СКАНДИНАВСКИЕ СЕЗОНЫ. ЛЕТО - часть 3 (ШВЕЦИЯ) / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

СКАНДИНАВСКИЕ СЕЗОНЫ. ЛЕТО - часть 3 (ШВЕЦИЯ)

ВВЕДЕНИЕ — О подготовке к путешествию
ЛЕТО
ЧАСТЬ 1 — Паром в Швецию
ЧАСТЬ 2 — Стокгольм
ЧАСТЬ 3 — по Швеции в Норвегию (Västerås — Anundshög — Örebro — Осло)
ЧАСТЬ 4 — музеи Осло
ЧАСТЬ 5 — архитектура Осло
ЧАСТЬ 6 — Аурландс-фьорд
ЧАСТЬ 7 — Гейрангер-фьорд
ОСЕНЬ
ЧАСТЬ 8 — Олесунн
ЧАСТЬ 9 — Атлантическая дорога
ЧАСТЬ 10 — Свартисен-Сальстраумен
ЧАСТЬ 11 — Лофотенские острова
ЗИМА
ЧАСТЬ 12 — Полярный парк
ЧАСТЬ 13 — Тромсё
ЧАСТЬ 14 — Альта
ЧАСТЬ 15 — Нордкап
ВЕСНА
ЧАСТЬ 16 — Лапландия
ЧАСТЬ 17 — по Финляндии в СПб

В этой части мы, наконец, въедем в Норвегию — основную цель нашего отпуска. Большинство автопутешественников доезжают от Стокгольма до Осло или какого-нибудь другого начального пункта в Норвегии за световой день и описывают трассу как скучнейшую дорогу хорошего качества. Но мы с вами и на этом транзитном участке найдем что-нибудь интересное! Не могли же викинги и шведские монархи не оставить никаких следов вдоль одной из важнейших древних дорог?!



10.06.2014 ДЕНЬ 2 (Стокгольм — Вестерос)

Нагулявшись по Стокгольму, мы в 19:30 погрузились в наши «самосвалы» и помчались в сторону города Västerås, где нас готовы были принять родители одного из моих начальников. 110 км с остановкой на заправку одолели примерно за 1.5 часа. Но тут-то и началось самое сложное. Адрес нашего ночлега оказался где-то в новостройках. Следуя путанным указаниям навигатора, мы съехали с трассы Е18 направо, еще раз направо, опять направо и остановились на каком-то перекрестке. За домом №100 тут сразу следовал №190, а где искать нужный нам №154 было вообще непонятно. На балконе этого самого №190 я углядел пожилую шведку в халате, которая мирно поливала цветочки. Подпрыгнув от неожиданности, когда я обратился к ней за помощью, аборигенка принялась на ломанном английском давать мне подробнейшие указания, где искать недостающие дома. Я отправился пешком на поиски, и все время, пока меня не было, шведская тетенька через каждые две минуты выбегала на балкон, чтобы узнать: нашел или не нашел? Причем очень волновалась и переживала за успех розыскных мероприятий.

Скандинавы вообще фантастически отзывчивые люди. Они не слишком общительны, могут показаться замкнутыми и суровыми. Но все это сразу меняется, если у кого-то (в т.ч. незнакомого человека) проблемы. Когда наши соотечественники по привычке включают аварийку, остановившись на фотосессию, рядом будет притормаживать каждая шведская или норвежская машина, чтобы узнать: не нужна ли помощь? Сам я, слава Богу, в аварии на Скандинавском полуострове не попадал. Но вот, скажем, гуляя в Стокгольме, искали мы самую узкую улицу этого старинного города. Она была такая узкая, что мы ее дважды проскакивали, не заметив. В конце концов, я в отчаянии спросил о направлении у мужика, который в тот момент разгружал грузовик — таскал мешки и ящики в свой магазинчик. Так мужик тут же бросил груз и повел нас пару сотен метров, чтобы ткнуть пальцем в нужную улочку и пожелать хороших впечатлений от Стокгольма! Мне кажется, накладывает отпечаток Север, сложившиеся веками условия существования. Просто так тусоваться с незнакомыми людьми здесь менее комфортно, чем на расслабленном юге. Но зато от взаимовыручки буквально может зависеть выживание.

