Восхождение на Олимп. Москва-Греция (Халкидики). / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Восхождение на Олимп. Москва-Греция (Халкидики).

Дата поездки — 26.06.2015 — 12.07.2015
Авто: Volkswagen Passat B7 2012 г/в.
Маршрут: Зеленоград (Россия) — Домачево (Белоруссия) — Влодава (Польша) — Хелм (Польша) — Замость (Польша) — Жешув (Польша) — Свидник (Словакия) — Кошице (Словакия) — Мишкольц (Венгрия) — Будапешт (Венгрия) — Сегед (Венгрия) — Белград (Сербия) — Ниш (Сербия) — Куманово (Македония) — Гевгелия (Македония) — Салоники (Греция) — Торони ( п-ов Хакидики, Ситония, Греция).

Общий пробег: 7080 км.

Гора Олимп… У каждого возникают свои ассоциации при упоминании этого названия. Раньше мне казалось, что Олимп — это священная гора, место пребывания богов во главе с Зевсом. А на самом деле Оли́мп — наиболее высокий горный массив в Греции (2917 м). Четыре самые высокие вершины Олимпа называются Митикас (2917 м), Сколио (2912 м), Стефани (2905 м) и Скала (2886 м).

Но, прошу прощения, за то, что опережаю события. Поездка на Олимп состоялась в середине нашего отдыха на чудесном полуострове Ситония, который, в свою очередь, является частью полуострова Халкидики.
Итак, начну повествование по порядку.
Это вторая наша поездка на авто на отдых за пределы РФ. Первый раз мы ездили в Черногорию в 2013 году.

Направление, по которому нам предстояло ехать, езженное-переезженное, поэтому проблемы с выбором маршрута не стояло: Россия-Белоруссия-Польша-Словакия-Венгрия-Сербия-Македония-Греция.
Шенгенские визы получали самостоятельно в Греческом визовом центре на Никитском б-ре в Москве. Проблем никаких, собрали документы по списку, подали, и через три дня визы были готовы. Очередь перед входом сначала немного огорчает, но не печальтесь: одновременно работает порядка 50-ти окон на прием, так что проблем не было.

Из подготовки к поездке — ничего особенного не делали. Плановое ТО на а/м и все. Из навигации брал тот же навигатор, что и два года назад в Черногорию (Гармин) с теми же картами, новых не закачивал и не обновлял.

СТАРТ.
Итак, наступил день 26.06.2015.
Состав нашего экипажа — тот же, что и два года назад, только добавился племянник жены Дима (8 лет).

5.00 утра. Стартуем от дома из Зеленограда:

5.00 — старт
9.25 — Смоленск
10.20 — граница Россия-Беларусь
12.30 — первый поворот на Минск
17.00 — Брест
18.20 — Домачево. Ганица РБ-Польша.
19.35 — Польша. 18.35 по местному. Далее время будет местное.

Итого на прохождение границы РБ-Польша ушло 1 ч. 15 мин. Хотя многие в отчетах пишут, что можно простоять до 3-5 часов. Значит нам повезло.
В 19.30 прибыли в городок Влодава. Там у нас была первая и единственная на всем пути бронь ночевки. Можно было, конечно, проехать и подальше по Польше, но забронировали именно здесь, так как не знали сколько простоим на границе. Дальше по пути броней не делали, так как думали, что будем ночевать по мере наступления ночи. О чем очень сильно пожалели впоследствии.
Отель «Подкова» во Влодаве наверняка хорошо знаком многим едущим из России в Европу:

Он удобно расположен прямо у границы, хозяева говорят по-русски, завтрак включен.
Стоимость за номер с завтраком — 280 злотых (4200 рублей).
Пробег за первый день — 1176 км.

