Кольцо по Центральной России, минуя Москву (август 2009 г.). Часть I СПб-Псков-Смоленск / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Маршрут путешествия: СПб-Псков-Смоленск-Рязань-Владимир-Суздаль-Рыбинск-СПб
Даты: 13-21.08.2009 г.
Пробег: 3030 км
Экипаж: семья Козыревых в полном составе, а именно: водитель — Борис, штурман — Аня, генераторы шума и хорошего настроения — Лия (6 лет), Семен (4 года), Артем (4 года).
Транспортное средство: тогда еще живой Форд Мондео (универсал) 2000 г.в.

Написание отчетов об автопутешествиях, как и всякая графомания, быстро превращается в насущную необходимость. Покончив с отчетом о нашем семейном броске на юг России в 2010 году (СПб-Волгоград-Кабардинка-Ростов-Тула-СПб), я вскоре почувствовал настойчивое желание рассказать о еще каком-нибудь нашем странствии. А поскольку новой поездки ждать еще, по крайней мере, несколько месяцев, придется вспомнить об одном из более ранних опытов. Это было наше первое путешествие всей семьей. Дочка-то впервые вкусила сладость дорог годом раньше, а вот младшие братья ей смертельно завидовали и теперь предвкушали собственные приключения и впечатления. Нам хотелось посмотреть разные города России в пределах досягаемости, при этом, по возможности, объехав Москву. Как и почти во всякой нашей поездке, бонусом служила возможность навестить хотя бы некоторых из друзей, разбросанных по всей стране. Отсюда и сложился указанный выше маршрут:

В этой поездке мы каким-то чудом находили ночлег по-знакомству почти везде, так что в плане гостиниц отчет мало кому поможет. Но, надеюсь, вдохновит новых искателей дорожных впечатлений на покорение просторов России.
Ну, хватит вводных слов, пора и в путь отправляться…

Питер-Псков 13.08.09
Пробег за день: 280 км, чистое время в пути — 4.5 часа.
Около 10:00 мы съехали с КАД на Пулковское шоссе. Ехать далеко в этот день не планировали, зато надеялись посмотреть что-нибудь по дороге. К 11:00 мы были в Гатчине. К стыду своему, я в этом пригороде был первый раз. Достопримечательностей там хватает, но мы решили не застревать надолго и ограничиться осмотром Приоратского дворца. Гатчина, как известно, была обителью императора Павла. А тот, как уже не всем известно, умудрился возглавить Мальтийский рыцарский орден. Связано это было и с тем, что некогда могущественная рыцарская организация была в то время изгнана с о. Мальта и искала высоких покровителей. Вот тогда и был выстроен этот маленький, но совершенно нетипичный для России дворец Приора Мальтийского ордена. Внутрь мы заходить не стали, там, говорят, ничего особенно интересного не выставлено. А снаружи погуляли с удовольствием.

Главный собор Гатчины

Приоратский дворец в Гатчине

К 12:00 мы вновь двинулись в путь. На выезде из Гатчины постояли перед железнодорожным переездом — в 2012 году там, вроде бы, наконец, собираются построить виадук. В Гатчинском районе, в селе Рождествено, мы планировали сделать еще одну остановку. Надеялись посмотреть удивительную карстовую пещеру на берегу р. Грезна, сложенную красным песчаником. Видели очень красивые фотографии оттуда. Но увы. Речку нашли, а про пещеры никто из местных не знал. Начал накрапывать дождь, так что мы решили двигаться вперед. Дорога стала портиться. Сильно трясло на объезде вокруг Мшинской, потом последние 10 км перед Лугой. Но эти участки сразу же показались хорошей дорогой по сравнению с километровым участком после Луги. На тот момент, объездную вокруг Луги строили уже много лет, и проехав по этим колдобинам, я сразу понял, почему водители следят за ходом строительства с таким живым интересом. В нескольких местах на трассе шел активный ремонт полотна, превращающий дорогу в однополосную. Кое-где из-за этого приходилось тащиться на 20 км/час. Но к 16:00 мы прибыли в Псков.

