Получив в июне годовой шенген, мы стали решать, где провести традиционные две недели сентябрьского отпуска. Задача была такая: посетить страну, в которую сложнее всего получить визу и дороже всего ехать (чтобы отели можно было бронировать буквально накануне по спецпредложениям, а не минимум за месяц для получения визы). Так что после некоторого колебания лояльные Франция и Испания были исключены. Можно было рвануть в Норвегию. Но в сентябре вряд ли порадовала бы погода, а вот две недели, проведенные в прошлом году в Австрии, заставили задуматься об Альпах, но уже со стороны Швейцарии. Кое-кого как кормильца и добытчика подхлестнула, по-моему, еще и многократно повторенная от разных знакомых фраза: «Вы с ума сошли, Швейцария – это так дорого!» В результате могу поделиться опытом нашего путешествия со знаком швейцарского качества и на личном примере показать, что Швейцария – это вполне доступно, а не только интересно и красиво. Поэтому спешу представить околовсяческую информацию: как сэкономить при бронировании отелей, не попасться на аренде машины, вернуть такс-фри в аэропорту в Цюрихе и т.п. Ну и несколько фотографий из разряда «поделиться впечатлениями»…
Дорога
Изначально планировали выехать, наконец-таки, на собственной машине. Итого из Тулы: 6 тысяч километров туда-обратно, плюс 2- 2,5 тысячи по Швейцарии и 6 дней – на дорогу. На саму Швейцарию остается 8 дней из двухнедельного отпуска. Разумно ли ехать в таком случае на своих четырех, если в машине сидят двое, а билет на самолет стоит 12 тысяч рублей на человека туда и обратно? И как это здорово: утром в субботу в шесть выйти из дома, а в половине первого уже топтать швейцарскую землю… В общем, в очередной раз решили лететь.
Билеты в Швейцарию (Цюрих и Женева) без пересадок наиболее доступны и удобны у двух авиакомпаний: Swiss и Аэрофлот. Пока раскачивались, удобные рейсы у швейцарских авиалиний закончились. Пришлось брать билеты у Аэрофлота:
вылет из Шереметьево в 11.00, прибытие – в 12.30 по местному,
из Цюриха – в 22.30,
так что плюс два полноценных дня без необходимости останавливаться в отеле.
Итого – 14 ночей/ 15 дней (с 14.09.2013 по 28.09.2013)
Кстати, рейсы с пересадками у прочих авиакомпаний были даже дороже.
Прокат автомобиля
Сравнительный анализ цен на прокатные автомобили в аэропортах таких городов, как Марсель, Вена, Париж, Цюрих и Женева (при одинаковых условиях) показал, что цены на машины в швейцарских аэропортах ниже тысячи на две, чем в вышеперечисленных городах других стран. Даже в Вене, где мы дважды брали машину, цены были выше (правда, авиабилеты туда значительно дешевле – на 7 тыр, но и лететь в Вену меньше на час). Из опыта знакомых: Сиат в Лиссабоне на 12 дней в сентябре этого года обошелся в 500 евро. Вот вам и «дорогая Швейцария»!
Итого: заказали через привычный Rental Car у Европкар машину типа Сиат. Стоимость за 15 дней – 19970 рублей (непосредственно на сайте Европкар стоимость аренды этого же автомобиля была на 5 тысяч больше – чудеса рыночной экономики).
Деньги с карточки (дебетовая) были списаны в день бронирования: 1 английский фунт для проверки действительности карточки плюс полная сумма бронирования. Фунт «разморозился» как-то под утро уже в Швейцарии, потревожив сон неожиданной смской.
Позвонив в московский офис Rental Car, уточнили стоимость франшизы – 1200 евро. Положили означенную сумму на карточку.
По прилету в Цюрих, следуя внятным указателям в аэропорту, вышли к стойкам аренды автомобилей. Наших более чем скромных познаний в заграничных языках хватило для оформления. Шесть раз брали в аренду машину – ни разу не получили, что заказывали. В этот раз нам улыбнулась Ауди А-1 2013 г., пробег – 7450 км. В аэропорту у нас заблокировали с карточки сумму франшизы – она почему-то составила всего 200 франков.
