В Черногорию через Румынию и Сербию. Часть 5 / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

В Черногорию через Румынию и Сербию. Часть 5

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8

Предыдущая часть здесь

3 сентября 2013 г. Вторник
Селяново (Тиват)



Ясным солнечным утром выходим на пляж – узкую полосу гальки возле набережной. В 100 метрах есть еще детский пляж, но там народу побольше. С удовольствием купаемся в теплом ласковом море. Адриатика солёнее, чем Черное море, поэтому вода сама держит на поверхности, что очень хорошо – я пловец неважный, можно сказать никакой.., а так могу плавать и до буйков!… Над бухтой постоянно взлетают самолеты – рядом в Тивате находится местный международный аэродром. Вообще, Боко-Которская бухта славится тем, что море в ней не открытое, и поэтому спокойное и теплое.

А, кроме того, при строительстве городка были заложены серьезные очистные сооружения, поэтому море чистое, не смотря на то, что отели, виллы и другие здания от моря отделяют всего-то 10 метров набережной.


В обед идем обследовать окрестности – посмотреть городок, разведать рынки, магазинчики, ларьки… В 50 метрах от нашей виллы – хлебный ларек «пекара» со свежим хрустящим хлебом, булочками, круассанами… На местном рынке покупаем овощи, фрукты, вино: помидоры по 1Є/кг, виноград по 1,3Є/кг, яблоки по 1Є/кг, перец салатный по 0,6Є/кг, кабачки по 0,8Є/кг. Причем, овощи-фрукты здесь привозные – свое не растет, практически нет чернозема, одни белые камни… В супермаркете покупаем местное пиво Niksicko 2,3Є/2л, огурцы 0,62Є/кг, кукурузные хлопья 2,09Є, сыр 1,48Є/400 гр, куриное филе 6,77Є/кг. Инжир растет прямо на улице, как у нас абрикосы, срываем несколько штук…м-м-м-м сладкие…

И опять на море… Вечереет, краски становятся мягкими, умиротворяющими. В небе разливается умопомрачительный закат…

Наблюдаем его со своего балкона, где готовим ужин… С соседней виллы слышим собачий лай – это нас зовет соседский палевый лабрадор.

Наверное, предыдущие гости этого номера угощали его вкусняшками, теперь он нас дрессирует. У соседей есть еще одна лабрадориха – постарше, она ведет себя достойно и степенно, а этот бармалей у нас каждый вечер клянчит еду. Скучаем по своей Нике и, конечно же, угощаем его…

4 сентября 2013 г. Среда
Селяново (Тиват)


Сегодня опять ясно и тепло. Отдыхаем… полный «матрас»… Море прозрачное, все камушки видно.

В воде отражаются солнечные зайчики.

Кругом цветет олеандр,

растут пальмы…

Красота…

Вечером идем бродить по набережной в сторону Тивата. Любопытно всё: усыпанные мелкими белыми камешками дорожки, тропическая растительность,

музей морского наследия с настоящими подводными лодками возле него, большими якорями прямо на территории.



5 сентября 2013 г. Четверг
Селяново (Тиват)


Опять с утра купаемся и загораем. Сходили на детский пляж – для нас мелковато и шумно – много деток, вернулись на свое место возле виллы. Уже начинают посещать мысли, куда бы поехать на экскурсию?..

А пока вечером изучаем окрестности – идем дальше по набережной Тивата и попадаем в Порт Монтенегро.


Из интернета: «Porto Montenegro — это роскошная пристань для яхт в Тивате, которая помимо собственно марины включает в себя целый инфраструктурный комплекс: апартаменты, отели, конференц-холл, спортивные площадки, арт-галерею, музей, рестораны, бары и магазины. По сути, это небольшой городок для яхтсменов, где есть все необходимое для комфортного проживания и отдыха. Это полностью оборудованная по последнему слову техники глубоководная марина, обладающая Голубым флагом за чистоту и 5 золотыми якорями за класс обслуживания судов. Аналогов такому комплексу для владельцев шикарных яхт нет больше нигде во всей Адриатике, а в Европе подобных мест считанные единицы.»


