Путешествие по Памиру и Тянь-Шаню 2009 г, часть 6 / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Путешествие по Памиру и Тянь-Шаню 2009 г, часть 6

Пятая часть

Часть 6.
06.08.09. Утром градусник показывает +6ºС, как и должно быть на высоте в 4000 метров. Плавно поднимаемся на перевал Уй-Булак (4232 м), последний раз любуемся видом на черное озеро Каракуль и начинаем подъём на перевал Кызыл-Арт.
Фото 107. Хребет Сары-Куль.
Фото 108. Утро в высокогорном кишлаке Каракуль.
После пересечения вброд реки Маркансу, берущей начало с ледников пика Ленина, идет быстрый набор высоты. За пару километров до перевала — погранпереход из Таджикистана в Киргизию. Работники таджикских спецслужб без задержек и придирок оформляют наши документы и мы продолжаем подъём на Красный перевал.
Фото 109. На перевале Кызыл-Арт.
На высоте 4280 метров, на перевальной точке установлена скульптура архара, символичные карты Таджикистана и Киргизии. Мы прощаемся с Памиром. С его молчаливыми горными гигантами, глубокими провалами ущелий, бурными гремящими речками, прозрачными холодными озерами, блистательными снежно-ледовыми вершинами, продуваемыми мощными ветрами безжизненными долинами, солнечными днями, ласковой зеленью оазисов, неприхотливым и гостеприимным народом.
Фото 110. Спуск с перевала Кызыл-Арт.
Дорога по нейтральной полосе обслуживается плохо, местами размыта селевыми потоками, беспорядочными ручьями. Но, зато, каковы вокруг виды гор! Особенно высящиеся с правой стороны массивы пика Коксукурбаши, а затем и пика Курумды (6613 м).
Фото 111. Горный массив.
После спуска попадаем в неласковые и недружелюбные руки киргизской таможни, которая долго и недоверчиво изучает наши бумаги, досматривает наши машины, явно с целью поживиться. Инспектор отдела наркоконтроля пытается обвинить нас в грязных намерениях, связанных с открытием новых наркотрафиков. Ну, а что ещё ожидать от машин с московскими номерами, едущими из Душанбе через горы в сопровождении таджикского коллеги?! В итоге, зачитав до дыр нашу серьёзную бумагу про дороги без границ и дружбу народов, конечно же, все таможенники успокаиваются и понимают, что ни к тем пристали, да, и взять с нас нечего, открывают шлагбаум и мы попадаем в Киргизию, в зелёную Алайскую долину.
А Памир остался сзади…
Фото 112. А Памир остался сзади...
Окружающие пейзажи сменились на более приветливые, теплые и мягкие тона, бурые Памирские гиганты — на зеленые склоны Тянь-Шаньских гор. Миновав приграничное село Сары-Таш, постепенно вкатываемся на связку перевалов Хатынарт (3541 м) и Талдык (3615 м), с которого открывается потрясающий вид на лихо закрученный хоровод серпантинов. Просматривается почти весь спуск! Перепад высот от вершины перевала до основания составляет около 800 метров. По склонам жуками ползают грузовики и автодорожная техника – ведется полномасштабная реконструкция дороги.

Фото 113. Спуск с перевала Талдык 3615 м.
Крутыми виражами, как на картодроме, скатываемся вниз. Преодолев Алайский хребет, по все время виляющей дороге спускаемся всем ниже и ниже, вслед за речкой Гульча.

Фото 114. Окружающие горы сложены из мягких, красных пород.
После поселка с таким же названием Гульча, уходим резко влево, чтобы подняться на перевал Чигирчик (2406 м), запомнившийся крутым “тещиным языком” на спуске.

Фото 115. На спуске с перевала Чигирчик.

Фото 116. Очень киргизский пейзаж.
Перекусив в кафе и перевалив хребет Актур, приближаемся к нашей сегодняшней цели – киргизскому областному центру Ош. В город въехали постепенно теряя высоту и по постоянно улучшающейся дороге в 17-00. Городок шумливый, восточный, улицы узкие. Машин много – запрет на правый руль в соседнем Таджикистане спровоцировал вывоз оттуда множества автомобилей японского производства по бросовым ценам. Вывески все на русском языке. Ночуем в гостинице. Проехали за день 270 км. Кто бы тогда мог подумать, что всего лишь через год здесь будет греметь оружие и прольётся человеческая кровь?!

Фото 117. Курмажан Датка — киргизская женщина-генерал и правительница.

Фото 118. Самса с мясом в тандыре.

Фото 119. Перекус в Ошском кафе.
07.08.09. От Оша до озера Иссык-Куль можно поливать по республиканской хорошего качества трассе через Бишкек. Но нам нужно через горы. Мы хотим проехать на это большое озеро, пробравшись через хребет Терскей-Алатау. А для этого необходимо попасть в районный центр Нарын и разыскать путь к перевалу Тоссор. Поэтому, выехав рано утром из Оша, миновав Джелалабад, мы по малопосещаемым дорогам, направляемся в сторону Нарынского района.

