Турция. В поисках новых приключений. Часть 5. «Античные шедевры» / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Турция. В поисках новых приключений. Часть 5. «Античные шедевры»

Начало здесь



Наступил третий день наших приключений в Турции. Сегодня нам предстоит побывать в еще одном античном городе, расположенном почти у самой черты Анталии. Это город Перге. Кроме того, в планах посетить археологический музей Анталии, в котором собраны все шедевры, обнаруженные при раскопках в различных античных городах Турции. Свой рассказ о Перге я буду иллюстрировать фотографиями античных скульптур, обнаруженных при раскопках именно в этом городе. Эти фотографии мы сделали в музее сразу же после посещения Перге. Мне кажется, это позволит представить этот город во всем своем былом великолепии.
Итак, машина заправлена, и мы выезжаем по направлению Анталии. По пути заезжаем в поселок Бельдиби, где забираем с собой Лену — нашего друга и коллегу Оксаны. Она тоже отдыхала в это время в Турции и с удовольствием согласилась присоединиться к нам в поисках приключений.
Выехали мы в 7.45, Лену забрали в 8.00, и уже в 8.45 поставили машину на бесплатную парковку у входа в Перге. Как всегда, благодаря крупным указателям, плутать нигде не пришлось:


А теперь немного о Перге.

Перге – это один из хорошо сохранившихся памятников римской культуры. Здесь можно подробно изучить строение древних городов, расположение улиц и посмотреть на сохранившиеся до наших дней элементы знаменитых бань.
В давние времена Перге был связан с морем судоходной рекой Кестр.
По некоторым источникам это место было основано тремя участниками Троянской войны.
Однако, найденная в селе Богаз хеттская таблица констатирует, что город назывался Парга, и, если обратить внимание на имя одной местной богини, выгравированной на найденной здесь монете, то история города восходит к еще более древним временам.
Первое поселение возникло в 1000 году до н.э. и ограничивалось территорией акрополя. Постепенно оно разрасталось по всей долине. Перге был свободным и независимым городом до прихода сюда Александра Великого в 333 году до н.э., земли были захвачены им, после его смерти перешли в руки серахудов, затем вошли в состав королевства Бергамы, со II века стали владениями Римской империи, а в IV веке приняли христианство.
Эллинистический и римский периоды были благоприятными для города. В Перге чеканилась своя монета, покровительницей города считалась Артемида Пергская.

При раскопках попадаются и целые клады:


Этот живописный приморский город получил известность в истории религии в связи с тем, что здесь свою первую проповедь прочел Святой Павел, и в истории науки, так как он считается родиной Аполлония, автора знаменитого трактата по геометрии. Знаменитый древнегреческий математик и астроном Аполлоний Пергский (260-170) пытался разработать теорию движения планет.
После господства здесь Византии, Сельджуков, в 1391 году этот город вошёл в состав Османской империи.

В настоящее время почти вся территория города обнесена забором, вход через турникеты по билетам. Пропускать начинают только в 9 утра, и у нас есть немного времени, чтобы осмотреть развалины стадиона, который оказался вне периметра ограждения. Стадион был рассчитан на 12 тысяч зрителей (ширина — 34 м, длина — 234м).

Его ряды по периметру подпираются арками. В некоторых арках были проходы в стадион, а в остальных находились магазины. До сих пор кое-где сохранились надписи о хозяевах магазинов и продаваемых товарах.


Возможно, здесь проводились игры, подобные олимпийским играм. Стадион украшали колонны:

и постаменты с бюстами императоров или победителей различных состязаний:


На ступеньках цветет такая красота:

За стадионом виднеется здание амфитеатра, построенного в I тысячелетии до н.э. Амфитеатр рассчитан на 15000 зрителей. Он, судя по всему, закрыт, на реставрацию, и туристов туда не пускают:


Ровно в 9.00 начинают работать кассы. Цена билета здесь 15 лир с человека (около 270 рублей). Сказывается, что этот объект является одним из самых посещаемых мест в Анталии, поэтому с туристов можно и срубить поболее (обычно везде брали 5 лир).
Визитной карточкой древнего Перге сегодня являются ворота эллинистической эпохи, возвышающиеся в виде полуразрушенных круглых башен. Стены города высотой 12 м сохранились с эллинистических времен. Южные ворота, через которые туристы попадают в город, называются «Римскими воротами». Сразу за ними перед вашим взором предстанут эллинистические ворота. Эти ворота считаются самыми главными воротами города (III век н.э.). По краям ворот стоят башни округлой формы. За воротами небольшой U-образный двор с нишами в стенах. Когда-то здесь стояли статуи богов, императоров и основателей города. Во время раскопок вблизи этих ворот были обнаружены некоторые из этих скульптур.
Эллинистические ворота



В этих нишах стояли скульптуры



Жрица Артемиды-главной богини города


Здесь же стояла статуя Планчии Магны, богатой жительницы города, дочери губернатора римской провинции Вифиния. В 1-й половине 2в. н.э. она спонсировала сооружение множества украсивших Перге построек, за что горожане сравнивали ее с самой божественной покровительницей Артемидой. Среди возведенных или украшенных на средства Планчии сооружений числятся и примыкаюшие к эллинистическим воротам стены с нишами (и скульптурами)



Ее же средствами возведена за эллинистическими воротами монументальная трехпролетная арка, по предположениям археологов – подобная Воротам Адриана в Анталье (уж их то, думаю, видели многие). Сейчас здесь лишь остатки пилонов:

Разумеется, разве могли римляне возвести монументальное сооружение и не украсить его скульптурами?
Богиня удачи Тихе (Фортуна):

Император Адриан в доспехах:

Жена императора Марка Аврелия – Фаустина Младшая


Повсюду разбросаны удивительные образцы резьбы по камню:






А мы уже осматриваем сооружение рубежа 2 и 3 веков нашей эры – ворота, возведенные в правление императора Септимия Севе́ра:


В нишах между 5-ю арками стояли статуи, и некоторые из них сохранились:
Артемида (Диана)

Немезида, богиня возмездия

сопутствующий ей грифон

Две женские фигуры (В правой опознали меценатку Планчию Магну (о которой мы говорили чуть раньше), а вот вторая, безголовая, принадлежит по предположениям археологов некоей «богине 2-го уровня» из свиты Диониса – не зря ж она держит в своей руке, положенной на плечо Планчии Магны, символическую гроздь винограда):


Между римскими и эллинистическими воротами видны остатки Нимфея Септимия Севера, императора родом из знаменитой Лептис-Магны (нимфей-это святилище нимф в виде фонтана):

А ведь когда-то сооружение выглядело так:

В музее Антальи представлена реконструкция небольшого фрагмента Нимфея – фронтона, занимавшего свое место над аркой-проходом в левой части сооружения:

Кое-что из декора фонтана попытались восстановить прямо на месте, в Перге:



Наверное, единственная вещь, которую турки переняли у римлян – это любовь к банным процедурам. Раньше, посетить баню мог не каждый, а только человек из знатной семьи, удовольствие это было не из дешевых. В бани шли не для того, чтобы мыться или париться, хотя и для этого тоже. В банях в основном решали все важные вопросы, беседовали о делах, вели философские рассуждения, проводили знакомства и так далее. Римляне старались воплотить в банях весь шик своей роскошной жизни. Ступеньки там были высокими, чтобы сделать походку более важной и величественной.
Слева от эллинистических ворот располагается баня (второе столетие н.э.), которая считалась самой большой баней в Памфилии. Она была отделана мрамором, украшена скульптурами и рельефами. В некоторых местах сохранилась отделка стен пластинами мрамора. В прекрасном состоянии мраморные и галечные полы. Если пройти в глубь бани, можно увидеть остатки дренажной системы.
Главный вход в баню:



Даже сейчас колонны из асуанского гранита производят неплохое впечатление, а ведь когда-то пропилеи выглядели так:

Именно здесь нашли скульптуру Траяна, предпоследнего императора Рима, прирастившего количество провинций путем завоеваний:

Изображения на панцире Траяна вполне к лицу императору-воину: вверху голова Горгоны-Медузы, чуть ниже – два хищных грифона

Там же нашли и изваяние Адриана, наследника Траяна. Сейчас эта скульптура встречает посетителей на входе в музей Анталии:

Неподалеку археологи извлекли статую бога торговли и хитрости Гермеса (Меркурия), покровителя послов, путников и магов. Он служил вестником богов, ибо славился высокой скоростью передвижения благодаря крылатым сандалиям. Именно эти сандалии и поправляет Гермес из Южных бань Перге, правда, крылышки то от них кто-то отбил. А под ногой у бога-скорохода один из его символов – черепаха. Вроде бы неожиданное сочетание, однако, на самом деле, оно никак не связано с расстояниями и скоростями: младенец Гермес, увидев черепаху, содрал с нее панцирь, добавил 7 струн, изобретя таким образом лиру, после чего продал ее Аполлону (вот откуда у солнцеликого бога символ-лира!):


За южным портиком палестры располагались аподитерий (раздевалка) и фригидарий (холодное отделение)
Вход в аподитерий украшали колонны из эвбейского мрамора:

Для оформления же входа в фригидарий использовали мрамор скиросский. В нишах вокруг бассейна стояли скульптуры:

Гарпократ – «синтетическое» божество, созданное македонянами после завоевания Египта путем объединения своего Аполлона и почитаемого их новыми подданными Гора. Его глазами являлись Солнце и Луна, дабы непрестанно следить за исполнением законов. Поднесенный к устам статуи палец говорит о еще одной особенности бога – существовало «секретное учение» Гарпократа, и посвященных в него призывают к соблюдению тайны:

Неизвестная женщина (меценатка? родственница какого-то мецената или городского магистрата?):

Через западный портик палестры мы входим в еще одно помещение фригидария

Окна бань старались при возможности обратить к югу – для лучшего освещения, и чтобы зимой солнце хоть немного обогревало их:

Внутренние помещения также украшали колоннами и статуями. Мы видим Немезиду, богиню возмездия. О ее «профессиональной ориентации» свидетельствуют несколько атрибутов: обломанная линейка в левой руке (символ контроля за соблюдением законов божеских и человеческих), такое же полусломанное колесо под лапой спутника-грифона (намек на быстроту возмездия) и согнутая в локте правая рука, символизирующая неизбежность кары (в те времена локоть являлся мерой длины, так что жест говорил — сколько веревочке не виться, но всему можно измерить предел):

А мы переходим в соседнее, «теплое» отделение (тепидарий). В одной его части сохранился бассейн:

В другой — традиционная для античных бань картина вскрытого «теплого» пола:

И наконец «горячее» отделение (кальдарий):

Мы не удержались, чтобы не исследовать устройство «теплого» пола:


Те еще катакомбы!



В банях был даже туалет:

В окно бани видно крепостную стену:

Многочисленные ниши у бассейнов бани украшали статуи богов и богинь.
Богиня здоровья Гигиея, кормящая змею из Рога изобилия, который она держит в левой руке

Еще одна скульптура богини возмездия из Южных бань Перге. В отличие от Немезиды из фригидария, у этой лишь один символ ее карающей профессии – линейка в руке, отмеряющая соответствие поступков законам:

Богиня любви Афродита:

А далее мы видим одну из самых знаменитых скульптур Перге – танцовщицу:

Ее изваяли с использованием сразу двух видов мрамора: традиционного белого для тела и черного для волос и одежды. Чтобы восстановить статую из более чем сотни найденных обломков археологам пришлось немало потрудиться.
Скульптура Афины. Как и положено богине-воительнице, на ней шлем и нагрудный панцирь из рыбьих чешуек с головой Медузы-Горгоны в центре


На этом наше знакомство с Южными банями Перге завершается, и далее на очереди – агора.
Продолжение здесь.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.