Открыв для себя в прошлом году прелести двух-трех-четырехдневных наездов в столицу нашей Родины, мы продолжаем знакомиться с музеями и прочими достопримечательностями Москвы в новом сезоне «весна-лето 2016».
Предлагаю подборку из наиболее интересного и запомнившегося за апрель-май 2016 г.
1. Что: пуля Хлопова Где: Музей Отечественной войны 1812 года
Иван ЕвграфовичХлопов участвовал в сражениях с Наполеоном под Смоленском и в чине подпоручика принял участие в Бородинском сражении. Его полк защищал село Бородино и рано утром в день битвы был атакован пехотной дивизией генерала Дельзона. В том бою Егерский полк потерял треть личного состава, а подпоручик Хлопов был ранен в левый бок французской пулей.
Пуля пробила мягкие ткани и уперлась в позвоночник. Врачи решили пулю не извлекать, так как это было слишком рискованно. Рана Хлопова зажила, он вернулся в строй, был награжден золотой шпагой с надписью «За храбрость», участвовал во взятии Парижа, а в 1822 вышел в отставку в чине полковника.
Был избран в 1828 г. предводителем дворянства Изюмского уезда и женился в 1837. Видя, какие боли доставляет ему пуля у позвоночника, жена уговорила его поехать в Австрию к известному профессору Джозефу Ваттманну. Во время операции 3 августа 1840 пуля была извлечена, но на следующий день Иван Евграфович умер от сильнейших болей.
Вдова Хлопова отдала пулю ювелиру, который вставил её в серебряную оправу с чеканным орнаментом и выгравировал надпись по–французски: «Полковник Иван Хлопов. Получена при Бородино 27 августа 1812 года в бою за освобождение Европы. Извлечена после долгих страданий в Вене 3–го августа 1840 профессором доктором Ватман».
2. Что: фальшивые ассигнации, изготовленные по указанию Наполеона. Где: Экспонат Музея Отечественной войны 1812 года
История свидетельствует, что одним из наиболее видных «сочинителей фальшивых ассигнаций» того времени был Наполеон Бонапарт.
Заваливая враждебные страны фальшивыми купюрами, он старался нарушить их денежное обращение и ослабить экономику. В 1806-1807 годах император руководил подделкой прусской разменной монеты и австрийских ценных бумаг в 1810 году — английских банковских билетов. Когда императорский взор обратился в сторону России, то он сразу же озаботился финансами этой страны.
Наполеон начал готовить экономическую диверсию против России в начале 1810 года. Уже тогда для этой ответственной работы был приглашен гравер главного военного управления Франции Лаль. Тщательно засекреченная операция проводилась под руководством брата личного императорского секретаря Фэна. Вся работа была разбита на части. Второстепенные исполнители не знали о цели операции. Словолитчик получал от художника гравированные буквы, цифры и виньетки и составлял доску. Затем к делу приступал типограф, занимавшийся тиснением. Типография располагалась на пустыре в невзрачном домике, в стороне от бульвара Монпаркас. В ней была и особая комната, в которой никогда не мыли пол. В эту секретную комнату сбрасывали новые ассигнации и кожаной метелкой вываливали их в пыли. Таким хитроумным способом купюрам придавали пепельный оттенок, «поношенный вид».
Поддельные ассигнации чаще всего печатались достоинством в 25 рублей, реже — в 50, но долго в обороте они не находились, поскольку в них обнаружили грубые опечатки. Вместо слов «государственная ассигнация» было отпечатано «госуларственная ассигнация». В ряде экземпляров встречалось слово «холячею» вместо «ходячею».
— цикл полотен Василия Васильевича Верещагина «1812 год», среди которых – картина «В Успенском соборе»: в священном для русского человека месте неприятельские войска устроили конюшню
3. Что: классики русской литературы, целующиеся с музами Где: Плотников пер., д.4/5
На фасаде этого доходного дома, построенного в 1907 году, размещены лепные фасады. Архитектор здания Николай Иванович Жерихов неоднократно применял прием украшения своих зданий барельефами, но дом вПлотниковом переулке – самая необычная и неоднозначная задумка художника.