И действительно, вдоль набережной стоят роскошные яхты, одна другой богаче и краше… Яхты под флагами самых разных стран, сияющие, отполированные, белоснежные…

Даже есть трехмачтовый парусник – на закате смотрится необычайно эффектно…

На берегу красивые пальмовые аллеи,


фонтаны необыкновенной формы,



дорогие отели, кафе, магазины… Хотя рядом с этим великолепием все достаточно демократично – проход везде свободный. Гуляем по набережной вдоль моря, по улочкам городка, в магазинчике покупаем мягкое мороженое и с удовольствием его тут же уплетаем, отдыхая на лавочке… Выходим опять на набережную в центре – здесь как-то людно и шумно, тусовочное место… На берегу замечаем рекламное объявление – что-то о прогулке по Боко-Которской бухте по цене 12Є с человека. В расписании – завтрашний день, в 10.00 отправление. План на завтра решился сам собой.

Стали свидетелями, как швартовалась к берегу огоромная белоснежная яхта, как слаженно работали работники порта и команда яхты. Вот уже солнце садится за горы, окаймляющие бухту… вечереет… вокруг нас розовые горы, розовые яхты, розовое море, даже воздух кажется розовым…Не спеша идем обратно вдоль яхт, любуясь и фотографируясь…

Довольные, в предвкушении планов на завтра возвращаемся домой.

6 сентября 2013 г. Пятница
Морская прогулка по Боко-Которской бухте


К 10 часам прибегаем к причалу, где уже готово к отплытию двухэтажное прогулочное судно. На борту уже полно народу, находим себе место на 2-м этаже, устраиваемся поудобнее и готовимся получать удовольствие… Кораблик отчаливает, и мы в восхищении любуемся синим-синим морем, чайками над волнами, бело-пенным следом, что оставляет на воде наше судно.

Смотрим на Порт Монтенегро и многочисленные яхты со стороны моря.

Вокруг бухты возвышаются темно-зеленые лесистые горы, за ними видны более высокие светло-серые скалы.
Городки и поселки с красными черепичными крышами, типичными для Средиземноморья, ютятся возле самой воды.

От коттеджей прямо в море ведут крутые лестницы.

Со стороны моря видим и свою виллу, и машину, стоящую на стоянке у моря. Тут же над нами в небо взмывает очередной самолет.

На борту теплохода гиды на разных языках, в том числе и на русском, рассказывают об окружающих нас достопримечательностях. Наш путь лежит на выход из бухты. Справа у подножия огромных живописных гор расположен город Херцег-Нови, слева – практически необитаемый зеленый полуостров Луштица.

Пейзажи вокруг нереально красивые. На выходе из бухты в Адриатическое море на крохотном диаметром всего двести метров острове Ластавица стоит форт Мамула, построенный в середине XIX века.


Крепость была построена с учетом самых передовых технологий военного искусства тех лет. Она полностью блокировала своими пушками вход вражеских кораблей в Бока-Которский залив. Несмотря на своё военное предназначение, во время обеих мировых войн крепость была тюрьмой, в боевых действиях участия не принимала. Благодаря этому отлично сохранилась. Но, к сожалению, а может и к счастью, экскурсий на остров, нет.

Наш теплоход причаливает к берегу, к нему тут же подходят маленькие катера. Все желающие за дополнительную плату 3Є с человека могут пересесть на эти катерочки для поездки в грот. Мы, конечно, пересаживаемся и устраиваемся на носу катера. Колоритный капитан пиратской наружности врубает зарубежную эстраду 80-х, и мы с ветерком несемся вдоль скалистых берегов, поросших густой зеленью.

Слева на берегу видим еще одну круглую крепость, построенную австрийцами – Превлаку.

