На колесах без мотора по юго-восточной Финляндии / Путешествия НЕ на автомобилях! / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

На колесах без мотора по юго-восточной Финляндии

10-14 июня 2011.
UPD: добавил ссылку на трек.



Автомобиль — штука, конечно, хорошая, но если подворачивается возможность попробовать что-нибудь альтернативное, то нужно соглашаться. Иначе жизнь наполнится чужим опытом.
Я согласился и ни о чём не жалею :)

Началось всё весной этого года, когда группа увлеченных товарищей решила провести «длинный июньский уикенд» в коротком велопробеге. Весьма заманчивым показался маршрут по юго-восточной Финляндии: Торфяновка-Miehikkala-Palvaanjarvi-Luumaki-Lappeenranta-Брусничное — по прикидкам около 155 км за три дня. Подобралось 12 человек — 10 велосипедистов и два «специальных гостя». Для меня, как рядового участника, хлопот минимум — получить визу и подготовить велосипед. Организаторы же напрягались существенней — подробное изучение и планирование маршрута, бронирование жилья с получением подтверждения, закупка припасов и снаряжения, доставка людей и велосипедов до границы и обратно. В общем всё, как в индивидуальном туре, только в массовом масштабе.
Финскую визу получил без проблем — минимум документов, одна неделя и паспорт готов. Параллельно обзавелся велоаммуницией и успел немного покататься по городу, а то цифра 55 км в день с непривычки показалась слишком большой. Должен сказать, что специализированная экипировка оказалась очень полезной — насквозь синтетическая майка держит тепло и очень быстро сохнет, шорты с «памперсами» спасают пятую точку, перчатки повышают цепкость и не дают потеть рукам. А вот шлем на моей неправильной голове сидит плохо, поэтому я его старался не надевать (хоть в Финляндии он и относится к обязательным элементам велотуристов).

Потихоньку приблизился день отъезда — 10 июня. Оказалось, что билеты у нас куплены до Хельсинки (других уже не было), а сходить будем в Выборге. Проводница еще так удивленно переспрашивала всех — мы точно сойдем до границы?, а то ей заявку на погранпереход готовить надо. :)
Ночь в поезде накануне большого мероприятия я описывать не буду. 10 человек могут замечательно провести время в одном купе не тревожа еще двух товарищей на верхних полках :)
Активная часть велопробега началась на накопительной площадке пограничного пункта Торфяновка. Тут мы все переоделись «в спортивное», разгрузили велосипеды (они ехали на прицепе из Москвы), еще раз проверили их и покатили в сторону границы.



Длиннющая вереница машин стоит в ожидании, а мы всех обгоняем — непередаваемое ощущение превосходства над четырехколесными путешественниками ;-) Живая очередь на паспортный контроль. В соответствии с инструкцией, первый подает свой паспорт и заявляет: я на велосипеде и со мной еще девять человек. В ответ следует логичный вопрос: что — все на одном? :) Перед шлагбаумом у нас еще раз проверяют штампы в паспортах — а то вдруг кто-то нелегально границу пересечет — и выпускают. Ура! Мы на нейтральной территории.
Погода стоит самая что ни на есть летняя — тепло и солнечно. Еще немного и показался финский КПП. Выходит офицер и показывает, что мы проехали на красный свет (увлекшись свободой, проскочили на запрещающий сигнал — так вроде бы это для машин :)). Возвращаемся на 20 м назад и ждем, когда включится зелёный. У финов автомобильный пункт пропуска очень похож на аэропортовский. Все должны выйти из машины (слезть с велосипеда), зайти в павильон, миновать турникет и подать паспорт в окошечко на стойке. А выход через другую дверь. Вот наконец последний наш участник миновал госграницу и мы двинулись по заранее проложенному маршруту.
Первая остановка — кафе и торговый центр «шайба». Заправляемся водой, перекусываем, потихонечку акклиматизируемся. В продаже есть «Боржоми», но надписи на русском на этикетке отсуствуют. Вот так оказывается можно переориентировать экспорт в обход большого соседа.

Велодорожки по Финляндии оборудованы не везде, но там, где они присутствуют, велосипедист может быть уверен в своей безопасности и комфорте. Отдельное асфальтированное полотно шириной 1.5-2 м, с автодорогой пересекается через туннели, либо через обозначенные переходы. Средняя скорость может доходить до 22-25 км/ч. У нас на маршруте были разные дороги, и асфальтированные составили, наверное, половину. Оставшаяся же часть — это добротные сельские проселки и лесные щебенчатые грейдеры. Общий профиль трассы получился сильно знакопеременным, но это мы прочувствовали только накрутив порядка 30 км.