На фризах дома можно увидеть классиков русской литературы – Пушкина, Гоголя, Толстого – в обнимку с музами.
«Народная молва поговаривает, что до революции здание являлось борделем, и писатели являлись нередкими гостями заведения. Вторая версия, однако, более правдоподобна, она принадлежит известному москвоведу Сергею Романюку: Синаеву-Бернштейну заказали фриз, который предназначался для музея изящных искусств на Волхонке. Первоначально на нем было изображено шествие процессии. 50 фигур, среди которых писатели, художники и ученые из разных стран, направлялись к Аполлону, раздававшему венки славы. Однако скульптурная композиция была отвергнута заказчиком, который посчитал его излишне фривольным, и каким-то образом часть фигур попала на доходный дом в Плотниковом переулке.
Это уникальное, не имеющее других аналогов в Москве, здание является объектом культурного значения, однако каменные скульптуры сегодня находятся в плачевном состоянии, часть из них осталась без лиц, многие практически полностью разрушены. И до сих пор не известно, когда, наконец, начнётся реставрация…»
4. Что: портреты Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова Где: филиал Третьяковской галереи на Крымском валу
Отшумела выставка Валентина Серова. Мы не задавались целью на нее попасть, о чем сейчас сожалеем (зато купили каталог выставки – это лучший образец такого рода издания на моей памяти, не жалко трех тысяч ничуть).
Филиал Третьяковки посетили, чтобы посмотреть «Купание красного коня», но с удивлением обнаружили, что доросли до русского авангарда в принципе.
Так при упоминании имени Наталья Гончаровой теперь в первую очередь думаешь не о ветреной жене великого русского поэта, а о ее правнучатой племяннице с таким же именем. Кстати, русский художник-авангардист Наталья Гончарова родилась в селе Архангельском Тульской губернии, что нам как жителям Тулы сейчас интересно.
Творчество Гончаровой признанно во всем мире, достаточно привести тот факт, что в 2009 году ее картины стоят дороже, чем работы любой другой художницы (я бы лично подумала как о самой признанной о Фриде Кало – но с Википедией не спорят).
Работ Гончаровой в филиале Третьяковской галереи несколько, среди них – и самые знаменитые, включая работы с павлинами и автопортрет в тюрбане.
Вот что интересно: работы Гончаровой выставлены в одном зале с картинами ее мужа, Михаила Ларионова. Наблюдать за перекличкой двух родственных душ в картинах – одно удовольствие. Вот автопортрет Гончаровой – и парный к нему автопортрет Ларионова:
Они и размещены по соседству, так что чувствуешь их магнетическое притяжение.
Дополнительно: Работы Кончаловского
Тщательно прорисованные этикетки – аппликации.
А эта строгая девочка – будущая мама двух знаменитых российских кинорежиссеров:
5. Что: мобили Родченко Где: филиал Третьяковской галереи на Крымском валу
Дополнительно: агитационный фарфор
6. Что: Кремлевская стена
Чтобы попасть к Кремлевской стене, надо пройти через мавзолей Ленина.
Ни разу не была и не хотела вовсе.
Но после того, как прошла через это сооружение, лично ко мне вернулось чувство высшей справедливости. А то как-то было обидно знать, что человек всю сознательную жизнь провел в заграницах, баловал себя и Наденьку швейцарским шоколадом (у Шагинян где-то было написано, как непритязательный вождь уходил в горы, живя в Цюрихе, всего-навсего с плиткой шоколада и и несколькими промасленными рогаликами — и бродил в раздумьях.То есть, человек жил в Швейцарии, ел лучший по тем временам шоколад в мире, питался прекрасными круассанами, наслаждался эталонной по красоте природой), а потом бац – и сотворил, что сотворил!
Зато теперь человек испытывает на себе всю тяжесть жесточайшего наказания: быть мумией – и даже хуже. Ведь даже египетские мумии прятали подальше от постороннего взора, замуровывали для вечной жизни в загробном мире.
