Путешествие из Питера в Крым. Часть 3. Обратно. (август 2015) / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Путешествие из Питера в Крым. Часть 3. Обратно. (август 2015)


Путешествие из Питера в Крым. Часть 1. Туда.
Путешествие из Питера в Крым. Часть 2. В Крыму.

25 августа 2015 г.
Вот и подошло к концу наше пребывание в кемпинге!
6:00 звонит будильник. Очень хочу собраться за один час, ведь накануне вечером мы собрали все вещи, которые можно было собрать. Но мое желание так и осталось желанием, к часовым сборам добавилось еще полтора часа. Мы выехали только в 8:30.
Пробок за исключением участка дороги, где проводится её ремонт, не было. В очередной раз были огорчены состоянием крымских дорог.
И в половине одиннадцатого мы были в Керчи. Очереди на паром, которая начиналась перед городом и которой нас пугали, не было. Город был украшен флагами, которые с ходу мы не смогли идентифицировать.
В 11:10 наша машина въехала на отстойник перед паромом. Нас, как многодетную семью, пропускают и направляют в очередь для льготников. Оля с документами пошла покупать билеты, а я с детьми остался «двигать» машину в очереди. Через 30 мин она вернулась, но «продвинуть» авто за это время мне не удалось. Вся парковка перед паромом заставлена транспортом, но перед самой парковкой очереди нет.
Утром уезжая, мы не завтракали, и теперь самое время подкрепиться. Поев, дочки с мамой побежали к кассам покупать сувенирчики и магнитики.
Но вот «лёд тронулся», и мы поехали, я наивно полагал, что на паром. Оказалось, через пункт досмотра (на котором нас никто не досматривал) мы переместились на ещё одну площадку для ожидания. На сей раз она была последней перед паромом. Но тут льгот уже никаких нет, и все на общих основаниях ожидают погрузку на паром.
Похоже, что эта стоянка по своим размерам не меньше той, на которой мы стояли ранее. Я даже примерно подсчитал число машин: 14 рядов, по 16 машин в каждом ряду. Итого 224 машины.
Через час ожидания первые ряды поехали, и минут через 30 очередь дошла и до нас. Пока я стоял и ждал то стал общаться с такими же как и мы. Через один ряд от нас я увидел KIA Sportage с немецкими номерами и не смог промолчать.
— Hello, are You from Germany?
— Yes, I’m from Germany, — ответил владелец KIA.
— Really? – усомнился я.
— Really! – уже с улыбкой ответил он.
Смотрю, что этот «немец» отличается от тех немцев, что живут в Германии. И тут мы как-то одновременно с ним перешли на русский язык, и дальнейшее наше общение проходило на русском. Вокруг нас стали собираться другие автопутешественники, желавшие из первых уст услышать, как там сейчас обстоят дела в Европе.
Выяснилось, что в Германии не всё так плохо, как нам кажется. Основная их проблема — изменившееся соотношение между и $. Некоторые зарубежные контракты из-за этого пересматриваются или расторгаются. Но простое население не страдает, поскольку цены на товары на внутреннем рынке не меняются.
В процессе общения с людьми им становится особо приятно, когда сообщаешь им из какого они города или региона, определив это по номеру авто. И вдвойне приятно, когда сообщаешь, что бывал в их родном городе и знаком с какими-нибудь знаковыми местами. Это примерно так, как с иностранцем говорить на его родном языке. Дополнительные познания географии и истории существенно упрощают общение людей. Путешествуя я заметил, что все люди в той или иной степени интересуются жизнью таких же как они людей, но живущих в других района страны.
И если бы такое общение происходило бы чаще и между большим количеством народа, то наша страна была бы определенно крепче и дружнее. Уже после Краснодара на заправке мне попался один чеченец, который 10 лет живет в Австрии и ездил в Грозный в гости на машине. Через 10 минут общения он стал нас уговаривать обязательно посетить город Грозный, чтобы мы лично познакомились с гостеприимством его народа и с теми положительными моментами, которые есть в Чечне.
Вот подошла и моя очередь прыгнуть в машину и ехать на паром. Отъехавшие от стоянки машины перераспределились в два параллельно текущих ручейка, каждый из который «вливался» в свой паром.

