Продолжаем путешествие по Абхазии / Блог принадлежит: ramzai / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Продолжаем путешествие по Абхазии

Первую часть моего путешествия Вы сможете прочитать тут: (Спонтанная поездка в Абхазию. Краснодар — Сухум — Краснодар (7-9 февраля)

Вторая часть: Обещанное продолжение поездок по Абхазии

В продолжении рассказов про маленькую, очень красивую и удивительную страну Абхазию, я бы хотел представить Вам ее немного с другой стороны, показать разрушенные, почти заброшенные города и поселки Восточной части Абхазии, Гальский район. Районный центр город Гал, расположенный в 10 километрах от Грузинской границы.

В этом рассказе я Вам хочу рассказать про спрятанный в горах город Ткварчели и поселок на берегу моря под названием Приморск.



Ткварчели (гр.) и Ткуарчал (абх.)




В советское время город Ткварчели, или как его в Абхазии называют — Ткуарчал, считался одним из наиболее важных городов региона. Там добывался уголь, на котором работали несколько предприятий в Советском Союзе. Ткварчели был вторым (после Сухума) по численности населения.
Ткуарчал — уникальное место — это город, который полностью окольцован горами и только одна дорога ведет на въезд и выезд (включая ЖД). Интересной и по своему уникальной является архитектура города. Большинство административных и общественных зданий, а также жилой фонд в центральной части Ткварчели были построены пленными немецкими солдатами (после 1943-44 гг). В проектировке зданий участвовали немецкие архитекторы и инженеры. Это наложило на город неповторимый отпечаток и сделало его непохожим на все остальные малые города СССР. Война 1992—1993 гг нанесла городу непоправимый урон. Многие здания были разрушены, другие просто пришли в упадок без надлежащего ремонта. Во время войны 1992—1993 годов город пережил тяжелейшую блокаду. Определить что доставило большой урон городу война или запустении, очень сложно.





Сегодня Ткварчели называют “мертвым городом”. В нем царит вечная тишина. Население сократилось больше чем в четыре раза. В нем сейчас по данным на 2011 год проживает — 5013 человек. Все стало здесь останавливаться с развалом Советского Союза. Последние громкие звуки, которые помнит город – это перестрелки и грохот бомбежек во время грузино-абхазской войны. Местные жители с каким-то не добрым и очень грустным видом осматривают «чужаков».





В войну 1992-93 года Ткварчели был одним из центров сопротивления, находился в осаде, подвергался постоянным обстрелам, но так и не был взят грузинскими войсками. 27 сентября 2008 г. Президент Абхазии Сергей Багапш подписал Указ о присвоении Ткварчели почетного звания «Город-герой». В жилой части города установлена памятная площадка абхазам, погибших в войне с грузинской армией в 1992-1993 годах.
Контрастно выглядят современные рекламные щиты и безлюдные улицы с заброшенными домами, время здесь остановилось…



Как таковой работы в Ткуарчале нет. Единственное предприятие это «Ткуарчалуголь» (бывшая абхазо-турецкая фирма «Тамсаш»). ООО «Ткуарчалуголь» по факту турецкое предприятие. На предприятии трудится и около 300 жителей города (из чуть менее 5000 населения).



Канатная дорога была закрыта в 1993 году. Использовалась для перевозки горожан между верхней (жилой) площадкой и нижней (промышленной) и вокзалом. Замерший фуникулер канатной дороги, так и не доставил пассажиров и намертво остановился. Раньше в городе было несколько канатных дорог, но до наших дней дошла только одна. Сохранились две станции (верхняя и нижняя), промежуточная вышка и ржавые соединяющие тросы.



Просторы промзоны.
Руины центральной обогатительной фабрики. В советское время посещалась делегациями из США, Франции и Индии в целях перенимания новейшего опыта.



Сегодня железнодорожное сообщение осуществляется сугубо для перевозки добытого угля в порт Очамчира. Далее уголь направляется в Турцию.



