Дагестан, Чечня, Крым и Кавказские Минеральные Воды с собакой / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Дагестан, Чечня, Крым и Кавказские Минеральные Воды с собакой

В прошлом году испугались большого скопления людей на побережье Черного моря, и в отпуск поехали на Алтай. Та поездка очень понравилась, но очень не хватило моря. Поэтому в этом году, учитывая небезопасность с точки ковида полета на самолетах, было решено поехать в Крым. Так как окончательное решение созрело только в апреле, доступных апартаментов в Крыму оставалось мало (к отдыху на побережье в Краснодарском крае не присматриваемся).
Ехали с собакой (йорк), и хотели более-менее немноголюдный пляж, поэтому ЮБК сразу отмели. Район Тарханкута был практически весь забит. Товарищ посоветовал присмотреться к Орловке, что недалеко от Качи. Честно говоря, после нескольких прозвонов уже отчаялись что-либо найти. Найдя свободные апартаменты в ЖК Звёздный Берег, недолго думая забронировали, внеся предоплату 4000 рублей за первую ночь.
Помимо Крыма в планах было посещение городов Кавказских Минеральных Вод, озера Казеной-Ам и Грозного в Чечне, гор Дагестана и небольшой финальный отдых на побережье Каспийского моря в Избербаше. Практически всё получилось, кому интересно – прошу к прочтению.
Выехали из Казани после работы 28 мая. Около 23 часов, проехав 400 км, добрались до места первой ночевки – г.Саранск. Дорога на всём пути была неплохого качества.
В следующий день доехал до Каменск-Шахтинска, около 1000 км. Тут навигатор показал быстрый путь по платной дороге от Воронежа, потом в районе Миллерово образовалась пробка, на которой мы потеряли два часа. Покрытие дороги везде было приемлемого качества.
В третий день, проехав 900 км, добрались до Орловки. Примерно за 30 км до Крымского моста есть последняя заправка Лукойл. На ней большие очереди, поэтому рекомендую заправиться чуть раньше.
Сразу обозначу нюансы по Крыму. На Билайн пришло сообщение: исходящие звонки в РФ – 2,5 руб/мин, интернет – всего за 249 рублей в день 300МБ, входящие – бесплатно. Я решил, ну его, этот интернет, и отключил на всех телефонах семьи. На следующий день стал клиентом банка РНКБ в Каче, там мне выдали сим-карту Волна с безлимитом на 21 день за 450 рублей. Связь была нормальная, интернет раздавал при необходимости.
Топливо дороже примерно на 3 рубля/литр, две нормальных сети – ATAN и TES.
Продукты, как показалось, дороже на 10-15 %, кроме овощей и фруктов.
Отдыхая на зарубежном средиземноморье, обычно мясом не питаемся, исключительно морепродуктами – рыба (жареная и уха), кальмары и креветки. Съездили на рынок в Севастополе, ничего, кроме кефали для ухи не купили – не продают.
Сетевых магазинов не видели вообще, покупки в основном делали в магазине «Мясо» в Каче, достойный магазин с большим ассортиментом продуктов.
Итак, поселились мы в апартаментах в ЖК «Звездный берег» в Орловке. Комплекс находится прямо на берегу. Фактически это просто понастроенные в хаотичном порядке дома абсолютно разной этажности. С парковкой иногда были проблемы, но все-таки удавалось куда-нибудь втиснуть и свою немаленькую машину. С водой проблем ни разу не было.
Рядом есть комплекс с вывеской Platinum999, там всегда по вечерам была приятная живая музыка, не доставлявшая, впрочем, проблем для сна.
Официальный пляж в Орловке длиной примерно метров 200 и шириной метров 40-50. Так как мы были с питомцем, отходили чуть дальше, и там в радиусе 10-15 метров рядом с нами не было никого. Пляж достаточно ухоженный. Вода в море не сказать, что мутная, но с маской плавать бесполезно, ничего не увидел. Заход в море почти сразу в глубину, метров через пять по горло, было очень комфортно.
В первый же день поехали в Качу и по пути заехали на пляж Немецкая Балка. Мне он вроде как понравился, но потом, увидев пляж в Орловке, больше желания ездить на Немецкую Балку не было. В Орловке и лучше, и рядом.
В Орловке на берегу три продуктовых магазина, несколько кафе. Торгуют и фруктами-овощами.