На пароме стол регулировщик и разделял поток еще на два: на нижнюю палубу в трюм и на верхнюю. Мы, вероятно из-за багажника на крыше, были направлены на верхнюю палубу.
Дети, получив свободу в пределах парома, разбежались по нему в изучении новых для себя вещей и сущностей. А я остался стоять на палубе, наблюдая за тем, как идет погрузка транспорта на паром.
Паром из Крыма был загружен гораздо плотнее, чем в Крым, и чтобы выбраться из плотно поставленных машин приходилось выбирать между ними «тропинки». Напротив, когда мы плыли в Крым, машины стояли довольно рыхло и таких проблем не возникало. Секрет: если стоять над надписью IMO 9688611, то укачивает существенно меньше, чем по бортам.
Через некоторое время ко мне подошел уже известный «немец». Мы с ним оказались на одном пароме и все то время, что мы плыли, общались за жизнь. Оказалось, что его зовут Слава, и что он учился в Германии на курсах повышения квалификации, а потом ему посчастливилось остаться там работать.
Паромы через переправу плавают не по прямому кратчайшему пути, а по букве «Г», смещаясь в сторону Азовского моря. Для меня до сих пор это остается загадкой, что заставляет парому двигаться по столь странной траектории? Буду признателен всем, кто прольет свет на этот вопрос.
По прибытию в порт мы так же гуськом съехали с палубы. Тут надо быть предельно внимательным, так как машины и люди попадают на берег через одни «ворота». Большинство «безлошадных» пассажиров аккуратные и идут с краю, но некоторые бегают перед машинами. Будьте бдительны, кто-то может оказаться на пути следования Вашего автомобиля!
С каждым годом автостоперов у нас в стране становится все больше. В основном это молодые люди. Если само путешествие меня привлекало, то множество неопределённостей в таком виде туризма меня отталкивает. Тем не менее есть люди, которые из Крыма едут таким образом в Москву.
При движении по косе стоят знаки, ограничивающие скорость, и это дало нам возможность любоваться пейзажами. Со стороны Черного моря в лимане плавали белые лебеди и стояли одноногие цапли, которых кроме как в зоопарке ни я ни моя семья до селе ни видывали. Правда нам в голову не пришло сфотографироваться на фоне такой чудесной природы.
При выезде из г.Темрюк нас догнал «немец» Слава. Так мы с ним, поочередно обгоняя друг друга, доехали до краснодарской кольцевой дороги. При съезде с кольцевой на трассу М4 Славу остановил ГИБДДшник, надеюсь, что только для проверки документов. Не часто в Краснодарском районе можно встретить машины из Германии. Вероятно, это и вызвало повышенный интерес инспектора. К сожалению, со Славой мы больше по ходу нашего пути больше не встречались. Наверно он нас обогнал, когда мы где-нибудь отдыхали.