В движении группа из 10 велосипедистов растягивалась на несколько сотен метров. Впереди идут «бывалые» на легких шоссейниках, потом те, кому силы позволяют держать заданный темп. В арьергарде оказывались, как правило, представители прекрасной половины на тяжелых городских великах, подстрахованные кем-нибудь из опытных замыкающих. Из-за желания пофотографировать/поснимать видео на ходу, я тоже частенько крутил педали в конце колонны, но, как оказалось, это имело и положительные стороны — невозможно сбиться с дороги :) Один раз остановились в ожидании пролетевших мимо нужного поворота торопыг, присели на обочине вблизи чьей-то усадьбы, и тут на наш разговор выходит покачивающийся финн. В своей речи он был предельно кратким: — До свида-а-ания! Вот это дружелюбность :)

По плану основная достопримечательность первого дня — музей Salpa Linja в Miehikkala — укрепленная линия, построенная в оборонительных целях в 1940-1944 годах.




Тут есть подробности:
www.aroundspb.ru/fort/salpa/salpa.php
www.nortfort.ru/salpa/index.html

Сначала в помещении подземного бункера, в благодатной прохладе, нам показали небольшой фильм про историю создания Salpa, а потом отпустили в свободное блуждание по территории музея. Экскурсовода надо заказывать заранее, да и то не факт что он будет говорить на русском. Тем не менее самостоятельно тоже есть что посмотреть. Дорогу, идущую через лес, пересекает полоса гранитных валунов, а за ней противотанковый ров. Над деревьями возвышается каменистая горка, которую в свою очередь венчает наблюдательная вышка. Некоторые траншеи и пулеметные гнёзда вырублены в скале, бетонированные бункеры заглублены в тот же камень на несколько метров. ДОТы так ловко вписаны в расщелины, и так умело замаскированы, что выбить их обитателей кажется невозможно. Зато они через амбразуры и смотровые щели просматривают все подходы. Взаимное прикрытие укреплений и огневых позиций наводит на мысль, что народу здесь могло бы полечь ого-го сколько, если бы кто-то решился на прямой штурм.




В общем — впечатляет!
Для себя отметил два момента:
1) продуманность и трудозатратность укреплений с учетом прошедших 70 лет и возможностей того времени;
2) как фины сумели сохранить в хорошем состоянии все эти сооружения?



В кафе при музее подкрепили силы, сверились с маршрутом и отправились дальше. Теперь до самого места ночлега будет преимущественно грунтовка. Несмотря на окружающий лес — ехать жарко, а дополнительный пот выжимают постоянные горки: вниз пролетаешь очень быстро, в подъем же идешь намного дольше и с натягом. Километры на спидометре тянутся медленно-медленно. Где-то в районе 55 км должен быть ожидаемый кемпинг, а его всё нет и нет. 56, 57, 58! Ну где же он? И вот, наконец-то, указатели на Palvaanjarvi и поворот.
Все запасы воды уже кончились, и мы первым делом направились в бар. Холодное пиво на веранде — как же было хорошо! В итоге за первый день на моем счетчике — 59,11 км, время в движении — 3:35:36, у некоторых больше (они сделали крюк из-за ошибочного поворота); из происшествий — один прокол.
Кемпинг расположен на берегу лесного озера — из сауны можно сразу в воду нырять. Но париться никто не пошел, а рискнули так искупаться. Перед поездкой нас пугали холодными ночами и нерастаявшим снегом (начало июня всё-таки). По факту же водичка оказалась идеальной. И еще выяснилось, что комары уважительно относятся к репеллентам :)




Вечером состоялся торжественный ужин в честь удачного завершения первого дня. Шашлыки, печеная картошка, сухое вино, чай из газированной воды, egermaster и т.д. и т.п. «Вы знаете как дальнобойщики называют пешеходов? — Кегли. А велосипедистов? — … Хрустики». Это про нас :)

Утром просыпаюсь — тишина. Даже комаров не слышно. В домике очень жарко, но держать дверь открытой мы побоялись. Пока другие спят, сходил на озеро искупаться — вода еще лучше чем накануне. Потом был завтрак, подкачка шин, сборы. Традиционно фины предоставляют жилье в кемпингах без постельного белья и с обязательством оставить «всё как было» при заселении. Белье мы привезли с собой (и забрали его на вторую ночевку), а порядок наводили в последний момент.



Сегодня, 12 июня, должны посмотреть суворовский форт «Давыдов» в Таавети и добраться до Лаппеенранты. На грунтовые горки сил уже не было, штурмовали их пешим ходом. В одном затяжном и извилистом спуске лидер попал колесами в песок и улетел из седла, чем спас от подобной участи всех остальных. Слава богу это была единственная неприятность.
Довелось свидеться и с финским индейцем. Представьте себе картину: извилистая дорога в сосновом лесу. Вид Солнца вызывает только желание раздеться, искупаться и спрятаться в тень… А по дороге, немного вихляясь из стороны в сторону, движется человек на велосипеде. Одет он излишне тепло, на голове — распущенный меховой треух, украшенный парой перьев. Ну точно из породы финских чероки! :)
Понемногу выбираемся в цивилизованные места. Снова появляются асфальт, дорожные указатели, дома. Это должно быть Таавети. Остатки крепости, построенной Александром Васильевичем Суворовым для защиты от шведов, выглядят не так устрашающе как Salpa Linja. Да и обновлены они явно недавно. Но сам факт российского присутствия на этих землях заставляет уважительно относиться к истории.