27.06.2015.
Позавтракав, в 8-35 трогаемся из Влодавы.
У меня не было четкого плана движения по Польше, так как в отчетах не нашел единого оптимального пути. Все путешествующие описывали разные варианты передвижения. Кто-то советовал ехать 800-ми дорогами, кто-то через Люблин и далее по 19-й дороге до Жешува и дальше до Словакии.
Карты Гугл и Яндекс также прокладывали разные варианты пути, а мой Гармин, настроенный на быстрейшее время, вообще проложил свой вариант.
Забегая вперед, для тех, кто ищет ответ на вопрос «как оптимально проехать Польшу», сразу скажу, в моем рассказе вы его также не найдете, как и не нашел я, когда перед поездкой перечитывал отчеты бывалых.
Как мне показалось, в той части Польши просто нет деления на федеральные, региональные и местные дороги. Вся дорожная сеть — это паутина. Нужно просто держаться нужного направления. Мы, например туда и обратно ехали немного разными дорогами.
Но тем не менее, на проезд Польши нам потребовалось ровно 6 часов.
Кстати, разрекламированный интернет от Билайн, который якобы автоматически подключается в роуминге и стоит 200 руб в сутки и только тогда, когда ты им пользуешься, не работал ни разу в поездке, но деньги списывались регулярно за каждую попытку выйти в интернет.

В 14-30 мы въехали в Словакию.
Словакия вся в ремонтах. И туда, куда показывал навигатор, мы ехать не могли из-за знаков «объезд».

Таким образом, где-то, даже сейчас не могу понять где, мы съехали с трассы и поехали какими-то огородами. И вместо двух часов, о которых все пишут, мы плутали по этой стране целых 4 часа.
Кстати, при въезде из Польши в Словакию, стоит такой вот монументальный комплекс:

В 18.25 мы наконец-то въехали в Венгрию.
Немного отвлекусь про дороги. Венгерская часть пути в плане дорог — это лучшее на этом маршруте. Ограничение «130 км/ч», мало машин, четкие указатели, отличный придорожный сервис.
Далее идет Белоруссия — практически как в Венгрии, только ограничение «120 км/ч».
Далее Сербия, Македония и Греция — все ок, только в Сербии есть участок перед Македонией примерно 60 км, где идет ремонт и по одной полосе в каждую сторону.
Ну а Польша и Словакия — это кошмар (ИМХО). Может, если разобраться в хитросплетении польских дорог, то вполне и можно будет ездить, но мне лично, едущему первый раз очень не понравилось. Не всегда хорошего качества дорога, указатели только на ближайщие деревни и городки, поэтому ехать по указателям, если ты наизусть не знаешь все населенные пункты Польши, практически невозможно. А навигатор, как я писал выше, вел садами и огородами.

Но, продолжу про наш путь. Въехав Венгрию, сразу купили виньетку за 20 евро на месяц. В Словакии виньетку не покупал, так как там очень короткий платный участок, судя по отчетам, да я на него (на платный участок) все равно не попал из-за ремонтов, объездов и навигатора.
21-00 проехали Будапешт. Теперь про бронирование ночевок заранее. На трассе Е-75, по которой собственно мы и ехали, абсолютно нет мотелей. Есть много заправок с кафе. но переночевать негде.
В 21-45 нам попалась-таки заправка со значком «кровать», хотя выискивать ночлег мы начали еще около 20-00. С нас попросили за номер 100 евро!!! без завтрака. И это в каком-то мотеле у дороги. Когда мы два года назад ехали в Черногорию, мотели и отели встречались каждые 15-20 минут, и стоила ночь 30 — 40 евро за номер. Собственно, по этой причине, мы и не стали бронировать ночлег в этот раз. Но тогда мы ехали другими дорогами (через Украину, Румынию, Сербию — второстепенными), а эта оказалась магистралью.
Поэтому, нужно было скорее всего съезжать с трассы в любой населенный пункт и уже там искать ночлег. Но это я сейчас понимаю, а тогда только чувстсво бешенства от цивильной Европы, где переночевать негде.

Пробег за второй день — 796 км.