7. Что: вериги московских юродивых Где: собор Покрова Святой Богородицы, что на Рву (храм Василия Блаженного)
В экспозиции самого знаменитого русского храма выставлены предметы, рассказывающие о подвиге веры блаженных чудотворцев. Среди них — Василий, Иоанн и Максим, которые еще при жизни почитались как юродивые во Христе и впоследствии были канонизированы.
«Подвижники-аскеты, появившиеся на Руси по византийскому примеру, играли в Третьем Риме особую роль: они были едва ли не единственными, кому дозволялось обличать правителей и говорить им правду в лицо. Известно, что сам Иван Грозный побаивался откровений, исходящих из уст Василия Блаженного: тот упрекал царя «в жестокости и во всех угнетениях»… Разумеется, от жизни этих людей осталось больше легенд, чем подлинных исторических фактов, однако нет сомнений, что репутация их заслужена. Стоит взглянуть хотя бы на вериги, коими юродивые усмиряли плоть ради обретения благодати, чтобы оценить нешуточность их подвига. По преданию, некоторые из вериг, представленных в экспозиции, принадлежали упомянутому Иоанну Московскому по прозванию Большой Колпак.
В любую погоду юродивые ходили почти догола раздетыми (как приговаривал блаженный Максим, «хоть люта зима, но сладок рай»), что нашло отражение в иконографии. Именно обнаженными, полностью или частично, предстают эти святые на житийных и прочих иконах. Таков же образ Василия Блаженного, вытканный на первом покрове для его раки. Покров был создан по повелению царицы Ирины Годуновой, жены Федора Иоанновича, которому юродивый перед своей кончиной предрек трон. Немалый интерес вызывает и икона XVIII века «Спас Нерукотворный с предстоящимисвв. Максимом Исповедником и Максимом Блаженным», где весьма достоверно изображен исторический эпизод с перенесением мощей Максима Блаженного из Кремля в церковь на Варварке». (Источник)
Дополнительно:
Внутреннее убранство и уникальная архитектура храма.
8. Что: афиши конфект и прочей продукции московских кондитерских фабрик Где: на временной выставке «Московская весна» на Старом Арбате
Дополнительно: здание бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь»
И еще: праздничное убранство весенней Москвы
9. Что: горельефы Храма Христа Спасителя Где: Донской монастырь
Мраморные горельефы с оригинального Храма Христа Спасителя были свезены сюда перед тем, как его разрушили в тридцатые годы. После восстановления их место на стенах главного храма заняло бронзовое литье, а мраморные оригиналы остались на стенах Донского монастыря.
Дополнительно: кладбище Донского монастыря – здесь похоронены писатели А. Сумароков, В. Одоевский, В. Жуковский, П. Чаадаев и многие другие выдающиеся люди своего времени.
Здесь же покоится патриарх Тихон: его как главу русской церкви впервые за 217 лет после петровских реформ избрали в 1917 году. В 1922 году в уже закрытом к тому времени Донском монастыре патриарха поместили под домашним арестом, здесь же он умер в 1925 году.
Из последних захоронений выдающихся деятелей русской культуры – Александр Солженицын.
Кстати: о Донском кладбище в своих «Кладбищенских историях» пишет Георгий Чхартишвили: он называет старое Донское кладбище самым красивым и самым таинственным местом в городе. Увы, найти могилу знатной покойницы – княжны Шаховской — с надписью на обелиске «Скончалась от операции доктора Снегирева» не удалось.
Зато в остальном – все, как и было обещано:
«Старое Донское совсем не похоже на современных гигантов похоронной индустрии: там асфальт, а здесь засыпанные листьями дорожки; там пыльная трава, а здесь рябины и вербы; там бетонная плита с надписью «Наточка, доченька, на кого ты нас покинула», а здесь мраморный ангел с раскрытой книгой, и в книге сказано: «Блаженни плачущие, яко тии утешатся».