Без ноутбука и без карты, которая в нем была, я проехал незаметный левый поворот на Тимашевск. Второстепенная дорога мне показалась выездом из дворов, а не дорогой в другой населенный пункт. Остановился я у первого попавшегося дальнобойщика справиться о повороте на Тимашевск. Но он мне порекомендовал ехать прямо до Краснодара и там повернуть на М4. Что ж, он бывалый, дороги и обстановку на них знает. Мы, послушав его, поехали «прямо до указателя Ростов-на-Дону».
Может быть я какой поворот пропустил, может быть дальнобойщик решил над питерцами подшутить, но дорога через Краснодар получилась на 40 км длиннее и в пробках, объезжая город, мы потратили гораздо больше времени, чем в тимашевской пробке. (Те, кто читал первую часть, помнят, что на пробку в Тимашевске мы потратили всего 20 мин.) Тупя в шестом часу вечера на Ближнем Западном Обходе (так называется шоссе), я не раз вспомнил того дальнобойщика и корил себя, что кого-то послушал. На М4 в направлении Ростова мы выехали только в 18:25. Мое мнение — в это время, в конце рабочего дня в Краснодар соваться не стоит, трафик довольно плотный.
Начав удаляться от Краснодара мы вздохнули с облегчением и стали присматриваться по сторонам, чтобы прикупить бахчевые и другие съедобные дары Краснодарского края. Они произрастали прямо на тех полях, которые мы проезжали.
Купили мы овальные арбузы. Этот сорт называется Чарльстон грей. Арбузы выглядят как огромные кабачки. Позже мы родственникам из Твери так и сказали: «Это краснодарский кабачок!» Каково было их удивление, когда они разрезали и увидели, что это арбуз. Арбуз оказался очень сладким. О помидорах я тут даже писать не хочу. Поскольку то, что продают в Москве и Питере под названием помидоры, я ем с большим трудом. А краснодарские помидоры я ел одну за другой и за раз мог съесть 3-4шт.
Движение было плотным, в некоторых местах шел ремонт дороги, но мы ехали. Посередине между Краснодаром и Ростовом село солнце, и быстро стемнело. Ехать стало сложнее, и скорость потока машин снизилась.
На одной из заправок я включил ноутбук и подключил GPS-антенну. Ноутбук сообщил, что сможет проработать всего 19 минут. Но для определения нашего места нахождения этого вполне достаточно. Как хорошо, что я заносил координаты наших реальных ночевок. Я их перенес в автомобильный навигатор, и теперь мы знали, что до места проверенной нами ночёвки остается всего 90 км. При езде со скоростью 90 км/ч. мы через 60 минут будем на месте. Наивный! О каких 90 км/час может идти речь, если то пробки, то просто снижение скорости потока, то желание моих пассажиров посетить WC. До места ночёвки мы ехали 2 часа.
Вот на экране навигатора появилась красная точка — цель нашего сегодняшнего маршрута. Съезд к ней мы осуществляем, через разворот над М4, выполненный в виде моста через трассу. Съехав на грунтовую дорогу, мы погружаемся во тьму. Но куда нам ехать, и что нас там ожидает — мы уже знаем. Еще через несколько сот метром мы на месте, но состояние почвы на этот раз другое. Вероятно, с момента нашего прошлого здесь пребывания поле боронили.
Время 22:15. Еще через 30 минут мы едим горячий ужин из тушёнки. За день нас дорога утомила и мы быстро засыпаем.