28.06.2015
В 7-00 выехали из мотеля в сторону Сербии.
08-14 — граница Сербия — Венгрия.
09-00 — въехали в Сербию.
По Сербии идет хорошая трасса, по две полосы в каждую сторону. Разрешенная скорость — 120 км/ч. Один неприятный момент — участок перед Македонией примерно 60 км с ремонтом дороги и по одной полосе.
По Сербии четыре платных учаска. Стоимость: 3+2+6,5+2 евро. Итого: 13,5 евро за проезд по Сербии.
Заправок с кафе достаточно.
10-50 — объездная Белграда.
14-40 — Ниш,
16-25 — граница Сербия — Македония

16-50 — въехали в Македонию.

Почему-то Македония представлялась мне отсталой страной с соответствующего качества дорогами, и я готовился к худшему. Но 180 км по этой стране — прекрасное шоссе с двумя полосами в каждом направлении и хорошим асфальтом. В дополнение — прекрасные горные виды. Но это не серпантин, как в Черногории, где быстрее 70 км/ч не разгонишься, а быстрое шоссе, где можно идти спокойно 120 км/ч.
За проезд по Македонии мы три раза платили по 1,5 евро.
В 18-50 подъехали к границе Македония-Греция.
19-00 въехали в Грецию.
Еще три часа, и в 22-00 мы припарковались у частного отеля Angelos Garden в поселке Торони на полуострове Ситония, где нам предстояло жить ближайшие одиннадцать дней.
Итого от дома до отеля в Греции было пройдено 3120 км.

Немного о Торони и Ситонии.
Подробно можно прочитать в интернете, информации много. От себя скажу — что это лучшее, где мне пока удалось побывать.
Больше всего поразила нетронутость природы. Насколько я знаю, там запрещены новые стройки, и все выглядит так, как было когда-то создано. Прекрасные изумрудные, а самое главное пустые пляжи в июле, согласитесь не везде такое увидишь.
Сам поселок Торони — это одна улица,

11/1
, состоящая из таких же, как наш, частных отельчиков, где верхние этажи сдаются, а первый этаж — это таверна. Ночной жизни нет вообще, после 22-00 все затихает. Вообщем, кто-то читая эти строки с сожалением скажет «отстой», а такие, как я, наверное с удовольствием продолжат чтение.

Далее пошел неспешный отдых, как у всех.
Теперь будет больше фото и меньше текста, чтобы просто показать природу этого полуострова.
Мы садились а машину и ездили по Ситонии в поисках интересных мест и красивых пляжей. И такие места находились:

А вот из-за поворота открылся вид на гору Афон:

Повсеместно вдоль дороги попадаются такие часовенки:

Первые три дня погода была пасмурная, поэтому на фото такое свинцовое небо.
Но чем дальше, тем ярче и красочнее будут кадры.

Среди сосен на отвесных берегах виднеются палатки дикарей. Их на Ситонии очень много. Также огромное количество организованных кемпингов.

Проехать к любому пляжу можно абсолютно спокойно. Никаких плат за стоянку никто не взимает. Машины ставят прямо под соснами, и стой сколько хочешь:

Когда едешь по полуострову, открываются такие вот интересные пейзажи. Этот остров называется черепаший. Сами судите почему:

Хоть мы и снимали двухкомнатные апартаменты с собственной кухней, но питались зачастую в таверне у хозяев. Вкусно, большие порции и недорого:

27/1
Что касается питания, то опять, как и в Черногории, удивлялись огромным порциям в ресторанах. Например, один раз мы заказали детям спагетти с соусом болоньезе одну порцию на двоих. Так вот, когда нам ее принесли, мы реально удивились увиденному, и очень пожалели, что уже сделали заказ для себя. Фото, к сожалению нет, но это было даже не блюдо, а поднос с горкой. Естественно, дети не съели даже и половины. А цена такого подноса 6 евро.

