Швейцария: вспомнить все. Часть 1. Винтертур, Штайн-ам-Рейн, Рейнский водопад, Шаффхаузен, Баден / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Часть 1. Винтертур, Штайн-ам-Рейн, Рейнский водопад, Шаффгаузен, Баден
Часть 2. Базель, Золотурн, Люцерн
Часть 3. Цуг, Хергисвиль, Бюргеншток, Швиц, Альтдорф, Штанс, Рейхенбахский водопад, Майринген и Вильгельм Телль
Часть 4. Аарское ущелье, Чертов Мост, перевалы Фурка и Сен-Готард, Церматт.
Часть 5. Поезд идет на Юнгфрау
Часть 6. Тун, Берн
Часть 7. Нёвшатель, Фрибур, Грюйер, Монтрё, или «Парле франсе»
Часть 8. Женевское озеро, Веве, Лозанна, Женева. Заезд во Францию — на Монблан
Часть 9. Сьон, Локарно, Лугано
Часть 10. Давос, Кур
Часть 11. Фельдкирх (Австрия) и Аппенцель (снова Швейцария)

После двухнедельной поездки по Швейцарии в сентябре 2013 года я выдала нагора очередной отчет – «Не так дорога Швейцария, как ее малюют». Спасибо всем откликнувшимся за благожелательность и положительные отзывы!
Тогда предполагалось, что это будет первая часть в очередном многосоставном повествовании. И я действительно села за написание, вот только линейный принцип нарратива («проснулись – позавтракали – поехали – приехали – увидели – поехали» и т.д.) мне показался скучноватым. Хотелось эксперимента: сделать что-то вроде отчета о Майорке, где у меня в одной части были собраны все природные красоты, в другой – мелкие городишки и деревеньки, отдельно – Пальма, отдельно – Вальдемосса.
Само собой, такой нехронологический тип принцип организации повествования требовал гораздо больших усилий: уже нельзя было последовательно писать и заливать на сайт одну часть за другой, события одного дня приходилось растаскивать сразу по нескольким главам: типа «здесь мячи кидаем, здесь в мешках бегаем, здесь петлей на удочке кегли ловим». То есть, здесь будут фуникулеры, мечталось мне, здесь – озера, здесь – все, что связано с Вильгельмом Теллем, здесь – места производства фирменных швейцарских брендов, здесь – самые красивые расписные дома, здесь – рейтинг водопадов, здесь – деревянные мосты, тут – горы, тут – коровы… Завязла я в этом отчете основательно, но дело двигалось: фотографии все сделала и даже где-то половину текста слепила.
Как вдруг…
Вообще, конечно, это моя глупость и несусветная беспечность, но резервной копии я не сделала, а единственный носитель погиб внезапно во лет. Я таскала этот диск по нескольким специалистам, все смотрели на меня как на не очень умного человека, мягко говоря. И поделом, канешна. После гибели отчета у меня не стало сил все восстанавливать заново. Я забросила швейцарский опус, благо как начался 2014 год в отеле в Бяла-Подляска – так я его и провела в одной поездке за другой, только успевай отчеты строчить и готовиться к следующему вояжу.
Но какой-то червячок все равно глодал. Каюсь, я иногда открываю свои ранее написанные отчеты, смотрю и переживаю все заново. Потом верстаю для себя из него что-то вроде фотокниги – но уже с личными фотографиями (собственно говоря, я первые отчеты и писала для внутреннего, так сказать, пользования). И вот стала я возвращаться снова мыслями к двум швейцарским неделям. А почему, собственно, нет? Ведь есть же о чем рассказать, тем более, на данном сайте не так уж редко и вполне успешно публикуются отчеты о поездках, с момента которых прошло и два года, и даже больше.
Конечно, спустя полтора года уже не написать отчет как по свежему, впечатления ушли. Но если попробовать восстановить детали поездки по фотографиям? Мы же щелкаем как ненормальные.
Что из этого получилось и возможно ли «вспомнить все» – приглашаю посмотреть.
Как я уже говорила, 14 сентября 2013 г. в 12.30 по местному времени мы прибыли в аэропорт Цюриха. Некоторое время посвятили получению автомобиля в прокатной конторе – об этом подробно было здесь. И вот уже – волнительный момент первого погружения в страну, в иноязычную среду, в другой образ жизни, да в отпуск, наконец!

