Швейцария: вспомнить все. Часть 4. Аарское ущелье, Чертов Мост, перевалы Фурка и Сен-Готард, Церматт. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Часть 1. Винтертур, Штайн-ам-Рейн, Рейнский водопад, Шаффгаузен, Баден
Часть 2. Базель, Золотурн, Люцерн
Часть 3. Цуг, Хергисвиль, Бюргеншток, Швиц, Альтдорф, Штанс, Рейхенбахский водопад, Майринген и Вильгельм Телль
Часть 4. Аарское ущелье, Чертов Мост, перевалы Фурка и Сен-Готард, Церматт.
Часть 5. Поезд идет на Юнгфрау
Часть 6. Тун, Берн
Часть 7. Нёвшатель, Фрибур, Грюйер, Монтрё, или «Парле франсе»
Часть 8. Женевское озеро, Веве, Лозанна, Женева. Заезд во Францию — на Монблан
Часть 9. Сьон, Локарно, Лугано
Часть 10. Давос, Кур
Часть 11. Фельдкирх (Австрия) и Аппенцель (снова Швейцария)

Остановившись на две ночи в отеле в местечке Хаслиберг (кантон Берн), можно было бы предположить, что день без переезда мы потратим на неспешные прогулки по живописным окрестностям (сорри за избитый штамп – но как еще назвать пейзажи центральной Швейцарии?)

Действительно, так и планировалось изначально. Но я сама все подиспортила, допустив ошибку при планировании времени – совершенно нелепую и лежащую на поверхности.
Если конкретнее, то я совсем не учла количество времени, необходимое для посещения Церматта. От нашего отеля до этой знаменитой деревни в горах было всего километров около 130-140, так что я намеревалась преспокойно дотуда доехать и еще по пути полюбоваться всякими красивостями. И вернуться домой. При этом я совершенно не учла, что по наличествующим дорогам время в пути займет 3-4 часа, да и для самого Церматта времени нужно с большим запасом. Ведь сама же читала у usnatasha, как они чуть не заночевали в горах, не успев вернуться вовремя к фуникулеру! В общем, упущение с моей стороны.
Вдобавок ко всему, пару неприятных сюрпризов преподнесла погода.
Но – впечатлений все равно на нашу долю хватило, хоть и не там, где ожидали.
Утро в этот день с самого начала решило нас не баловать:

Там, где можно было хоть что-то видеть сквозь густое молоко то ли облаков, то ли тумана:

То есть понятно, почему 140 километров обернулись несколькими часами в дороге?

У нас с Андреем разные ассоциации, связанные с названием кантона Ури. Он сразу начинает голосить: «Ури, Ури, где у него кнопка?»
Я же сразу вспоминаю «гражданина кантона Ури» — Николая Ставрогина из «Бесов». Вот где-то здесь, в горах кантона, герой Достоевского и купил себе хижину (привет моей преподавательнице русской литературы Вере Сергеевне Расторгуевой!):

Так с остановками на фотографирование мы прибыли к Чертову мосту: нельзя было пропустить этот символ русской доблести и находчивости. Монументальность памятника русским воинам и российскому полководцу вызывает чувство уважения – в том числе и к швейцарцам:

Поезда в Швейцарии, подобно «летучим голландцам», могут возникнуть в самых неожиданных местах – например, прямо над «Чертовым мостом»:

Мы в этом месте оказались приблизительно в то же самое время года, что и войска Суворова, поэтому на себе испытали жестокий натиск стихии: ветер несся в аэродинамической трубе ущелья с бешеной силой. Невозможно было думать ни о чем, кроме тепла машины. Как же наши войска там смогли совершить такой подвиг?! В таких-то неподходящих условиях…

Рассуждая на всякие темы (а в Швейцарии очень приятно рассуждать), мы подобрались к перевалу Фурка:

Прямо перед перевалом сделали остановку «на кофеек» в ресторанчике над пропастью:

Несмотря на непогоду, вышли на террасу:

Нетрудно догадаться, что темой нашего разговора было «вот, если бы не этот сволочной туман, какой бы вид сейчас нас ожидал»:

Действительно, внизу где-то шумел поток воды, но мы даже не могли предположить, что это: водопад или горная речка. Забегая вперед, отмечу, что мы-таки оказались здесь снова при ясном свете дня и увидели, что скрывает туман!
А пока – попадаем в компанию местных «трактористов»:

Как пишется «порш»?©

Переваливаем через Furkapass

…и — какое счастье! Солнце! Все тучи остались по ту сторону перевала:

Потихонечку сказываемся вниз:

Наш путь к Церматту лежит через кантон Вале, который я до сих пор вспоминаю с большим удовольствием. Дело все в необычайно колоритных деревушках с деревянными сарайками:

Пару раз останавливались:

А то и просто щелкали окрестные интересности:

В общем, и здесь особой скорости нам развить не удалось. Еще и с заправкой вышла заминка – я о ней уже упоминала. Так мы и приехали в хваленый Церматт приблизительно «после обеда»:

После пустынных и безлюдных Цуга, Альтдорфа, Швица и прочих городов предыдущих дней мы оказались прямо внутри туристического конвейера.
Вот здесь все оставляют машины, вот здесь все садятся в поезд, вот здесь поезд выплевывает толпы на привокзальную площадь, вот все двинули на фуникулер…

Честно, но очарования одной из самых красивых швейцарских деревень нам прочувствовать не удалось. У нас и времени на это не было. К горе Маттерхорн мы уже не успевали подобраться поближе, на фуникулере смогли прокатиться только до ближайшей станции, а так понравившиеся нам деревянные сараи мы встретили в деревеньках Вале в гораздо более приятной и уютной обстановке:

К тому же, уличные указатели в Церматте напомнили «Спортлото-80», когда их Кокшенов уже камешком подправил. Куда они ведут?! На фотографии плохо видно, но указатели слабо коррелируются с направлением движения:

В общем, место очень раскрученное, чтобы его прочувствовать – надо было там ночевать и отправляться осваивать окрестности с самого раннего ранья, а не так.
В качестве морального поощрения позволили себе в кафешке местного деликатеса (внутри шоколадный Маттерхорн – полый):

Хоть меня и тревожила перспектива многочасового возвращения домой, мы решили попробовать на обратном пути проехать через перевал Сен-Готард, чтобы не повторяться:

Задумку осуществить удалось, хотя и здесь нас настиг туман и облачность:

140 километров до отеля ехали часов пять, по-моему…
Наутро мы решили сделать выводы из допущенных накануне промахов и тщательнее планировать свое время. Поэтому, чтобы успеть на гору Юнгфрау, мы отправились… в Аарское ущелье:

Ну так, ненадолго, одним глазком посмотреть.
Ущелье расположено недалеко от Майрингена и Рейхенбахского водопада, пользуется заслуженной славой у любителей пеших прогулок, так что исследовать 1400 метров ущелья считает своим долгом каждый путешествующий по центральной части Швейцарии.
Мы невольно сравнивали швейцарское ущелье с Лихтенштайнкламмом в Австрии, и были вынуждены сделать вывод в пользу австрийской природной достопримечательности. В Аарском ущелье виды не такие разнообразные и прихотливые, поток на протяжении всего ущелья остается практически неизменным, а водопады производят впечатление лопнувшей водопроводной трубы. Хотя, это уже от моей избалованности, наверно:

Не помню точно, но часа два мы в ущелье и местном сувенирном магазине провели. Магазин оказался совершенно чумовым, купленный там за 30 франков рюкзак служил верой и правдой, пока его не отобрали более молодые члены семьи, а майка со швейцарской символикой оказалась вполне носибельна.
Прекрасную солнечную долину, где расположен Майринген, мы покидали с теплым чувством: это тот случай, когда начинаешь скучать, не успев уехать…

Часть 5 — продолжение

mronik

• 15 апреля 2015, 08:34
Ух, как хорошо! Зачитался… Ждём продолжения!

• 15 апреля 2015, 08:51
Спасибо! За продолжением завтра заходите!

• 15 апреля 2015, 11:06
Горы прекрасны, и туман предает им дополнительную прелесть (хотя, уверен, крови туристу может много попортить).

Мне, не такому избалованному, как некоторые (не будем показывать пальцами!), Аарское ущелье показалось очень интересным и эффектным.

А вот свои ощущения от туристического конвейера Вам удалось хорошо передать. Не раскрученные деревни с сараями на этом фоне, и правда, выглядят куда привлекательнее.

• 15 апреля 2015, 14:40
Горы и туман — прекрасная тема. Только не для человека, проезжающего через красивые места один раз в жизни. Мы вот только еще раз пронеслись через «облачные» места — и все пронаблюдали.
Церматт — совершенная туристическая мясорубка, но — красивая. Вот только нам больше понравились менее засиженные нам подобными места.
Спасибо Вам за неизменный интерес!
комментарий был удален

anamod55

• 15 апреля 2015, 11:12
Спасибо, обязательно заглянем:)!

• 15 апреля 2015, 11:39
Обидно бывает, что природа иногда вмешивается в наши планы и ломает распорядок, но порой невольное изменение планов идёт на пользу. Всё что ни делается, всё делается к лучшему! А сарайки-то какие живописные…
По фото не разобрал, на фонтанчике бобры или...? Очень уж симпатичные.
Что касается памятников боевой славы, то похоже только мы сами не можем относиться к ним с должным уважением (это не касается простого люда, я имею ввиду отношение властей к содержанию стел, монументов, солдатских могил и так далее), в отличие от тех-же европейцев — немцев, швейцарцев вот, как в данном случае, французов и др. Досадно.

• 15 апреля 2015, 14:58
Не, фонтан в Церматте — с более подобающими климату и географии сурками! Зверюги и впрямь дико симпатишные, все с ними фотографируются.
Насчет памятников — согласна. Тот, что возле Чертова моста — просто массу эмоций и впечатлений вызывает, причем именно вживую.
Спасибо, что не оставляете вниманием, еще со времен нидерландской эпопеи!

Tat-77s

• 15 апреля 2015, 13:50
Что не фото, то готовая открытка. Да, в горах почти никогда не знаешь какая будет погода, и что тебя ждет с другой стороны. Зато почти всегда, если с одной стороны хмарь, туман и все такое, с другой солнце, тишь да гладь.

• 15 апреля 2015, 14:54
Спасибо за внимание!
Горы — штука капризная, но поэтому и интересная. Самое потрясающее — что у них у всех свое лицо. Я сейчас под впечатлением до сих пор от гор Гран-Канарии, но тем интересней было мысленно вернуться в Швейцарские Альпы.

usnatasha

• 20 апреля 2015, 16:47
И написано хорошо и фотки замечательные. Ностальгия…

• 20 апреля 2015, 17:04
Вам спасибо, помнится, Ваши отчеты вдохновляли. Вот только мы отказались от принципа радиальных вылазок, как мне кажется, для нас это было удобнее. Тем более, что нас было двое, а коттедж выгоднее бронировать на несколько человек.