Псков-Новосибирск-Барнаул-Горно-Алтайск-Чемал-Кош-Агач и назад / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Псков-Новосибирск-Барнаул-Горно-Алтайск-Чемал-Кош-Агач и назад

Желание посетить Алтай родилось давно, еще в середине нулевых. Но все как-то руки не доходили, да и кошелек не способствовал. Первые попытки осуществить задуманное начались в конце 2013 года. К сожалению, реализовать это сформированное желание в 2014 году не удалось (а может и к лучшему, учитывая, что в период предполагаемого там нахождения на Алтае как раз было наводнение), а посему реализацию этого проекта пришлось перенести на 2015 год. Время до отправления было потрачено с пользой для дела. Детально был проработан весь маршрут, причем имелись и его альтернативы в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. В навигатор были вбиты все путевые точки, куплены билеты от Санкт-Петербурга до Новосибирска и назад. Переписка по бронированию гостиниц и аренде автомобиля началась примерно за 2 месяца до отъезда.
Итак, июль месяц лета 2015 года. Город на Северо-западе России. Состав участников – 3 человека, я жена и дочка.
День 1. Дорога в Новосибирск.
Междугородний автобус довез всех участников до аэропорта Пулково, где предстояло просидеть 2 часа до регистрации, позднее рейс был перенесен еще на 1,5 часа, что заставило немножко понервничать т.к. практически не оставалось времени до стыковочного рейса из Москвы.
День 2. Переезд в Барнаул.
Рейс Transaero прибыл строго по расписанию и в 7.50 получив багаж мы стояли на выходе из здания аэропорта Толмачево в ожидании заказанного автомобиля. Автомобиль опаздывал. Спину припекало, день обещал быть жарким. С опозданием в 25 минут прибыл наш дилижанс заказанный на autoprokatnsk.ru. Загрузились, отъехали от аэропорта, подписали договор, рассчитались, довезли арендатора до города (один фиг через него едем), затарились в Ленте и рванули в сторону Барнаула. Машина явно не первой свежести, руль при езде ощутимо вибрирует, само рулевое колесо скошено вбок градусов на 10-15 и имеет небольшой люфт (малююююсенький). Однако, не смотря на все сложности, выпавшие на её жизнь, на трассе она вела себя вполне достойно. С сожалением отметил отсутствие USB разъема в магнитоле («…к такому нас не готовили…»), пришлось ехать без музыки.
Температура на улице тем временем подкатила к отметке +35 градусов, что после традиционных +18 у нас было слегка непривычно.
Дорога до Барнаула проходится довольно легко, даже не смотря на почти суточный переезд и перелет, а также бессонную ночь. Напрягает только выезд из Новосибирска с большим дорожным трафиком, сплошными ремонтами и ограничениями в 70 км/час. Последние километров 40 до Барнаула вообще сказка – 4-х полоска с отбойником посередине. Для себя отметил, что местные в основном соблюдают скоростной режим, причем это не зависит от «крутости» автомобиля.
В районе 14.00 въехали в Барнаул и заселились в квартиру, заказанную на gorkvartira.ru. После обеда погуляли по городу, попили местного разливного пива (так себе).


Ночью жара, духота и летающие по проспекту «гонщеги» не дали до конца выспаться, но тем не менее утром мы были в куда более лучшем состоянии чем за сутки до того.
День 3. Переезд в Горно-Алтайск.
Сдав квартиру (сдача проходила весьма условно, владелец позвонил, сказал что не может приехать и попросил бросить ключи в почтовый ящик) отправились дальше по маршруту. День обещал быть жарким.
Все те же 40 км 4-х полоски, затем до конца 2-х полоска. До Бийска дорога ни чем не отличается от участка трассы Новосибирск-Барнаул, все те же равнины, засеянные до горизонта подсолнухом, пшеницей, гречкой и фиг знает чем еще. Качество дорожного полотна можно оценить на отлично, кое-где идут небольшие ремонты. Пару раз минут по 10 постояли на ремонтируемых реверсивных участках.
По пути заехали в музей космонавтики, что расположен в селе Полковниково — родине космонавта № 2 Германа Титова. Не знаю показалось мне или нет, но создается впечатление, что вахтерши в этом музее буквально ходят за тобой по пятам и в «затылок дышат», у них что, постоянно что-то крадут или экспонаты портят?


