По Швейцарским Альпам и немного по Французским на арендованном авто. Часть 7 (Через перевалы в Тичино и через Италию в Валлис). / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

По Швейцарским Альпам и немного по Французским на арендованном авто. Часть 7 (Через перевалы в Тичино и через Италию в Валлис).

Подготовка. 1 часть.
2 часть.
3 часть
4 часть
5 часть
6 часть

7 день (26 августа, пятница)

Frutigen (Фрутиген) –Meiringen ( Майринген) – Reichenbachfall( Райхенбахский водопад) – Raterchsbodensee (озеро Ретерихcбоден) — Grimsel Pass (Перевал Гримзель) – Furka Pass( Перевал Фурка) – Andermatt (Андерматт) – Teufelsbrücke («Чертов мост») — St.-Gotthard Pass (Сен-Готардский перевал) – Airolo( Айроло) – Lokarno (Локарно)

Фрутиген – Майринген – Андерматт – Айроло — Локарно – 230 км

Этот день запланирован как день настоящего автопутешествия. Предстояло сделать дневной перегон в 230 км в кантон Тичино в Локарно. Это не просто переезд – это путешествие через три горных перевала с посещением интересных мест. Именно из-за возможности проехать таким путем и запланирован этот дневной маршрут. А переехать в следующее место нашего недельного пребывания можно было и другим путем – быстрым и комфортным. Например, всего километров 80 через Кандерштег, горы и тоннель или 180 км в сторону Женевского озера через Монтрё и Мартиньи по трассе. Но тогда не только не взглянем на итальянскую часть Швейцарии, промахнемся мимо суворовских мест, но и не прочувствуем прелесть известных горных перевалов.
Если честно, то мой оптимизм и жажда приключений не у всех наших попутчиков нашли понимание. Не понимали – «зачем»! Ну а как объяснить, что – «хочется»?! И так первую половину путешествия я старалась планировать с наименьшим экстримом. Но перед разъездом группы хотелось поставить жирную точку, а затем расслабиться среди пальм под почти итальянским солнышком. По-моему, очень неплохая задумка, правда ведь?
Слава богу, что в Локарно был забронирован второй автомобиль, поэтому как бы вечером революция не разгоралась, но выхода не было. В Локарно пришлось ехать всем!

Итак, утром сообщили фрау Розе, что мы уезжаем. Она нам вручила счет на туристический налог. Если бы я заранее не изучила этот момент, то ни за что не поняла бы, что это такое и где его платить. По жестам Розы, мы поняли, что платить в самом Фрутигене, а логически догадались, что надо обратиться в туристический центр. В навигаторе турцентра Фрутигена не было, решили, что будем спрашивать. Так и сделали. Долго не пришлось искать, покрутились немного около полиции, и нам объяснили – куда. Налог составил 12,6 фр/чел за 6 дней. На обратной дороге купили Розе горшочек цветов (цветы в Швейцарии очень в почете) и вернулись, чтобы отдать чек за налог, подарить цветы и окончательно сказать до свиданья. Думаю, мы были не самыми худшими постояльцами. А вот стоит ли рекомендовать туда ехать? Все бы хорошо, но утренний шум от стройки и пилорамы… Конечно, дом скоро построят, но две комнаты окнами выходят на дорогу, окна летом приходится открывать, поэтому тоже мешает шум. Поэтому в этом выборе может перевесить только цена, и то только для тех, кто как мы будут целый день где-то ездить.

До первой остановки мы доехали быстро, так как большая часть дороги была уже известна, да и расстояние всего 56 км.
Майринген — старинный городок прославился меренгами (их создали здесь во время нашествия Наполеона) и Райхенбахским водопадом, где Конан Дойль чуть не убил Шерлока Холмса.
В этом районе очень много разных интересных мест и провести здесь можно целый день. Это и музей Шерлока Холмса, Арское ущелье, ледниковое ущелье Розенлауи, в конце концов кофе с меренгами. Предварительно я, конечно, подготовила информацию по всем этим местам, но надо что-то выбирать. Мы остановились на главной достопримечательности – Райхенбахском водопаде.
На площадку перед водопадом доставляет старинный фуникулер (10 фр/чел). Оплату берут только наличными и только франками. Парковка около фуникулера бесплатная.




