Из Санкт-Петербурга в Латгалию (Восточная Латвия) 19-23.06.2013 / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Из Санкт-Петербурга в Латгалию (Восточная Латвия) 19-23.06.2013

День 1-й 19.06
В прошлом году мы посетили Ригу и Юрмалу, и нам в Латвии так понравилось, что в этом году мы запланировали провести отпуск в Курземе (Западная Латвия). Поэтому когда нам в редакцию пришло приглашение посетить с ознакомительной поездкой Латгалию, мы были приятно удивленны. Получается, что мы в этом году познакомимся с двумя регионами, так понравившейся нам Латвии. В прошлом году мы, возвращаясь из отпуска, ночевали в Даугавпилсе, но так как под конец путешествия по Европе мы уже устали, у нас не получилось познакомиться с этим регионом.
Почитать о Латвии и Латгалии можно на латышском туристическом портале и сайте латгальского региона
Латгалия это, прежде всего многочисленные озера, из-за которых ее называют «Краем синих озер». Здесь находятся два крупнейших озера Латвии – Лубанс и Разна. Латгалия – это край со своими традициями и укладом, необычной историей, сильное влияние на которую оказала культура соседних государств. Она находится на перекрестке и в разное время входила в разные государства. Письменная латгальская традиция ведет отсчет с середины XVIII века. Латгальский язык имеет свой грамматический строй и речевую систему. И сами Латгальцы отличаются от жителей остальной Латвии. Сила Латгалии кроется в глиняной керамике, ржаном хлебе и вере – в католических, лютеранских, православных и староверческих церквях и молельных домах. Большинство верующих латгальцев исповедует католицизм, что отличает их от остальных латышей, являющихся преимущественно лютеранами.
Прочитав эту небольшую информацию в путеводителе, мы стали собираться в дорогу, предвкушая обеды из свежей рыбы, вкуснейший ржаной хлеб и купание в озерах.
Из Петербурга автобус, практически вовремя, выехал в 9.15. В пресс тур отправились как наши коллеги журналисты, так и представители туристических компаний. Границу пересекали через МАПП Лудонка, такой дорогой я еще не ездил. После Острова мы свернули на платную дорогу А116, далее на Пыталово, а потом уже по полям и каким-то уж сельским дорогам выехали в границе. С нашей стороны не было ни одной легковой машины и фур также не наблюдалось. С латышской стороны стояло несколько легковых машин и им пришлось ждать долго, так как все силы были брошены на наш автобус. Мы организованны, вышли и прошли с вещами через зону досмотра. На латышской границе у нас собрали паспорта и попросили заполнить декларации, не выходя из автобуса. В общей сложности на обе границы у нас ушло час сорок.
Около шести вечера (время местное) мы приехали в гостевой дом «Rūķīši» (Egļusala, Rugāju pagasts. Координаты: 57°0'1.8" N, 27°7'42" E), где у нас был запланирован ужин. Лучи вечернего солнца освещали идиллическую картину. Несколько гостевых домиков на берегу пруда, травка ровно подстрижена. Захотелось искупаться и растянуться на травке, чтобы отдохнуть с дороги. Но нас уже встречала радушная хозяйка в национальной латгальской одежде и рюмкой шмаковки. Шмаковка – местная водка, которую в каждом доме делают по собственному рецепту. Нас не стали мучить долгими приветственными речами, а сразу посадили за стол.
На аперитив местный хор исполнил несколько латгальских песен. Далее все отдали должное домашней кухне и после ужина отправились осматривать хозяйство. Гостевой дом «Rūķīši» сегодня это два домика на 8 и 4 персоны и большой банкетный зал, который обычно, заказывают на свадьбы. На втором этаже это дома хозяева планируют открыть двухместные номера. По предварительной договорённости в гостевом доме „Rūķīši” можно насладиться отдыхом в традиционной бане или же в бане «по-черному», попариться ароматическим вениками и освежиться в дубовой кадке под открытым небом. Кроме гостевого дома семья, а в Латвии такие дома почти всегда семейный бизнес, занимается разведением нильских сомов. Нильский сом быстро набирает вес и может весить до 60 кг. Стоит попробовать копченого сома, очень вкусно. (Цены на проживание: 10 Лс/чел. Завтрак — 3 Лс. Обед, ужин 5 Лс.)