10. Что: храм Преображения Господня на Песках Где: Старопесковский переулок, д. 4а
Эта та самая церковь, которая запечатлена на картине Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик»
Дополнительно – московские храмы с длинной историей и сложной судьбой:
Церковь Успения Божией Матери в Путинках (Успенский переулок, д. 4)
Церковь Николы в Старом Ваганькове (Ваганьковский пер, д. 14)
11. Что: булгаковская топонимика
Булгаков – один из топографически точных авторов.
Не один десяток работ был защищен на исследовании полета Маргариты по московским улицам или погони Бездомного от Патриарших к Москва-реке по Спиридоновке и прочим московским улицам.
Ничего приблизительного: «нехорошая квартира» на Садовой имеет точный адрес.
Булгаковские места в Москве стали культовыми.
Не буду повторять общеизвестные факты, остановлюсь только на том, что встретили сами во время многокилометровых прогулок по Москве.
Дом Пашкова – здесь, на балюстраде решалась судьба Мастера
Усадьба Голицыных – Староваганьковский пер., д.17, стр. 3 (именно здесь сотрудники Городского зрелищного филиала «грянули» «Славное море, Священный Байкал»)
Дополнительно: усадьба Васильчиковых — Большая Никитская улица, д. 46-17, строение 1.
В этом доме после революции размещалась школа № 48, директором которой в двадцатых годах была сестра писателя Надежда Афанасьевна Земская. Она приютила в 1924 году брата и его вторую жену Любовь Белозерскую. Молодожены спали в учительской на клеенчатом диване под портретом сурового Ушинского.
12. Что: мемориальная квартира Андрея Белого Где: дом на углу Арбата и Денежного переулка, где родился Борис Бугаев, известный в русской литературе как Андрей Белый
Находится в соседнем здании от музея Александра Пушкина. Это единственный в мире музей великого русского символиста, величие и авторитет которого в начале двадцатого века было трудно переоценить – но которого так быстро и успешно забыли после революции.
Дополнительно: Ресторан «Белый» — там же.
13. Стиль модерн в московской архитектуре
Что: особняк Листа – первое по времени произведение в стиле модерн в Москве Где: Глазовский переулок, д. 8
Построенный в 1898-1899 годах по проекту архитектора Льва Кукушева, в 1910-е годы особняк был одним из центров культурной жизни Москвы. Перечисление в Википедии побывавших в стенах этого особняка гостях представляет собой список выдающихся деятелей культуры того времени: Александр Скрябин, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Борис Пастернак, Федор Шаляпин…
Долгое время в особняке было посольство Аргентины, сейчас в здании с комфортом расположилось представительство Калужской области.
Дополнительно – дома с элементами стиля модерн.
До многокилометровых прогулок по Москве я и не предполагала наличие в нашей столице такого количества интересных и оригинальных зданий в стиле модерн – или, по крайней мере, с элементами этого стиля.
Самыми «модерновыми» городами мне лично казались Барселона и Рига.
Тем с большим удовольствием мы открыли для себя множество интересных зданий.
А именно: Малый Козихинский переулок, д. 2 (архитектор А.З. Захаров)
Доходный дом Ф.А. Александрова (архитектор А.А. Остроградский) — Мерзляковский пер., д. 20
Дом Дюгамель – Мерзляковский пер., д. 18
Доходные дома на Большой Никитской
Усадьба Н.П. Михайловой – В.Э. Тальгрен (Малый Николопесковский переулок, д. 5): левая часть здания – более старая, в стиле ампир, но все здание особняка сильно преобразилось под влиянием модного стиля в 1901 году.
Пятиэтажный многоквартирный жилой дом товарищества «А. Бахрушин и сыновья» — Ул. Тверская, д. 12
Дополнительно:
Кстати. Гостиница «Метрополь»
На этом здании стоит остановиться подробнее.
Оказывается, на месте современной гостиницы в 1830-е годы была построена гостиница по проекту Осипа Бове. С течением времени она перестала удовлетворять требованиям гостей, и в 1890-е годы ее и прилегающие земли купил Савва Мамонтов с целью построить на этом месте грандиозный культурный центр с гостиничным комплексом.