В Пскове мы остановились в гостинице Балтхаус. Она расположена недалеко от трассы, на краю города (до исторического центра аж 4 км!), и рассчитана скорее на транзитных путешественников. Хотя дальнобойщики, вроде бы, облюбовали более дешевые ночлежки. Нам в гостинице понравилось. Чисто, не слишком дорого, места всем хватило. В 2009 году за четырехместный номер плюс доп.место мы заплатили 3100 рублей (включая вполне приличный завтрак). Перекусив, мы отправились смотреть город.
Машину мы смогли припарковать переехав по мосту реку. Поэтому сразу отправились к часовне, расположенной у Перевоза. Как пояснил участник этого форума из Пскова, часовня эта называется Ольгинская и построена совсем недавно. Впрочем, мы туда пошли не ради древности постройки. Ольгинская Часовня и сама по себе симпатичная, а главное, от нее открывается великолепный вид на Псковский Кром (кремль). Как и во всяком уголке России, молодожены используют любую достопримечательность, чтобы увешать все «свадебными замками» для крепости брака, выбрасывая ключи в ближайшую реку. С некоторым трудом мне удалось объяснить детям смысл этой процедуры детям. Но дочь от объяснений еще больше разволновалась: а если кто-нибудь найдет-таки ключ и откроет замок, что же, браку конец?! =)
От Перевоза мы отправились в сам Кром. Он нам очень понравился. Небольшой (можно все изучить за полчаса), но хорошо отреставрированный, аккуратный. Под хорошей реставрацией я понимаю приятность для обзора и безопасность древнего строения для туриста. Судить о достоверности реконструкции памятника старины, соответствии изначальному замыслу я, конечно, не могу. Знания недостаточны. По словам все того же псковского участника форума, реставрация сильно изменила первоначальный облик крепости. Находится Кром в месте слияния двух рек: Псковы и Великой — оно и понятно, стратегическая позиция. Причем, крепостные укрепления стоят по обе стороны притока, при необходимости надежно запирая его. На стены самого кремля мы не нашли где подняться, выбрались на них только там, где сливаются реки. Впрочем, нам и этого хватило, чтобы почувствовать себя защитниками крепости.

Панорама Пскова

Ольгинская часовня — отсюда можно сделать хорошие снимки кремля

Вид на Псковский Кром от Ольгинской часовни у «перевоза»

Вход в Псковский Кром намеренно извилистый, чтобы замедлить продвижение атакующих
Здесь такую ловушку для врагов называли захаб (охабень). В охапку врагов брали. :)

Внутри Псковского кремля

Нагулявшись, отправились обратно к машине. Тут и настиг нас первый из ливней, частых в то лето. Улицы мгновенно превратились в реки, зонтик мог пригодиться разве что в качестве плавсредства. Как нам потом рассказали питерские друзья, в нашем городе в тот день из-за подтопления закрывали даже часть станций метро. Дети, сразу же промокшие до нитки, сначала заревели было, но потом решили, что это весело. Дождь, который даже непонятно откуда идет: снизу, сверху или сбоку!!! Добежав (или доплыв) до машины, рванули в гостиницу сушиться и отдыхать. На следующий день нас ждал путь до Смоленска.

Псков-Смоленск 14.08.09
Пробег за день: 520 км, чистое время в пути — 7.5 часов.
В 10:30 мы выехали из гостиницы в Пскове. Первые 15 км дорога была с полосой для обгона посередине, потом превратилась в однополосную, но около 100 км от Пскова были отличного качества. К 13:00 мы проголодались и устроили обед в районе турбазы Алоль. Она расположена на озере Зверино, и даже не заходя на территорию турбазы, мы смогли позволить себе цивильно пообедать, любуясь красивыми пейзажами.

Продолжив наш путь, мы слегка заблудились в Невеле. Никаких указателей и несколько расходящихся дорог! Но, покрутившись, выбрались на нужную трассу. Вскоре после Невеля начинается платная дорога. Ее можно объехать какими-то кружными и разбитыми путями, но ради экономии 200 рублей не стоило того. Раньше, по отзывам, платная дорога была в хлам разбита, что вызывало понятное раздражение. Но сейчас она была хороша, к тому же совершенно пустая. Впрочем, там тоже ловят «платные консультанты по скоростному режиму», так что мы не лихачили. На 70 км потратили 40 минут. Оплата при этом на выезде с дороги, а не на въезде, и часть сэкономленного времени съедает.

В Смоленск нам удобнее было въезжать с юга, а не с севера, пробки там случаются, и друзья подсказали нам вариант объезда. Может кому-то пригодится:

К 19:00 пятницы усталые, но довольные собой, мы были на месте. Друзья разместили нас в отдельной квартире и, вообще, всячески опекали и заботились. В Смоленске мы провели все выходные.

