Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 5. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 5.

Предыдущая часть

День 9.


В этот день мы должны были доехать до Хивы. Но нашим планам помешал обычный болт.

Дорога от Бухары до Хивы ничем не примечательна. Здесь уже преобладает степь и пейзаж на всем протяжении пути практически не меняется. И, если в Казахстане до Ташкента мы ехали вдоль Сырдарьи, то теперь от Бухары мы идем вдоль Амударьи. Посты милиции стали появляться значительно реже, что не могло не радовать. По пути нас накрыла мощная буря, сверкало часто и ярко, как днем, мы даже рации выключили. По дороге заехали в придорожную чайхану. Это было весьма интересно: под крышей летали голуби и обильно гадили прямо на столы, где ели люди :) Народу было не много, среди прочих сидели местные гайцы и довольно аппетитно ели, периодически пиная телевизор, который сбоил из-за грозы над нами. Глядя на них мы решили испытать судьбу и сели за стол :) В общем было довольно вкусно и по-моему никто не отравился )

Уже в темноте мы въезжаем в Ургенч. Ургенч был основан в 17 веке людьми, которые переселились сюда из-за изменения русла Амударьи. Является центром Хорезмской области.

Про Хорезм следует привести несколько цитат, это реально интересная история!

Цивилизация Хорезма — самая древняя на территории Центральной Азии — возникла в низовьях Амударьи, на границе с пустыней Кызылкум в середине II тысячелетия до н.э. Здесь зародилась уникальная культура хорезмийцев,
сравнимая по значимости с Египтом и Вавилоном и оставившая после себя
бесценное наследие — затерянные в песках города, грандиозные крепости и
одну из древнейших мировых религий — зороастризм. Именно на территории Большого Хорезма была написала священная книга зороастрийцев — «Авеста», здесь же искали мифический город Асгард лазутчики из «Аненербе»,
а советским археологам удалось обнаружить целую сеть связанных между
собой и погребенных под песками Кызылкума древних оросительных каналов и
крепостных стен. На территории одного только Элликкалинского района
Каракалпакстана находится более 200 древних городищ, наиболее крупные и
известные из которых — Топрак-кала, Аяз-кала, Миздахкан и др. Всего же в Древнем Хорезме
располагалось более 1000 подобных крепостей, большинство из которых
сегодня изучены очень слабо, потому как находятся в труднодоступных
районах, среди горячих песков и безжизненных солончаков. Овеянное
удивительными легендами, заколдованное царство немых
руин и полуразрушенных башен манит сюда многих любителей седой старины и
искателей исторической правды.

Хорезм — древнейший культурный оазис на северо-западе Узбекистана.
Цивилизация древнего Хорезма прослеживается от неолита (VI — начало V
тысячелетия до н.э.) до сегодняшнего дня. В оазисе пышно расцветали
городская культура и сопутствующие ей ремесла и торговля. Самые ранние
исторические сведения до нас донесла Авеста (первая половина I
тысячелетия до н.э.), где встречается название страны \"Hvairizem\".
Природа обошла щедротами этот край: резко континентальный климат,
засоленные почвы, острый дефицит воды. Единственное, на что не
поскупилась природа — это солнце. В году бывает примерно триста
солнечных дней. Может быть поэтому близко к истине этимологическое
толкование слова \"Хорезм\" — \"земля солнца\".

Культурное освоение
оазиса возможно было только при условии искусственного орошения. Здесь,
на берегу великой азиатской реки Аму-Дарьи, и родилась одна из
древнейших цивилизаций Средней Азии.

Археологи установили, что
наибольшего развития ирригация и земледелие достигли в
кангюйско-кушанский период. Памятниками этого периода являются городища
Джанбас-кала, Кургашин-кала, Базар-кала, Кунюрли-кала,
Кой-крылган-кала и др. Те, кто возводили здесь городища, хорошо были
знакомы с математикой, геодезией, астрономией, медициной, искусством
градостроения.

В кушанский период (I-II вв. н.э.) строится
город-храм Топрак-кала, который является венцом всех достижений высокой
художественной культуры, проявившейся в синтезе архитектуры,
скульптуры и живописи.

Во время тюркского каганата Хорезм сохранял свою политическую независимость.

В V-VIII вв. Хорезм вступает на путь феодального развития. Возникает
новая форма поселения — замок, которая сменяет собой кушанскую систему
неукрепленных поселений под государственной охраной. Малочисленные
города этого периода являются центрами ремесла и торговли и окружены
замками дехкан и земледельцев.

Хорезм играл большую роль в
экономике Мавераннахра, так как через него проходила транзитная
торговая дорога — одна из северных ветвей Великого Шелкового пути. В
начале VIII века в Хорезме было три крупных города — столица Кят,
Хазарапс и Ургенч. В 710-712 гг. наместник халифата Кутейба ибн Муслим
оказал поддержку хорезмшаху, который вместе с арабами принимает участие
в завоевании Согда. Позднее Кутейба направил в Хорезм войска и ценой
большой крови подчинил себе Хорезм.

