Часть первая
«Сапсан — самая быстрая и
самая точная птица в мире»
Википедия
В четыре часа утра с хмурого и темного неба Подмосковья сыпал редкий, по-осеннему холодный, майский дождь. Катить чемодан по мокрой тротуарной плитке, нарушая предрассветную тишину стуком пластиковых колесиков, да и собирать грязь на наш багаж в самом начале путешествия не хотелось. И потому на приветливо освещенную станцию Ольгино, чемодан благополучно прибыл на моих руках. До конца не верилось, что в такую рань, кому-то ещё, кроме нас, понадобится электричка в сторону Москвы и, что самое удивительное, подадут ее точно по расписанию. Как оказалось, на перроне мы были не одни, ещё с добрый десяток озябших пассажиров шагнули в теплое нутро вагона улучшенной модификации электропоезда «Иволга». И какой же удивительно приятной была разница между стылой, сырой погодой за окном и уютным, светлым вагоном!
Самое, пожалуй, традиционное фото для всех посещающих Ленинград
Так уж получилось, что добирались мы до Санкт-Петербурга на железнодорожных транспортах с птичьими названиями, сначала на удобной «Иволге», а потом, в ещё более комфортабельном и скоростном «Сапсане». Прямо, как в песне: «Мы — как птицы! Мы — как птицы! Мы летаем!»
«Сапсан» — как поезд, а не как птица, конечно же, заслуживает пару отдельных строк. Если Иволга внутри и снаружи выглядела, как теплый и мягкий добряк-увалень, то Сапсан внешне отдаленно напоминал выпущенную из спортивного лука стрелу, целенаправленно летящую почти прямо на север. А вот внутри эта стремительность совершенно не ощущалась. Она поменялась на уютное покачивание комфортных кресел, почти неслышный перестук колес, завидную чистоту и добродушную атмосферу романтичного железнодорожного путешествия.
Нацелен на скорость
Даже рекламные предложения легких перекусов или продажа сувенирной продукции в устах сапсановских стюартов звучали приглушенно и ненавязчиво. Четыре часа в подобной обстановке пролетели совершенно незаметно, благодаря внушительной скорости состава в 220 км\час. В предвкушении встречи с Северной столицей напрягался только градусник, оповещавший на информационном табло, что температура за бортом падала, по мере приближения поезда к Санкт-Петербургу, все ниже и ниже. Но нас это совершенно не удручало – после ночного московского дождя мы были готовы к любой погоде.
«Хороший город Ленинград!
Удивительно он успокаивает как-то
В Москве живешь, как на вокзале.
А здесь — как будто уже приехал и дом»
Александр Вертинский
Это удивительно, но когда ты, тем или иным образом, попадаешь в Санкт-Петербург, тебя не отпускает ощущение, что ты оказался в каком-то бесконечно милом, необыкновенно родном и близком тебе месте. Во всяком случае, у меня это именно так и происходит. Первый, кто встречает любого приехавшего на Московский вокзал Ленинграда, это высокий стройный обелиск «Город-герой» на площади Восстания.
Здравствуй, Ленинград!
Обогнув площадь по условной дуге, и преодолев по пешеходному переходу широкий и шумный Лиговский проспект, путешественник оказывается на главной улице города – Невском проспекте. Следуя этой традиции, мы тоже не стали спускаться в подземку сразу на вокзале, а прошлись пешком с полкилометра до станции метро «Маяковская». После четырехчасового, пусть и в удобных креслах, но все же сидения, хотелось распрямиться, размяться, пошевелиться и продышаться. По пути восхищались парадно украшенными питерскими домами, а Любовь даже успела сделать несколько снимков кариатид, прочно удерживающих на своих плечах эркеры бывшего доходного дома Шувалова.
Кариатиды дома Шувалова на Невском проспекте
Этим кариатидам, а также атлантам, коринфам и прочим скульптурным композициям, которые своими красивыми телами украшают множество зданий в городе можно посвятить отдельную экскурсию. И уверяю вас, она не покажется скучной, настолько разнообразные фигуры несут на себе элементы причудливой архитектуры в стиле барокко или эклектики особняков центральной части Санкт-Петербурга.
В сравнении с вечно суетливым, всегда заполненным куда-то спешащими толпами людей московским метро, метро ленинградское выглядело полупустым, и оттого, более спокойным и степенным, что ли. В кассе приобрели транспортные карты «Подорожник» и отправились на нужную нам станцию «Василеостровскую», расположенную ближе всего к месту нашего проживания на ближайшие пять дней. По дороге закупили в магазине «У дома» воду и продукты первой необходимости.
Приятный питерский трамвайчик
Он же на акварели ленинградского художника Владимира Заруцкого
Поселились мы в квартире на первом этаже здания по 18-ой линии Васильевского острова, в бывшем доходном семиэтажном доме Арнгольдов, построенном ещё в 1912 году. Комнатка 18 квадратов, при ней санузел в виде душа и туалета, вход отдельный. Все минималистично, давно требует ремонта, но хотя бы постельное белье было свежим и матрас удобным. На все остальное старались закрывать глаза.
Перекусили, выпили кофе и отправились гулять. Выйдя на Большой проспект Васильевского острова, обнаружили на противоположной стороне улицы здание из красного кирпича с красными же воротами — Пожарно-Техническая выставка с памятником героям-пожарным, защищавшим Ленинград в годы войны, перед ним.
Историческая пожарная часть Василевского острова
Пожарная Часть существовала здесь ещё с 1884 года. Здание венчает высокая, внешне очень изящная, каланча, в которой когда-то располагался дозорный каланчевой службы, наблюдавший за окрестностями. Отсюда же поддерживали связь со своими и соседними пожарными командами, каждая из которых имела свой особый сигнальный знак. С краткого знакомства с этим историческим местом и закрутилась карусель наших ленинградских замечательных прогулок и впечатлений.
