второй части комплекса.

Молельня рядом со склепом.

Склеп матери Бахауддина Накшбанди.

После посещения комплекса Накшбанди мы поехали купаться на озеро Тудакуль. Когда свернули на озеро с трассы, началась вот такая дорога.

На озере расположена база отдыха с пляжем. Проезд через ворота загораживает шлагбаум. В первый день с нас денег не взяли, а на второй день, уже другие охранники, взяли с нас плату за въезд.

Аллея, ведущая к пляжу.

Пляж.

Мало, кто купался. Местные, считают, что уже холодно купаться, да и вода холодная. А нам было просто замечательно! Мы с мужем с удовольствием искупались.

А потом с удовольствием немного отдохнули, обсохли, позагорали.
Искупавшись в озере Тудакуль, мы устроились пообедать в кафе прямо напротив базы отдыха.

А после отдыха на озере мы приехали к некрополю Чор-Бакр. Время было 19.00, но уже стемнело. Нас встретил священнослужитель этого некрополя — пожилой узбек. Он уже уходил, но предложил нам экскурсию, мы отказались, так как было поздно, чтобы не обременять пожилого человека. Он посоветовал нам спокойно пройтись, прогуляться по некрополю, а после этого предложил нам зайти к нему в гости. Он очень активно и дружелюбно приглашал нас. Мы спокойно прошлись по некрополю. Но пойти в гости из-за позднего времени все же не решились.
Чор-Бакр — некрополь, находящийся в селении Сумитан в пригороде Бухары в Узбекистане. Сам некрополь представляет собой довольно большой архитектурный комплекс, занесённый в каталог ЮНЕСКО. Название некрополя «Чор-Бакр» означает «Четыре брата», но за рубежом некрополь больше известен под названием «Город мёртвых».

Некрополь Чор-Бакр является действительно своеобразным «городом мёртвых» — в нём есть улицы, дворики, ворота, но вместо домов везде фамильные дахмы и надгробия.

В некрополе Чор-Бакр находятся захоронения шейхов из рода Джуйбарских сейидов. Возведение некрополя началось ещё во времена Саманидов, когда Джуйбарские сейиды уже занимали в Бухаре важные государственные должности, XVI век.
Здание бани, XVIII век.

Склеп Саъдулоха Хожа Хазираси, XIX век.

Усыпальница со склепами.

Захоронения.

Наиболее древняя часть некрополя представляет собой захоронение Абу-Бакра Саъда. Абу Бакр Саъад считается «потомком пророка» и предком главы Джуйбарских шейхов, то есть основателем всей династии Джуйбарских сейидов.

А это сооружение над склепом Акобир Хожа Хазираси, тоже XIX век.

Склеп Ойпошшоойим Хазираси, XVII век.

К концу XVI века по приказу правителя Бухары Абдуллы-хана в центре некрополя Чор-Бакр возводятся медресе, мечеть и ханака в качестве подарка для династии Джубайри. Эти три здания разграничивают центральную площадь, формируя тем самым некое подобие двора.


В начале XX века на открытой стороне этого своеобразного двора был возведен минарет небольших размеров, полностью копирующий минарет Калян.

Мечеть.

Я заглянула в мечеть. Несмотря на вечернее время, подходили мужчины и размещались в мечети для молитвы.

Вернувшись в Бухару, мы подъехали к площади с памятником Скорбящей матери. Эта дорога ведет к памятнику, а вдоль дорожки расположена стена памяти с именами погибших во время войны. Таблички с именами погибших размещены в боковых галереях.

Памятник Скорбящей матери и Вечный огонь.

06.09.2018 г. С утра мы поехали посмотреть еще одну красоту в пригороде Бухары — летний загородный дворец Ситораи Мохи-Хоса ( по узб. Sitorai Mohi Хоssа Saroyi — «Дворец, подобный звездам и луне») — загородная резиденция Бухарского эмира, выстроена в конце XIX — начале XX века. В настоящее время в ней располагается музей декоративно-прикладного искусства.
Входные ворота.

Первые постройки дворца (до наших дней не сохранились) появились в XVIII веке, а затем в период правления эмира Сеид-Абдул-Ахад-Хана во второй половине XIX века. Новый комплекс построен в 1912-1914 годах в европейском стиле, но поделен на мужскую и женскую часть, внутри отделан по-восточному. Возводился в годы правления последнего эмира Бухары Мир Сайида Алимхана (1912—1918 гг.).
Внутренний двор.

Дворец приёмов. Дворец имеет «П»-образную форму.

В северной части дворца находится Айван («Саломхона»).

В западной части дворца расположен «Белый зал» («Хонаи Сафед»)…

… коридор («Дахлизхона»)…

… спальня («Хобхона»)…

… и «Зал ожиданий» («Хонаи интизор»).