Часть группы осталась в «Rūķīši», остальных разместили по соседству в гостевом доме «У озера Божевас» (Rugāju pagasts, Rugāju nov. Координаты: 56°59'27.9" N, 27°10'4.6" E) и в гостевом доме «Svīres» (Vaņķi, Balvu pagasts, Balvu rajons, Balvu nov. Координаты: 57°6'37.2" N, 27°17'30.3" E).

Это тоже небольшие семейные предприятия. Гостевые дома рассчитаны на небольшие компании, банька, ночлег, питание. Я ночевал в гостевом доме «Svīres», мне он понравился больше, чем гостевой дом «У озера Божевас», но меньше чем ГД «Rūķīši». На большой ухоженной территории на берегу пруда расположились два домика, в которых можно разместить человек десять пятнадцать. При желании можно заказать баню и питание.

Хозяин занимается копчением рыбы: карп, судак, щука и форель. После размещения и знакомства с хозяйством нас угостили чаем и мы, поснимав закаты, усталые и довольные легли спать. Наутро нас ждал обильный завтрак, в том числе хозяин угостил нас малосольной форелью. Другие продукты были также свежайшими: масло, сыр, молоко, творог, хлеб. О хлебе нужно сказать отдельно.

Ржаной хлеб настолько вкусный, что я, на время поездки, забыл про сдобную булку, которую я ем всегда на завтрак. Одни мои знакомые просят всех, кто едет в Латвию, привезти ржаной подовой хлеб. Они родились в Риге, я всегда думал, что это ностальгия и у нас хлеб ничуть не хуже. Один из организаторов тура – Эдгар – на вопрос какой хлеб самый лучший, не задумываясь, отвечал из Аглоны. Недаром там работает музей хлеба.
(Цены на проживание: Свирес – 8 Лс/чел. Завтрак – 2 Лс. Обед, ужин не предлагают.
Божевас оз. – в рабочии дни 50 Лс вся баня, в выходные — 60Лс. Завтрак, обед, ужин не предлагают).

День 2-й 20.06

На сегодня у нас насыщенная программа. Первым делом нас повезли в Лаздукалнскую волость, где некий народный энтузиаст открыл музей, затрудняюсь даже подобрать название. Сам он называет свой музей частной коллекцией древностей «Saipetnieki» (Saipetnieki, Lazdukalna pagasts, Rugāju nov.). Экспозиция состоит из 5000 предметов быта, одежды, интерьера, инструментов, сельскохозяйственной, авто- и мото- техники.

Такому количеству позавидовал бы любой краеведческий музей. Самый древний экспонат: колокольчик 1856 года. У хозяина большое хозяйство 100 га земли, скот. Музеем почти не занимается, так как не хватает времени. Но экспозиция устроена с теплом и любовью. Долго мы бродили среди экспонатов, и каждый нашел для себя что-то интересное. Я, помимо других интересных вещей, наткнулся на железные ящики, в которых раньше доставляли в стеклянных бутылках молочные продукты в магазины. Помните, бутылка с серебристой крышкой – молоко, с зеленой – кефир, жёлто-полосатая для сливок и т.д.

Сразу нахлынули воспоминания, как в детстве мама посылала в магазин за молоком. В экспозиции, которую трудно назвать экспозицией древностей, много вещей, которыми еще пользовались мои родители и я сам. По словам хозяина, государство никак не поддерживает начинание. Входная плата чисто символическая – 2 лата. Мы, молча, каждый со своими воспоминаниями, собрались в автобусе и поехали дальше.

