Часть 3.
Рим. День третий.
У нас третий день пребывания в Риме. На сегодня программа не менее насыщенная, чем вчера: Ватикан, площади Пополо, Испании, Навона, холм Яникул.
В музеи Ватикана билеты были куплены на их сайте за месяц до поездки. Это стоило на 8 евро (на двоих) дороже чем, если бы я их покупал в кассе. Но я, при моей горячей любви к очередям и ещё большей к музеям, никогда бы в жизни ни стал стоять в этой огромной живой очереди в кассы.
Что бы не разбивать день на части, билеты были куплены на 9 утра. Таким образом, половина дня у нас оставалась для продолжения знакомства с Римом.
Полчаса пешей прогулки по утренней прохладе и вот мы пересекаем границу государства Ватикан.
На подходе к площади Святого Петра есть туристический информационный центр, но он закрыт, работает с 9 часов. На площади пока ещё не очень многолюдно, но перед турникетами стоит уже довольно приличная очередь. Я знаю, что при наличии билетов в очереди стоять не нужно, но каких-либо других входов не вижу, спросить не у кого, поэтому становимся в хвост очереди. Минут через 20-25 проходим через рамки металлоискателей, и я у первого попавшегося сотрудника спрашиваю про вход в музеи. Он, чуть ли не крутит пальцем у виска, разглядывая меня с любопытством, и говорит, что нужно выйти с площади, повернуть налево и пройти 800 метров вдоль крепостной стены. Ёлки-палки, время уже полдесятого, а нам ещё десять минут пилить до музея. А вдруг уже не пустят?
И вот мы, обгоняя римлян едущих на мопедах, мчимся в указанном направлении. Через триста метров видим скопление людей, это хвост очереди в кассы музея, растянувшийся на полкилометра. Переключившись на пониженную, немного не доведя стрелку тахометра до «отсечки», размахивая ваучером над головой, обходим очередь справа. На входе, сотрудники музея сканируют код с нашего ваучера и пропускают в кассовый зал. Последний рывок к освободившемуся кассиру и заветные билеты в руках. Хоть мы и опоздали на 40 минут, билеты выдали без проблем. Всё, теперь можно перевести дух, причесать растрёпанную бороду, сходить в туалет (скорее всё это было в обратном порядке).
Отдышавшись, стал перелистывать бумажки, которые я получил вместе с ваучром (я их прицепил, на всякий случай!!!, степлером к ваучеру) и, из меня полезли всякие звуки: «Ё……… мать, ….бога…… душу….». Это было адресовано себе-любимому, т.к. среди этих бумажек была подробная инструкция, с нарисованной схемой как добраться до входа в музеи. Почему не полистать эти бумажки накануне вечером, хотя бы? Вот уж загадочная русская душа, мы сначала сломаем новую вещь, а потом начинаем читать инструкцию как этой вещью нужно пользоваться!
Я уже писал, что далёк от искусства и не готов медитировать часами перед шедеврами живописи. Поэтому, лёгкой рысью движемся по залам музея. Для меня это просто красиво.
А вот здесь торкнуло.
Здесь, мы в объемном изображении видим реальных людей, живших боле двух тысяч лет. Скульптуры очень реалистичны, «прорисована» каждая мышца, вена, локон волос.
Понравился зал со скульптурами животных. К сожалению, вход туда был перегорожен верёвкой.
Как выразительны позы животных.
Давно я не ездил в общественном транспорте в часы пик, но, по-моему это бывает как-то так.
Бесконечные группы туристов гиды останавливают возле экспонатов, перекрывая проход по узким коридорам. В результате окружающая красота
воспринимается с трудом.
В Сикстинской капелле, в людском столпотворении, где было трудно поднять руки, не смотря на бдительных секьюрити, удалось сделать несколько снимков от бедра.
После чего с группой китайцев, усиленно щуря глаза, спешно ретировались через дверь для организованных групп на территорию собора Святого Петра. Самостоятельные туристы из Сикстинской капеллы должны выходить на площадь Святого Петра, и что бы попасть в собор нужно ещё раз отстоять очередь. Не-е-е-е, лучше уж прикинуться потомком Мао Дзе-дуна.
