Предисловие…
23 июня 2011 года. Четверг. Одиннадцать вечера. Лег спать (с утра на работу). Вдруг запела мобила…
Звонит сосед Серега:
— Аллё, Фёдор, не разбудил?.. Жаль… Не хочешь до Нордкапа прокатиться, на выходные?
— А это что такое?
— В Норвегии, самая северная точка Европы.
— И что выходных хватит?
— Ну возьмешь пару дней отгулов на работе… Ты же вроде легкий на подъем…
— Ладно, Серега, дай подумать до утра.
— Давай, только завтра часа в четыре-пять вечера надо стартовать.
— Завтра?!!! Да у меня машина не готова, да и страховки зеленой нет.
— Не проблема, решим. Ты главное подумай. До завтра…
— Пока…
Толкаю в бок жену: «Не хочешь на выходные с соседями на машинах в Норвегию?» — «Не знаю, нет наверное… Нет.».
Ну нет, так нет. Я отогнал от себя только-что разгоревшееся желание и уснул.
Наступило утро. Жена спрашивает: «Что ты там про Норвегию говорил? Далеко? Поехали!!!».
Я отзвонился Сереге и порадовал его.
Приблизительно так все и затеялось… Конечно дословно реплики были иными (давно это было), но суть именно та.
Сборы.
Прилетел на работу, написал отгулы на понедельник-вторник, смотался на диагностику двигателя и подвески, поменял масло. Машина была готова — умели же Финны собирать наши «Девятки» (ВАЗ 21093 «Евросамара»). Только собрался за страховкой, тут звонит Серега и сообщает, что сделал страховку на своего второго Логана. Типа у меня машинка старенькая, вдруг не доедет. Обидно! Почти в душу плюнул… Ну да ладно.
Когда я узнал о списке экипажа, то решил, что все же пригодиться и моя третья машина, но меня быстро отговорили лишней стоимостью на бензин. Ладно, в тесноте, да не в обиде.
Итак: два Логана, шесть взрослых, трое детей от 5 до 12 лет, палатки, спальники, прочая походная утварь.
В путь. День первый (25.06.11). Точнее его оставшаяся часть.
Старт произошел ближе к шести вечера из Петрозаводска. Решили полпути по России, остальное по Финляндии и Норвегии. Направились по трассе «Кола» на север в сторону Мурманска.
Без проблем и приключений мы как сельди в бочке (в вверенном мне Логане: Я, моя жена, дочь 12 лет, брат Сергея с подругой.), ну и Серега налегке со своей женой и двумя дочерьми в другом.
Долго ли, коротко ли, но поздний выезд привел нас к желанию разбить лагерь для ночевки. Свернули с трассы в сторону Костомукши и «забурились» к какой-то «ламбушке». Место живописное, как впрочем и во всей Карелии.
Поставили палатки, сготовили царский ужин, запили его «снотворным» и хорошенько выспались.
День второй (26.06.11)
С утра без лишних задержек заехали в Кандалакшу (поздороваться с чьими то родственниками)
и двинулись на запад к Финской границе, пропускной пункт Салла. Путь предстоял не близкий, 300 километров грунтовки, но вполне приличной. Местами приходилось испытывать всю прелесть стиральных досок.
Меня повергло в некое непонимание, когда перед нами образовался КПП, хотя до границы еще далеко… КПП условный, будка и шлагбаум посреди леса перегораживал дорогу. У нас спросили российские паспорта, чем мы были несколько шокированы… С легкостью доказав двум солдатам, что загранпаспорт и водительские права являются так же удостоверением личности, мы направились дальше… Спустя время мы проехали в стороне поселка Аллакурти. И двигались дальше на запад.
Снова КПП с военными, нас сверили с паспортами. Все сошлось. Проехали дальше. Сделали остановку у моста в поселке Кайралы. Поели. На сытый желудок стала одолевать совесть: а стоит ли везти с собой в Финляндию «алкашку»? Мы вроде менее чем на 72 часа. В итоге «полторашка» пива и «полторашка» водки переместилась в кусты под мост. И со спокойной совестью добрались до границы.
У границы мы добили бензобаки бензином по 32 рубля за литр (это было круто против 28 на предыдущей заправке). Сама заправка ужасная, чуть ли не советские стрелочно-циферблатные экраны. Но финны облизывают её со всех сторон.
