По Карелии на Судзуки Джимни в одиночку, август 2015 г. Часть 1 / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

По Карелии на Судзуки Джимни в одиночку, август 2015 г. Часть 1

Отчет о поездке по Южной и Центральной Карелии.
Основные цели: оз. Пизанец, р.Сонго, гора Воттоваара, д. Усть Яндома, остров Колгостров, д. Пегрема, остров Кижи, мыс Андомский

Часть 1: Киржач, Вологда, Ферапонтово, Вытегра, гора Андома в д. Ольково, (далее на карте желтым) Медвежьегорск — Шуньга — Поля — Типиницы — Усть Яндома — Великая Губа — Боярщина — о. Кижи — Узкая Салма — Великая Губа — Медвежьегорск

Вместо вступления
В Карелию я собирался давно, но мешали обстоятельства, видимо, как и у всех. Когда начали появляться атласы карт в 1 см 1 км в 2004 г. купил 3 книги по Карелии. Но первая поездка состоялась лишь в 2014 г. в конце мая. С базы «Длинный Берег» в г. Питкяранта объехали все окрестности — Гранатовый карьер, 5-6 водопадов, включая водопад Белые мосты, Рускеальский Мраморный карьер, из г.Сорталава на метеоре на о.Валаам. Эти пейзажи из камня, елей и воды заворожили. Стал читать отчеты о поездках по этому краю о тех местах «куда не доедет автобус», строил планы. И тут до меня дошло, что я являюсь обладателем первоначального капитала для такого путешествия, а именно автомобилем жены Судзуки Джимни! Осталось уговорить жену и решить, что усовершенствовать в машине. С этими проблемами я справился.
Следующий абзац о подготовке машины заинтересует в основном Джимниводов, остальным можно пропустить.
Благодарю Романа Sprintera, у которого в Твери делал машину в феврале-марте 2015 г.
Были установлены:
защиты днища;
силовые пороги;
лебедка с демонтажом «бороды» переднего бампера;
лифт-колхоз с заменой задних амортизаторов.
Также приобрел грязевую резину и АКБ, т.к. менять пришла пора.
Резина KUMHO MT KL-71 215/75 R-15
АКБ Amerikan 75 Ah
Кроме этого из вагонки и четырех брусков изготовил «экспедиционный багажник» — площадка между рейлингами прижатая поперечинами.
Кстати «рестайлинг» морально обновил внешний вид Джимни — поднял над дорогой, добавил агрессивности передку. Нравится и мне, и жене.


Маршрут поездки

Естественно при подготовке к поездке перечитал отчеты предшественников по этому региону. Спасибо пишущим за путевую информацию. Надеюсь и мой отчет кому-то пригодится.
Итак, наметил на карте цели поездок, проложил километраж, места заправок. Получалось два маршрута вокруг Медвежьегорска. По факту вышло три, т.к. некоторые дороги и ж/д переезды, указанные в атласе автодорог Европейской части России 2009 г. Росавтодора, в действительности отсутствуют.
Кстати я не буду писать по встретившимся мне объектам исторические, археологические справки, выписки из Википедии, шаманские байки и пр., этой информации уже написано в достатке.

Сам я проживаю вблизи города Киржача Владимирской области. Посему подъездов к Онеге, впрочем как и из Москвы, по крайней мере 3 основных. Первый — через Клин на Ленинградку. Второй — Калязин, Устюжна, Тихвин. Третий — Ярославль, Вологда, Вытегра. Выбрал третий вариант, потому что
— за Кириллов в сторону Вытегры мне ездить не приходилось
— этот заезд позволяет гарантировано «окружить» Ладогу с восточного берега
— посмотреть с берега Волго-Балтийский канал, пересечь Беломорско-Балтийский канал.

Итак, в путь — 3 августа 2015 г. в 2:40 утра. В 8:20 проехал Вологду — 410 км. За Вологдой рекомендую город Кириллов — красивый монастырь на берегу озера. Вокруг озера можно проехать. Виды на монастырь с воды засняты во многих исторических фильмах. А я в этот раз без заезда в Кириллов. А в Ферапонтов монастырь заехал — он совсем рядом с трассой. Впервые я был там с семьей в 2002 г. Видимо шла реконструкция. Нам открыл тогда служащий в спецовке, возможно реставратор. Без всяких билетов по сходням и трапам проводил внутрь, показал фрески Дионисия фрагменты росписи стен. Сейчас Ферапонтов монастырь — музей с тремя-четырьмя экспозициями, с современной климатической установкой для сохранности фресок.
После музея в 11:30 поехал дальше. Перед Вытегрой в паре мест выезжал на берег Волго-Балт.канала. В самом городе (730 км — 14:30) переезжал канал по мосту по дороге на АЗС и обратно останавливался у моста — хорошие виды. После Вытегры стоял выбор, или ехать на Пудож, или свернуть с маршрута на Андом гору — крюк 50 км. Решаю ехать на гору, т.к. читал про нее интересные отзывы. Дорога на Ольково идет вдоль берега Онежского озера, по началу цивильная — дачи, предприятия, МЧС, кемпинги, магазины.
Останавливаюсь в 2х-3х местах, где можно подъехать к Онеге. Полное впечатление, что находишься на море, вода уходит за горизонт, сильный шум прибоя. Берег в основном песок, галька, разбросаны крупные валуны. Сосны вплотную к воде. Далее дорога продолжительно идет вдоль берега. От воды отделена неширокой лесополосой, полно мест для стоянок с машиной, изредка стоят палатки.

