По Карелии на Судзуки Джимни в одиночку, август 2015 г. Часть 3 / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

По Карелии на Судзуки Джимни в одиночку, август 2015 г. Часть 3

Первая и вторая части поездки

Маршрут №3: МедГора — Кондопога — Кедрозеро — Михеева Сельга — оз.Габозеро — Пегрема — остров Колгостров — Кедрозеро (на карте красным)

Уже писал, что отсутствие дороги, указанной в атласе, вынудило меня в третий раз посетить Мед.Гору, а точнее АЗС, расположенную на выезде из города на развязке с трассой Питер-Мурманск. Кстати, эта развязка не совсем простая и понятная. Это циклопически огромный «клеверный лист». Пока по нему едешь все время сомневаешься в правильности направления. Многие плутают.

9 августа 17 час 10мин выехал с АЗС у Мед.Горы. Заезжаю в Каппсельгу. Узнал, что переезда через жел. дорогу и дороги в сторону Кедрозеро нет. Вернулся на трассу — еду через Кондопогу. Ехал весь вечер.
21 час Уже в потемках встал на стоянку на берегу Большой Лижемской Губы после Лижмы, где дорога прижимается к воде.

Итого за день 386 км.

10 августа. После вчерашнего перегона проснулся поздно и обнаружил, что стою в 50-ти метрах от большого кол-ва гаражей для лодок. Немного о быте. В машине Джимни снято пассажирское сиденье и подушка заднего сиденья. Это пространство заставлено картонными коробками разного калибра с рассортированными припасами, снаряжением, одеждой. Чтобы переоборудовать машину для сна достаточно опустить спинки водительского и заднего сидений. Между торпедой и задней дверью помещаюсь с небольшим зазором. На ночь на дверях надеты специально пошитые мешки из тюля (от комаров) и чуть опущены стекла для вентиляции. Комары не докучали, слепней и мошки нет, с клещами и змеями не встретился.
Итак, 10час 30 мин вперед в сторону Колгострова.
После Михеевой Сельги в урочище Климкова Сельга стоит строительный городок с техникой. Вышедший работник сообщил, что тут карьер, где добывают габбро-диабаз, он используется как облицовочный материал, как строительный щебень. После карьера проехал склад свежеспиленного леса.
Дальше дорога стала хуже — торчат высокие камни, разрушены мостки и т.д.



Нашел два подъезда к озеру Габозеру. Чуть постоял на перекрестке с поворотом на остров Колгостров и двинулся дальше на Пегрему.
Дорога стала гораздо лучше, но ехать приходится тише, т.к. между колей высокая трава и в ней не видны спрятавшиеся камни. Да еще напрягает скрежет сухих веток по покрытию кузова. Иллюзий добраться до Пегремы не было, исходя из прочитанных отчетов. Было желание доехать до первого непреодолимого препятствия. Но все-таки, учитывая сухое лето, была маленькая надежда добраться до цели. Якобы на Байкале уровень воды серьезно понизился, на Волге дельта пересыхает. Но в Карелии с водой без изменений.
Через 4 км от перекрестка подъехал к началу «царь-лужы». Надел высокие сапоги, взял альпеншток и прошел по ней примерно 150 м, конца лужи не видно. Глубина 40-60 см, в колее камни, развернуться невозможно, т.к. по краям колеи вырос большой подлесок. Короче, тут надо ехать точно не одному, да и колеса поставить диаметром побольше.
На обратной дороге пособирал грибы. Грибов много, но почти все червивые, не сезон.

К 17 час вернулся на выбранную стоянку на Габозере.

Купаться не советую, дно илистое, муть и топляки. Позвонил на Колгостров Дмитрию Александровичу Патеме. Договорились на завтра на 11час. Итого за день 39 км.

11 августа 10 час 30 мин. Выезжаю со стоянки. Машину оставил на развилке и с рюкзаком пешком спускаюсь к берегу. Стреляю из ракетницы (сигнал охотника), чтобы обозначить себя. В бинокль вижу, что с пирса Колгострова отходит лодка.