При выдаче документов сотрудница офиса нарисовала несколько повреждений на разных частях автомобиля. Мы, наученные горьким опытом, при получении стали рассматривать выданную машину чуть ли не с увеличительным стеклом. Зафотографировали все обнаруженные, но не отмеченные царапины, и направились назад, к стойке (благо, там все рядом, выход в гараж прямо на уровне парковки через стеклянные двери). Сотрудница попыталась отметить все, что мы нафотографировали, потом пошла с нами к машине. Там мы вынули из нее всю душу. После того, как неотмеченной не осталась ни одна деталь, она махнула на нас рукой, сказала, что все ОК, сделала пометки и расписалась в квитанции.
Результат: при возврате машины, как только приемщик увидел фамилию водителя, он вообще отказался от внешнего осмотра, проверил лишь пробег и наличие полного бака бензина, отмахнулся от наших объяснений, почему у нас машина не помытая и вообще отнесся к нам максимально лояльно.
Соответственно, исходя из личного опыта, беремся утверждать со стопроцентной уверенностью: берете машину – проверяйте все до дюйма, отмечайте в квитанции малейшие царапины и всячески демонстрируйте, что вам знакома технология выжимания денег из непредупрежденных клиентов.
Возврат арендованных машин в аэропорту Цюриха поставлен на высшем уровне: после того, как вы повернули по указателю на аэропорт, дорога делится на три полосы. Крайняя левая обозначена как Renurn car. После въезда в крытый паркинг элементарно просто найти свою компанию по указателям (к слову, в Дюссельдорфе крутились несколько минут, пытаясь выехать на нужную полосу).
Вывод: аренда автомобилей в аэропорту Цюриха – это выгодно и очень удобно.
Бензин и дороги.
Виньетка на проезд по платным дорогам Швейцарии на нашей арендованной машине уже была, так было сэкономлено 40 франков. В отличие от Италии, где за проезд по платным дорогам пришлось выложить немаленькую сумму, здесь на проезд по платным дорогам тратиться не нужно.
Стоимость бензина – порядка 1,8 франка за литр, что, в принципе, также не свидетельствует о запредельной дороговизне страны.
Как и везде, где мы были в Европе, на заправках никто не торопится. Залились – надо неспешно расплатиться, водички купить, в туалет зайти. Апофеозом был случай на заправке, когда чувак вышел, достал из машины брызгалку и начал вдумчиво тряпочкой протирать колесные диски, невзирая на стоящие за ним машины. У нас в Туле убили бы точно.
Был один досадный момент. Когда ехали по кантону Вале в Церматт, то там есть участки дороги, не то чтобы совсем без городов, а какие-то очень уж местного значения по виду. Заправки там стояли только автоматы самообслуживания. Решили не рисковать, остановились. Оплата – по карте. Пока Андрей заправлялся, на его телефон пришла смс – оплата на сумму 150 франков. Пару минут я пыталась сообразить, как это к нам вошло два полных бака бензина. Стало понятно, что с нас списали сумму в два раза больше. Решили попросить о помощи сотрудника автосервиса поблизости. Надо отдать должное: он старался помочь изо всех сил, но мы поняли только, что банк списал с нас максимально возможную сумму. Как вернуть излишне уплоченное – понять мы не могли. Обессиленный объяснениями, но не потерявший желания нам помочь швейцарец увел Андрея в помещение автосервиса: общаться через гугл-переводчик. Оттуда Андрей вышел в курсе дела: в течение двух дней банк вернет на карту все, что ему не принадлежит. Деньги вернули, правда, не через два дня, а где-то через пять. Может, и раньше, но мы этого не обнаружили, так как по таким транзакциям отчеты не приходят. После вспомнила, как на Автотуристу.ру читала о таких заправках в Норвегии, но там надо карту вставлять дважды для возврата излишне уплаченной суммы, здесь же ничего подобного делать не пришлось.
