Огромная тема для дискуссий и предположений. В курганах, как я понимаю, хоронили все же, более менее, зажиточных и знатных. И курганы — это явление скифских времен, прим. 2500 лет тому назад. А тюрки своих воинов, может даже и великих хоронили в могилах, только на ранних этапах огораживали их оленными камнями — вертикально стоящими узкими каменюками. Считается, что сколько врагов убил, столько камней и ставили. А позднее огораживали плоскими камнями, типа оградки. Часто на их поверхности наносили петроглифы — изображения тех же врагов или убитых зверей.
Везде, где есть дороги, все давно вскрыто, раскопано и изучено. А в таких вот тупиковых местах попадаются ещё остатки каких-то следов былых цивилизаций.
Читая твой вопрос, поймал себя на мысли, что действительно не слышал там звуков птиц или зверей. Может, мы мало там побыли. Если серьезно, то на таких высотах (около 3000 м), во всяком случае на Алтае, живут пищухи — симпатичный зверек (большая мышка или маленький суслик), который редко попадается на глаза, пищит себе громко из-под камней, когда мимо проходишь, за что и получил свое название. Там же и их враги — хищные птицы. Но, на Шокпартасе действительно не видел и не слышал, не обратил внимания, удивляясь мастерству природы, сотворившей каменные изваяния.
Да, Володя, это приятно. Жаль только, что основная причина в тамошней чистоте, видимо, все таки удаленность от часто посещаемых «цивилизованных» маршрутов и дорог.
Миша, привет! Очень рад тебя здесь видеть и слышать. Спасибо за очень высокие оценки. Уверен, что «чегонадо» было уместным, вкусным и забористым. Приятно получить под правильное чегонадо высокое чегонужно! Вообще-то я ждал твоего появления с некоторым трепетом. Думал, что ты мне подчеркнешь какое-нибудь выражение, типа «беспорядочный хаос». Будто хаос бывает порядочным. Даже отмазку подготовил на этот счет. Может Алексей Bulava61 меня хоть за что-то покритикует?!
Бывает из таких путешествий машины возвращаются на поводке или на эвакуаторе. Но у нас все обошлось малой кровью. Водители толковые, они же и механики грамотные. Спасибо.
Спасибо, огромное! Да, пожалуй, действительно рекламируем. Хотя не всегда это на пользу природе. Есть места, в которые совершенно ни к чему устраивать паломничество. Скажем, плато Шокпартас, куда мы начали подъем в опубликованном отрывке. Мне бы не хотелось, что бы туда нашли путь многочисленные «любители истории, природы, да и просто праздно шатающиеся любопытствующие». Пусть люди туда попадают (ради чего постараюсь пояснить в следующих частях), но попадают через преодоление, через трудности. Все меньше вреда будет нанесено не тронутым и первозданным уголкам.
Ну, где-то да. Без риска не обходится. Впрочем, из дома выйти — тоже риск в какой-то степени. Стараемся риски уравновешивать разумностью и продуманностью.
Спасибо, Володя, на добром слове. Я просто стараюсь рассказывать, ну, как бы, вроде, сидим мы все у костра, уже поужинали, немного расслабились, звезды шпарят немыслимыми мириадами фонариков, а разговор или рассказ течет себе плавно. Мне видится как-то так…
Спасибо! Действительно повезло.Язык ледника каждый год подтаивает по разному и не всегда образуются подобные гроты. Тем удивительны и вкусны путешествия, что иногда, случаются неизведанные и непредвиденные ситуации, события, ощущения. Во всем этом присутствует какой-то дух открытия…
Да уж! Он и день-то получился совершенно эпический! Впрочем, это же можно и про все путешествие сказать. А пейзажи на стоянках, как под заказ получались, один другого краше. Были и потом дни сложные, трудовые, но вечер неизменно награждал красивым местом.
Про малышей — это точно! В этой алтайской экспедиции самым легким был Рэнг. Подвсплывал иногда. При брожении против течения — сажали на веревочку. Но чаще, все же, справлялся сам.
Это, то что касается конкретно Монголии и её дорожных условий. В горах с каменными триалами, болотах, глубоких бродах, по разному. Зачастую танкам проще.
Спасибо, Светлана! Ну, вот я и разбавляю, изредка, всеобщие поездки по Европе, свежим горным воздухом или вековой пылью пустынь. Части ещё не все, пока только начало.
Ухх! Спасибо, Танюшка, за вопрос. В двух словах не ответишь, а развернуто — слишком много. Попробую покороче. Основные современные требования к 6-ке — не менее 1800 км. (из них минимум 60% должны составлять дороги без покрытия), 14 дней маршрута, высотность, соответствующая региону проведения похода, автономность, количество препятствий. Подтвержденный (справками о предыдущих категорийных походах)опыт участников и руководителя соответствующий. Само собой, все эти километры должны быть насыщены ЛП (локальными препятствиями — перевалы с уклонами от 30%, броды не менее высоты колеса, заболоченные участки, пески или снежники зимой и тд, и тп) соответствующие 6 сложности и ПП (протяженными препятствиями — непрерывные участки пути, требующие расчистки завалов, использования лебедок, проводки автомобилей штурманами, болота, целина и так далее). Этих описаний и требований по нескольку страниц убористым почерком на каждый вид туризма! Плюс в шестерке желательно наличие участков первопрохождений или участков с элементами первопрохождений. Ну, как-то так, в первом приближении.
PS. Сапоги, раз уж о них зашла речь, в шестерочных бродах не спасут. Глубина от 0,8 до 1,2 и более метров. Для разведки там уже необходимы «подгузники», «непромокашки», кому как нравится их называть — специальный комбинезон, ну или гидрокостюм. Широко применяется рыбаками, джиперами, автотуристами. Подобное спецснаряжение, конечно же, у нас было.
Oлeg
Везде, где есть дороги, все давно вскрыто, раскопано и изучено. А в таких вот тупиковых местах попадаются ещё остатки каких-то следов былых цивилизаций.