Обедаем в Luumaki. На карте — маленький населенный пункт. На деле же — ухоженный уютный поселок, с современной малоэтажной застройкой, хорошим сервисом и пушками-памятниками на центральной площади. Посидели-помечтали, что хорошо бы здесь на пенсии жить. Утопия?



На привалы останавливались сначала через 10-12 км, а потом и чаще, иначе колонна слишком сильно растягивается. В результате немного отстали от графика, сбились с пути и попали под проливной дождь. Не хватило каких-то 20-30 минут до лагеря в Лаппеенранте. Пришлось доставать дождевики.
Местный кемпинг тоже устроен на берегу озера, но не так близко, так что вода плещется где-то в отдалении за деревьями. Домиков очень много. Есть 2-местные модели, 4-местные, увеличенные, зимние, а также места для кемперов и палаток. На площадках встречались в основном машины с питерскими номерами — популярное место для отдыха оказалось. Несмотря на дождь, мы опять устроили гриль-шоу. Надо сказать, что мясо и, в особенности, рыба получились отменными.
За второй день намотал 70,31 км, время в движении — 4:16:54.

Третий день показался самым трудным. Начали мы его с пешей прогулки по крепости Вильманстранд. Если бы не ремонт дорожного покрытия, то здесь можно устраивать съемки фильма про будни российского гарнизона 18 века.




Спланировано все четко, по-военному. Если подняться на гребень земляного вала, то открывается красивый вид на залив и город. Внизу у воды устроен парк из песочных фигур.




Заглянули на чашечку кофе к майорше. Так называется кафе недалеко от ворот крепости. Потом на велосипедах спустились в город. Ну что тут сказать — симпатично, добротно.





От Лаппеенранты наш путь лежал в сторону Сайменского канал (Saima Kanava). Немного не доезжая до него, выяснилось, что велосипед Юры, который вчера упал на склоне, работает как-то не так. После разбирательств и попыток самостоятельного ремонта решили вызвать машину сопровождения… К сожалению, один человек сошел с дистанции (запасного велосипеда у нас не было) и группа продолжила движение в сокращенном составе.



Под небольшим дождем, между старым и новым руслом канала, мы проехали около 20 км, пока не уперлись в паромную переправу. К этому моменту я уже совсем не мог сидеть в седле, желание остановиться и размяться возникало каждый километр. Так что развлечение для туристов оказалось кстати.



Да, видели сегодня еще одного финского индейца :)



В итоге — 39,61 км, средняя скорость всего 15,2 км/ч.
Перед самой границей есть место, где готовят вкуснейшую уху. Если описывать это словами, то в тарелке возвышается горка из нежно-розовой рыбы, залитой бульоном сливочного цвета.



А еще там салат-бар, квас, картошка и много-много другой простой, но вкусной еды. Только я забыл, как называется это заведение :)
Вечером 13 июня границу в сторону России планировало пересечь огромное число автомобилей. Очередь в два ряда растянулась по всей нейтральной полосе от финского КПП до российского (а это больше трех километров). Мы же проехали без остановки :)
Вот такое удовольствие от катания на велосипеде.
Возвращались обратно тем же способом, что и сюда — на поезде. В итоге за три дня, без какого-либо дополнительного отпуска, мы хорошо размялись, посмотрели юго-восточную Финляндию и даже ни о чем не пожалели.

Если кому интересно, то вот трек, который был положен в основу. Прошли весь, но с небольшими отклонениями.

Небольшое слайд-шоу.

Комментарии (9)

RSS свернуть / развернуть
+
5
+ -
avatar

admin

  • 6 июля 2011, 17:09
Пять с плюсом!!! Поскольку я тоже заядлый велосипедист — аплодирую стоя и беру на заметку!
+
2
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 6 июля 2011, 17:13
Спасибо! Я простой участник :) А слова благодарности — это к людям, которые организовали и нас соблазнили.
+
2
+ -
avatar

SemenovEA

  • 6 июля 2011, 18:56
Здорово!!! Завидую!!! Я сам велолюбитель, наматываю км по родным курганским лесам. Была бы возможность поучаствовать, согласился бы не задумываясь.
+
2
+ -
avatar

anutik

  • 7 июля 2011, 08:43
здоров!!! молодцы!!!
+
2
+ -
avatar

anutik

  • 7 июля 2011, 08:43
здорово!!! молодцы!!!

+
2
+ -
avatar

ronald

  • 7 июля 2011, 09:37
Класс!!! Просто Класс! Надо взять на заметку)
+
2
+ -
avatar

ghj222

  • 7 июля 2011, 21:41
Супер! Я как начинающий любитель 2-х колесных друзей завидую!!!
+
0
+ -
avatar

maestro

  • 8 июля 2011, 18:27
Вот какие же вы молодцы!!! читаю наизусть!!! фааантастика!!! Браво коллеги, Браво!!!
+
0
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 8 июля 2011, 20:58
«читаю наизусть» — это хорошо! :)
Спасибо всем за отзывы!
Самое интересное в этой поездке — это организация и практически безукоризненная её реализация. В Интернете много описаний подобных путешествий — значит современным жителям России это по силам.
Если у кого-то получится — поделитесь :)

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.