В итоге, из русских на таможне были только мы одни. Погранцы, печатающие наши паспорта, были несколько удивлены нам, но немного позевав нас даже досматривать толком не стали: что в багажниках? — палатки, спальники — Счастливого пути…
Финские таможенники то же в полудреме. Но в багажник заглянули и не менее удивленно поинтересовались нашим маршрутом. Мы честно соврали, что в Рованиеми к местному Санта Клаусу по кличке Йоулупукки. Ну как тут не поверить честным детским глазам. И мы уже в Финляндии. Вся граница заняла не более 15 минут.
И дальше, о какая радость, асфальт! Как надоела эта пыль.
Спустя какое-то время снова стояночка, перекус и прочие нужды. Причем место было оборудовано и столиками, и мусорками, и туалетами, и красивым видом на озеро.
Почитали местный плакат с картой района, но не найдя ничего интересного направились по Финляндии на север.
Время опять пришло к тому, что нужна ночевка. Встать в лесу, на берегу озера считается в Финляндии сомнительным, так как вся территория у кого-то в аренде или собственности. Но мы нашли такое место! Рядом с шоссе отворотка к озеру, тянувшемуся уже несколько километров вдоль нашей трассы. Песчано-травянистая коса, есть несколько кострищ и немного мусора. Несколько сгнивших лодок и шалашиков. В целом можно ставить лагерь. Но недолгий осмотр берега сменил наши планы. Земля очень сырая и огромнейшее количество летающих кровососущих. Ну их «нафиг». Поехали искать кемпинг.
Со временем количество оленей вдоль дороги стало превышать количество дорожных знаков, указывающих на наличие оленей.
Кемпинг нашли быстро, возможно у Сереги он был запланирован в навигаторе. Ivalo river camping.
Устроились быстро, заняли целую поляну с виг-вамом и барбекю. Отужинали, попробовали местной Lapin Kulta, легли спать, разбредясь по палаткам.
День закончился, а мы все ещё не добрались. Я всецело полагался на Серегу, так как по прежнему оставался в полном неведении, куда мы, когда мы, зачем мы? До отъезда я не успел даже заглянуть в интернет.
День третий (27.06.11)
Утро. Завтрак. В путь. К одометру уже добавилась 1200 км. Впереди граница с Норвегией и нереально высокий ценник на бензин, даже в сравнении с Финляндией — около 80 рублей за литр! Понятно, что наполнение бака под завязку бензином по 60 рублей меня не так угнетало. Как ни странно, от последней заправки до границы с Норвегией расстояние километров 80-100!!!
Финны не охотно любят подкармливать своим топливом соседей, при этом охотно ездят к нам.
Пейзаж за окнами автомобиля сменялся. Пропали высокие сосны, ели и березы; остались низкорослые сосны и березы. Оленей стали замечать все чаще и чаще, темп пришлось снизить, дабы не прокатить одного из их на капоте.
Вот и граница с Норвегией. Несколько камер, мост через реку, знак Norge и всё! Мы в Норвегии. Никакой таможни.
Качество дороги изменилось в худшую сторону: покрытие с заплатками, неровности, ширина меньше наших. Скоростное ограничение снизилось: по сравнению с Финскими 80-100 появились родные 70-90 км/час. Сменилась архитектура, плотность населенных пунктов. И самое интересной в тот момент для меня: впереди стали виднеться небольшие горы…
А мы все двигались на север, проехав город Карасёк (Karasjok).
Вскоре мы выехали на западный берег фьорда Porsangerfjorden (по нашему, просто залив). И покатили все севернее и севернее. Справа вода, слева холмы и скалы.
Дорога повторяла всю кривизну береговой линии. Хоть шоссе и асфальтированное, но ширина оставляла желать лучшего. Осевой разметки не было, так что жались к боковой.
Часто попадались на встречу «быстролетающие» туристические автобусы, от которых мы только шарахались в сторону. В силу незнания местной трассы мы не злоупотребляли скоростью, чем собирали за собой немалые вереницы аборигенов и туристов из прочих мест. Впрочем такая скорость позволяла полюбоваться местными природными красотами.
На некоторых склонах я начал замечать высокие узкие струи ручьев-водопадов…
А в силу того, что я сам не свой к водопадам в принципе, то начались незапланированные остановки…
Когда число встречаемых водопадов начало возрастать в прогрессии я остепенился. Путь продолжился.
Иногда по пути попадались ну очень мелкие рыбацкие поселения, осмотрев которые мы поняли, что рыбалка тут отменная.
Самая тема — это треска и еще поговаривают — палтус. За какие-нибудь 600-1000 крон вас вывезут на баркасе в залив, выдадут удочку и дадут выловить рыбину. А в силу того, что вывоз сырой рыбы из Норвегии без особого разрешения вроде как запрещен, то её закоптят прямо тут (хотя подозревал, что брешут). С другой стороны я не планировал ни рыбалку, ни тем более попытку доставить рыбу домой.
