Санкт-Петербург – Латвия – Литва – Польша – Словакия – Венгрия – Сербия – Болгария – Греция и обратно. (часть 3) / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Санкт-Петербург – Латвия – Литва – Польша – Словакия – Венгрия – Сербия – Болгария – Греция и обратно. (часть 3)

Оглавление:
Предисловие.
Часть 1. — Санкт-Петербург – Каунас — Люблин
Часть 2. — Люблин – Жешув – Кошице – Будапешт.
Часть 3. — Будапешт – Белград — София.
Часть 4. — София – Хасково – Кырджали – Златоград — Неа Врасна (Греция).
Часть 5. — Неа Врасна (Греция).
Часть 6. — Неа Врасна — Салоники — Неа Врасна.
Часть 7. — Неа Врасна — Уранополис — Неа Врасна.
Часть 8. — Неа Врасна — София — Сербия — Венгрия — Словакия — Краков.
Часть 9. — Краков — Белосток — Даугавпилс — Санкт-Петербург. Итоги.

16 июня, среда, пятый день. Будапешт – Белград — София.

Отъезжаем от гостиницы в 9:23. Курс на венгерско-сербскую границу, направление на Сегед. Потолкавшись немного в утренних пробках, выходим на магистраль. Навстречу нам к Будапешту медленно тянется бесконечный поток грузовиков. Погода пасмурная, моросит дождь, над дорогой висит аэрозоль. К счастью, вскоре дождь кончается. Опять магистраль, опять 130 км/час. От дома пройдено уже 2000 км пути. За 50 км до границы заправляемся бензином, хотя вполне могли бы сделать это и в Сербии. Но про Сербию я мало что знаю – почем там бензин, какого качества, примут ли карточку в оплату, как обменять валюту? В общем, заправляюсь — пусть дорого, около 1.30 EUR за литр, но зато наверняка.

Время 11:30. Граница Венгрии и Сербии – на сей раз настоящая, с таможенниками и пограничниками. Покидаем Евросоюз и Шенгенскую зону. Из машины выходить не надо, если об этом не просят. Венгры без особых формальностей ставят штампы в паспорта и отпускают. Сербов, помимо паспортов, интересует наличие «зеленой карты». Тут дело вот в чем: полисы страхования автогражданской ответственности, продаваемые в странах Евросоюза, действуют на территории ЕС, но Сербия в ЕС не входит. Тем путешественникам, кто забыл об этом обстоятельстве, сербы предлагают купить свой полис прямо на границе – но за кругленькую сумму. Кто не хочет покупать, тот может объехать Сербию через Румынию и Болгарию – но это выйдет еще дороже.

«Зеленая карта» у нас есть, ее действие на Сербию распространяется. Проезжаем границу без проблем. Все пограничные процедуры, включая ожидание в очереди из 2-3 машин, заняли минут 15.
Находим ближайший банкомат и снимаем с карточки 4 600 сербских динаров, то есть 46 евро. Внимание! Сумма должна быть кратна 200! Забегая вперед, скажу, что можно было и не снимать динары, обойдясь почти во всех случаях карточкой. Кроме того, наличные евро в Сербии тоже в ходу, никто не откажется принять их в оплату.

Дорога идет через Воеводину на Белград. Это уже не магистраль. Точнее, еще не магистраль. Все развязки сделаны в двух уровнях, но движение в двух направлениях идет по одному полотну. Второе полотно для встречного движения понемногу строится. Разрешенная скорость – 100 км/час. Реально, где можно, все едут быстрее.

В двух местах дорога расширяется под пункты сбора платы за проезд. Не заметить их невозможно. Работают быстро и четко. Ты им через окно машины сумму в динарах, или в евро, или банковскую карточку. Они тебе квитанцию – и проезжай дальше.

Воеводина – бесконечная равнина, производящая впечатление безлюдной. Города и поселки остаются в стороне. Но вся земля тщательно возделана, местами земледелие орошаемое.

В 14:00 останавливаемся на обед в придорожном сервисе. Оказывается, что за окном машины нешуточная жара, от которой нас до сих пор спасал кондиционер. К счастью, в придорожном ресторане кондиционер тоже есть. Кормят вкусно, порции огромные, цена, по европейским меркам, небольшая. Но то по европейским. По местным меркам, насколько я понимаю, дорого.

В районе города Нови Сад пересекаем Дунай по мосту. Это самый длинный мост через Дунай, он был построен в 1975 г., в 1999 г. поврежден американскими бомбардировками, но в том же году открыт заново. Мост находится далеко за пределами городской черты, высокий и удобный. Рядом строят вторую линию.

Объездной дороги вокруг Белграда нет – еще не достроили. Магистраль Загреб – Ниш проходит через город, обходя центр. Светофоров нет, но и изоляции от окружающих улиц тоже нет. Прежде чем выехать на эту дорогу, проезжаем несколько перекрестков со светофорами. На одном из них машину окружает толпа местных цыганят. В контакт не вступаем.

Какое-либо представление о Белграде трудно получить, не съезжая с магистральной дороги. Видно, что есть кварталы депрессивные, а есть вполне преуспевающие и престижные. Масштабного строительства не наблюдается. В среднем народ живет небогато.

За Белградом еще один пункт сбора дорожной подати. На сей раз денег не берут, а наоборот, предлагают взять квиточек. Потом, когда мы будем съезжать с магистрали, деньги с нас возьмут в зависимости от числа пройденных километров – по предъявлению квиточка. Разрешенная скорость на магистрали – 130 км/час.