Город первого знакомства – всегда будто «пристрелочный»: все еще впереди. Как в магазине: спасибо, мы еще походим-посмотрим. Таким городом в Швейцарии для нас стал Винтертур, до которого от аэропорта Цюриха всего несколько минут ходу.
Винтертур со своими ста тысячами населения – шестой по величине город Швейцарии. Путеводители рекомендуют его туристам как утопающий в зелени город, но главная его достопримечательность – это две художественные галереи с коллекциями некого Оскара Рейнхарта.
Машину по прибытию мы оставили на крытой парковке недалеко от пешеходного исторического центра, вышли на поверхность здесь:

Среди царства стекла и бетона, как говорится шершавым языком литературных штампов.
А вот и центр города – с развернутой по случаю субботы барахолкой:

Каюсь, но я не любитель всевозможных блошиных рынков и различной б/у дребедени, поэтому мы сворачиваем в сторону городской церкви:

Таких потом нам встретится немало –аккуратных, чинных и скучноватых. Пока же «незамыленный» глаз ищет что-то новое для себя, свидетельствующее о «загранице».

Ну, во-первых, это массовое количество велосипедов:

Во-вторых, увитые плющом дома:

Да и просто милые детали:

Винтертур – город, славящийся своими музеями.

Но вот чтобы сразу же отправиться по музеям – к этому мы готовы не были. Так что Винтертур остался недоосвоенным, поскольку особой красоты в его историческом центре не наблюдается.

Из Винтертура мы отправились за швейцарским колоритом в гораздо более приспособленное для этого место – деревню Штайн-ам-Рейн. И совершенно правильно сделали!
Машину оставили на крошечной парковке на берегу Рейна прямо перед въездом в центр деревни:

Вот наша белая «копейка» светится.
С места парковки открывался совершенно гармоничный вид на противоположную сторону деревни:

Но нам – сюда:

Визитная карточка Штайна-на-Рейне – дома с фресками XVI века. Стоит вступить на Ратхаусплатц – и вокруг тебя разворачиваются совершенно сказочные картины:

Здание Ратуши – одно из самых интересных и необычных на площади.

Мне это больше всего напомнило добротные и богато сделанные театральные декорации:

И в самом деле, не может ведь быть, чтобы люди реально жили в ТАКИХ домах?!

Подобного рода исключительность вполне оправдывает наличие у большинства из домов Штайна имен собственных: «У каменного винограда», «У черного рога», «У оленя», «У красного быка» и т.д. — только ходи и поворачивай голову, чтобы увидеть все это великолепие.
Мне больше всего понравилась гостиница «У Солнца» — самая старая в городке:

Внимательное «вглядывание» в настенную роспись раскрывает смысл названия: Диоген просит Александра Македонского подвинуться и не заслонять солнечные лучи.
Нет нужды упоминать, что центральная часть деревни – пешеходная:

И отчасти — велосипедная:

Думаю, что в любой будний вечер людей было бы поменьше, но в субботу здесь было множество публики «из местных», не отказавших себе в удовольствии провести вечерок на «самой красивой площади в Швейцарии» (по мнению Roughguide – мы же в тот момент пока не могли составить свое мнение по причине краткого времени, проведенного в Швейцарии).

Даже дома, обделенные картинками, нельзя назвать заурядными: у каждого здесь свое индивидуальное «лицо»!

Конечно, отдельная песня – многочисленные указатели и оригинальные вывески:

Через Undertor – Нижние ворота – покидаем главную улицу Штайна:

И попадаем снова на набережную Рейна:

В Штайне еще запомнились необычно окрашенные ставни – такой рисунок вызывает эффект пульсации, движения:

Как бы ни хотелось задержаться в Штайне…

… включился механизм «успеть еще в одно местечко». Пропустить самый многоводный водопад ЕвропыРейнский – было бы просто преступлением.
По дороге к водопадам нас вынесло вот на такую красоту:

Это оказался форт Мунот – одна из визитных карточек Шаффгаузена.

Справедливо рассудив, что водопад в темноте мы не увидим, оставили Шаффгаузенна совсем темный вечер.
Итак, Рейнский водопад
К водопаду можно попасть несколькими путями. Мы оказались сверху – на схеме наше расположение обозначено красной точкой:

Информационные окна к тому времени были уже закрыты, но шум водопада подталкивал к дальнейшим действиям. Вот мы и пошли на звук, через дворик замка Лауфен:

Вид на Рейнский водопад с площадок Бельведер и Фишетц демонстрирует всю мощь этого явления:

Чувствуешь себя мельчайшей букашкой и песчинкой в сравнении с тысячами ревущих глоток потоков воды:

Самое безумное чувство возникает, когда оказываешься на бетонной платформе Кэнцели НАД краешком водопада.
Совершенно реально кружится голова, и какая-то сволочь рядом будто подзуживает: ухнуть куда-то в этот провал…

О том, чтобы попасть на крошечный островок посреди рейнского чуда на экскурсионном ботике, речи даже не шло.

Да и так впечатлений было предостаточно!