После музейной экспозиции неплохо бы перекусить, подумали организаторы, и повезли нас знакомиться с производителем пива Дайнисом Ракстиньшом (Берзпилс, Берзпилсская волость). Пивовар познакомил гостей с традициями пивоварения, которые он унаследовал от своего отца. И мы попробовали настоящего латгальского пива под местный сыр и копченую рыбу.

У пива чуть горьковатый непривычный вкус для нас горожан, привыкших к стандартному продукту. А раньше и у нас в деревнях варили пиво. Мать вспоминала, как ее бабушка варила такое густое пиво, что кружка к столу прилипала, если пролить немного.
Как и сто лет назад Дайнис использует для приготовления пива только ячменный солод, хмель и воду. В основном пиво заказывают на свадьбы и праздники, но случайному путнику не откажут. Всегда есть запас пива.

Далее нас повезли на болото. Природная тропа «Тейрумниеки» создана в болоте, которое находится между Лубанским озером и Оренишскими прудами. Болота и его окрестности являются составной частью комплекса Лубанских водно-болотных угодий.

Протяженность деревянных мостков около 800 метров. В Тейрумниекском болоте можно увидеть и исследовать болотную растительность: пушицу, несколько разновидностей осоки, белый болотный мох сфагнум, клюкву, багульник болотный, росянку, хвощ и многие другие, характерные для болотистых мест, растения. Пройдя немного, мы вышли на берег озера Тейрумниеки.
На берегу обустроены три места для отдыха со смотровыми площадками. С площадок открывается красивый вид на темную озерную гладь, в которой, как в зеркале, отражается окружающий пейзаж. Дальнейший участок тропы ведет через типичный открытый пейзаж высокого болота с маленькими болотными карликовыми соснами и березами. Вода в болотном озере очень чистая, и несколько смельчаков из нашей группы искупались. Местные рассказывают, что торф со дна озера можно использовать для СПА процедур.
Экскурсию по болоту для нас провела Мацане Анна.

Она вместе с мужем – Янисом – управляет гостевым домом «Zvejnieki» (Рыбаки). Где нас накормили вкусным обедом. Уха, копченая рыба, домашний сыр, свежий хлеб и овощи. Хотя мы не сильно проголодались, после обильного завтрака и дегустации пива, но обед съели с удовольствием. Янис рассказывал нам смешные истории и потчевал домашними настойками. За шутками и рассказами мы поняли, что хозяин любит и знает историю родного края и умеет в интересной форме донести свое восхищение до слушателя. Интересно, то, что часть построек крыто тростником. Янис нам рассказал, что тростник лучше современных кровельных материалов. И он планирует перекрыть крыши тростником на всех хозяйственных постройках. Рядом с домом стоит памятник комару, единственный в Латвии. По словам хозяина, комары стали меньше кусать постояльцев после установки.

Идени, где находяться «Zvejnieki», – единственный рыболовецкий посёлок в Латвии, который расположен не на берегу моря. Раньше здесь находился рыболовецкий совхоз, который снабжал свежей рыбой всю Москву. Здесь прошлое и настоящее едины. Тут сохранено историческое размещение домов, которые стоят, не вдоль дороги, а по краям острова. Раньше посёлок весной превращался в остров, и лодки стояли у каждого дома. Повсюду сушатся рыболовецкие сети, потому что все мужчины Идени рыбачат и тут всегда полно свежей рыбы. На территории Идени в прошлом находились 2 древних городища – одно относится к бронзовому веку, другое – к железному, а в каменном веке вокруг Лубанского озера было самое плотное население.

Кому-то может не понравиться деревенская обстановка рыбацкого дома. Рядом на озере Лубанс расположен центр по развитию водного туризма «Bāka». Лубанс самое большое озеро Латвии. Baka в переводе маяк. Центр находиться в заповедной зоне «Лубанских водно-болотных угодий». Спокойствие вам гарантировано, но в тоже время вы можете разместиться в комфортабельных номерах.