Поиски нужного дома в Вестеросе увенчались успехом. В стороне от дороги обнаружился целый микрорайон из стандартных малоэтажек. Пожилые супруги, купившие здесь квартиру для жизни на пенсии, получили здоровенное полуподвальное помещение «в нагрузку», оборудовали его под гостей и стали ждать. И вот, как они нам радостно заявили, — дождались! =) Хозяин дома раньше был пастором в Стокгольме, а теперь на пенсии помогает в местной церкви и работает плотником, чтобы не скучать. Его жена трудится в женском реабилитационном центре, пытается помогать бомжам и зависимым вернуться к нормальной жизни. Все четверо детей служат в церквях разных деноминаций, по стенам развешаны их свадебные фотографии. Несмотря на слабенький английский хозяина, беседа за чаем получилась весьма информативной и приятной. А там уже и ко сну пора было отходить.


Наш ночлег в Вестеросе


Пробег за день 110 км, средняя скорость движения 70 км/ч

11.06.2014 ДЕНЬ 3 (Вестерос – Эребру — Осло)
Утром нас развлекала внучка хозяев, недавно вернувшаяся из России, чтобы поступать в Университет на Родине. Пока дети резвились на дворовой площадке, юная хозяйка рассказывала о Швеции и местных достопримечательностях. О Вестеросе она знала, что большинство жителей здесь работают на одну из крупнейших шведских корпораций ABB. Однако, вопрос, что эта корпорация производит, поверг ее в глубокую растерянность. «Ну, более-менее все» — неуверенно предположила она. :) Путеводитель сообщил нам, что Västerås давно прозвали огуречным городом. Немецкий садовод начал активно выращивать тут огурцы, и с тех пор их поставляют по всей Европе. Впрочем, вряд ли ради пикулей и корнишонов стали бы создавать транснациональную корпорацию. Так что профиль деятельности главного местного работодателя, в силу необоримой моей лени, так и остался для нас загадкой. Зато у нас появилось желание хоть одним глазком глянуть на город, который изначально в планах значился просто как удачно подвернувшееся место для ночлега. Только сначала надо было оторвать детей от их нехитрых развлечений.


Дети отрываются

В 12:10 выехав с места ночлега… нет, это уже совсем никуда не годится. Изначально я думал, что за счет разницы во времени мы сможем превратиться в ранних пташек, осматривать все достопримечательности вовремя, устраиваться на ночлег, когда жаворонки-скандинавы еще охотно общаются с гостями… увы! Мы как-то мгновенно адаптировались к шведско-норвежскому часовому поясу. Так что срочно переводим часы на местное время и корректируем запись в бортовом журнале. В 10:10 (о, куда лучше!) покинув гостеприимных хозяев и вернувшись немного назад по трассе, мы оказались в историческом центре города Västerås.


Улицы Вестероса

Город показался нам провинциальным и очень милым. Т.е., на самом деле, он шестой по размеру в Швеции, но его большая современная часть существует как-то отдельно от старинного города, так что мы ее практически и не заметили. Снова экспериментировать с платными парковками нам не хотелось, поэтому городскую архитектуру мы исследовали, держа в поле зрения свои машины. Но все, что положено, тут было: церковь, замок, тихие улочки.

А когда-то жизнь в Västerås била ключом. Именно здесь Густав I Ваза объявил о начале Реформации в стране. Позже местный замок стал тюрьмой. Самым знаменитым ее узником был Эрик XIV. Этот шведский король попытался выстроить в стране вертикаль власти, умудрился наступить на все больные мозоли как олигархам знати, так и остальным сословиям, и в конце концов был свергнут. Когда он умер, правящий монарх Густав III заказал для покойного мраморный саркофаг — все же, как ни крути, а коллега по королевскому ремеслу. Но, как и полагается экономным скандинавам, размеры саркофага указал не слишком большие, чтобы лишнего мрамора не тратить. В итоге, тело усопшего монарха в гробницу не поместилось. Скупой платит дважды, скажете вы? Ну, это смотря насколько скупой. В данном случае, саркофаг переделывать не стали. Предпочли отрубить злосчастному Эрику ноги и положить их в гробницу, так сказать, довеском. =\ Веселая история.

