Первомайский Ленинград - от Брюллова до Рембрандта / Путешествия НЕ на автомобилях! / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Первомайский Ленинград - от Брюллова до Рембрандта

предыдущая часть

Заключительная часть

«Город над вольной Невой
Город нашей славы трудовой,
Слушай, Ленинград, я тебе спою
Задушевную песню свою»
А. Чуркин


Основным пунктом культурной программы в предпоследний день нашего пребывания в городе на Неве было посещение Большого Драматического Театра, билеты в который мы приобрели он-лайн ещё в Москве. Но это мероприятие планировалось на вечер. А с утра мы отправились на набережную реки Мойки №12, в дом-музей А.С. Пушкина.


Императорский полдень у Певческой капеллы

Но прежде, чем дойти до музея, были неожиданно и решительно остановлены охранником у входа во внутренний двор здания расположенного прямо напротив Певчего моста через Мойку. «Заходите, сейчас традиция будет!» — пригласил нас он. «Э-э-э, какая традиция?» — удивились мы. «Ну, традиция такая…» уже менее уверенно проговорил он, махнув рукой куда-то во двор. Заглянув туда, увидели небольшую площадь мощеную брусчаткой, частично перегороженную разделительной лентой. «Аааа, типа развод караула, как в Московском Кремле?» начал соображать я, «Ну, да, да, заходите!». Заинтригованные, мы прошли на зрительские места и приготовились снимать фото и видео. Как оказалось, это был внутренний дворик Певческой Капеллы. И вот, сразу после выстрела сигнального орудия со стен бастиона Петропавловской крепости, который звучит каждый день ровно в 12 часов дня, открылись резные двери капеллы и на площадь перед немногочисленными зрителями вышли под барабанную дробь пара барабанщиков, одетых в военные мундиры XIX века. А в распахнутом окне второго этажа появился трубач и исполнил гимн «Великого города» и известную мелодию «Город над вольной Невой». Закончился этот музыкальный мини-спектакль парадным проходом барабанщиков. Забавно, торжественно, красиво.


Протестантская церковь Петра и Павла

Позже мы выяснили, что эта «традиция» называется «Императорский полдень» и проводится только в летний сезон, и только по воскресеньям. Нам очень повезло оказаться рядом с капеллой именно в этот день, в самое нужное время.

«Все приезжающие в Петербург
беспрестанно повторяют
слово «фантастика!»»
Фредерик Бегбедер.


Воодушевленные таким необычным началом нашего экскурсионного дня, мы, теперь уже беспрепятственно, добрались до кассы дома-музея Пушкина. Сеанс посещения начинался через полтора часа, что позволило нам еще и побродить по тем улицам, где когда-то прогуливался великий русский поэт.


Набережная реки Мойки, 12, музей-квартира Пушкина.

На набережной Мойки, прямо напротив дома Пушкина, по каменным ступенькам спустились к уровню реки, чтобы узнать температуру воды. Она оказалась не такой уж и холодной, но прокатившийся мимо по крутой дуге прогулочный катер окатил речной волной не только наши руки, но и ноги.


Помоем руки в Мойке
Пришлось нам двигаться в ускоренном режиме, чтобы высушить подмоченные кроссовки. По Зимнему мосту и набережной Зимней Канавки вышли на Миллионную улицу и сразу же забыли про мокрую обувь. Потому что, все наше внимание захватили знаменитые атланты. «Атланты держат небо на каменных руках» пел А. Городницкий в своей замечательной песне! Портик Нового Эрмитажа, опирающийся на руки и головы десяти молодых мускулистых мужских фигур, производит мощнейшее впечатление и традиционно собирает толпы туристов.


У атлантов

Мы тоже долго любовались на гигантов, олицетворяющих собой силу, устойчивость и основательность, и даже подержались за гранитный палец ноги того симпатичного юноши, который поддерживает балкон портика вторым слева. Обошли по кругу всю Дворцовую площадь, нарядно украшенную к юбилею Победы, скорбно помолчали у огромного, во всю стену здания, баннера с фотографиями сотен погибших бойцов, командиров и простых жителей блокадного Ленинграда.