Конан Дойль писал:«Это — поистине страшное место. Вздувшийся от тающих снегов горный поток низвергается в бездонную пропасть, и брызги взлетают из нее, словно дым из горящего здания. Ущелье, куда устремляется поток, окружено блестящими скалами, черными, как уголь. Внизу, на неизмеримой глубине, оно суживается, превращаясь в пенящийся, кипящий колодец, который все время переполняется и со страшной силой выбрасывает воду обратно, на зубчатые скалы вокруг. Непрерывное движение зеленых струй, с беспрестанным грохотом падающих вниз, плотная, волнующаяся завеса водяной пыли, в безостановочном вихре взлетающей вверх, — все это доводит человека до головокружения и оглушает его своим несмолкаемым ревом.»



Конан Дойля так впечатлил этот водопад, что именно здесь он описал борьбу Шерлока Холмса с Мариарти.


С площадки мы увидели, что ближе к водопаду вверху видно еще площадки. К верхней части водопада ведет 20-минутная тропа. Конечно, надо туда сходить.




Красив не только водопад, но и открывающиеся виды вниз на долину (кликните).


Теперь нам предстояло совершить автопробег через перевалы. Первый из них — Гримзель (2165м).
От Майрингена до Гримзеля 32 км. Вроде бы немного, но в основном по горным серпантинам. С каждым поворотом пейзаж становился все суровее, но и красивее. Горы все мощнее, с пиками и ледниками. Но погода портилась просто на глазах, поэтому фото совсем не передают ту красоту, которую мы видели и в основном из окна автомобиля. Еще стоит отметить, что в Швейцарии не так уж много на дорогах смотровых площадок, где можно остановиться и пофотографировать от души, не мешая движению на дороге.



Почти на подъезде к перевалу увидели плотину и озеро небывалого серого цвета – Ретерихcбоден. В этом месте снимался один из фильмов про Джеймса Бонда, правда не знаю какой.



Когда мы подъехали к плотине, поднялся такой ураганный ветер! Машину подбрасывало на месте, а дверь практически невозможно было открыть. Подъехали каким-то чудом велосипедисты, как они могли удержать свои велосипеды и не улететь – невозможно понять. На саму плотину, как всегда, рискнули забраться только мы с Никитой. Остальные побоялись быть сдунутыми в ущелье и держали машину, чтобы ее не снесло. На плотине творилось невообразимое, в ушах гудел ветер, ничего не слышно, а идти против ветра практически невозможно.


По лестнице тоже спускались, крепко схватившись за поручень, так как в противном случае – только кубарем вниз.
Еще немного проехали и вот мы на первом перевале.




Не правда ли, практически Норвегия?


Едем дальше.



Название деревушки Gletsch (ледник) напоминает о том, что еще недавно, всего лет сто тому назад возле нее начинался ледник Rhône. За последние сто лет ледник значительно уменьшился в размере и сейчас его можно увидеть уже на высоте около 2000 метров, недалеко за отелем «Бельведер» на перевале Фурка (2431 м). Между перевалами всего чуть больше 6 км. Мы остановили машину около отеля на площадке. Машин было достаточно много, но место найти несложно.


Перевал Фурка – один из самых старых перевалов в Швейцарских Альпах. Движение через него было установлено в 1867 году. С перевала любуемся ледником Роне, Бернскими и Валезскими Альпами.


В сувенирном магазине народ даже оделся в швейцарские флисовые куртки, так было холодно. А я ведь предупреждала, держать близко теплые вещи. 2000 метров – это не курорт! По этим соображениям и в ледяной грот не пошли. Вход в этот грот через магазин за отдельную плату.

На перевале мы провели достаточно много времени, померзли на славу. Наверно, при более теплой погоде, полазили еще, так как виды действительно красивые. Но нас ждала дальнейшая дорога.
Сначала мы спускаемся с перевала и поворачиваем на восток в Андерматт.


