Путешествие по Памиру и Тянь-Шаню 2009 года, часть 1 / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Путешествие по Памиру и Тянь-Шаню 2009 года, часть 1

Часть первая
С древнейших времен и до наших дней Средняя Азия привлекает многочисленных путешественников своей необычностью, ландшафтными контрастами и колоритом населяющих её народностей. Наш маршрут, местами повторяя Великий Шелковый Путь, проходил по территориям Российской Федерации, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и был проложен с учетом посещения многих интересных географических и исторических объектов: от отрицательных высот Прикаспийской низменности, до поднебесных вершин Восточного Памира, от жаркого дыхания пустыни Кызылкум до приятной прохлады озера Иссык-Куль, от многовековых центров человеческой цивилизации Хивы и Самарканда до редко посещаемых снежных перевалов Тянь-Шаньского Терскей-Алатау, от торговцев астраханскими арбузами, укрывающимися от жары под камышовыми навесами до узбекских мальчишек, продающих воду замороженную в лёд. Спортивная часть похода была нацелена на Памир и Тянь-Шань.
Памир — горная страна в Средней Азии, главным образом в Таджикистане (Горный Бадахшан); восточная и южная части находятся в Китае и Афганистане. Высшая точка вершина Конгур в Кашгарском хребте, на востоке Памира (7719м). В пределах Таджикистана высшая точка — пик Исмаила Сомони, бывший Коммунизма (7495 м), на восточных склонах которого расположен крупнейший высокогорный ледник в мире — имени Федченко длиной 74 км. От Памирской «крыши мира» взлетают вверх небоскребами вершины Карокорума и Гималаев, Гиндукуша и Тянь-Шаня.

Фото 1. Вид на хребет Гиндукуш
Экспедиция проводилась на трех автомобилях — московские экипажи на Jeep Wrangler «Rubicon» (горный вариант) и турбо-дизель Mitsubishi L-200, а также команда из г. Барнаула — представители алтайского джип-клуба «Алтай-offroad» на Toyota Land Cruizer-105. Все автомобили оборудованы лебедками, внешними воздухозаборниками (шноркелями), поднятыми на высоту около двух метров. Запас топлива у каждого экипажа на пробег не менее 500 километров. Кроме того, у Misubishi L-200 снизу были защищены агрегаты листом АМГ 5мм., установлены усиленные торсионы, по два амортизатора на каждое колесо, салон укомплектован бортовой радиостанцией.
Экспедиция была оснащена навигатором «Garmin-256», ноутбуком с закаченными в него картами пятикилометрового масштаба с GPS-антенной BU-353 к, радиостанцией, спутниковым телефоном системы «Иридиум».

20.07.09. Понедельник. 8-00. Новая Каширка. По встречной полосе деловито урчат фуры, суетливо перестраиваются между ними легковушки и джипы, торопясь успеть до основных пробок добраться в Москву. Солнечное, рабочее утро, начало недели… А нам в другую сторону, в другом направлении, перед нами «… такие дали, что не очень-то и дойдешь»! Дух путешествия, дух приключения затягивает мгновенно, приглушая чувство легкой тревоги, сопровождающее каждый новый старт, новый отъезд в чужедальние страны. Как там в казахстанских степях? А на границах и таможенных переходах? Как поведут себя автомобили в узбекских пустынях? Какова обстановка в Таджикистане, где «дик и грозен» шумит Пяндж?
Фото 2. Выезд из Москвы, последние приготовления.
Температура повышается с каждой сотней километров, как будто проводя нам генеральную репетицию перед сухой и жаркой Средней Азией, достигнув к 15 часам максимальных в этот день +37ºС, чуть дальше Тамбова. В планах первого дня основной была задача заехать за Волгоград, этой цели мы достигли около 22-00 часов. После Волжска, в уже плотной темноте, на берегу одной из многочисленных проток реки Ахтубы устроили лагерь под назойливый стрекот каких-то особо крупных кузнечиков. К ночи температура «опустилась» до +30ºС. Дневной пробег 1150 км.

21.07.09. После утреннего купания в Ахтубе продолжили свой путь на юг. Чем ближе к Астрахани, тем больше придорожных торговцев арбузами и помидорами, прячущихся от жаркого солнца под камышовыми навесами.

Фото 3. Утро на Ахтубе.
В этот день нам необходимо было преодолеть российско-казахскую границу, к которой мы подъехали к 18-40. На российском переходе была небольшая очередь, у казахов основное время потратили на таможенное оформление автомобилей, а в общем-то, по обе стороны границы отношение к путешественникам доброжелательное, препон и задержек ни те, ни другие не создавали, не докучали подробными досмотрами. После приобретения страховок и обмена долларов на теньге покатились по прикаспийским казахским степям. На ночлег остановились после 23 часов в мотеле, запомнившемся «люксовыми» двухэтажными кроватями.
Фото 4. Орел в степи.
Ночевали в 15 км за городом Атырау (Гурьев). Температура весь день была около 40 градусов. Проехали 705 км.
22.07.09. Зеленый цвет исчез из окружающих пейзажей, остался грязный, серо-коричневый. Только около редких в этих местах населенных пунктов радуют глаз корявые, выращенные с большой любовью и огромным трудом, деревца. После поселка Кульсары на долгие километры растянулся ремонт дороги. Ехать приходится по колено в пыли. Погода безветренная, жаркая, температура среди дня достигла 46ºС.