Был объявлен конкурс на проект, в котором победили проекты Льва Кекушева (того самого, что построил первый особняк в стиле модерн в Москве) и Н.Л. Шевякова.
Но Мамонтов решил строить по проекту Вильяма Валькота, занявшему лишь четвертое место.
Увы, грандиозным замыслам предпринимателя не суждено было сбыться: к моменту начала строительства его обвинили в растрате, имущество пошло на погашение долгов, в том числе – недостроенное здание «Метрополя». Проект претерпел серьезные изменения, но и в таком виде здание гостиницы стало одним из выдающихся строений своего времени.
Особое внимание стоит обратить на майоликовое полотно М.А.Врубеля «Принцесса Греза» на фасаде здания.
«По идее Саввы Мамонтова при создании «Метрополя» особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания. Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, Мамонтов хотел использовать фасады здания в центре Москвы для рекламы произведений нового направления в искусстве. Это обстоятельство также повлияло на предпочтение проекта Валькота — он был более пригоден для художественного дополнения. Немаловажно, что любимым детищем Мамонтова была Абрамцевская керамическая мастерская: здесь изготавливались панно для гостиницы «Метрополь».
Панно «Принцесса Греза» создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «LaPrincesselointaine», в русском переводе Т.Л.Щепкиной-Куперник получившей название «Принцесса Греза».
По сюжету, трубадур ЖоффруаРюдель полюбил одну заморскую принцессу и, хотя он ее ни разу не видел, был поражен рассказами о ее красоте и великодушии. Он нанял корабль и отправился к возлюбленной. Путь был не близок, и в дороге трубадур заболел, а к принцессе его привезли в беспамятстве. Когда прекрасная принцесса обняла несчастного, он на миг пришел в себя — и тут же умер у нее на руках. А принцесса отказалась от мирской жизни и стала монахиней.
… Но счастлив тот, кто чуждый брег покинет,
Пока еще он полон новизны;
Кто не допьет до пресыщенья кубок
И не увидит, как цветок увял.
Да! Потому мои объятья сладки,
Что я тебе не больше, чем сестра;
Что ты еще не разгадал загадки!
Твою действительность не может омрачить
Действительность с тоскливой серой прозой;
Я для тебя останусь только грезой,
И я всегда явлюсь твоим глазам,
Как будто бы с небес к тебе слетая,
Cиянием без тени залитая,
Как в первый раз, как в первый раз, всегда…
Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896г. в Санкт-Петербурге. Романтическая история имела огромный успех у публики. Появились вальс «Принцесса Греза», даже духи и шоколад с таким названием.
Тогда же С.Ю.Витте заказал Михаилу Врубелю 2 живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана, второе — «Микула Селянинович» — на былинный сюжет.
Когда эскизы были готовы, Витте показал их императору. Николай долго смотрел, похвалил и одобрил эскизы. Для подготовки панно Врубель отправился в Нижний, где и работал над ними прямо в павильоне. Когда холсты были водружены, то, как рассказывал Н.А.Прахов, стало ясно, что оба врубелевские панно своей оригинальностью и свежестью письма и красок в буквальном смысле «убивали» расставленные внизу в золоченных рамах произведения других художников.
Академия заволновалась. Приехала комиссия во главе с вице-президентом Академии, графом Иваном Ивановичем Толстым. Она осмотрела панно и постановила снять их как нехудожественные.
Врубель уехал из Нижнего. Он писал сестре:
Я был в Нижнем… Работал и приходил в отчаяние; кроме того, Академия воздвигла на меня настоящую травлю; так что я все время слышал за спиной шиканье. Академическое жюри признало вещи слишком претенциозными для декоративной задачи и предложило их снять…
Тогда Савва Мамонтов решил демонстрировать их в отдельном павильоне, построенном по собственной инициативе. Но эта затея обернулась полным провалом: несмотря на положительную оценку критиков, публика отнеслась к работам Врубеля враждебно.