Город пересекает Готардский автомобильный туннель, ведущий в Тичино. Въезд в тоннель перед городом у Гёшенена. Раньше он был самый длинный 16,3 км, пока этот рекорд не побил знаменитый тоннель в Норвегии. Андерматт – центр альпийской подготовки швейцарской армии. Не знаю, как насчет армии, но скалолазов встречали очень много. Город мы проехали не останавливаясь. Нас ждал легендарный Чертов мост, перекинутый через бурлящую горную речку Ройсс (Reuss). От перевала Фурка до Чертого моста 32 км.


У начала тоннеля на скале изображен дьявол в обнимку с козлом. По старинной легенде первый мост построил дьявол, и за это местными жителями ему была обещана душа первого, прошедшего через мост. Им оказался козел, выпущенный вперед людьми. Вот как смекалка помогла. От старого моста остались только фрагменты, а на его месте построен новый мост, но очень похожий на старый.





Это место привлекло нас не только своей легендой, но и реальными историческими событиями. В 1799 году это место было свидетелем одного из наиболее драматичных боев армии под руководством Суворова с французской армией. В память о русских воинах и их предводителе рядом с Чертовым мостом в углублении скалы высечен двенадцатиметровый крест. Под ним огромными бронзовыми буквами сделана надпись на русском языке: “Доблестным сподвижникам генералиссимуса, фельдмаршала графа Суворова-Рымникского, князя Италийского, погибшим при переходе через Альпы в 1799 году”. Это – одно из немногих мест, которые специально посетил президент РФ Д. Медведев во время своего первого визита в Швейцарию.




Впереди следующий интересный и самый известный перевал — Сен-Готардский (2108м). Перевал разделяет Северную Европу и Южную. На вершине перевала вокруг маленького озера несколько домов. После открытия автомобильного тоннеля через массив Готтард в 1980 году дорога через этот перевал потеряла стратегическое значение. Асфальтовая дорога, серпантинами поднимающаяся на перевал играет роль туристическую, всё грузовое движение направлено по тоннелю.
Мы, конечно, поехали не через тоннель, а через перевал. На перевале не останавливались. От Чертого моста до перевала 13 км.


После перевала мы спустились на трассу и гнали 90 км в Локарно не останавливаясь. Народ сморился, все затихли и уснули. Только Сергей за рулем вынужден бодрствовать. Я периодически открывала глаза, чтобы следить, как повышается температура за бортом, очень не хотелось, чтобы
в Локарно остались те +11 градусов, что были в горах. Но нет! С каждой порцией километров, температура медленно и верно повышалась. К моменту, когда мы подъехали к озеру Маджоре, градусник уже показывал +28.
Изменилась не только температура и пейзаж за окном, но вообще практически все. Названия стали итальянские, постоянно встречались указатели на Милан, а домики стали веселенькие, разноцветные и совершенно не «швейцарские».
Таким совсем не швейцарским оказался и наш отель «Piccolo hotel».

Отельчик понравился, весь интерьер под старину, с настоящими антикварными предметами и мебелью.
Номера тоже уютные, хотя и не очень большой площади.






У ребят номера были с лоджиями и террасами, у нас с Никитой – нет, так как только в номере без балкона две кровати, а не одна двухспальная. Но, зайдя в номер, я увидела одну большую. Побежала на ресепшен, дежурная подхватилась, побежала к нам и раздвинула кровати. Оказывается все просто. Еще один минус – нет кондиционера. Открытое окно совсем не спасало. И опять окно выходило на дорогу. Машины очень редко, но все же проезжали. У ребят окно во двор, поэтому было потише. Потом мы гуляли по городу, и я заметила, что нигде не видно кондиционеров. Может это скорее правило, чем исключение.
Кстати, оплату за номера у нас при заезде не взяли, сказали оплатить утром. У отеля есть несколько парковочных мест (бесплатно). Все говорят по-итальянски, но и по-английски тоже.
Бросив вещи, мы сразу пошли в город, очень хотелось кушать. Отель расположен не в самом центре, район называется Muralto, в районе вокзала. Но до центра очень близко, идти пешком.