В субботу мы отправились гулять по центру города. Мне очень нравится малоэтажная старинная застройка, так что центральные улицы Смоленска приводят меня в восторг. Наши смоленские друзья обратили наше внимание на любопытный памятник Ленину. Здесь его прозвали «Смоленский микроскоп», т.к. его очертания напоминают стилизованный прибор. Многое в Смоленске связано с участием этого города в войнах последних столетий. Мы осмотрели интересный памятник, посвященный Смоленской битве в войне с Наполеоном. Наполеон там изображен в виде воина, пытающегося разорить орлиное гнездо, а орлы храбро защищают от него своих птенцов. Орлов два, т.к. именно под Смоленском две отступающие русские армии под командованием Барклая де Толли и Багратиона успели соединиться, тем самым предопределив грядущий разгром врага. Еще один памятник, привлекший наше внимание, посвящен Твардовскому. Поэт изображен беседующим со своим знаменитым персонажем: Василием Теркиным.
Кроме того, мы прошлись по симпатичному старому парку со статуями животных, на которых наши дети всласть посидели. Покатали детей на аттракционах, сводили их в «Музей сказки». Маленький, но интересный. Малышня была в восторге. К тому же, им там показали мультик из серии «Гора самоцветов». Сходили в кафе «Русский дом», знаменитое своими раскрашенными коровами, оригинальным (хотя и аляповатым) стилем а-ля-рюс внутри и вкусной едой.

Центральные улицы Смоленска

Если бы не местные друзья, мы бы и не усмотрели сходства с микроскопом! =)

памятник войне с Наполеоном (разоряющим орлиное гнездо России)

памятник герою Твардовского Василию Теркину

Музей сказок в Смоленске

Знаменитые коровы перед кафе «Русский Дом»

Одной из наиболее интересных достопримечательностей Смоленска является кремль. В отличие от Псковского Крома, в Смоленске он огромный. К сожалению, опять же в отличие от Пскова, здесь его почти не реставрируют. Есть отдельно стоящая «Громовая башня», где размещен музей, вот и вся туристическая часть. Остальные стены и башни полуразрушены, замусорены и служат излюбленным местом прогулок для пьяной молодежи. Периодически кто-нибудь и падает спьяну с печальными последствиями. Грустно все это. Казалось бы, ну введите хоть символическую плату да начните потихоньку порядок наводить… интереснейшее ведь место! Ладно. Мы не стали грустить, а облазили все участки стены, где можно было пройти с маленькими детьми.

«Дикая часть» Смоленского кремля

Еще одна знаковая достопримечательность — это Успенский собор Смоленска. Расположенный на Храмовой горе, он и сам по себе высокий, поэтому доминирует над городом практически с любой точки обзора. Местные земли находились под сильным католическим влиянием, и нам показалось, что и в соборе оно сказывается. Нетипичные для православных храмов скульптуры, витражи и многое другое. Очень любопытное место.

Успенский собор Смоленска

В воскресение мы, как обычно в наших поездках, были на богослужении у наших друзей. А в понедельник настало время вновь пускаться в путь — на этот раз, в Рязань.

Продолжение: Смоленск-Рязань-Владимир

• 3 марта 2012, 13:49
Извините, не мог не встрять.
Правильно «НевЕль»

И жалко, что Псков Вы на самом деле не увидели и совсем не поняли.
Та часовня, что Вы называете «у перевоза» на самом деле новодел, конец ХХ в, начало ХХI. Обычно называется «Ольгинская»
Строилась ударными темпами, к какой-то годовщине, по мАсковскому проекту. Никак не соответствует псковской архитектуре и откровенно фонит на фоне исторической застройки. Еще одно такое чудо стоит на ж.д. вокзале. И примерно тогда же поставлены ажно два памятника Ольге, к одному даже Церетелли руку приложил. И оба поставлены попой к местам прогулок псковичей, зато лицом к бывающим проездом высоким гостям.
«Настоящая» часовня Святой Анастасии расположена в 100 метрах, по другую сторону моста.
Хоть и тоже «новодел» (1911 год, построена на месте более ранней часовни 1711 года), но имеет интересную историю. Помимо того, что она украшена фресками Рериха, она еще и стоит не там, где построена. При строительстве современного моста ее чуть было не снесли, но каким-то чудом одумались и прямо на фундаменте, не разбирая, перенесли на полсотни метров в сторону.

Что касаемо крепостных стен — то на них вполне можно подняться, надо было чуть дальше пройти. И в 2009 еще можно было подняться на Власьевскую башню — вид на весь город обалденный!