После Бийска дорога начинает меняться, появляются холмы и предгорья, трасса начинает петлять между рекой и этими холмами, становится интересно. Ближе к Горно-Алтайску плотность движения возрастает, но пробок пока не наблюдается.
Где-то к 15.00 въехали в город и разместились в квартире. Бронь квартиры производилась на сайте gorno-altaysk.sutochno.ru, но в последствии агенты меня неоднократно передавали друг другу. Происходило это примерно так – едешь, звонок мобильного «Здравствуйте, меня зовут Катя, вы договаривались с Мариной по поводу квартиры в ГА, она просила передать, что эта квартира сдана и теперь вами занимаюсь я, хочу предложить вам другую квартиру по такой же цене, вы согласны?». Все бы ничего, но за неполных два дня меня передали 4 (четыре) раза!!!
В итоге заселился в 11-ти этажку практически сразу на въезде в город. Раскидав вещи и пообедав на скорую руку рванули на Аю (озеро такое) купаться, жара на улице стояла в районе +37…
Озеро находится километрах в 30-40 от города на противоположном берегу реки Катунь. Дорога до озера впечатлила, практически пол пути это отличная 4-х полоска. Асфальт на всем протяжении на 5.
Ая откровенно не понравилось. Все пути перегорожены турбазами, проход по территории которых платный. Для желающих пройти к озеру бесплатно предлагается заложить нефиговый круг по горам через Чертов палец (скала такая). Для людей, слабо разбирающихся в местной топографии да еще по такой жаре это невыполнимая миссия. Поэтому прошли к озеру через турбазу. Как положительный бонус такого решения – возможность использовать шезлонги на пляже турбазы. По крайне мере нас с них ни кто не сгонял и оплаты за использование не требовал.
Как следует накупавшись (первый раз за это лето!!!) двинули назад в город. Вечером за неспешным просмотром новостей произвели дегустацию местного бутылочного пива и вынуждены были отметить его отменное качество в отличии от разливного (вот такой вот парадокс).
Дальше традиционно – «ночью жара, духота и летающие по проспекту «гонщеги» не дали…», ну вы поняли. Стоит отметить особенности местного колорита – часа в 4 ночи приехала мусорка и стала выгребать мусорные контейнера ….
День 4. Достопримечательности в районе Горно-Алтайска.
С утра уже стало не по детски припекать. Днем температура опять подползла к +37. План на сегодня был наполеоновский – посетить местные туристические достопримечательности – Камышлинский водопад, Тавдинские пещеры, Манжерокская канатная дорога.
Начать решили издалека, с Камышлинского водопада. Водопад находится примерно в 70 км от Горно-Алтайска по трассе «Чуйский тракт». Трасса достаточно живописная, идет вдоль реки и зажата с одной стороны вышеупомянутой рекой, а с другой стороны вплотную подступающими горами. Вдоль всей трассы тянутся деревеньки, базы отдыха, кемпинги и туристические стоянки. Временами кажется, что едешь где-то в Швейцарии – небольшие ухоженные домики, подстриженные газоны, огороженные пастбища на которых пасутся чистенькие коровы с одинаковыми бирками в ушах, красота!
К водопаду существует несколько подходов. Можно переехать через Катунь по автомобильному мосту и пешком вернуться назад вниз по течению реки несколько километров, можно купить билет на подвесной пешеходный мост над Катунью, можно зафрахтовать катер (для ленивых). Мы выбрали второй вариант. Бонус – прогулка по обустроенной тропе по лесу (примерно 2,5 км в одну сторону) и возможность посетить традиционное алтайское жилище.