Парковка
Беспредельно порадовала стоимость парковки. Мы не относимся к числу отважных соотечественников и жителей сопредельных стран, манкирующих правилами парковки в Европе. Поэтому при возможности ставим машину в крытые паркинги: это и надежнее, и туалет там, как правило, есть (что вовсе не лишнее после переездов). Так вот, в отличие от Милана или Вены, где час парковки обходился от 3 до 5 евро, стоимость часа парковки в Швейцарии варьировалась:
— максимально – 3 франка за час – в паркинге за ратушей в Берне;
— минимально – 0,6 франка за час – вечерний паркинг в небольших городах;
— средняя стоимость – 1-2 франка за час.
Очередной раз столкнулись с новым видом паркомата на уличных паркингах. Сначала надо выбрать номер парковочного места, затем бросить искомую сумму: от 0,5 франка за полчаса, максимальная продолжительность парковки – полтора часа. Итого – полтора франка. Под номером, за который вы заплатили, погаснет кружочек, пока он не загорелся – стойте спокойно.
Маркированная синим парковка – от получаса до полутора бесплатно (на информационной табличке паркинга указано). Бумажный циферблат, на котором выставляется время и который кладется под лобовое стекло, можно бесплатно получить на заправке, мы нашли его в бардачке арендованной машины. Замечено: в одной из машин на бесплатной стоянке в Аппенцеле время было написано на бумажке (мы сами так делали в австрийском Мельке) – так под дворник уже был засунут какой-то неприятный бланк, судя по всему – штрафная квитанция.
Внимание!
При стоимости парковки менее 10 франков паркомат в крытом паркинге может не принимать купюры! И карточки тоже. Уличный паркомат, как правило, работает только с мелочью. Не везде паркоматы принимают евро – только в относительно крупных городах.
Вроде бы, мелочь, в прямом смысле слова. Но ситуация может быть неприятная. Вот наш пример: отдали последние 4 франка за вонючкин фуникулер во Фрибурге. Зашли в паркинг: 4 франка за парковку, льготный тариф выходного дня за четыре часа гуляния по городу. Купюроприемник молчит, горит монетоприемник. Мелочи нет. Евро не подходят. Людей поблизости не наблюдается (в самый первый день в аналогичной ситуации нас выручила девушка, разменявшая нам 2 евро франками). Разменять негде: близлежащие магазины закрыты по случаю воскресенья. Фуникулерная касса – бездушный автомат. Выручил открытый ресторан в десяти минутах ходьбы: мы хотели купить для размена хоть бутылку воды, но нас сразу поняли и выдали горсть мелочи. Спасибо.
Еще одна деталь. Два-три раза удивлялись, что паркомат недодает сдачу на 40 центов. Оказалось, в Швейцарии есть монета в ½ франка, так что пропажа быстро нашлась.
В воскресенье ряд парковок на улице – бесплатные. Так нам повезло в Базеле. Пока разбирались с паркоматом и я вспоминала слово «воскресенье» по-немецки, услышали от местных фразу: «Нихьт функционирен – нихьт бецален». Данке.
Отели
Хоть Швейцария страна и небольшая, но мы решили не отказываться от нашей практики перемещения от отеля к отелю. Тем более, что обманчивые своей незначительностью 30-40 километров на горной дороге вечером в незнакомой местности после дождя с выпрыгивающими на дорогу оленями и лягушками оборачивались полноценным часом езды. К тому же бронировать коттедж или апартаменты на неделю был бы смысл, если бы нас было больше двух человек как минимум. А вот при бронировании отелей на одну ночь можно было вполне выиграть по спецпредложениям.
Вот здесь действительно: стандартный номер в стандартном отеле в Швейцарии дороже аналогичного в той же Австрии, Бенилюксе или Италии чуть ли не в два раза. При бронировании столкнулись с таким чудом, как общая ванная комната в трехзвездочном отеле при оценке по отзывам в 8-9 баллов и стоимости номера в 120-150 франков на двоих. За аналогичную суму в евро мы останавливались в дизайнерских отелях и старинных замках и виллах в Италии этой весной. А здесь – общая ванная комната. Или собственная внешняя ванная комната.