Теперь про Андомскую гору. Находится она посередине между мысом Андомским и устьем реки Андома. Представляет из себя высокий, крутой, обрывистый берег Онеги. Вид с берега открывается бесподобный — почти 180° водной глади + 30° лесных просторов в глубину более 10 км за рекой Андома. Кто бывал в горах, того не удивить, но для нашей равнинной местности увидеть такой простор это редкость. Что-то подобное наблюдал на родине С. Есенина в д. Константиново — вид с крутого берега на и за Оку.

На горе ненавязчиво раскинулась деревня Ольково. На стоянку остановился на горе метрах в десяти от обрыва. Где-то посередине между часовней и смотровой площадкой. Заезжал по высокой траве и камням. На смотровую площадку примерно каждые 10 минут подъезжают-уезжают машины. Но чтобы полностью налюбоваться видами с берега надо провести на горе часть вечера или возможно рассвет. Панорама постоянно меняется, на озере то штиль, то волна, с изменением освещенности меняется глубина резкости… Словами не передать, и заснять столь широкий формат затруднительно. Итого за день 780 км.

4 августа. После завтрака выехал рано, 6:40. Пытался подъехать к Андомскому мысу, но мешали заборы деревни Павликовской. До выезда на трассу ок. 25 км. На берегу, где много стоянок, палаток и машин прибавилось. Кстати этот берег Онеги территориально относится к Вологодской области.
8:40 проехал г. Пудож. Остановился у моста через Беломорско-Балтийский канал, объект режимный, фотографировать нельзя. В Медвежьегорске (далее МедГора) остановился в центре у здания бывшего управления строительством канала, сделал некоторые покупки. На выезде из города в сторону трассы Питер-Мурманск АЗС, заправил машину и канистру. Собственно эта АЗС на краю города и являлась центром притяжения всего моего пути и заставляла накручивать кольца.

Первый маршрут — Медвежьегорск, Шуньга, Поля, Типиницы, Усть Яндома, Великая Губа, Боярщина, о. Кижи, Узкая Салма, Медвежьегорск (желтым на карте).
Из МедГоры асфальт переходит постепенно в асфальт с колдобинами, затем в грейдер. За Вел.Нивой свернул налево. В деревне Поля деревянная церковь, в Типиницах часовня, в Усть Яндоме церковь. Во все можно зайти, подняться на колокольню. Дорога стала хуже от Типиниц до Усть Яндомы. Усть Яндома как бы состоит из двух частей. Первый поворот налево — к деревянной церкви. Второй поворот налево — стоит чум и 3-4 дома. Познакомился с хозяевами — Виктор Павлович с супругой. Приняли радушно «Ночевать можно в новом доме или в чуме, где пожелаешь». Я выбрал у чума в машине, т.к. там у меня все приспособлено.

Чум — это капитальное сооружение из слег обтянутых довольно плотным синтетическим материалом. Особенно хороши широкие лавки-скамьи по периметру внутри. В непогоду разместится до 6-8 человек. Там же стол с посудой и основными припасами. Хорошо продуман очаг посередине со всеми возможными прибамбасами. У чума стоит причумная мебель- стол и кресла, выпиленные бензопилой из целого ствола дерева соответствующего диаметра, чтобы жулики не сперли. Все это построил Виктор Павлович. Обратите внимание, не для себя, а для людей! денег за постой не берут.


Во времена СССР Виктор Павлович работал на Севере на шахте. С распадом страны приехали жить в Усть Яндому в дом, который перешел жене по наследству. Дом старинный по своей архитектуре и старый по сути (17 век) Супруги рассказывают: «Лет… цать назад подъезжали музейные представители с Кижей и посоветовали „Вы покройте кровлю дома дранкой — мы будем сюда туристов возить“. На что Виктор Павлович ответил „Я не против, только вы покройте сами“». На том и разъехались.

Короче дом был старый, зимой холодный и Виктор Павлович принимает решение строить новый, что и было сделано большей частью самостоятельно к лету 2015 г. Это, обратите внимание, Поступок, если учесть возраст Виктора Павловича, 75 лет. Все бы хорошо, но видимо с перегрузкой подкачало здоровье, но Виктор Павлович уверен, что это временно и полон оптимизма. Итого за день 422 км.

5 августа. Дневка в Усть-Яндоме
Еще немного про жизнь в деревне, которая на карте помечена как «нежил.» Круглый год живут вдвоем. Летом приезжают соседи дачники. Хозяйство большое.