В лесу жара кажется не такой уж и сильной, но стоит выйти на полянку… Народу по тропинке ходит достаточно много, как самостоятельных туристов так и организованных групп. Маршрут проходится «на ура». Возле самого водопада небольшое столпотворение из желающих сфотографироваться, желательно так, чтобы больше никого в кадре не было, а места для маневра там не так уж и много.
Следующим пунктом, обещающим стать гвоздем сегодняшней программы, были пещеры. К сожалению сеи мысли посетили не только лишь меня, мало кого не могли не посетить эти мысли. В итоге на входе в пещеру образовалась нефиговая очередь и мониторинг ситуации показал, что народ по 40 минут стоит в кассу, а потом еще по 1,5-2 часа ждет своей очереди на вход в пещеру т.к. запускают туда партиями с экскурсоводом. Короче решили забить на пещеры, вышли к реке, посмотрели на грот и лесом потопали к автомобилю, оставленному на противоположной стороне реки. Место в районе очень активно эксплуатируется в плане туризма. Здесь есть несколько турбаз, баз отдыха и палаточных площадок, рассчитанных на кошельки разной толщины. Для проезда на эту территорию необходимо миновать мост над Катунью и заплатить за въезд на территорию (сколько не знаю). Прибывающие через мост пешком от оплаты освобождаются. Здесь же есть еще одно озеро, или искусственный водоем, не вникал, в котором народ массово купается. Вход на территорию этого водоема платный. Вообще это беда всех мест с похожим рельефом, летом в жару толком искупаться не где – температура воды в реки, как говорят немцы «два сантиметра», да плюс еще течение нехилое, а других водоемов практически нет.




Ну да ладно. Обломавшись с пещерами тронулись на Манжерок. Там вроде как тоже имеется озеро и надежда искупаться все еще не покидала нас. На практике озеро в Манжероке давным-давно превратилось в полуболото от которого не очень приятно пахнет. Но люди купаются – другой альтернативы нет. Мы не рискнули и поехали на канатную дорогу расположенной на горнолыжной базе.
Сама база выглядит не плохо. Активно идет строительство жилых двухэтажных домиков в альпийском стиле, несколько домиков уже построены и в них живут туристы. Трасс на склоне не так уж много, но их крутизна вселяет некоторый трепет, зимой наверное интересно. Подъем на верх осуществляется на 4-х местной кресельной канатной дороге. Время в пути примерно 40 минут, так что запасайтесь водой.


На верху есть смотровая площадка с подзорной трубой, к которой не подойти, кафешка с соответствующими ценами, музей-жильще алтайцев и пожалуй все. В зоне горнолыжного старта валяются загорающие и расчехляются парапланеристы. Для желающих осуществить экскурсию на мотодельтаплане у подножия горы расположен небольшой аэродромчик с которого постоянно кто-то стартует или садится.
Спустившись с горы поехали назад в город т.к. время было уже глубоко за «после обеда». Вечер прошел традиционно – пиво, новости, обсуждение планов на завтра.
День 5. Переезд в Чемал.
Ночью порадовали мусорщики – не приехали, видимо объезд дворов по графику. Утром сдали квартиру, погрузились, договорились с агентом о том, что приедем через 4 дня в эту квартиру снова. Прогноз погоды обещал небольшое похолодание до +35…




Путь в Чемал проходил через весь вчерашний маршрут и уходил дальше. После съезда с «Чуйского тракта» дорога стало ощутимее уже и встречка стала вызывать легкую панику. Как и до этого, вдоль трассы раскинуты всевозможные базы отдыха, есть даже аквапарк и аэродром для авиаэкскурсий. На пол пути к Чемалу слева от трассы расположен экстрим парк, в котором мы с энтузиазмом провели 1,5 часа.



Сам Чемал это фактически большая деревня ориентированная на туристов. Везде где можно натыкано разнообразных гостевых домов, экскурсионных бюро, все остальное пространство либо заср…эээ…загажено коровами или вчистую заросло коноплей (не шучу, её там поля колосятся).