Далее несколько фото нашего пляжа, до которого нам от номера идти не более 20 метров:

Кажется, что пляж песчаный, но на самом деле это не песок, а очень мелкая галька желтого цвета. Мы дали ей название «гречка». То есть ощущение, что рассыпали много гречки по всему пляжу. И ходить относительно приятно (не режет ноги), и, самое главное, она не оставляет никакой мути в воде.
Самый удививший меня пляж — это Кориди. Для меня так это вообще что-то нереальное:

36/1

36/2

Я не могу объяснить, но этот пляж запал мне в душу навсегда. Я не мог уехать оттуда. И мы еще неоднократно приезжали на него из Торони. Благо расстояние всего 53 км.

Так наш отдых плавно перетек за экватор. И на 6 июля по плану была намечена поездка на Олимп с восхождением на один из его пиков.

Про три главных пика Олимпа я написал вначале поста. Еще есть вершина Скала. Ее высота 2886 м. До нее идет тропа, дальше она разветвляется. Можно идти на Сколио, а можно попробовать залезть на самый высокий пик — Митикас (2917 м). «Попробовать» — я написал не случайно. Дело в том, что до Скалы и Сколио идет хоть и очень крутая, но все же тропа. От Скалы же до Митикаса тропы нет, есть ориентиры, нанесенные красно-желтой краской на камнях. И тут уже нужно карабкаться. Причем лицам с боязнью высоты я бы категорически не советовал этого делать.

Но обо всем по порядку.
Подножие Олимпа, откуда начинается восхождение, расположено рядом с небольшим городком Литохоро. От Торони нужно доехать до Салоников (около 150 км), и затем по скоростному шоссе Салоники-Афины еще около 90 км. После Салоников до поворота на Литохоро мы встретили два пункта оплаты (1,2 и 2,2 евро).
Обычно восхождение на Олимп проделывают за два дня, совмещая эту поздку с поездкой на Метеоры. То есть в первый день едут смотреть монастыри-метеоры, потом ближе к вечеру приезжают в Литохоро и начинают подъем. На середине подъема прямо на скале есть приют для туристов (у них он называется Refuge A, и я далее буду называть его приют А). В приюте люди ночуют, там можно поесть, принять ледяной душ из горной воды, а утром отдохнувшие идут дальше вверх. Но нам жалко было тратить два дня на это мероприятие, и мы решили уложиться в один, оставив посещение метеор на следующие поездки.

Подъем в основном все начинают не из Литохоро, а из местечка Приония, куда от Литохоро ведет горный серпантин длиной 18 км. В Прионии есть стоянка, кафе, туалеты, туда еще можно добраться на авто. Далее только пешком. Приония находится на высоте 1100 м над уровнем моря. От нее до приюта А идти около 8 км по тропе. Это примерно 3-3,5 часа с набором высоты 1 км. Приют А находится на высоте 2100 м. От приюта А до вершины Скала еще примерно 2,5-3 часа хода с набором высоты около 850 м. Это самый трудный участок пути.

Итак, в 2-15 ночи мы выехали из Торони, так рано, чтобы к самому рассвету прибыть в Литохоро, до которого нам ехать около 250 км.
В 5-10 мы были в Литохоро. Бысто найдя серпантин по указателям, мы начали взбираться к Прионии. В это время взошло солнце прямо из моря:

Путь до Прионии занял 30 минут. Припарковав машину, смотрю на навигатор:

Немного позавтракав чаем и бутербродами, в 6 ч 17 мин, веселые и полные сил начинаем подъем:

На высоте 1100 м рано утром было довольно прохладно, поэтому все, кроме меня утеплились.
Начало тропы не предвещало никаких сложностей, поэтому первые пол-часа все шли и любовались природой, отпуская шуточки, что ничего-то тяжелого в такой прогулке нет:

Первое время нас сопровождал лиственный лес, встречались валуны и такие виды:

Вдали стали появляться скалы белого цвета — это наша цель. Правда в тот момент было неясно как к ним можно подобраться:

Тропа становилась все круче, все чаще приходилось не идти, а шагать, теплую одежду сняли и убрали в рюкзаки:

Постепенно лиственный лес сменился хвойным, а вершина была все так же далека:

Ближе к 2000 м метрам начали появляться снежники. Это снег, который выпал зимой и не успел еще растаять в июле:

А тем временем уже показался приют А на скале:

Выйдя из Прионии в 6-17, мы добрались до приюта А в 9-01, потратив на этот участок пути 2 ч 44 мин. Это немного быстрее, чем мы читали в отчетах.Мелочь. а приятно.
Фото приюта А:

На следующем фото видна вьющаяся тропа, по которой мы шли:

Немного отдохнув и пополнив запасы воды, в 9-24 выдвигаемся из приюта дальше наверх.
Опять попадается снежник, растительности становится все меньше.

А цель — все ближе:

Продолжаем подъем:

На высоте больше 2 км пакет с чипсами раздулся как воздушный шарик:

Очередной привал, дальше начинается самый крутой участок пути.

А я уже репетирую как буду вскидывать руки на самой вершине:

Идем дальше вверх и вверх.

Начинаются космические пейзажи:

Мы уже близки к вершине Скала. ЕЕ уже видно. Оттуда мы собирались с детьми лезть дальше на Митикас, оставив маму нас подождать и отдохнуть. Но чем выше мы поднимались. тем меньше энтузиазма оставалось у ребят. Да и я, глядя вниз, понимал, что детей я туда точно не возьму. Да и не было уверенности, что смогу сам туда долезть, ведь я очень боюсь высоты.

Вид на тропу, по которой только что подимались. Точки внизу — это люди. При кажущейся близости, им до той точки, откуда я снимаю, еще около 30 минут тяжелого подъема:

Облака поднимаются откуда-то снизу и кипят, и бурлят.

Наконец вершина Скала (2886 м) была достигнута. Время — 12-10. Время в пути от Прюта А — 2 ч 46 мин. Виды со Скалы:

84/1

А вот такой вид открывается на Митикас, который по вертикали выше Скалы всего на 50 метров, но чтобы преодолеть путь до Митикаса, нужно сначала немного спуститься практически по скалам, а затем опять лезть вверх:

Конечно фото не передает того, что видно глазу, а глазу были видны почти отвесные скалы, бурлящие облака со всех сторон, и мозг подсказывал, что мне это не нужно. Но не знаю какая сила меня толкнула, и оставив жену и детей на скале, я зачем-то полез на Митикас.
Дальше будет несколько фоток, которые я смог сделать, так как не везде мог фотографировать из-за соображений безопасности:

Ну и собственно сам Митикас:

На память сделал запись в журнале:

А дальше был путь назад на Скалу к семье, и долгий и не менее трудный спуск, так как ноги отказывались подчиняться. Спустившись в приют, мне поставили штамп о покорении Митикаса:

Ровно в 19-20 мы стояли у нашей машины в Прионии. Мне, тренированному лыжнику, было очень тяжело, детям — тяжело-претяжело. А вот на жену я не мог смотреть. Сфотографировать ее измученное лицо в тот момент у меня не поднялась рука, да и не было сил и мыслей.
Итого весь путь от Прионии вверх и обратно до Прионии занял у нас 13 часов 03 минуты. Пройдено около 20 км по камням и бревнам.

Вот ссылка на видео, снятое мной на Митикасе ok.ru/video/29459221128
Оставшиеся дни мы просто валялись на различных пляжах и восстанавливали силы после похода на Олимп.
Вот еще несколько фото:

102/1
А в конце был прощальный ужин в таверне хозяина совместно с нашими вновь обретенными болгарскими друзьями:

И наконец на следующий день — отъезд домой.
Обратно ехали той же дорогой, что и сюда.

Теперь краткие технические итоги:
всего пройдено с учетом Греции 7080 км.
туда — 3120 км
обратно — 3085 км
по Греции — 875 км
Потрачено бензина 457,55 литров.
Средний расход — 6,46 л/100 км
Потрачено на бензин на дорогу туда-обратно — 22500 руб.

Спасибо за прочтение.
Если кому-то понравилось или какая-то информация пригодится — буду очень рад.