Есть помещение для проведения конференций и выставок, терраса для наблюдения за птицами, раздевалки и прочая необходимая инфраструктура. Несколько лет назад старая насосная станция, которая снабжала водой из озера Лубанс пруды, где выращивалась рыба, была реконструирована в современную гостиницу и центр водных развлечений. Озеро Лубанс и рыбные пруды – одно из самых важных мест отдыха для мигрирующих водно-болотных птиц. Кроме наблюдения за птицами здесь вы можете порыбачить, искупаться и набраться сил и здоровья наедине с природой.

Следующей точкой на нашем маршруте стал город Резекне. Многим петербуржцам город знаком. Мы проезжаем его транзитом по дороге Санкт-Петербург – Европа. А город имеет славную историю. Еще в XIII веке на месте Замковой горы находилось поселение латгалов. В 1285 году магистр Ливонского ордена Вильгельм фон Шауэрбург построил здесь хорошо укрепленный замок из больших мореных валунов, назвав его Розиттен.
Город начал интенсивно развиваться только после строительства железной дороги Санкт-Петербург – Варшава. В то время он входил в состав российской империи. И сегодня из Петербурга можно добраться до Резекне на поезде. В Резекне большая старообрядческая община, примерно 10% населения города. Община зародилась после «Никоновских» церковных реформ в 1666 году, когда тысячи староверов скрываясь от репрессий, бежали в Ливонию.
Самые главные общины обосновались в Латгалии, в том числе в Резекне. Нам устроили экскурсию в музей старообрядчества. Было любопытно взглянуть на предметы быта и церковную утварь старообрядцев. Жалко в саму церковь нас не пустили, сказали, что храм не для любопытствующих. Также в Резекне проживала большая еврейская община. После экскурсии к староверам нам показали развалины замка ливонского ордена. С замкового холма открываются замечательные виды на город. Затем мы побывали в Восточно-Латвийском концертном зале. Недавно построенное грандиозное сооружение культуры действует как многофункциональный объект, в котором два акустических концертных зала (один из них оборудован для демонстрации кинофильмов), помещения и оборудование для проведения семинаров и конференций, помещение для профессионального оркестра, ЗАГСа и кафе.

Ночевка и ужин у нас была запланирована в гостевом доме «Silmalas» на берегу озера Рушона. Нам достался двухместный коттедж со всеми удобствами. В домике есть диван на тот случай если вы приехали с детьми. Есть коттеджи и для больших компаний.

Территория большая ухоженная. Если останавливаться здесь. То точно никто друг другу не помешает. За ужином хозяин рассказал нам о своем хозяйстве и угостил домашним пивом и шмаковкой собственного приготовления. На ужин хозяйка приготовила картофельные цепелины. Все было очень вкусно. По рассказу хозяина, у них еще есть большое хозяйство: скот, пашня. После ужина нам показали только что родившегося теленка. Здесь, впервые, был доступ в интернет. Мы с радостью этим воспользовались. Вечер завершили дружеской беседой за кружкой пива. А потом еще была баня с ночным купанием в озере.

День 3-й 21.06

После роскошного завтрака из свежайших продуктов. Мы поехали в город Прейли. Главной изюминкой города является музей кукол «Миниатюрное королевство и кукольная галерея». О своей коллекции, об истории создания музея рассказала хозяйка художник Елена Михайлова.

Кроме кукол есть еще большой гардероб исторических костюмов. Можно примерить любой понравившийся костюм и сфотографироваться в нем на фоне замка или, например, в карете. Минут через пять нашу группу было не узнать, вместо журналистов по двору разгуливали дамы в шикарных нарядах и их сопровождал настоящий король. Музей стоит посетить, здесь будет интересно и детям и взрослым.
Программа пресс тура была составлена настолько увлекательно, что мы не успевали заскучать. После музея нас повезли на ферму виноградных улиток «Ошу Маяс» (Прейльская волость. Координаты 56.2502 26.7201). Настоящие виноградные улитки появились на территории Латвии в XV-XVI веках, когда их завезли сюда католические монахи. Они выпускали улиток в монастырских садах. По другим сведениям улиток завезли в Латвию для разведения и последующей поставки ко двору императора Николая II. По рассказу хозяина – Аиниса Новикса, улитками он занялся несколько лет назад после кризиса. Для разведения нужно как минимум 10 соток земли. Из помещенных в вольер весной 100 килограммов моллюсков через год можно собрать 1,5 тонны. Мясо улиток необычайно полезно и является природным афродизиаком. Для туристов он устраивает дегустации, его супруга разработала несколько собственных рецептов. Из отведанных нами угощений, мне больше всего понравилось блюдо: улитки с луком пореем. Часть улиток закупают рестораны Риги и Юрмалы. Выйти на рынок Европы, основные потребители улиток это жители Франции, Испании и Германии, трудно.