Заселились в туркомплекс «Серебряные родники». В целом комплекс достаточно не плохой. Но есть несколько «НО». Во первых, заявленный бассейн оказался сломанный, при нас его спустили и все остальное время нашего там нахождения его заполняли. Уезжая через 2 дня он так и не был заполнен до конца. Во вторых Wi-Fi, в номере он не ловил, приходилось сидеть на улице или на веранде. В третьих цена, она не соответствовала оплаченной. Т.е. при подаче заявки с описанием всех планируемых к проживанию человек и сроков проживания, была заявлена одна цена, по факту при прибытии попросили доплатить еще, причем сделали это не сразу, а уже вечером, когда всяк уже ни куда не поедешь. Короче, подобный маркетинговый ход не делает чести владельцам комплекса «Серебряные родники».
Остаток дня прошел в валянии в шезлонге, эпизодических маканиях себя в Катунь, поедания шашлыка и подкармливании местных кошаков. Вечером съездили на Тельдекпеньский порог. Ехать от Чемала до него около 40 км, причем последние 17 км по узкой и петляющей гравийке через которую бегают местные суслики. Отъехав километров на 20 попадаешь уже в другой Алтай, деревья начинают пропадть, горы сдвигаются впритык. Сам порог завораживает. Здоровенная горная река втискивается в расщелину метров 20 шириной и несется по ней с огромной скоростью. Чувствуется мощь стихии.





Вечером в номер налетели куча мотыльков, которых пришлось долго вылавливать и выкидывать на улицу.
День 6. Окрестности Чемала.
Утром побродили по местным чемальским достопримечательностям: остров Патмос, козья тропа, парк аттракционов у ГЭС. Проход на остров это отдельный аттракцион. Он представляет из себя узкий подвесной мостик на 20-ти метровой высоте над рекой. Одновременно на мосту может находиться не более 6 человек. Сам остров это небольшой кусок отвесной скалы, на вершине которой построена часовня.



От входа на остров к парку аттракционов возле ГЭС ведет тропинка вдоль реки вокруг горы. Называется сея дорожка «козья тропа». По ней мы и решили прогуляться. С высоты хорошо видны последствия прошлогоднего наводнения – в месте впадения реки из ГЭС в Катунь на противоположном берегу на приличном удалении от уреза воды валяется куча хлама выкинутого год назад потоком, чуть выше по течению болтаются остатки смытого подвесного моста.


Погуляв немного по парку аттракционов вернулись домой и после обеда сползали в гору, возвышающуюся над Чемалом.
Немножко позабавили местные заправки т.к. раньше не доводилось видеть 96-й бензин. Как они его делают, наверное 95-й в пропорции 2 к 1 с 98-м мешают….(шутка).

Следующие два дня должны стать самыми экзотическими из всего путешествия.
Вечером травонулся арбузом, пролежавшим пол дня на жаре. Активированный уголь рулит.
День 7. Переезд в Чуйскую степь.
С утра упаковались, позавтракали и рванули в Кош-Агачинский район РА, что на границе с Монголией.
Дорога на всем протяжении пути великолепная, есть небольшой участок в районе Акташа где асфальт сбрит и идет ремонт полотна. По мере продвижения на юг сильно меняется растительность. Если на севере РА невысокие горы покрытые лесом то южнее лес начинает пропадать и в Чуйской степи кроме верблюжьей колючки и каких-то зачуханных кустиков вдоль речушек практически ничего не растет. Фактически это не степь а полупустыня местами переходящая в каменистую пустыню. Вообще Чуйская степь уникальное место. Это одно из самых суровых и засушливых мест на планете, среднегодовой уровень осадков меньше чем в Сахаре. Зимой температура опускается до -62 градусов, летом поднимается до +38, таким образом, годовой перепад температуры составляет 100 градусов.
По пути проехали через 2 перевала – Семский и Чеки-Тамак. Семский откровенно не впечатлил, а вот Чеки-Тамак понравился. Наверху обоих перевалов есть площадки для остановки и развалы разного туристического барахла. Мобильная связь по трассе берет далеко не везде и появляется только в районах населенных пунктов. Про 3G интернет от МТС можно смело забыть, про остальных операторов не знаю.