26 августа 2015г.
6:00 Звонит будильник. Хочется побыстрее начать движение. Но этого хочу только я. Дети хотят спать и просыпаются с большой неохотой. Все утренние процедуры, уже ставшие за время нашего путешествия обыденными, делают очень неторопливо. Сборы и завтрак заняли 2,5 часа.
На грунтовой дороге нам встречается колесный трактор с прицепом. Чтобы разъехаться тракторист нас подождал на развилке. Я поздоровался с ним, кивнув ему головой. Он ответил тем же, как будто мы знакомы с ним 100 лет.
Интересно, что подумал тракторист, увидев нас едущих утром по пустому полю? Мы этого никогда не узнаем. Вот так начался наш очередной день путешествия, и в 9:30 мы уверенно ехали по М4 по направлению к Ростову-на-Дону.
До города мы Ростова мы доехали быстро и обогнули его с правой стороны. От ноутбука никакого проку не было, и мы ехали, следуя только указателям.
Недалеко от города Шахты можно увидеть реальное подтверждение этому названию. Вокруг много шахт и так называемых терриконов — рукотворных отвалов грунта, выкопанного из шахт. На фото террикон «Майский».
Поток машин был плотный. Теперь было очевидно, что половина машин на дороге – это возвращающиеся из отпусков. Как вы думаете из какого региона было больше всего машин? Правильно, машин этого региона было очень много, и дети быстро запомнили цифры 77, 97, 99, 177, 197, 199, 777, а так же 50, 90, 150, 190.
Перед поездкой я распечатал табличку с номерами регионов и бросил её в бардачок. Дети не выпускали её из рук, а младшая дочка на второй день сказала: «Папа, ты такую классную игру придумал – угадывать из какого региона нам попадаются машины!»
Наступил полдень, а мы всё едем и едем. И вот она, пробка! Я стараюсь по обочинам не ездить, а тут не выдержал и поехал. Думал, что чуть-чуть, 200-300 метров проеду и вернуть в занимаемый ряд. Но проехал по обочине несколько километров. В какой-то момент оказался лидером группы из нескольких десятков машин и ехал первым.
Ура, пробка закончилась, все пыльные, но довольные выбрались на асфальт. Время от времени прошу дочку по бортовому компьютеру проверять запас хода и искать АЗС.
На одной из заправок мы обедаем. Во время еды приходит мысль доехать до Воронежа, и как нормальные люди остановиться в гостинице. Эту мысль поддержали все и при помощи смартфона и www.booking.com мы стали искать подходящие варианты. Одним из требований была близость к воронежской объездной дороге. Нашелся один вариант, гостиница «Барк» на набережной р. Воронеж. Пятиместный номер с общим душем, туалетом и кухней на этаже за 2500 р. нас вполне устроил. Для одной ночёвки это то, что нужно.
Забронировав номер, мне стало радостнее, ведь теперь не придется в «полевых» условиях искать ночлег, не нужно ставить палатку, не нужно освобождать для детей машину.
Обеденная трапеза закончена. Хорошо! Подойдя к машине, я понял какая она пыльная и нужно хотя бы стекла от пыли очистить. Пока я отмывал стекла, стоявший у соседней машины, заправщик мне говорит: «Ты особо не старайся, там еще пробка будет.» В это время он объяснял владелице белого мерседеса, как объехать пробку по полям. Я подключился к разговору, и мы договорились, что я поеду первый, а она за мной. В любом случае, если она застрянет, я её на буксире вытащу.
Мы проехали по грунтовке уже 3 км, а она нас всё дальше и дальше уводила от М4. Несколько раз я останавливался и думал вернуться, но это был не наш метод. Полевые дороги то соединялись, то в разные в стороны отходили ответвления. По некоторым из них тоже ехали легковые машины. Следуя наставлениям заправщика «езжайте прямо до пруда, за прудом сразу налево», мы настойчиво двигались прямо. Эта уверенность передалась видимо и другим участникам движения, которых уже было около десятка. Оказавшись на развилке грунтовых дорог, они смотрели на наше с белым мерседесом уверенное продвижение и пристраивались к нам в хвост. Дорога пошла вниз, впереди был пруд. Ура, на правильном пути! За прудом свернули налево и стали двигаться по направлению к асфальтовой дороге.
Подъехав к М4 от увиденного мне стало немного не по себе. Автодорожные службы, проводя ремонт дороги, стационарным ограждением закрыли съезд на М4. Все автомобилисты оказались в растерянности, кто-то даже разворачивался. Было бы очень обидно ехать обратно. Но ведь жители поселка «Криницы» как-то попадают же на М4? Значит должен быть съезд. И он был найден, нужно было только проехать полтора километра вперед, вдоль автомагистрали. Перед съездом мы попрощались с владелицей белого мерса (она оказалась из Белгорода) и пожелали хорошей дороги.
Вернувшись домой, я нанес на карту наш путь по грунтовке. Сейчас он кажется нам понятным и простым.

Пробки закончились, но и день тоже заканчивался, а нам по показаниям навигатор нужно было проехать еще 190 км. Не много, но тогда, когда солнце не слепит глаза, когда в запасе много времени и когда не хочется спать. Но мы настойчива едем вперед. Другого варианта у нас просто нет. Проехали 20 км, потом еще. Совсем стемнело и мы остановились на импровизированный ужин. Едим, отдыхаем. Потом снова в путь. Моя семья мне помогает, информируя о приближении тому или иному знаку. При подъезде к белым табличкам с названиями населенных пунктов дочка кричит: «Папа, снижай скорость, город!»
В очередной раз я снижаю скорость и проезжаю табличку с надписью «Воронеж».
Чтобы доехать до гостиницы, нужно, никуда не сворачивая, доехать до набережной и на ней повернуть направо. Вот мы во дворе дайвинг-центра, где и расположена гостиница.

Я рассчитываюсь с администратором, нам показывают, где душ, где туалет и где можно подогреть еду. В номере был маленький телевизор. Я включил его посмотреть новости, т.к. всю поездку мы пробыли в информационном вакууме, и … уснул. Судя по всему, для всех остальных членов нашего «автопробега» сегодняшний день закончился аналогичным образом.