Вообще у нас Андрей отличается умением находить классные и интересные отели. Он подходит к этому творчески и очень серьезно. Но в этот раз его загруженность не позволила ему заняться поиском 14 ночевок, поэтому мне был определен круг требований, по которым я и занялась бронированием отелей:
— собственная ванная комната;
— наличие двуспальной кровати;
— обеспеченность парковкой (желательно – бесплатной);
— завтраки (предложение взять с собой кипятильник было воспринято как личное оскорбление);
— отсутствие встроенной кухни в той же комнате, где находится кровать;
— оценка по отзывам – не менее 8-8,5 баллов.
После прорисовывания маршрута я заново подключила рассылку спецпредложений Booking.com и ежедневно просматривала несколько вариантов, подходящих по датам и маршруту. То, что нам не надо было подавать документы на визу, привело к тому, что за три дня до вылета было забронировано всего половина ночевок. Горящие предложения свалились-таки в последний день (так за 3900 рублей, учитывая 50-процентную скидку, плюс парковка мы получили огромный делюкс в Цюрихе в отеле 4 звезды), но многое было распродано (особенно на даты уик-эндов). Несколько отелей в этот раз были забронированы с 10-процентной скидкой Genius как активным путешественникам.
Статистика по бронированиям:
итого за 14 ночей – 56 500 рублей. Сэкономленная по спецпредложениям и скидке Genius сумма составила более 18 тысяч рублей. В трех отелях не были включены завтраки, в четырех была дополнительно оплачена парковка (от 4 до 20 франков за ночь).
Если сравнивать с Италией: общая потраченная на отели сумма на две недели была такая же, но номера, как правило, в Швейцарии были стандартными (за исключением четырех ночевок в пяти- и четырехзвездочных отелях).
И еще. Если вы готовы не заморачиваться и вас вполне устраивает стандартный номер, без телевизора, с простой мебелью, без фена и туалетных принадлежностей, с общим душем или даже туалетом, то такое удовольствие выльется во вдвое меньшую сумму, чем заплатили в итоге мы.
А еще встретился шикарный вариант – «сон на соломе». За сумму, эквивалентную 800 рублям, можно поспать в собственном спальнике на соломе в огромном деревянном сарае, удобства – нет, не во дворе, а как раз в доме. Но это уж для откровенных искателей острых ощущений!
Кстати говоря, «двуспальная кровать» в отеле 2-3 и даже 4 звезды в Швейцарии, как и в соседней Австрии, как правило, обозначает две придвинутые односпальные с двумя узкими одеялами. Даже в достаточно дорогих (140 франков за ночь) и во всем остальном замечательных отелях.
Еда
С завтраками нам повезло больше: в немецко- и итальянско-говорящей части Швейцарии на выбор всегда было несколько видов сыров, мяса и колбас, свежевыпеченный хлеб, йогурты, как варианты – овощи, фрукты, рыба и шампанское. Во франкофонной части завтрак был истинно французским: круассаны, кофе, масло, джем. Но зато круассаны были такими, что за две-три штучки можно было простить все их мюсли вместе взятые.
О свежем хлебе. Отель близ Шамони оказался далеко от ресторанов, время было уже позднее, так что поужинать по-человечески мы не успевали. При себе был аварийный набор: сыр, нарезка, печенье, сок. Попросили у хозяйки хлеб для бутербродов. Она изумилась: хлеб будет к завтраку, а вечером ничего такого нет и в помине. Но, порывшись в шкафу, нашла нам упаковку сладких галет и сделала чай. Зато утром на столе были свежие булочки и круассаны.
Магазины работают в обычном для Европы режиме: до 19 часов, в субботу – до 16-17 часов. Мы несколько раз заходили в распространенные супермаркеты сети COOP: издалека эти красно-оранжевые буквы мне напоминали аббревиатуру СССР. Этой же сети принадлежат заправки, и даже отели – в одном из них мы останавливались под Базелем.