Обедать нас повезли на базу отдыха латвийского профсоюза железнодорожников «Vīrogna» (Шпоги, Даугавпилсский край). База существует еще с советских времен. Многое перестроили. На месте бункера, где должны были спасаться от войны железнодорожники, построили современную гостиницу с комфортабельными номерами.

Построили также ряд современных коттеджей. С ценами на проживание можно познакомиться здесь. Членам профсоюза скидка почти 50%. Дед у меня был железнодорожником, и я, по случаю, поинтересовался, не дадут ли и мне скидку на проживание. Ведь раньше хозяйство было одно. База большая, цены на размещение очень привлекательные, возможности для заселения большие. Можно приехать большой компанией и чувствовать себя приватно. По выходным база заполнена почти всегда на 100%, а на неделе они с удовольствием разместят наших туристов. После осмотра базы нас познакомили с местными мастерами.

Ремесленник Валдис Гребеж показал мастер-класс по гончарному делу, следующие мастер-классы – плетение из лозы и вязание традиционным латышским узором. Также все желающие смогли попробовать и приобрести вино из малины и клубники, которое продавала хозяйка.

На этикетках красовалась фотография замка. Почти как в Бордо. Вино вкусное, но, на мой взгляд, чуть сладковатое. На любителя. День был жаркий и мы перед обедом искупались. База стоит на берегу озера. Вы можете не только искупаться, но и порыбачить. Лодку можно взять напрокат. И удочкой вас снабдят, если вы снасти с собой не привезли. После купания мы отобедали в роскошном ресторанном зале и поехали дальше в Даугавпилс. Даугавпилс является крупнейшим городом восточной провинции Латвии – Латгалии, её культурный, образовательный и промышленный центр. Здесь у нас было запланировано посещение Динабургской крепости и центра искусства М. Ротко. Дальше размещение в гостинице Park Hotel Latgola. И торжественный прием с участием представителей Генерального консульства РФ и руководства самоуправления. Из консульства на прием никто не пришел, но мы и без них прекрасно поужинали и повеселились.

Динабургская крепость XIX века – символ города. Форт красного кирпича с бастионами, равелинами и редутами. Крепость, простоявшую 20 лет в запустении, реставрируют. О чем нам интересно рассказали на экскурсии. Насладиться экскурсией по крепостным валам нам помешала жара. На улице было +28С. Все с нетерпеньем ждали, когда мы спустимся в пороховой погреб, где нам обещали прохладу. В пороховом бастионе хранили порох, при советской власти солили капусту для солдат. В крепости стоял советский гарнизон. А сегодня устраивают различные перфомансы. На территории крепости открыли музей искусств Марка Ротко. И за день до нашего приезда 20 июня в крепости торжественно открыли отреставрированное историческое здание, в которых разместится Латгальское региональное управление полиции. Арт Центр им. Марка Ротко современное выставочное здание, построенное с учетом требований времени. Пока экспонатов немного, но все впереди. Несколько оригинальных картин М. Ротко и различные экспозиции. Мне очень понравились картины Соломона Гершова и выставка графики и керамики Петериса Мартинсонса.
Гостиница «Латвия», построенная в 1970 годах в 2006 году была реконструирована и переименована в «Park Hotel Latgola».