Вдоль дороги эпизодически попадаются древние мегалиты и остатки курганов.Деревни населены в основном алтайцами и казахами, русские тоже встречаются, но их мало.
Заехали в Калбак-Таш, скальное образование на котором сохранились древние петроглифы датированные временами каменного века. К сожалению, самостоятельно посещать его нельзя, а экскурсовод ведет группы не менее чем из 6 человек. Постояв минут 20 на испепеляющей жаре и так никого больше не дождавшись решили что «да ну его на». По пути заехали в магазинчик в какой-то деревеньке в процессе закупок пообщались с продавщицами. Сделал интересный вывод – те местные, которым в районе 35 и старше неплохо знают русский язык. У молодежи с этим похуже. Между собой они общаются исключительно на своем языке. Такая вот ситуевина… В магазине ко мне пристал местный забулдыга с просьбой проспонсировать его на пузырь. По словам продавщиц, крендель бухает уже 4 дня, а посему был мной проигнорирован.
Часиков в 16.00 въехали в туристический кемпинг Тыдтуярык. Места в кемпинге бронировал заранее на сайте camp-altai.ru. Кемпинг расположен в долине одноименной реки. С трассой он соединен 2-х километровой гравийкой, которая легко проезжается даже на такой «пузотерке» как была у нас. Перед самим кемпингом есть небольшой бродик, также форсируемый без проблем.




Территория кемпинга электрифицирована, все жилые строения подсвечены, пешеходные дорожки промаркированы светодиодными фонариками. WC типа сортир. Есть баня, экскурсии. С соседнего села можно заказать национальный ансамбль с соответствующим репертуаром. Для ленивых можно оплатить питание, что мы и сделали о чем в последствии не пожалели, готовят вкусно и сытно.
Решив все административные вопросы, пошли гулять по окрестностям и любоваться местными видами.


По возвращению приготовили шашлык после чего с коньяком развалились в гамаках.
Когда солнце стало подкатывать к горизонту со всех концов пустыни стали подтягиваться караваны туристов. Это надо видеть! Народ на сильно прокаченных автомобилях с колесами в пол моего роста, утыканными запасками, канистрами, лебедками, антеннами и экспедиционными багажниками. Стиль одежды туристичекий и милитари. Все в банданах, дредах, ковбойских шляпах, с ножами и радиостанциями. Впечатление что попал в город из старого «Безумного Макса» (тот самый который Уитней Хъюстон «держала»). Не хватало только схваток «под куполом грома».
Ночью было просто обалденное звездное небо. Последний раз я такое видел 3 года назад на Утрише, млечный путь просматривался до мельчайших деталей. Уходить от такого вида не хотелось вообще, в итоге спать легли очень глубоко за полночь.
День 8. Экскурсия на Кызыл-Чин.
С утра небо было затянуто легкой дымкой, что вселяло надежду на то, что сегодня такого пекла не будет. В принципе так оно в итоге и вышло, хотя температура днем уверенно держалась на отметке +34, но вот солнца не было.
Утром отзавтракав в гостевом шатре загрузились в УАЗ «Буханка» и с такими же как и мы туристами двинулись на Кызыл-Чин, в простонародье называемом «Марсом» из-за преобладающего красного цвета грунта.






Дорога местами заставляет понервничать, но один из экскурсоводов и по совместительству водитель прекрасно с ней справился. По пути было несколько остановок на площадках с хорошим панорамным видом. Кызыл-Чин это по сути долина небольшой речушки, берега которой имеют различные цвета из-за содержащихся в грунте минералов. Цвет грунтов колеблется от фиолетового до красного, что в принципе достаточно распространено в этой местности. Местами, где вообще нет растительности, действительно создается впечатление, что находишься на другой планете. Надо отдать должное второму экскурсоводу, как я понял студенту местного университета на археологическом факультете, парень прекрасно знает историю Чуйской степи, культуру населявших эти места народов и достаточно интересно все рассказывает.
Вернулись с экскурсии аккурат к обеду, а отобедав отправились вверх по течению речушки. После обеда небо растянуло и стало опять припекать. Вдоволь нагулявшись по горам к ужину вернулись в кемпинг. После ужина была баня, потом коньяк, гамак и ночное небо….
День 9. Назад в Горно-Алтайск.
Ночью внезапно налетел ураган, немножко «пошатал наш дом труба» и так же стремительно стих, остаток ночи по кемпингу бродила местная кошка (чистокровный курильский бобтейл между прочим) и от тоски орала (кота бы ей, да где ж его взять, ближайшая деревня километрах в 10…).
Утром загрузились и тронулись в Горнор-Алтайск, предварительно доехав таки до Кош-Агача на заправку.

