Ехали в Грузию, а оказались на Эгейском море Турции / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Ехали в Грузию, а оказались на Эгейском море Турции

Однажды, посмотрев передачу «Орёл и решка», мы задумались: а почему бы не съездить в Батуми. Знакомых-грузин много, вино люблю, кухня вкусная – привлекло. Когда в 2014 году из-за наличия в паспорте двух шенгенских виз нас держали 6 часов на польской границе, я уже думал: не пустят, поедем в Грузию, благо виз не нужно.
И, как-то сам собой решился вопрос по следующей поездке – Грузия, а основной курорт – Батуми. Потом по пути появился Пятигорск одного из любимых писателей Лермонтова М.Ю., и Элиста с его Хуралом. Так как забронировать одним разом отель в Батуми на 20 дней почему-то не получилось, появилось окошко в 4 дня, которые решено было провести на черноморском побережье Турции: в курортной части – Кемере – мы были, хотелось посмотреть и обычную Турцию.
Также немаленьким преимуществом была и низкая стоимость предполагаемого отдыха, тратить каждый год суммы как в прошлогоднем туре по Италиям-Швейцариям-Франциям желания нет.
Итак, мы – это я, Ришат, супруга Лена, в случае необходимости второй водитель, дочь Алина 10 лет и сын Артём 7 лет, и наш друг Volvo XC70 с дизельным двигателем. Бюджет поездки – порядка 130-150 тысяч рублей, продолжительность – 31 день. Отправная точка – Казань. Маршрут запланирован следующий: Казань – Сызрань – Волгоград (ночёвка около Дубовки) – Элиста – Пятигорск (2 ночи) – Тбилиси (3 ночи) – Батуми (8 ночей) – Ардесен (Турция, 4 ночи) – Батуми (8 ночей) – Кутаиси (1 ночь) –Мцхета (1ночь) – Степанцимида (1 ночь) – Волгоград (ночевка) — Казань.
Традиционно, наш отпуск планируется в середине июня (в этот раз 11 июня) – море уже прогревается, а народу еще немного.
Отели забронировали через букинг практически сразу после разработки маршрута в феврале-марте, все без предварительной оплаты, ночевки в мотелях около Волгограда не бронировали.
11 июня в 8:00 выехали из Казани, около Камышина в кафе «Уралочка» на въезде поужинали, нормально и недорого, около 23 часов были в Дубовке, где остановились в трехместном номере (с удобствами) мотеля «Дубовка» за 1050 рублей, что удобно – машина ставится прямо у двери. Номер без изысков, нам понравилось.
12 июня в 8:00 выехали, около 12:00 были в Элисте, около центрального Хурала и парка. Провели там порядка 3 часов, очень понравилось творение Кирсана Илюмжинова. Пообедали около Хурала в кафе «Бабушкин чай», сносно, отдали 700 рублей.
Около 21 часа доехали до Пятигорска, где остановились в мотеле «Аризона» (номер за 2000 рублей). Завтрак нам обходился примерно в 400 рублей, ужин порядка 700-800. Мотель находится на въезде в город, без машины будет неудобно.
На Пятигорск у нас была запланирована обзорная экскурсия за 350 рублей на человека. Как оказалось, купить её на месте никаких проблем не было, местные турфирмы не в состоянии набрать группу на целый автобус, поэтому кооперируются, купить экскурсию можно в парке «Цветник», никаких проблем.
Нас тоже все направляли в этот «Цветник», совсем рядом можно припарковать авто. В 9:30 мы были там, а экскурсия запланирована на 14:20, поэтому по совету местных мы купили путеводитель и пошли на осмотр местных достопримечательностей сами.
В первую очередь заехали к дому, где отдыхал Лермонтов со своим дядей Столыпиным, интересное место для проникновения той эпохой.
Сначала приехали к подножию горы Мушук, за 1000 рублей (на всех, в оба конца) поднялись по канатной дороге на вершину. Виды симпатичные, для полноценной картины о городе подняться на гору считаю необходимым.
Затем пешком прошли (около часа шли) до «Провала», по пути полежали-сидели в радоновых ваннах (непосредственно возле «Провала»). На обратном пути зашли к Эоловой Арфе.
Затем поехали на конец города к месту дуэли Лермонтова с Мартыновым. Приятный там парк, посидели-отдохнули часа два, сымитировали сценку, где я – поверженный Лермонтов.
Пятигорск оставил очень приятное впечатление, решили когда-нибудь еще раз приехать. Это «когда-нибудь» наступило уже через три недели.
На следующее утро не спеша, около 8 часов, выехали в сторону Грузии. Во Владикавказе нас впервые остановили для проверки документов, причем второй раз через 200 после поста. В 11 часов мы подъехали к границе, очередь довольно большая, до таможни километра два. Так как за полчаса не продвинулись нисколько, пошёл узнавать, оказалось, что вроде прошел сель, а граница работает только до 17.00, приготовились ночевать в машине. Но часа через два движение активизировалось, в итоге к 15.00 мы въехали в Грузию.