Теперь самое время забраться на купол собора. Выйдя из Сикстинской капеллы через дверь для организованных групп, вы попадаете к кассам на купол. Есть два способа подняться на купол. Первый на лифте до крыши собора, а затем пешком по узкому наклонному коридору под куполом
и второй – пешком от земли. Первый вариант стоит 8 евро, второй — 6. Но здесь есть нюанс: из желающих подняться на лифте формируется очередь, а пешкодралщикам вход свободный. Мы, конечно же, туда где нет очереди.
С высоты купола открывается шикарная панорама Рима. В первую очередь хрестоматийный вид на площадь Святого Петра.
Если присмотреться видно очередь в собор, которая начинается в тени колоннады справа, чёрной ниткой соединяет правую и левую колоннады, чернеет вдоль колоннады слева, где под самым собором вход.
Здесь справа холм Яникул, а за ним район Трастевере.
Исторический центр.
Хорошо видно белую громаду мемориального комплекса на площади Венеции, купол Пантеона. Всё очень компактно, всё в пешей доступности.
Вытянутый по диагонали комплекс зданий музеев Ватикана,
в правом нижнем углу большое здание с двускатной крышей, стоящее поперёк музеев это и есть Сикстинская капелла.
Сады Ватикана.
В этом здании заседает правительство государства Ватикан.
По центру фотографии маленькое белое крестообразное здание с зелёной поперечиной крыши – вокзал Ватикана,
единственный, на все триста метров ватиканской железной дороги.
На десерт путешествия по Ватикану – собор Святого Петра.
Этот главный храм христиан-католиков, самый большой в Италии, начали строить в начале 16 века, на месте базилики, построенной в 4 веке над могилой апостола Петра. Строили собор более 100 лет. Когда попадаешь внутрь, чувствуешь себя какой-то букашкой.
Собор поражает монументальностью.
В соборе находится огромное количество произведений искусства.
Особо выделяется скульптура Пьета (оплакивание Христа девой Марией). Это работа молодого, ему тогда было 25 лет, Микельанджело.
В самом центре собора, над главным алтарём огромный балдахин работы Бернини.
Алтарь под балдахином находится на том самом месте, где принял мученическую смерть апостол Пётр.
Проводить службу за главным алтарём может только Папа Римский.
Выходим на площадь Святого Петра.
А тут, похоже, гвардеец собрался бить туристку. Ну, это так на фотографии выглядит.
Микельанджело, когда придумывал форму гвардейцам, наверное немного постебался. Уж больно на клоунский наряд похоже, даже с учётом моды тех времён.
Обелиск, стоящий в центре площади привёз из Египта Калигула. А Нерон установил его в цирке (ипподроме), как указатель разворота колесниц во время гонок. Площадь Святого Петра и собор располагаются на месте цирка Нерона.
Подводя итог посещения Ватикана, могу сказать, что посещение Собора Святого Петра и подъём на купол это обязательная часть программы пребывания в Риме. Музеи Ватикана? Не знаю. Вот при всей моей нелюбви к музеям я не жалею, что мы туда сходили. Пошёл бы я ещё раз – скорее нет. Судя по билетам (там указано точное время), в музеях мы были два с половиной часа. На купол ушло полчаса, вместе с подъёмом, спуском и фотографированием. На собор 40 минут. В итоге в Ватикане мы были четыре часа с хвостиком, и это при наших скоростях.
Как в мудрой книге написано: «…Всему свой час, и время всякому делу под небесами…». Посмею добавить – время для духовной пищи и время для плотской. По многочисленным советам обедать пошли в ресторан «Arlù», что на улице под названием Borgo Pio дом 135.