До набережной еще ближе. На набережной находятся нескончаемым рядом кафе и ресторанчики на любой вкус. Мы выбрали итальянский. Заказали чисто итальянские блюда. Все очень понравилось, включая вино и официанта.


На сытый желудок пошли гулять по городу. Осмотра каких-то достопримечательностей запланировано не было. Просто прогулка без цели. Видимо, мы очень душевно поужинали, так как городок очень понравился. Южный колорит, не очень много народа, но атмосфера именно отдыха и лета.




На площади Piazze Grande открытые кафе, живая итальянская музыка, расслабленные отдыхающие.



В городе множество узких улочек, каждая достойна внимания, так как там разные дизайнерские магазинчики и прочие прелести.






Правда, я читала очень не лестные отзывы о Локарно. Пишут, что скучно и ничего хорошего. А нам на душу очень даже легло. Даже те, кто возмущался двухсоткилометровым переездом через перевалы, кажется, меня простили. По крайней мере встречались уже в Питере через два месяца после поездки и было отмечено, что Локарно и вообще итальянская часть (Тичино) очень даже понравилась и произвела впечатление.
До 1516 года Локарно был гнездом миланских герцогов, затем перешел к Швейцарии.
Конечно и старинные крепости, и церкви мы тоже обошли, но без фанатизма.





Местное искусство тоже удивило. Удивляет нас это их искусство, ну что поделаешь.



Несмотря на то, что бродить хотелось и дальше, мы все же это дело завершили, зависли в кафе на площади и просто слушали музыку, живую, конечно.

Юля захотела мороженое, увидела в меню мороженое «Romanoff» и стала пытать официантку, почему такое название. Я не сразу поняла, какую информацию она трясет из бедной девушки, которая не может понять, что нас интересует. Только когда Юля стала объяснять, что Романов – русский царь, дошло и до меня. Официантке тоже объяснение очень понравилось, теперь, наверно, для русских туристов за это мороженое поднимут цену.




Вот такой был наш последний день в первой части путешествия. На следующий день наши пути расходились: Сережа с Леной улетали через Цюрих домой, а мы, оставшиеся, должны взять новую машину и уехать в кантон Валлис, опять поближе к горам.

8 день (27 августа, суббота)

Lokarno (Локарно) — Re (Ре, Италия) – Domodossola (Домодоссола, Италия) – Simplon (Симплон) — Sion (Сьон) -Veysonnaz (Вейсонна) – 178 км
С утра в отеле сначала сходили на завтрак. Ну кому он может не понравиться? Читала в некоторых отчетах «фи». Чистенько, уютненько, по-домашнему, просто, но вкусно. Свежезаваренный чай и свежесваренный кофе приносят индивидуально, что пожелаешь. Ну и свежайшие круасаны. Мы были довольны.
После завтрака заплатили за отель и поехали за машиной. Адрес компании Hertz оказался совсем недалеко от отеля. Нас ждали, машина готова. Но вместо МКП нам предложили АКП. Как обычно, когда меняют заказ, цену не повысили (а автоматы в Швейцарии существенно дороже). Пришлось согласиться. На все остальное мы не согласились, я имею ввиду полную страховку. Менеджер так удивилась, как-будто все подряд эту страховку оформляют.
До отеля доехали, договорились, что номер мы освободим, а машина постоит на стоянке до обеда. Все – без проблем!

Простились с нашим вторым экипажем.

Кстати, хорошо, что они выехали в Цюрих сразу с утра. В районе Готардского тоннеля они часа три простояли в пробке и приехали практически к самолету. Наверно надо было ехать через сам перевал, быстрее было бы.

Ну что ж, а наш отпуск продолжается!

В Локарно на первую половину дня был запланирован только один пункт программы — францисканская церковь Мадонны-дель-Сассо (Santuario della Madonna del Sasso) – главная достопримечательность Локарно.
Фуникулер, который каждые полчаса отправляется к церкви, находится недалеко от вокзала, значит и от нашего отеля. Дошли пешком, сразу попали в вагончик, ждать не пришлось.