В городке есть свои достопримечательности, но средневековой архитектуры нам и за предыдущий день хватило. Однако в путеводителе мы наткнулись на упоминание об интересном месте еще из дохристианских времен. Называется оно Anundshög или Anundshögen и находится всего в 8 км от города. Припарковавшись на просторной и бесплатной парковке мы отправились исследовать древнее святилище викингов.


археологические достопримечательности Anundshög

Когда речь идет о древних сооружениях, каждый исследователь может упражнять свою фантазию почти без ограничений. Никто ведь не знает наверняка, зачем наши предки воткнули в землю очередной камень или нацарапали на нем невнятного содержания узор. Большинство из археологов, однако, сходятся в том, что викинги выложили здесь нос к носу два каменных «драккара» или ладьи, каждая больше 50 метров длиной. Причем датируют их в щедром интервале 500 г. до н.э. — 1050 г. н.э.


В каменном драккаре

Кто-то предполагает, что это часть захоронений морских викингов. Однако более популярно мнение, что камни ограждали места собраний (тингов) общины, а булыган посередине служил чем-то вроде кафедры для очередного горлопана. Впрочем, захоронения тут безусловно есть — например, курган древних вождей.


курган Anundshög

Он аж 60 метров в диаметре — крупнейший в Швеции — и датируется уже 210-540 гг. Впечатляет. Впрочем, впечатляет не всех. Наши непочтительные дети быстро нашли древнему кургану новое применение:

Горка — она горка и есть!

Недалеко от кургана, ближе к дороге находится, пожалуй, главная местная достопримечательность — великолепный рунный камень.


Рунные камни заменяли доисторическим и историческим шведам Instagram и кучу других радостей жизни. Сначала в них вкладывали сакральный смысл, но в 965 г. н.э. датско-норвежский король Харальд Синезубый начертал на очередном камне рунную надпись "Зубы надо чистить"… нет, правила гигиены он посчитал не настолько важными, как посвящение маме и папе и восхваление своих заслуг в крещении Дании. Так вот после этого модным стало сообщать всем грамотным, кто и в честь какого родственника воздвиг данный монумент. Такие камни нельзя назвать могильными памятниками, т.к. под ними не хоронили. С другой стороны, морские бандиты, поэтично называемые викингами, редко заканчивали жизненный путь в уютной могиле, а память о них безутешным родственникам все же хотелось сохранить. Поэтому многие из подобных камней были поставлены по заказу безутешных вдов.

Рунный камень и целый ряд обычных каменных стелл в Anundshög были установлены неким Фолквидом на обозрение всем путешествующим по старой королевской дороге Eriksgata.


По этой дороге в обязательном порядке проезжал новоизбранный король свеев, собирая поддержку в тех провинциях, чьи представители не участвовали в выборах. Одного короля, кстати, убили неподалеку во время такого инаугурационного шествия. Он не стал брать заложников из знатных семей в провинции, поддерживавшей альтернативного кандидата. Местные жители решили, что он их совсем не боится, и были вынуждены смыть оскорбление кровью.

Но для создателя рунного камня было важнее, что его искусством будут любоваться высокопоставленные особы. Надпись на стелле вполне традиционно гласит, что воздвигнуты все эти камни в честь его сына Фолквида, брата Анунда, а копирайт на руны принадлежит товарисчу по имени Вред. Необычен камень своими узорами, в которых каждый исследователь видит тот или иной сакральный смысл в меру собственной испорченности.

Рунный камень Anundshög

На случай, если жизнь в поселениях викингов становилась скучной и предсказуемой, среди жителей очень популярно было возводить всякие лабиринты. В центр можно было, например, поставить девушку, и у заскучавших мужиков сразу появлялся интерес к решению шарад. Один из лабиринтов расположен прямо рядом с курганом и каменными драккарами. Несмотря на отсутствие приза в виде девушки, а может быть, именно благодаря этому (с учетом возраста), мои мальчишки взялись за распутывание лабиринта с большим энтузиазмом.