Пляж в Орловке как бы переходит в пляж «Нахимовец» в Вязовой Роще. Правда, между ними протекает речушка с течением глубиной примерно по колено, которое можно перейти. Пляж «Нахимовец» практически весь заставлен лежаками и кабинками, там мне не понравилось. И от этой речушки вода в море около «Нахимовца» практически всегда была непрозрачная, коричневого цвета.
Когда ехали в Крым, я пытался мониторить температуру в море по интернету, и рассчитывал в лучшем случае на 20 градусов. Оказалось около 26 градусов, шикарная вода. Но через неделю упала до 24, затем до 19, и в последний день было 15,6 градусов. Причем то же самое было в это время и в Евпатории, где отдыхал мой знакомый. Температуру измерял по термометру на часах, показаниям доверяю. Так что можно попасть и на теплую, и тут же на холодную воду за отдых.
Изначально мы планировали активную программу с поездками в Севастополь, Балаклаву, Бахчисарай, район Тарханкута. Но нам настолько понравилось отдыхать на море, что мы ограничились поездкой в Севастополь (прогулка по городу), экскурсией на 35-ю батарею в Казачьей Бухте и поездкой в Бахчисарай. Тарханкут решили посетить в будущем, остановившись в тех местах на недельку.
Бахчисарай скорее не впечатлил. Сам город вообще, а поездка на УАЗике более-менее. Больше даже понравилась «экскурсия» от водителя – крымского татарина, с удовольствием обо всем рассказывающем. Около ханского дворца есть парковка (200 рублей, по времени без ограничений), там нам и предложили за 3 т.р. проехать до верхней точки, где был старый город Чуфут-Кале. По дороге останавливались на нескольких смотровых точках. В итоге нас забросили к Чуфут-Кале, откуда мы пошли вниз пешком через красивый Свято-Успенский пещерный монастырь в горах до стоянки автобусов, где нас забрал УАЗ и довез до машины. Прогулка пешком длилась примерно 1,5 часа, суммарно 2,5 часа. Ханский дворец был закрыт на ремонт, пообедав в ресторанчике напротив стоянки и немного прогулявшись, мы поехали в Орловку.
Больше, наверное, понравились лавандовые поля в Тургеневском, куда мы заехали на обратном пути. Так как об этом месте мы ранее не знали, всё прошли быстро, без подготовки. Сейчас я бы приехал на закате, часов к 19, и пешком погулял (там км 5 в одну сторону). При ясной погоде на закате фотографии должны быть шикарные. Лаванда была очень яркого цвета, не сравнить с июньской на Лазурном Берегу, где мы были в 2019 году. Билеты платные, вроде 300 за взрослого и около 100-150 за ребенка, могу чуть ошибаться.
На прогулку по Севастополю у нас ушло примерно полдня. Автомобиль оставили на проспекте Нахимова. Оплатили через паркомат 3 часа (цена 35 рублей/час), для прогулки по набережной нам вполне хватило. До этого заехали посетить Херсонес, вот там с парковкой были проблемы. Но утром, часов до 10 вполне можно припарковаться. На Херсонес ушло около часа, место интересное. С собакой туда тоже не пускают. Вечерами (в 19-20 часов) там бывают спектакли, очень хотели посетить, но поленились специально ехать. Херсонес платный, но всё недорого. Для более полных ощущений советую прочитать заранее об истории этого древнего города.
Очень понравилась экскурсия в 35-ю батарею. Билеты там бесплатные, но их надо получать в кассе лично и только в день посещения. Мы приехали примерно в 9.15, была уже порядочная очередь. Билеты начинают продавать в 9.45, мы попали только во вторую группу а 10.20. Сама экскурсия длится примерно 40 минут, затем еще можно погулять, пофотографироваться. Я опять же из-за Перси не пошел на экскурсию, погулял до красивой Голубой Бухты, до которой примерно 5 минут пешком. Потом дочь меня провела по музею, вкратце рассказала.
На обратном пути заехали на Сапун-гору. Вход бесплатный, рядом большая парковка. С собаками нельзя, но охранник сам предложил с нашей малюткой пройти на руках. Место очень интересное с исторической точки.