Подплывает, знакомимся. Насколько я понял, Дмитрий Александрович уже второй десяток лет вкладывает силы и средства в тот участок острова, где раньше стояла деревня. Все постройки (за исключением церкви 18 века) поставлены заново. Сейчас здесь почти круглогодично раздолье рыбакам, туристам и тем, кто хочет уединиться от суеты без претензий на излишний комфорт (тел. +7 (921) 727-04-20)
Я предложил Дмитрию подремонтировать мосток через ручей между Габозером и перекрестком на Колгостров, который я переезжал уже три раза. Он ответил, что на УАЗах и Нивах кому надо доедут, кто не сможет, того он подвезет, зато сюда не ходят кроссоверы и поэтому здесь нет мусора. И действительно он прав. Несмотря на сложности подъездной дороги обочины без мусора, берег Колгострова в чистоте.

Выйдя из лодки на Колгострове, я прошел к церкви мимо группы из 4-5 уже ощетинившихся москвичей, готовивших себе что -то на костре, а через полчаса втроем с Дмитрием Александровичем и его сыном Николаем отплываем на Пегрему к Журавлеву А.П.
Дорога по воде хорошая. Справа материк, слева — череда островов, один из них покруче назван Буяном.
Подплывая к лагерю Журавлева А.П. мои спутники занервничали, оказалось на стоянке нет его лодки.


Куда уплыл неизвестно. Смотрим в сторону Ламбасручья. На горизонте возле протоки на Мижостров вроде что-то есть. Догоняем, точно, Журавлев А.П. на веслах плывет в Лабасручей (около 10 км в одну сторону) за продуктами. Решаем так: подтянув лодку Журавлева А.П. на буксире к причалу в Пегреме, Патемы плывут по делам и за припасами и в Лабасручей, Журавлев на веслах на свою стоянку, а я пешком пройдя по деревне тоже подойду к его лагерю.

От причала с трудом поднялся на берег, потому что вся территория бывшей деревни заросла малиной пополам с крапивой. К сожалению домов, которых видел на старых фотографиях, не осталось ни одного, все разрушены. В хорошем состоянии стоит только часовня Варлаама Хутынского. Зашел внутрь, поднялся на верх, обошел сзади. Действительно, колокольня имеет наклон. Правда на этом фото он не очевиден.


Если рассмотреть эту церковь-часовню как строительный объем и поделить этот объем на три части, а именно: (условные названия) церковь, сени, колокольня с входной группой, то можно увидеть, что церковь и сени стоят в горизонте, а колокольня отклонилась от них. Еще, если разделить колокольню на три этажа, то можно видеть полигональный характер уклона, т.е. уклон наблюдается в основании первого этажа, увеличивается на границе первого и второго этажа, и еще увеличивается на границе второго и третьего этажа. Но это все визуально.
Для тех, у кого желание совпадает с возможностями, и кто захочет выровнять колокольню, предлагаю без особых затрат сократить уклон колокольни в 2-3 раза. Для этого надо проконопатить начиная сверху ту сторону сруба колокольни, куда она наклонилась. (Кому приходилось конопатить, тот знает, что после окончания работ высота сруба увеличивается на 6-8 см в расчете на 1 этаж). Естественно, при этом надо просмотреть узлы сопряжения деревянных конструкций сеней с колокольней.
А если подходить капитальнее, то надо вскрыть цоколь колокольни и обследовать посадку сруба на фундамент. Очень вероятно, что придется сруб домкратить и заменить нижние венцы.

А я тем временем через всю деревню пошел на север. В крапиве с малиной было жарко и душно. Вошел в лес — прохладно. Лес в этом месте представляет из себя великолепный сосновый бор без подлеска, деревья не загущены, видимость 100-200м. Тут начинается совсем другая Пегрема — историческая, геологическая, но об этом я узнал чуть позже.