На одной из остановок встречаем соотечественников. Супружеская пара из Москвы, едут в Грецию, но тоже через Болгарию, как и мы. Собираются на Халкидики. Желаем друг другу счастливого пути.

Вообще-то на дорогах в Венгрии и Сербии полный интернационал, но машин с русскими номерами я там не замечал, за исключением данного случая. Похоже, что русские тут проезжают нечасто, но если все же появляются, то это не сенсация.

17:00 Заправляемся бензином: 30,15 литра за 3600 динаров, оплата карточкой. Внимание: в Сербии еще в ходу этилированный бензин! Если ваша машина не допускает заправки таким бензином – ищите бензин «безоловний», то есть без свинца.

В районе Ниша основная дорога поворачивает на юг, к Македонии и Греции, а мы продолжаем путь на восток, в Болгарию. При съезде с магистрали оплачиваем дорожный сбор 730 динаров (7.3 EUR).

Дорога от Ниша до Софии поначалу проходит через горы. Путь идет по ущелью, узкий, извилистый. В том же ущелье каким-то чудом умещается еще и линия железной дороги. В ущелье 13 туннелей различной (как правило, небольшой) длины. Местами есть парковочные площадки, с которых можно детальнее разглядеть живописный пейзаж. Разъезжаться на такой дороге с встречными фурами поначалу страшновато, но потом привыкаешь.


Вскоре дорога выходит из ущелья, и идет дальше по неровной, гористой местности. Деревни вдоль дороги оставляют впечатление откровенно бедных. Встречаются сервисные точки для дальнобойщиков: парковка, ресторанчик, комнаты для ночлега. Ориентировано это, в первую очередь, на шоферов, работающих на линии Белград – София – Стамбул. Часто рекламные объявления вывешиваются на турецком языке. Дорога узкая и извилистая, но с хорошим покрытием.

К сербско-болгарской границе (КПП Калотина) подъезжаем примерно в 19:30. Сербы отпускают практически без вопросов, болгары проверяют визу. Все проверки – не выходя из машины. Время уже довольно позднее, на КПП пусто. Переводим стрелки часов на час вперед. Время 20:48, мы в Болгарии.

Первая задача, опять-таки, купить виньетку: дороги в Болгарии платные. Виньетки продаются на заправочных станциях, или в специальных пунктах. Виньетка на неделю стоит 10 левов, но болгарских денег у нас с собой нет, поэтому торговец требует 6 евро. Вообще-то курс лева к евро примерно два к одному, но попытка поторговаться за лишний евро результата не дает. Кстати, бизнес по торговле виньетками в Болгарии довольно сильно криминализован. Полицейские в ходе недавних рейдов изымали у торговцев фальшивые виньетки пачками.

До Софии остается час езды. Темнеет. Уже в темноте въезжаем в город и благополучно паркуемся у подъезда дома, в котором живет сестра жены. Приехали!

17 июня, четверг, шестой день. София.

Разумеется, это не первый наш визит в Софию. Город нам давно знаком, так что никакого осмотра достопримечательностей не было. Занимались, в основном, подачей документов на новый паспорт для жены. Все прошло успешно, хотя и не с первого раза. Здесь пара слов о впечатлениях от города.

Как ни парадоксально, София при коммунистах производила впечатление куда более «столичного» города, чем сегодня. Город быстро рос, перестраивался, был административным и промышленным центром. Потом был кризис постсоциалистической трансформации, когда десятки тысяч людей добровольно или вынужденно бросились в мелкий бизнес. Там они до сих пор и остаются. Многие крупные предприятия были закрыты. Условия для малого бизнеса в Болгарии, несомненно, более благоприятны, чем в России, его видишь повсюду. Но этот бизнес чаще всего дает владельцу только средства к существованию, не оставляя возможностей для развития и укрупнения. София превратилась в город мелких лавочников и ремесленников. Да, это признак экономической активности, но это не признак экономического успеха.

Есть чувство, что город почти не изменился за последний десяток лет. Ну, разве что, дома стали облупленнее, мусора набросано больше, меньше осталось мест для парковки, почти исчезли с улиц «Лады» и «Трабанты» — а в остальном все как было. Не видно ни признаков глобального обновления, ни хотя бы локальной покраски фасадов.

Кризис. Кризис не только и не столько в экономике, сколько в мировосприятии людей. Пережив мучительную трансформацию, став, наконец, полноправным членом Евросоюза, Болгария так и не нашла своего выхода из экономического и социального тупика. Экономика неконкурентоспособна. Каждый спасается сам, и главный путь спасения – эмиграция. Главное направление инвестирования – в образование для детей. Хорошо учиться, получить образование, котирующееся в «старой» Европе, найти там работу – вот типичная жизненная программа для амбициозной молодежи. Альтернативных путей практически нет.

Жизнь, конечно, продолжается, город не вымирает, но не покидает тягостное впечатление какого-то временного жизнеустройства. Вот протянем еще пару лет, и тогда… Между тем, идет уже третий десяток лет со дня прощания страны с коммунизмом, но свое лицо она так и не нашла.

Продолжение

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

puzzle

  • 1 сентября 2010, 23:55
Очень тонко подмечено про моральный дух болгарских граждан. Нужно добавить ещё о тоске старшего поколения по советским временам, когда ничего не нужно было делать самим, а можно было вполне достойно существовать на содержании СССР.
В связи с недостатком инфы по Сербии, возможно, эта ссылочка в будущем вам будет полезна.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.