лабиринт в Anundshög

Однако этот лабиринт недостаточно древний, а может и вовсе полностью реконструированный, и все указатели здесь направляют туристов к другому лабиринту, примерно в километре по сельской дороге. Погода располагала к неспешному отдыху, и мы с удовольствием прокатились мимо загонов с лошадьми к лестнице на невысокий холм. Там нас ждал примерно такой же лабиринт, только гораздо менее четкий. Возможно, в древности их тоже выщипывали в траве, но не представляю, как можно следы такого лабиринта обнаружить спустя тысячелетие. Наверное, все же, там есть и каменная основа.


лабиринт в Anundshög

А нам пора уже оставить загадки этого места и продолжить путь по Швеции. В 13:15 по местному времени мы снова выскочили на автомагистраль, чтобы за полтора часа доехать до старинного города Örebro.



Подъезжая к городу мы заметили необычную постройку. Ресторан? Телебашня?


башня Svampen

Как выяснилось уже дома, мы увидели одну из самых посещаемых водонапорных башен в мире. Построили башню Svampen (в переводе — гриб) в 1958 г. Эта 58-метровая конструкция хранит 9 миллионов литров воды для города и окрестностей. В Саудовской Аравии создали ее точную копию. На башню можно залезть, но мы об этом не знали, да и не планировали любоваться окрестностями с высоты. Нас больше интересовал исторический центр старинного города.

Основной достопримечательностью этих мест считается замок Эребру, построенный в XIII веке, но существенно переделанный 300 лет спустя. Проезжая по центру города, мы вглядывались в каждое здание с башенками, предполагая в нем тот самый замок и то и дело ошибаясь.


Замок, да не тот!

Но увидев былую королевскую твердыню, ее уже ни с чем не спутаешь.




замок Эребру

Некогда величественный королевский замок со временем стал тюрьмой для колдуний, рецидивистов и… русских военнопленных. =\ Сейчас здесь расположены офисные помещения и резиденция губернатора. Экскурсии по замку проводятся, но, говорят, это больше клоунада, чем погружение в историю. Конференц-залы везде примерно одинаковы. Поэтому в сам замок мы не пошли, ограничились посещением внутреннего дворика. Отсюда в здание ведут отдельные входы, некогда позволявшие королю и королеве существовать совершенно независимо друг от друга. =\



Новая офисно-планктонная жизнь замка заметна и снаружи. Даже пушки здесь какие-то… мирные.


Make kids, not war


Карету мне, карету!


Свет в окошке

Город Эребру вырос у моста, где пересекались паломнические и правительственные тракты средневековой Швеции. Собственно, Örebro в переводе — «гравийный мост» (т.е. мост, с гравийным основанием под его концами). Ну, насчет гравия не знаю — не проверял, но мосты тут и в самом деле на все вкусы:




Мосты Эребру

Обойдя замок кругом и полюбовавшись мостами, мы отправились знакомиться с окрестными кварталами. Строительством средневекового города занимались, в основном, любекские купцы — отсюда типично немецкая планировка Эребру.




архитектура Эребру

Иностранное влияние в Швеции заметно и по сей день, разве что география слегка изменилась:


везде наши люди

Может быть, именно поэтому жители Эребру балконы колючей проволокой огораживают? ;)



Вернувшись к замку, мы познакомились с несколькими памятниками, установленными на главной площади. Ну, Карл XII, все дела, это понятно, но кому посвящена эта статуя мыслителя на набережной, я так и не смог разобраться.


О чем мыслите?



Подытоживая, городок нам понравился. Хорошая остановка в пути, тихо, спокойно, есть чем глаз порадовать. Прощаемся с Эребру на позитивной ноте. Загнали дочку в цветник и устроили фотосессию.