Я принял душ и залез в Интернет: проверить почту, позвонить сыну по скайпу, почитать новости. На мой взгляд, единственным недостатком проживания в сельской глуши – отсутствие доступа в Интернет. Хотя может это и плюс. Как посмотреть. Ужином нас покормили на 10 этаже, где располагается панорамный ресторан с эксклюзивными видами на город. Прекрасно отдохнув и поужинав, мы пошли гулять по городу.

Исторический центр Даугавпилса компактен и здесь можно познакомиться с постройками различных стилей. В застройке Даугавпилса встречается необычно большое количество зданий, выполненных из красного кирпича. Ярким примером красной кирпичной архитектуры являются здания на улицах Ригас и Саулес. Даугавпилс уникален сохранившейся деревянной архитектурой 19-го века. В городе можно встретить здания в югендстиле (арт-нуво, модерн). В первую очередь это здание Даугавпилского краеведческого музея на улице Ригас, 8 и два здания на улице Саулес № 41 и 55. Погуляв по городу, мы пошли спать, а наиболее отчаянные поехали купаться на озеро.

День 4-й 22.06
После завтрака для нас организовали экскурсию в Даугавпилскую синагогу. Не побывали в старообрядческой церкви, так хоть посмотрели синагогу. Экскурсия прошла интересно и легко. Проводил экскурсию хранитель музея Даугавпилской синагоги. Человек эрудированный и с великолепным чувством юмора. Кроме исторического экскурса в дни старозаветные, нам подробно рассказали о еврейской общине в Даугавпилсе. О жизни до революции, после, во время войны и в советское время. Было очень интересно и такие экскурсии позволяют расширить собственный кругозор.

Следующая наша остановка – комплекс отдыха «Silene». Комплекс расположен на озере Sila на границе с Белоруссией. Мегафон даже поприветствовал меня в ней. По прибытию немного покапал дождь, кстати, впервые за всю нашу поездку. Дождик быстро прекратился, и снова засияло солнышко. Здесь мы познакомились с возможностью размещения, желающие смогли пройти веревочную трассу «Рысья тропа».
Мне эта база понравилась больше всего. Уединенное место, тихое озеро, всего несколько коттеджей. Никто ваше уединение не нарушит. Купание, рыбалка, возможность самому готовить или питаться в местном ресторане. Кормят рыбой, которая еще утром плескалась в озере. Каждый коттедж оборудован камином и в большинстве есть собственная сауна. Baltā villa (Белая вилла) кроме сауны имеет собственный бассейн и джакузи. На территории базы стоят противокомаринные установки. Также есть места для палаток, чтобы единение с природой было максимально. По всей территории парка отдыха доступен Wi-Fi интернет. Пока мы осматривали обстановку в одном из коттеджей, вся мебель для этого и других коттеджей заказывалась во Франции, остальная группа ушла на «Рысью тропу».
Когда мы присоединились к ним, к моему удивлению, только несколько человек отважились на прохождение трассы. Мы быстренько переоделись и присоединились к ним. Первый уровень относительно легкий, для прохождения требуется только координация, физических усилий прилагать особо не нужно. Зато второй и третий уровни – посложнее. Пройдя первый уровень, я уже по отвесной стене забрался на площадку второго уровня, как поступила команда обедать. Жалко, пришлось слезать. Думаю, мы еще вернемся, так уже мой сын загорелся пройти эту трассу. Обед выше всяких похвал, уха, рыба, свежий сыр, овощи и клубничный десерт.
Предпоследним пунктом нашей поездки стал город Лудза с осмотром руин средневекового замка, исторического центра города и Лудзенского краеведческого музея. Город завидных женихов, как по секрету рассказала нам экскурсовод, которая после учебы в Резекне вернулась в родной город. На небольшой город приходится около ста охотничьих клубов. Ведь в окрестностях так много дичи: кабан, косуля, лось и водоплавающая птица. Часть мужского населения работает на границе с Россией. Возможности для рыбалки тоже впечатляют. Два озера, как их называли до революции «Большая лужа» и «Малая Лужа», богаты рыбой.