Каждой твари помногу (искл. КРС): гуси, утки, индоутки, куры, козы, козлята, кролики, собаки… Ежегодно зимой наведываются волки за данью — берут пока в разумных пределах. Электроэнергии в У.Яндоме не было при Царском режиме, не было при Советской власти, видимо не будет и при Новой России. Днем чуть помог по хозяйству. Насадил должным образом косу, покосил, на лодке на веслах съездили на соседний остров, перевезли ранее спиленные березовые дрова.

6 августа. Выехал 6:10. С колокольни деревянной церкви в д.Кондопога видно Великую Губу.



С Великой Губы по новому грейдеру в сторону о. Кижи. Новый грейдер производит двоякое впечатление. Поражает шириной вырубленной просеки, профиль дороги позволит разместить четыре полосы движения или две полосы с двумя 3х-метровыми обочинами. Впечатляют трудности и затраты понесенные при строительстве 30ти километровой дороги, порой с выемками в скальном монолите. В наличии населенных пунктов поблизости нет. Так ради чего? Чтобы возросло количество проданных билетов в музей на Кижах? Так для этого надо еще построить мостовой переход на о.Кижи протяженностью около полутора км. Понесенные затраты не окупятся в обозримом будущем. Получается это проект «Нью Васюки» петрозаводских временщиков. Целесообразнее было бы подправить старую дорогу, благоустроить Великую губу и соединить ее с Мед.Горой твердым покрытием.


В итоге этот широкий грейдер заканчивается метрах в пятистах от Онеги в районе д. Оятевщины. Оставляю машину на берегу, звоню Андрею Павловичу(помощь с переправой +7(960)212-8725) Встречаемся, он перевозит меня на о. Кижи на деревянной лодке с мотором. Оказывается, эту лодку кижанку он сделал сам, и в этом году на Кижской регате победил на ней в классе весельных лодок.


На о.Кижи провел часа 3-4, об этом писать не буду. В музее разговорился с молодым человеком, он давал мастер-класс по изготовлению лемехов (Лемеха — это прямоугольные плашки из осины, используются для покрытия куполов церквей, как «чешуя рыбы», со временем приобретают серебряный оттенок). Я ему рассказал о себе и куда еду. Он сказал, что сам родом из Суккозеро и что на днях к нему оттуда приезжала родня — ехали долго, т.к. грейдер в плохом состоянии. Мне эта информация пригодилась для второго кольца.




На центральном причале встретились с Андреем Павловичем, перевез обратно с Кижей в д. Оятевщину. Возвращаюсь по новому грейдеру обратно до левой своротки, которую приметил еще утром. Сворачиваю, еду, упираюсь в губу Пески Онежского озера — это есть Узкая Салма. Здесь буду ночевать.

Площадка завалена щепой и корой, уже начала зарастать. На берегу остатки причальной стенки из бревен. Не трудно предположить, что отсюда вывозили плавсредствами лес от просеки под «новую дорогу». Хороший заход в воду, стираюсь, купаюсь. Кстати во время всей поездки, погода стояла хорошая, даже жаркая, так что купался каждый вечер где придется. Итого за день 72 км.

7 августа 7:20 Выезжаю в сторону Великой Губы
Потом заезжал на Царев источник.

10:30 в МедГоре нашел ремонт авто. У меня с 4-го августа не включался полный привод. Оказалось оборван провод датчика включения. Единственная запчасть, которая у меня с собой была — это как раз этот датчик (купил б/у у Романа Sprintera). Установили, поехал.
В 12:30 залившись на АЗС на краю МедГоры выезжаю на второй кольцевой маршрут.

Эпилог к первому кольцу
Плюсы и минусы поездки в одиночку (вдвоем с машиной)
«Минусы» а) Без штурмана приходится чаще останавливаться для ориентирования, фотографирования. К тому же я пишу дневник, про каждый день буквально на полстраницы, километраж, заправки, насел.пункты, время, ФИО и пр. По этим данным можно восстановить события по прошествии времени. Но это тоже требует дополнительных остановок.
б) Не с кем поделиться восторгом и эмоциями от увиденного.
«Плюсы» Ложусь спать и просыпаюсь по своему желанию, и не надо в течение дня кого-то постоянно дожидаться, чтобы тронуться в путь стаей.

Часть 2: Медвежьегорск — Чёбино — р. Сонго — озеро Пизанец — поселок Суккозеро — гора Воттоваара — Гимолы — Поросозеро — Медвежьегорск (на карте зеленым)

Часть 3: Медвежьегорск — Кондопога — Кедрозеро — Михеева Сельга — оз.Габозеро — Пегрема — остров Колгостров — Кедрозеро — Кондопога (на карте красным), Лодейное поле, Тихвин, Устюжна, Калязин, Киржач

Комментарии (3)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

bulava61

  • 3 марта 2016, 18:28
Части 2 и 3 не открываются, а так хотелось ещё почитать…
+
1
+ -
avatar

Эдуард67

  • 4 марта 2016, 10:00
Согласен, заинтриговали и…
Ждем продолжения.
+
0
+ -
avatar

АлександрДжи

  • 5 марта 2016, 16:20
спасибо за инфо, исправил!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.