Фото 5. Растительность песков.
Столбы пыли перекрывают горизонт, временно нагоняя на степь сумерки. По дороге к городишке Бейнеу проехали по самому краю пустыни Кара-Кум и к 18 часам подкатили к казахско-узбекской границе. Казахов прошли в темпе, за полчаса, чуть больше задержались на узбекской границе, да и то лишь потому, что Павел устроил показательное шоу для таможни. Мужики в форме, как малые дети, открыв от удивления рты, следили за исчезновениями монет, развязыванием узлов и тому подобными фокусами в стиле Акопяна. Имиджевая футболка с броской надписью ЛДПР добавляла шарма в это представление. Когда подошло время досматривать машины, пара таможенников замахала руками: «Уезжайте быстрее, все равно, вот тот вон — Жириновский руками поводит и у вас в машинах всё лишнее исчезнет!».
В Узбекистане деньги крупные, как у нас в период гиперинфляции. Меняешь сотню-другую баксов и пресс купюр не помещается в руке. Всю северо-западную часть Узбекистана занимает Каракалпакская область. По приглашению гостеприимного хозяина — каракалпака Фархада, ночевали рядом с его чайханой, в паре километров за городком Каракалпакия. Проехали ещё 647 км.
23.07.09. Едем по обширному и ровному, как бильярдный стол плато Устюрт. Солончаки Агыйн сменяют пустыню Картпойкум, потом опять солончаки, и снова пески… Изредка нереальную ровность горизонта нарушает какой-нибудь пупырь, на карте гордо именуемый бугром Насамбек, высотой 120 м. Всё время движемся вдоль ветки газопровода «Средняя Азия — Россия».

Фото 6. Символ нашей экспедиции.
Сразу за плато Устюрт среди унылых песков, в районе кишлака Жаслык, расположился крупный содовый завод, охранники которого показывают более прямую, строящуюся дорогу в городок Кунград, где мы обедаем и продолжаем свой путь к колыбелям среднеазиатских цивилизаций, расположенным по берегам Амударьи, дающей влагу многочисленным оазисам, в которых издавна селились люди. Наша сегодняшняя цель — древний город Хива, когда-то бывший столицей Хорезмского царства. Перебравшись по понтонному мосту через мутную Амударью, попадаем в земледельческие районы. После серости песков радует глаз буйство зеленого цвета. По обе стороны дороги — рисовые плантации, залитые водой, фруктовые сады, развита торговля дынями и арбузами. В Хиву прибыли в 18-20, проехав за день 516 км. Поселились в уютной гостинице «Азия Хива», построенной недавно рядом с крепостью Ичхан-Кала.

Фото 7. Древняя Хива. Вид с минарета.
24.07.09. День, посвященный экскурсиям по городу и крепости Ичхан-Кала, отреставрированной к 2500-летнему юбилею Хивы. Мавзолеи, минареты, медресе. Стены крепости, заложенной около V века нашей эры, выполнены из саманного кирпича. Высота стен примерно 10 метров, толщина у основания около восьми. Экскурсовод Оксана, полуузбечка, полутатарка очень художественно рассказывает об исторических местах и событиях, иногда, правда путаясь в некоторых показаниях. Ну, да какой же Восток без лукавства и сказок!

Фото 8. Крепость Ичхан-Кала.

Фото 9. Недостроенный минарет. Высота должна была быть по проекту 500 метров.

Фото 10. Мастерская резчика по дереву. Резные колонны и двери — один из видов узбекского экспорта.

Фото 11. Росписи стен султанской мечети.
Более всего на нас произвели впечатление узкие улочки центральной части крепости, резные деревянные двери и колонны, голубые купола многочисленных медресе и мавзолеев, синева майолик, и, особенно, колодец в султанском гареме, у которого говорят «зарезали» киношного Петруху.

Фото 12. Колодец из «Белого солнца пустыни».

Фото 13. Ансамбль народных танцев.

Фото 14. Базарчик на территории древней крепости.
С 57-ми метрового минарета полюбовались панорамой старинной крепости и окружающего её города.
Фото 15. Крутой подъём на минарет.