27 августа 2015г.
Сегодня подъем у нас поздний, без будильника. Собираем вещи, завтракаем, сдаем номер и грузимся в машину.
Утром рядом с нашей машиной мы обнаруживаем Toyota Highlander с московскими номерами. Она была такая же грязная, как и наша. Вероятно, и вчерашний маршрут у нас был одинаковый.
По дороге мы сворачиваем к торговому центру «Придача», но в отличие от тульской парковки потолок у этой парковки ниже, и въехать мы не можем. Вокруг ТЦ нет ни одного свободного места. Что ж, едем дальше, так и ни копейки не оставив в «Придаче». Зато чуть дальше по ул. Димитрова мы нашли магазин, в котором купили всё, что нам было нужно.
Всегда, когда мы бываем в разных городах, то стараемся попробовать пищевую продукцию местных производителей. Зачастую от оказывается качественной и вкусной, а стоимость по сравнению со столичной ниже. Вот и на этот раз нам удалось взять сметану и сливочное масло, качество которых нас порадовало.
Выезжаем из Воронежа по указателю «Москва».
Объезжаем город и сразу упираемся в пробку перед пунктом оплаты. Пробка образовалась ещё задолго до того места, где дорога расширяется перед кассами. В этой пробке мы потерял 17 минут. В процессе ожидания эти «семнадцать мгновений» показались целой вечностью.
Один из шлагбаумов пропускает автомашины, оборудованные транспондерами. Но в данной ситуации транспондеры не спасали. На сегодняшний день стоимость транспондера – 800р. и в зачёт проездов по платной дороги она не входит.
На платных участках построены места отдыха и туалеты. Тут же расположены контейнеры для мусора. Один раз мы остановились на такой стоянке. Туалеты, типа сортир заполнены до верху, грязные. Запах от всего этого безобразия распространяется по всей стоянке, никак не располагая к отдыху или приему пище. Поэтому для этого лучше останавливаться на заправках.
Были мысли заехать в усадьбу Поленова, где жил и творил живописец, но желание побыстрее добраться до Москвы пересилило. Поэтому посещение этой достопримечательности мы оставим для других наших путешествий.
При въезде в Москву как обычно образовалась пробка, и чтобы съехать на МКАД пришлось потолкаться минут 20. Еще час ушел на то, чтобы от Симферопольского шоссе доехать до Гольяново (район Москвы). На сегодня наше путешествие закончено. Часть вещей переносим в квартиру. Жена с дочками готовят ужин. Следующий день мы планируем отдохнуть и провести в ничегонеделанье. А послезавтра финальный рывок до Питера.