Я отношусь к числу тех людей, кто лишь приблизительно помнит, сколько стоит хлеб и молоко. Но в целом ощущения, что цены на продукты в Швейцарии выше, чем в Австрии и Италии, не сложилось. Цены как цены. Из того что помню: сок около 2 франков, сыр типа рокфор – от 5 франков, несколько колбасок типа наших охотничьих – около 4-5. Конечно, купленный кусочек копченой оленины потянул на 35 франков, но ведь деликатес – это всегда дорого. Что однозначно выше по цене – это вино. Если сравнить с Францией: в Провансе мы покупали вкуснейшее вино от 3-5 евро, в Швейцарии же вино с натуральной пробкой начинается от 11-14 франков, до 10 – с железной крышкой. Вино, купленное за 25 франков в Цюрихе, однозначно уступало испанской Риохе за 10 евро. Зато очеь понравилось швейцарское пиво: самое распространенное Feldschlossen и еще Cardinal.
Один поход в супермаркет (бутылка вина или пиво, вода, сок, конфеты, печенье, фрукты, пара кусочков сыра, две-три колбаски/нарезки, упаковка зеленого салата с овощами и соусом, салфетки и еще что-нибудь по мелочи) обходился около 60-70 франков, его хватало на 3-4 дня легких перекусов при условии нормального обеда или ужина в ресторане.
Цены в ресторанах и кафе также вполне демократичные, если, конечно, вы заранее не озаботились бронированием столика в мишленовском ресторане. Минимальный счет за обед из двух блюд с кофе и бокалом пива – от 60 франков. Пицца на одного – от 15-20. Самый дорогой ужин получился в ресторане Verdi в центре Берне: брускетта, стейк с ризотто, форель на гриле с овощами и зеленым салатом, кофе, бокал вина — все удовольствие 130 франков. Попробуй пообедать за эти деньги в нашей столице гденть на Тверской в субботу вечером!
Вообще в Швейцарии мы полюбили итальянскую кухню. Наконец-то. Да, действительно умеют готовить. Но – в Швейцарии, особенно в Тичино. Кстати, и самый вкусный в своей жизни штрудель мы съели тоже не в Вене, а в Швейцарии – в безвестном ресторанчике в Аппенцеле.
Снова свой собственный вывод: смотря с чем сравнивать цены. В Чехии я была лет шесть назад, в Болгарии не была вовсе, а по сравнению с Нидерландами, Бельгией, Италией и Австрией Швейцария приблизительно одинаковая. Франция и Германия, действительно, чуть дешевле в этом отношении. Но, по крайней мере, после этой поездки у нас не было ощущения оголодания, как после 12 дней в Италии. Все было вкусно, доступно, а лимбургский сыр со слезой – для меня теперь любимый и мощный во вкусовом отношении продукт, а не строчка из «Евгения Онегина».
Кстати о сырах. Аппенцель съесть так и не смогли. Я отказалась от этой затеи, как только вскрыла вакуумную упаковку. Андрей попытался проглотить, но был вынужден сдаться. Грюйер покупали двух видов. Лучшим оказался AOS.
Завершая кулинарную тему. Я, будучи поклонницей Алескндра Гениса в целом и его книги «Колобок» в частности, с особым удовольствием ждала встречи с кулинарными символами Швейцарии: сыром, форелью, фондю и закаленным горными ветрами шпеком. Про сыр рассказала, форель ели в Берне с превеликим наслаждением, что касается фондю, то его получилось заказать лишь однажды.