Храм иконы Божией матери милующей
Оттуда мы повернули в сторону Севкабель Порта, который нынче в Питере рекламируется, как новомодное креативно-культурное общественное пространство на территории когда-то крупнейшего электротехнического предприятия России — электрокабельного завода. Но прежде, пройдя весь Большой проспект, добрались до бывшего морского вокзала Ленинграда. Современный морской порт «Морской фасад» Санкт-Петербурга расположился на самом западе Васильевского острова. А здесь, на площади Морской Славы, осталось серое бетонное здание с высоким шпилем, напоминающее о брутальной советской архитектуре.
Здание бывшего морского вокзала. По прямому назначению не используется
Обогнув, здание цвета морской волны — Военно-Морскую библиотеку, выбрались на Кожевенную линию, вдоль которой и проходит территория Севкабель Порта. Здесь вольготно раскинулись множество различных тематических зон, смотровая площадка с видом на Невскую губу Финского залива, торговые помещения, модные магазины, кафе, рестораны, творческие и театральные мастерские.
Одно из зданий Севкабель Порта. Бывший производственный цех завода.
Положа руку на сердце, все это наслоение нас, мягко говоря, не впечатлило. Может быть потому, что многие помещения и, главное, сама набережная находились в состоянии реставрации и обновления после зимы.
Вид на Невскую губу
Передохнули на лавочке с видом на море, перечёркнутым пролётами элегантного моста, пересекающего Корабельный фарватер, послушали крики чаек над волной и отправились дальше.
Заинтриговала преклонного возраста деревянная галерея, соединяющая две стороны Кожевенной линии на высоте второго этажа. Оказалось, что этот переход в конце XIX века связывал кожевенную фабрику братьев Брусницыных с домом, в котором проживали работники фабрики, а также с особняком самих промышленников Брусницыных.
Деревянная галерея — переход от дома Бруснициных к производственным корпусам
Говорят, что часть интерьеров необыкновенно богатого дома Брусницыных сохранились на протяжении более чем ста лет без проведения каких-либо реставрационных работ. В особняке проводились съёмки сцен некоторых исторических фильмов, снимались клипы музыкальных групп, с недавнего времени в полузаброшенном здании стали проводить экскурсии. Хотелось бы взглянуть на необычное здание изнутри, но, видимо, придётся запланировать это посещение на следующий наш приезд в Ленинград.
Повернув с Кожевенной (Кожевенная она как раз, потому что на ней, раньше, располагались сплошные кожевенные и суконные производства) линии налево, вышли на Косую линию. Она не под прямым углом, а по диагонали (в отличие от всех остальных улиц — линий) соединяет южную промышленную часть Васильевского острова с Большим проспектом и, таким образом, действительно косая.
Проходная знаменитого завода расположена как раз на Косой линии Васильевского острова
По Косой линии мы вернулись на Большой проспект, где и решили найти местечко пообедать. После безуспешных попыток обнаружить что-либо кроме многочисленных пиццерий, шаверм и заведений с азиатской кухней, приземлились в одном из кафе сети пекарен «Хлебник». Кафе это заведение можно было назвать с большой натяжкой – скорее столовка с традиционной в советские времена линией раздачи первого-второго. Блюда быстро остывают, внешний вид их явно желает лучшего, а вкусовые качества находятся на уровне – не отравили, да и ладно. «Я люблю рагу, и я гурман, но если у него не очень приятный вид, оно мне кажется невкусным!» говаривал в своё время Джакомо Казанова. Ни эстетического, ни гурманского удовольствия мы не получили, хотя надо отдать должное «Хлебнику» — выпечка у них все же на хорошем уровне.
После обеда мы повернули на временно «нашу» 18-ю линии и направились в сторону Невы. Очередной звонок по моей работе застал нас возле кафе «Ванилин». Пока я разбирался с производственными вопросами, проходившая мимо дама с собачкой посоветовала Любе всенепременно зайти в это кафе и попробовать их пирожные и пироги домашней выпечки. Дабы немного скрасить впечатления от невнятного обеда, выпили по чашечке кофе с пироженкой. Вот теперь можно было с подобревшим настроением продолжать нашу прогулку.
Подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге
Вышли на набережную Лейтенанта Шмидта и неспешно побрели в сторону Благовещенского моста. Мимо Успенской церкви — местного подворья Оптиной Пустыни, мимо мужественного и одновременно романтичного памятника Крузенштерну, мимо Военно-Морской Академии добрались до моста.
Памятник И.Ф. Крузенштерну
Благовещенский мост и Исаакий от наб. Лейтенанта Шмидта
Перешли на левую сторону Невы и по Английской набережной попали сначала к Сенатской площади с её знаменитым Медным всадником, а затем и к величественному Исаакиевскому собору.
Коринфы на фасаде доходного дома писателя Вонлярлярского
По причине вечернего времени, собор для посещений уже не работал, поэтому полюбовавшись на грандиозное сооружение снаружи, мы пошагали к Дворцовой площади. Но и туда мы также не смогли попасть, поскольку там как раз проходила репетиция военного парада ко Дню Победы. В связи с этим Невский проспект был перекрыт для движения гражданского автотранспорта и гости города получили уникальную возможность фланировать по главному проспекту Ленинграда, словно по пешеходной улице.
Военная техника вывозится после репетиции парада на Дворцовой площади
Поглазев, как вывозят на огромных тягачах военную технику после репетиции парада, спустились в метро «Гостиный двор» и вернулись домой, набрав за сегодняшний день рекордные 27 000 шагов.
Следующая часть будет тут
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьВнимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.