Дальше катера въезжают прямо в грот с бирюзовой водой, подсвеченной только солнечным светом, проникающим снаружи.

Вход в грот довольно низкий, но внутри свод потолка повышается, как купол в цирке. Желающие искупаться прыгают прямо с борта катера в прозрачную морскую воду. Вскоре мы возвращаемся на наш теплоход. Капитан прощается со своими пассажирами, отпуская дамам комплименты, и «пиратские» катера уносятся в неизвестном направлении.



Тем временем на борту теплохода начинается обед. За дополнительную плату желающие могут сделать заказ, но, изучив меню, решаем, что 100Є за обед на двоих – это слишком, поэтому ограничиваемся своим тормозком, предусмотрительно припасенным из дома.

Наш корабль возвращается в Боко-Которскую бухту и плывет дальше вглубь залива через узкий пролив между скалами, пересекая маршрут паромов Каменари – Лепетане.

В этой части бухты есть два острова – остров Святого Георгия, который является местом захоронения знаменитых капитанов городка Пераста, остров закрыт для туристов,

и рукотворный остров Госпа од Шкрпела — Богородицы на рифе.


Из Википедии: «Госпа од Шкрпела является, возможно, единственным рукотворным островом Адриатики и находится в 115 метрах на северо-запад от острова Св. Георгия. Он был построен поверх рифа после того как в 1452 году два моряка из Пераста, братья Мортешичи, нашли на нём икону Божьей Матери, которая излечила одного из них от болезни. После этого икона сразу стала почитаемой.
Первоначально риф был лишь немного выше поверхности воды, но горожане в течение 200 лет затапливали рядом с ним захваченные пиратские и свои старые корабли (кроме того, был принят закон, согласно которому каждый проходящий мимо рифа корабль должен был здесь бросить на дно камень). Так было создано плато, площадь которого составляет 3030 м².»


Пришвартовываемся возле острова Госпа од Шкрпела.

Все желающие высаживаются на сушу, чтобы посетить церковь Божьей Матери. Церковь небольшая, но богатая — на стенах церкви можно увидеть 2500 золотых и серебряных «обетных» пластинок, которые жители Боки Которской жертвовали церкви «во исполнение данного обета» за избавление от различных бедствий. Кроме того, здесь находятся 68 старинных картин – целая картинная галерея.

Напротив островов на берегу расположен старый город Пераст с красными черепичными крышами и высокой колокольней – вид просто открыточный…

Не перестаем любоваться на окружающие нас пейзажи.


А теплоход, тем временем, плывет к конечному пункту сегодняшнего путешествия – городу Котор, расположенному в самой глубине бухты, где и причаливает рядом с большими круизными лайнерами.


Все туристические группы высаживаются с теплохода и направляются к воротам старой Которской крепости – они еще идут на экскурсию в старый город. Мы же, понимая, что для вдумчивого осмотра старого города нам получаса, который отводят экскурсоводы, будет мало, выбираемся из толпы и отправляемся на остановку общественного транспорта. Вскоре подъезжает автобус в Тиват, заходим, оплачиваем проезд (по 1,7 Є /чел.), причем, водитель пробивает билеты на маленьком кассовом аппарате.

Бусик едет по узкой дороге вдоль бухты. Сидя у окна, я не вижу обочины – сразу море… Встречные автомобили прижимаются в «карманы», чтобы пропустить автобус – иначе не разъехаться, такая узкая дорога… Теперь рассматриваем бухту со стороны суши…

В Селяново выходим из автобуса, бежим в супермаркет у дороги купить себе чего-нибудь вкусненького и возвращаемся домой. Так как купания в море сегодня было мало, быстро переодеваемся и идем на пляж. Вода – парное молоко. Уже темнеет, а мы все никак не наплаваемся… Потом ужинаем, обсуждаем сегодняшнее путешествие — 6 часов по морю на теплоходе с купанием в гроте да плюс живописный автобусный переезд Котор-Тиват всего за 16,7Є за человека, — и строим планы на завтра. Спокойной ночи!