Лудзенский краеведческий музей один из богатейших экспонатами музеев Латгалии. Был создан в доме семьи генерала Якова Кульнева – героя Отечественной войны 1812 года. Экспозиция широко отражает историю края с древнейших времен до современности. Очень интересен этнографический отдел под открытым небом, который дает представление о зданиях и быте латгальской деревни в 19-20 вв.

После посещения музея нас прокатили по «Малой Луже» на плоту. Интересно, что вдоль берега устроено много мостков для купания. На обратном пути мы повстречали лебедей с маленькими «гадкими утятами».
Затем мы поднялись в крепость, где проходила «Большая латгальская ярмарка». Ярмарка ежегодная. На ней можно познакомиться как с традиционными латгальскими ремеслами, так и попробовать национальные блюда. Кстати, ужин для нас был устроен здесь же. Все попробовали блюдо из серого гороха и домашнее пиво. На ярмарке широко было представлены изделия народных умельцев, и мы смогли приобрести домой красивые сувениры. После ярмарки началась подготовка к празднику «Лиго» (день Ивана Купалы).

В календаре латышского крестьянина Лиго – это начало посева и сенокоса, астрономическое начало лета. Традиционное ожидание праздника Лиго означает также окончание всех весенних полевых работ, прополку огорода и цветника, разучивание песен, уборку дома, приготовление домашнего сыра и пива, выпечку пирогов, а накануне праздника – украшение дома и двора листьями аира, букетами цветов, гирляндами, березовыми и дубовыми ветками и венками. Мы понаблюдали взятие крепости, послушали народные латгальские песни, поучаствовали в народных танцах и посмотрели обряд жертвоприношению огню.

Впечатленные, мы приехали в комплекс отдыха «Cirmas Ezerkrasts», комплекс находится практически на границе с Россией. Подойдет как для отдыха, так и для ночевки транзитных путешественников. Комплекс находиться на озере Cirmas. Традиционно: купание, рыбалка, отдых на воде. После небольшой закуски с домашним пивом, мы устроили «разбор полетов». Поделились, кому что понравилось. Тепло поблагодарили организаторов тура за интересный и насыщенный тур. И пожелали друг другу чаще встречаться. Вечер закончился, традиционно, баней и ночным купанием в озере.

Организаторы поездки:
Латгальский регион планирования
в сотрудничестве с агентством самоуправления Даугавпилсского края «ТАКА»

Заключение
Мы давно искали альтернативу финскому направлению на выходные с ее отдыхом на природе на берегу озера. Ездить в одно и то же место надоело. С этой целью мы в прошлом году и побывали в Эстонии, Латвии и Литве. Больше всего нам понравилось в Юрмале. Про Латгалию мы ничего не знали. А курорт на берегу Рижского залива известен еще с советских времен. В Финляндии, особенно в приграничных районах, огромное количество русских подняло цены на отдых, а в очередях на границе приходится отстаивать по много часов. До Латгалии дольше ехать, чем до Финляндии, но отсутствие очередей на границе нивелирует эту разницу.

В этом отношении Латгальский край заслуживает большого внимания. Много озер, красивая природа, разнообразие размещения туристов (от простых и дешевых коттеджей до шикарных), рыбалка, баня, натуральная, вкусная пища, владение русским языком принимающей стороной. Практически во всех местах размещения хозяева разговаривают по-русски. Есть еще ряд преимуществ перед Финляндией: цены ниже, самобытность, сохранение традиций, и, что еще более важно, много есть в Латгалии, чего посмотреть, помимо отдыха на озере: небольшие музеи, хозяйства (улиток, пива и прочее). Еще одно небольшое замечание: с хозяевами гостевых домов лучше связываться по телефону, так не все ежедневно просматривают почту. Я уже писал, что мы едем в отпуск в Курземе, на обратном пути в Петербург мы решили заночевать у Яниса в «Zvejnieki». Я написал ему пару дней назад, но, не дождавшись ответа, вчера позвонил. Оказалось почту, он редко просматривает. Вернемся, расскажу про наше новое путешествие.