Блюдо это, как я поняла, сейчас исключительно туристическая «клюква развесистая». Сами швейцарцы предпочитают на своем столе видеть блюда с итальянскими названиями и более изысканные. Но не опробовать вилку с длинной ручкой было бы неправильно. Тем более, что место было для этого просто чумовое — Бюргеншток. Фондю принесли в традиционной емкости, объемом примерно литра в два. Зажженный под толстеньким дном кастрюльки гель заставил ароматную сырную смесь тихонько клокотать и пыхтеть. Также на стол было подано два блюда: с кусочками хлеба (приблизительно одна буханка по-нашему) и с парой килограммов молодой картошки. Съешь – молодец, нет – а съесть и невозможно. Сказать, что было вкусно – вряд ли будет честно, было прикольно, интересно, сытно и тепло. Один раз попробовать надо было. Зато теперь я никогда не буду покупать у нас сырную смесь для фондю: ничего общего с настоящей она не имеет.
Путеводители
У нас их было три. У каждого была сильная сторона. Но пользоваться каким-либо одним было невозможно.
1. Rough guide — хваленый путеводитель, позиционирующий себя как самый подробный. Только в нем половину текста занимает информация об отелях и ресторанах (зачем она нам? в век интернет-бронирований?) Почти к каждому городу имелись карты. Только обозначены на нем были не достопримечательности, а… правильно, отели и рестораны. И зачем мне в центре Берна карта отелей? Бред. Иллюстраций нет.
2. «Вокруг света». Раньше этой серией пользовались по Австрии и Золотому кольцу. Очень понравилось: карты, история, численность, достопримечательности пронумерованы, их легко найти на схеме города. Минусы: в нашем издании нумерация страниц не совпадала с алфавитным указателем (плюс 15-20 страниц – лихо). Карт было мало. Описание маршрутов напоминало задание по спортивному ориентированию: «пройдите 500 метров на юго-запад». Ага, щас найду мох на стволе дерева, вычислю север и рвану наискосок… Иллюстрации – в цветной врезке. Типа «Рыбаки и коровы». Или – «Роспись на платяном шкафу». Нет, я согласна – фотка дивная. Для «Яндекс. Фото дня». Но как я определю, тот ли собор я нашла, или мне еще дальше на юго-запад? Зато в этом путеводителе были адреса офисов туристической информации, где можно было разжиться картой.
3. Berlitz. Здесь были цветные фотографии. И все. Информация практически отсутствовала.
Так что ежевечернее уточнение маршрута на завтра было веселым: по двум-трем книжкам. Плюс в интернет можно было заползти по бесплатному ви-фи. Выходя из машины, решали: чё берем с собой? Кирпичики-то были весьма увесистые… Так что не знаю, какой путеводитель советовать. Наверно, какого у нас не было.
Особенности бытового плана
В эту поездку я выучила слово «утюг» на немецком языке. И итальянском. Потому что наш походный утюжок, прошедший с нами полтора десятка стран, не входил в розетки в швейцарских отелях. Они были какие-то углубленные, с тремя дырками, к ним подходили вилки с узкими штырями. Что подошло: зарядки от айфона, от фотоаппарата Nikon (ура!), утюжки для волос. Утюг не подошел. Но на ресепшен всегда шли навстречу: один раз я даже гладила рубашку в прачечной в подвале отеля, среди десятка ревущих стиральных машин, пока сопровождающий меня Андрей обалдевал от качества проводки и устройства всей этой техники. А так гладильная доска и утюг в номер были в нашем распоряжении бесплатно, только попроси.
Из многих фонтанчиков с водой можно пить. На них тогда может быть изображение стаканчика с водой. В Грюйере, в замке, зашли в сувенирную лавку в надежде купить холодненькой водички. Воды не оказалось, но продавец охотно указал на находящийся во дворе замка фонтанчик. Выбора у меня не было, прикладывалась несколько раз, вода вкусная, вроде, выжила.