Это в трёх минутах ходьбы от обелиска на площади Святого Петра. Нужно сказать нам очень повезло, т.к. когда мы пришли, в этом маленьком ресторанчике освободился столик и мы, подождав три минуты пока его уберут, заняли его. После нас собралась очередь, которая не рассасывалась всё время нашего пребывания там. Небольшой, можно сказать тесноватый, ресторанчик. Готовят хорошо, но порции небольшие. Цены? Трудно ожидать в таком месте демократичных цен. Мы брали только первые блюда: спагетти карбонара и фетуччини с баклажанами они по 11 евро, салат из шпината 9 евро, поллитра вина 7 евро. Лёгкий обед 40 евро. В общем, раскрученное место.
После обеда направимся в самую северную из намеченных точек Рима, запланированную для осмотра. Это площадь Пополо. От неё мы будем двигаться на юг в сторону дома.
Насколько контрастны переулки вокруг Ватикана.
До площади Пополо менее получаса ходьбы, причём первая половина пути по тенистой платановой набережной Тибра.
Интересно есть предел уменьшения автомобиля?
Piazza del Popolo (Народная площадь) в древние времена была самой северной точкой Рима. Здесь были северные ворота в стене Аврелиана, окружавшей город в 3 веке.
Египетский обелиск, один из самых старых и самых высоких в Риме, был привезён из Египта в 10 году до нашей эры. До 16 века он стоял в Большом цирке (Circo Massimo). Его на плане Древноего Рима, фото плана я выкладывал в предыдущей части, очень хорошо видно.
На южной стороне площади две очень похожие церкви конца 17 века, построенные в стиле неоклассицизма. Церковь Санта Мария деи Мираколи (Chiesa di Santa Maria dei Miracoli) и Санта-Мария-в-Монтесанто (Santa Maria in Montesanto). Первая была окутана строительными лесами и закрыта на ремонт. А во вторую
удалось зайти.
С середины 20 века эта церковь покровительствует художникам. Может поэтому посреди церкви на верёвках болтается голова, эдакий полёт творческой мысли.
У подножья холма Пинчи, над фонтаном богини Рима есть смотровая площадка,
куда мы поднялись после того как безуспешно подёргали закрытые по причине обеда (сиесты) двери церкви Санта — Мария — Дель – Пополо (Basilica Parrocchiale Santa Maria del Popolo). Работающий при ней музей Леонардо да Винчи не интересовал нас как класс, особенно после профилактической прививки музеев Ватикана.
Со смотровой террасы площадь как на ладони,
на горизонте маяком высится купол собора Святого Петра. А ещё на этой площади до начала 19 века творили публичные казни. Может поэтому площадь называют Народная, ведь для народа ничего не жалко: ни верёвки ни топора.
Прекрасный вид на центральную часть города.
Спускаемся на площадь Испании, названную так потому, что здесь размещалось испанское посольство при святейшем Престоле. Лестницу, построенную итальянцем на французские деньги в 1725 году, тоже назвали испанской.
По ней можно подняться от фонтана Баркачча (Fontana della Barcaccia)
к французской церкви Тринита-деи-Монти (Trinità dei Monti).
Французская она потому, что деньги на её строительство в начале 16 века давал Людовик 12 и настоятель там французский кардинал. Обелиск перед церковью псевдоегипетский, т.к. римлянам египетские обелиски нравились, но, видимо, в Египте они закончились, и пришлось делать самим.
Со смотровой площадки вид не очень впечатляет, низковато будет.
Масса людей, толкающихся на площади Испании, ближе к площади Минанелли (Piazza Mignanelli) заметно уплотняется,
похоже, всех заинтересовала колонна Непорочного зачатия. Эту колонну установили в 1857 году.
Продолжаем движение на юг, по пути осматривая попадающиеся достопримечательности.
Колонна Марка Аврелия (Colonna di Marco Aurelio), стоящая здесь с конца 2 века нашей эры и давшая такое заковыристое название площади – площадь Колонны (Piazza Colonna).
А вот тяжеловес среди достопримечательностей Рима – Пантеон.
Пантеон почти две тысячи лет культовое сооружение. Построен он был в 120 году как языческий храм, в 608 году он был освящён как христианская церковь.
