На четыре моря за три дня или Как злой хамсин дул, дул, да не выдул (Израиль 2010). Часть 3. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Подготовка и Часть 1.
Часть 2.

Часть 3.
15 октября, пятница
Неот Акикар – Иерусалим
(90-1, 150 км, 2 часа)
Иерусалим – Хайфа – Кирьят Ям(Kiryat Yam) (1-2-22, 180 км, 2,5 часа)

В 9.30 утра надо было быть в Иерусалиме. Но как было тяжело встать! Собирались просто через силу. Встретились с нашим женским вторым экипажем, а там положение еще хуже. Марина – командир и водитель выпала из здорового образа жизни. Ей всю ночь было очень плохо, но она стойко села за руль, так сказала, что так ей легче. Вот так двинулись в сторону Иерусалима. Как только выехали на трассу и у меня начала болеть голова. Так и началась наша борьба с хамсином. Надо было пить воду, прикрывать голову. А наша безответственность позволила хамсину взять над нами верх. А может это был просто банальный тепловой удар?

Но как бы то ни было, мы двигались вдоль Мертвого моря к главной цели нашего путешествия – Иерусалиму. Утренние морские пейзажи поражали своей необычной красотой.

Проехали мы и мимо крепости Масад. Увидели «змеиную торопу». Здесь находится подъемник, который доставляет людей прямо к крепости.

До Иерусалима доехали без приключений, дорога совершенно понятная.

Но как только стали подъезжать к городу, с нашими гугловскими распечатками стали путаться в развязках.

А уж когда в город въехали, то само собой опять промахнулись мимо нужного поворота. Куда заехали, где находимся? Водитель экскурсионной маршрутки висел на телефоне, пытался выяснить, где мы находимся. Мы же хотели выяснить это у прохожих, но никто не говорил по-русски и даже по-английски. Вдруг навстречу идет пожилая женщина и говорит по-русски по телефону. Мы обрадовались, стали спрашивать ее, как нам выехать к Культурному центру (там встреча назначена), но она ничего вокруг не знала. Кое-как выбрались на какую-то дорогу побольше, увидели местный вантовый мост…

… взяли его за ориентир и водитель экскурсии по телефону, командуя каждый поворот, вывел нас к месту. Встали на парковку, но автомат не хотел работать и брать деньги. Оказалось во-первых, шаббат надвигался, во-вторых, какой-то праздник — поэтому парковка в этот день бесплатно. Повезло.
Из-за наших плутаний выехали на экскурсию позже намеченного. Но этого оказалось мало. Марине стало совсем плохо. Пришлось напичкать ее лекарствами и уложить на заднее сиденье. Так она всю экскурсию там и пролежала. Я чувствовала себя сносно. Нет бы кепарик на голову натянуть. Нет – опять не послушала умных людей. Да и воду через силу как одолжение пила. А хамсин не терпит упрямых! Отольются мне еще хамсиновы слезки!
Выяснилось, что наша экскурсия пройдет по христианским святым местам Иерусалима, побываем в Вифлееме, а также в Горненском женском монастыре. А вот посещение Старого города и Храма Гроба Господня не предусмотрено – это другая экскурсия. Конечно, мы расстроились. Но в этой фирме Вифлеем только в такой экскурсии. Ну ничего – это повод побывать в Иерусалиме еще раз и даже на несколько дней.
Быстро проехав по современному Иерусалиму…

… мы сразу поехали на Масличную (Елеонскую гору), с которой открывается просто потрясающий вид на Кедронскую долину и Старый город.

Кедронская долина лежит между Масличной и Храмовой горами. В ней находятся самые древние еврейские захоронения, которые столетиями наслаивались друг на друга. Быть похороненным в ней и сейчас считается очень почетным и стоит очень больших денег.
Сама Масличная гора, наряду с Гробом Господнем, считается вероятным местом нахождения Голгофы, где произошло распятие и вознесение Христа.

С обзорной площадки хорошо видно серый купол – это Храм Гроба Господня в Христианском квартале, золотой купол – мечеть Купол Скалы в мусульманском квартале, здание церкви Святого Иакова в армянском квартале.