Подошел к лагерю Журавлева А.П. Я представился Анатолию Павловичу. Он предложил прогуляться по территории и рассказать, а я предложил покороче, и правильно сделал, иначе он бы меня заговорил и я не смог бы выделить той сути, которая меня поразила и про которую сейчас напишу.
Сейчас февраль 2016 года, прошло полгода, и чтобы не смазать первое впечатление от этой экскурсии, я специально ничего по этой теме не читал, хотя и хотелось. Так что пишу своими словами, вероятно с ошибками в археологических терминах.
Хорошо, что «первый черепок» нашли еще в советское время, когда средства и студенты на ежегодные раскопки выделялись. Через какое-то время был локализован район раскопок до одного километра в длину вдоль берега Улицкой губы и до 500 м в ширину (цифры размеров территории я выдумал сам для наглядности и думаю, что они не сильно отличаются от реальных).
После лабораторных исследований полевых находок было установлено, что люди здесь постоянно проживали от 9 тыс.лет назад до последней тысячи лет назад, но периодически, т.е. иногда, на сотни лет жизнь прекращалась, затем возобновлялась. Это было открытие с большой буквы, столь древнее, столь компактное, да еще разложенное по полочкам.
Полочки это так называемые террасы — горизонтальные площадки вдоль берега, как ступени с разностью по высоте 1-2 м и шириной 50-100 м.
Всего террас 4 шт.
Почему горизонтальные? Это, видимо, работа прибоя в губе.
Почему ступенями? Да потому что вода в Онеге периодически понижалась.
Почему понижалась? Вероятно максимальные паводковые воды размывали и углубляли русло реки Свирь, а вместе с Ладогой — Невы.
Так вот, 9 тыс лет назад была только одна терраса — самая верхняя, на ней жили в каменном веке. Потом вода в озере понизилась. А люди были хоть и древние, но уже ушлые, они поняли что к очагу дрова легче вниз сбрасывать, чем воду наверх носить, к тому же надо рыбу почистить, посуду помыть. И они селились ближе к воде, т.е. на второй террасе. Следовательно, каждая из 4 террас соответствует своим срокам проживания древних людей от 9 тыс лет назад до 1 тыс лет назад. Соответственно, людям бронзового и железного веков досталась нижняя 4 терраса. Вопрос почему жили не постоянно, а с перерывами до сотен лет. Тут в определении версии простор для творчества: климатические изменения (похолодание), тектонические (землетрясения), космические (типа астероида), да и просто война или холера.
Самое интересное, почему древние люди через сотни лет возвращались на тот же пятачок земли? Взгляните на карту. Это же не густо населенное Средиземноморье, этот район не мог находиться на торговых путях, да и путей в начале не было. И сейчас последние 2 тыс лет назад прослеживаются не все причинно-следственные связи событий, даже при наличии письменности.
А как передавались знания в отсутствие письменности?..
Немного о самом Журавлеве. Анатолий Павлович, с его слов, родился в позапрошлой эпохе, но выглядит гораздо моложе, больше стоит и ходит, чем сидит, жизнерадостен и полон задумок. По весне приплыл в Пегрему на веслах с Уницы, а это в один конец под 30 км, пишет и публикует научные статьи и книги, стихи. Общее количество книг и сборников стихов перевалило за 400. В Пегреме-археологической он с того самого «первого черепка» и по сей день. Счастливый человек — пережил во времени столь большое археологическое открытие. В летний сезон постоянно проживает в своем палаточном лагере на песчаном берегу (по счету это уже пятая терраса). Приезжайте, все покажет и расскажет.



Кстати, я не упомянул про экспозицию камней — про нее и так написано много.
Сейчас возросла роль Анатолия Павловича в популяризации столь уникального памятника. Ясно, что сей объект по своей значимости соизмерим с Кижами. Только Кижи это искусственный объект новейшей истории, а Пегрема это настоящая история.
Когда я днем шел от часовни, то на выходе из деревни Пегрема увидел ж.б. плиту размером приблизительно 2,0 х 1,0 х 0,2 м с прикрученной к ней металлической конструкцией, напоминающей водопроводную колонку. Как-то неуместно она там лежала. Спросил у Журавлена А.П. — Что это может быть? И тут Анатолий Павлович рассказал интересное. Оказывается он бывал в Пегреме гораздо раньше, чем там обнаружили «первый черепок». Он помнил Пегрему с 1964 года. Домов уже чуть поубавилось, но сельское хозяйство было в силе. Занимались полеводством и животноводством. Дорога лесовозная была, но основное сообщение по воде. Так вот, в этом месте где лежит плита, стояла деревянная силосная башня диаметром 5 м и высотой около 15 м (Силос это консервированный сочный корм для зимнего питания к.р.скота. А само наличие силосной башни в отличии от силосных траншей говорит о высокой агротехнической культуре сельского хозяйства в деревне Пегрема). Деревня Пегрема, к сожалению, накрылась в середине 70-х годов, а башня стояла, была она внешне привлекательна, видимо индивидуальной архитектуры. Кто читал небольшой рассказ В.М.Шукшина «Крепкий мужик» напомню, а кто не читал — тому суть в двух словах. В далеко послевоенное время, бригадир колхоза вопреки воли односельчан, с помощью тросов и тракторов, разрушил маленькую церковь, якобы на кирпич. Возможно впервые этот рассказ был опубликован в 1973г. в небольшой книге «Характеры». Не исключено, что этот сюжет послужил неожиданным толчком к тому, что произошло в Пегреме. Короче, по прошествии около 10 лет местный герострат-самодур спьяну и на спор подобным образом завалил конструкцию силосной башни.
Анатолий Павлович до сих пор переживает об утрате. Это была прекрасная видовая точка при подъезде с губы, как маяк — ориентир в непогоду. Сейчас там можно было бы расположить археологическую экспозицию, смотровую площадку, ресторан.
Дмитрий Александрович Патема, Анатолий Павлович Журавлев, Александр Викторович Гомзин