Посмотрев на чудо-водопад, можно было отправляться в Шаффгаузен – до него было рукой подать.
За это время успел начаться дождик, который, впрочем, скоро закончился. Только на некоторых фотографиях намокшая брусчатка сделала вид городских улиц совершенно сказочным:

А вот главная площадь города порадовала какими-то массовыми мероприятиями:

Мы зашли в туристический офис, на удивление открытый о сию пору, – нас там встретили как родных, стали предлагать че-то там выпить-продегустировать, но мы ограничились картой городских улиц. Чтобы не пройти ненароком мимо основных интересностей:

Если в Штайне «фишкой» является наличие необыкновенных фресок на стенах домов, то своеобразие Шаффгаузена составляют многочисленные балконы-эркеры. На них прежде всего обращают внимание авторы путеводителей и интернет-отчетов:

Но лично меня в Шаффгаузене меня поразило необыкновенное количество самых разных скамеек: каких только причудливых форм среди них не было!
Особенно мне понравилось сооружение несколько в стиле Гигера:

Несмотря на такой насыщенной первый день (не будем забывать еще и про !), ходить по Шаффгаузену можно было еще долго:

Вот только мы боялись, что нас уже не заселят в отель. Для ночевки мы вернулись в Цюрих – неожиданно? Все потому, что буквально накануне я выцепила EMA house — The Zurich All Suite Hotel с половинной скидкой: четыре звезды обошлись в 109 франков (не будем забывать, что в ту пору швейцарский франк был по 33 рубля…). В свое распоряжение мы получили гигантский номер:

Утро развлекались нажатием кнопок и выключателей, приводящих в действие шторы, окна, жалюзи и прочие перегородки.
Усталость, все-таки, дала о себе знать: отель мы покинули за пять минут до официального чек-аута в 11 часов. Парковка была крытая, по соседству с нашей прокатной «копейкой» ауди оказалась вот такая красотуля:

Кстати говоря, накануне вечером сотрудница не ресепшен не смогла нам объяснить, как заехать в паркинг (там действительно больше километра надо было сделать крюк с разворотом, чтобы въехать в здание с противоположной входу стороны), а посему прыгнула к нам в машину сама и собственноручно проводила. А вот спуститься в паркинг можно было просто – на лифте прямо из холла.

Утро второго дня мы решили посвятить городу Баден.
Чуть больше двадцати километров от Цюриха – и мы в этом старинном курортном городе на берегу реки Лиммат:

В этот воскресный день машину можно было оставить бесплатно на парковке неподалеку от термального курорта, чем мы и воспользовались.
К центру старого города мы двинули вдоль Лиммата, берег которого зарос какими-то совершенно фантастическими деревьями:

Отсюда на лифте можно было подняться в верхнюю часть города:

Но мы решили дойти вдоль реки до крытого деревянного моста:

Мост, несмотря на свой старинный вид, оказывается, относительно «свеженький» — постройки 1813 года:

Вот по этому мосту мы вернулись в исторический центр города:

Традиционные городские ворота – Stadtturn:

Улицы здесь довольно крутые и изогнутые, что привносит в городской пейзаж свою долю очарования:

Балансирующий на вершине столба каменный лев производит неоднозначное впечатление:

Городская кирха построена в 1420 году, но за столетия претерпела коренные изменения внешнего облика:

Возвращаясь к машине, мы рассуждали о впечатлении, произведенном на нас городом Баден. Он напомнил очень красивую и очень пожилую жительницу всю жизнь капиталистической и благополучной европейской страны. Знаете, такие иногда встречаются: седовласые, в солнечных очках в любое время года, с тросточкой и на каблуках. Но все у них в прошлом, и они всего лишь доживают свой долгий и благополучный век…

Надо сказать, что подобное ощущение в Швейцарии сложилось только однажды – именно в Бадене. Потому что уже следующий город зарядил совершенно иной энергией.

Маршрут 14-15 сентября 2013:

Встречаемся в следующей части – в Базеле.
часть 2

anamod55

• 2 апреля 2015, 15:44
Я просто в восторге от Ваших рассказов! К сожалению в отличии от Вас не красноречив, поэтому скромно -большое спасибо!

• 2 апреля 2015, 15:50
Вам спасибо — будет стимул продолжать!
В этот раз предполагаю управиться совсем быстро: все написано (получилось все равно много — 10 частей), так что только назаливай и пей!

Sergey-CH

• 2 апреля 2015, 18:42
Повторно взяться за написание текста, в который было вложено столько сил и стараний… Героический поступок! Жаль, что швейцарский нелинейный эксперимент растворился во вселенском хаосе заодно с другими битами умершего носителя.
Впрочем, оказалось, что вас в любом виде интересно читать :)

• 2 апреля 2015, 19:12
Сергей, спасибо не только за традиционную поддержку, но и за нетривиальный комментарий!
Увы, повторно возрождать утраченный «шедевр» сил не было — пришлось лепить все заново. Кстати, первая часть у меня больше всего вызывала сомнения — уж больно стандартное получилось начало, но дальше пойдет позаковыристей. Хотя очень часто лучшие, на мой взгляд, топики «не выстреливают», а более заурядные — наоборот. Надеюсь и в дальнейшем Вас заинтересовать!
Спасибо!