А прямо в городской стене – Золотые ворота. Именно через них по преданию должен въехать Мессия на белом коне. Чтобы этого не произошло, мусульманский султан приказал их замуровать, а перед ними разместить мусульманское кладбище, чтобы Мессия не смог проехать, не осквернившись.

Маленькие золотые купола внизу – это наша следующая цель – русская православная церковь Святой Марии Магдалины, которую построил Александр III в 1888 году в память о своей матери.

Подойдя к двери миссии, экскурсовод позвонила и попросилась пройти паломникам (то есть нам). Очень строгая монахиня нас пропустила, заставила надеть юбки тем, кто был из женщин в брюках, а так же прикрыть голову. Мы прошли к церкви по тенистым аллеям с приятной прохладой, вернее с приятной тенью. Буйство зелени поразило, тем более, что это все было выращено руками монахинь на голом и пустынном как везде месте.

В самой церкви шел ремонт, но нам разрешили пройти. Иконостас и боковые стены украшены иконами работ Верещагина и Иванова.

На огромной иконе изображена Мария Магдалина, которая пришла к императору Тиверию с жалобой на Пилата. После этого Пилат был смещен.

Мы походили по пустым залам церкви, поговорили с монахинями о том, кто здесь живет, откуда они приехали. Очень интересно. Поставили свечки, заказали службы.

Мы вышли с территории монастыря и пешком по узкой улочке стали спускаться вниз. Кстати в этих узких переулках было очень много машин. Как они там толкались – не понятно. Но гудели все и очень страстно. Просто сплошной гудеж. Да и вообще движение в исторической части Иерусалима какое-то хаотическое, немыслимое и очень громкое.

Итак, спустившись немного, мы попали в сплошной поток людей. Главное – не потеряться от нашей девушки-экскурсовода. Это мы пробирались к Гефсиманскому саду. Как здесь большие группы передвигаются? Мы своим небольшим коллективом и то теряли друг друга из вида.

В этом саду находится камень, на котором Иисус молился перед арестом и предательством Иуды. Ровная толпа людей еле двигалась к этому камню, чтобы прикоснуться или помолиться на нем.

Сам сад с оливковыми деревьями, которым более 2000 лет, огорожен. В саду работали работники, обрабатывали деревья. Они незаметно, за деньги передавали обрезанные веточки с этих древних деревьев.

Так медленно мы продвинулись к Базилике Всех Наций (Базилике Мук Христовых), построенной в 1924 году на фундаменте святилища VI века на средства 12 католических стран.

Обслуживают эту базилику монахи францисканского ордена. За алтарем установлено большое распятие.

Мозаика над алтарем изображает «Гефсиманское моление».

В церкви очень темно, вспышками пользоваться нельзя, поэтому фото получаются некачественные.
А перед алтарем расположен большой неровный камень, окруженный чугунным терновым венцом – именно здесь произошло предательство Иуды и арест Иисуса.

Рядом с садом находится Гробница Девы Марии (Церковь Успения Богоматери). Она вырублена в скале и находится глубоко под землей.

Здесь находится капеллы, где покоится прах родителей Девы Марии и ее мужа Иосифа. Спустившись вниз мы прошли к гробнице Марии, освященной свечами православных церквей. Там же в каменном киоте находится икона Божией матери, считающаяся чудотворной.

Выйдя из церкви, мы немного подождали наш микроавтобус и поехали в Вифлеем, который находится на палестинских территориях в 10 км от Иерусалима. Мы доехали до границы, которая обозначена довольно уродливой каменной стеной.

Здесь нас пересадили в другую машину, представили другого сопровождающего. Молодой человек учился в России, а теперь работает экскурсоводом. Израильтянам на территорию Палестины въезжать запрещено. У нас проверили паспорта, и мы въехали на территорию Палестины.

Сначала, как и положено, нас завезли в иконный (читай «сувенирный») магазинчик. Выбор, конечно, большой. И иконы, и святая вода, елей, крестики, свечи и просто сувениры. Конечно, мы закупились и для себя, и на подарки. Тем более, что все это можно будет освятить в Храме Рождества Христова.