Довольные, решили, что оставшиеся 150 км до Тбилиси домчим лихо, но красивейшая военно-грузинская дорога оказалось очень долгой. Первые 80 км ехали часа два, плюс остановка около Арки Дружбы. Там же, с ооочень красивым видом, можно поесть в кафешке, правда не знаю как насчет качества еды, цен и гигиены, так как есть сомнения по поводу воды, где они её берут в этих горах.

Пока стояли на границе, нам названивали все родственники, оказалось, что по всем новостным программам показывали крупнейшее затопление в Тбилиси и все звери якобы гуляют по городу. Ну что ж, бывали мы в пик наводнения на Дунае в Будапеште в 2013 году, так даже интересней.
Около 19 часов приехали в Тбилиси, до улицы Lecelidze, где у нас были забронированы апартаменты, из-за закрытой набережной, добирались целый час. Надо сказать, я был шокирован беспорядочностью проезда различных перекресток/круговых в Тбилиси – кто наглее, тот и едет, правил никто не соблюдает.

На Тбилиси и окрестности у нас было запланировано два дня, по совету нашего замечательного знакомого Тимура – жителя Тбилиси (он нас и сопровождал все эти дни) решили первый день посвятить Тбилиси и Мцхете, во второй день поехать в Кахетию (Сигнахи) и отдохнуть в серных банях.

Тбилиси оставил очень приятное впечатление, при этом немалая роль в модернизации города принадлежит так ругаемому в наших СМИ Михаилу Саакашвили. Во время путешествия я раза три спрашивал у местных жителей об отношении к Саакашвили, и все отзывались о нём только положительно, а нынешнего руководителя – Иванишвили – только ругали.
В Тбилиси мы посетили парк Европы, крепость Нарикалы, Синагогу и парк развлечений (прокатились на колесе обозрения) около телевышки. Всё очень понравилось, осталось приятное впечатление.

Понравилась и Мцхета, особенно вид сверху около монастыря Джвари на город и слияние двух рек. В самой Мцхете понравился монастырь Светицховели — кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви, необычный, с надгробными плитами известных деятелей Грузии. Кстати, там же мы купили самую вкусную чурчхелу и в ресторане на выезде из Мцхеты ели самый лучший шашлык.

На следующий день примерно за 2 часа доехали до «города влюблённых» Сигнахи. Здесь впечатление неоднозначное. С одной стороны – это вновь созданное туристическое место не впечатлило, прогулялись по городку в течение часа. С другой стороны – увидели ту самую Алазанскую долину, теперь есть понимание, что это такое. Считаю, что в Кахетию надо все-таки ехать с обязательным посещением какого-нибудь винодельческого хозяйства. В моем рейтинге Сигнахи пока стоит на последнем из необходимых мест для посещения, хотя все знакомые тбилисцы говорили, что в Сигнахи надо обязательно съездить. Может, я чего-то не увидел?

Больше запомнились серные бани. Конечно, они и рядом не стоят по масштабу с великолепными банями Сечени в Будапеште, но посетить стоит обязательно. Это небольшое заведение, где арендуются небольшие кабинки с горячей серной водой. Мы взяли на час, этого нам вполне хватило. Рекомендую брать вечерком, когда уже никуда идти не надо, потому что устаешь, расслабляешься, и на никакие туристические подвиги уже не тянет. По цене это вполне приемлемо, мы отдали что-то в пределах 30 лари (600 рублей).