Стоит это удовольствие 6,60 фр/чел «туда-обратно», только наличными. К церкви можно доехать и на машине, но мы этого не знали.




Сначала мы погуляли наверху, там, куда приходит фуникулер.







Потом, наконец-то, нашли тропу к самой церкви.





По преданию, на этом месте в августе 1480 г. монаху Бартоломео д'Ивреа явилась Святая Дева Мария.





В монастыре есть старинные скульптурные композиции 15-го века, посвященные жизни Христа. В одной из комнат в натуральную величину изображена сцена Тайная Вечере. Монастырь в тот момент реставрировался, поэтому некоторые помещения были закрыты. Рабочих нигде не было, как, впрочем, и людей вообще. «Тайная Вечере» тоже реставрировалась, банки с краской и кисти прямо там же и стояли.



С галереи монастыря открывается очень красивый вид на Локарно (кликните).

Вообще, район Тичино достоин внимания. Это и интересный город Беллинцона с его тремя замками, курортный Лугано и многое другое. Как бы то ни было, надо выезжать. Ехать не близко.
Я почему-то предполагала, что поедем сначала вдоль озера, но навигатор сразу повел по каким-то узким улочкам, а потом в горы. Первые километры страху натерпелись! Я постоянно жала на несуществующие у пассажира педали. А дело просто было в том, что Паша привыкал к автомату. И все это на узких крутых улочках. Машины, которые ехали сзади, наглядевшись на нас, предусмотрительно держали дистанцию. Но постепенно все вошло в норму. В норму вошло управление Пашей автомобилем, но вот дорога была такая серпантинистая и узкая, аж зубы сводило от напряжения. Ни секунды невозможно было расслабиться.


А когда въехали в Италию, то ущелья и дороги стали еще уже и вихлястее. Но по большому счету, очень красиво! Я слегка пожалела, что совсем не изучила достопримечательности по этому пути. Наверно потому, что перегон большой и рассматривать особо было некогда. Но, как оказалось, мы проезжали огромное количество интересных мест.
Так километров через 7 после итальянской границы после местечка Ре, мы вдруг увидели красивейшую церковь.
Около нее было много народа, видно было, что там вообще целый комплекс культовых строений. Но совсем не знали, что это такое. И только уже в Питере я нашла, что это известнейший Храм Богоматери Крови (Santuario Della Madonna Del Sangue). А мы просто выскочили на пять минут и все.




Италию проехали быстро, меньше 50 км. Въехали и выехали. На границах сначала удивило, что стояли пограничники. Неужели, будет какая-то проверка документов? Мы даже притормозили, вопросительно на погранца посмотрели, но он покрутил рукой, похоже на наших гаишников: «Быстрее, быстрее!»
Дальше нас ждал пункт, который я неважно проработала. Судя по очень обрывочным сведениям, в районе Симплона, нам следовало проехать по Симплонскому тоннелю. Этот тоннель железнодорожный и, как я поняла, мы должны будем загрузиться на платформу и проехать 19,5 км через тоннель на ней. Я морально готовила наш экипаж к предстоящему приключению.
Но, видимо, навигатор так не считал. Железную дорогу слева по ходу мы видели, потом она куда-то вильнула и пропала. А мы начали набирать высоту. И, как оказалось, проехали через перевал Симплон (2005 м)! Кстати, а тоннель проложен на высоте всего 700 м. Но нет худа без добра! Оказывается (это я уже дома, готовясь к отчету узнала), путь от Домодоссолы через перевал Симплон до Брига и дальше в Саас-Фе является панорамным и туристическим. По нему возят туристов на желтом почтовом автобусе и называется эта дорога «Путь Наполеона», как раз Наполеон эту дорогу и построил. Эта дорога была первой, построенной человеком в Альпах! А я то думала, почему же так вокруг красиво?! Оказывается, и все так считают!