Чудом является огромный купол. Трудно себе представить, как люди две тысячи лет назад смогли такое построить. Свет внутрь попадает только через отверстие в куполе.
Здесь похоронен особо почитаемый в Италии король Виктор-Эммануил 2.
На плите написано «Отец Отчизны».
В десяти минутах ходьбы от Пантеона красивейшая, на мой взгляд, площадь Рима – площадь Навона (Piazza Navona).
До четвертого века нашей эры здесь был стадион, в средние века рынок, а в эпоху Ренессанса площадь застроили в стиле барокко.
Площадь украшают три красивых фонтана.
Фонтан Мавра (Fontana del Moro).
Мавр в окружении тритонов (опять тритоны) борется с дельфином. Как-то странно он с ним борется, зажав между ног! Мавра делал Бернини.
Не перестаю восхищаться, с какой скрупулёзностью изваяно человеческое тело!
На другом конце площади фонтан Нептуна (Fontana del Nettuno).
Доминанта площади фонтан Четырёх рек (Fontana dei Fiumi) работы Бернини.
Четыре человеческие фигуры фонтана олицетворяют четыре реки: Нил, Ганг, Дунай и Рио-де-ла-Плата.
Есть легенда о том, что Нил
не желает смотреть на церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, построенную врагом-соперником Бернини Франческо Борромини.
Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant'Agnese in Agone) построена в 17 веке на месте где была замучена святая Агнесса. Тогда здесь ещё был стадион Домициана. Как известно ранних христиан частенько на стадионах убивали.
В алтаре хранится череп святой Агнессы.
Купол украшен фресками Успениья Пресвятой Богородицы.
До заката нужно забраться на смотровую площадку на холме Яникул. Первая остановка на смотровой площадке возле фонтана Аква Паола (Fontana dell'Acqua Paola).
Вид на Рим не впечатлил.
Сюда нужно приходить в полдень, тогда картинка будет другая.
Попытаем счастье на самой верхней точке холма, на площади Гарибальди, где ему воздвигли внушительный монумент.
Меня на площади привлекла эта красота.
Здесь проходил какой-то слёт любителей легендарной итальянской машины Фиат-500.
А на город уже наползла тень от холма Яникул.
Но, монумент на площади Венеции трудно не увидеть.
Вывод: на холме Яникул хорошая смотровая площадка, но идти туда нужно именно в полдень, т.к. с утра солнце будет слепить.
Спустились мы в Трастевере, идём себе по площади Санта-Мария,
рассуждая куда пойдём ужинать. Замечаю в углу площади реставрируемую церковь.
Подошли, посмотрели. Ёлки-палки, это же Санта — Мария — ин – Трастевере (Basilica di Santa Maria in Trastevere), самая главная достопримечательность района, где мы живём уже четвёртый день. Обошли весь центр Рима, а достопримечательность в пять минутах ходьбы от дома чуть не упустили.
Это одна из самых старых церквей Рима. Первая церковь на этом месте была построена ещё в третьем веке, нынешнее здание в 12 веке,
а фасад в начале 18-го.
В апсиде сохранились мозаики 12 века.
На этом закончилась римская часть нашего путешествия. За три полных дня запросто можно познакомиться с городом. Мы пешком обошли центр в границах стен Аврелиана и посетили Ватикан.
Завтра утренним поездом едем в Венецию.
До встречи в Венеции!
Комментарии (6)
RSS свернуть / развернутьbulava61
SuperMax
Это ещё повезло. А могли бы потащить на площадь Campo de' Fiori и там спалить на том же самом месте где и Джордано Бруно.)))
begun12
Очереди устрашающие, конечно. Но предварительная покупка билетов срабатывает.
SuperMax
Хорошо, что не было виноватых, кроме самого себя, а то могло бы и смертоубийство случиться.)))
BVD64
С удовольствием «окунулся» в многовековую атмосферу архитектуры и классического искусства! Отдельное спасибо за «фиатики»! :)
SuperMax
Мимо пройти было нельзя. Когда смотришь в их добродушные рожицы, хочется их погладить и почесать за ушком.)))
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.