После двух дней в Тбилиси мы поехали на основное место отдыха – Батуми, а точнее – пригород Махинджаури, находящийся в 6 км к северу. Почему именно Махинджаури? Такой цели не было, на Букинге он шел как Батуми, а отзывы отеля – «Sea Country» — были просто шикарные, 9,0 балла, а цена – около 2000 рублей/сутки вполне нас устраивала.
Но по пути в Батуми мы решили заехать в Парк Динозавров и Пещеру Прометея в Кутаиси. Оба заведения понравились, в Парке запомнились следы динозавром и своеобразный колхидский лес, а Пещера очень удивила размерами своих гротов. Я был и Кунгурской пещере в Пермском крае, в пропасти Мацоха чешской Моравии, но эта впечатлила сильно.

Часов в 8 вечера мы наконец-то доехали до Махинджаури. Наш отель представлял собой большой трехэтажный дом, на третьем этаже которого было четыре номера вместимостью 2-4 человека и одной общей кухней. Кроме нас, жила одна семья из Баку, они сами не готовили, поэтому у нас было раздолье. А так, если две-три семьи будут самостоятельно готовить, то будет очень тесно.

Номера довольно-таки небольшие, очень неприятное постельное белье, которое все время норовило сползти. Вид на море был, но непосредственно перед морем стары облезающий пятиэтажный дом и стройка, которые сводили на нет всю красоту. В общем, отелю по десятибалльной шкале я поставил бы пять, на никак не 9,0 как в Букинге.
Первые дни мы не вылезали из пляжа, и за два дня даже обгорели. Затем начали исследовать окрестности – Батуми и Ботанический сад.

Батуми, а точнее, прилегающая к морю часть, очень понравились. Набережная просто шикарна! Хотя я до сих пор вспоминаю набережные Женевского озера в городах Эвьён и Вевё, набережная Батуми тоже восхищает! И море нам показалось чистым и приятным. Тут же и любимая и недорогая Мачахела, правда, с более острыми, чем в Тбилиси, блюдами. К слову, если увидите, где начинает двигаться около набережной фуникулёр, там и будет наша Мачахела. Как вспоминаю их блюда, слюнки текут!

Набережную стоит посмотреть и днем, при солнечном свете, и ночью, когда она сверкает разными цветами, включая и ночной фонтан, который включается около 21-22 часов, и работает до поздней ночи.
Ботанический сад понравился. Он разбит по зонам: южная америка, азия и т.д. Территория очень большая, неспешным шагом обойти надо часа два-три. Если выйти через калитку, то попадешь на берег, где можно искупаться.

В Батуми есть и дельфинарий, представления, по-моему, проходят в 10 и 17 часов кроме понедельника. Мы хотели, чтобы дети поплавали с дельфинами, но та расценка – около 2000 рублей за 15 минут – нас не удовлетворила, нам столько много и не надо. В итоге это мероприятие мы не посетили, так как были в дельфинариях Крыма и Казани не раз.