Смеркается, прощаемся с Журавлевым и назад в сторону Колгострова. Прощаюсь с Патемой Д.А. и Николаем, они высадили меня на материк. В полной темноте иду наверх к машине спать.
Итого за день 3 км.

12 августа. Чуть дождит. Решаю без завтрака ехать вперед, точнее назад, в сторону Кондопоги. Засек по спидометру, до складов леса 8 км проехал за 1 час. Да, кроссоверы тут не пройдут. Дождь идет.

В кусточках притаилась шайка карельских цирюльников Харвестер и Форвардер, работают в паре, первый расчленяет, второй оттаскивает. В отличии от скандинавских группировок предпочитают исключительно сплошную рубку.

К 9 часам подъехал к месту, где ночевал позавчера, к гаражам для лодок. Там есть навес, встал вплотную, приготовил завтрак, подмыл Джима, переоделся. Вперед через Кондопогу мимо Петрозаводска. С Лодейного Поля я уже который раз еду на Тихвин напрямки по грейдеру (здесь грейдер не щебенистый, а песчаный).
19 час 30 мин на стоянку в 80 км за Тихвиным в сторону Устюжны. Напротив деревни Спирово съехал вправо на лесную дорогу. Успел сготовить и поесть. Начался дождь и гроза. Отлично спать во время дождя.
За день 538 км.

13 августа. 6 час 40 мин вперед. Далее сошел с трассы Питер — Вологда на Устюжну, Сандово, Красный Холм, Кесова Гора, Кашин, Калязин, Александров, Киржач. Запомнились периодически сильные ливни.
14 час 30мин дома. За день 546 км.
За поездку в 11 дней проехал 3 215 км.

Заключение. В своем повествовании я писал про маршрут, его сложности и личные впечатления об увиденных объектах: гора АНДОМА, озеро ПИЗАНЕЦ, гора ВОТТОВААРА, археологический комплекс ПЕГРЕМА. А про их геологическую, историческую, археологическую, мифическую сторону много информации в других источниках.
С уважением, Гомзин Александр Викторович

Часть 1: Киржач, Вологда, Ферапонтово, Вытегра, гора Андома, д. Ольково, (далее на карте желтым) Медвежьегорск — Шуньга — Поля — Типиницы — Усть Яндома — Великая Губа — Боярщина — о. Кижи — Узкая Салма — Медвежьегорск

Часть 2: Медвежьегорск — Чёбино — р. Сонго — озеро Пизанец — поселок Суккозеро — гора Воттоваара — Гимолы — Поросозеро — Медвежьегорск (на карте зеленым)

Часть 3: Медвежьегорск — Кондопога — Кедрозеро — Михеева Сельга — оз.Габозеро — Пегрема — остров Колгостров — Кедрозеро, Кондопога (на карте красным), Лодейное поле, Тихвин, Устюжна, Калязин, Киржач

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

Lubopitnii

  • 5 марта 2016, 16:40
Сильное у Вас путешествие!
Спасибо за рассказ и за фото.
Удачи!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.