Фото 120. Въезд в город Джелалабад.
Несколько раз сбиваемся с пути, так как отсутствуют какие-то ни было указатели, а местные жители говорят, что таким путем, как мы желаем, никто на Иссык-Куль не ездит. На выезде из Джелалабада обнаруживаем согнутый и запылившийся указатель, который сообщает, что нужная нам дорога — прямо, но перевал закрыт. Стоящий рядом таксист пояснил, что речь идет о зиме, а сейчас: «Вы должны проехать.» В итоге попадаем на ту дорогу, которая и приводит нас к подножию перевала Калдома (3062 м), за которым, если верить карте проложена колея, ведущая к необходимому нам райцентру.

Фото 121. Начало подъёма на перевал Калдома.

Фото 122.
Если не обращать внимание на неблагозвучность названия, перевал поражает своим величием, трудностью и длительностью подъёма, красивыми серпантинами, практически полностью огибающими горный склон. Эти ажурные спирали плотно прижимаясь то к одному, то к другому крутому боку горы, постепенно и несмело приподнимают нас над ущельем, словно собираясь с силами, чтобы потом широкими пологими волнами вознести на вершину перевала. Колея узкая, в одну машину, перед закрытыми поворотами обязательна подача сигнала для предупреждения встречных. Общий подъем от подошвы до верха более 1500 м по вертикали!

Фото 123. Дорога на перевал.
Когда смотришь с перевальной точки вниз, дух захватывает от ощущения горной высоты, твоей легкости, невесомости мироздания. Дно ущелий теряется в маревой дымке, на самом перевале небольшие снежники. Вольный перевод названия перевала звучит примерно так: “Не проси меня остаться!”, но как же тут не задержаться, не налюбовавшись в обе стороны красотами, не надышавшись свежим ветерком! Чтобы растянуть удовольствие поднимаемся ещё почти на 100 м по высоте, к расположенному над перевалом ретранслятору и любуемся, любуемся, любуемся…

Фото 124. Вид на перевал от ретранслятора.
Спуск с Калдомы меньше наворочен поворотами, более прямолинеен, местами размыт ручьями и больше напоминает разбитую осенней грязью колею, чем достойную дорогу с серьёзного перевала. Спустившись до звенящей по камням речки Казарман, на солнечной полянке обедаем арбузом с лепешками и продолжаем свой путь к долине реки Нарын. Переезжаем с левого берега Нарына на правый и попадаем в царство узких, глубоких каньонов — отрогов хребта Молдотау, сложенного из желтоватых песчанистых пород.

Фото 125. Песчаные каньоны Молдотау.
Сегодня день сплошных серпантинов и потрясающих панорамных видов! Долгими пологими виражами поднимаемся на перевал Тогузгоро (2800 м), в переводе означающий Девять гор. Каких девять, их тут девятьсот девяносто девять!

Фото 126. Вид с перевала Тогузгоро на долину реки Нарын.
На склоне чуть ниже перевала вольготно расположилось стойбище киргизов-коневодов. Они угощают нас свежеиспеченными лепёшками, кумысом, каймаком (густая сметана). Объезжаем две вершины высотой около трех тысяч метров каждая, подбираемся к спуску и, пораженные, останавливаемся. Мы уже устали сегодня восхищаться!

Фото !27. Виражи на спуске.

Фото 128.
Крутой склон, по которому нам предстоит спустится в речную долину, будто арабской вязью испещрен узорами серпантинных кружев! Накружившись по этим фигуристым поворотам, утомленные этим насыщенным природными красотами днём, становимся на ночевку на берегу речки Кокджар, протекающей под высоким песчаным обрывом. Рядом — киргизское стойбище. По предложению хозяев, накормивших нас пловом, алтайский экипаж экзотики ради ночует в гостевой юрте.
За день пройдено ещё 351 км маршрута.

ТУТ ПРОДОЛЖЕНИЕ

Все публикации автора на этом сайте:

Путешествие по Памиру и Тянь-Шаню 2009 года.

По Восточной Турции, гостеприимной Грузии и дождливой Армении. ( 2011 год)

Погружение в Гоби или караван дядюшки Бобо. ( 2012 год)

Комментарии (3)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

anutik

  • 17 февраля 2011, 06:18
красотища!!! вы молодцы!!!
+
0
+ -
avatar

Columbo

  • 17 февраля 2011, 14:01
Мдааа… Вот так не предупредишь на подъеме и будешь задом сдавать очень долго. Узко очень-очень, на фото видно. И тормоза чтобы в норме были главное :)
+
0
+ -
avatar

Oлeg

  • 17 февраля 2011, 15:50
Уж, да. Благо не часто там встречные попадались. Нам-то попроще — три машины с радиосвязью, вовремя впередсмотрящие предупредят, а одному, конечно, сложнее. Но вообще-то подобная практика прохождения узкоколейных перевалов принята везде.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.