Сходили и по новой, еще строящейся, части набережной, это примерно 3 км. В самом конце её есть тапочки на яйцах, и веревочный круг, где понравилось детям.
В середину (глубь) города Батуми мы не ходили, да и с виду она нам не приглянулась, считаю, что далее 200 м от моря смотреть нечего. Может быть, я и не прав.
До поездки читал отзывы по выбору места, и по ним понял, что лучшее море в Сапри. Но когда я ездил в Турцию, море меня ничем не впечатлило, а инфраструктура, более того, повергло в уныние. Я так и не понял, что там такого интересного.
В итоге, считаю, что надо останавливаться либо в Кобулети (но далековато до Батуми, реально минут 40-50 езды на авто), либо непосредственно в Батуми, может быть, на его окраинах. Мне Махинджаури не понравилось, так как кроме моря я там ничего не увидел, а выйти хочется. И после поездки я услышал от грузин о «плачущей» горе в Махинджаури, т.е. там якобы часты дожди.
Пять дней в Батуми погода была хорошая, шестой день лил дождь, дальше в прогнозах на две недели были дожди, поэтому мы скорректировали наши планы и решили ехать в Турцию не на четыре дня, а на двенадцать дней.
По Gismeteo.ru просмотрели, где на ближайшие 10 дней на побережье Турции было бы солнце без дождей. Просматривали начиная от Трабзона по Черному Морю, от Мерсена по Средиземному. Надо же так случится, что только на самой дальней юго-западной точке Турции в 1700 км от Батуми, на побережье Эгейского моря, по прогнозу было всё солнечно. Ну что же, 1700 км бешеному волку не крюк, видать не судьба нам летом проехать меньше 4000 км в одну сторону.
Около 8 часов утра мы выехали из Махинджаури, около 9 часов были на границе, в 9.30 на турецкой стороне. Мы переживали, что из себя представляют турецкие дороги, сколько придётся ехать эти 1700 км. Могу сказать однозначно, лучше дорог если брать страну в целом, я в Европе не видел. Практически до самого Эгейского моря, 1500 км, была двух-трехполосная (в одну сторону) разделенная дорога, по которой я практически везде на круизе ехал 110-120 км/час без притормаживаний. Полиция стоит часто, но меня не останавливали, я старался ехать как местные (по скоростному режиму).
В итоге, в 7.30 утра следующего дня, после двух часовой остановки на сон (последние 200 км была гористая местность, не было желания там ехать ночью и невыспавшимся опасно вдвойне), мы приехали в забронированный накануне отель “Malek Apartment” в пригороде города Фетхие – Чалиш (Calis). Интересно, я показал при бронировании карту, на которой оставалось очень мало денег, так они раза четыре пытались списать всю сумму за 10 ночей, хотя при бронировании оговаривалось, что предоплаты не требуется. Там было условие, что при оплате сразу стоимость примерно на 10% меньше, а тут вроде и стоимость больше, и деньги списать пытаются.
Поэтому я по совести решил, по приезду посмотрю, какое там место, сколько до моря, какие другие варианты, и, если не понравится, с чистой совестью их «кину». Но море понравилось, идти недолго относительно (минут 12 по улице с магазинами), отель с горкой, чего больше пока шли к морю не увидели. В итоге поселились в “Malek Apartment”, о чем ни разу не пожалели. Двухкомнатные трехместные апартаменты обошлись нам в 2400 рублей/сутки. В принципе, там можно до июля не бронировать, очень много предложений в пределах 1800-2000 рублей, но с горкой мы видели только у нас.
Хозяин гостиницы — очень приятный парень, помогал мне по всем возникающим вопросам, как то обеспечение недостающей посудой. Слабы сигнал вай-фая, что делать со штрафом и т.д. И в целом впечатление от гостиницы осталось положительное, я поставил 9 баллов по классификации Букинга.

Надо сказать, я в Турцию в первый раз в 2006 году (это был Кемер, отель Текирова Коринтия) ехал с некоторым нежеланием, типа, это банально, не хочу быть как все, в общем выпендривался немного. Но после поездки изменил своё мнение и остался отдыхом очень доволен. Правда в силу нежелания ездить дважды в одно место, больше с тех пор в Турции не был. В этот раз я ехал без предрассудков, но отдыхом оказался более чем доволен, хотя ранее бывал на курортах практически всех европейских стран. Не знаю чем, но меня «зацепило». Как то всё здесь просто, приятно, и что немаловажно, довольно-таки дёшево. А погода и море прекрасны, места на пляже предостаточно, морепродуктов на рынке хватает, кухня интересная, да и одежду для повседневной носки купить можно дешево. Плюс, нет необходимости оформлять визу и бронировать отели, как говорится, положил загранпаспорт в карман, сел за руль, и ты на море.

Морепродукты я покупал на Балык Базаре, что в центре Фетхие. С парковкой там проблематично, я подъехал непосредственно к рынку, воткнулся в свободное место, а уже через пять минут у меня под дворником лежала какая-то квитанция. Но хозяин гостиницы сказал, что это сбор частной компании, но никак не штраф, и можно, в принципе, не платить, я последовал его совету. В следующий раз я остановился на парковке больного магазина Migros, правда, и там мест было немного.