Интернетом пользовались в отелях: как правило, вай-фай предоставлялся бесплатно, в том числе и в комнатах. Были пару раз досадные недоразумения: только в общедоступных местах в холле и зале для завтраков. Неприятно поразил в этом плане гостевой дом возле Шамони-Монблан во Франции: там всего-то две или три комнаты для гостей, а пароль для доступа состоял из двух строк цифр и букв в разном регистре – знаков 35! Я задолбалась их вбивать! Я даже не знала, что такое в принципе может быть! Это издевательство: какой такой злоумышленник воспользуется твоим ви-фи (а именно так они его там все называют, «Пельменей» на них нет) в одиноком доме, стоящем в лесу в тридцати метрах от дороги! А вот старинный отель в Давосе, описанный в романе «Волшебная гора» нобелевского лауреата Томаса Манна, поразил уже в фуникулере: ожидая подъема к отелю мы неожиданно обнаружили бесплатный вай-фай уже на всей прилегающей к отелю территории. Но об этом отеле, возможно, позднее – он того заслуживает.
Шопинг и такс-фри
Здесь Швейцария не очень-то лояльна: чеки такс-фри выдаются на сумму покупки от 300 франков, с данной суммы возврат составляет 15 франков.
Когда мы просили такс-фри, варианты развития событий были разными.
Первый вариант. ОК. Заполняется чек такс-фри в магазине, кассовый чек вкладывается в конверт.
Второй. Продавец делает скидку на сумму, аналогичную предполагаемой сумме такс-фри (около 15-20 франков с покупки в 300-350 франков).
Третий. При покупке моих часов продавец сделала выкладку. Вот цена ваших часов. Если вы будете платить наличными – мы сделаем вам скидку в 10 процентов. Если по карте – 5 процентов. Естественно, с тысячами наличных мы не разгуливали, все было на разных картах. Тогда продавец скалькулировала цену часов на минус пять процентов. Из полученной суммы она вычла сумму такс-фри. Заполнила чек, положила его в конверт с адресом магазина, объяснила, что в аэропорту нам надо будет проштамповать чек, положить его в конверт и бросить в почтовый ящик. Если мы этого не сделаем – магазин спишет данную сумму с нашей карточки, копию которой она сделала. В результате всех проведенных манипуляций мы заплатили за часы сумму на 12 процентов меньше, чем было указано на ценнике в витрине.
После посещения швейцарских магазинов у нас на руках оказалось 6 или 7 чеков, по которым желательно было бы вернуть деньги. Самый весомый из них — за часы. Так что при планировании последнего дня мы заложили дополнительно еще час в аэропорту, чтобы постараться совершить все операции. Хотя надежды было мало: вечер субботы… Этот час оказался лишним, и вот почему.
Общеизвестно, что при возврате такс-фри на таможне могут попросить предъявить купленные вещи в упаковке. Поэтому перед регистрацией и сдачей багажа в аэропорту Цюриха мы начали искать подразделение таможни, чтобы проштамповать бланки такс-фри. Удалось выяснить, что все это находится ЗА пограничным пунктом пропуска. Не поверили, подключились к бесплатному интернету аэропорта (час бесплатно, пароль присылается смс): да, действительно, вначале багаж сдается. Таким образом, в аэропорту Цюриха схема возврата такс-фри такова:
— регистрируетесь на рейс на стойке (в нашем случае самостоятельная регистрация была недоступна для купленных билетов данного вида тарифа) и сдаете багаж;
— идете к указанному в билете терминалу (в нашем случае – D);
— проходите службу безопасности аэропорта и паспортный контроль;
— по указателям на четырех языках (помню два — Zoll/Custom) следуете к таможне. За стеклянной перегородкой сидит сотрудник, который проштамповывает чеки такс-фри (из конвертов достаем сами). На стекле – строгая надпись: «Только швейцарские бумаги». Если возврат был сделан в магазине сразу при оплате с обязательством проштамповать чек – сотрудник таможни делает это сразу и сам заклеивает конверт, кидает его в почтовый ящик;
— после того, как поставили штамп, идем по указателям Return Tax-fri. Проверьте, чтобы в чеке были заполнены графы с реквизитами банковской карты. Global Blue в нашем случае делал возврат денег на карту. Карту подаем вместе с паспортом и чеком сотруднику. Наличными нам вернули такс-фри по чеку розового цвета и в узком конверте (такой нам выдали только в Hermes). Без штампа таможни возврат невозможен, это общеизвестно.