И вот при разработке проекта гостиницы «Метрополь» у Мамонтова возникла мысль повторить «Принцессу Грезу» в керамике. С тех пор творение Врубеля, изображающее умирающего юношу-рыцаря и склонившуюся над ним принцессу, доступно каждому прохожему». (источник)
он называет старое Донское кладбище самым красивым и самым таинственным местом в городе.
Светлана, неужели Вы с этим согласны?
человек жил в Швейцарии, ел лучший по тем временам шоколад в мире, питался прекрасными круассанами, наслаждался эталонной по красоте природой), а потом бац – и сотворил, что сотворил!
Без большой кучи немецких денег, на одних круассанах такое не сотворить. Жду с нетерпением продолжения.
Спасибо, продолжение (оно же окончание) уже есть, а что касается моего согласия — не знаю, какое место в Москве назвать самым красивым, наверно, все по настроению.
Светлана, как всегда интересно, не тривиально и любопытно. Спасибо за такой знакомый-не знакомый город.
А Донское кладбище, да… оно такое… необыкновенное. Там практически всю историю государства Российского узнать можно.
Получил истинное удовольствие от прогулки по столице!
Москва у Вас засияла алмазными переливами, которые в обыденной жизни вовсе и не кажутся драгоценностью. Талант рассказчика — великая сила, даже «голые» факты нужно уметь «огранить» собственными впечатлениями.
Барельефы повеселили, горельефы — восхитили!
… одним из наиболее видных «сочинителей фальшивых ассигнаций» того времени был Наполеон Бонапарт.
Вот ведь аферист, даром, что император! «Талантливый человек, талантлив во всём!»
… обнаружили грубые опечатки.
А сколько раз можно говорить — учите русский язык!
Спасибо, Света — Вы мастер! Говорю искренне!
Это точно, отсебятины здесь мало, много источников, просто подбор фактов. Я ж не москвовед, все что знаю — прочитала. Но, надеюсь, данная компиляция может претендовать на известную степень оригинальности))) Спасибо за «утреннюю почту».
И, кстати, Берн по-прежнему за Вами…
Забавно, но в пятницу с супругой тоже совершили небольшой моцион. От храм Христа Спасителя до Варварки (м. Китай-город), через Третьяковку и Пятницкую. Заходили в церковь Максима Блаженного. Жаль фотки сюда не прицепить :)
А Тверскую с Бульварным то перекопали… Украшают :)
Ага, ремонт на Тверской застали! Но — надеюсь, это будет много способствовать украшению столицы!
С пламенным приветом из родины Чехова)))
Собираю материал для очередного опуса
Ты ж — не москвовед! Ты — МИРАдор. Это и отчётом-то назвать сложно! Хабах, обухом по башке и пошла, как ни в чём ни бывало. Крайне интересно и познавательно. Спасибо!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять
комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество
привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.
Комментарии (12)
RSS свернуть / развернутьbulava61
begun12
Tat-77s
А Донское кладбище, да… оно такое… необыкновенное. Там практически всю историю государства Российского узнать можно.
begun12
BVD64
Москва у Вас засияла алмазными переливами, которые в обыденной жизни вовсе и не кажутся драгоценностью. Талант рассказчика — великая сила, даже «голые» факты нужно уметь «огранить» собственными впечатлениями.
Барельефы повеселили, горельефы — восхитили!
Вот ведь аферист, даром, что император! «Талантливый человек, талантлив во всём!»
А сколько раз можно говорить — учите русский язык!
Спасибо, Света — Вы мастер! Говорю искренне!
begun12
И, кстати, Берн по-прежнему за Вами…
BVD64
Deniboro
А Тверскую с Бульварным то перекопали… Украшают :)
begun12
С пламенным приветом из родины Чехова)))
Собираю материал для очередного опуса
Miquel
Ты ж — не москвовед! Ты — МИРАдор. Это и отчётом-то назвать сложно! Хабах, обухом по башке и пошла, как ни в чём ни бывало. Крайне интересно и познавательно. Спасибо!
begun12
С прибытием!
Жду отчета!
begun12
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.