Морепродуктов на рынке достаточно, все в пределах 400-800 рублей за кг (креветка, кальмары, рыба, в т.ч. красная), работает примерно с 10-11 утра и до вечера. Рынок своеобразный, видимо у каждого рыботорговца есть ресторан, где купленную рыбу могут быстро приготовить.
Остальные продукты, в том числе фрукты, покупали в супермаркетах.
В ресторанах практически не ели, но брали с собой готовую еду, эта услуга распространена повсеместно.
Надо отметить, что город Фетхие совсем не ориентирован на российского туриста, ни в одном ресторане и магазине мы не видели ни меню на русском, ни русскоговорящих официантов/продавцов.
Из Чалиша были различные экскурсии – по двенадцати островам, на греческий остров Родос, Памуккале, Олюдениз.

Мы познакомились с одной семьей, так они очень хорошо отзывались об экскурсии на Памуккале, и, наоборот, им не понравились«12 островов» и Родос. Но ехать в горам на Памуккале мы и не собирались, а поехали в Олюдениз, узнать, что же эта такая за жемчужина Турции? И на самом деле, Олюдениз очень понравился, море такое красивое! Плюс там можно заняться параглайдингом (полеты на параплане) с инструктором. Даже если набрать в поисковике «параглайдинг», обязательно выйдет фото Олюдениза, видимо, это самый красивый центр параглайдинга. Море ощутимо холоднее, чем в Чалише, но несравненно красивее! Но растений и рыбок я там не видел, так что для любителей подводного мира там, возможно, будет неинтересно. Но одного полного дня в Олюденизе, несмотря на всю красоту, мне вполне хватило. Жить бы там большее время и не хотел, но один раз посетить надо однозначно.
Так незаметно и прошли десять прекрасных дней нашего отдыха в Турции. Посмотрели погоду в Батуми, а там всё без просвета. Хотели продлить наше пребывание на один-два дня в Турции, да увидели, что грин-карта на авто заканчивается. Решили заменить ненастные дни в Батуми на три дня в астраханском Никольском, и это были одни из лучших дней и без того прекрасного путешествия!

Дорога до Батуми прошла нормально, по пути заехали в городок Хопа на границе пошопиться. Ничего особо путного там не нашли (ходили в единственный торговый центр), выбор меньше, чем в Фетхие. Если планируете купить постельное бельё, то лучше уж немного переплатить и купить продукцию “TAC”, а то мы купили в обычном магазине что-то неизвестное, вся краска слезла при первой стирке. На границе Турция – Грузия скопилась большая пробка, проходили около часа.

Из Батуми, учитывая что граница работает вроде до 17, решили ехать до Степанцимиды, а с утра уже прорываться в Россию. Приехали в 20 часов, и хозяин гостиницы сказал, что вроде ещё есть время, позвонил другу на границу, тот подтвердил, да, граница работает до 21-00, и если запустили, то в буферной зоне держать не имеют права, должны будут пропустить. Мы рванули, в итоге за час с небольшим были уже в России. Спасибо нашим пограничникам, они из общего потока вытаскивали машины с российскими номерами, и пропускали их в первую очередь.

На всякий случай у меня был забронирован номер в Пятигорске, туда мы и рванули, примерно в 24 часа были на месте. Следующим днем поехали до Никольского, и там отдохнули три дня у родственников. Замечательные три дня, рыбалка, арбузы, дыни и Волга!

На этом повествование о летней поездке в Грузию-Турцию завершаю, подведу некоторые итоги.
В путешествии провели 32 дня, из них 3 на Волге.
На все потратили 150 тысяч рублей, на бензин порядка 40 тысяч при средней стоимости дизтоплива в Грузии 53 рубля/литр, в Турции – 88 рублей/литр, средний расход 7,5 литра/100км. Платных дорог на пути не было.
Что понравилось:
1. Хурал в Элисте.
2. Пятигорск.
3. Тбилиси.
4. Батуми.
5. Пляж Фетхие, пляж Олюдениз, и вообще Турция.
6. Отдых в Никольском.
Считаю, что отдых на Эгейском побережье в Турции ничем не хуже, чем аналогичные поездки в Черногорию и Хорватию, но проще в связи с ненадобностью оформления виз, а по цене сопоставимо с отдыхом на нашем побережье или в Абхазии. Как вариант, когда болеешь автотуризмом, но планировать долгосрочные путешествия нет возможности, считаю одним из лучших вариантов.