7 сентября 2013 г. Суббота
Автоэкскурсия по Черногрии. Селяново (Тиват) – Будва – Свети Стефан – Петровац – Дурманы — тоннель Sozina – Вирпазар — Скадарское озеро – Вирпазар – серпантин – Петровац – Будва – Селяново (Тиват) (161 км)


На сегодня мы придумали себе большое автомобильное путешествие по Черногории. Выехали в 9.20. Заправили бензин на заправке INA – 14,5 литров по 1,38 Є (на 20 Є). В Тивате проезжаем мимо взлетной полосы аэропорта, где взлетают и садятся самолеты. Дальше по дороге не очень интересно – как-то пыльно, небольшие постройки, рекламные щиты в том числе и на русском языке с предложениями о покупке жилья в Черногории… Но вот показывается море, и картинка сразу меняется… Останавливаемся у импровизированной смотровой площадки, продираемся через кусты ежевичника в какие-то заброшенные постройки с арками – от них роскошный вид на море,

остров Святого Николая,

Старую Будву,

пляж с изумрудным морем и массой народа…

Все такое располагающее к отдыху, расслаблению…

Едем дальше через современный курортный город Будву: здесь все подчинено идее туризма – отели, коттеджи, кафе, рестораны… Толпы народа перемещаются к морю и от него, огромная тусовка… Дальше дорога бежит через прибрежные городки Бечичи, Рафаиловичи, Пржно, по указателям спускаемся к острову Святого Стефана – символа Черногории. Автомобиль оставляем на небольшой бесплатной стоянке, а сами пешком через парк спускаемся к морю.

Остров Святи Стефан соединен с материком небольшим перешейком. Пляж с левой стороны – общественный, бесплатный, доступный для жителей и гостей Черногории. На пляже изумительный розовый песок и чистое бирюзовое море с видом на скалы и светло-серые домики острова.


Очень много отдыхающих с детьми, причем, с самыми маленькими. Находим себе место у самой воды и с удовольствием погружаемся в теплую прозрачную воду. Некоторое время предаемся неге, отдыхая на пляже и наблюдая за окружающими. Отовсюду слышна русская речь – в Черногории очень много отдыхает россиян.

Накупавшись, выходим с пляжа в парк, где на ровных постриженных газонах растут многолетние оливковые деревья с «дырявыми» серыми стволами.

Красавцы! Сколько же им лет?

С правой стороны от острова расположен пляж для гостей именно отелей Святого Стефана, на всем пляже загорают 5-6 человек… Говорят, на острове любят отдыхать разные богачи и знаменитости.


Поднимаемся через парк к машине, переодеваемся в сухое и продолжаем путешествие. Серпантин между коттеджами, виллами, кафешками снова выводит нас на трассу. Со смотровых площадок остров Святи Стефан виден как на картинках.



Вдоль дороги видим несколько съездов в автокемпинги, кое-где на склонах у моря видны палатки… Проезжаем Петровац, Мишичи, Дурманы, по указателям сворачиваем Вирпазар через тоннель Sozina. Это самый длинный тоннель в Черногории – 4189 м, современный и превосходно оборудованный вентиляцией, освещением, каналами экстренной связи. За проезд легкового автомобиля по тоннелю заплатили 2,5 Є.

И вот, наконец, мы видим зеленую воду Скадарского озера.
Озеро огромно, одна часть его принадлежит Черногории, другая – Албании. Через озеро построена дамба и мост, по которым проходит как автомобильная, так и железная дороги. Сразу за мостом стоянка для автомобилей, где на нас набрасывается местный туроператор с предложением прокатиться на лодке по озеру. Сбиваем цену с 50Є на 45Є за 1 час, и моторка, пыхтя дизелем, везет нас по озеру.