Фото 16. Вид на стены крепости Ичхан-Кала

Фото 17. Охлаждающая надпись рядом с баром во внутреннем дворике гостиницы.
В тридцати восьми градусной жаре радует наличие в гостинице бассейна с бирюзовой прохладной водой.
25.07.09. Вернувшись на правый берег Амударьи, миновав современную столицу Хорезма — Ургенч, поворачиваем в сторону Бухары и постепенно вкатываемся в пустыню Кызыл-Кум. Температура достигла максимальной за весь поход +47ºС. Дует сильный горячий, как из включенного фена, ветер. Вне машины моментально обветриваются и лопаются губы. В крайне редких населенных пунктах мальчишки продают минеральную воду замороженную в лед. Но и это спасает ненадолго — через сорок минут полторашка ледяной воды становится до противности теплой.
Мицуха L-200 неадекватно реагирует на такие погодные условия, нервничает и, как следствие, начинает греться. Приходится включать печку, чтобы хоть как-то компенсировать воздействие горячей температуры на охлаждающую жидкость. Салон превращается в сауну! Поперек дороги — песчаные перемёты, точь в точь, как в Сибири сугробы. И так более четырехсот километров, пока впереди не показалась Бухара, потом Навои, и затем, уже в «прохладные» +35ºС, город Самарканд.

Фото 18. Песчаные переметы в пустыне Кызыл-Кумы.
В седом Самарканде происходит долгожданная встреча с алтайским экипажем. Размещаемся в частной гостиничке в центре старого города. Группа соединилась — можно начинать спортивную часть маршрута. Хотя назвать предыдущие три тысячи верст неспортивными язык не поворачивается. За день проехали 738 км.

Фото 19. Вечерний Самарканд

Фото 20. Узкие улочки старого города.
26.07.09.Утром устроили краткосрочную экскурсионную пробежку по основным архитектурным памятникам Самарканда — к историческому ансамблю на площади Регистан и мавзолею Амира Тимура. Впечатлений — масса, от ошеломляющей красоты «золотой мечети», от траурной торжественности мавзолейных саркофагов, от невозможной голубизны и разнообразия узоров майоликовских росписей!

Фото 21. Архитектурный комплекс на площади Регистан.


Фото 22.

Фото 23. Один из многочисленных минаретов.

Фото 24. Медресе Шердор.

Фото 25. Во внутреннем убранстве «золотой мечети» обильно использована позолота.

Фото 26. Мавзолей Амира Тимура. Вид снаружи.

Фото 27. И вид изнутри.

Фото 28. Комплекс исламской архитектуры Шахи-Зинда.

Фото 29. На территории комплекса.
В 12-00 выдвинулись в сторону узбекско-таджикской границы по шоссе Самарканд — Пенджикент. Переход осуществили организованно, четко и без задержек. Пограничники и таможенники были приветливы и не приставучи. Возможно, срабатывает наша самодельная бумага, в которой говорится о дружбе народов, важности нашей экспедиции, исторических ценностях и «дороге без границ». Скреплено это все большими печатями, короче, в Средней Азии подобные бумаги неизменно вызывают уважение у должностных лиц, в том числе у работников дорожной инспекции. Санитарный врач на узбекской стороне, правда, откровенно попытался вымогать деньги, но пришлось ему удовлетвориться парой пачек сигарет. На таджикской таможне задержались дольше — работники медленно и старательно оформляли временный ввоз автомобилей. В Пенджикенте поменяли на базаре деньги, пообедали в ресторане под открытым небом и, сначала по широкой, а потом по всё более сужающейся долине реки Зеравшан начали подъем вверх.

Фото 30. В Зеравшанском ущелье.
Горы подступили как-то незаметно и сразу серьёзные: главная вершина Зеравшанского хребта Чимтарга достигает 5480 м., высоты Туркестанского хребта поскромнее и лежат между тремя и четырьмя тысячами. Вроде, только что река была спокойной, равнинной и вот уже зажатая меж двух хребтов, кипит, шумит и брызжет слюной недовольная узкими размерами своего каменного ложа. Дорожное покрытие представляет собой давно разрушенный асфальт, спуски-подъемы, закрытые повороты — на преодоление 90 километрового ущелья потребовалось без малого четыре часа. На одном из склонов пасущееся стадо коров и овец сопровождает пастух, поющий животным песни под звенящие звуки зурны. Забавно.
Фото 31. Музыкальный пастух.
ПРОДОЛЖЕНИЕ следует

Все публикации автора на этом сайте:

Путешествие по Памиру и Тянь-Шаню 2009 года.

По Восточной Турции, гостеприимной Грузии и дождливой Армении. ( 2011 год)

Погружение в Гоби или караван дядюшки Бобо. ( 2012 год)

Комментарии (5)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

gundos

  • 27 января 2011, 12:30
интересненько, не помешало бы чуть больше подробностей и фото
+
1
+ -
avatar

Oлeg

  • 27 января 2011, 14:03
Спасибо за интересненько, постараюсь вставлять побольше фото.
+
1
+ -
avatar

OlgaNN

  • 27 января 2011, 15:48
очень интересно! ждем продолжения :-))
+
0
+ -
avatar

Columbo

  • 6 февраля 2011, 20:40
Интересно. Вместе бы машинки сфотографировать.
+
0
+ -
avatar

Oлeg

  • 7 февраля 2011, 11:32
Обязательно будет фото, где все три машины сняты вместе, думаю случится это в четвертой части.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.