Ну кроме рыбы местные воды славятся почему-то дальневосточным крабом.
Ну и не без этого.
Путь наш продолжался.
Стали попадаться небольшие тоннели, а нависающие над дорого скалы пугали все больше и больше.
И вот, в одной «загубине», мы остановились у маленького каменистого пляжика с интересными каменными мемориалами…
Но меня привлекли не они, я увидел в глубине долины водопад не меренной красоты (по моим меркам).
(фото сделано с максимальным зумом фотика, поэтому нет долины и мутноватая. Снизу фото кроны деревьев)
Я всем объявил, что пойду к нему и меня никто не остановит. Так как путь выглядел неблизкий и тернистый, то предложил всем меня просто ждать. Женяй (Серегин брат) вызвался составить мне компанию, захватив свою подругу. Мы направились в путь. Ближе к лесу из карликовых деревьев мы заметили, что остальные потянулись за нами. Лес красивый, пересеченный кривой речкой (видимо от этого водопада).
Попрыгав по камням, немного промочившись я все шел и шел. За мной еле поспевали. Наконец я вышел к почти 45 градусному подъему конец которого венчал каньон, вымытый с годами водопадом.
Осилив его, я добрался до подножья… Стоял несколько минут в восхищении… Не мог вздохнуть то ли от радости, то ли от большого количества водяной пыли в воздухе. Понятно, что сфотографировать в таких условиях практически невозможно. Затем обошел скалистый уступ и поднялся на скалу-край каньона водопада. Вид оттуда на водопад был шикарный! Правда отсутствие фотоаппарата с широкоугольным объективом не позволяло охватить весь ракурс полностью.
С далека, часть водопада закрывает уступ, а с уступа не весь водопад влезает.
Вид с уступа на долину, по которой я пришел, восхитил еще больше.
Как же грандиозно оказаться между гор над такой долиной, и как жалко тех, кто смотрит на такие вещи только по фотографиям. Ни одна фотография не передаст тот эффект полного присутствия (если только 3D).
Со скалы мы заметили как к нам поднимается Серега с младшей дочкой. Вот псих! По такому склону чуть что не так — и поминай как звали. А в самом низу из лесу вышла оставшаяся женская компания — точки на фоне долины.
Мы немного сфоткавшись, отправились вниз. По пути обратно на берегу речки обнаружили белые кости с явно выраженным черепом оленя. Интересно, как он тут помер — мелькнула ненадолго мысль. Мысль быстро отвлеклась появлением чуда. Из-за какой-то кочки вылезло существо серо-белое, мохнатое, напоминающее хомяка переростка. Оно спокойно нас рассматривало, а мы остановились и стали осматривать «оно». Как только я потянулся к фотоаппарату — «оно» исчезло. Мы попрыкали по кочкам, в надежде его выгнать оттуда, но увы. Только отправились дальше к машине, как «оно» снова вылезло. Как только мы заострили на нем внимание — скрылось. И так еще пару раз. В компании промелькнуло слово Лемминг. И правда! Я вспомнил старый Диснеевский мульт про «Скруджа МакДака» и серию про Леммингов. Там они бегали табунами. О чем я напомнил друзьям и в шутку намекнув на кости оленя. Плохо зоологию северных краев изучал не только я. Мы сами себе поверили и подкалывая женскую половину компании продолжили путь к машинам.
На берегу у рукотворных мемориалов я сложил свой (похвастать стыдно, получилось не очень). И мы направились дальше.
Вдруг мы заметили прямо у дороги стадо достаточно крупных оленей. Серега (двигаясь впереди) остановился, и вооружившись своей «мыльницей» вышел из машины в попытке сделать пару кадров вблизи. Олени потихоньку стали ретироваться, Серега, как начинающий «фотоохотник» за ними. Проделав небольшой круг, олени убегая от Сереги, пронеслись мимо машин, что позволило нам сделать несколько приличных кадров, практически не поднимаясь с сидений. Спасибо Сереге, сочувствуем о его личных результатах.
Количество встречных и попутных туристов на дороге постепенно возрастало, как то даже проскочили велосипедисты и мотоциклисты. Проехали несколько небольших тоннелей.
Местами архитектура напоминает постсоветские времена.
И постоянно о рыбалке.
Движемся, никого не трогаем. Впереди информационные знаки, типа тоннель 6870m, 212 muh.