цветочки

В 16:00 мы уже снова наматывали на колеса трассу Е18 в сторону Норвегии. Пообедали на АЗС, заодно заправившись напоследок шведским бензином — скоро он будет казаться нам дешевым. Надо сказать, автомагистраль была довольно утомительна. На ней активно шел ремонт, то и дело возникали пробки из-за реверсивного движения или аварий. В одной из таких пробок мы выпали в осадок, наблюдая ностальгическое зрелище: по обочине пробку стала объезжать красная Lada с финскими номерами. =\ Но на этом все не закончилось. Ее примеру одна за другой последовали еще три машины, и все они были красные!!! Видимо, в шведских и норвежских правилах есть особый параграф, прописывающий исключения для автомобилей красного цвета. Жаль, что мы не знали об этом заранее: ведь обе наши машины именно этой расцветки. :)

Границу с Норвегией проехали в 20:15, как и полагается в ЕС, практически незаметно: здание погранслужбы было, похоже, давно заброшено. Изменился цвет дорожной разметки, трасса стала чуть-чуть поуже, а в остальном все то же самое. Хотя нет, еще один существенный отличительный признак: по всей Норвегии дороги увешаны плакатами вот с такой девочкой:


загадочная девочка

Можете предположить, что сие означает?

Постепенно, впрочем, отличия стали накапливаться. Начал меняться пейзаж за окном. Чувствовалось приближение гор, которые станут нашими постоянными спутниками в Норвегии.



Вдоль норвежских дорог

Изменился также и автопарк. В Европе вообще любят антиквариат на колесах, но в Норвегии количество ретро-автомобилей на ходу просто зашкаливало.


раритет

С другой стороны, страна норгов особенно активно внедряет самый современный транспорт, в первую очередь, электромобили. В одном Осло их купили уже более 10,000 штук.


электромобиль

Этим агрегатиком мы любуемся уже на парковке в норвежской столице, куда благополучно прибыли к 21:30 (почти полночь в Питере, но мы ведь уже договорились жить по местному времени).


Пробег за день 340 км, средняя скорость движения 70 км/ч

Из автомобиля рядом с электровеником уже выбирается наш хозяин в Осло, чья семья сделает наше пребывание в этом городе незабываемым. Норвежскую столицу многие считают скучным и невыразительным городом. Мы здесь проведем целых два дня и постараемся опровергнуть это мнение, заодно поразмышляв об особенностях скандинавской обнаженки, истоках тяги норвежцев к великим географическим открытиям и о том, куда «Титаник» плывет?

Комментарии (14)

RSS свернуть / развернуть
+
4
+ -
avatar

begun12

  • 30 октября 2014, 12:17
Наконец-то очередная информативно-субъективная часть вашей поездки! Очень интересно, нестандартно, цепляет! Хотя сама я сейчас мыслями прямо в противоположной стороне и читаю про другое.
Фотография самая первая — чума. Думаю, Ваша дочь, став взрослой барышней, будет с удовольствием себя на ней рассматривать. Хотя с такими родителями вы ей быстро накидаете самых разных и в разных концах Европы и не только.
Все понятно про загруженность и тэ дэ, но нельзя ли делать паузы между частями покороче, а?!

+
3
+ -
avatar

bkozyrev

  • 30 октября 2014, 12:41
нельзя ли делать паузы между частями покороче, а?!

Я очень постараюсь, правда-правда! Просто я неделю в Израиле был, почти без интернета. А сейчас еще на неделю во Владимир уезжаю и совсем без интернета буду. :( Но потом уже буду дома сидеть и стараться все выкладывать без больших интервалов. =)

Хотя сама я сейчас мыслями прямо в противоположной стороне и читаю про другое.

Подробности? ;)
+
1
+ -
avatar

begun12

  • 30 октября 2014, 12:48
Тогда с Вас исчо Израиль причитается, да и Владимир тоже очень интересен!
Насчет подробностей — делиться планами не очень люблю, но часто проговариваюсь. Так что доживем до понедельника весны!
+
2
+ -
avatar

bkozyrev

  • 1 ноября 2014, 09:56
Тогда с Вас исчо Израиль причитается, да и Владимир тоже очень интересен!

Во Владимире я на конференции — кроме гостиницы ничего не увижу. Немножко про этот город и про Суздаль писал в отчете, про одно из первых наших путешествий в 2009 г.