Также заехали в Инкермановский Свято-Климентовский мужской монастырь. Тихое, спокойное место, советую к посещению. Рядом находится также Инкермановский завод марочных вин, где я закупался неплохим сухим вином и проводил вечерами его дегустацию. Удивительно, но больше всего понравилось вино из Мерло.
Отдых в Крыму закончился. В общем-то и уезжать не хотелось, но мы понимали, что если остаться, то впечатлений будет маловато. Поэтому направились дальше, в Дагестан, конечная точка по плану – Избербаш на Каспийском море.
Выехав около 8 утра, в Пятигорск (точнее – в Иноземцево) приехали часов в 9 вечера.
На следующий день, выехав в 8 утра, около 12 были в Шали. Увидев красивую мечеть, не могли не остановиться. Только потом прочитали в интернете, что это самая большая мечеть в Европе, вмещает 30 тысяч человек (Голубая мечеть в Стамбуле — 10 тысяч, крупнейшая до этого в Махачкале – 15 тысяч). Помимо самой мечети очень приятное впечатление произвела парковая зона около неё. Но планы на день были большие, и долго задерживаться мы не стали.
Вообще, Чечня оказалась совсем не такой, как мы ожидали. Дороги хорошие, дома тоже. Видно, что денег туда порядочно направлено было за последние годы. Соседние республики отличаются от Чечни. После поездки и общения с жителями этих регионов у меня сложилось впечатление, что на данный момент Чечня вообще одно из самых безопасных мест. Можно по-разному относиться к Рамзану Кадырову, но держит он там всех очень жестко.
Часов в 14-15, проехав часа два по горным серпантинам, добрались до озера Кезеной-Ам. Озеро очень красивое и, считаю, достаточно долгий путь к нему был вознагражден открывшейся нашим взорам красотой. Мы доехали до крайней точки – остановились на парковке у отеля, куда нас охранник без проблем пустил. Вид с балконов отеля открывается очень красивый, я думаю. На озере мы провели часа два и поехали в сторону Дубков.
Но туда нам не суждено было доехать. Еще немного проехав, мы, уже немного подуставшие, увидели знак на Хунзах – 46 км, куда мы должны были поехать на следующий день. Полицейские на посту нас обнадёжили, что дорога хоть и гористая, но хорошая. Мы созвонились с Дубками и Хунзахом, получили добро на корректировку планов, и поехали в Хунзах. Эти 46 км мы ехали в итоге часа два – серпантины и грунтовка не очень хорошего качества.
Не зная всех нюансов, мы не понимали, где нам надо остановиться – В Хунзахе или Гунибе. Позволю себе теперь сделать маленький совет. Но посещение горного Дагестана (кроме Сулакского Каньона) нам вполне хватило двух-трех дней. Гораздо лучше, я считаю, найти жилье в Хунзахе, а в Гуниб съездить одним днём.
Один день нам, не напрягаясь, хватил на окрестности Хунзаха – Каменная Чаша, памятник Лев Толстой/Хаджи Мурат и обязательная к посещению около него каменная лестница, озеро Мочох (совсем не впечатлило), памятник Журавли в Хунзахе, водопад Тобот.
В ущелье Каменная Чаша мы погуляли примерно час. Озеро Мочох может и достаточное красивое, но после ранее нами виденного, и в том числе Казеной-Ам, не сильно впечатлило.
Около памятника Лев Толстой/Хаджи Мурат, метрах в 30 за ним, есть неприметная каменная лестница. Лена видела её в интернете и очень хотела туда, но никто в Хунзахе не мог ответить, где это место. Так вот спустившись по ней, нам очень понравились виды. Там, попутно пособирав душицы, мы провели часа два, очень это место понравилось.
Памятник Журавли находится на окраине Хунзаха. Там тоже понравилось, и более чем в Гунибе. Как-то больше впечатлило это место, проникаешься тем, как тяжело далась нашей стране победа в ВОВ.
На водопад Тобот мы пошли не на основную смотровую площадку, а в конце улице около Мечети. Там, мне кажется, вид более красивый.
В 8 утра мы выселились из дома и направились в сторону Гуниба, до которого везде была нормальная асфальтированная дорога почти без серпантинов. По пути останавливались пару раз в красивых точках.