Насчет «мух» я не сразу понял. Как только мы, въехав в тоннель, стали стремительно спускаться вниз (меня даже стала напрягать постоянное прижимание педали тормоза). Я осознал, что тоннель проходит под водой, и видимо на глубине -212 тех самых «мух» (по итогу 212 метров под уровнем моря). Я всех торжественно оповестил. Когда же спуск закончился, и перестало закладывать уши от перепада давления наше бурное обсуждение грандиозности строительства прервала капля воды, упавшая на лобовое стекло. Все замерли… А что тут думать? Над тобой мировой океан на 212 метров! А вдруг тоннель протек именно сейчас? Очень хотелось по-быстрому отсюда выбраться, но впереди идущий автомобиль Серегиной семьи не сильно спешил (50-60 км/час при разрешенных 90). А сзади скопилась еще несколько потенциальных жертв. В общем не знаю, как передать, какого страха мы натерпелись, пока не выбрались на свет в конце тоннеля…
На выезде нас с распростертыми объятиями ждал пункт приема подати… Тоннель оказался платным. Не помню сколько оплатили, но дам совет: заявляете всех лиц до 16 как школьники, а лиц до 25 (а при наглости и до 30), как студенты — и будет вам экономия. Благо, подтверждающих документов там не просят. Да и куда там им разбираться.
В общем, мы попали на остров Магерёйя, который за уши притянули (тоннелем) к большой земле, признали частью материка и, соответственно, его самая северная точка оказалась северней реально материковой точки Мыса Нордкин. Бизнес — ничего личного.
Далее двигались по дорогам острова. Вроде тундра, а вроде и плоскогорья. Местами рыбацкие двух-трех домовые поселения. Снегоуловители вдоль дорог. Мы проехали мимо местного крупного населенный пункта Хоннингсвога, точнее его окраины.
и устремились в одном, манящем нас направлении. оставалось километров 20-30. Дорога вела по холмам и плоскогорьям. Ширина дороги пугала. С одной стороны пугающая пустота, с другой поднимающиеся высоты.
Наконец-то, впереди завиделся купол главного здания местной достопримечательности. Мы подъехали к стоянке, оплатили радость пребывания, припарковались. Но выходить не спешили. Еще минут 15 назад мы ехали по дороге, пригретой хоть и редкими солнечными лучиками, а тут холод, морось и ветер!!! Вот оно влияние Северного ледовитого океана. Пересилив себя, и держа обеими руками двери машины я в легкой куртке выбрался из салона, добрался до багажника и максимально быстро нашел там теплые вещи остальных попутчиков. О да, климат поменялся быстро. Упаковавшись потеплее (благо, Серега посоветовал взять теплые вещи еще перед поездкой), мы направились на прогулку.
Ну что сказать. Плоская поверхность горы на высоте метров 300 над уровнем океана. Здание с гостиницей, рестораном, магазином музеем, исследовательским центром и прочей лабудой.
Вокруг несколько памятников непонятного значения и назначения.
Памятник основной экспозиции — типа край земли, глобус с координатами…
Вид на океан, отгороженный от обрыва заборчиком…
Походили, пофоткались, померзли.
Увы, не суждено было сбыться мечте идиота, который в самом начале поездки решил, что обязательно окунется в океан на краю земли… До «окунуться» лететь в свободном падении 300 метров не хотелось, других путей в ближайшем окружении не было. Идиотом был я…
Потом мы зашли в здание туркомплекса, обменяли деньги на сувениры, не попали в музей и отправились в обратный путь. Два дня пути и два часа радости прибывания…
Оно того стоит! Хоть и серо и мрачно все было вокруг, но впечатляло до глубины души.
Слева за проливом (по местному — фьордом) я заметил еще один мыс, выдающийся в море-океан.
Мне сразу показалось, что он вроде как-то длиннее… По возвращению домой я в этом убедился.
Лирическое отступление…
Нордкап оказался в итоге не тем, за кого себя выдавал! Рядом мыс выдается на полтора километра севернее! Но дороги туда нет. Есть тропа километров на 8 в одну сторону, и выходит прямо к морю. Там бы моя мечта могла бы сбыться, но я не знал на тот момент. Так что довольствовался тем, о чем знал.
В общем, мы поехали в обратку…
Минут через 15 мы нашли кемпинг, предлагаемые в аренду домики пугали своей примитивностью и высокой ценой. Место под палатки отсутствовало видимо в связи с постоянным ветром в этом районе.
Поехали дальше…
Озеро навечно застрявшее у края склона.
На пути по острову нас привлек отличный кемпинговый комплекс Nordkapp Camping. Тут всё: и гостиница и домики и места для палаток, магазины, рестораны, места отдыха… В общем отличное место, да и отказываться поздновато.