Развороченную в районе Акташа дорогу частично закатали в асфальт. Через дорогу периодически бегают суслики, так что чуть не сбили одного. В зеркало заднего вида видел как он передумав после того как мы над ним проехали, ломанулся назад откуда пришел. Сверху за сусликовыми телодвижениями зорко наблюдают парящие орлы (беркуты, орланы, ястребы, сипухи х.з. короче кто).
В районе 15.30 приехали в ГА, связались с риэлтором и заселились в тот же дом, но уже в другую квартиру. Вечером погуляли по городу, зашли в пиццерию в центральном универмаге.
День 10. Телецкое озеро.
Утро нового дня сразу заявило о себе хорошим пеклом, на небе не было ни облачка, ветерок также отсутствовал. Закидав барахло в машину и сдав квартиру тронулись в Артыбаш на базу отдыха «Золотое озеро». Номер предварительно забронировали и оплатили через сайт kuzuk.ru.
Дорога до Артыбаша мягко говоря не очень, а если говорить не мягко то без мата обойтись нельзя. Асфальт требует ремонта а местами и полноценной замены. Сама дорога узкая и очень сильно петляет, что очень усложняет обгон. Тем не менее в районе 11.30 мы подъехали к воротам нашей базы, расположенной прямо на берегу озера. Само озеро тоже достаточно уникальное. Это второе по глубине озеро в России после Байкала. Длина озера составляет около 70 км, при максимальной ширине 7 км. Со всех сторон оно зажато вплотную подступающими горами, покрытыми лесом и петляет между ними. Чисто визуально оно выглядит как классический норвежский фьорд.

База отдыха откровенно не понравилась. Территория не ухожена и используется крайне не рационально. Все что не входит в понятие проживание платно. Бассейн на территории базы платный, стоянка платная, тазик взять или утюг – плати и т.д., качество уборки в номерах под сомнением. Короче не советую, лучше подыскать какой-нибудь гостевой домик по сходной цене.


Разместились в полулюксе, съездили в супермаркет в соседнем поселке (на противоположном берегу озера), затарились пивом и шашлыком на вечер. После обеда съездили на экскурсию в каменный залив. Каменный залив это метеоритный кратер. Когда-то, около 40 тыс. лет назад, недалеко от Земли столкнулись два метеорита, каменный и металлический. В результате столкновения образовался метеорный рой, который до сих пор кружит в космосе и эпизодически напоминает о себе (привет от Чебаркульского метеорита). Так вот, после столкновения отдельные куски рухнули на Землю, вызвав небольшое смещение оси вращения, как следствие подвижки литосферных плит и массовые извержения вулканов (Св. Анны в Карпатах, Казбек на Кавказе, Флегрейские поля в Италии, Горелый на Камчатке и т.д., причем для последнего это закончилось печально, в результате взрыва образовалась кальдера диаметром 13 км, а сам вулкан перешел из разряда стратовулканов в вулканы щитового типа). Все это достаточно сильно изменило условия обитания на Земле лишив шанса на вживание одних видов (где-то взгрустнул неандерталец) и дав шанс другим (привет от кроманьонца). Именно на этом рубеже человечество начало активно заселять Европу.
Не посетить такое знаковое место мы просто не могли и зафрахтовав катер сходили к кратеру, благо идти не далеко, около 3 миль в одну сторону. Место действительно впечатляет. Здоровенная чаша метров 15 в диаметре. Вокруг разбросаны базальтовые булыжники размером от мотоцикла до кабины от камаза. Судя по направлению выброса основных скальных масс можно предположить, что астероид вошел в землю не под прямым углом, а с восточного направления. Сила взрыва была колоссальная….