А вот качество реставрации — вопрос спорный. То, что вы сейчас видете в Кроме — на самом деле придумка столичных реставраторов и с реальной историей имеет мало общего. Даже некоторые крепостные баши стоят не там, где были, а построены заново там, где удобнее и «красивше». Я уж не говорю про шатры над ними. Это целиком придумка реставраторов, чтобы прослеживалась «похожесть» на московские постройки. Не могло их быть, пока башни реальную оборонительную функцию выполняли — недавно у нас один загорелся, так в считанные минуты метров 200 стены сгорело и две башни. Чудом потушили. А от построек внутри Крома ничего не осталось еще в Петровские времена — все посносили когда бастионы к шведской войне строили. Вообще реальная история Государства Псковского — как кость в горле официальным столичным историкам, и все делалось, чтобы ее похоронить и сделать «все, как у всех». Так что наскоком в Псков наезжать не дело, он вполне заслуживает обстоятельного визита, иначе только время зря терять…

• 3 марта 2012, 16:01
Спасибо за комментарий. Про Невель — исправил, благодарю.

А про Псков ваши претензии были бы оправданы, если бы я строил из себя знатока псковской истории и архитектуры, предлагал себя в качестве гида по Пскову и т.д. Это не так. Кому-то интересно приехать в один город, глубоко изучить его историю, осмотреть каждый камушек, который чем-то примечателен. У нас была другая цель и другие интересы. Нам хотелось посмотреть (пусть и поверхностно, на уровне первого впечатления) разные города, а теперь этими впечатлениями поделиться. Для таких же «кочевников», как мы, — это не потеря времени. А для тех, кто хочет стать знатоком Пскова, нужны хорошие экскурсоводы или специализированные сайты. Если вы такой сайт создали по Пскову или другим городам — с удовольствием почитаю. =)

• 3 марта 2012, 16:38
Что Вы, никаких претензий. Просто Ваш отчет ведь прочитает куча людей. Я и сам всегда собираясь куда-нибудь в первую очередь читаю аналогичные отчеты других людей, чтобы составить первоначальный план — что где посмотреть. (но правда я после этого еще перелопачиваю кучу информации, чтобы более — менее понять реальную картину и на место приехать уже «подготовленным»)
Поэтому мой коммент рассчитан именно на тех, кто «пойдет по Вашим стопам». И им не вредно знать, что Ольгинская часовня ничего общего с историей Пскова не имеет, а Кром в сегодняшнем виде — не совсем то, чем он был в пору Псковской Вечевой Республики.

• 3 марта 2012, 18:59
Да, я с удовольствием добавил информацию из Вашего комментария в сам отчет. Любые такие сведения могут кому-то быть полезными. Разумеется, те, кто захотят приехать подготовленными, последуют Вашему совету и перелопатят кучу информации. Для других же будет важнее, что от Ольгинской часовни можно сделать хорошие снимки кремля.
Если честно, изначально Псков вообще не числился в нашем маршруте, мы ехали в Смоленск. Потом решили сделать остановку и что-нибудь посмотреть. Не пожалели. В этом году, возможно, заглянем снова (скорее всего, опять проездом).

• 3 марта 2012, 22:26
Хорошие снимки кремля можно сделать от церкви Климента папы римского — 7 минут пешком в сторону Мирожского монастыря по берегу Великой.

• 3 марта 2012, 22:40
Или с другой стороны, от Псковы

• 4 марта 2012, 14:18
Полезная информация! Может быть, в этот раз посмотрим на кремль с другой точки зрения, сравним.

• 4 марта 2012, 14:20
Хотя на фотках по ссылкам самого кремля не видно. Только собор.

• 5 марта 2012, 20:04
Троицкий собор это и есть Псковский КРЕМЛЬ.
А вот КРОМ как раз по первой ссылке виден,
включая Власьевскую, Довмонтову, Часовую и Среднюю башни, Перси (стену Довмонтова города), сам Троицкий собор и колокольню (кстати, интересную тем, что РПЦ мягко говоря «неодобряла» постройку колоколен такого типа)

Sergey-CH

• 4 марта 2012, 10:58
А в Пскове можно найти книги по краеведению?

Sergey-CH

• 4 марта 2012, 10:56
Хороший отчет, заразительный — особенно после дополнений в комментариях.
Буквально вчера, на выезде из Москвы по М8, «обратил внимание» на дорожные указатели: Ростов — 170 км, Ярославль — 230 км, Архангельск — 1200 км. А схема в начале рассказа подсказала идею кольцевого маршрута по северо-западу.
Вот так и возникает цепная реакция с последующей «насущной необходимостью» писать отчеты :)

• 4 марта 2012, 19:15
Ну, значит, не зря писал. =)