Оплатив шестиместную комнату в двухкомнатном домике мы разгрузились. Вторую половину занимали мотоциклисты, а мы в девятиром заняли свою. В комнате три двухэтажных кровати, стол, два кресла, диван. Пищу мы попытались приготовить на улице при помощи газовой плитки, но ветерок сильно мешал. Пришлось нарушить правила и открыв окна, замотав пакетом противопожарный дымовой датчик на потолке, мы перенесли пищеприготовление в комнату. Поели, попили. Туалет и душ находились в отдельном здании. Туалет еще более менее понятная вещь, а вот душ работает исключительно на кроновых монетах. Заплати, смочи тело, заплати, смой мыло… В общем минут пять за раз. Весело.
Перед сном погуляли, поседели летом (вроде как конец июня) в сугробе снега, попили пива.
День четвертый (28.06.2011)
Утром завтрак на местной кухне (которой мы могли воспользоваться бесплатно еще вечером, но не знали). И в путь дорогу дальнюю, домой.
В пригороде Хоннингсвога залили по 10 литров высокоценного норвежского бензина. Оплатили очередной проезд по тоннелю с острова и отправились вниз, на глубину 212 метров под уровнем моря. Шок от капли воды на лобовом стекле по дороге к северу вроде рассеялся… Но тут, при подъеме по второй части тоннеля я услышал нарастающий гул… Не буду уточнять, что у меня провалилось в пятки, но мысли посещали конкретные… Тем не менее в зеркале заднего вида я не замечал догоняющей нас воды… Да-да мысль была именно такая… Но спустя минуту я понял откуда взялся гул — это включились вентиляторы продувки тоннеля, расположенные под сводом. Но как было не посебе по неопытности, не передать словами.
В общем, извините за мое проявление трусости, но в таком подводном тоннеле не каждый был.
Дальше, мы рассматривая, то что не увидели по дороге к Нордкапу, двигались на юг вдоль фьорда. Путь назад не был усыпан какими то выдающимися моментами. Зато погода опять стала солнечной.
Разве что попался пытливый олень, преследовавший нашу машину по дороге метров 300.
Кроме того, на территории Финляндии мы увидели, как ведется ремонт асфальта на шоссе — чисто инженерная оценка происходящего. Затем начали искать место для обеда. Подобное место было найдено не сразу, все же было найдено. В лесочке у дороги был столик, туалет, мусорка. Там оказался какой-то древний полукультовый могильный монумент. Мы просто скромно пообедали и двинулись дальше. В какой-то стадии путешествия у нас было желание посетить родину того самого Йоулупукки, но время было уже позднее, и мы двинули максимально близко к границе с Россией. В итоге, мы добрались до площадки с видом на озеро, где обедали в противоположном пути. Там мы поставили палатки,
поели, поотдыхали остатками финского пива Karhu и закончили простой день пути…
День пятый (29.06.2011)
Ничего значимого для подсознания день не принес. Таможня, грунтовка в 300 км, трасса «Кола» с её ремонтами.
после чего я осознал, почему так светло было ночами. В силу того, что у нас в Петрозаводске и так белые ночи, но там они были как-то светлее, и вроде солнце никуда не пропадало (кроме как прячась за облачностью).
Домой мы вернулись к вечеру в куче эмоций…
местные воды славятся почему-то дальневосточным крабом
Это ещё во времена СССР наши зоологи решили создать кольский ареал камчатского краба. Только они не учли, что вода там холоднее и в связи с этим обстоятельством, крабы мигрировали в более прогреваемые норвежские воды (теплое Северо-Атлантическое течение)! :-)
Увы, визы нужны — Шенгенские.
Поездка обошлась около 22000 руб на мою семью (остальные не знаю). Основные расходы: бензин, проживание в кемпингах, питание, оплата тоннеля и посещения мыса, сувениры. Хотя можно скромнее, но думаю минимум 15000.
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять
комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество
привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.
Комментарии (6)
RSS свернуть / развернутьMechta
Vad-36rus
Это ещё во времена СССР наши зоологи решили создать кольский ареал камчатского краба. Только они не учли, что вода там холоднее и в связи с этим обстоятельством, крабы мигрировали в более прогреваемые норвежские воды (теплое Северо-Атлантическое течение)! :-)
tigrpuh
Victor_c
and88nn
Theodor
Поездка обошлась около 22000 руб на мою семью (остальные не знаю). Основные расходы: бензин, проживание в кемпингах, питание, оплата тоннеля и посещения мыса, сувениры. Хотя можно скромнее, но думаю минимум 15000.
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.