На Дворцовой площади

К назначенному времени вернулись на Набережную Мойки, к дому номер 12, где провел последние месяцы своей жизни Александр Сергеевич Пушкин. Тут же он и скончался на третий день после роковой дуэли. Экскурсия, организованная по части помещений, в которых проживала семья Пушкиных, добавила множество новых фактов к нашим знаниям о бытовых условиях, предметах, книгах, в окружении которых творил великий поэт, об экономической стороне его жизни, кредитах и долгах. Очень подробно экскурсовод рассказала о трагическом дне злополучного поединка, что ему предшествовало и чем в итоге все закончилось. Очень насыщенная, познавательная и все-таки ещё и очень грустная экскурсия. Как всегда, в такие моменты, в голове рождаются фантазии: «А ведь могло получиться иначе! Сколько бы он еще создал! Сколько бы написал!».


Пушкин во дворе дома Пушкина.


Кот ученый из сказок Пушкина во дворе дома Пушкина

Но история, как известно, штука неумолимая, время вспять не повернуть и цепь произошедших когда-то событий не изменить. Потому и печально бывает в похожих ситуациях.
Вот в таком меланхолическом настроении по Набережной Мойки направились к Невскому проспекту. Чтобы хоть немного отвлечься и взбодриться решили, что пришла пора пообедать. Почти сразу же, Любин взгляд привлекла уличная стойка с перечнем блюд кафе «Петровский крендель». Туда мы и завернули. И как оказалось не зря!


Ну, будем! Сибирский крендель в «Петровском кренделе»

Уютные залы, обстановка в стиле XIX века, на экранах трансляция старых добрых фильмов про петровские времена, приветливый официант, борщ практически домашний, именно такой, каким и должен быть настоящий борщ, интересные крендели, горячие блюда и даже запотевшая стопочка ледяной водки – все соответствовало атмосфере заведения. Все достойно, аппетитно, привлекательно. И цены вполне себе демократичные, несмотря на престижное расположение в двух шагах от Дворцовой площади. В итоге вышли мы из кафе в приподнятом настроении.
По Невскому, а затем и по Малой Морской добрались до Исаакиевского собора. Ведь не раз уже любовались мы этим архитектурным и художественным шедевром Огюста Монферрана, а все равно глаз не оторвать! Быть в Санкт-Петербурге и хотя бы ненадолго не заглянуть сюда просто невозможно. Время, остававшееся до начала вечернего спектакля, нас уже поджимало и, тем не менее, минут сорок мы, запрокинув головы, с удовольствием разглядывали росписи купола и стен, колонны и витражи.


Стены и купола Исаакиевского собора

Вдвойне интересно нам было тем, что центральную часть купола расписывал сам Карл Брюллов, на выставке которого мы побывали буквально пару дней назад в Русском музее и видели там эскизы нарисованных им образов, украшающих Исаакиевский собор.


Алтарная часть Исаакиевского собора
По улице Гороховой, быстрым шагом, торопились мы к Большому Драматическому театру. Впрочем, в магазин кожаных изделий все же заскочить успели, где и приобрели симпатичную дамскую сумочку в качестве подарка из Северной Столицы для нашей доченьки. В БДТ сразу после гардероба, как и положено, отправились в буфет. К нашему великому разочарованию кофе и горячий шоколад оказались на вкус никакими, поэтому и ихние бутерброды приобретать не стали. Зато прогуливаться по этажам и галереям одного из старейших театров страны было настоящим эстетическим удовольствием. Какой-то необыкновенно теплый интерьер зрительного зала, ярусное расположение зрительских мест, в стиле классического королевского театра, роспись стены над сценой в небесно-голубых тонах, мягкие кресла темно синей обивки, и все это комфортное великолепие освещает трехъярусная хрустальная люстра. Очень приятное место.


Ярусы зрительного зала БДТ


Часть росписи потолка зрительного зала

Спектакль был о героико-патриотических буднях строителей коммунизма тридцатых годов двадцатого века. Нина Усатова блистала в роли матери этих самых строителей. Немного не соответствовали своим молодым героям артисты — исполнители главных ролей, возраст которых давно пересек грань «глубоко за сорок». Но это не могло испортить нашего общего впечатления от посещения театра. Вышли мы после спектакля вполне довольные сегодняшним вечером, театром, городом, да и всей поездкой в целом.


Аничков мост в вечернем свете

По Набережной Фонтанки прогулялись до Невского, подсвеченного ночной иллюминацией, и повернули в сторону станции метро «Гостиный двор». На противоположной стороне проспекта манил яркими огнями знаменитый кондитерский Елисеевский магазин. Ну, как же пройти мимо! А тут и светофор на пешеходном переходе приветливо мигнул зеленым.