Город, конечно, отличается от Иерусалима. Более «восточный», что-ли. Более бедный, более … ну не знаю, другой — и все. В самом Израиле, включая Иерусалим, мы не сталкивались с тем, что бы к нам приставали, а здесь чуть ли не за руки хватают, чтобы мы обязательно что-нибудь купили. Хотя их можно понять, говорят, что только за счет туристов они как-то существуют. Поэтому стараются мирно наладить туристический обмен.
Внешне Храм Рождества Христова совсем не изменилась за 1500 лет. Мы не сразу поняли, что уже пришли.

Наш мальчик тут же стал суетиться. Сказал, что надо очень долго стоять в очереди, чтобы попасть внутрь, но он может договориться. Подошел к полицейским, о чем-то пошептался и нас пропустили.

Чтобы пройти в храм, надо низко нагнуться и протиснуться через небольшой проход. Считается, что так мы смиряем перед входом свою гордыню. Мы попали в большой зал с колоннами, которые оказались под лесами на реставрации. В зале было очень много народа, все стояли в очереди к главному алтарю. Экскурсовод интересно рассказал нам о Храме и убежал договариваться, чтобы нас пропустили через «задний ход». Затем он увел первую группу, а остальных оставил ждать. Мы видели, как они пробирались, таясь. Честно говоря, как-то эта вся суета притупляла чувство присущее святому месту. Ждали мы очень долго. Потом он появился и повел нас сначала к алтарю. Вслед с осуждением на нас смотрели экскурсанты из очереди. Здесь, у алтаря, горит огонь, зажженный от Святого огня в Храме Гроба Господня. Мы опалили свечи, купленные в лавке.

Здесь же расположена единственная икона Улыбающейся Божией Матери.

Прямо под алтарем находится Грот Рождества, где и родился Иисус. Местом Рождения обозначено серебряной звездой с 14 лучами. На ней мы освятили все иконы, свечи, которые купили в лавке. Но народа очень много, спокойно посмотреть, понять практически невозможно.

Выйдя на улицу, подождали всех и поехали назад.

На границе у нас опять проверили документы и пересадили в наш первый атобусик. По дороге завезли покушать. Народу было очень много, сплошная суета.

Следующий наш пункт программы – Горненский женский монастырь в Эйн-Кареме. Это очень живописное и зеленое место.

На этом месте раньше жила Елизавета, двоюродная сестра Девы Марии. Здесь пришла весть о будущем рождении Иисуса и здесь родился Иоанн Креститель. Поэтому это место заинтересовало русскую православную церковь, в 1881 году был куплен участок и построен этот монастырь. На территории располагается Храм во имя Иконы Божией Матери.

Пока мы бродили по территории, встречались монахини, которых сейчас проживает 60 человек. Но какие-то они неприветливые, даже злые. Ругались, если мы забредали не туда.
А оливки, между прочим, собирали монахи (в женском монастыре).

В этом монастыре наша экскурсия закончилась. Под конец мы очень, очень устали. А ведь еще ехать в Хайфу. А я когда планировала поездку, еще продумывала, куда бы заехать между Иерусалимом и Хайфой. Вот уж наивная.
Нас довезли к нашим машинам. Уже начался шаббат, по городу наряженные верующие шли к синагогам.
Водитель объяснил, как выбраться на трассу. Но мы, конечно, поплутали. Но, когда выехали на нужное направление, все стало понятно, дорога простая.

Это ночные небоскребы Тель-Авива.

Периодически связывались с Лёней, договорились о месте встречи около Хайфы.
И вот встреча состоялась. Как-будто не было этих 20 с лишним лет!
Сначала мы завезли девочек в их циммер. Заселили. Хозяйка что-то все время пыталась со мной разговаривать, но я ничего не понимала. Лёня выручил.
Ну а потом мы поехали дальше в Кирьят Ям. По дороге заехали к Бахайским садам. Очень красиво смотрелись в ночном освещении.

Но вот воздух на Средиземном море совсем другой. Влажный и даже тяжелый. Мне было не очень комфортно.
Вечер провели за столом в воспоминаниях и разговорах. Было ощущение, что не только мы с Лёней были давно знакомы, но и все за столом.

Но после полуночи, усталость взяла свое. Разошлись спать, вернее ушла я, а остальные еще полночи болтали за коньячком.