Гуниб – это сплошной серпантин. Я бы не выбрал его для многодневной ночевки. Сначала думали, а стоит ли подниматься на самый верх. Но вроде как ехали сюда два часа, и все-таки поднялись к крепости Шамиля. Надо сказать, не зря. Вид оттуда открывается очень красивый. А вот памятник Журавли в Гунибе как-то не впечатлил.
В Гамсутль изначально ехать не планировали, решили посетить только Чох. Место интересное, надо найти смотровую площадку с беседкой, оттуда вид красивый.
По дороге в Дубки остановились в красивом местечке около дороги с видом на террасы. Всё думали, что это такое. Не может быть в таком количестве быть сделано человеком да и зачем? И природа вроде как тоже так ровно не сотворит. Оказывается, это все-таки делали люди для того, чтобы была возможность сажать растения на склонах. Но нынче мы не видели там посадок растений. Чем живут дагестанцы, для меня осталось по результату этой поездки непонятным.
В Дубках вечером заехали на смотровую площадку, но видимость была не очень хорошая, характерная для этого места синева. Поэтому решили встать пораньше и полюбоваться. Там же на смотровой площадке нашли человека (зовут Мухтар), с которым договорились рано утром отправиться на прогулку по катеру по Сулакскому Каньону. Он запросил 9 тысяч, сошлись на 8,5.
Хозяйка квартиры посоветовала не идти утром на смотровую площадку, а сходить рядом с магазином Каньон в 3-м микрорайоне. Там было огорожено, так как недавно кто-то сорвался. Но есть дыра в сетке и действительно, вид более красивый.
В 8 утра за нами заехал Мухтар и мы на его Патриоте поехали через проходную ГЭС на прогулку на катере. За нами поехали ютуб-блогер Дмитрий Казаков, пытался проехать через ГЭС, но его не пропустили. Затем мы его Патриот все-таки увидели на другой стоянке катеров, значит удалось другой дорогой проехать.
Из 8,5 тысяч 5 ушло за катер, 3500 Мухтару. Учитывая дорогу по серпантинам с каменистой грунтовкой, где легко порезать шины, считаю эту стоимость вполне адекватной. Мы ехали примерно час туда, час обратно. Так как выехали рано, был свободный катер, а вообще днём, говорят, очередь большая, приходится ждать. Прогулка длилась 40 минут и очень впечатлила, красота там обалденная. Вообще, Сулакский Каньон считаю одним из красивейших мест России и незаслуженно обделенным вниманием туристов.
На другой стоянке катеров, куда доехал Дмитрий Казаков, народу было гораздо больше. Там вроде как дешевле, но поездка меньше по маршруту и продолжительности.
На обратном пути заехали в кафе Дубовая роща, где вкусно и недорого пообедали.
Накануне мы приметили место для купания, и после обеда перед дорогой в Каспийск решили искупаться в Чиркейском водохранилище, минут 15 от Дубков езды.
Пока ездили по горам Дагестана, хозяйка квартиры в Избербаше дважды звонила и информировала, что в городе отключили воду в связи с неплановым ремонтом сетей водоснабжения. В первый раз мы откорректировали сроки, во второй раз по совету Мухтара решили вовсе отказаться от Избербаша в пользу Каспийска.
По дороге в Каспийск заехали на Бархан Сарыкум, для чего пришлось проехать 4 км по хорошей грунтовой дороги. За парковку взяли 100 рублей. Билеты по 128 рублей для взрослых, дети бесплатно. Это территория Дагестанского заповедника и с собаками туда нельзя, но нам на руках разрешили. Идти примерно 15 минут в горку. Это крупнейший в Европе одиночный бархан. Здесь снимали фильм «Белое солнце пустыни».
В Каспийске оперативно нашли квартиру прямо на берегу моря, в 200 метрах от пляжа Наргиз. Вообще, город Каспийск достаточно приятный и поразил в хорошую сторону. Новые дома с хорошими квартирами. Средняя стоимость за отличную двухкомнатную квартиру на улице Халилова примерно 2,5-3,5 тысячи. Правда, почему-то во всех просмотренных квартирах Каспийска отсутствовала микроволновая печь, и приходилось немного выдумывать с подогревом пищи. В основном готовили сами, но и покупали чуду – лепешки с различными начинками, довольно вкусно.
Два раза ездили на местный рынок, много фруктов, местных сыров, мясо покупали также там. Цены в Дагестане вообще не большие, отдых там получился недорогой, особенно относительно Крыма.