Сразу скажу, это развлечение нам не понравилось. Разочаровало все. И водитель лодки, который тупо обвез нас вокруг небольшого, но довольно живописного островка, не притормозив даже, когда мы попытались сфотографировать цветы в зарослях кувшинок. И кратковременность поездки – из нашего оплаченного часа мы полчаса простояли на пляжике с маленьким генделыком, где, по мнению местных, мы должны были заказать себе еду по баснословным ценам. Вода в озере тоже не впечатлила – ну не люблю я купаться в пресных водоемах!.. Цены сегодняшнего развлечения – за 1 час 45 Є, и вчерашнего – 16,7 Є за целый день самых разнообразных впечатлений, просто не сопоставимы. Сувенир мы себе нашли в озере – несколько семян какого-то водного растения, похожих на голову черта с рожками. Подобные я видела в детстве на реке Амур в Хабаровском крае…

В качестве компенсации за утраченные иллюзии по поводу Скадарского озера решили прогуляться по развалинам крепости, которые заметили тут же на дамбе.


Из интернета: В прошлом, до строительства автомобильной и железной дороги, крепость Лесендро располагалась на небольшом вытянутом в длину острове, который, благодаря своему положению в устье реки Черноевича, часто назывался «ключом от озера», поэтому островная крепость стала постоянным «яблоком раздора» в черногорской борьбе за независимость от Османской империи. Бывший остров Лесендро с остатками крепости теперь превратился в полуостров возле дороги
В XVIII веке, в годы правления владыки Петра II Петровича Негоша, было решено построить оборонительное укрепление для защиты прилегающих к реке Черноевича черногорских земель от турецкой опасности, чтобы местное население могло спокойно заниматься торговлей и рыбной ловлей. Поводом для строительства форпоста послужили захват и казнь османским Рашид-пашой 8 черногорцев во время их торговой миссии в соседний Шкодер. В результате на острове Лесендро появилось оборонительное укрепление, площадью 3150 м² с высокими стенами и башнями. По легенде сам Петр II любил наведываться сюда, и даже написал в стенах крепости несколько своих произведений.
Крепость находилась под черногорской властью до 1843 года, когда турки предприняли удачную вылазку, воспользовавшись отсутствием в крепости регулярного гарнизона, занятого в других военных действиях. Они захватили Лесендро и соседнюю Враньину, что позволило им усилить свое военное присутствие в этой части Скадарского озера. Потеря крепости настолько огорчила Негоша, что в народе даже сложилась поговорка «Страдает, как владыка по Лесендро», которую употребляют для описания чьего-либо сильного расстройства.
Остров был освобожден от турок только в 1878 году, когда по решению Берлинского конгресса он отошел к независимой Черногории вмести с соседним Жабляком. После освобождения крепость использовалась в качестве военного арсенала, в этой роли она просуществовала до Первой Мировой войны.




Не спеша обследуем развалины, по пути поедая инжир, который здесь растет в великом множестве.

Фотографируем крепостные стены, башни,

воду озера у подножья крепости с зарослями цветущих кубышек,

красивые виды на озере – острова, поросшие лесом, целые плантации кувшинок, множество различных птиц, живущих в этих местах. Реально понимаешь, что озеро красиво.

Вдоль него бы пройтись пешим походом да с ночевкой, или не спеша проплыть на весельной лодке, заглянуть в тайные бухты, полюбоваться окружающими горами… Нет, в погоне за быстрым заработком, местные только испортили впечатление от этой красоты.

Возвращаемся домой по серпантину Вирпазар – Петровац. Отсюда открываются красивые виды на Скадарское озеро и окружающие горы.


Наслаждаемся ездой по извилистым дорогам Черногории, любуемся горами и морем в закатном солнце. Проезжая по улицам Будвы и наблюдая толпы народа, тусующегося возле кафешек и ресторанов, в который раз убедились в правильности выбора места отдыха – тихого и спокойного пригорода Тивата.

Продолжение здесь...

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.