В южной части дворца расположены чайхана…

… банкетный зал…

… комната секретарей («Мирзахона»)…

… и шахматная комната.

Это я не себя фотографирую, а красивое зеркало.

Один из входов-выходов дворца.

Отдельный вход в гостиную.

Гостиная («Хонаи Хошт») — павильон, состоявший из восьми комнат, был построен в 1915-1916 годы.


Для декорации «Хонхона» («Гостиная») и «Хонаи Калон» («Большая комната») было использовано более 4 кг позолоты.



На территории резиденции находится также гостевой дом.

Везде продавались сувениры, изделия ручной работы.

И еще постройки летней резиденции: беседка…

… и женский спальный корпус.

После посещения летней резиденции мы опять съездили искупаться на озеро Тудакуль, а затем отправились в следующий город Узбекистана — Самарканд.

На дорогах Узбекистана много «картонных дурилок» (как я их называю).

Картонные люди издалека очень даже похожи на живых, особенно дети у пешеходных переходов.

По дороге мы остановились у такого вот сооружения — «Ворота в степь».

Это арка входного портала караван-сарая Рабат-Малик хранит терракотовую надпись, повествующую о том, что комплекс построен «Султаном мира, и с помощью Бога стал подобным раю».

Сооружение Рабат-Малик было возведено ханом Западного Караханидского каганата Шамс аль Мульком в 1078-1079 годах. Изначально здание должно было выполнять роль укрепленного постоялого двора, и вплоть до ХIII века являлось степной резиденцией правящей в то время династии Караханидов. Сегодня нашим взорам предстают лишь руины некогда прекрасного сооружения — чудесным образом сохранилась только часть южного фасада с башней и стены. В результате многочисленных археологических раскопок удалось выяснить, что внутри находились жилые помещения, мечеть, баня, кухня, просторные конюшни, способные вместить 150 лошадей.

В нескольких метрах от главного входа в караван — сарай располагался источник водоснабжения, питавший весь дворцовый комплекс. Он был выполнен в виде огромной цистерны, называемой «сардоба», врытой в землю и перекрытой ступенчатым куполом диаметром в тринадцать метров.

Сейчас сардоба находится напротив портала караван-сарая, через дорогу. Построена она была в XIV веке.

Купол сардобы.

Река Зарафшан наполняла сардобу водой, которой хватало на все нужды дворцовых гостей.

Этот кувшин, конечно, декоративный объект, он привлекает внимание к историческому месту, мимо не проедешь.

С дороги Бухара — Самарканд мы свернули к урочищу Сармыш. Самое интересное, что нужно было достаточно далеко отъехать от трассы, мы ехали толком не зная, куда ехать. В конце концов мы приехали к детскому лагерю, дорога была перекрыта шлагбаумом. Детей, конечно, в лагере не было, так как сентябрь. Мы подошли к охране. Охранник позвонил начальнику лагеря, она была на территории лагеря. Поговорив со мной по телефону, она не только распорядилась пропустить нас, но и дала нам сопровождающего, чтобы мы быстрее нашли то, за чем мы приехали. Причем все это было сделано бесплатно, начальник лагеря даже предупредила нас, чтобы мы ничего не давали работникам. Огромное спасибо начальнику и работникам лагеря за внимание к нам!

Уже начинало темнеть, благодаря сопровождающему мы как раз успели все посмотреть.

В Сармыше (Сармишсае), расположенном на южном склоне Нуратинского хребта в 30—40 км северо-восточнее Навои, обнаружено свыше 200 археологических объектов, включая могильники, курганы, остатки поселений и мастерские по обработке кремня, однако наибольший интерес представляют наскальные изображения; в ущелье длиной 2,5 км, представляюшем собой центральную часть комплекса Сармишсай, найдены свыше 5000 (по некоторым данным — свыше 10 000) петроглифических изображений.
Это именно то, за чем мы сюда приехали!

Рисунки сосредоточены преимущественно на чёрных скалах в центральной части ущелья, практически на каждой ровной поверхности, иногда по несколько изображений на одном камне.

Самые ранние петроглифы Сармишсая датируются приблизительно 9000 лет до н. э., а наиболее поздние включают уже не только рисунки, но и тексты, записанные арабской вязью и повествующие о жизни дервишей.

В число древнейших входят изображения туров, выполненные в «битреугольном» стиле.

Среди петроглифов — изображения людей и животных (в том числе уже исчезнувших в этой местности), сцены охоты, повседневного труда.

Сопровождающий буквально «тыкал нам пальцем» в каждое изображение, без него мы бы, конечно, ничего не нашли и не увидели. СПААСИБО! Пусть меня услышат в Узбекистане!

Между Бухарой и Самаркандом 275 километров, но в связи с нашими «заездами», мы добрались в Самарканд к 23.00.


(Продолжение следует).

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.