В общем, все достаточно просто. Если бы я уточнила заранее, что багаж сдается вначале, а все процедуры уже после паспортного контроля – вопросов бы вообще не было. И не надо было бы ждать лишний час до регистрации, который мы планировали отвести для разборок с такс-фри.
Еще один вопрос, связанный с шопингом. Неожиданно обнаружили, что с одной покупки с карточки дважды списали по 99 франков. Сумма незначительная, но все равно досадно. Тем более было приятно обнаружить через два дня, что искомые 99 франков снова появились на счету.
Еще одно замечание. В этот раз аутлет Фокс-таун в Мендризио был одной из важных и желанных целей путешествия, а не приятной случайностью, как весной в поездке по Италии. В принципе, ожидания вполне оправдались. Времени было маловато, но мы и так пожертвовали Беллинцоной ради Fendi и Trussardi (причем от последнего я получила удовольствие, эквивалентное посещению примерно 15-16 замков). Но самой приятной частью поездки была прогулка по магазинам Лугано. Конечно, ни о каких скидках в магазинах Hermes, Armani, Bvlgari и т.д. речь не шла, но в единственном тульском мультибрендовом бутике нет и половины таких марок, а про московские цены я вообще заткнулась и молчу. Кстати, духи Hermes в дьюти-фри аэропорта Цюриха были в два с половиной раза дешевле фирменного магазина, но какое наслаждение получить заветную оранжевую коробочку со строгой и изящной коричневой лентой и выйти с оранжевой сумкой из магазина Hermes где-нибудь на пешеходной улице Лугано!!!
И – о часах. Цены на определенную марку и модель часов одинаковые по всей Швейцарии. Я полюбившиеся и купленные мной часы видела потом несколько раз (правда, в белом варианте) за ту же цену. Видимо, это у них политика. Единственное исключение: нас просили привезти в качестве сувенира простые Swiss Military. Нам как-то повезло купить их в полцены в Локарно.
Алаверды
Зачем эта вся писанина? Мы к этой поездке готовились, конечно, из рук вон. Особо даже и не готовились. Но поездка очень удалась, это лично по ощущениям. Тем не менее, если бы лично мне попалась вот такая информация о Швейцарии, я просмотрела бы ее не без интереса. Тем не менее, две недели в этой стране помогли понять, почему именно Швейцария — родина туризма. И швейцарская тема, как очень хотелось бы верить, для нас не закрыта.
Отчет по теме
«Швейцария: вспомнить все» можно смотреть здесь.
Комментарии (21)
RSS свернуть / развернутьLudaSamara
begun12
LudaSamara
Sergey-CH
В общем, правильный ход в поисках новых средств выражения впечатлений от поездки.
P.S. И как вы умудряетесь из Тулы до Шереметьево за 5 часов добраться?)))
begun12
Робинзон
С учетом разницы во времени и расстояния от Тулы до аэропорта слишком уж быстро!:)
Sergey-CH
Некоторые, живя в Москве, выходят из дому за 5 часов до самолета, а тут из Тулы! Молодцы!
В моей небольшой практике был случай, когда я за час до вылета еще фотографировал центральные городские улицы, потом заскочил в гостиницу, собрал вещи, сдал ключ, выбежал в Т-40 мин., далее метро, к очереди на досмотр присоединился в Т-25 мин., зарегистрировался и в самолете оказался в Т-5мин. Взлетели точно по расписанию. Это Дюссельдорф :)
begun12
begun12
gundos
begun12
gundos
begun12
Менеджер
Просим ;) на бис ) Читать Вас очень приятно!
begun12
gundos
сейчас приходится сильно потрудиться, что бы вспомнить некоторые моменты из поездки в Хорватию в 2010 г, а ведь прошло-то всего 3 года
а через 5 — 10 вообще многое забудется…
begun12
АХО
begun12
Спасибо за отзыв!
Робинзон
begun12
Вот вернулась к этому отчету — и снова потянуло в Швейцарию!
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.