Вернувшись назад решили устроить себе пляжный отдых, плавно преходящий в ужин на берегу озера. Вода на мелководье до глубины примерно в 60 см прогревается градусов до 18-20 и вполне себе купабельная, ниже указанной отметки температура воды, как говорили в той рекламе — «УУУ АЙС!». Вечером, когда солнце спряталось за горами и стали спускаться сумерки, был организован обалденный шашлык, причем эта тенденция носила массовый характер, многие посетители турбазы повыползали на побережье с аналогичной целью. Хочу заметить, что на следующий день оставленного мусора не берегу не наблюдалось, что радует, наконец-то люди начинают уважать в первую очередь себя, и забирают с собой свои пустые бутылки, банки, одноразовые тарелки, стаканы и т.д.
Ночью спали как убитые не смотря на превосходную слышимость из-за очень тонких стен и перекрытий между этажами.
День 11. Сплав по Бии.
С утра отведали завтрака, включенного в стоимость проживания. Отказаться от оплаты сего девайса нельзя. Опуская порядок его выдачи и вид столовой можно признать его вполне неплохим, нет честно каша вкусная и порции вполне приличные.
Изначально в этот день планировалось прокатиться через все озеро на мыс Кырасай, с посещением водопада Корбу. Однако ценник, заявленный в интернете и фактический не совсем совпадал с реальным, 900 рэ против 2500 за человека, что «слегка не вписывалось» в бюджет отпуска. Да и жена заявила, что вертела она этот 10-ти часовой круиз на теплоходе, лучше она выспится наконец-то. В качестве альтернативы нам было предложено, дабы не смущать спящее тело своими горестными вздохами, сплавиться по Бии (или Бие?).
Прибыв к назначенному времени в экскурсионное бюро турбазы, заплатили за участие в мероприятии, прочитали и расписались за инструктаж по мерам ТБ, загрузились в автобус с какой-то явно похмельной компашкой, приехавшей из Барнаула по туру выходного дня.
Сплав начинается в истоке реки Бия из Телецкого озера. Длина маршрута 22 км, по маршруту находится 7 порогов. При хорошей сноровке экипажа на отдельных порогах можно поставить рафт практически перпендикулярно поверхности земли, однако явно вялое махание веслами нашей похмельной сокоманды не дали осуществить задуманное и в итоге мы прошли чуть левее самого интересного места. В целом сам процесс понравился, надо будет повторить на порогах более высокой категории. Слегка выматывают только гребные участки на ровных перекатах между порогами. Кажется что гребешь гребешь, а толку нет, берег лениво проплывает мимо. Свою истинную скорость начинаешь осознавать только когда глубина под тобой уменьшается и становиться видно валуны на дне, с огромной скоростью проносящиеся под рафтом.
Прохождение всего маршрута и возвращение назад на автобусе заняло примерно 3,5 часа. После чего пообедав отправились на местный рынок меда, где купили очень вкусной медовухи. Продавец перед продажей провел краткий ликбез по её видам и устроил дегустацию. Парнишка молодец, очень интересно рассказывает и объясняет все тонкости производства. Купили у него медовухи на вечер и меда домой. Забегая вперед хочу отметить, что и медовуха и мед очень вкусные и судя по всему действительно натуральные. Теперь жалеем, что мало меда купили.
После возвращения с рынка решили не изобретать велосипед и провели вторую половину дня на берегу озера. Вечером, по случаю намечавшегося Дня ВМФ, в озере был устроен парад кораблей и катеров с праздничным фейерверком.
День 12. Самый трудный день. Переезд в Новосибирск.
Ночью группа туристов из тура по программе выходного дня, расположилась на соседнем гостевом балконе и ржали как кони. Пришлось выползать и просить их чуть поутихнуть. Люди оказались интеллигентные и просьбе внемлиле. Горизонт при этом подозрительно сверкал всполохами зарниц. Думал больше не засну.
Ослепляющая даже через закрытые глаза вспышка и одновременны дикий грохот буквально подкинул с кровати. Смотри-ка, заснул. Гроза однако, с дождем как положено, но не очень сильным. Да и громыхнуло раза 3-4 потом эпицентр ушел за горы и его перестало быть слышно.
Утро выдалось хмурым. Сдали номер, позавтракали и рванули в Новосибирск. Впереди нас ждали 616 км автодорог, 170 из которых по горам…
Ночью дождь обильно позаливал все ямы в асфальте и местами приходилось ехать на удачу и интуицию. На пол пути до Горно-Алтайска попали под дикий шквал с ливнем, видимость упала до нескольких метров. Благо шквал прошел минут через 10, повторно налетев минут через 20, после чего окончательно стих.
В Горно-Алтайск приехали в районе полудня, пообедали в центральном гипермаркете на площади и сразу рванули дальше. Севернее ГА погода стала налаживаться, опять стало неслабо припекать.
Ровно в 19.00, как и договаривались с арендодателем, подъехали к гостевому дому «Пихта Хаус отель» в Новосибирске. Предварительное бронирование номера осуществлял через booking.com. Гостевой дом представляет из себя двухэтажный коттедж с мансардой. На первом этаже кухня и баня, на втором холл со стойкой регистрации и жилая зона владельца, на мансардном этаже два номера. Внутри здание достаточно интересно оформлено с претензией на авторский стиль, в номерах стоит хорошая новая мебель, есть Wi-Fi и кабельное телевидение. Хозяин — общительный мужик лет 45.
Вечером погуляли по округе и завалились спать. Ночью пришло понимание того, что у нашего жилья есть ощутимый минус – отсутствие москитной сетки. Комаров вроде налетело и не много, но тут тот случай когда «и один в поле воин». Справедливости ради надо заметить, что фумитокс в номере присутствовал, но при открытых окнах он был малоэффективен.
День 13. Новосибирск.
В принципе наполеоновских планов на сегодня не строили. Из обязательной программы только сдача машины к 8.15, а дальше свободны как ветер в поле.
Особо не мудрствуя, решили сходить в зоопарк и просто немного погулять про городу. Погода сегодня как раз располагала к прогулкам, на термометре +25, небо затянуто облаками.
Зоопарк оказался так себе, ожидал от него большего. Приколол рысенок которого подселили к простой кошке с рыжим котенком. Этот лось вымахал размером с кошку и в припадке игривости отвешивает люлей рыжему по полной. Сама кошка тоже явно слегка в афиге от такого развития событий и все время пытается съе… убежать из клетки.