В 996 году правитель
северного Хорезма Мамун ибн Мухаммед объединил Хорезм в единое
государство и сделал столицей Гургандж. При академии хорезмшаха Мамуна
(XI в.) жили и работали крупнейшие энциклопедисты средневекового Востока
— Беруни и Абу Али ибн Сина.

Зимой 1221 г. началась осада
Ургенча войсками Чингизхана. Захватив город, монголы все предали огню и
мечу. Наступило мрачное время рабства, хозяйственной разрухи, упадка
сельского хозяйства и городской жизни.

Объединение Хорезма в
сильное государство началось с Абдулгази хана (1643-1663 гг.). В первой
половине XVI в. Хорезм выделяется в самостоятельное государство, но
только в конце XVI в. была окончательно утверждена независимость
Хорезма, с этого времени именуемого Хивинским ханством.

В конце
XVIII — начале XIX вв., в связи с развитием торговли с Уралом,
Поволжьем, Сибирью экономика ханства укрепляется, развиваются такие
города как Хива, Новый Ургенч.

Место
архитектурного наследия Хивы и Хорезмской области в целом в истории
Средней Азии определяется не только изобилием сохранившихся
архитектурных памятников, но и тем своеобразным вкладом, который
внесли хорезмские зодчие в строительное и изобразительное искусство
Средней Азии, сохраняя и развивая традиции.

Сегодня Хива —
уникальное для Средней Азии явление — сохранившийся в целости памятник
градостроительства. Исторически сложившаяся планировка уличной сети и
застройкив пределах двойного кольца городских стен — Ичан-калы и Дишан-калы — почти не претерпела изменений и в наше время.

Территория
\"внутреннего города\" в Хиве — Ичан-кала — объявлена государственным
историко-архитектурным заповедником. На её территории сегодня проживают и
трудятся 6 тысяч человек.


Сейчас Ургенч- это современный город, который активно перестраивается и развивается. Массово строятся новые многоэтажки, стеклянные высотки бизнес-центров и так далее.

Мы едем по Ургенчу ночью. Темно, на улицах никого нет, город спит. И тут в рации раздается голос Димы: \"У меня что-то с колесом!\"

Отъезжаем на пустую парковку около дома, лезем под машину. Ага, выпал болт из рулевого узла. Машина почти не рулится, дальше ехать нельзя.

Болт выпал буквально вот только что, поэтому принимаем решение идти его искать. На дворе ночь. Хорошо, что машин на дороге нет, берем фонари, идем искать. Прошли по дороге метров 600-700 в одну сторону — не нашли. Прошли обратно — пусто. Мимо проезжают таксисты, останавливаются, спрашивают чем помочь. Рассказываем про проблему, люди паркуют свои машины и ходят с нами с фонарями. Кто-то едет на машине и ищет болт на ходу. Не было ни одного таксиста, который бы проехал мимо и не помог бы! Один из таксистов настолько был добр, что посадил нас к себе и мы поехали искать кого-нибудь из его знакомых сервисменов, кого можно было бы разбудить, чтобы они починили машину.

Со словами \"тут все ездят как придурки\" он втопил под 120 по городу. Несмотря на перекрестки, светофоры и ямы, его нексия скрипела и кряхтела, а он все разгонялся и разгонялся. Я судорожно начал искать ремень и пытался пристегнуться, но лихач стал меня бить по рукам со словами: \"Да ладно! Не надо! Тут никто щас не увидит\" И отнимает ремень. Мне стоило немалых усилий отнять у него мой ремень и убедить, что я от страха пристегиваюсь, для себя, а не потому что тут где-то могут стоять менты. ))

Приехали мы по одному адресу — все спят, по другому — так же. В итоге катались мы около часа и никого не нашли. С извинениями таксист привез нас назад к машине и денег не взял. Я пытался ему сунуть немного, но он так меня отодвинул, что мне показалось, что он даже обиделся.

Стали думать, что делать. Дима у себя в загашнике нашел более-менее похожий болт и пытается его посадить. Мимо проезжает обычный человек. Останавливается, поворачиваем к нам в закуток, спрашивает, чем помочь. В результате он высаживает из машины свою семью с ребенком, я сажусь к нему и мы мчимся опять по домам искать мастеров, кто смог бы нам помочь. Еде по другим уже адресам, не к тем же )) Катаемся мы еще около часа. Все это время его семья стоит около наших машин и ждут нас, Дима под машиной пытается пристроить похожий болт. Мы возвращаемся ни с чем. Гена, так звали нашего нового знакомого, приглашает нас к себе домой. Мол, сегодня кушаем, отдыхаем, завтра с утра чинимся. Мы с благодарностью принимаем приглашение и едем к нему домой.