А про Израиль надо будет написать, хотя бы для себя. Не уверен, что это будет интересно широкой публике. Это было не автопутешествие в строгом смысле этого слова. Я впервые повез группу из Питера, ездили мы на автобусе, смотрели разные библейские места. Ну, может быть, в разделе «не на автомобиле» или в личном блоге размещу.
+
1
+ -
avatar

Умка

  • 1 ноября 2014, 22:57
Борис, про Израиль обязательно пишите в любом разделе. Будем очень ждать!!!
+
2
+ -
avatar

bkozyrev

  • 8 ноября 2014, 20:13
Насчет подробностей — делиться планами не очень люблю, но часто проговариваюсь. Так что доживем до понедельника весны!

Конечно, я просто не понял, что это планы на будущее. Ну, в любом случае, здорово, когда планы есть. У меня следующий год может выпасть практически полностью. :(
+
2
+ -
avatar

begun12

  • 9 ноября 2014, 10:38
Планы-планами, но что рубль вытворяет — только за голову хватаешься! Автоматически стоимость грядущей поездки увеличилась на сколько процентов? 15 или около того?
Но: «Передайте Ильичу — нам и десять по плечу!»
Надеюсь, что все планы воплотятся.
Иде продолжение?!
+
3
+ -
avatar

merenga25

  • 30 октября 2014, 13:01
Наконец- то дождалась продолжения, вмиг прочитала. Все так же интригующе-информативно и приправлено юмором. Про менталитет северных народов полностью с Вами солидарна, такими же качествами отличаются и наши северяне. Жду продолжения, впереди НОРВЕГИЯ!
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 3 ноября 2014, 09:57
Про менталитет северных народов полностью с Вами солидарна, такими же качествами отличаются и наши северяне.

Тоже об этом подумал. Более того, в любом регионе на трассах взаимопомощь всегда больше, чем в городах — по тем же причинам: для каждого из водителей от помощи других может и сама жизнь зависеть.
+
2
+ -
avatar

merenga25

  • 30 октября 2014, 13:32
Загадочная девочка? Судя по переводу с норвежского- вопрос о ограничении скорости. Думаю, суть в смертности на дорогах.
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 6 ноября 2014, 00:28
Да, Вы правы, конечно. Надо было предложить читателям высказывать версии «наугад», без перевода надписи. ;) На некоторых форумах каких-то вариантов не предлагали: и всенорвежский розыск этой девушки, и реклама непонятно чего… а это социальная реклама — призыв не превышать, а то и не разглядишь, кого сбил. =\
+
3
+ -
avatar

merenga25

  • 6 ноября 2014, 09:10
Просто меня очень напугала вероятность криминальной версии, поэтому я основательно взялась за «расследование».
+
1
+ -
avatar

puzzle

  • 28 января 2015, 13:55
Занятно, что в Эребру мы тоже заезжали со стороны Стокгольма, но вот мимо башни не проехали. Я про неё знал, но искать не стали — зависли у замка, а потом надолго на какой-то цветочной ярмарке в необыкновенно красивом парке

Эребру — чудный городок!
Ее примеру одна за другой последовали еще три машины, и все они были красные!!!

Видимо, это были пожарные машины)
В Европе вообще любят антиквариат на колесах, но в Норвегии количество ретро-автомобилей на ходу просто зашкаливало.

Мне показалось, что в Швеции их всё-таки больше. И что характерно — шведы их используют в повседневной жизни, а не только во время ретро-автопробегов.
Норвежскую столицу многие считают скучным и невыразительным городом. Мы здесь проведем целых два дня и постараемся опровергнуть это мнение

Мы там провели три дня, и они никак не были скучными. Так что поддержу)
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 28 января 2015, 16:19
зависли у замка, а потом надолго на какой-то цветочной ярмарке в необыкновенно красивом парке

Ох какая красота на фотографии!!! И цветочки тоже ничего. ;)

Мне показалось, что в Швеции их всё-таки больше. И что характерно — шведы их используют в повседневной жизни, а не только во время ретро-автопробегов.

Вполне вероятно. Просто мы в Швеции не так много времени провели — не успели заметить.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.