Может кто-то из читателей моего отчета больше знает про этот тоннель? Поделитесь информацией.

Постепенно пейзаж становился все более «швейцарским».


А после того, как стоя перед каким-то тоннелем (ждали разрешающий светофор), увидели эту коровку, то поняли – мы окончательно вернулись в Швейцарию. Эта фотка вызывает эмоции абсолютно у всех зрителей. А ведь сняли ее, чтобы время зря не пропало, стоя в очереди.


После Брига, мы уже устали восхищаться красотой. Просто ехали поскорее в новый дом. После Сьона, казалось, остались последние километры. Дорога резко пошла на горный склон.

Навигатор стал дуреть от поворотов на 180 градусов. Если бы у нас не было пошагового описания, как ехать, от администрации, то блудили бы долго. Но все же ресепшен нашли.
Мы будем жить в деревне Вейсонна(Veysonnaz), котороая вместе с Ненда, Тьоном и Вербье образует регион Четыре долины (Quatre Vallies).

Зимой – это рай для горнолыжников, летом – для туристов. Видимо, как раз для горнолыжников здесь и существуют эти деревни. Огромное количество домов, домиков, шале на любой вкус и размер. По местоположению наша деревня имеет наиболее удобное расположение. Ненда еще дальше в горы, а Тьон и Вербье дальше по долине (может я ошибаюсь, но мне так показалось). Зато в Ненда тоже огромный выбор шале и цены еще меньше.
Итак, на ресепшене, мы оформили документы. Дополнительный платеж (тур.налог, постельное белье и полотенца) составил 45,7 фр/чел. От финальной уборки мы отказались, уберем сами, так как стоит это удовольствие аж 250 фр. Еще здесь полагалось оставить примерно 400 фр депозит либо наличными, либо на карте. Так как с карты разблокируют не сразу, то я для этого приготовила бумажку в 500 евро. Сначала ее не хотели брать, так как сдачу они могут дать только франками. Поэтому надо в банке поменять и т.д и т.п. Но, когда я сказала, что они могут взять все, то проблема решилась. Денюжку запечатали в конверт, ее же и отдадут назад.
Нам выдали карту с расположением нашего шале. Поплутать пришлось, но дом нашли.


В точности как на фото на сайте. Машину можно поставить около дома на пятачке (но только одну). Дом для четверых просто огромный. На первом этаже: кухня, гостиная, спальня, душ и туалет. На втором этаже: три спальни, ванная с туалетом (только над ванной очень низко потолок, приходится нагибаться). Еще есть большой цокольный этаж: хозяйственная комната (стиральная и сушильная машина), какие-то комнаты отдыха, но не очень уютные. Для четверых более чем! Правда, несмотря, на большое количество помещений, мне показалось, что как-то все компактно, тесновато. Если приедет 8-10 человек, то постоянно будут толкаться.




Поужинали, а вечером вышли на осмотр окрестностей. Воздух не передаваемый! Панорама вниз в долину – красотища!



А около дома паслись такие замечательные козочки.



Попытались снять и ночной вид на долину.


Продолжение следует.

Комментарии (3)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

MVS

  • 23 октября 2011, 13:08
Отчет заслуживает +5 баллов!
+
1
+ -
avatar

puzzle

  • 23 октября 2011, 16:43
Может кто-то из читателей моего отчета больше знает про этот тоннель? Поделитесь информацией.

На железнодорожную платформу Вам нужно было погрузиться ещё в Италии, в городке Iselle. Поезд идёт до Брига. Стоимомть проезда — 22 франка. Время в пути — 20 минут. Отправляется поезд приблизительно каждые два часа. Ночью движение не осуществляется.

Мысли вслух: «Всё же кантон преимущественно франкоязычный, поэтому, на мой взгляд, более првильным будет называть Вале, а не Валлис» :)
+
1
+ -
avatar

usnatasha

  • 23 октября 2011, 17:17
Спасибо, буду знать. Но даже лучше, что промахнулись — гораздо красивее получилось. А по поводу названия, соглашусь. Я просто не связала разные названия в публикациях с языком.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.