• 2 апреля 2015, 19:50
Как же все-таки красиво в Швейцарии! Просто любуюсь Вашими фотографиями! Обожаю всякие замки и крепости, как только увидел фото форта Мунота, всё — хочу туда. Спасибо за интересный отчет, жду продолжения

• 2 апреля 2015, 19:59
А вот мы в сам форт так и не попали — тупо не успели, просто по вечернему городу пронеслись. У нас программа была ну оооочень насыщенная, кое-чем пришлось пожертвовать.
Спасибо за поддержку!

• 2 апреля 2015, 19:57
Поспорили с женой: чем засажен пригорок перед фортом. Мне кажется, что виноградом? Жена сомневается, что там может расти виноград

• 2 апреля 2015, 20:02
Очень даже может: вспомните рейнвейн — «вино Рейна». Мы виноградники встречали в немецком Трире — на границе с Люксембургом.
Кстати, обратите внимание, как форт выглядит на карте — скан есть в топике!

• 3 апреля 2015, 07:48
Как всегда — очаровательно! Большое спасибо! Отдельное — за то, что хватило силы воли заставить освежить свои, уже остывшие, впечатления, и донести их до нас. Ещё раз спасибо!

• 3 апреля 2015, 07:55
Спасибо за добрые слова!

Deniboro

• 3 апреля 2015, 09:12
Мир жесток :( За окном хмарь и слякоть, а я пускаю слюни на Швейцарию…

• 3 апреля 2015, 09:55
Еще как жесток! я-то думала, что почти месяц на «островах вечной весны» избавят меня от «хмари и слякоти», но свою порцию весенней непогоды тоже пришлось сполна получить. Будем надеяться, что «зимой снега будет меньше».
Спасибо за отзыв!
П.С. про велосипеды помню: буду писать про Канары — обязательно отмечу

• 3 апреля 2015, 09:57
Оговорилась: шутка ходит про «летом снега будет меньше»

Deniboro

• 3 апреля 2015, 20:40
Первый вариант тоже не плох :)

• 3 апреля 2015, 10:44
Блин, реально нереальная реальность какая-то. Две тысячи километров и ты с трудом веришь своим глазам. Это всё настоящее? Искренне сожалею о потере данных. Спасибо!

• 3 апреля 2015, 11:07
Ну, поболее двух тысяч — где-то 2600 от нас до Шаффгаузена. Ощущение декорации в Штайне возникает обязательно — но это все настоящее. Ну а что мы хотим от страны, которая является символом благополучия?!
Спасибо за отзыв!

• 3 апреля 2015, 12:31
Не сочтите за агрессивный выпад) Но для удобства наших последователей, кои черпают инфу с помощью поиска по тегам, хотелось бы однообразного и грамотного с точки зрения русского языка написания этих самых тегов. В связи с этим рекомендую Вам написать так: Штайн-на-Рейне, Шаффхаузен. Спасибо за понимание.

• 3 апреля 2015, 14:08
Ну какой же это
агрессивный выпад
, это вполне себе деловое замечание. С ШаффХаузеном я вполне себе соглашусь, но вот дословно калькировать название города Штайн-ам-Рейн даже с точки зрения
грамотного с точки зрения русского языка написания
мне не представляется целесообразным. Это так и «Хуанхе» можно перевести как «Желтая река». В путеводителях встречается двоякое написание, да и я тексте использую оба варианта. Но в качестве тега предпочту оставить вариант Штайн-ам-Рейн. Спасибо за понимание!

• 3 апреля 2015, 16:55
Я в своей практике предпочитаю пользоваться более надёжными источниками информации о написании географических названий, нежели путеводители. Если же исходить из практикуемого Вами принципа транслитерации, то название города должно звучать Штайн-ам-Райн. Но этот диалог я завязал не ради того, чтобы доказать свою правоту, а ради того, чтобы призвать к более чёткой систематизации тегов на сайте. Вызвано это тем, что несколько ранее я уже ввёл тег Штайн-на-Рейне. Теперь, видимо, придётся его редактировать;)

• 6 апреля 2015, 15:36
Надоело хвалить, но что поделаешь… снова интересный и увлекательный рассказ. ;) Водопад, фрески, скелет в эркере — много маленьких жемчужин!

• 6 апреля 2015, 15:47
Надоело хвалить
— это как сказать! Мне вот нисколечко не надоели Ваши благожелательные отзывы, даже как-то без них и непривычно! А не хочется хвалить — делайте замечания и высказывайте пожелания, это только на пользу. Так что всегда пожалуйста!