Море оставило неоднозначные впечатления. Берег песчаный, и можно найти безлюдное место. Вода достаточно чистая, в штиль свои ноги на глубине 1,4м видел хорошо, чуть солёная. Но идти надо метров на 30 чтобы стало по грудь, для детишек, не умеющих плавать, наверное, самое то. Но метров через 40-50 буйки, за которые заплывать не разрешают спасатели на катере с символикой МЧС. Там пляжный, именно пляжный отдых даже лучше, я думаю, чем на ЮБК. Но нам как-то было не очень комфортно среди местного населения что ли, их обычаи, закрытые одежды, бороды, всё вместе. Даже когда нас остановил русский отряд ДПС на посту, было приятно. Хотя отношение везде было корректное, вежливое.
В Дагестане есть проблема с заправками, ни одной сетевой заправки во всей республике. Особенно трудно с дизтопливом. Поэтому все заправляют полный бак на Лукойле на трассе в Кабардино-Балкарии. Хозяин квартиры подсказал, что в городе есть только одна приличная АЗС с хорошим дизтопливом – Каспийский Шельф, на ней и заправился.
В Каспийске мы провели 6 дней, затем направились в Пятигорск. Хотели заехать в Грозный часа на два-три, но жара чуть за 40 градусов заставила отказаться нас от этого намерения. Поэтому мы решили до 12 побыть на пляже, и затем поехать.
Где-то около 21 часа мы были в Пятигорске. Заселились в старом отремонтированном доме на улице Анисимова, 5. Год постройки – 1917. Дом был раньше садиком, затем его выкупили и отремонтировали. Вроде приемлемо, хорошо что в центре, но мне по душе все-таки новые дома.
С погодой были периодические проблемы, поэтому не всё мы успели посмотреть как хотели. В первый день с утра поехали в Железноводск, оставив машину около санатория 30-летия Победы, пошли гулять по парковой зоне, в гору, попили минеральной водички и искупались в очень благоустроенном и красивом озере. Рекомендую это место как одно ил лучших в регионе КМВ.
Затем поехали в Кисловодск. Начался дождь, поэтому увидеть-то мы увидели, но вдоволь не нагулялись. А город очень красивый. Я бы его сравнил с чешским городом Марианске Лазни – чисто, много цветов, очень красиво. На обратном пути заскочили в Ессентуки – на памятник «Образ Христа Воскресшего» и курортный парк, не впечатлило. Но вода Ессентуки-4 мне понравилась более всего по вкусовым качествам, попили в парке.
В следующий день снова прошли по Пятигорску. Сначала пешком до Привала, затем спустились через парк Цветник – на все часа четыре без спешки. Затем взяли билет в музей Лермонтова с экскурсией, они идут раз в два часа, а по цене не отличаются от просто входного билета. 6 лет назад мы были без экскурсии, и сейчас скажу, что надо брать экскурсию обязательно, посещение музея очень понравилось. Затем пошел дождь, и мы провели вечер дома подготовкой к отъезду.
Дорога от Пятигорска ничем не запомнилась, разве что сняли худшую в нашей истории квартиру в Красноармейске, но было уже поздно и не до выбора.
На следующий день, подъезжая к Сызрани, по телефону заказали жареные хинкали в кафе «Авлабар». Затем, пока они были горячие, вкусно ими пообедали в подсолнуховом поле на выезде из Сызрани, понравился всем такой обед.
Подведу небольшой итог.
Крым открылся с новой стороны, пляжный отдых очень понравился и, думаю, туда еще вернёмся.
Кавказские Минеральные Воды также понравились. Пятигорск, Железноводск и Кисловодск – каждый хороши по-разному, и везде приятно погулять.
Дагестан и озеро Кезеной-Ам надо посетить, это один из красивейших регионов нашей страны. Мы его достаточно посмотрели, и больше туда возвращаться не планируем.
В путешествии в итоге были 30 дней, израсходовано на все-провсё 204 тысячи рублей. Проехали 7 тысяч километров, расход дизтоплива средний 7,8 литра на 100 км. Штрафов по истечении двух недель пока не пришло.
Поездка получилась, на мой взгляд, очень бюджетная, хотя особой задачи экономить не ставили. И в этом большой плюс путешествий по России.