29 августа 2015 г.
В сегодняшнем маршруте ничего необычного нет, и не раз нами был пройден. Но тем не менее мы умудрились проехать мимо съезда на новую дорогу М11. И поэтому нам пришлось ехать через Химки. За Химками нам все же удалось заехать на новую дорогу, но только с третьей попытки, и то нарушая ПДД и пятясь задом до нужного съезда.
Дорожные указатели у нас просто уникальные, и ездить по ним можно только в том случае, если сам знаешь куда ехать. Неужели даже и их разучились делать? Ведь раньше не было мобильных телефонов, не было GPSа и навигаторов, а люди не менее успешно путешествовали по дорогам. Правда в те времена были автомобильные атласы дорог СССР. Когда я был маленький, у папы было два таких атласа разных годов выпуска. Как немного я стал разбираться в картах (прошу не путать с игральными картами, в них я и сегодня мало чего понимаю), моим любимым занятием было виртуальное путешествие по этим атласам с курвиметром в руках. Мой интерес подогревался папиными рассказами о том периоде его жизни, когда он работал в геологии и много ездил по Союзу с разного рода экспедициями. Наверно желание путешествовать (самостоятельно перемещаться в пространстве), я унаследовал от папы.
И вот мы на М11. Потеряно и без того много времени, а тут еще и ливень пошел такой, что дворники не успевали сгонять воду с лобового стекла. Скорость со 120 км/ч упала до 70 км/ч. Сегодняшнее утро не задалось, уже начало одиннадцатого, а не доехали даже до Зеленограда. А нам нужно по дороге до Питера посетить еще родственников жены в Твери. К обеду мы как раз до них добрались. Мы презентовали им «краснодарский кабачок». Разрезав «кабачок» хозяева были удивлены, увидев арбуз. Он оказался на редкость сладким и ароматным. Эх, надо было бы нам побольше таких «кабачков» купить.
Хорошо в гостях, особенно когда находится много общих тем. Семья, к которой мы заехали, в былые времена с палатками объездила почти всю Россию: и Крым, из которого мы возвращались, и Байкал, и горный Алтай, и Карелию, всё было в арсенале их путешествий. Как вы догадываетесь, нам трудно было прервать наше общение. Но ничего не поделать, нам сегодня нужно проехать еще 540 км.
В 16:00, попрощавшись с гостеприимными хозяевами, мы тронулись в путь. На улице распогодилось, дождя не было и ярко светило солнце. Нам оставалось только любоваться городскими пейзажами Твери, в которой до сего момента мы никогда не были.
После выезда из Твери погода подарила нам красивейшую радугу от горизонта до горизонта. Но пока мы доставали камеру за окном появились лесная гряда и пригорок, да и сама радуга успела потускнеть. Наяву за минуту до съемки она выглядела потрясающе!
Между Тверской и Новгородской областями мало АЗС. Лукойл есть только в самом Валдае. Зная это, мы пополнили запасы топлива и продолжили нашу поездку.
При подъезде к Великому Новгороду стемнело окончательно. Но нам не привыкать, и мы продолжили движение, но с большей осторожностью.
Из каждого дальнего путешествия Питер нас встречает дождем: то проливным, то слабым, от которого на лобовом стекле появляются только капли. И сегодня, заехав в Ленинградскую область, Питер нам с ухмылкой сказал: «Всё, лето кончилось.» и окропил машину небольшим дождиком.
Хочется поскорее домой. Несмотря ни на что, побыстрее доехать и расслабится. Но мы знаем о такой коварной «засаде», которую может устроить злой Рок. Именно в такие моменты совершается большинство ДТП на загородных трассах. Поэтому я держу по спидометру разрешенную скорость, а не скорость, до которой не приходят штрафы. Три раза останавливались для отдыха и кофепития на АЗС. И в 23:20 мы были целые и невредимые у подъезда нашего дома.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Не смотря на то, что мы дома и уже не нужно напрягаться, становиться чуточку грустно. Но мы начинаем думать о новых маршрутах и о новых увлекательных путешествиях.

Эпилог.
Время подвести итог. Эмоции, которые мы получили от путешествия, ни километрами, ни рублями не измерить. Их оценкой может служит тот факт, что жена и дети сказали: «На следующий год поедем в Крым!»
Ну а теперь «голые» цифры. На фото ниже данные обратно пути.

Пройдено всего 4973 км.
Средний расход диз.топлива составил туда 8,4л., обратно 8.7л.
Время работы двигателя (на АЗС я не глушил двигатель) – 85ч.43м.,
из которых на обратную дорогу ушло – 42ч.56мин.
Потрачено: на топливо 14 380 р.,
на платную дорогу 685 р.,
на паром в оба конца 4 510 р.,
на проживание в кемпинге 1 800 р.,
на проживание в воронежской гостинице 2 500 р.,
на еду в кемпинге не более 2 500 р.,
на питание в дороге не более 6 000 р..
Итого: не более 32 375 р.

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

Valov

  • 23 сентября 2015, 18:00
бюджетно!!!
+
0
+ -
avatar

iibragim

  • 25 сентября 2015, 16:32
Старались! ;)
Это конечно большой жирный «плюс».
А вот не менее жирный «минус» — то, что времени на дорогу было потрачено много — 8 суток.
+
0
+ -
avatar

Эдуард67

  • 24 ноября 2015, 16:49
Да 8 суток дороги, этол много. Но с детьми быстрее и не получится.
Хороший отчет, прочитал с удовольствием. Мы в Крыму были в сентябре 2014 года. Переправа туда 2,5 часа, обратно 20 часов. Хотим опять в Крым, но теперь только по новому мосту.
+
0
+ -
avatar

iibragim

  • 20 апреля 2016, 23:09
Спасибо, Эдуард.
А мы и в этом году хотим поехать. Конечно есть серьезные опасения, что в этом году переправа будет проблемнее, ведь Египет и Турция закрыты. Ближе к отпуску посмотрим.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.