Елисеевский магазин снаружи...


И внутри

Само собой мы оказались внутри этого царства конфет, пирожных и шоколада. Ну, а уж после того, как кафе предложило вечерние скидки на всю сегодняшнюю выпечку, у нас не оставалось другого выбора, кроме как попробовать хотя бы малую часть сладкого ассортимента. Потому мы присели за столик под раскидистым декоративным ананасом, дождались своего заказа и насладились пирожными, капучино и необыкновенно вкусным, густым и насыщенным горячим шоколадом. Вот теперь был полный порядок!


Под ананасом


Капучино, горячий шоколад и пирожные со скидками...

Но и на этом наш сегодняшний день не закончился. Придя в нашу маленькую квартирку и немного отдохнув, мы решили, что сил у нас ещё вполне достаточно для того, чтобы отправиться в ночь с целью поглазеть на развод ленинградских мостов. Тем более, что самый ближний из них – Благовещенский, находился всего лишь в пятнадцати минутах ходьбы от дома. По расписанию мост должны были развести в 01-35 ночи.


Морской корпус Петра Великого в ночном освещении

Над Невой гулял пронизывающий, колючий ветер, но закутавшись в капюшоны ветровок, мы и еще несколько любопытных терпеливо дождались момента, когда два пролета моста, примерно посередине реки, сначала слегка вздрогнули, а потом медленно-медленно, буквально по сантиметру, начали приподниматься. Затем это движение вверх стало более равномерным и уверенным, вплоть до полного раскрытия створа моста, освободив пространство для нескольких, ожидающих в очереди прохода, морских судов.


Благовещенский мост разведен

Сам по себе развод мостов какого-то завораживающего впечатления не произвел. Гораздо любопытнее было наблюдать то, для чего мост, собственно говоря, и разводили — проход по узкому створу габаритных грузовых кораблей и контейнеровозов. Особенно эффектно смотрелся в ночном полумраке, на фоне украшенного иллюминацией моста и освещенного фонарями берега, стройный, красного цвета сухогруз, неспешно, почти незаметно для глаз, поднимавшийся вверх по течению Невы.


Морской сухогруз втягивается в створ Благовещенского моста

Утром последнего дня мы немножко отсыпались после ночной прогулки. Позавтракав, сбегали на известный Василеостровский рынок, который, в настоящее время превратили в огромный фудкорт с более чем тридцатью точками питания, выделив для рядов, непосредственно продуктового рынка, лишь небольшой уголок. А ведь первые, деревянные торговые ряды появились тут ещё в 1748 году. А ещё до того, корабли разгружались на верфи, а товары люди раскупали прямо на улице. Что интересно, в те времена, Петром Первым было заведено жесткое правило – до обеда полагалось торговать продукцией строго по твердым ценам, а во второй половине дня цены никак не регулировались. Ну, это я совсем уж отвлекся.


В грузинском ресторанчике

Хоть и не много, но торговые ряды на Василеостровском рынке все же сохранились, причем товары на прилавках были, хоть и не дешевые, но качественные. Мы приобрели вакуумную упаковку копченой корюшки и килограммовую пачку отличного итальянского кофе в зернах. Вернувшись с гостинцами, упаковали чемодан и рюкзаки, потом сдали квартиру хозяину, потом доставили багаж в камеру хранения Московского вокзала.


Полуатланты на одном из зданий Невского проспекта

Наш поезд отправлялся только в пять часов вечера, так что времени для прогулки у нас было достаточно. День стремительно катился к обеду, потому начали мы прощание с Невским проспектом с очередного грузинского ресторанчика, расположенного неподалеку от площади Восстания. Назывался он, если не ошибаюсь «Старый Тбилиси». Ничем примечательным не запомнился, да ещё и многих блюд, указанных в меню, не оказалось в наличии. Плотно пообедали, да отправились неспешно прогуляться.


Екатерина II в Екатерининском сквере. На заднем плане — Александринский театр

Добрели до Екатерининского сквера с Александрийским театром и вернулись на вокзал.


«Конь с идущим юношей». Одна из фигур скульптурной композиции Аничкова моста

Обратная поездка на «Сапсане» до Москвы прошла так же приятно, комфортно, быстро и четко по расписанию. Около одиннадцати мы были у себя дома, в Подмосковье.

начало тут

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.