Железнодорожный вокзал. Грузинское название, как и везде в Абхазии, сбито.
Пассажирского железнодорожного сообщения нет. Впрочем, как и самих рельсов, по которым оно осуществлялось до войны.





Железнодорожный мост на выезде из города, является уникальным архитектурным сооружением. Если спуститься и отправиться вдоль бывшего ж/д пути, можно попасть в такие любопытные места, как заброшенный район Акармару, радоновые ванны и шахты по добыче каменного угля.




В заключении по Ткварчал хочу добавить, с каждым новым посещением данного района жизнь в нем развивается, машин и людей на улице становится больше. Значимые объекты для людей ремонтируют.



Поселок либо село Приморск, следующий мой рассказ


(месторасположение https://goo.gl/maps/nleXE или координаты 42° 35′ 10″ N, 41° 31′ 11″ E)



Мы рассказали нашему абхазскому знакомому о наших посещениях города Ткварчели.
На что он нам сказал: Ткварчал оживает и в нем налаживается жизнь. А есть еще одно заброшенное место с интересной историей, и в нем люди до сих пор живут, как в состоянии войны. Приступим к приключению!




Чтобы добраться до него, необходимо из Центра города Гал проехать на заброшенную ЖД станцию и переехать через железнодорожные рельсы. Далее никуда не сворачивать 20 километров, 6 последних километров проходят через лес, в котором виднеются остатки фундаментов домов.




Дорога везде асфальтированная с огромными ямами, асфальт редкость для такого удаленного района в Абхазии. Первым что мы увидели в поселке было заселенное многоэтажное строение огороженное крепким металлическим забором. Далее мы продвинулись вглубь поселка и ужаснулись увиденному, комплекс заброшенных многоквартирных домов. Люди живут занимают не квартиры, а целый подъезд дома.




На встречу нам шла бабушка, мы подъехали к ней:
— Добрый день! Это поселок Приморск?
— Да, это заброшенный поселок Приморск! А кто вы такие?
— Мы туристы, путешествуем и хотели бы посмотреть на море и канал
— Вы хотите купить дом? (заметьте не квартиру в многоэтажном доме)
— Нет, мы просто путешествуем
— В нашем районе не безопасно и вам тут делать нечего, уезжайте от сюда так же, как и приехали
— Мы уедем, хотим увидеть канал и море
— Море, прямо направо и до упора, там же и канал. Только быстро!




Бабушка внушила нам некую обеспокоенность, задерживаться мы тут не планировали. Поэтому быстро проехали по маршруту. Подход к морю нам преградил широкий канал. Во времена СССР тут находилась спортивная база ЦС «Динамо» и в зимне-весенний сезон туда съезжались гребцы всех союзных республик для подготовки к сезону. Канал берет свое начало от Ингурской ГЭС, его протяженность более 20 километров.




Если переехать канал и продолжить путь вдоль берега моря на запад, то через 13 километров можно попасть в город Очамчира. Но мы не решили ехать так, увидев плиту торчащую из земли с надписью Halo Trust. Это британская благотворительная и американская некоммерческая организация, занимающаяся обезвреживанием наземных мин и неразорвавшихся боеприпасов, работавших тут после войны.



Обратный путь был быстрым и без встреч с местными бабушками :)

Продолжение следует !

Комментарии (3)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

BelindaHelen

  • 26 января 2015, 10:03
Прочитала и стало грустно… но интересно. Красивые места, и вроде не на краю света, а в таком запустении. Спасибо Вам большое, за то что показываете нам такие уголки, которые мы самостоятельно вряд ли увидели бы.
+
0
+ -
avatar

ramzai

  • 26 января 2015, 10:59
Постараюсь таких рассказов делать больше
+
0
+ -
avatar

SemenovEA

  • 7 мая 2015, 15:51
Да, действительно, такие красивые места и такое запустение. Хоть бы российские бизнесмены присмотрелись и вложили бы денег в развитие. Были бы турбазы, гостиницы и туристы бы потянулись…

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.