Нашарахавшись до обеда в зоопарки и нагуляв аппетит поехали обедать в ресторан «Небо», расположенном на самом верхнем этаже 25-ти этажки прямо в центре Новосибирска. Подъем до 23 этажа осуществляется на скоростном лифте, последние 2 этажа пешком. Из окон ресторана открывается очень хороший вид на город и близлежащие окрестности. С такой высоты Новосибирск выглядит очень урбанизировано, в городе строится очень много высоток. Видно, что город развивается очень ускоренными темпами.



Ресторан произвел хорошее впечатление, готовят вкусно, цены вполне себе нормальные, атмосфера внутри приятная.
После обеда погуляли по центру Новосиба, съездили в Мегу и ближе к 21.00 поехали в гостевой дом, где упаковались, заказали на утро такси и легли спать.
День 14. Дорога домой.
Встали в 5 утра, окончательно собрались, позавтракали и в 6 выехали в аэропорт. Впереди нас ждали 18 часов перелетов, ожиданий в аэропортах и переездов на междугородних автобусах.
Вылет задержался минут на 20, из-за чего впритык успели на рейс из Москвы. Еще минут 10-15 и точно бы опоздали.

Подведем итоги.
По автомобилю: замечаний нет, за исключением отсутствия USB разъема и вибрации руля. Пройдено около 2500 км по Новосибирской области, Алтайскому краю и республике Горный Алтай.
По проживанию:
Турбаза «Серебряный родник» — не рекомендую, обманывают со стоимостью;
Кемпинг «Тыдтуярык» — рекомендую (причем не скупитесь, закажите вместе с питанием), коль уж вы забрались в самый экзотический регион Алтая, то ваш врожденный авантюризм не испытает никакого дискомфорта от проживания в тех условиях, которые может предложить этот кемпинг. Все таки надо делать поправку на «географию» его расположения и природные условия вокруг;
База отдыха «Золотое озеро» — не рекомендую, совдепия в самом плохом смысле этого слова, да и вообще жопашники;
Гостевой дом «Пихта Хаус Отель» — рекомендую.
По развлечениям:
Ну тут каждый сам себе хозяин. Сейчас я жалею, что сплавлялся по Бии (Бие), а не по Катуни т.к. на последней пороги поинтереснее будут;
Очень жаль, что не удалось прокатиться по всему Телецкому озеру.
К сожалению, осталась «неокучена» обширная часть РА, находящаяся в стороне от «Чуйского тракта», но там надо бродить с рюкзаком, да в хорошей компании, да несколькими вылазками дней по 10 каждая…

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.