Под нас выделили отдельный дом, хозяева быстро накрыли стол всякой всячиной, и мы замечательно посидели, выпили, вкусно поели, отлично поболтали.

Вот эти добрые, гостеприимные, замечательные люди



Слева хозяин дома, просил называть себя Юра, а справа его сын Гена, это он нас \"подобрал\" ночью.

Нам выделили целый дом, две комнаты, отлично выспались!

На утро хозяева нас разбудили, накормили плотным завтраком и мы поехали чиниться. Гена отвез нас к своим знакомым, там была не маленькая очередь, но все подвинулись и нас пустили вперед. Починили быстро и очень качественно! Вчера ночью, пока болтали, ребята вскользь проронили фразу, что я очень люблю плов и мечтал тут попробовать настоящий плов, а в кафешках его не дают, тогда хозяева пообещали на завтра сделать для нас плов специально. И пока нас чинили, девушки делали традиционный плов.

Надо сказать, что готовят там только женщины и плов в том числе. Но женщинам нельзя сидеть за одним столом с мужчинами. Такая традиция.

После ремонта нас ждал по истине королевский обед со свежим, настоящим пловом!



Обратите внимание на цвет моркови в плове! Она бледно-желтая! Именно такая морковь настоящая. Красная морковь, что продается в России — это селекционный выведенный сорт. Так же на столе лежит хорезмская лепешка. Она, в отличие от самаркандской, не пышная совсем, пресная и немного черствая. Узоры на ней делаются такой маленькой деревяшкой, по форме напоминающей палку для толчения картошки, но снизу прибито несколько иголок, которые формируют узор на тесте. Здесь это спираль.
Так же по центру можно увидеть большую пиалу. В ней находится рассол от помидоров, которые лежат тут же.
Теперь важный момент — как местные едят плов. Из общей тарелки, рукой берется немного мяса и немного риса, о стенку этой же тарелки скатывается шарик с рисом и мясом и отправляется в рот. Тут же берется пиала с рассолом и запивается! Фантастика!
Я знал, что плов надо есть ложкой, а не вилкой, и догадывался, что едят руками, но чтобы запивать рассолом! Это для меня было открытие! И, кстати, это было реально нереально вкусно!!! Сбылась моя мечта — поесть истинно традиционного домашнего плова!

Как бы не было хорошо у этих замечательных людей, но нам пора двигаться дальше. Выбиваемся из графика! Долгое прощание, обмен телефонами и мы двигаемся в Хиву.

Но не успели мы выехать за город, как нас тормозит гаишник. Тут надо сделать небольшое отступление назад. Пока Дима чинился на сервисе, мы с Геной катались по городу и он мне рассказывал про местные устои и свою жизнь. Так я узнал, что в Узбекистане законом запрещено любое изменение в машине. Нельзя ставить другие диски, не только другого размера, но даже вида другого нельзя; нельзя тонировать машину совсем нигде; нельзя даже поставить магнитолу с дисплеем! Все это чревато штрафстоянкой или даже лишением машины. Но местные все равно ставят и диски другие и тонируют и магнитолы ставят. На мой вопрос: \" А как же менты?\" Гена отвечает, что забирают на штрафстоянку, платишь штраф и уезжаешь. А что делать? Хочется ведь какой-то красоты или удобство. Так и живут.

— Но ты, — продолжает Гена, — не бойся! Тут такие менты тупые, что для того, чтобы понять тонирована у тебя машина или нет они пригоняют такую же и смотрят. У меня дружбан затонировался чуть-чуть, его менты поймали, отогнали на штраф стоянку, потом долго искали такую же точно машину, как у него, нашли, пригнали и давай всей толпой смотреть разницу между стеклами. Два часа высматривали. Потом отпустили. Так что ты не бойся, тут таких машин, как ваши, никто из них не видел, поэтому и доказать ничего не смогут. Вы главное говорите, что все с завода такое идет и они отпустят.

И вот мы уже почти на выезде из города и нас тормозит гаишник. Подходит ко мне и начинает — вот у вас тонированные стекла. Потом заглянул в салон — и телевизор в машине! Нельзя! Поехали на штрафстоянку. Весь Узбекистан прошли и никто не прицепился, а тут, на окраине, на тебе! Я набираю Гену, прошу приехать помочь. Пока Гена едет разговариваю с гайцом и пытаюсь его убедить, что все стояло с завода. Намекаю на международный скандал )) И главный аргумент — \"Мы же у вас в гостях!\" Гаец немного мнется, но в конце-концов отпускает с миром. Тут же приезжает Гена и со словами \"Где он? Щас я ему покажу!\" выскакивает из машины. Но гаишник уже ушел, так что мы просто еще немного поболтали и разъехались.

До Хивы 25 километров!

Окончание

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.